Американцы йоруба
Общая численность населения | |
---|---|
196 000 (оценка) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бостон , Атланта , Чикаго , Филадельфия , Хьюстон и Вашингтон, округ Колумбия. Нью-Йорк , Мэриленд , Нью-Джерси , Род-Айленд , Флорида , Луизиана , Калифорния и большинство южных штатов . | |
Языки | |
Английский ( американский английский ), йоруба , нигерийский английский ), французский , испанский и нигерийский пиджин . | |
Религия | |
Христианство , ислам и религия йоруба. | |
Родственные этнические группы | |
Афроамериканцы , американцы бенинского происхождения , черные канадцы , американцы нигерийского происхождения , канадцы нигерийского происхождения , канадцы йоруба , народ йоруба |
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Американцы йоруба ( йоруба : Àwọn ọmọ Yorubá Amẹrika ) — американцы происхождения йоруба . Народ йоруба представляет собой западноафриканскую этническую группу, населяющую преимущественно юго-запад Нигерии , с небольшими коренными общинами в Бенине и Того .
История
[ редактировать ]Первые люди йоруба, прибывшие в Соединенные Штаты, были импортированы в качестве рабов из Нигерии и Бенина во время работорговли в Атлантике . [2] [3] Эта этническая принадлежность рабов была одной из основных причин происхождения современных нигерийцев, прибывших в Соединенные Штаты вместе с игбо . Кроме того, коренные рабы нынешнего Бенина были выходцами из таких народов, как Наго , [примечание 1] Эве , Фон и Ген . Многие из рабов, импортированных в современные Соединенные Штаты из Бенина, были проданы королем Дагомеи в Уайде . [4] [6] [примечание 2]
Рабы принесли с собой свою культуру, языки, кухню. [8] и религиозные верования, основанные на поклонении духам и предкам . [9] Итак, нравы йоруба, фон, ген и эве Бенина были ключевыми элементами луизианского вуду . [10] Также у гаитян, которые мигрировали в Луизиану в конце девятнадцатого века и также внесли свой вклад в вуду этого штата, есть йоруба, [11] Фон и Эве среди их основных источников.
Кубинские иммигранты принесли с собой религию Сантерия , дитя религии йоруба и католицизма . [12] : 1150 В Нью-Йорке Сантерия была основана Или Ифа Мороте [12] : 1150 Он родился в 1903 году на Кубе , иммигрировал в Нью-Йорк в 1946 году, взял имя Падрино и начал практиковать как бабалаво . [12] : 1150
23 мая 1980 года городские ветеринарные службы совершили обыск в квартире одного из последователей Падрино на 146-й Восточной улице в Бронксе. [12] : 1150 Американское общество по предотвращению жестокого обращения с животными (ASPCA) пожаловалось на практику принесения в жертву животных Сантерией. [12] : 1150 трех коз и восемнадцать кур . Из жилища вывели [12] : 1150
В колониях хозяева пытались воспрепятствовать соблюдению племенных обычаев. Они также иногда смешивали людей разных этнических групп, чтобы им было сложнее общаться и объединяться в восстании. [13] Сегодня многие афроамериканцы имеют общее происхождение с народом йоруба . [14] [15]
После отмены рабства в 1865 году многие современные нигерийские иммигранты происхождения йоруба приехали в Соединенные Штаты, начиная с середины двадцатого века, чтобы получить образование в бакалавриате и аспирантуре. Президент Линдон Б. Джонсон подписал Закон об иммиграции и гражданстве 1965 года , который позволил значительному числу нигерийцев происхождения йоруба иммигрировать в Соединенные Штаты. В 1960-е и 1970-е годы, после нигерийско-биафрской войны , правительство Нигерии финансировало стипендии для нигерийских студентов, и многие из них были приняты в американские университеты. Пока это происходило, произошло несколько военных переворотов и краткие периоды гражданского правления. Все это заставило многих нигерийцев эмигрировать. [16] Большинство этих нигерийских иммигрантов имеют происхождение из йоруба, игбо и ибибио .
Йоруба часто находили американские привычки содержания домашних животных очень странными и незнакомыми с культурной точки зрения. [17] : 18
Список американцев йоруба
[ редактировать ]- Каджо Льюис , один из последних известных выживших после работорговли в Атлантике.
- Матильда МакКрир , одна из последних известных жертв работорговли в Атлантике.
- Сципион Воган , раб
- Брендон Аянбадехо , футболист
- Феми Эмиола , актриса
- Лола Огуннаике , журналист в сфере развлечений
- Адевале Огунли , футболист
- Тойин Фалола , историк
- Олуватоин Асоджо , биохимик
- Хаким Оладжувон , баскетболист
- Ойе Оволева , политик
- Уэйл , рэпер
- Кехинде Уайли , художник
- Гарольд Демурен , авиационный инженер
- Ошоке Абалу , архитектор и футурист
- Толусе Олоруннипа , политический обозреватель
- Абиола Иреле , литературовед
- Бабатунде Огуннайке , инженер-химик
- Илесанми Адесида , физик
- Акинтунде Акинванде , инженер-электрик
- Камару Усман , боец смешанных единоборств.
- Чамиллионер , рэпер
- Томи Адейеми , писатель
- Уолли Адеймо , заместитель министра финансов США
- Лувви Аджайи , блоггер
- Дэвид Ойелоуо , актер
- Дот да Гениус , музыкальный продюсер
- Танитолува Адевуми , шахматист
- Деджи Акинванде , профессор электротехники и вычислительной техники
- Акинвуми Огундиран , археолог
- Бамиделе А. Оджо , политолог
- Кунле Олукотун , ученый-компьютерщик
- Мохисолы Адейайе Фармацевт и профессор
- Фела Сованде , музыкант и композитор
- Нельсон М. Ойесику , нейрохирург
- Олуфунмилайо Олопаде , гематолог
- Йеванде Олубуммо , математик
- Кейт Окиколу , математик
- Рик Фамуива , кинорежиссер
- Темие Гива-Тубосун , предприниматель
- Фолакеми Т. Оедина , профессор фармации
- Бо Ошони , футболист
- Сопе Алуко , актриса
- Саде Бадеринва , ведущая новостей
- Фолаке Оловофоеку , актриса
- Тунде Адебимпе , солистка программы TV on the Radio
- Адебайо Огунлеси , юрист и инвестиционный банкир
- Джимми Адегоке , климатолог
- Дайо Окенийи , актер
- Арике Огунбовале , баскетболист
- Бенсон Майова , футболист
- Байо Оджикуту , творческий писатель
- Адебайо Алонге , предприниматель
- Тосин Абаси , основатель и ведущий гитарист Animals as Leaders
- Нельсон М. Ойесику , нейрохирург
- Лола Эниола-Адефесо , инженер-химик
- Дебора Айоринде , актриса
- Джейкоб К. Олупона , исследователь коренных африканских религий
- Центр мобильности , модельер
- Стивен Адебанджи Акинтойе , историк
- Аде А. Олуфеко , художник и технолог
- Тойин Оджи Одутола , художник-график
- Эстер Агбаже , адвокат и политик
- Абиодун Коя , классический оперный певец
- Это был Алао , архитектор
- Джон Дабири , аэрокосмический инженер
- Адевале Огунли , футболист
- Тоби Джейноуп , футболист
- Айо Досунму , баскетболист
- Олуватоин Салау , жертва убийства
См. также
[ редактировать ]- Африканская диаспора
- Фестиваль Одунде
- Афроамериканцы
- Американцы нигерийского происхождения
- Афроамериканцы в Луизиане
- Люди Лукуми
- Канадцы йоруба
- Афро-ямайцы
- Афро-пуэрториканец
- Афро-кубинцы
- Афробразильцы
- сарос
- Йоруба люди
- язык йоруба
- Американцы игбо
Примечания
[ редактировать ]- ^ ( йоруба , Подгруппа [4] хотя экспортируется в основном испанцами, [5] когда Луизиана была испанской)
- ^ Действительно, Дагомея была одним из главных прорабовладельческих королевств Западной Африки в колониальный период Америки и девятнадцатого века, достигнув своего максимального экономического расцвета к концу восемнадцатого века благодаря работорговле с европейскими торговцами во многих регионах. Америки Бразилии США до ( от ). С того времени и до второй половины девятнадцатого века большинство его рабов были выходцами из племени йоруба. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Язык йоруба | Проект Джошуа» .
- ^ Стивен Протеро (2010). Бог не един . Прочтите HowYouWant.com. п. 278. ИСБН 978-1-45-9602-57-1 .
- ^ Джозеф Э. Холлоуэй (2005). Африканизмы в американской культуре (Чернокожие в диаспоре) . Издательство Университета Индианы. п. 250. ИСБН 978-0-253-2174-93 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Гвендолин Мидло (2005). Рабство и африканские этнические группы в Америке: восстановление связей . Университет Северной Каролины. п. 123. ИСБН 978-0-80-787-68-62 .
- ^ Книги Google: Креольский язык: история и наследие свободных цветных людей Луизианы . Написано Сибил Кейн.
- ^ «Вопрос месяца: Каджо Льюис: последний африканский раб в США?», Дэвид Пилигрим, куратор Музея Джима Кроу, июль 2005 г., веб-страница: Феррис-Клотильда .
- ^ EL ELEMENTO SUB-SAHARICO EN EL LÉXICO VENEZOLANO (на испанском языке: элемент к югу от Сахары в венесуэльском лексиконе).
- ^ Пабло Джонсон; Чармейн О'Брайен (2000). Новый Орлеан . Lonely Planet (Мировая еда). п. 26 . ISBN 978-1-864-5011-00 .
- ^ Мартин А. Кляйн (2002). От А до Я рабства и отмены смертной казни (серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов). Выпуск 40 Исторических словарей религий, философий и движений . Scarecrow Press (Университет штата Пенсильвания). ISBN 978-0-810-8455-96 .
- ^ Холл, Гвендолин Мидло (1995). Африканцы в колониальной Луизиане: развитие афро-креольской культуры в восемнадцатом веке . Издательство Университета штата Луизиана. п. 58.
- ^ «Домики с дробовиками» . Служба национальных парков: афроамериканское наследие и этнография . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, Кеннет Т.; Нью-Йоркское историческое общество (2010). Энциклопедия Нью-Йорка . Нью-Хейвен, Коннектикут , США: Издательство Йельского университета . стр. XIX+1561. ISBN 978-0-300-18257-6 . OCLC 842264684 .
- ^ «Этническая принадлежность и работорговля: лукуми и наго как этнонимы в Западной Африке»
- ^ Фуад Захария; Аналабха Басу; Девин Абшер; Фемистокл Л. Ассимс; Алан С. Го; Марк А. Хлатки; Карлос Ирибаррен; Джошуа В. Ноулз; Цзюнь Ли; Баласубраманян Нарасимхан; Стивен Сидни; Одри Саутвик; Ричард М. Майерс; Томас Квертермус; Нил Риш; Хуа Тан (22 декабря 2009 г.). «Характеристика смешанного африканского происхождения афроамериканцев» (PDF) . Геномная биология . 10 (12). Медицинский факультет Стэнфордского университета и Калифорнийский университет в Сан-Франциско: R141. дои : 10.1186/gb-2009-10-12-r141 . ПМК 2812948 . ПМИД 20025784 . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ «Раскрыто сложное генетическое происхождение американцев» . Физика.орг . Сеть Science X. 24 марта 2015 года . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ↑ Энциклопедия Чикаго: Нигерийцы в Чикаго. Архивировано 20 января 2014 года в Wayback Machine . Авторы: Чарльз Адамс Коган и Сирил Айб. Получено 2 мая 2013 г. в 16:30.
- ^ Агвуэле, Августин (2016). Символизм и коммуникативное содержание дредов в Йорубаленде . Африканские истории и современность . Пэлгрейв Макмиллан . стр. ix+210. дои : 10.1007/978-3-319-30186-0 . ISBN 978-3-319-30186-0 . LCCN 2016937716 . ISBN 978-3-319-30185-3 .
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|series=