Эмма Лазарус
Эмма Лазарус | |
---|---|
Рожденный | Нью-Йорк , Нью-Йорк , США | 22 июля 1849 г.
Умер | 19 ноября 1887 г. Нью-Йорк | (38 лет)
Место отдыха | Кладбище Бет Олам в Бруклине , Нью-Йорк |
Занятие | Автор, активист |
Язык | Английский |
Жанр | стихи, проза, переводы, романы, пьесы |
Предмет | грузинизм |
Известные работы | « Новый Колосс » |
Родственники | Жозефина Лазарус , Бенджамин Н. Кардозо |
Подпись | |
Эмма Лазарус (22 июля 1849 - 19 ноября 1887) была американским автором стихов, прозы и переводов, а также активисткой еврейских и георгистских движений. Ее помнят за написание сонета « Новый колосс », вдохновленного Статуей Свободы , в 1883 году. [1] Его строки начертаны на бронзовой доске, установленной в 1903 году. [2] на постаменте Статуи Свободы. [3] Лазарус участвовала в оказании помощи беженцам в Нью-Йорке, бежавшим от антисемитских погромов в Восточной Европе , и она видела способ выразить свое сочувствие этим беженцам с помощью статуи. [4] Последние строки сонета были положены на музыку Ирвингом Берлином как песня «Give Me Your Tired, Your Poor» для мюзикла 1949 года « Мисс Свобода » , в основу которого легла скульптура Статуи Свободы ( «Свобода, озаряющая мир »). Последняя часть сонета также была использована Ли Хойби в его песне «Леди гавани», написанной в 1985 году как часть его песенного цикла «Три женщины».
Лазарь был также автором книги «Стихи и переводы» (Нью-Йорк, 1867 г.); Адмет и другие стихи (1871 г.); Алиде: Эпизод из жизни Гете (Филадельфия, 1874 г.); Стихи и баллады Гейне (Нью-Йорк, 1881 г.); Стихи, 2 тома. ; Повествовательный, лирический и драматический ; а также еврейские стихи и переводы . [5]
и образование Ранние годы
Эмма Лазарус родилась в Нью-Йорке . 22 июля 1849 года [6] в большую еврейскую семью. Она была четвертой из семи детей Моисея Лазаря, богатого купца. [7] и сахарный завод, [8] и Эстер Натан (из давней немецко-еврейской семьи из Нью-Йорка). [9] Один из ее прадедов по линии Лазаря был выходцем из Германии; [10] Остальные ее предки Лазаря были родом из Португалии и были среди первых двадцати трех португальских евреев, прибывших в Новый Амстердам после того, как они бежали из Ресифи , Бразилия, в попытке спастись от инквизиции . [11] [8] Прапрабабушка Лазаря по материнской линии, Грейс Сейшас Натан (родилась в Стратфорде, штат Коннектикут , в 1752 году) также была поэтессой. [12] Лазарус была связана через свою мать с Бенджамином Н. Кардозо , помощником судьи Верховного суда Соединенных Штатов . Среди ее братьев и сестер были сестры Жозефина , Сара, Мэри, Агнес и Энни, а также брат Фрэнк. [13] [14] [15]
Получив частное образование у наставников с раннего возраста, она изучала американскую и британскую литературу, а также несколько языков, включая немецкий , французский и итальянский . [16] В юности ее привлекала поэзия, свои первые тексты она написала, когда ей было одиннадцать лет. [17]
Карьера [ править ]
Писатель [ править ]
Первым стимулом для творчества Лазаря стала Гражданская война в США . Сборник ее стихотворений и переводов , стихов, написанных в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, появился в 1867 году (Нью-Йорк) и получил высокую оценку Уильяма Каллена Брайанта . [9] В него вошли переводы Фридриха Шиллера , Генриха Гейне , Александра Дюма и Виктора Гюго . [7] [6] В 1871 году последовали « Адмет и другие стихи». Заглавное стихотворение было посвящено «Моему другу Ральфу Уолдо Эмерсону », чьи произведения и личность оказали постоянное влияние на интеллектуальный рост поэта. [7] В течение следующего десятилетия, когда были написаны «Фантазии» и «Эпохи», ее стихи появлялись главным образом в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» и «Ежемесячном журнале Скрибнера» . [9]
К этому времени работы Лазаря получили признание за рубежом. Ее первая прозаическая постановка «Алида: Эпизод из жизни Гете» , роман, посвященный инциденту с Фридерикой Брион , была опубликована в 1874 году ( Филадельфия ), за ней последовала «Спаньолетто» трагедия (1876). Далее последовали «Стихи и баллады о Генрихе Гейне» (Нью-Йорк, 1881), которым предшествовал биографический очерк Гейне; Переводы Лазаруса некоторых стихов Гейне считаются одними из лучших на английском языке. [18] В том же 1881 году она подружилась с Роуз Хоторн Латроп . [19] В апреле 1882 года Лазарус опубликовал в журнале The Century Magazine статью «Был ли граф Биконсфилд типичным евреем?» Ее заявление о причинах утвердительного ответа на этот вопрос можно рассматривать как завершение того, что можно назвать эллинским и подмастерьем периодом жизни Лазаря, в течение которого ее сюжеты были взяты из классических и романтических источников. [20]
Лазарь также написал «Кукареканье красного петуха» . [6] и шестнадцатичастный цикл стихотворений «Эпохи». [21] Помимо написания собственных стихов, Лазарус отредактировала множество обработок немецких стихов, особенно стихов Иоганна Вольфганга фон Гете и Генриха Гейне. [22] Она также написала роман и две пьесы в пяти действиях: «Спаньолетто» — трагическую стихотворную драму о главной фигуре и «Танец до смерти » — инсценировку немецкого рассказа о сожжении евреев в Нордхаузене во время Черной смерти . [23] В то время как Лазарус заинтересовалась своими еврейскими корнями, она продолжила чисто литературно-критическую работу в журналах с такими статьями, как «Томмазо Сальвини», «Король Лир Сальвини » , «Личность Эмерсона», «Гейне, поэт», «День в Суррее с Уильямом Моррисом» и другие. [24]
Не то, что наглый великан греческой славы,
С победоносными конечностями скачу с земли на землю;
Здесь, у наших омываемых морем закатных ворот, будут стоять
Могучая женщина с факелом, пламя которого
Заключенная молния и ее имя
Мать изгнанников. Из ее руки-маяка
Светится гостеприимством во всем мире; ее кроткие глаза командуют
Гавань с воздушным мостом, образующая города-побратимы.
«Храните, древние земли, свое легендарное великолепие!» плачет она
С молчаливыми губами. «Отдай мне свою усталость, свою бедность,
Ваши сбившиеся в кучу массы жаждут вздохнуть свободно,
Жалкие отбросы твоего кишащего берега.
Пошлите мне этих, бездомных, буретостов,
Я поднимаю свою лампу у золотой двери!» (1883).
Строки из ее сонета « Новый колосс » помещены на бронзовой доске, установленной на постаменте Статуи Свободы в 1903 году. [2] Сонет был написан в 1883 году и передан в дар аукциону, проводимому «Выставкой Фонда художественного кредитования в помощь Фонду постамента Бартольди для статуи Свободы» с целью сбора средств на строительство постамента. [а] [б] Близкая подруга Лазаря Роуз Хоторн Латроп была вдохновлена «Новым Колоссом» на создание организации « Сестры-доминиканки Хоторн» . [26]
Она дважды путешествовала по Европе: сначала в 1883 году, а затем с 1885 по 1887 год. [27] В одной из таких поездок Джорджиана Бёрн-Джонс , жена -прерафаэлита художника Эдварда Бёрн-Джонса , познакомила её с Уильямом Моррисом у себя дома. [28] Она также встречалась с Генри Джеймсом , Робертом Браунингом и Томасом Хаксли во время своих путешествий по Европе. [16] Сборник «Стихи в прозе» (1887) стал ее последней книгой. Ее полное собрание стихотворений с мемуарами появилось в 1888 году в Бостоне. [6]
Активизм [ править ]
Лазарус был другом и поклонником американского политического экономиста Генри Джорджа . Она глубоко верила в грузинские экономические реформы и стала активным участником движения за «единый налог» на налог на стоимость земли . стихотворение, Лазарус опубликовал в газете «Нью-Йорк Таймс» названное в честь книги Джорджа «Прогресс и бедность» . [29]
Лазарь стала больше интересоваться своим еврейским происхождением, когда услышала о русских погромах , последовавших за убийством царя Александра II в 1881 году. В результате этого антисемитского насилия и низкого уровня жизни в России в целом тысячи обездоленных Евреи-ашкенази эмигрировали из российской черты оседлости в Нью-Йорк. Лазарь начал защищать интересы бедных еврейских иммигрантов. Она помогла основать Еврейский технический институт в Нью-Йорке, чтобы обеспечить профессиональную подготовку , чтобы помочь обездоленным еврейским иммигрантам стать самостоятельными. Лазарус также работала волонтером в бюро трудоустройства Общества помощи еврейским эмигрантам , за что она в конечном итоге раскритиковала его организацию. [30] В 1883 году она основала Общество улучшения и колонизации восточноевропейских евреев. [8]
Литературными плодами идентификации с ее религией стали такие стихотворения, как «Крик красного петуха», «Знамя еврея», «Выбор», «Новый Иезекииль», «Танец до смерти» (хотя и сильный, неравномерно исполненная драма) и ее последняя опубликованная работа (март 1887 г.) «У вод Вавилона: маленькие стихотворения в прозе», которая представляет собой ее сильнейшую претензию на выдающееся положение в американской литературе. В тот же период (1882–1887 гг.) Лазарь переводил еврейских поэтов средневековой Испании с помощью немецких версий Михаэля Сакса и Авраама Гейгера и писал статьи, подписанные и без подписи, на еврейские темы для еврейской прессы, а также эссе. по «Бар-Кохбе», «Генри Уодсворту Лонгфелло», «М. Ренан и евреи» и др. для еврейских литературных объединений. [20] Некоторые из ее переводов средневековых еврейских писателей нашли место в ритуалах американских синагог. [6] Самая известная серия статей Лазаря называлась «Послание к евреям» ( «The American Jewish» , 10 ноября 1882 г. – 24 февраля 1883 г.), в которых она обсуждала еврейские проблемы того времени, призывала к техническому и еврейскому образованию. за евреев и причислила себя к сторонникам независимой еврейской национальности и репатриации евреев в Палестину. Единственный сборник стихов, выпущенный в этот период, — «Песни семита: танец до смерти и другие стихи» (Нью-Йорк, 1882), посвященный памяти Джорджа Элиота. [24]
Смерть и наследие [ править ]
Лазарус вернулась в Нью-Йорк серьезно больной после завершения своей второй поездки в Европу и умерла два месяца спустя, 19 ноября 1887 года. [5] скорее всего от лимфомы Ходжкина . Она никогда не была замужем. [31] [32] Лазарь был похоронен на кладбище Бет Олам в Сайпресс-Хиллз, Бруклин . «Стихи Эммы Лазарус» (2 тома, Бостон и Нью-Йорк, 1889 г.) были опубликованы после ее смерти и включают большую часть ее поэтических произведений из предыдущих сборников, периодических изданий, а также часть литературного наследия, которое ее душеприказчики сочли целесообразным сохранить для будущего. потомство. [24] Ее документы хранятся в Американском еврейском историческом обществе, Центре еврейской истории . [33] и ее письма собраны в Колумбийском университете . [34]
Марка со Статуей Свободы и стихотворением Лазаря «Новый Колосс» была выпущена Антигуа и Барбудой в 1985 году. [35] назвал ее лауреатом Месяца женской истории В 1992 году Национальный проект женской истории . [36] Лазарус была удостоена чести администрации президента округа Манхэттен в марте 2008 года, а ее дом на Западной 10-й улице был включен в карту исторических мест, посвященных правам женщин . [37] В 2009 году она была введена в Национальный зал женской славы . [38] В 2012 году в Музее еврейского наследия прошла выставка о Лазаре.
Биограф Эстер Шор высоко оценила вклад Лазаря:
Ирония в том, что статуя продолжает говорить, даже когда волна поворачивается против иммиграции — даже против самих иммигрантов, когда они приспосабливаются к своей американской жизни. Вы не можете думать о статуе, не услышав слов, которые сказала ей Эмма Лазарус. [39]
Стиль и темы [ править ]
Лазарус внес свой вклад в формирование самооценки Соединенных Штатов, а также в то, как страна понимает потребности тех, кто эмигрирует в Соединенные Штаты. Ее темы дали чувствительные и долговечные уроки об иммигрантах и их потребности в достоинстве. [40] Чтобы сделать ее народной и литературной поэтессой, нужна была великая тема, установление мгновенной связи между некоей волнующей реальностью и ее все еще скрытой и нерешительной субъективностью. Такую тему представила иммиграция русских евреев в Америку, последовавшая за запретительными майскими законами 1882 года. Она встала на защиту своих этнических соотечественников в ярких статьях в журнале The Century (май 1882 года и февраль 1883 года). До сих пор в ее жизни не было еврейского вдохновения. Несмотря на сефардское происхождение и предположительно православную веру, ее семья до сих пор не участвовала в деятельности синагоги или еврейской общины. Общение с несчастными из России привело ее к изучению Торы, иврита, иудаизма и еврейской истории. [20] Хотя в ее ранних стихах не было еврейской тематики, ее «Песни семита» (1882 г.) считаются самым ранним томом еврейской американской поэзии. [41]
Обзор Алиды , опубликованный в ежемесячном журнале Липпинкотта, содержал критику стиля и элементов техники Лазаря. [42]
Примечания [ править ]
- ↑ Аукцион под названием «Лоуэлл говорит, что стихотворение дало статуе «смысл существования » »; кануло в безвестность; не упоминается при открытии статуи; кампания Джорджины Шайлер за мемориальную доску. [2]
- ^ По просьбе «Уильяма Максвелла Эверта» [так в оригинале; предположительно Уильям Максвелл Эвартс ] Лазарус сначала отказался; убеждена Констанс Кэри Харрисон [25]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Кавич, Макс (1 февраля 2006 г.). «Эмма Лазарус и Голем Свободы» . Американская литературная история . 18 (1): 1–28 . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янг 1997 , с. 3.
- ^ Уоттс 2014 , с. 123.
- ^ Хан 2010 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слэйден и Робертс 1891 , с. 434.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гилман, Пек и Колби 1907 , с. 39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Д. Эпплтон и компания 1887 , с. 414.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гудвин 2015 , с. 370.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зингер и Адлер 1906 , с. 650.
- ^ «Четыре основателя: Эмма Лазарус» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ Аппель, Филлис (21 января 2013 г.). Еврейская связь . ООО «Грейстоун Энтерпрайзис». ISBN 9781301060931 . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Шор 2008 , с. 1.
- ^ Уиллер 1889 , с. 176.
- ^ Шор 2017 , стр. 8, 226
- ^ Вайнриб, Генри. «Эмма Лазарус» . www.jewishmag.com . Еврейский журнал . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер 1992 , с. 332.
- ^ Лазарь и Эйзелейн 2002 , с. 15.
- ^ Всемирный конгресс религий 1893 г. , с. 976.
- ^ Янг 1997 , с. 186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зингер и Адлер 1906 , с. 651.
- ^ « Стихи Эммы Лазарус в двух томах». Журнал «Век» . АСИН B0082RVVJ2 .
- ^ Стихи Эммы Лазарус в двух томах, электронные книги Kindle ASIN B0082RVVJ2 и ASIN B0082RDHSA .
- ^ Парини 2003 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зингер и Адлер 1906 , с. 652.
- ^ Фелдер и Розен 2005 , с. 45.
- ^ «Экспонат подчеркивает связь между еврейским поэтом и католической монахиней» . Вести . Архиепископия Лос-Анджелеса . Католическая служба новостей . 17 сентября 2010 г. с. 16. Архивировано из оригинала 21 сентября 2010 года . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Шор 2006 , с. 1.
- ^ Фландрия 2001 , с. 186.
- ^ «Прогресс и бедность» . Нью-Йорк Таймс . 2 октября 1881 г. с. 3 . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Эстер Шор , Эмма Лазарус (2008), Random House (серия «Еврейские встречи»), ISBN 0805242759 . п. 148 эт. след. ; цитата из Лазаря находится на стр. 149-150.
- ^ Хьюитт 2011 , с. 55.
- ^ Снодграсс 2014 , с. 321.
- ^ «Путеводитель по Эмме Лазарус, документы» . Центр еврейской истории . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Янг 1997 , с. 221.
- ^ Айзенберг 2002 , с. 52.
- ^ «Лауреаты прошедшего Месяца женской истории» . Национальный проект женской истории . Архивировано из оригинала 3 июня 2017 года . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ «Президент района Манхэттен – Дом» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года.
- ^ «Лазарь, Эмма» . Национальный зал женской славы . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ «Отдайте мне вашего усталого, вашего бедного, вашего поэта» . Чердак . 13 сентября 2019 г. . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Мур 2005 , с. xvi.
- ^ Гитенштейн 2012 , с. 3.
- ^ Фогель 1980 , с. 103.
Атрибуция [ править ]
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Д. Эпплтон и компания (1887 г.). Ежегодная циклопедия Эпплтона и реестр важных событий (изд., являющееся общественным достоянием). Д. Эпплтон и компания.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Гилман, Дэниел Койт; Пек, Гарри Терстон; Колби, Фрэнк Мур (1907). Новая международная энциклопедия (под ред., являющейся общественным достоянием). Додд, Мид и компания.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Певец, Исидор; Адлер, Кир (1906). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Том. 7 (изд., являющееся общественным достоянием). Компания Фанк и Вагналлс.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Слейден, Дуглас Брук Уилтон; Робертс, Гудридж Блисс (1891). Молодые американские поэты, 1830–1890 (ред., общественное достояние). Гриффит, Фарран, Океден и Уэлш. п. 434 .
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Уилер, Эдвард Джуитт (1889). Текущее мнение . Том. 2 (Ред. Общественное достояние). Издательство современной литературы.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Всемирный конгресс религий (1893 г.). Обращения и документы, представленные парламенту, и краткий обзор конгрессов: состоявшихся в Институте искусств, Чикаго, штат Иллинойс, с 25 августа по 15 октября 1893 г. (под ред., являющимся общественным достоянием). Конки.
Библиография [ править ]
- Бейлин, Израиль Бер. Двести забавных биографий Эмы Лазарус. 1946. Нью-Йорк: Идишн братский фолькс-ордн.
- Кавич, Макс. (2008). «Эмма Лазарус и Голем Свободы». Торговля стихами: поэзия девятнадцатого века и трансатлантический обмен . Эд. Мередит МакГилл. Издательство Университета Рутгерса. 97–122. ISBN 978-0813542300 .
- Айзенберг, Рональд Л. (2002). Еврейский мир в почтовых марках: 4000 лет еврейской цивилизации в почтовых марках . Издательство Шрайбер. ISBN 978-1-887563-76-5 .
- Фелдер, Дебора Г.; Розен, Диана (2005). Пятьдесят еврейских женщин, которые изменили мир . Кенсингтонская издательская корпорация. ISBN 978-0-8065-2656-0 .
- Фландерс, Джудит (2001). Круг сестер: Элис Киплинг, Джорджиана Бёрн-Джонс, Агнес Пойнтер и Луиза Болдуин . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-05210-7 .
- Гитенштейн, Р. Барбара (февраль 2012 г.). Апокалиптический мессианизм и современная еврейско-американская поэзия . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-0415-8 .
- Гудвин, Нева (17 июля 2015 г.). Энциклопедия женщин в американской истории . Рутледж. ISBN 978-1-317-47162-2 .
- Хьюитт, СР (16 декабря 2011 г.). Еврейские угощения: 99 очаровательных еврейских личностей . КнигаBaby. ISBN 978-1-61842-866-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хан, Ясмин Сабина (2010). Просвещая мир: создание статуи Свободы . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4851-5 .
- Мур, Ханния С. (1 января 2005 г.). Поэт Свободы: Эмма Лазарус . Пресс «ТернКей». ISBN 978-0-9754803-4-2 .
- Лазарус, Эмма; Эйзелейн, Грегори (4 июня 2002 г.). Эмма Лазарус: Избранные стихи и другие произведения . Бродвью Пресс. ISBN 978-1-55111-285-5 .
- Парини, Джей (октябрь 2003 г.). Оксфордская энциклопедия американской литературы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515653-9 .
- Шор, Эстер Х. (5 сентября 2006 г.). Эмма Лазарус . Следующая книга. ISBN 9780805242164 .
- Шор, Эстер (21 октября 2008 г.). Эмма Лазарус . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-8052-4275-1 .
- Шор, Эстер (25 апреля 2017 г.). Эмма Лазарус . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-8052-1166-5 .
- Фогель, Дэн (1980). Эмма Лазарус . Томсон Гейл. ISBN 978-0-8057-7233-3 .
- Снодграсс, Мэри Эллен (14 мая 2014 г.). Энциклопедия феминистской литературы . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-0910-7 .
- Уокер, Шерил (1992). Американские женщины-поэты девятнадцатого века: антология . Издательство Университета Рутгерса. п. 332 . ISBN 978-0-8135-1791-9 .
- Уоттс, Эмили Стайпс (10 сентября 2014 г.). Поэзия американских женщин с 1632 по 1945 год . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1-4773-0344-3 .
- Янг, Бетт Рот (1 августа 1997 г.). Эмма Лазарус в ее мире: жизнь и письма . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0618-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Эммы Лазарус в Project Gutenberg
- Работы Эммы Лазарус или о ней в Internet Archive
- Работы Эммы Лазарус в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Еврейская виртуальная библиотека: Эмма Лазарус
- Архив еврейских женщин: ИСТОРИЦЫ: Эмма Лазарус, 1849–1887 гг.
- В поисках помощи Эмме Лазарус (1868–1929) в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- Национальное общественное радио: «Эмма Лазарус, поэтесса сбившихся в кучу масс»
- Зал еврейско-американской славы: виртуальный тур: Эмма Лазарус (1849–1887)
- Доктор Дэвид П. Стерн: Добро пожаловать в мой мир: Эмма Лазарус в Wayback Machine (архивировано 16 июня 2006 г.)
- «Кем была Эмма Лазарус?» Доктор Генри Генри Абрамсон
- Эмма Лазарус в Find a Grave
- 1849 рождений
- 1887 смертей
- Американские поэты XIX века
- Американские писательницы XIX века
- Активисты из Нью-Йорка
- Американские писательницы-феминистки
- Американские люди немецко-еврейского происхождения
- Американский народ португальско-еврейского происхождения
- Американские женщины-поэты
- Похороны на кладбище Бет-Олом
- Грузисты
- Американские еврейские активисты
- Американские поэты-евреи
- Еврейские феминистки
- Еврейские писательницы
- Статуя Свободы
- Поэты из Нью-Йорка
- Смертность от лимфомы в Нью-Йорке (штат)
- Смертность от лимфомы Ходжкина
- Американские евреи-сефарды XIX века
- Американцы португальского происхождения