Гора Ила
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Оке-Ила Трангун (часто сокращенно Оке-Ола ) — древний город на юго-западе Нигерии, который был столицей средневекового города-государства Игбомина — йоруба с тем же названием.
Оке-Ила — город в штате Осун , Нигерия . Он расположен в северо-восточной части Йорубаленда на юго-западе Нигерии. Город-побратим Оке-Ила Орангуна (и королевство-побратим) Ила Орангун расположен примерно 12 километров ( 7 + 1 ⁄ 2 миль) к северо-востоку, разделенные простирающимися на север хребтами и ущельями Оке-Илинских Кварцитов.
Оке-Ила Трангун в настоящее время является столицей района местного самоуправления Ифедайо штата Осун. Секретариат Ифедайо LGA (район местного самоуправления) расположен на северной окраине города. Управление двумя крупными городами и несколькими меньшими городами и деревнями осуществляется Секретариатом LGA Ифедайо.
Верховным правителем города является Оба (доктор) Адедокун Аболарин, Трангун из Оке-Илы (Аройинкей 1). Он был юристом до того, как стал традиционным правителем города. Ему принадлежит Аболаринский колледж, одна из известных школ города.
Расположение
[ редактировать ]Оке-Ила Трангун расположен в штате Осун, на высоте 568 м (1863 фута) на одной из нескольких гор, примыкающих к восточным склонам хребта Оке-Ила , части холмов Йоруба . Оке-Ила Трангун находится примерно в 190 км (120 миль) к западу от слияния рек Нигер и Бенуэ в Локодже и примерно в 45 км (28 миль) к северо-востоку от Осогбо , столицы штата Осун. Это примерно в 240 км (150 миль) к северо-востоку от Лагоса, а Ибадан находится примерно на полпути между ними. Это примерно в 160 км (100 миль) к юго-востоку от древнего города Ойо (Ойо-Иле или Старый Ойо ) и примерно в 130 км (81 миль) к востоку от современного Ойо (Аго д'Ойо). Это 65 км (40 миль) к северо-востоку от древнего города Иль-Ифе , примерно в 95 км (60 миль) к юго-востоку от древнего города йоруба Илорин и примерно в 190 км (120 миль) к северо-западу от города Бенин (точнее, Бини или Ибини) столица Королевства Бенин .
Ila-Yara period
[ редактировать ]Первоначально единый город-государство Ила-Яра
[ редактировать ]До спора и раскола несколько столетий назад нынешние Оке-Ила Трангун и Ила Трангун составляли первоначальное объединенное королевство с центром в Ола-Яре , городе-государстве, основанном, согласно легенде, четвертым сыном Одудувы (согласно легенде). по имени Фагбамила и по прозвищу Орангун .
Спор, который, как утверждается, является спором о престолонаследии в одном аккаунте или спором о месте переселения в другом аккаунте, сосредоточился вокруг двух братьев-принцев (Апакиммо и Аруту Олуокун) и их сторонников и привел к расколу города Ила-Яра. государство и возможная эмиграция обеих фракций с территории Ила-Яра.
Фракционная история со времен Ила-Яры
[ редактировать ]Устная история королевства Оке-Ила Трангун утверждает, что спор возник из-за выбора нового места для перемещения королевства. К сожалению, оракул Ифа признал подходящими как образцы почвы с участка, выбранного официальными делегатами королевства Ола-Яра по заказу принца Апакимо, так и с участка, выбранного неофициальными делегатами по заказу молодежи королевства во главе с братом Апакиммо, принцем Аруту. Олуокун.
Королевский совет королевства настаивал на том, чтобы место было выбрано официальными делегатами королевства, в то время как молодые люди доказывали преимущества места, выбранного делегатами, которых они заказали. Младший принц, фракция Аруту Олуокуна, возглавила миграцию своей фракции из Ола-Яры и основала Ола-Магбон . После этого (согласно устной истории королевства Оке-Ила Трангун) официальное королевство Ола-Яра под «де-юре» Трангуном Апакимо мигрировало в предпочитаемое ими место. Фракция принца Апакиммо в Ола-Яре, основавшая Игбохун, представляет собой современный Оке-Ила Трангун.
Устная история гласит, что, когда дождевые черви-вредители впоследствии беспокоили поселение фракции принца Аруту в Ила-Магбоне , принц Аруту Олуокун решил «погрузиться в землю», потому что он больше не мог путешествовать, когда оракул Ифа сказал ему, что они должны переехать в участок Ила-Одо , на котором находится современный Ола-Орангун , где посох «Эрере» впервые был воткнут в землю. Устная история королевства Оке-Ола Трангун также утверждает, что Офинни, Трангун, свергнутый из Трангуна Апакиммо; королевство в Игбохне, было первым Трангуном, официально установленным фракцией молодежи после их выхода из Ола-Яры.
Миграции
[ редактировать ]Переезды
[ редактировать ]После миграции из Ола-Яры королевство Оке-Ила Оргун расселилось в различных местах, наиболее известными из которых были Игбохун (первоначальное название и местонахождение города-государства), Окири , Иладун , Оми-Осун (вдоль реки Оми-Яра). Река Осун , исток реки Осун ), и нынешнее место (Оке-Ила), которое, как утверждает устная история, частично наложено на первоначальное место Игбохун и соседствует с ним и, по общему мнению, ранее дважды было занято и заброшено.
Поселения беженцев
[ редактировать ]К коренному населению королевства Оке-Ила Трангун на протяжении веков присоединялись волны миграций из других частей Йорубаленда, а также беженцы из различных конфликтов в ближних и отдаленных частях Игбоминаленда . Примером пополнения первоначального населения являются абалумы из группы Оседо , которые также принадлежали к ранней диаспоре Оба .
Устная история приводит примеры исторических беженцев, которые были приняты королевством Оке-Ола Трангун в отдельных кварталах или округах , но впоследствии вернулись на свою родину , такие как Роре (или Ироре), Арандун и Ора-Игбомина . королевства [ 1 ]
Вполне возможно, что само королевство Оке-Ола Трангун также было временными гостями в качестве военных беженцев своих соседних королевств, точно так же, как их сестринское королевство Ола Трангун в течение 15 лет было королевством беженцев в Омупо во время войн XIX века с империя Ибадан , в которой Окэ-Ила и другие королевства Игбомина входили в союз «Экити Парапо» с Иджешей , борясь с «тиранией» ибаданской системы «аджеле» распределения дани и сбора налогов.
Войны и набеги рабов
[ редактировать ]Как внутренняя/внутренняя африканская работорговля , так и ориентированная на «экспорт» трансатлантическая работорговля отрицательно повлияли на Королевство Оке-Ила Орангун. Хотя различные устные историки Оке-Ола Трангуна утверждают (как и большинство городов и королевств йоруба), что они никогда не были завоеваны или захвачены для порабощения , отрывки из историй кланов и королевств показывают, что королевство Оке-Ила Трангун переживало значительные беспокойства. часть своей истории — набеги рабов и нападения соседей . [ 1 ] Во время правления одного из ее королей орангун сам был «королем в изгнании » и « беженом » в течение 40 лет в королевстве Оро (ныне штат Квара ) — комплексе из девяти консолидированных поселений в нескольких километрах к северо-западу от его королевство Оке-Ила Орангун. Возвращение этого орангуна в район Оми-Осун недалеко от опустошенной старой столицы дало ему прозвище «Аюнробо» — тот, кто отправился в Оро и вернулся обратно.
Профиль иммигранта
[ редактировать ]Новые волны миграций, которые остались в Оке-Ола-Орангуне, обычно можно определить по их традиционным ораторским стихам , в которых обычно содержатся ностальгические отсылки к их первоначальной родине. Помимо квартала / округа Иседо Окэ-Ила, квартал / округ Ираньин также представляет собой идентифицируемую группу иммигрантов, которая объединилась с королевством Оке-Ила Орангун. Еще не установлено, являются ли кварталы Алапинни Окэ-Ила Орангуна вторичными иммигрантами из Ойо или прямыми иммигрантами с прилегающих тогда территорий Нупе , как это было кланом Алапинни из старой Империи Ойо. Устные историки утверждают, что клан Аворо происходит из Экити, в то время как в устных цитатах частей клана упоминается Ойо как источник. Отношения клана Элемона с королевством йоруба Илемона (к западу от Оке-Ила) пока остаются спекулятивными, пока не подтверждены ораторскими стихами их клана. Аналогичным образом возможна связь титула Обаджоко клана Ираньин с королевством йоруба Ираньин к западу от Окэ-Илы.
Культура
[ редактировать ]Население и культура
[ редактировать ]Численность населения Оке-Ила Трангуна оценивается (2005 г.) в 35 000 человек (предположительно, это заниженная оценка).
Жители королевства Оке-Ила Трангун говорят на особом диалекте языка йоруба, называемом игбомина (или огбонна). Люди в основном аграрии, но есть значительное количество ремесленников, торговцев, охотников на дичь, школьных учителей и других специалистов.
Оке-Ила Трангун славится энергичными танцами и акробатическими навыками своего Элеве региона , основного Эгунгуна , танцевального маскарадного ансамбля, представляющего предков во время различных традиционных фестивалей. Эгунгун Элеве является уникальным представителем подгруппы игбомина йоруба. В королевстве есть и другие, менее популярные, но уникальные и своеобразные Эгунгун.
Природно-физико-географические особенности и туристические объекты
[ редактировать ]Оке-Ила Трангун примечателен авантюрными и захватывающими дух водопадами Айкун-нугба (также называемыми водопадами Айикуннугба), расположенными в скалистом ущелье, и связанными с ними пещерами с «мифическими» подземными ходами. Водопад Айкун-нугба расположен к юго-западу от города, вдоль грядово-ущельиной серии Оке-Илинского хребта, простирающейся на север .
Второй столь же авантюрный и захватывающий водопад, водопад Оми-Оган, расположен в долине у северной дороги, ведущей в город. у подножия очень крутых склонов. Водопад стекает с двух главных курганов и собирается в бассейн внизу, питая текущую на запад реку Оми-Оган .
Еще один туристический объект - пик Оке-Ланфо, расположенный к юго-востоку от Оке-Ола-Орангун, с вершины которого открывается панорамный вид на окружающие города в радиусе 50 километров. Хребты и ущелья состоят из геологически определенных кварцитов Оке-Ила , серии метаморфических пород возрастом около 550 миллионов лет.
Современная история
[ редактировать ]Орангун Сэмюэл Адейеми, Аройджойе III
[ редактировать ]С момента независимого взлета Нигерии в конце ее колониальной эпохи под властью британцев Оба Самуэля Адейеми Ароджойе правил как Орангун, верховный король Оке-Илы с 1969 года до тех пор, пока он не «присоединился к предкам » в ноябре 2005 года. Этот древний и исторический В королевстве йоруба во время правления Орангуна Адейеми было зарегистрировано несколько «новинок», среди которых - асфальтирование соединительной дороги, соединяющей город с межгосударственной дорогой на перекрестке Асанлу, открытие главной спонсируемой сообществом средней школы - Оке-Ила. Гимназия (выпускник которой в 2007 году стал профессором), создание водопровода, электрификация города, назначение города столицей нового местного правительства и строительство штаб-квартира местного самоуправления в городе. Орангун Самуэль Адейеми возглавил королевство Оке-Ила Орангун в третьем тысячелетии , прежде чем присоединился к своим предкам.
Орангун Адедокун Аболарин, Аройинкай I
[ редактировать ]Вскоре после рубежа тысячелетий, 8 декабря 2006 года, нынешний орангун Оке-Ила Орангун в районе местного самоуправления Ифедайо штата Осун, Оба Адедокун Аболарин был установлен. Оба Адедокун Аболарин из правящего дома Обасоло, одного из трех правящие дома, среди которых титул вращается в Окэ-Ила Орангуне.
Новый Трангун Оке-Илы, Оба Адедокун Аболарин, является высокообразованным профессионалом, имеющим юридическое образование, после степени магистра международных отношений, а также степень бакалавра политологии, полученную в Университете Обафеми Аволово (бывший Университет Ифе). До своего назначения новый Трангун Оке-Илы, Оба Адедокун Аболарин, профессиональный юрист, имеющий лицензию на юридическую практику в Верховном суде Нигерии, был основным партнером Dokun Abolarin & Co., фирмы адвокатов и юридических консультантов, которая работал секретарем компании в различных корпорациях, среди которых Tell Publications (издатели журнала Tell), Pacific Holdings, Peachtree Communications Ltd, Sportsmark International и Springtime Development Foundation.
Оба Адедокун Аболарин — академический авторитет в области правительства и политики Нигерии, исследовавший и писавший о периоде с момента объединения 1914 года до недавнего времени, в котором он оценивал составные элементы федеральной, региональной/штатной и местной администрации, анализировал внешнюю политику Нигерии, политические партии и группы давления.
Как это принято среди йоруба для нового короля или монарха, Оба Адедокун Аболарин выбрал для своей инсталляции «царственное имя» Аройинкейе I, что переводится как «тот, кто находит мед, чтобы заботиться о титуле». Граждане этого древнего королевства Игбомина -Йоруба по всей Нигерии, а особенно в Европе и Америке, часто выражают свой трепет и волнение по поводу перспективы развития, которое хорошо образованный король обещает городу и его городам-спутникам.
Политические правители
[ редактировать ]Династии иммигрантов
[ редактировать ]Оке-Ила Орангун имеет пару исторических второстепенных королей (или членов королевской семьи) под властью Орангуна Оке-Ила. Это короли округов/кварталов (поселков или пригородов) Окэ-Илы, которые консолидировались как иммигрантские общины в последние пять столетий истории Окэ-Илы, еще при ее основании после исхода из Ила-Яры . Эти роялти королевства/округа/города сохраняют различную степень королевских привилегий и следуют своим древним королевским традициям, которые в традиции йоруба должны осуществляться на территории их клана в рамках объединенного королевства. Однако высшую королевскую власть над всем королевством сохраняет Орангун , который является верховным королем всего королевства.
«Короля прихода/поселка» группы Оседо-Оке зовут Обалуму . Группа Оседо-Оке была первой (и, возможно, самой крупной группой), которая присоединилась к тогдашнему Орангуну Апакиимо и основала свое новое королевство (теперь называемое Окэ-Ила) в конце 15 века, около 1490 года нашей эры. «Королевское Царство/Округ/Поселок» группы Ираньин носит титул « Обанла », но эта должность не была заполнена на памяти живущих. Роль Обанлы, похоже, была взята на себя (или передана) Обаджоко в современном Королевском совете королевства Оке-Ила Орангун. Группа Ираньин, по-видимому, является более поздним «консолидатором» королевства Орангуна в Оке-Иле по сравнению с группой Иседо.
Группа «Коронованных глав/коронованных глав» и действующие лица
[ редактировать ]В традиционном королевском совете Окэ-Илы оба «короля прихода/поселка» состоят из других королевских кланов — глав правящих домов орангунов — в Ориаду («Коронованные головы/коронованные головы») — «группу королевского наследия». «сената» или высшего королевского совета.
«Младшие короли» (древних приходов/кварталов иммигрантов)
[ редактировать ]- Олуфуми Ọládàpọ̀ Бабалола Абалуму округа/поселка Оседо-Оке . Устные историки утверждают, что район/поселок Ираньин также имеет королевский титул « Обанла » , но обладателем самого высокого титула из прихода Ираньин является Обаджоко округа/поселка Ираньин. (Название «Обанла» также существует в Ила Орангун). Неясно, сохранил ли какой-либо другой клан в Окэ-Иле существенные остатки королевских привилегий. Похоже, что такие кланы предположительно будут представлены в сенате «Арева», если только они не будут удалены или запрещены по какой-либо причине в исторические времена (до британского колониального периода). Однако несколько других кланов сохранили символические благородные привилегии.
Династия Орангун - главы правящих домов
[ редактировать ]Главами правящих домов Орангуна, которые являются частью этого «кокуса королевского наследия» «сената десяти» (Арева), являются Обасоло: принц Адеоти Адесодзи и Элемугун: принц Адейеми Олатунде.
Образовательные и религиозные учреждения
[ редактировать ]В Оке-Ила Трангун есть несколько начальных и средних школ, большинство из которых находятся в частной собственности. Главным средним учебным заведением является гимназия Оке-Ола Трангун. Первыми начальными школами являются дневная школа адвентистов седьмого дня, расположенная у подножия вершины на западной окраине города, и баптистская дневная школа, расположенная у подножия горы, на которой расположен старый город.
Церковь адвентистов седьмого дня Нигерии и Баптистская церковь ( Нигерийская баптистская конвенция ) были первыми церквями, основанными в городе. Обе конфессии теперь имеют в городе несколько церквей. Другие церкви включают Церковь Нигерии ( англиканское сообщество ), Апостольскую церковь , Апостольскую церковь Христа , Церковь Херувимов и Серафимов , Аладура Церковь Господа и многие другие. В городе есть центральная мечеть и другие небольшие мечети, где молятся мусульмане. Процент приверженцев традиционных религий снижается, но есть поклонники основных традиционных религий йоруба, таких как Санго , Огун и Эгунгун .
Ратуша Оке-Ила Трангуна примыкает к дворцу Трангуна, верховного короля королевства. Он назван ратушей Апакиимо в честь последнего короля объединенного королевства, который возглавил окончательный исход из Ила-Яры , столицы первоначального объединенного королевства, которое впоследствии стало родственными королевствами Оке-Ила Трангуна и Ола Трангуна .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бабалола, Олуфеми Оладапо. «История Королевства йоруба Оке-Ила Орангун от его основания до Британской колониализма империи». Ночное издательство . Остин, Техас . Август 1984 года.