Jump to content

Дьюк Таун

Координаты : 4 ° 57' с.ш., 8 ° 19' в.д.  /  4,950 ° с.ш., 8,317 ° в.д.  / 4,950; 8.317
(Перенаправлено с Аква Акпа )

Дьюк Таун
Атакпа
Город-государство
Изображение старых фабрик Калабара из книги Его Величества Стэнли «Конго и основание его свободного государства; история работы и исследований (1885 г.)»
Изображение старых фабрик Калабара из книги Его Величества Стэнли «Конго и основание его свободного государства; история работы и исследований (1885 г.)»
Южные штаты, включая Калабар
Южные штаты, включая Калабар
Координаты: 4 ° 57' с.ш., 8 ° 19' в.д.  /  4,950 ° с.ш., 8,317 ° в.д.  / 4,950; 8.317

Дьюк-Таун , первоначально известный как Атакпа , является городом-государством Эфик , который процветал в 19 веке на территории нынешней южной Нигерии . Город-государство простирался от нынешнего Калабара до Бакасси на востоке и Орона на западе. Хотя сейчас оно присоединено к Нигерии, традиционные правители государства по-прежнему признаются. Государство оккупировало территорию современного города Калабар .

Происхождение и общество

[ редактировать ]
Покрытый кожей головной убор родственного народа Экой .

Эфик говорят на языке, который является подгруппой нигерско-конголезской языковой группы. [ 1 ] К началу 18 века они стали державой на побережье залива Биафра , и к тому времени их лидерами стали семьи герцогов и Эямба. Они селились в больших, укреплённых деревнях вдоль водных путей, в свободной федерации без верховного правителя, живя рыбной ловлей и сельским хозяйством. Крупнейшими поселениями были Икот Итунко, Обутонг и Ибоку Атапка. В 19 веке британцы переименовали их в Крик-Таун, Старый город и Дьюк-Таун. [ 2 ]

Традиционная религия Эфик считает, что Абаси создал вселенную. Одна традиция гласит, что жена Абаси Атай убедила его позволить двум их детям, дочери и сыну, поселиться на земле. Им не разрешили размножаться, но они не подчинились этому запрету и стали предками народа Эфик. Другая версия гласит, что Абаси создал двух людей и не позволил им размножаться. Когда они не подчинились этому приказу, в наказание Абаси выпустил на землю смерть. [ 3 ]

Религия придает большое значение отдаче дани предкам деревни, особенно тем, кто достиг высокого ранга, поскольку они могут повлиять на судьбу живущих как в лучшую, так и в плохую сторону. Земное божество Ала умилостивляется посредством церемонии Огбом, которая дает много детей и увеличивает урожай. [ 4 ]

Некоторые Эфик принадлежат к тайному обществу Экпе . Они изготавливали детальную резьбу по дереву, маски и аксессуары, которые считаются сложными произведениями искусства. Священные церемонии Эфик включают в себя игру на барабанах и музыку как важные элементы. [ 5 ]

Работорговля

[ редактировать ]

Побережье в этом регионе было названо «Калабаром» португальским исследователем Диого Цао . [ 6 ] Причина, по которой он выбрал это имя, неизвестна, поскольку оно не использовалось народом Эфик. [ 7 ] Город Аква-Акпа был основан семьями Эфик, которые покинули город Крик, расположенный дальше вверх по реке Калабар , и поселились на восточном берегу, где они могли доминировать в работорговле с европейскими судами, стоявшими на якоре на реке. Вскоре они стали самыми влиятельными людьми в регионе. [ 8 ] Дьюкс-Таун был основан примерно в 1650 году . По мнению историков Экея Эссьена Оку и Эфионга У. Айе, [ 9 ] Аква-Акпа, также известный британцам как Дьюк-Таун, стал центром атлантической работорговли , где рабов обменивали на европейские товары. [ 10 ]

Люди игбо составляли большинство порабощенных африканцев, которые были проданы в рабство из Калабара, несмотря на то, что они составляли меньшинство среди этнических групп в регионе. [ 11 ] С 1725 по 1750 год около 17 000 порабощенных африканцев были проданы из Калабара европейским работорговцам; с 1772 по 1775 год их число возросло до более чем 62 000. [ 12 ] В 1767 году шесть британских невольничьих кораблей прибыли в Калабар в период, когда Дьюк-Таун и Старый город находились в разгаре вражды. Лидеры Дьюк-Тауна заключили секретную договоренность с работорговцами, согласно которой лидеры Старого города будут приглашены на борт своих кораблей для разрешения спора; были даны гарантии их безопасности. Когда лидеры Старого города поднялись на борт кораблей, их схватили, некоторых держали в рабстве, а других передали лидерам Дьюк-Тауна, которые приказали их казнить. [ 6 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]
«Дьюктаун Калабар», конец 19 века.

Британцы вне закона их участие в работорговле в 1807 году, хотя работорговцы из других европейских стран, таких как , продолжали покупать рабов в Калабаре до 1841 объявили . года Испания договор, соглашающийся прекратить их участие в работорговле. [ 6 ] После подавления работорговли пальмовое масло и пальмовые ядра стали основными статьями экспорта. [ 13 ]

В 1846 году Объединенная пресвитерианская церковь основала христианскую миссию между Дьюк-Тауном и Хеншоу при поддержке короля Эйо. Миссию возглавил преподобный Хоуп Мастертон Уодделл при поддержке Хью Голди, который написал отчет о Калабаре в своей книге 1890 года «Калабар и его миссия» . [ 14 ] В том же году вожди запросили британскую защиту Калабара, но ответ от лорда Пальмерстона , полученный в 1848 году, заключался в том, что удовлетворять эту просьбу не было необходимости или целесообразности. Британцы заявили, что будут благосклонно относиться к жителям Калабара, если те откажутся от практики человеческих жертвоприношений. [ 15 ] В то время жен и рабынь важного человека обычно приносили в жертву после его смерти. [ 6 ]

После смерти короля Эямбы в 1847 году было предложено, чтобы король Эйо стал единоличным правителем, что поддержали британцы. Однако лидеры Дьюктауна не согласились и выбрали герцога Арчибонга новым королем. В 1850 году оба короля согласились запретить человеческие жертвоприношения.

Британское влияние продолжало расти, как и принятие христианства. [ 6 ] В 1884 году вожди Аква-Акпы оказались под защитой Великобритании. [ 13 ] Король Арчибонг III Королевства Калабар был коронован в 1878 году с регалиями, присланными непосредственно Викторией . королевой Соединенного Королевства [ 16 ]

Палавер вождей на борту HMS Decoy в Дьюктауне, река Старый Калабар — графика 1880 г.
Иллюстрация из «Калабар и его миссия » (1890 г.) книги Хью Голди

С 1884 по 1906 год Старый Калабар был штаб-квартирой Протектората побережья Нигера , после чего Лагос стал главным центром. [ 13 ] Город, который теперь называется Калабар, оставался важным портом, перевозившим слоновую кость, древесину, пчелиный воск и пальмовую продукцию до 1916 года, когда в Порт-Харкорте , в 145 км к западу, была открыта железнодорожная станция. [ 17 ]

Независимые правители

[ редактировать ]
Король герцог Калабарский IX в парадной форме (опубликовано в 1895 г.).

Правителями города-государства и преемниками традиционного государства были: [ 18 ]

  • Экпенёнг Оффионг Окохо (1786–1805)
  • Экпеньонг Эффиом Окохо Эямба III (1805–1814)
  • Эффиом Эдем Экпо Эффиом I Эямба IV (1814–1834)
  • Эдем Экпеньонг Оффионг Окохо Эямба V (1834–1847)
  • Эфио-Окохо Асибонг Экпо (май 1849 г. - февраль 1852 г.)
  • Эдедем Эффиом II (апрель 1852 г. - август 1858 г.)
  • Да Асибонг II (март 1859 г. - август 1872 г.)
  • Edem Asibong III Eyamba VIII (1872 - May 1879)
  • Первый период Эдем-Одо IX (1880–1896 гг.)

Поздние обонги

[ редактировать ]

В 1903 году британцы заключили соглашение с королями Эфика о том, что они больше не будут использовать титул короля (Эдидем), а вместо этого в качестве титульных правителей будут иметь титул Обонг Калабарский. [ 19 ]

  • Obong Edem Effiom Edem (January 1901 - July 1906)
  • Обонг Адам Эфраим Герцог X
  • Обонг Асибонг IV
  • Obong Asibong V (1956 -)

Эффективные правители

[ редактировать ]

В декабре 1970 года было решено, что народ Эфик должен представлять один правитель, а не два (один для Крик-Тауна и один для Дьюк-Тауна), причем правитель поочередно меняется между двумя общинами. [ 20 ]

  • Edidem David James Henshaw V (1970–1973)
  • Автор Эсиен Экпе Оку В (1973–1980).
  • Эдидем Бэсси Эйо Эфраим Адам III (1982–1986)
  • Эдидем Уан Экпеньонг Эффа IX (1987–1989)
  • Эдидем Боко Эне Мкпанг Кобэм V (1989–1999) [ 20 ]
  • (вакантный 1999 - 2001 гг.) [ 21 ]
  • Эдидем Нта Элайджа Хеншоу (2001–2004) [ 22 ]
  • Эдидем Экпо Окон Абаси Оту (2008 г. - по настоящее время)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Оболо» . Этнолог . Проверено 17 октября 2010 г.
  2. ^ Уильям Х. Тейлор (1996). Миссия по образованию: история образовательной работы Шотландской пресвитерианской миссии в Восточной Нигерии, 1846–1960 гг . БРИЛЛ. п. 31 и след. ISBN  90-04-10713-4 . Проверено 17 октября 2010 г.
  3. ^ Молефи К. Асанте, Нет ничего лучше тебя (2009). Энциклопедия африканской религии, Том 2 . МУДРЕЦ. п. 230. ИСБН  978-1-4129-3636-1 . Проверено 17 октября 2010 г.
  4. ^ Николсон, Эрнест (15 января 2004 г.), «Богословские и религиозные исследования при основании Британской академии» , «Век теологических и религиоведческих исследований в Британии, 1902–2002 гг. » , Британская академия , получено 29 августа 2023 г.
  5. ^ «Экет Информация» . Университет Айовы. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 17 октября 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Хью Голди (1890). Калабар и его миссия . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье. ISBN  1-4097-2795-5 .
  7. ^ Дж.И. Джонс (2001). Торговые штаты нефтяных рек: исследование политического развития в Восточной Нигерии . Издательство Джеймса Карри. п. 15 и далее. ISBN  0-85255-918-6 .
  8. ^ Артур Глин Леонард (2009). Нижний Нигер и его племена . БиблиоБазар, ООО. стр. 21–22. ISBN  978-1-113-81057-1 .
  9. ^ Спаркс, Рэнди Дж. (28 февраля 2009 г.). Два принца Калабара . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-04389-3 .
  10. ^ «Средний проход» . Национальные великие негры в Музее восковых фигур. Архивировано из оригинала 23 октября 2010 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
  11. ^ Чемберс, Дуглас Б. (2005). Убийство в Монтпилиере: африканцы игбо в Вирджинии . унив. Пресса Миссисипи. п. 22. ISBN  1-57806-706-5 .
  12. ^ Спаркс, Рэнди Дж. (2004). Два принца Калабара: Атлантическая одиссея восемнадцатого века . Издательство Гарвардского университета. п. 39 . ISBN  0-674-01312-3 .
  13. ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Калабар» . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 962.
  14. ^ Джеральд Х. Андерсон (1999). «Голди, Хью» . Биографический словарь христианских миссий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  0-8028-4680-7 . Проверено 20 октября 2010 г.
  15. ^ [Графиня Ильчестер, изд. Жизнь и письма леди Сары Леннокс, 1745–1826 , Лондон: Джон Мюррей, 1901]
  16. ^ «Коронация африканского короля» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 6 ноября 1878 года . Проверено 17 октября 2010 г.
  17. ^ «История Калабара» . Африканский исполнительный директор . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
  18. ^ «Нигерия: Традиционное государство» . Rulers.Org . Проверено 2 сентября 2010 г.
  19. ^ ТАТАБОНКО ОРОК ЭДЕМ (23 апреля 2008 г.). «Спор об обонгшипе в Калабаре: ответ» . Квену.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 2 сентября 2010 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Культура и общество» . Фонд Крик Таун (Ибоку Эсит Эдик) . Архивировано из оригинала 30 октября 2010 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
  21. ^ «Королевские отцы: их сила, влияние, значимость…» ThisDay . 31 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2005 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
  22. ^ Аниети Акпан (3 марта 2004 г.). «Создатели королей дают Хеншоу 14 дней на то, чтобы отречься от престола» . Хранитель . Проверено 2 сентября 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 169be620dae3f8f8267930819c4b3606__1709897100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/06/169be620dae3f8f8267930819c4b3606.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Duke Town - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)