Мэри Энн Шадд
Мэри Энн Шадд Кэри | |
---|---|
Рожденный | Мэри Энн Шадд 9 октября 1823 г. Уилмингтон, Делавэр , США |
Умер | 5 июня 1893 г. Вашингтон, округ Колумбия , США | ( 69 лет
Место отдыха | Колумбийское кладбище Гармонии |
Занятие | Активист, выступающий против рабства, журналист, издатель, педагог, юрист. |
Альма-матер | Университет Говарда (юридический факультет) |
Супруг | Томас Ф. Кэри |
Дети | 2 |
Родители | Авраам Д. Шадд Гарриет Бертон Парнелл |
Родственники | Юнис П. Шадд (сестра), Исаак Шадд (брат), Гаррисон В. Шадд (брат) |
Мэри Энн Камбертон Шадд Кэри (9 октября 1823 - 5 июня 1893) была американо-канадской активисткой, выступающей против рабства , журналистом, издателем, учителем и юристом. Она была первой чернокожей женщиной -издателем в Северной Америке и первой женщиной-издателем в Канаде . [1] [2] Она также была второй чернокожей женщиной, поступившей на юридический факультет в Соединенных Штатах. Мэри Шадд основала газету Provincial Freeman в 1853 году, которая выходила еженедельно в южном Онтарио . он выступал за равенство, интеграцию и самообразование чернокожих людей в Канаде и Соединенных Штатах. [3] [4]
Семья Мэри участвовала в работе «Подземной железной дороги» , помогая тем, кто бежал из рабства в Соединённых Штатах. После принятия Закона о беглых рабах 1850 года ее семья переехала на территорию современного южного Онтарио (тогда западная часть Соединенных Штатов ). Она вернулась в Соединенные Штаты во время Гражданской войны в США , где набирала солдат для Союза . Самоучка, Мэри поступила на юридический факультет Университета Говарда и всю оставшуюся жизнь продолжала защищать гражданские права афроамериканцев и женщин.
Ранняя жизнь [ править ]
Мэри Энн Шадд родилась в Уилмингтоне, штат Делавэр , 9 октября 1823 года и была старшей из 13 детей Авраама Дораса Шадда (1801–1882) и Гарриет Бертон Парнелл, свободных афроамериканцев . Авраам Д. Шадд был внуком Ганса Шада по прозвищу Джон Шадд, уроженца Гессен-Касселя , который въехал в Соединенные Штаты, служа гессенским солдатом в британской армии во время франко-индейской войны . Ганс Шад был ранен и оставлен на попечение двух афроамериканок , матери и дочери, которых звали Элизабет Джексон. Гессенский солдат и его дочь поженились в январе 1756 года, а шесть месяцев спустя у них родился первый сын. [5]
А. Д. Шадд был сыном Иеремии Шадда, младшего сына Джона, который был мясником в Уилмингтоне . Авраам Шадд получил образование сапожника . [6] и имел магазин в Уилмингтоне, а затем в соседнем городе Вест-Честер, штат Пенсильвания . В обоих местах он активно работал проводником на подземной железной дороге и занимался другой деятельностью в области гражданских прав, будучи активным членом Американского общества по борьбе с рабством , а в 1833 году был назначен президентом Национальной конвенции по улучшению положения свободных людей Цвет в Филадельфии. [7]
Когда она росла, дом ее семьи часто служил убежищем для беглых рабов ; однако, когда обучение афроамериканских детей в штате Делавэр стало незаконным, семья Шадд переехала в Пенсильванию, где Мэри посещала квакерскую школу-интернат (несмотря на то, что она была воспитана католиком ). В 1840 году Шадд вернулся в Восточный Честер и основал школу для чернокожих детей. Позже она также преподавала в Норристауне , Пенсильвании , и Нью-Йорке .
Через три года после принятия Закона о беглых рабах 1850 года А.Д. Шадд перевез свою семью в Соединенные Штаты Америки (Западная Канада), поселившись в Норт-Бакстоне, Онтарио . В 1858 году он стал одним из первых чернокожих мужчин, избранных на политический пост в Канаде, когда он был избран на должность советника городка Роли, Онтарио .
активизм Социальный
В 1848 году Фредерик Дуглас попросил читателей своей газеты «Полярная звезда » высказать свои предложения о том, что можно сделать для улучшения жизни афроамериканцев. Шадд, которому тогда было 25 лет, написал ему: «Нам следует больше делать и меньше говорить». [8] Она выразила разочарование по поводу многих съездов, которые были проведены до этого дня, например, тех, на которых присутствовал ее отец, на которых произносились речи и принимались резолюции о зле рабства и необходимости справедливости для афроамериканцев. Однако ощутимых улучшений не произошло. Дуглас опубликовал ее письмо в своей газете. [ нужна ссылка ]
Когда Закон о беглых рабах 1850 года в Соединенных Штатах угрожал вернуть свободных чернокожих северян и сбежавших рабов в рабство, Шадд и ее брат Исаак Шадд переехали в Канаду и поселились в Виндзоре, Онтарио , через границу с Детройтом , где усилия Шадда по впервые началось создание свободных черных поселений в Канаде.
Находясь в Виндзоре, она основала «расово» интегрированную школу при поддержке Американской миссионерской ассоциации . В то время государственное образование в Онтарио было закрыто для чернокожих студентов. Шадд предлагал дневные занятия для детей и молодежи и вечерние занятия для взрослых.
Сторонник эмиграции, в 1852 году Шадд опубликовал брошюру под названием «Призыв к эмиграции»; или «Записки о Западной Канаде в ее моральном, социальном и политическом аспекте: с предложениями относительно Мексики, Вест-Индии и острова Ванкувер для информации цветных эмигрантов». В брошюре обсуждались преимущества эмиграции, а также возможности для чернокожих в этом районе. [9] [6] [10]
Провинциальный почетный житель [ править ]
В 1853 году Шадд основал газету против рабства под названием «Провинциальный Фримен» . Лозунг газеты был «Посвящён борьбе с рабством, умеренности и общей литературе». [8] Он выходил еженедельно, а первый выпуск вышел в Торонто, Онтарио, 24 марта 1853 года. [11] Он публиковался четыре года, прежде чем финансовые проблемы прекратили его публикацию.
Шадд знала, что ее женское имя оттолкнет некоторых читателей из-за гендерных ожиданий общества XIX века. Поэтому она убедила Сэмюэля Рингголда Уорда , чернокожего аболициониста, издававшего несколько аболиционистских газет, в том числе «Беспристрастный гражданин», помочь ей опубликовать его. [12] [13] [14] Она также заручилась помощью преподобного Александра Макартура, белого священнослужителя. Их имена были указаны в заголовке, но Шадд принимал участие во всех аспектах работы газеты.
Ее брат Исаак Шадд руководил повседневными делами газеты. Исаак также был убежденным сторонником отмены смертной казни и позже проводил собрания, чтобы спланировать рейд на Харперс-Ферри в своем доме. [15]
Шадд много путешествовал по Канаде и Соединенным Штатам, чтобы увеличить подписку на газету и публично просить помощи беглым рабам. Из-за Закона о беглых рабах эти поездки сопряжены со значительным риском для безопасности Шадда; свободные чернокожие могли быть схвачены охотниками за головами, ищущими сбежавших рабов. [12]
Как это было типично для черной прессы , The Provincial Freeman сыграл важную роль, озвучив мнения чернокожих канадских активистов, выступающих против рабства.
Влияние афроамериканских газет с 1850 по 1860 год было значительным в аболиционистском движении. Однако поддерживать публикацию было сложно. Издатели, такие как Шадд, начали свою работу из-за приверженности образованию и пропаганде и использовали свои газеты как средство влияния на общественное мнение. Им пришлось преодолеть финансовые, политические и социальные проблемы, чтобы удержать свои газеты на плаву. [16] [17] [18]
Кэрол Б. Конэуэй пишет в книге «Расовый подъем: мысли чернокожего издателя газеты Мэри Энн Шадд Кэри в девятнадцатом веке», что эти газеты сместили акцент с белых на чернокожих, придав им больше возможностей. Она пишет, что белые читают эти газеты, чтобы отслеживать уровень недовольства среди афроамериканцев и измерять их терпимость к продолжающемуся рабству в Америке.
Чернокожие газеты часто создавали свои газеты по образцу основных изданий для белых. Согласно исследованиям, проведенным Уильямом Дэвидом Слоаном в его различных учебниках по истории, первые газеты состояли из четырех страниц и имели одну пустую страницу, чтобы люди могли написать свою собственную информацию, прежде чем передать ее друзьям и родственникам. Он также рассказал о том, что в те первые дни газеты были центром информации для общества и культуры. [19] [20] [21] [22] [23]
В 1854 году Шадд изменила заголовок, указав свое собственное имя, а не имена Макартура и Уорда. Она также наняла свою сестру, чтобы она помогала редактировать газету. Это изменение подверглось резкой критике, и в следующем году Шадд был вынужден уйти в отставку. [11]
Гражданская война послевоенный активизм и
Между 1855 и 1856 годами Шадд путешествовал по Соединенным Штатам в качестве оратора против рабства, выступая за полную расовую интеграцию посредством образования и самостоятельности. [15] В своих выступлениях она посоветовала всем чернокожим настаивать на справедливом обращении и при необходимости подать в суд. [24]
Шадд стремилась принять участие в Филадельфийском съезде цветных 1855 года , но женщинам никогда не разрешалось присутствовать, и ассамблее пришлось обсуждать, позволить ли ей сидеть в качестве делегата. Ее поддержка эмиграции сделала ее фигурой неоднозначной, и ее приняли лишь с небольшим перевесом в 15 голосов. Согласно газете Фредерика Дугласа , хотя она и выступила на съезде с речью в защиту эмиграции, ее приняли так хорошо, что делегаты проголосовали за то, чтобы дать ей еще десять минут для выступления. Однако ее присутствие на съезде в значительной степени было исключено из протокола, вероятно, потому, что она была женщиной. [25]
В 1856 году она вышла замуж за Томаса Ф. Кэри, парикмахера из Торонто, который также был связан с Провинциальным Фрименом . У них были дочь по имени Сара и сын по имени Линтон. [26]
В 1858 году Шадд был членом Чатемского комитета бдительности , который стремился предотвратить возвращение бывших рабов в Соединенные Штаты и их возвращение в рабство, как, например, в случае с Сильванусом Демарестом . [27]
После смерти мужа в 1860 году Шадд Кэри и ее дети вернулись в Соединенные Штаты. [6] Во время Гражданской войны в США по указанию аболициониста Мартина Делани , [28] она работала офицером по набору чернокожих добровольцев в армию Союза в штате Индиана .
После гражданской войны она преподавала в школах для чернокожих в Уилмингтоне. Затем она вернулась в Вашингтон со своей дочерью и пятнадцать лет преподавала в государственных школах . [9] Затем она поступила на юридический факультет Университета Говарда и окончила его в возрасте 60 лет в 1883 году, став второй чернокожей женщиной в Соединенных Штатах, получившей юридическое образование. [6]
Она писала для газет «Национальная эра» и «Народный адвокат» , а в 1880 году организовала Прогрессивное движение цветных женщин .
Шадд Кэри присоединилась к Национальной ассоциации избирательного права женщин , работая вместе со Сьюзен Б. Энтони и Элизабет Кэди Стэнтон, защищая избирательное право женщин , давая показания перед Судебным комитетом Палаты представителей и став первой афроамериканкой, проголосовавшей на национальных выборах. . [29]
Она умерла в Вашингтоне, округ Колумбия, 5 июня 1893 года от рака желудка . Она была похоронена на кладбище Колумбийской Гармонии . [30]
Наследие [ править ]
В Соединенных Штатах бывшая резиденция Шадд Кэри в коридоре U Street в Вашингтоне, округ Колумбия, была объявлена национальным историческим памятником удостоил ее звания Месяца женской истории лауреата в 1976 году. В 1987 году Национальный проект женской истории . [31] В 1998 году Шадд Кэри была введена в Национальный зал женской славы . [32]
В Канаде она была признана Личностью национального исторического значения . [28] с мемориальной доской Национального совета по историческим местам и памятникам, установленной в Чатеме, Онтарио. Там, в BME Freedom Park, провинциальные мемориальные доски Онтарио также чествуют ее и ее газету The Provincial Freeman. В Торонто мемориальная доска «Наследие Торонто» отмечает место, где она публиковала «Провинциального почетного человека», когда жила в городе с 1854 по 1855 год.
Шадд Кэри фигурирует в учебном пособии по тестированию на гражданство Канады, выпущенном в 2009 году. [33]
В 1985 году государственная школа Мэри Шадд была открыта в Скарборо, Онтарио, Канада, в городе Малверн, а позже была расширена в 1992 году. Школьный девиз «Свободен быть... лучшим из себя» и школьный гимн «Мы на пути к успеху». правильный путь... Мэри Шадд» - это дань уважения Шадду, в честь которого была названа школа. [34]
В 2018 году газета New York Times опубликовала ей запоздалый некролог. [8]
197-й день рождения Шадда был отмечен дудлом Google 9 октября 2020 года, который появился в Канаде, США, Латвии , Сенегале , Гане , Нигерии , Кении , Танзании и Южной Африке . [35]
Почтовое отделение Мэри Энн Шадд Кэри, названное так в 2021 году, находится по адресу 500 Delaware Avenue, Suite 1, в Уилмингтоне, штат Делавэр. [36] [37]
12 мая 2022 года Виндзорский университет в Онтарио, Канада, представил бронзовую статую Мэри Энн Шадд Кэри, созданную местной художницей Донной Мейн. На открытии присутствовали члены семьи Шадд и ее потомки. [38]
Шадд изображен на канадской почтовой марке в 2024 году. [39]
Архивы [ править ]
Фонды Мэри Энн Шадд Кэри (F 1409) в Архивах Онтарио. [40] — одна из немногих сохранившихся коллекций, созданных Мэри Энн Шадд Кэри и хранящихся в архивном учреждении. Это наиболее полный набор доступных записей. В нем представлена уникальная и содержательная точка зрения на работу Шадда Кэри о международном движении против рабства. Материалы дают представление о годах, которые она жила на западе Канады (ныне Онтарио) между 1851 и 1863 годами. Фонд состоит из писем, полученных и написанных Мэри Энн Шадд Кэри во время ее проживания в современном Онтарио. Он также включает деловые записи и конспекты лекций, а также копии статей, написанных Шаддом Кэри на такие темы, как поддержка интегрированных школ, борьба с сегрегацией и политическая позиция, которую занимает Provincial Freeman редакция . Включена переписка между членами семьи Шадд Кэри, включая ее мужа Томаса Кэри и ее брата Исаака Шадда, а также переписку с известными афроамериканскими аболиционистами Уильямом Стиллом , Х. Фордом Дугласом и преподобным Сэмюэлем Рингголдом Уордом и другими.
Пластинки были приобретены у Эда и Максин Роббинс. В 1974 году они обнаружили записи после сноса старого здания на их территории, которое когда-то служило домом Шадду Кэри в Чатеме, Онтарио. Материалы были спасены из образовавшихся завалов. Записи остались дома, когда Шадд Кэри вернулся в Соединенные Штаты. [41] После открытия материал был передан в аренду в Архивы Онтарио в 1986 году для микрофильмирования. Записи также были очищены и обработаны для устранения повреждений. Оригинальные записи были возвращены семье Роббинсов и оставались у них на хранении до 2022 года, когда они были переданы в архив. Этот материал доступен на микрофильме для самообслуживания MS 483.
Эти записи были расшифрованы 14 февраля 2023 года в рамках Дня Дугласа. День Дугласа, инициированный проектом «Цветные конвенции», представляет собой ежегодный праздник, посвященный дню рождения Фредерика Дугласа и Месяцу черной истории с транскрипцией. День Дугласа 2023 был запущен при участии Архивов Онтарио в качестве основного партнера. В центре внимания Дня Дугласа 2023 года было расшифровка и обогащение недавно оцифрованных коллекций Мэри Энн Шадд Кэри.
Библиотека и архивы Канады хранят коллекцию Мэри Энн Шадд Кэри. [42] Архивный номер R4182-0-XE, бывший архивный номер MG24-K22. [43] Коллекция охватывает диапазон дат с 1852 по 1889 год. Она включает в себя текстовые записи размером 1,6 сантиметра, состоящие из личной и профессиональной переписки, различных заметок о ее жизни и копий ее работ как аболиционистки. Коллекция также включает в себя оригинальный паспорт Шадда Кэри и Свидетельство о натурализации, а также ее черно-белую портретную фотографию, единственную известную существующую фотографию Шадда Кэри.
См. также [ править ]
- Афроамериканская история
- Афроамериканская литература
- Список афроамериканских аболиционистов
- Список афроамериканских писателей
- Юнис П. Шадд
- Исаак Шадд
- Чернокожие женщины в американском законодательстве
Ссылки [ править ]
- ^ «Провинциальный поборник» . Архивы Онтарио. Архивировано из оригинала 26 января 2012 года.
- ^ «Мэри Энн Шадд Кэри (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Мэри Энн Шадд Кэри» . Телевидение A&E Networks . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Хилл, Дэниел Г. (весна – лето 1982 г.). «Черная пресса» . Полифония: Бюллетень Общества мультикультурной истории Онтарио . 4 (1): 43. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Скотт П. (1 июля 2010 г.). «Авраам Дорас Шадд» . Блог истории сотни Милл-Крик . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Мэри Энн Шадд Кэри» . База данных исторических маркеров . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Ито, Гейл (24 февраля 2009 г.). «Шадд, Авраам Дорас (1801–1882)» . BlackPast.org.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Специальное предложение, Меган (7 июня 2018 г.). «Больше ничего не упускают из виду: как одна женщина потрясла аболиционистское движение» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Папа, Сара Диллард. «На борту подземной железной дороги - Дом Мэри Энн Шадд Кэри» . www.nps.gov . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Мэри Энн Шадд Кэри» . www.math.buffalo.edu . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Провинциальный почетный житель | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «На борту подземной железной дороги — Дом Мэри Энн Шадд Кэри» . www.nps.gov .
- ^ Роудс, Джейн, Мэри Энн Шадд Кэри: Черная пресса и протест в девятнадцатом веке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1998.
- ^ «Мэри Энн Шадд Кэри и провинциальный гражданин» . www.math.buffalo.edu . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мэри Энн Шадд Кэри | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Конэуэй, Кэрол Б., «Расово интегрированное образование: довоенная мысль Мэри Энн Шадд Кэри и Фредерика Дугласа». Женское образование 27, вып. 2 (2010): 86.
- ^ Конэуэй, Кэрол Б., «Расовый подъем: мысли девятнадцатого века о черном издателе газеты Мэри Энн Шадд Кэри». Доклад, представленный на ежегодном съезде Национальной ассоциации коммуникаций, Чикаго, Иллинойс, 15–17 ноября 2007 г.
- ^ Годду, Тереза А., «Ранняя афроамериканская печатная культура в теории и практике». Ранняя американская литература 45, вып. 3 (2010): 733.
- ^ Род, Джейн, «Раса, деньги, политика и довоенная черная пресса», История журналистики 20, вып. 3/4 (1994): 95.
- ^ Лехнер, Закари Дж., «Реакция черных аболиционистов на кризис в Канзасе, 1854–1856». История Канзаса 31, вып. 1 (2008): 14.
- ^ Родос, Джейн. «Раса, деньги, политика и довоенная черная пресса», История журналистики, 20 вып. 3/4: 21–43. 1994.
- ^ Слоан, Wm. Дэйвид. «Революционная пресса 1765–1783». В средствах массовой информации в Америке: история, 149–51. Нортпорт, Алабама: Vision Press, 2011.
- ^ Слоан, Wm. Дэйвид. «Довоенная пресса 1827–1860». В книге Эндрю, Томас (редактор), «Перспективы истории массовых коммуникаций» , Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, 1991, стр. 152–71. .
- ^ Шадд, Эдриенн. «В архиве-под северной звездой» . Архивировано из оригинала 8 мая 2015 года.
- ^ Лифт, «Национальный съезд цветных», 1869 год.
- ^ Перепись Новой Шотландии, 1851 г. Галифакс, Новая Шотландия, Канада: Архивы и управление записями Новой Шотландии, Статистический совет Новой Шотландии, 1851 г.
- ^ «Комитет бдительности Чатема и спасение Демареста» . Клио . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шадд, Эдриенн. «Мэри Энн Шадд Кэри: аболиционистка» . Библиотека и архивы Канады. Архивировано из оригинала 8 мая 2015 года . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ «Кэри, Мэри Энн Шадд – Национальный зал женской славы» . Национальный зал женской славы . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Сэвидж, Бет Л. и Шулл, Кэрол Д. Исторические места афроамериканцев. Вашингтон, округ Колумбия: Preservation Press, 1994, стр. 136.
- ^ «Почетные лауреаты: Национальный месяц женской истории 2010 г.» . Месяц женской истории . Национальный проект женской истории . 2010. Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года . Проверено 14 ноября 2011 г.
- ^ «Кэри, Мэри Энн Шадд» . Национальный зал женской славы .
- ^ «Откройте для себя Канаду: права и обязанности гражданства» . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Государственная школа Мэри Шадд > О нас > История» . Веб-сайты школ TDSB . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ 197 лет со дня рождения Мэри Энн Шадд Кэри , Google, 9 октября 2020 г.
- ^ «Объявление о законопроекте» . whitehouse.gov – через Национальный архив .
- ^ «Почтовое отделение Уилмингтона названо в честь Мэри Энн Шадд Кэри, первой чернокожей женщины-издателя, активистки против рабства» . 30 августа 2021 г. . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Наследие новаторского защитника чернокожих, издателя, удостоенного скульптуры» . Виндзорская звезда . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Мэри Энн Шадд, аболиционистка и первая чернокожая женщина-издатель газеты, включена в марки Почты Канады 2024 года» . ЦБК . 4 января 2024 г. . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Фонды Мэри Энн Шадд Кэри» . Архивы Онтарио . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Размышления о «Возвращении Мэри Энн Шадд» » . Активная история . 6 марта 2016 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «В поисках помощи коллекции Мэри Энн Шадд Кэри в Библиотеке и архивах Канады» (PDF) . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ «Описание коллекции Мэри Энн Шадд Кэри в Библиотеке и архивах Канады» . Проверено 31 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Берден, Джим; Батлер, Линда Джин (1977). Шадд: Жизнь и времена Мэри Шадд Кэри . НК Пресс. ISBN 978-0-919600-74-4 .
- Роудс, Джейн (1999). Мэри Энн Шадд Кэри: Черная пресса и протест в девятнадцатом веке . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21350-1 .
- Садлиер, Розмари (1995). Мэри Энн Шадд: издатель, редактор, учитель, юрист, суфражистка . Зонт Пресс. ISBN 978-1-895642-16-2 .
- Йи, Ширли Дж. Чернокожие женщины-аболиционистки: исследование активизма, 1828–1860 (Университет Теннесси Пресс, 1992). онлайн
Внешние ссылки [ править ]
- Биография в онлайн-словаре канадской биографии
- «Мэри Энн Шадд Кэри, аболиционистка» . bac-lac.gc.ca . Библиотека и архивы Канады. 6 февраля 2018 г. . Проверено 9 октября 2020 г.
- Биография с сайта профессора Скотта Уильямса из Университета Буффало.
- Breaking The Ice, the Story of Mary Ann Shadd , документальный фильм в Wayback Machine (архив от 3 февраля 2009 г.)
- Женщины в истории: Мэри Энн Шадд Кэри (Публичная библиотека Лейквуда) в Wayback Machine (архивировано 24 января 2013 г.)
- Аболиционистские газеты Онтарио: «Провинциальный свободный человек» и «Голос беглеца»
- 1823 рождения
- 1893 смерти
- Американские журналисты XIX века
- Американские женщины-журналистки XIX века
- Основатели американских газет XIX века
- Издатели американских газет XIX века (чел.)
- Издатели канадских газет XIX века (чел.)
- Американские бизнес-леди XIX века
- Американские бизнесмены XIX века
- Афро-американские аболиционисты
- Основатели афроамериканских компаний
- Афро-американские преподаватели
- Афроамериканские женщины-преподаватели
- Афро-американские феминистки
- Афро-американские издатели (чел.)
- Афро-американские суфражистки
- Американские женщины-юристы
- Основатели американской компании
- Американские педагоги XIX века
- Американские женщины-педагоги XIX века
- Американские эмигранты в Онтарио до создания Конфедерации
- Американские феминистки
- Американцы немецкого происхождения
- Американские издатели (чел.)
- Американские женщины-юристы XIX века
- Американские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Чернокожие канадские активисты
- Чернокожие канадские писательницы
- Чернокожие канадские писатели
- Похороны на кладбище Колумбийской Гармонии
- Канадцы афроамериканского происхождения
- Канадцы немецкого происхождения
- Цветные конвенции люди
- Выпускники юридического факультета Университета Говарда
- Журналисты из Делавэра
- Журналисты из Вашингтона, округ Колумбия
- Юристы из Вашингтона, округ Колумбия
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Американские женщины-основательницы компаний
- Женщины в Гражданской войне в США
- Писатели из Уилмингтона, Делавэр
- Основательницы канадских женщин-компаний
- Американские юристы XIX века
- Женщины-борцы за гражданские права
- Римско-католические активисты
- Канадские адвокаты по гражданским правам
- Чернокожие канадские адвокаты
- Афроамериканские писатели XIX века.
- Афроамериканские писательницы XIX века
- Американские писательницы XIX века
- Американские писатели XIX века
- Чернокожие канадские журналисты
- Афроамериканские юристы XIX века
- Афро-американские католики
- Суфражистки из Делавэра
- Активисты Национальной ассоциации избирательного права женщин
- Эмигранты в Британской Северной Америке
- Черные канадские католики