Гарриет Табман
Гарриет Табман | |
---|---|
Рожденный | Араминта Росс в. Март 1822 г. [1] |
Умер | 10 марта 1913 г. (90–91 год) Оберн, Нью-Йорк , США |
Место отдыха | Кладбище Форт-Хилл , Оберн, Нью-Йорк, США 42 ° 55'29 "с.ш. 76 ° 34'30" з.д. / 42,9246 ° с.ш. 76,5750 ° з.д. |
Другие имена |
|
Занятия | |
Известный | Ведя порабощенных людей к свободе |
Супруги | |
Родственники | Семья |
Гарриет Табман (урожденная Араминта Росс , ок. марта 1822 г.) [1] — 10 марта 1913) — американский аболиционист и общественный деятель . [2] [3] После побега из рабства Табман совершила около 13 миссий по спасению примерно 70 порабощенных людей, включая свою семью и друзей. [4] используя сеть активистов, выступающих против рабства, и убежищ, известных под общим названием « Подземная железная дорога» . Во время Гражданской войны в США она служила вооруженным разведчиком и шпионом армии Союза . В последние годы жизни Табман была активисткой движения за избирательное право женщин .
Табмен родился в рабстве в округе Дорчестер, штат Мэриленд , и в детстве был избит и избит поработителями. В раннем возрасте она получила травму головы, когда разгневанный надзиратель бросил тяжелую металлическую гирю, намереваясь ударить другую рабыню, но вместо этого ударил ее. Травма вызвала головокружение, боль и приступы гиперсомнии , которые происходили на протяжении всей ее жизни. После травмы Табман начала испытывать странные видения и яркие сны, которые она приписывала предчувствиям Бога. Этот опыт в сочетании с ее методистским воспитанием привел ее к тому, что она стала искренне религиозной.
В 1849 году Табман сбежала в Филадельфию , но вскоре после этого вернулась в Мэриленд, чтобы спасти свою семью. Медленно, одну группу за другой, она вывозила с собой родственников из штата и в конечном итоге вывела на свободу десятки других порабощенных людей. Табман (или « Моисей », как ее называли) путешествовала ночью и в условиях строжайшей секретности, а позже сказала, что «ни разу не теряла пассажира». [5] После Закона о беглых рабах 1850 года принятия она помогала направлять беглецов дальше на север, в Британскую Северную Америку (Канада), а также помогала недавно освобожденным людям найти работу. Табмен встретил Джона Брауна в 1858 году и помог ему спланировать и набрать сторонников для его рейда 1859 года на Харперс-Ферри .
Когда началась Гражданская война, Табман работала в армии Союза сначала поваром и медсестрой, а затем вооруженным разведчиком и шпионом. За руководство рейдом на Комбахи-Ферри , в результате которого было освобождено более 700 порабощенных людей, она широко известна как первая женщина, возглавившая вооруженную военную операцию в Соединенных Штатах. После войны она удалилась в семейный дом на участке, который она купила в 1859 году в Оберне, штат Нью-Йорк , где она заботилась о своих стареющих родителях. Она принимала активное участие в женском избирательном движении, пока ее не настигла болезнь, и ее не поместили в дом для пожилых афроамериканцев , который она помогла создать несколько лет назад. Табмана обычно считают символом мужества и свободы.
Рождение и семья
Табман родилась Араминта «Минти» Росс в семье порабощенных родителей, Харриет («Рит») Грин и Бена Росс. Рит была порабощена Мэри Паттисон Бродесс (а позже и ее сыном Эдвардом). Бен был порабощен Энтони Томпсоном, который стал вторым мужем Мэри Бродесс и владел большой плантацией возле реки Блэкуотер в районе Мэдисон округа Дорчестер, штат Мэриленд. [6]
Как и в случае со многими порабощенными людьми в Соединенных Штатах, ни точный год, ни место рождения Табмана неизвестны. Табман указала год ее рождения 1825, в то время как в ее свидетельстве о смерти указан 1815 год, а на ее надгробии указан 1820 год. [7] В биографии Табман, написанной историком Кейт Ларсон в 2004 году, указан 1822 год, на основании оплаты акушерки и нескольких других исторических документов, включая ее объявление о побеге. [1] Основываясь на работе Ларсона, в более поздних биографиях март 1822 года считается наиболее вероятным временем рождения Табмана. [8] [9] [10]
Бабушка Табмана по материнской линии, Модести, прибыла в США на невольничьем корабле из Африки ; О других ее предках информации нет. [11] В детстве Табман сказали, что из-за ее черт характера она похожа на ашанти , хотя не было найдено никаких доказательств, подтверждающих или опровергающих это происхождение. [12] Ее мать, Рит (у которой, возможно, был белый отец), [12] [13] был поваром в семье Бродесс. [14] Ее отец, Бен, был опытным лесорубом, который руководил лесозаготовками на плантации Томпсона. [12] Они поженились примерно в 1808 году и, согласно протоколам суда, у них родилось девять детей: Лина, Мэрайя Ритти, Соф, Роберт, Минти (Гарриет), Бен, Рэйчел, Генри и Мозес. [15]
Рит изо всех сил пыталась сохранить свою семью, поскольку рабство грозило ее разлучить. Эдвард Бродесс продал трех ее дочерей (Лину, Мэрайю Ритти и Соф), навсегда разлучив их с семьей. [16] Когда торговец из Джорджии обратился к Бродессу с просьбой о покупке младшего сына Рита, Моисея, она прятала его в течение месяца при помощи других порабощенных людей и вольноотпущенников из общины. [17] В какой-то момент она рассказала Бродессу о продаже. Наконец, Бродесс и «человек из Джорджии» подошли к жилищу рабов, чтобы схватить ребенка, где Рит сказал им: «Вы преследуете моего сына; но первому мужчине, который войдет в мой дом, я разобью ему голову». [18] Бродесс отступил и отказался от продажи. Биографы Табман сходятся во мнении, что истории, рассказанные об этом событии в семье, повлияли на ее веру в возможность сопротивления. [19] [20]
Детство
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Мать Табмана определили в «большой дом». [21] [7] и у нее было мало времени для своей семьи; следовательно, в детстве Табман заботился о младшем брате и ребенке, как это было типично в больших семьях. [22] Когда ей было пять или шесть лет, Бродесс нанял ее няней к женщине по имени «Мисс Сьюзен». Табмену было приказано заботиться о ребенке и раскачивать колыбель, пока он спал; когда ребенок проснулся и заплакал, Табмана высекли. Позже она рассказала, как однажды перед завтраком ее ударили пять раз. Она носила шрамы на всю оставшуюся жизнь. [23] Она нашла способы сопротивляться, например, побег на пять дней. [24] ношение многослойной одежды в качестве защиты от избиений и сопротивление. [25]
Также в детстве Табман отправили работать на плантатора по имени Джеймс Кук. [26] Ей приходилось проверять его ловушки для ондатр на близлежащих болотах, даже после того, как она заразилась корью . Она настолько заболела, что Кук отправил ее обратно в Бродесс, где мать вылечила ее. Затем Бродесс снова нанял ее. Позже она рассказала о своей острой тоске по дому в детстве , сравнив себя с «мальчиком на реке Свани», что является намеком на Стивена Фостера песню « Старые люди дома ». [27] Когда она подросла и окрепла, ее поручили работать в поле и в лесу: гнать волов, пахать и таскать бревна. [28]
Будучи подростком, Табман получил тяжелую травму головы , когда надзиратель бросил металлическую гирю весом в два фунта (1 кг) в другого раба, который пытался бежать. Вместо этого тяжесть ударила по Табман, о чем она сказала: «сломал мне череп». Истекающую кровью и без сознания, ее вернули в дом поработителя и положили на сиденье ткацкого станка, где она оставалась без медицинской помощи в течение двух дней. [29] После этого инцидента Табман часто испытывал сильнейшие головные боли. [30] У нее также начались судороги, и она, по-видимому, теряла сознание, хотя она утверждала, что осознавала свое окружение, пока выглядела спящей. Ларсон предполагает, что у нее могла быть височная эпилепсия , возможно, в результате черепно-мозговой травмы ; [31] Клинтон предполагает, что ее состояние могло быть нарколепсией или катаплексией . [32] Окончательный диагноз невозможен из-за отсутствия современных медицинских данных, но это состояние осталось с ней на всю оставшуюся жизнь. [33]
После травмы Табман начала испытывать видения и яркие сны, которые она интерпретировала как откровения от Бога. Эти духовные переживания оказали глубокое влияние на личность Табман, и она приобрела страстную веру в Бога. [34] рассказывала ей библейские Хотя Табман была неграмотной, мать посещала методистскую церковь. истории, и, вероятно, она вместе с семьей [35] [36] Мистическое вдохновение руководило ее действиями. [37] Она отвергла учение белых проповедников, призывавших порабощенных людей быть пассивными и послушными жертвами тех, кто торговал ими и порабощал их; вместо этого она нашла руководство в ветхозаветных рассказах об освобождении. Эта религиозная точка зрения определяла ее действия на протяжении всей ее жизни. [38]
Семья и брак
Энтони Томпсон пообещал освободить отца Табмана в возрасте 45 лет. После смерти Томпсона его сын выполнил это обещание в 1840 году. Отец Табмана продолжал работать оценщиком древесины и мастером в семье Томпсон. [39] Позже, в 1840-х годах, Табман заплатила белому адвокату пять долларов (что эквивалентно 160 долларам в 2023 году) за расследование правового статуса ее матери Рит. Адвокат обнаружил, что Аттоу Паттисон, дедушка Мэри Бродесс, указал в своем завещании, что Рит и все ее дети будут освобождены на волю в возрасте 45 лет, и что все дети, родившиеся после того, как она достигнет 45-летнего возраста, будут свободнорожденными. Семьи Паттисон и Бродесс проигнорировали это условие, когда они унаследовали порабощенную семью, но подать в суд для обеспечения его соблюдения было для Табмана невыполнимой задачей. [40] [41]
Около 1844 года она вышла замуж за Джона Табмена , свободного чернокожего человека. [42] Хотя мало что известно о нем и об их совместной жизни, союз был осложнен из-за ее порабощенного статуса. Статус матери диктовал статус детей, и любые дети, рожденные от Гарриет и Джона, будут порабощены. Такие смешанные браки – свободные цветные люди вступали в брак с порабощенными людьми – не были редкостью на восточном побережье Мэриленда , где к этому времени половина чернокожего населения была свободной. В большинстве афроамериканских семей были как свободные, так и порабощенные члены. Ларсон предполагает, что они, возможно, планировали выкупить свободу Табмана. [43]
Табман сменила имя с Араминты на Харриет вскоре после замужества, хотя точное время неясно. Ларсон предполагает, что это произошло сразу после свадьбы. [42] и Клинтон предполагает, что это совпало с планами Табмана сбежать из рабства. [44] Она приняла имя своей матери, возможно, в рамках религиозного обращения или в честь другого родственника. [42] [44]
Побег из рабства
В 1849 году Табман снова заболела, что снизило ее ценность для работорговцев. Эдвард Бродесс пытался продать ее, но не смог найти покупателя. [46] Разгневанный на него за попытку продать ее и за то, что он продолжает порабощать ее родственников, Табман начал молиться Богу, чтобы он заставил Бродесса изменить свой образ жизни. [47] Позже она сказала: «Я всю ночь молилась за своего хозяина до первого марта; и все время он приводил людей посмотреть на меня и пытался меня продать». Когда стало ясно, что продажа уже завершена, Табман изменила свою молитву: «Первого марта я начала молиться: «О Господь, если Ты никогда не изменишь сердце этого человека, убей его, Господь, и возьми его». с дороги». [48] Неделю спустя Бродесс умерла, и Табман выразила сожаление по поводу своих прежних чувств. [49]
Как и во многих поместьях, смерть Бродесс увеличила вероятность того, что Табман будет продана, а ее семья распадется. [50] Его вдова, Элиза, начала продавать порабощенных членов семьи. [51] Табман отказалась ждать, пока семья Бродесс решит ее судьбу, несмотря на попытки мужа отговорить ее. [52] Позже она сказала, что «я имела право на одно из двух: свободу или смерть; если бы я не могла иметь одно, у меня было бы другое». [53]
Табман и ее братья Бен и Генри сбежали из рабства 17 сентября 1849 года. Табман была нанята Энтони Томпсоном (сыном бывшего владельца ее отца), который владел большой плантацией в районе под названием Поплар-Нек в соседней Кэролайн. округ ; [54] вполне вероятно, что ее братья тоже работали на Томпсона. [55] Поскольку их наняли, Элиза Бродесс, вероятно, какое-то время не воспринимала их отсутствие как попытку побега. объявление о побеге Две недели спустя она опубликовала в Cambridge Democrat , предлагая вознаграждение в размере до 100 долларов США за каждого (что эквивалентно 3660 долларам США в 2023 году). [45] ) для их поимки и возвращения в рабство. [55] Когда они ушли, братья Табмана передумал. Бен, возможно, сожалел, что оставил жену и детей. Двое мужчин вернулись, вынудив Табмана вернуться с ними. [56] [57]
Где-то в октябре или ноябре Табман снова сбежала, на этот раз без своих братьев. [53] [58] Перед отъездом она спела прощальную песню, намекая на свои намерения, которые, как она надеялась, будут поняты Марией, доверенной рабыней: «Я встречусь с тобой утром», - напевала она, - «Я направляюсь в землю обетованную». ." [59] Хотя ее точный маршрут неизвестен, Табман воспользовалась сетью, известной как Подземная железная дорога . Эта неформальная система состояла из свободных и порабощенных чернокожих, белых аболиционистов и других активистов. Наиболее видными среди последних в Мэриленде в то время были квакеры (члены Религиозного общества друзей ). В районе Престона возле Поплар-Нек проживало значительное сообщество квакеров, и он, вероятно, был важной первой остановкой во время побега Табмана. [60] Оттуда она, вероятно, пошла обычным маршрутом для людей, спасающихся от рабства — на северо-восток вдоль реки Чоптанк , через Делавэр , а затем на север, в Пенсильванию . [61] Путешествие пешком длиной почти 90 миль (145 км) заняло бы от пяти дней до трех недель. [62]
Табмену пришлось путешествовать ночью, руководствуясь Полярной звездой и стараясь избегать ловцов рабов, жаждущих собрать награды для беглых рабов . [63] «Кондукторы» метрополитена для защиты использовали обман. На ранней остановке хозяйка дома поручила Табману подмести двор, чтобы создать впечатление, что он работает на семью. Когда наступила ночь, семья спрятала ее в телеге и отвезла в ближайший дружественный дом. [64] Учитывая ее знакомство с лесами и болотами этого региона, Табман, вероятно, пряталась в этих местах в течение дня. [61] Подробности ее первого путешествия неизвестны; поскольку этими маршрутами пользовались и другие беглецы из рабства, Табман не обсуждал их до более позднего возраста. [65] Она переехала в Пенсильванию с чувством облегчения и трепета и вспоминала этот опыт годы спустя:
Когда я обнаружил, что пересек эту черту, я посмотрел на свои руки, чтобы убедиться, что я тот же человек. Над всем была такая слава; солнце светило, как золото, сквозь деревья и поля, и я чувствовал себя так, словно попал на Небеса. [66]
По прозвищу «Моисей».
Достигнув Филадельфии , Табман подумала о своей семье. «Я была чужой в чужой стране», — сказала она позже. «[Мой] отец, моя мать, мои братья, сестры и друзья были [в Мэриленде]. Но я был свободен, и они должны быть свободны». [67] В то время как Табман копил деньги, подрабатывая случайными заработками в Филадельфии и Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси , [68] Конгресс США принял Закон о беглых рабах 1850 года , который обязывал сотрудников правоохранительных органов помогать в поимке беглых рабов – даже в штатах, где рабство было объявлено вне закона – и строго наказывал за пособничество побегу. [69] Закон увеличил риски для тех, кто избежал рабства, и поэтому многие из них искали убежища в Южном Онтарио , где рабство было отменено. [70] [а] Расовая напряженность также росла в Филадельфии, поскольку бедные ирландские иммигранты конкурировали со свободными чернокожими за работу. [71]
В декабре 1850 года Табман была предупреждена, что ее племянница Кессия и дети Кессии вскоре будут проданы в Кембридже, штат Мэриленд . Табман уехала в Балтимор , где ее зять Том Табман скрывал ее до продажи. Муж Кессии, свободный чернокожий мужчина по имени Джон Боули, сделал выигрышную заявку на покупку своей жены. Пока аукционист ушел обедать, Джон, Кессия и их дети скрылись в ближайшем убежище . Когда наступила ночь, Боули отплыл с семьей на бревенчатом каноэ на 60 миль (97 км) в Балтимор, где они встретились с Табманом, который привез семью в Филадельфию. [72]
В начале следующего года она вернулась в Мэриленд, чтобы проводить других членов семьи. Во время своей второй поездки она нашла своего младшего брата Моисея вместе с двумя другими мужчинами. [73] Слухи о ее подвигах воодушевили ее семью, и с каждой поездкой в Мэриленд она становилась все увереннее. [73] [74]
В конце 1851 года Табман вернулась в графство Дорчестер впервые после побега, на этот раз, чтобы найти своего мужа Джона. Приехав туда, она узнала, что Джон женился на другой женщине по имени Кэролайн. Табман сообщил, что ему следует присоединиться к ней, но настоял на том, что он счастлив там, где находится. Подавив свой гнев, она нашла нескольких порабощенных людей, которые хотели бежать, и привела их в Филадельфию. [75] [б]
Поскольку Закон о беглых рабах сделал север Соединенных Штатов более опасным местом для тех, кто бежал из рабства, многие беглецы начали мигрировать в Южный Онтарио. В декабре 1851 года Табман направила на север неопознанную группу из 11 беглецов, возможно, включая Боули и нескольких других людей, которых она помогла спасти ранее. Есть основания полагать, что Табман и ее группа остановились в доме аболициониста и бывшего раба Фредерика Дугласа . [77] Дуглас и Табман очень восхищались друг другом, поскольку оба боролись против рабства. Спустя годы он сравнил свои усилия с ее, написав:
Большая часть того, что я сделал и перенес на службе нашему делу, было публично, и на каждом этапе пути я получал большую поддержку. Вы, с другой стороны, трудились частным образом. Я работал днем – ты ночью. ... Полуночное небо и молчаливые звезды были свидетелями вашей преданности свободе и вашего героизма. За исключением Джона Брауна – святой памяти – я не знаю никого, кто добровольно столкнулся бы с большими опасностями и трудностями, чтобы служить нашему порабощенному народу, чем вы. [78]
С 1851 по 1862 год Табман неоднократно возвращался на восточное побережье Мэриленда, спасая около 70 рабов примерно в 13 экспедициях. [4] включая других ее братьев, Генри, Бена и Роберта, их жен и некоторых из их детей. Она также дала конкретные инструкции еще 50-60 порабощенным людям, которым удалось сбежать. [4] За свои усилия ее прозвали «Моисей», намекая на библейского пророка , который привел евреев к свободе из Египта . [79] Одной из ее последних миссий в Мэриленде было возвращение своих стареющих родителей. Ее отец купил ее мать у Элизы Бродесс в 1855 году. [80] но даже когда они оба были на свободе, местность была враждебной. В 1857 году Табман получила известие, что ее отцу грозит арест за то, что он укрывал группу из восьми человек, бежавших из рабства. Она повела своих родителей на север, в Сент-Катаринс , Канада , где собралось сообщество бывших порабощенных людей, включая других родственников и друзей Табмана. [81]
Маршруты и методы
Опасная работа Табмана требовала изобретательности. Обычно она работала зимой, когда долгие ночи и холодная погода сводили к минимуму вероятность быть замеченной. [79] Побеги она начинала в субботу вечером, поскольку газеты не печатали объявления о побегах до утра понедельника. [82] Она использовала уловки, чтобы избежать обнаружения. Однажды Табман замаскировалась под шляпкой и взяла с собой двух живых цыплят , чтобы создать видимость выполнения поручений. Внезапно обнаружив, что идет к бывшему поработителю, она дернула веревки, удерживающие ноги птиц, и их волнение позволило ей избежать зрительного контакта. [83] Позже она узнала в попутчике поезда бывшего поработителя; она схватила ближайшую газету и сделала вид, что читает. Табман была известна как неграмотная, и мужчина проигнорировал ее. [84]
В интервью 1897 года историку Уилбуру Зиберту Табман назвала некоторых людей, которые ей помогали, и места, где она останавливалась вдоль подземной железной дороги. Она остановилась у Сэма Грина , свободного чернокожего священника, живущего в Ист-Нью-Маркет, штат Мэриленд ; она также пряталась возле дома своих родителей в Поплар-Нек. Оттуда она отправится на северо-восток в Сэндтаун и Уиллоу-Гроув, штат Делавэр , и в район Камдена , где свободные черные агенты Уильям, Нэт Бринкли и Авраам Гиббс проведут ее на север мимо Дувра , Смирны и Блэкберда , где другие агенты перевезут ее через реку. канал Чесапик и Делавэр до Нью-Касла и Уилмингтона . В Уилмингтоне квакер Томас Гарретт обеспечивал транспорт до офиса Уильяма Стилла или домов других операторов подземной железной дороги в районе Большой Филадельфии. Стиллу приписывают то, что он помог сотням людей сбежать в более безопасные места в Нью-Йорке, Новой Англии и Южном Онтарио. [85]
Вера Табман была еще одним важным ресурсом, когда она неоднократно отправлялась в Мэриленд. Видения, связанные с травмой головы в детстве, продолжались, и она воспринимала их как божественные предчувствия. Она говорила о «советовании с Богом» и верила, что Он сохранит ее в безопасности. [86] Гаррет однажды сказал о ней: «Я никогда не встречал человека любого цвета кожи, который бы больше доверял голосу Бога, обращенному непосредственно к ее душе». [86] Ее вера также оказала немедленную помощь. Она использовала спиричуэлс как закодированные сообщения, предупреждая попутчиков об опасности или указывая свободный путь. Она спела версии « Go Down Moms » и изменила текст, чтобы указать, что продолжать было либо безопасно, либо слишком опасно. [87] Ведя беглецов через границу, она кричала: «Слава Богу и Иисусу. Еще одна душа в безопасности!» [88]
Она носила с собой револьвер для защиты от ловцов рабов и их собак. Табман также пригрозил застрелить любого, кто попытается повернуть назад, поскольку это поставит под угрозу безопасность оставшейся группы, а также всех, кто поможет им на пути. [89] [90] Табман рассказал об одном человеке, который настаивал на том, чтобы вернуться на плантацию. Она направила пистолет ему в голову и сказала: «Иди или умри». [91] Несколько дней спустя мужчина, который колебался, переправился в Канаду вместе с остальной группой. [86]
К концу 1850-х годов рабовладельцы Восточного побережья проводили публичные собрания по поводу большого количества побегов в этом районе; они бросают подозрения на свободных чернокожих и белых аболиционистов. Они не знали, что «Минти», миниатюрная женщина-инвалид, сбежавшая много лет назад, была ответственна за освобождение стольких порабощенных людей. [92] Хотя существует популярная легенда о награде в размере 40 000 долларов (что эквивалентно 1 356 000 долларов в 2023 году). [45] ) для поимки Табмана это сфабрикованная цифра: в 1867 году в поддержку заявления Табмана о военной пенсии аболиционистка по имени Салли Холли написала, что 40 000 долларов «были не слишком большой наградой, которую рабовладельцы Мэриленда могли предложить за нее». [93] Если бы это было реальностью, такая высокая награда привлекла бы внимание всей страны. Также было заявлено вознаграждение в размере 12 000 долларов, хотя ни по одной цифре не было найдено никакой документации. [94] [95]
Табман и беглецы, которым она помогала, так и не были пойманы. [96] Спустя годы она сказала аудитории: «Я проработала кондуктором подземной железной дороги восемь лет и могу сказать то, чего не может сказать большинство кондукторов: я ни разу не сбила свой поезд с рельсов и ни разу не потеряла пассажира». [5]
Джон Браун и Харперс Ферри
В апреле 1858 года Табмен познакомился с аболиционистом Джоном Брауном , повстанцем , выступавшим за применение насилия для уничтожения рабства в Соединённых Штатах. [97] Хотя ранее она не участвовала в вооруженном восстании, она согласилась с его курсом прямых действий и поддержала его цели. [98] Как и Табман, он говорил о том, что его призвал Бог, и верил, что божественное защитит его от гнева работорговцев. Тем временем она утверждала, что перед их встречей у нее было пророческое видение встречи с Брауном. [99]
Таким образом, когда он начал вербовать сторонников для нападения на рабовладельцев, к Брауну присоединилась «генерал Табман», как он ее называл. [100] Ее знания о сетях поддержки и ресурсах в приграничных штатах Пенсильвания, Мэриленд и Делавэр были неоценимы для Брауна и его специалистов по планированию. Хотя другие аболиционисты, такие как Дуглас, не поддерживали его тактику, Браун мечтал о борьбе за создание нового государства для тех, кто освобожден от рабства, и готовился к военным действиям. Он считал, что после того, как он начнет первую битву, порабощенные восстанут и поднимут восстание во всех рабовладельческих штатах. [101] Он попросил Табман собрать бывших рабов, живших тогда в Южном Онтарио, которые могли бы захотеть присоединиться к его боевым силам, что она и сделала. [102]
8 мая 1858 года Браун провел встречу в Чатеме , Канада, где обнародовал свой план рейда на Харперс-Ферри, Вирджиния . [103] Когда информация о плане стала известна правительству, Браун приостановил реализацию схемы и начал сбор средств для ее возможного возобновления. Табман помог ему в этом и разработал более подробный план нападения. [104]
Табман в это время была занята, выступая с речами перед аболиционистской аудиторией и ухаживая за своими родственниками. В начале октября 1859 года, когда Браун и его люди готовились к атаке, Табман заболел в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс . [105] Неизвестно, намеревалась ли она по-прежнему присоединиться к рейду Брауна или отнеслась к этому плану скептически. [106] [107] но когда 16 октября произошел рейд на Харперс-Ферри, Табман выздоровела и находилась в Нью-Йорке. [108]
Рейд провалился; Браун был признан виновным в государственной измене , убийстве и подстрекательстве к мятежу и повешен 2 декабря. Его действия были восприняты многими аболиционистами как символ гордого сопротивления, осуществленного благородным мучеником. [109] Сама Табман была неистова в похвалах. Позже она сказала подруге: «[Он] сделал больше, умирая, чем 100 человек, живя». [110]
Оберн и Маргарет
В начале 1859 года Фрэнсис Аделина Сьюард , жена сенатора-республиканца-аболициониста США Уильяма Х. Сьюарда , продала Табману ферму площадью семь акров (2,8 га) во Флеминге, штат Нью-Йорк . [111] [112] за 1200 долларов США (что эквивалентно 43 900 долларов США в 2023 году). [45] ). [113] [с] Соседний город Оберн был рассадником активности против рабства, и Табман воспользовалась возможностью перевезти своих родителей из Канады обратно в США. [118] Ее усадьба стала пристанищем для семьи и друзей Табмана. В течение многих лет она принимала родственников и жильцов, предлагая безопасное место чернокожим американцам, ищущим лучшей жизни на севере. [76]
Вскоре после приобретения фермы Табман вернулся в Мэриленд и вернулся с восьмилетней светлокожей чернокожей девочкой по имени Маргарет, которая, по словам Табмана, была ее племянницей. [118] Она также указала, что родители девочки были свободными чернокожими. По словам дочери Маргарет Алисы, Маргарет позже описала дом своего детства как процветающий и сказала, что у нее остался брат-близнец. [118] [119] Эти описания противоречат тому, что известно о семьях братьев и сестер Табмана, что создало среди историков неуверенность в отношении отношений и мотивов Табмана. [120] Элис назвала действия Табмана «похищением». [119] сказав: «Она забрала ребенка из хорошего приюта в место, где некому было о ней позаботиться». [121] После того, как в своей биографии Табмана 2004 года она предположила, что Маргарет могла быть тайной дочерью Табмана, [122] Кейт Ларсон нашла доказательства того, что Маргарет была дочерью Исаака и Мэри Вулфорд, свободной чернокожей пары, которая была соседями родителей Табмана в Мэриленде и у которых были близнецы по имени Джеймс и Маргарет. [123] [124]
В ноябре 1860 года Табман провела свою последнюю спасательную операцию. На протяжении 1850-х годов Табман не могла добиться побега своей сестры Рэйчел и двоих детей Рэйчел, Бена и Анджерины. Вернувшись в округ Дорчестер, Табман обнаружила, что Рэйчел умерла, и спасти детей можно будет только в том случае, если она заплатит взятку в размере 30 долларов (что эквивалентно 1020 долларам в 2023 году). [45] ). У нее не было денег, поэтому дети остались в рабстве. Их судьбы остаются неизвестными. [125] Никогда не тративший зря поездку, Табман собрал еще одну группу, включая семью Энноллсов, готовых и готовых пойти на риск в путешествии на север. [126] Им потребовались недели, чтобы благополучно уйти, потому что ловцы рабов вынуждали их прятаться дольше, чем ожидалось. Погода была не по сезону холодной, и у них было мало еды. Младенца Энналлов успокаивали парегориком, пока мимо проезжали патрули рабов. [127] Они благополучно добрались до дома Дэвида и Марты Райт в Оберне 28 декабря 1860 года. [128]
Гражданская война в США
Когда в 1861 году разразилась Гражданская война , Табмен увидел, что война вскоре приведет к отмене рабства. [129] Вскоре порабощенные люди возле позиций Союза начали массово бежать. Генерал Бенджамин Батлер объявил этих беглецов «контрабандой » – собственностью, захваченной северными войсками – и отправил их на работу, первоначально бесплатно, в Форт Монро в Вирджинии. [130] [131] Число «контрабандистов», расположившихся лагерем в Форт-Монро и на других позициях Союза, быстро росло. [132] [133] В январе 1862 года Табман вызвался поддержать дело Союза и начал помогать беженцам в лагерях, особенно в Порт-Рояле, Южная Каролина . [134]
В Южной Каролине Табман встретился с генералом Дэвидом Хантером , решительным сторонником отмены смертной казни. Он объявил всю «контрабанду» в районе Порт-Рояла свободной и начал собирать ранее порабощенных людей в полк черных солдат. [135] Президент США Авраам Линкольн еще не был готов обеспечить эмансипацию южных штатов и сделал выговор Хантеру за его действия. [135] Табман осудил ответ Линкольна и его общее нежелание рассматривать возможность прекращения рабства в США как по моральным, так и по практическим причинам:
Бог не позволит мастеру Линкольну победить Юг, пока он не сделает правильный поступок . Мастер Линкольн, он великий человек, а я бедный негр; но негр может подсказать господину Линкольну, как спасти деньги и молодых людей. Он может сделать это, освободив негра. [136]
Табман работала медсестрой в Порт-Рояле, готовя лекарства из местных растений и помогая солдатам, страдающим дизентерией и инфекционными заболеваниями. Сначала она получала за свою работу государственные пайки, но, чтобы развеять впечатление об особом обращении с ней, она отказалась от права на эти припасы и зарабатывала деньги, продавая пироги и корневое пиво, которые готовила по вечерам. [137]
Разведка и рейд на реку Комбахи
Когда Линкольн издал Прокламацию об освобождении рабов , Табман посчитал это позитивным, но неполным шагом на пути к цели освобождения всех чернокожих людей от рабства. Она направила свои усилия на более прямые действия по разгрому Конфедерации . [138] [139] В начале 1863 года Табман использовала свои знания о тайных путешествиях и уловках, чтобы возглавить группу разведчиков через территорию вокруг Порт-Рояля. [140] Ее группа, работавшая по приказу военного министра Эдвина Стэнтона , нанесла на карту незнакомую местность и провела разведку ее жителей. Позже она работала вместе с полковником Джеймсом Монтгомери и предоставила ему ключевую информацию, которая помогла захватить Джексонвилл, Флорида . [141]
Позже в том же году сбор разведывательной информации Табмана сыграл ключевую роль в рейде на Комбахи-Ферри . Она провела три парохода с чернокожими солдатами под командованием Монтгомери мимо мин на реке Комбахи, чтобы атаковать несколько плантаций. [142] Выбравшись на берег, войска Союза подожгли плантации, разрушив инфраструктуру и конфисковав продовольствие и припасы на тысячи долларов. [143] Предупрежденные о рейде шпионской сети Табмана, порабощенные люди по всему району услышали гудки пароходов и поняли, что их освобождают. [144] Табман наблюдал, как те, кто бежал из рабства, бросились к лодкам; Позже она описала сцену хаоса: женщины несли горшки с все еще дымящимся рисом, свиньи визжали в мешках, перекинутых через плечо, а младенцы висели на шеях родителей. [145] Вооруженные надзиратели пытались остановить массовое бегство, но их усилия оказались практически бесполезными в условиях беспорядков. [146] Когда войска Конфедерации бросились к месту происшествия, пароходы направились в сторону Бофорта с более чем 750 ранее порабощенными людьми. [147] [148]
Газеты провозгласили «патриотизм, проницательность, энергию и способности» Табмана во время рейда. [149] и ее хвалили за ее усилия по вербовке - более 100 недавно освобожденных мужчин присоединились к армии Союза. [149] Сообщения о ее участии в рейде привели к возрождению прозвища «Генерал Табман», ранее присвоенного ей Джоном Брауном. [150] Хотя ее вклад иногда преувеличивали, [д] ее роль в рейде привела к тому, что она получила широкое признание как первая женщина, возглавившая войска США в вооруженном нападении. [151]
В июле 1863 года Табман работал с полковником Робертом Гулдом Шоу при штурме форта Вагнер , как сообщается, подав ему последний обед. [153] Позже она описала битву историку Альберту Бушнеллу Харту :
А потом мы увидели молнию, и это были пушки; а потом мы услышали гром, и это были большие пушки; а затем мы услышали, как шел дождь, и это были капли крови; и когда мы пришли собирать урожай, мы собрали мертвецов. [154]
Еще два года Табман работала на силы Союза, ухаживая за недавно освобожденными людьми, разведывая территорию Конфедерации и ухаживая за ранеными солдатами в Вирджинии - задачу, которую она продолжала в течение нескольких месяцев после капитуляции Конфедерации в апреле 1865 года. [155]
Дальнейшая жизнь
Табман получила небольшую плату за свою военную службу в Союзе. Она не была рядовым солдатом и лишь изредка получала вознаграждение за свою работу шпионом и разведчиком; ее работа медсестрой совершенно не оплачивалась. [157] [158] За более чем три года службы она получила в общей сложности 200 долларов США (что эквивалентно 3980 долларам США в 2023 году). [45] ). [159] [160] Ее неофициальный статус вызвал большие трудности с документированием ее службы, и правительство США не спешило признавать какой-либо долг перед ней. [161] Между тем, ее гуманитарная работа для своей семьи и бывших рабов держала ее в состоянии постоянной бедности. [162]
Когда в июле 1865 года обещанное назначение на официальную должность военной медсестры не состоялось, Табман решила вернуться в свой дом в Нью-Йорке. [163] Во время поездки на поезде в Нью-Йорк в октябре 1865 года Табман путешествовала по билету за полцены, предоставленному ей за ее услуги. Кондуктор посоветовал ей пересесть из обычного легкового вагона в менее желательный вагон для курящих. Когда она отказалась, он обругал ее и схватил. Она сопротивлялась, и он вызвал на помощь дополнительных людей. Они затолкали ее в дымящуюся машину, ранив при этом. Когда произошли эти события, белые пассажиры проклинали Табман и велели кондуктору выгнать ее из поезда. [164] [165]
Оставшиеся годы Табман провела в Оберне, заботясь о своей семье и других нуждающихся людях. Помимо управления фермой, она принимала жильцов и работала на различных работах, чтобы оплачивать счета и поддерживать своих пожилых родителей. [76] [166] Одним из людей, которых взял на себя Табман, был фермер по имени Нельсон Дэвис . служил рядовым в 8-м цветном пехотном полку США . Он родился в рабстве в Северной Каролине и с сентября 1863 по ноябрь 1865 года [167] Он начал работать в Оберне каменщиком , и вскоре они полюбили друг друга. Хотя он был на 22 года моложе ее, 18 марта 1869 года они поженились в Центральной пресвитерианской церкви. [168] [169] В 1874 году они удочерили девочку по имени Герти. [170]
Тем временем друзья и сторонники Табман со времен отмены смертной казни собирали средства, чтобы поддержать ее. Одна из поклонниц, Сара Хопкинс Брэдфорд , написала авторизованную биографию под названием «Сцены из жизни Гарриет Табмен» . 132-страничный том был опубликован в 1869 году и принес Табману около 1200 долларов дохода (что эквивалентно 27 500 долларам в 2023 году). [45] ). [159] Даже несмотря на эту помощь, выплата ипотечного кредита на ее ферме в мае 1873 года истощила сбережения Табман. [171] В октябре того же года она стала жертвой мошенников. Двое чернокожих мужчин заявили, что знают бывшего раба, у которого был тайно вывезен из Южной Каролины сундук с золотыми монетами, которые они готовы продать за наличные менее чем за половину стоимости монет. [171] [172] [173] Она знала, что белые люди на Юге закапывали ценные вещи, когда силы Союза угрожали региону, а чернокожим мужчинам часто поручали раскопки, поэтому это утверждение показалось ей правдоподобным. [171] Она заняла деньги у богатого друга и договорилась получить золото однажды поздно вечером. После того, как мужчины заманили ее в лес, они вырубили ее хлороформом и украли сумочку. Табман был найден ошеломленным и раненым; багажник был наполнен камнями. [171] [174] [175]
Преступление привлекло новое внимание местных лидеров к нестабильному финансовому положению Табман и стимулировало возобновление усилий по получению компенсации за ее службу в Гражданской войне. [176] В 1874 году представители Клинтон Д. Макдугалл из Нью-Йорка и Джерри В. Хейзелтон из Висконсина внесли законопроект о выплате Табману 2000 долларов (что эквивалентно 53 900 долларам в 2023 году). [45] ) единовременная выплата «за услуги, оказанные ею армии Союза в качестве разведчика, медсестры и шпиона», [177] но оно потерпело поражение в Сенате. [178] В феврале 1880 года деревянный каркасный дом Табман сгорел, но с помощью ее сторонников его быстро заменили новым кирпичным домом. [179]
Нельсон Дэвис умер от туберкулеза 14 октября 1888 года. [180] Закон о пенсиях иждивенцев и инвалидов 1890 года предоставил Табману право на пенсию как его вдова. После того, как она задокументировала свой брак и трудовой стаж мужа к удовлетворению Бюро пенсионного обеспечения , в 1895 году Табман получила ежемесячную пенсию вдовы в размере 8 долларов (что эквивалентно 290 долларам в 2023 году). [45] ), плюс единовременная выплата в размере 500 долларов США для покрытия пятилетней задержки утверждения. [181] [182] [183] В декабре 1897 года конгрессмен от Нью-Йорка Серено Э. Пейн представил законопроект о предоставлении Табману ежемесячной солдатской пенсии в размере 25 долларов (что эквивалентно 920 долларам в 2023 году). [45] ). [183] [184] Хотя Конгресс получил документы и письма в поддержку утверждений Табман, некоторые члены возражали против выплаты женщине полной солдатской пенсии. [182] [185] [186] В феврале 1899 года Конгресс утвердил компромиссную сумму в 20 долларов (что эквивалентно 730 долларам в 2023 году). [45] ) в месяц (8 долларов из пенсии вдовы плюс 12 долларов за работу медсестрой), но не признал ее разведчиком и шпионкой. [182] [187] [и]
Суфражистский активизм
В более поздние годы Табман работала над продвижением избирательного права женщин . Белая женщина однажды спросила Табман, считает ли она, что женщины должны иметь право голоса, и получила ответ: «Я достаточно страдала, чтобы поверить в это». [189] Табман начал посещать собрания суфражистских организаций и вскоре начал работать вместе с такими женщинами, как Сьюзен Б. Энтони и Эмили Хоуленд . [5] [190]
Табман побывала в Нью-Йорке, Бостоне и Вашингтоне, округ Колумбия , чтобы выступить в защиту избирательных прав женщин. Она описала свои действия во время и после Гражданской войны и использовала жертвы бесчисленного количества женщин на протяжении всей современной истории как доказательство равенства женщин с мужчинами. [191] Когда в 1896 году была основана Национальная федерация афроамериканских женщин , Табман была основным докладчиком на ее первом собрании. [192]
Эта волна активизма вызвала новую волну восхищения Табманом среди прессы Соединенных Штатов. Издание The Woman's Era запустило серию статей о «Выдающихся женщинах» с описанием Табман. [192] Суфражистская газета 1897 года сообщила о серии приемов в Бостоне в честь Табман и ее пожизненного служения нации. Однако ее бесконечные пожертвования другим оставили ее в нищете, и ей пришлось продать корову, чтобы купить билет на поезд на эти торжества. [193]
Церковь, болезнь и смерть
В 1870-х годах Табман стал активным членом Африканской методистской епископальной епископальной (AME) Сионской церкви Мемориала Томпсона в Оберне. [194] В 1895 году она начала переговоры с лидерами AME Zion и другими людьми о создании дома для престарелых Гарриет Табман , который будет заботиться о «неимущих цветных людях». [195] Несмотря на свои финансовые ограничения, в 1896 году Табман предложила 1215 долларов (что эквивалентно 44 500 долларам в 2023 году). [45] ) на аукционе за ферму площадью 25 акров (10 га), примыкающую к той, которой она уже владела, для использования под новый объект. [196] Она назначила одно из зданий фермы своим основным местом жительства и назвала его «Джон Браун Холл» в честь своего покойного союзника-аболициониста. [197] Однако собрать средства для проекта было сложно, а попытки передать недвижимость в дар осложнялись многочисленными ипотечными кредитами, использованными для ее оплаты. После того, как Табман чуть не потеряла собственность из-за финансовых трудностей, AME Zion согласилась взять ее на себя в 1903 году. [198]
Дом не открывался еще пять лет, и Табман был встревожен, когда церковь приказала жильцам заплатить вступительный взнос в размере 100 долларов (что эквивалентно 3390 долларам в 2023 году). [45] ). Она сказала: «[T]эй, установите правило, согласно которому никто не должен приходить без сотни долларов. Теперь я хотела установить правило, согласно которому никто не должен приходить, если у него вообще нет денег». [199] Она была разочарована новым правилом, но, тем не менее, была почетным гостем, когда дом праздновал свое открытие 23 июня 1908 года. [200]
С возрастом Табман ее продолжала беспокоить детская травма головы. Не имея возможности спать из-за боли и «гудения» в голове, в конце 1890-х годов она обратилась к врачу Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне , чтобы тот прооперировал ее. По ее словам, он "распилил мне череп, поднял его, и теперь он чувствует себя более комфортно". [201] Сообщается, что она не получила анестезию и вместо этого укусила пулю , как это делали солдаты Гражданской войны, когда им ампутировали конечности . [202] [203]
К 1911 году тело Табман стало настолько хрупким, что ее поместили в дом престарелых, названный в ее честь. Нью-йоркская газета назвала ее «больной и без гроша в кармане», что побудило сторонников предложить новый раунд пожертвований. [204] В окружении друзей и членов семьи она умерла от пневмонии 10 марта 1913 года. [204] Незадолго до своей смерти она процитировала присутствующим в комнате Евангелие от Иоанна : «Я ухожу приготовить место вам». [205] Табман был похоронен с полувоенными почестями на кладбище Форт-Хилл в Оберне. [206]
Наследие
Широко известная и уважаемая при жизни, Табман стала американской иконой спустя годы после своей смерти. [208] К 1980-м годам Табман стал одной из самых известных фигур в американской истории. [209] Она вдохновила поколения афроамериканцев, борющихся за равенство и гражданские права ; ее хвалили лидеры всего политического спектра. [210]
Парки, памятники и исторические места
Национальными парками и национальными памятниками, связанными с Табманом, в Соединенных Штатах являются Национальный памятник подземной железной дороги Харриет Табмен и Национальный исторический парк подземной железной дороги Гарриет Табман , оба в Мэриленде, [211] и Национальный исторический парк Гарриет Табман в Оберне. [212] Салемская часовня в Сент-Катаринсе, где поклонялся Табман, является национальным историческим памятником Канады . [213]
В городе Оберн есть несколько исторических мест, связанных с Табман, в том числе ее могила . [214] [215] Другие государственные и местные исторические достопримечательности Табмана включают Государственный парк подземной железной дороги Харриет Табман. [216] и Мемориальный сад Гарриет Табман. [217] в Мэриленде, а музей Гарриет Табман — в Нью-Джерси. [218]
Художественные изображения
Табман является предметом многих произведений искусства. Музыканты, в том числе Вуди Гатри , Уинтон Марсалис и Уолтер Робинсон , написали песни в ее честь. [219] Она является героиней опер Теи Масгрейв . [220] Нкеиру Окойе , [221] и Хильда Паредес , [222] а также пьесы Кэролайн Гейдж и сотрудничество Мэй Миллер и Уиллиса Ричардсона . [223] Табман находится в центре внимания романов Элизабет Коббс . [224] Марси Хайдиш, [225] и Энн Пэрриш , [226] и персонаж романов Терри Биссона . [227] Та-Нехиси Коутс , [228] и Джеймс МакБрайд . [229]
Поскольку жизнь Табмана впервые была показана на телевидении в эпизоде сериала « Большое приключение» 1963 года . [230] она изображалась в телевизионных постановках таких как «Добрый лорд Птица» , [231] Вневременной , [232] Метро , [231] и женщина по имени Моисей . [233] Синтия Эриво была номинирована на премию Оскар за роль Табмана в театральном фильме 2019 года «Гарриет» . [234]
Художники, в том числе Ферн Каннингем , [235] Джейн ДеДекер , [236] Нина Кук Джон, [237] и Элисон Саар [236] представили Табмана в скульптурах. Ее рисовали или писали многие художники, в том числе Ромар Бирден , Аарон Дуглас , Уильям Джонсон , Джейкоб Лоуренс и Фейт Рингголд . [238]
Другие награды и памятные даты
В 1978 году Табман стала первой афроамериканкой, удостоенной чести на почтовой марке США; она появилась на второй марке в 1995 году. [239] Начиная с 2016 года планировалось добавить портрет Табмана на лицевую сторону двадцатидолларовой купюры , переместив портрет президента Эндрю Джексона , рабовладельца, на обратную сторону купюры. [240] В 2024 году Монетный двор США выпустил три памятные монеты с изображением Табмана; на каждой монете изображена Табман на разных этапах ее жизни. [241]
Десятки школ, [242] улицы и шоссе, [243] церковные группы, общественные организации и правительственные учреждения были названы в честь Табмана. [244] В 1944 году Морская комиссия США спустила на воду SS Harriet Tubman , свой первый корабль «Либерти», названный в честь чернокожей женщины. [207]
28 июня 2024 года 81-й Генеральный съезд Епископальной церкви проголосовал за то, чтобы почтить память Гарриет Табман в календаре церковного года. Ежегодное чествование ее состоится 10 марта. [245]
Историография
Табман надеялась стать грамотной и написать собственные мемуары, но так и не сделала этого. [246] Вместо этого Сара Хопкинс Брэдфорд объединила личные воспоминания Табмана, журналистские отчеты и письма друзей и сторонников Табмана, чтобы создать «Сцены из жизни Гарриет Табман» в 1868 году. [247] [ф] Критикуемый современными биографами за художественную вольность и весьма субъективную точку зрения, [249] тем не менее, книга дает представление о собственном взгляде Табман на свой опыт. [250] В 1886 году Брэдфорд выпустил переписанный том под названием « Гарриет, Моисей своего народа» . [251] В обоих томах Гарриет Табман провозглашается современной Жанной д’Арк . [252] Пересмотр принял более моралистический и литературный тон, чем предыдущая работа, включая изменения многих описаний событий от первого лица к третьему. [253] В последней редакции 1901 года было добавлено приложение с дополнительными историями из жизни Табмана. [254]
Первой полной биографией Табмана, опубликованной после Брэдфорда, была Эрла Конрада ( «Гарриет Табман» 1943). [255] Конрад испытал большие трудности с поиском издателя - поиски заняли четыре года - и терпел презрение и презрение к его попыткам составить более объективное и подробное описание жизни Табмана для взрослых. [207] Для детей было написано несколько драматизированных версий жизни Табмана, и многие другие появились позже, но Конрад писал в академическом стиле. [256] Хотя она была популярной исторической фигурой, другая биография длиной в книгу, основанная на оригинальных научных исследованиях, не публиковалась в течение 60 лет. [257] Ларсон и Клинтон опубликовали свои биографии вскоре после этого, в 2004 году. В книге историка Милтона Сернетта 2007 года «Гарриет Табман: миф, память и история» обсуждаются основные биографии Табмана до в тот раз. [258]
См. также
Примечания
- ^ Географическая область Южного Онтарио была частью британской провинции Верхняя Канада , когда провинция приняла Закон о борьбе с рабством 1793 года , который запрещал ввоз рабов и требовал, чтобы порабощенные дети, рожденные после принятия закона, были освобождены в возрасте 25 лет. Закон об отмене рабства 1833 года отменил рабство на большей части территории Британской империи в период с 1834 по 1840 год. В 1841 году этот регион был включен в состав Объединенной провинции Канады .
- ↑ Джон и Кэролайн вместе воспитывали семью, пока 16 лет спустя он не был убит в придорожной ссоре с белым человеком по имени Роберт Винсент. [76]
- ↑ Это имущество было наследством, которое Фрэнсис получила от своего отца, Элайджи Миллера . В соответствии с Законом штата Нью-Йорк о собственности замужних женщин она сохранила отдельное право собственности от своего мужа. [114] хотя он был согласен с продажей. [115] Поскольку Табман скрывался от правосудия в соответствии с федеральным законом, продажа была незаконной; [116] Первоначально Сьюарды не зарегистрировали акт передачи и рассматривали ипотеку как частную ссуду. [117]
- ↑ Среди преувеличений можно назвать утверждения о том, что она была настоящим генералом и что Монтгомери находился под ее командованием. Табман не имела официального воинского звания и в своем собственном отчете признала «храброго полковника Монтгомери» за руководство операцией, хотя она также хотела отдать должное черным разведчикам и солдатам его полка. [151] [152]
- ^ В 2003 году Конгресс утвердил выплату дополнительной пенсии в размере 11 750 долларов, чтобы компенсировать предполагаемый дефицит выплат, произведенных при ее жизни. Средства были направлены на содержание соответствующих исторических объектов. [188]
- ↑ Хотя официальная дата публикации — 1869 год, экземпляры книги стали доступны в декабре 1868 года. [248]
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. 16.
- ^ Армстронг 2022 , с. 56.
- ^ Хумез 2003 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. XVIII.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клинтон 2004 , с. 192.
- ^ Уолтерс 2020 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клинтон 2004 , с. 4.
- ^ Эртель 2015 , с. 9.
- ^ Данбар 2019 , с. 14.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 26.
- ^ Клинтон 2004 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. 10.
- ^ Клинтон 2004 , с. 6.
- ^ Хумез 2003 , с. 12.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 311–312.
- ^ Клинтон 2004 , с. 10.
- ^ Ларсон 2004 , с. 34.
- ^ Ларсон 2004 , с. 33.
- ^ Клинтон 2004 , с. 13.
- ^ Хумез 2003 , с. 14.
- ^ Хумез 2003 , с. 205.
- ^ Хумез 2003 , с. 13.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 17–18.
- ^ Ларсон 2004 , с. 40.
- ^ Клинтон 2004 , с. 19.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 31.
- ^ Ларсон 2004 , с. 38.
- ^ Ларсон 2004 , с. 56.
- ^ Ларсон 2004 , с. 42.
- ^ Эртель 2015 , с. 27.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 42–43, 317 (примечание 46).
- ^ Клинтон 2004 , стр. 184–185.
- ^ Эртель 2015 , стр. 28–29, 34.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 43–45.
- ^ Клинтон 2004 , с. 20.
- ^ Ларсон 2004 , с. 46.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 142.
- ^ Ларсон 2004 , с. 47.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 23–24.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 28–29.
- ^ Уолтерс 2020 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. 62.
- ^ Ларсон 2004 , с. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клинтон 2004 , с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Индекс потребительских цен .
- ^ Ларсон 2004 , с. 72.
- ^ Клинтон 2004 , с. 31.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 44.
- ^ Ларсон 2004 , с. 73.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 31–32.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 74–77.
- ^ Ларсон 2004 , с. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уолтерс 2020 , с. 47.
- ^ Ларсон 2004 , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 78.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 78–79.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 46.
- ^ Ларсон 2004 , с. 80.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 82–83.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 80–81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клинтон 2004 , с. 37.
- ^ Клинтон 2004 , с. 38.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 37–38.
- ^ Ларсон 2004 , с. 83.
- ^ Ларсон 2004 , с. 82.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 52.
- ^ Ларсон 2004 , с. 88. Акцент в оригинале.
- ^ Данбар 2019 , с. 43.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 79.
- ^ Клинтон 2004 , с. 60.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 49–53.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 90.
- ^ Клинтон 2004 , с. 82.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 90–91.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. 239.
- ^ Клинтон 2004 , с. 84.
- ^ Хумез 2003 , стр. 306–307.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клинтон 2004 , с. 85.
- ^ Ларсон 2004 , с. 119.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 143–144.
- ^ Ларсон 2004 , с. 100.
- ^ Клинтон 2004 , с. 89.
- ^ Ларсон 2004 , с. 125.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клинтон 2004 , с. 91.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 101, 188–189.
- ^ Хумез 2003 , с. 228.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 90–91.
- ^ Викенден 2021 , с. 111.
- ^ Хумез 2003 , с. 188.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 148–151.
- ^ Ларсон 2022 , с. 189.
- ^ Ларсон 2004 , с. 191.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 94–95.
- ^ Данбар 2019 , с. 75.
- ^ Данбар 2019 , с. 71.
- ^ Клинтон 2004 , с. 128.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 158–159.
- ^ Клинтон 2004 , с. 129.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 126–128.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 158–160.
- ^ Ларсон 2004 , с. 161.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 161–166.
- ^ Клинтон 2004 , с. 132.
- ^ Эртель 2015 , с. 48.
- ^ Ларсон 2004 , с. 174.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 117.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 134–135.
- ^ Ларсон 2004 , с. 177.
- ^ Армстронг 2022 , с. 10.
- ^ Wickenden 2021 , стр. 137–138.
- ^ Ларсон 2004 , с. 163.
- ^ Викенден 2021 , с. 92.
- ^ Ларсон 2022 , с. 128.
- ^ Викенден 2021 , с. 138.
- ^ Армстронг 2022 , с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клинтон 2004 , с. 117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 197.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 111.
- ^ Клинтон 2004 , с. 119.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 198–199.
- ^ Ларсон 2022 , стр. 89, 157–158.
- ^ Викенден 2021 , с. 337.
- ^ Ларсон 2022 , с. 121.
- ^ Ларсон 2004 , с. 185.
- ^ Ларсон 2004 , с. 186.
- ^ Ларсон 2004 , с. 189.
- ^ Ларсон 2004 , с. 193.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 147–149.
- ^ Ларсон 2004 , с. 195.
- ^ Клинтон 2004 , с. 149.
- ^ Эртель 2015 , стр. 58–59.
- ^ Ларсон 2004 , с. 204.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 205.
- ^ Ларсон 2004 , с. 206. Акцент в оригинале.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 156–157.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 209–210.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 133.
- ^ Ларсон 2004 , с. 210.
- ^ Клинтон 2004 , с. 164.
- ^ Клинтон 2004 , с. 165.
- ^ Ларсон 2004 , с. 213.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 136.
- ^ Клинтон 2004 , с. 166.
- ^ Данбар 2019 , с. 92.
- ^ Ларсон 2004 , с. 214.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 216.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сернетт 2007 , стр. 89–92.
- ^ Григг 2014 , стр. 107, 123.
- ^ Ларсон 2004 , с. 220.
- ^ Хумез 2003 , с. 135.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 186–187.
- ^ Гибсон и Сильверман 2005 , стр. 25–26.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 193–195.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 225–226.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клинтон 2004 , с. 196.
- ^ Данбар 2019 , с. 107.
- ^ Клинтон 2004 , с. 193.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 276–277.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 187–188.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 94.
- ^ Данбар 2019 , стр. 107–109.
- ^ Армстронг 2022 , стр. 139–141.
- ^ Хумез 2003 , с. 86.
- ^ Клинтон 2004 , с. 198.
- ^ Эртель 2015 , с. 144.
- ^ Ларсон 2004 , с. 260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клинтон 2004 , с. 201.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 255–256.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 211.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 257–259.
- ^ Армстронг 2022 , с. 143.
- ^ Клинтон 2004 , с. 202.
- ^ Клинтон 2004 , с. 208.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 252, 378 (примечание 6).
- ^ Армстронг 2022 , стр. 149–150.
- ^ Ларсон 2022 , с. хх.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эртель 2015 , с. 92.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 278.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 97.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 97–98.
- ^ Клинтон 2004 , с. 214.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 97–99.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 99–100.
- ^ Клинтон 2004 , с. 191.
- ^ Ларсон 2004 , с. 287.
- ^ Ларсон 2004 , с. 273.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 275.
- ^ Ларсон 2004 , с. 281.
- ^ Эртель 2015 , с. 95.
- ^ Армстронг 2022 , с. 163.
- ^ Армстронг 2022 , с. 165.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 170.
- ^ Армстронг 2022 , стр. 175–182.
- ^ Ларсон 2004 , с. 285.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 209–210.
- ^ Ларсон 2004 , с. 282.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 178.
- ^ Данбар 2019 , с. xi.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон 2004 , с. 288.
- ^ Данбар 2019 , с. 133.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ларсон 2004 , с. 294.
- ^ Хобсон 2022 , стр. 93–96.
- ^ Ларсон 2004 , с. хв.
- ^ Ларсон 2004 , с. хх.
- ^ Ларсон 2022 , стр. 66, 68.
- ^ Ларсон 2022 , стр. 63–64.
- ^ Ларсон 2022 , с. 125.
- ^ Клинтон 2004 , стр. 216–218.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 267.
- ^ Ларсон 2022 , стр. 67–68.
- ^ Ларсон 2022 , с. 62.
- ^ Розенберг 2020 .
- ^ Сернетт 2007 , стр. 241–243.
- ^ Рим 2001 , с. 235.
- ^ Андре 2018 , с. 12.
- ^ Беда 2018 .
- ^ Сернетт 2007 , стр. 239–240.
- ^ Сакс 2019 .
- ^ Сернетт 2007 , стр. 236–237.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 230–232.
- ^ Портелли 1988 , стр. 87–90.
- ^ Хобсон 2022 , с. 106.
- ^ Гай 2013 .
- ^ Сернетт 2007 , стр. 234, 356 (примечание 15).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кнауэр 2023 , с. 306.
- ^ Кауфман 2018 .
- ^ Сернетт 2007 , стр. 234.
- ^ Кнауэр 2023 , с. 305.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сернетт 2007 , стр. 245.
- ^ Франклин 2023 .
- ^ Хобсон 2022 , стр. 96, 103–104.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 2, 35.
- ^ Лусане, 2022 , стр. 96–103.
- ^ Дастер 2024 .
- ^ Клинтон 2004 , с. 219.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 246–247.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 248–249.
- ^ «Виртуальная папка Генеральной конвенции» . www.vbinder.net . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 105.
- ^ Уолтерс 2020 , стр. 155–156.
- ^ Уолтерс 2020 , с. 157.
- ^ Ларсон 2004 , с. 244.
- ^ Хумез 1993 , стр. 164–165.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 264–265.
- ^ Хумез 1993 , с. 171.
- ^ Хумез 1993 , с. 165.
- ^ Ларсон 2022 , с. 225.
- ^ Сернетт 2007 , стр. 196.
- ^ Ларсон 2004 , с. 290.
- ^ Хумез 2003 , с. 354 (примечание 12).
- ^ Эртель 2015 , с. 113.
Источники
- Андре, Наоми (2018). Черная опера: история, сила, участие . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-08357-0 .
- Армстронг, Дуглас В. (2022). Археология жизни Гарриет Табман на свободе . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-5523-7 .
- Клинтон, Кэтрин (2004). Гарриет Табман: Дорога к свободе . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-14492-6 – через Открытую библиотеку .
- «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Федеральный резервный банк Миннеаполиса . Проверено 28 мая 2023 г.
- Данбар, Эрика Армстронг (2019). Она пришла убивать: жизнь и времена Гарриет Табман (изд. Kindle). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-982139-66-7 .
- Дастер, Шанделис (9 января 2024 г.). «Монетный двор США выпускает монеты в честь Гарриет Табман» . CNN . Архивировано из оригинала 10 января 2024 года . Проверено 11 января 2024 г.
- Франклин, Джонатан (13 марта 2023 г.). «Памятник Гарриет Табман теперь заменяет статую Христофора Колумба в Ньюарке» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- Гейдж, Эмити (23 августа 2013 г.). « Добрый лорд Птица », Джеймс Макбрайд . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- Гибсон, Шанталь Н. и Сильверман, Моник (2005). «Сур / Рендеринг ее образа: Непознаваемая Гарриет Табман». Канадское художественное обозрение . 30 (1): 25–38. JSTOR 42630711 .
- Григг, Джефф В. (2014). Рейд на реку Комбахи: Гарриет Табман и Освобождение Лоукантри (изд. Kindle). Чарльстон, Южная Каролина: The History Press. ISBN 978-1-62585-004-1 .
- Хобсон, Джанелл (2022). Когда Бог потерял язык: историческое сознание и черное феминистское воображение . Подрывные истории, серия «Феминистское будущее». Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780429243554 . ISBN 978-0-429-24355-4 . S2CID 240990028 .
- Юмез, Жан М. (лето 1993 г.). «В поисках духовной автобиографии Гарриет Табман». Журнал NWSA . 5 (2): 162–182. JSTOR 4316258 .
- Юмез, Жан (2003). Гарриет Табман: Жизнь и истории из жизни . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-19120-7 – через Открытую библиотеку .
- Кауфман, Рэйчел (13 мая 2018 г.). «Пилот, мыслитель, солдат, шпион: эпический вне времени, финал сезона двойка» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 17 октября 2020 года . Проверено 3 августа 2020 г.
- Кнауэр, Кэрон (2023). Американское рабство в кино . Серия «История Голливуда». Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 978-1-4408-7752-0 .
- Ларсон, Кейт Клиффорд (2004). На пути в землю обетованную: Гарриет Табман, Портрет американского героя . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-45627-4 – через Открытую библиотеку .
- Ларсон, Кейт Клиффорд (2022). Гарриет Табман: Справочник ее жизни и творчества . Серия «Важные фигуры в мировой истории» (изд. Kindle). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-1357-8 .
- Лусане, Кларенс (2022). Двадцать долларов и перемены: Гарриет Табман и продолжающаяся борьба за расовую справедливость и демократию (изд. Kindle). Сан-Франциско: Книги об огнях города. ISBN 978-0-87286-859-5 .
- Эртель, Кристен Т. (2015). Гарриет Табман: Рабство, гражданская война и гражданские права в Америке девятнадцатого века . Серия Routledge «Исторические американцы». Лондон: Рутледж . ISBN 978-1-135-94897-9 .
- Портелли, Алессандро (осень 1988 г.). « Огонь на горе ». Обзор. Аппалачский журнал . 16 (1): 87–90. JSTOR 40933404 .
- Рома, Екатерина (2001). «Современные британские композиторы». В Пендле, Карин (ред.). Женщины и музыка: история . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 227–251. ISBN 978-0-253-11503-4 – через Открытую библиотеку .
- Розенберг, Эми С. (17 сентября 2020 г.). «Музей Гарриет Табман в Кейп-Мэй отметил свое открытие. Вот что внутри и почему он находится в Кейп-Мэй» . Филадельфийский исследователь . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- Сакс, Сэм (17 мая 2019 г.). «Художественная литература: рассказы истории и воображения» . Обзор книг и искусства. Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- Сернетт, Милтон К. (2007). Гарриет Табман: миф, память и история . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4073-7 .
- Варгас, Анхель (17 октября 2018 г.). «Деяния Гарриет Табмен доходят до Сервантино в форме оперы» . День (на испанском языке). Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- Уолтерс, Керри (2020). Гарриет Табман: Жизнь в американской истории . Серия Black History Lives (изд. Kindle). Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 978-1-4408-5569-6 .
- Викенден, Дороти (2021). Агитаторы: трое друзей, которые боролись за отмену смертной казни и права женщин (изд. Kindle). Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 978-1-4767-6076-6 .
Дальнейшее чтение
- Филдс-Блэк, Эдда Л. (2024), Комби: Гарриет Табман, рейд на реке Комбахи и свобода черных во время гражданской войны . Издательство Оксфордского университета. Обзоры: Беллоуз, Аманда Брикелл, «Обзоры Combee: Гарриет Табман, Борьба за свободу» , The Wall Street Journal , 23 февраля 2024 г.; Хершталь, Эрик, «Гарриет Табман и самая важная и малоизученная битва гражданской войны» , The New Republic , 23 февраля 2024 г.
- Брэдфорд, Сара Хопкинс (1869). Сцены из жизни Гарриет Табмен . Оберн, Нью-Йорк: У. Дж. Мозес. ОСЛК 2199227 . Также в «Сцены из жизни Гарриет Табман» Общедоступная аудиокнига на LibriVox
- Брэдфорд, Сара Хопкинс (1886). Гарриет, Моисей ее народа . Нью-Йорк: Джордж Р. Локвуд и сыновья. OCLC 11166344 .
- Конрад, Эрл (1973) [1943]. Гарриет Табман . Нью-Йорк: Международные издательства. ISBN 978-0-7178-0084-1 .
Внешние ссылки
- Гарриет Табман: Справочник из Библиотеки Конгресса.
- Страница биографии Гарриет Табман от Кейт Ларсон
- Гарриет Табман: Видения свободы - PBS документальный фильм
- Маурер, Элизабет Л. «Гарриет Табман» . Национальный музей женской истории. 2016.
- «Железная дорога к свободе» (1948) и «Дети Гарриет» (1949) — эпизоды радиоантологии из «Destination Freedom» , написанные Ричардом Даремом . RadioEchoes.com.
- Работы Гарриет Табман или о ней в Internet Archive
- Гарриет Табман
- 1822 рождения
- 1913 смертей
- Афроамериканцы XIX века
- Афроамериканки XIX века
- Христианские мистики XIX века
- Методисты XIX века
- Афроамериканцы 20-го века
- Афроамериканки 20-го века
- Христианские мистики ХХ века
- Христианские святые ХХ века
- Методисты 20-го века
- Активисты из Мэриленда
- Американские активисты с ограниченными возможностями
- Афроамериканцы в Гражданской войне в США
- Афро-американские аболиционисты
- Афро-американские активисты
- Афроамериканские женщины-военнослужащие
- Афро-американские феминистки
- Афро-американская история Мэриленда
- Афро-американские методисты
- Афро-американские медсестры
- Шпионы времен Гражданской войны в США
- Американские феминистки
- Американские повстанческие рабы
- Американские святые
- Американские женщины-медсестры
- Американские активистки за права женщин
- Англиканские святые
- Христианские святые женщины эпохи позднего Нового времени
- Смертность от пневмонии в Нью-Йорке (штат)
- Женщины-шпионы военного времени
- Беглые американские рабы
- История Мэриленда
- Люди порабощены в Мэриленде
- Члены Национального зала славы отмены смертной казни
- Методистские аболиционисты
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Люди из Оберна, Нью-Йорк
- Жители округа Каюга, Нью-Йорк
- Жители округа Дорчестер, штат Мэриленд.
- Люди из Порт-Рояля, Южная Каролина
- Жители Мэриленда в Гражданской войне в США
- Люди с эпилепсией
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Сторонники христианского феминизма
- Люди подземной железной дороги
- Женщины в Гражданской войне в США
- Аболиционисты из Мэриленда
- Женщины-мистики
- Протестантские мистики