Дьюк Таун
Дьюк Таун
Атакпа | |
---|---|
Город-государство | |
![]() Изображение старых фабрик Калабара из книги Его Величества Стэнли «Конго и основание его свободного государства; история работы и исследований (1885 г.)» | |
![]() Южные штаты, включая Калабар | |
Координаты: 4 ° 57' с.ш., 8 ° 19' в.д. / 4,950 ° с.ш., 8,317 ° в.д. |
Дьюк-Таун , первоначально известный как Атакпа , является городом-государством Эфик , который процветал в 19 веке на территории нынешней южной Нигерии . Город-государство простирался от нынешнего Калабара до Бакасси на востоке и Орона на западе. Хотя сейчас оно присоединено к Нигерии, традиционные правители государства по-прежнему признаются. Государство оккупировало территорию современного города Калабар .
Происхождение и общество
[ редактировать ]
Эфик говорят на языке, который является подгруппой нигерско-конголезской языковой группы. [ 1 ] К началу 18 века они стали державой на побережье залива Биафра , и к тому времени их лидерами стали семьи герцогов и Эямба. Они селились в больших, укреплённых деревнях вдоль водных путей, в свободной федерации без верховного правителя, живя рыбной ловлей и сельским хозяйством. Крупнейшими поселениями были Икот Итунко, Обутонг и Ибоку Атапка. В 19 веке британцы переименовали их в Крик-Таун, Старый город и Дьюк-Таун. [ 2 ]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия Эфик считает, что Абаси создал вселенную. Одна традиция гласит, что жена Абаси Атай убедила его позволить двум их детям, дочери и сыну, поселиться на земле. Им не разрешили размножаться, но они не подчинились этому запрету и стали предками народа Эфик. Другая версия гласит, что Абаси создал двух людей и не позволил им размножаться. Когда они не подчинились этому приказу, в наказание Абаси выпустил на землю смерть. [ 3 ]
Религия придает большое значение отдаче дани предкам деревни, особенно тем, кто достиг высокого ранга, поскольку они могут повлиять на судьбу живущих как в лучшую, так и в плохую сторону. Земное божество Ала умилостивляется посредством церемонии Огбом, которая дает много детей и увеличивает урожай. [ 4 ]
Некоторые Эфик принадлежат к тайному обществу Экпе . Они изготавливали детальную резьбу по дереву, маски и аксессуары, которые считаются сложными произведениями искусства. Священные церемонии Эфик включают в себя игру на барабанах и музыку как важные элементы. [ 5 ]
Работорговля
[ редактировать ]Побережье в этом регионе было названо «Калабаром» португальским исследователем Диого Цао . [ 6 ] Причина, по которой он выбрал это имя, неизвестна, поскольку оно не использовалось народом Эфик. [ 7 ] Город Аква-Акпа был основан семьями Эфик, которые покинули город Крик, расположенный дальше вверх по реке Калабар , и поселились на восточном берегу, где они могли доминировать в работорговле с европейскими судами, стоявшими на якоре на реке. Вскоре они стали самыми влиятельными людьми в регионе. [ 8 ] Дьюкс-Таун был основан примерно в 1650 году . По мнению историков Экея Эссьена Оку и Эфионга У. Айе, [ 9 ] Аква-Акпа, также известный британцам как Дьюк-Таун, стал центром атлантической работорговли , где рабов обменивали на европейские товары. [ 10 ]
Люди игбо составляли большинство порабощенных африканцев, которые были проданы в рабство из Калабара, несмотря на то, что они составляли меньшинство среди этнических групп в регионе. [ 11 ] С 1725 по 1750 год около 17 000 порабощенных африканцев были проданы из Калабара европейским работорговцам; с 1772 по 1775 год их число возросло до более чем 62 000. [ 12 ] В 1767 году шесть британских невольничьих кораблей прибыли в Калабар в период, когда Дьюк-Таун и Старый город находились в разгаре вражды. Лидеры Дьюк-Тауна заключили секретную договоренность с работорговцами, согласно которой лидеры Старого города будут приглашены на борт своих кораблей для разрешения спора; были даны гарантии их безопасности. Когда лидеры Старого города поднялись на борт кораблей, их схватили, некоторых держали в рабстве, а других передали лидерам Дьюк-Тауна, которые приказали их казнить. [ 6 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]
Британцы вне закона их участие в работорговле в 1807 году, хотя работорговцы из других европейских стран, таких как , продолжали покупать рабов в Калабаре до 1841 объявили . года Испания договор, соглашающийся прекратить их участие в работорговле. [ 6 ] После подавления работорговли пальмовое масло и пальмовые ядра стали основными статьями экспорта. [ 13 ]
В 1846 году Объединенная пресвитерианская церковь основала христианскую миссию между Дьюк-Тауном и Хеншоу при поддержке короля Эйо. Миссию возглавил преподобный Хоуп Мастертон Уодделл при поддержке Хью Голди, который написал отчет о Калабаре в своей книге 1890 года «Калабар и его миссия» . [ 14 ] В том же году вожди запросили британскую защиту Калабара, но ответ от лорда Пальмерстона , полученный в 1848 году, заключался в том, что удовлетворять эту просьбу не было необходимости или целесообразности. Британцы заявили, что будут благосклонно относиться к жителям Калабара, если те откажутся от практики человеческих жертвоприношений. [ 15 ] В то время жен и рабынь важного человека обычно приносили в жертву после его смерти. [ 6 ]
После смерти короля Эямбы в 1847 году было предложено, чтобы король Эйо стал единоличным правителем, что поддержали британцы. Однако лидеры Дьюктауна не согласились и выбрали герцога Арчибонга новым королем. В 1850 году оба короля согласились запретить человеческие жертвоприношения.
Британское влияние продолжало расти, как и принятие христианства. [ 6 ] В 1884 году вожди Аква-Акпы оказались под защитой Великобритании. [ 13 ] Король Арчибонг III Королевства Калабар был коронован в 1878 году с регалиями, присланными непосредственно Викторией . королевой Соединенного Королевства [ 16 ]


С 1884 по 1906 год Старый Калабар был штаб-квартирой Протектората побережья Нигера , после чего Лагос стал главным центром. [ 13 ] Город, который теперь называется Калабар, оставался важным портом, перевозившим слоновую кость, древесину, пчелиный воск и пальмовую продукцию до 1916 года, когда в Порт-Харкорте , в 145 км к западу, была открыта железнодорожная станция. [ 17 ]
Независимые правители
[ редактировать ]
Правителями города-государства и преемниками традиционного государства были: [ 18 ]
- Экпенёнг Оффионг Окохо (1786–1805)
- Экпеньонг Эффиом Окохо Эямба III (1805–1814)
- Эффиом Эдем Экпо Эффиом I Эямба IV (1814–1834)
- Эдем Экпеньонг Оффионг Окохо Эямба V (1834–1847)
- Эфио-Окохо Асибонг Экпо (май 1849 г. - февраль 1852 г.)
- Эдедем Эффиом II (апрель 1852 г. - август 1858 г.)
- Да Асибонг II (март 1859 г. - август 1872 г.)
- Edem Asibong III Eyamba VIII (1872 - May 1879)
- Первый период Эдем-Одо IX (1880–1896 гг.)
Поздние обонги
[ редактировать ]В 1903 году британцы заключили соглашение с королями Эфика о том, что они больше не будут использовать титул короля (Эдидем), а вместо этого в качестве титульных правителей будут иметь титул Обонг Калабарский. [ 19 ]
- Obong Edem Effiom Edem (January 1901 - July 1906)
- Обонг Адам Эфраим Герцог X
- Обонг Асибонг IV
- Obong Asibong V (1956 -)
Эффективные правители
[ редактировать ]В декабре 1970 года было решено, что народ Эфик должен представлять один правитель, а не два (один для Крик-Тауна и один для Дьюк-Тауна), причем правитель поочередно меняется между двумя общинами. [ 20 ]
- Edidem David James Henshaw V (1970–1973)
- Автор Эсиен Экпе Оку В (1973–1980).
- Эдидем Бэсси Эйо Эфраим Адам III (1982–1986)
- Эдидем Уан Экпеньонг Эффа IX (1987–1989)
- Эдидем Боко Эне Мкпанг Кобэм V (1989–1999) [ 20 ]
- (вакантный 1999 - 2001 гг.) [ 21 ]
- Эдидем Нта Элайджа Хеншоу (2001–2004) [ 22 ]
- Эдидем Экпо Окон Абаси Оту (2008 г. - по настоящее время)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оболо» . Этнолог . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Уильям Х. Тейлор (1996). Миссия по образованию: история образовательной работы Шотландской пресвитерианской миссии в Восточной Нигерии, 1846–1960 гг . БРИЛЛ. п. 31 и след. ISBN 90-04-10713-4 . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Молефи К. Асанте, Нет ничего лучше тебя (2009). Энциклопедия африканской религии, Том 2 . МУДРЕЦ. п. 230. ИСБН 978-1-4129-3636-1 . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Николсон, Эрнест (15 января 2004 г.), «Богословские и религиозные исследования при основании Британской академии» , «Век теологических и религиоведческих исследований в Британии, 1902–2002 гг. » , Британская академия , получено 29 августа 2023 г.
- ^ «Экет Информация» . Университет Айовы. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хью Голди (1890). Калабар и его миссия . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье. ISBN 1-4097-2795-5 .
- ^ Дж.И. Джонс (2001). Торговые штаты нефтяных рек: исследование политического развития в Восточной Нигерии . Издательство Джеймса Карри. п. 15 и далее. ISBN 0-85255-918-6 .
- ^ Артур Глин Леонард (2009). Нижний Нигер и его племена . БиблиоБазар, ООО. стр. 21–22. ISBN 978-1-113-81057-1 .
- ^ Спаркс, Рэнди Дж. (28 февраля 2009 г.). Два принца Калабара . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04389-3 .
- ^ «Средний проход» . Национальные великие негры в Музее восковых фигур. Архивировано из оригинала 23 октября 2010 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Чемберс, Дуглас Б. (2005). Убийство в Монтпилиере: африканцы игбо в Вирджинии . унив. Пресса Миссисипи. п. 22. ISBN 1-57806-706-5 .
- ^ Спаркс, Рэнди Дж. (2004). Два принца Калабара: Атлантическая одиссея восемнадцатого века . Издательство Гарвардского университета. п. 39 . ISBN 0-674-01312-3 .
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 962.
- ^ Джеральд Х. Андерсон (1999). «Голди, Хью» . Биографический словарь христианских миссий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-4680-7 . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ [Графиня Ильчестер, изд. Жизнь и письма леди Сары Леннокс, 1745–1826 , Лондон: Джон Мюррей, 1901]
- ^ «Коронация африканского короля» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 6 ноября 1878 года . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «История Калабара» . Африканский исполнительный директор . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ «Нигерия: Традиционное государство» . Rulers.Org . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ ТАТАБОНКО ОРОК ЭДЕМ (23 апреля 2008 г.). «Спор об обонгшипе в Калабаре: ответ» . Квену.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Культура и общество» . Фонд Крик Таун (Ибоку Эсит Эдик) . Архивировано из оригинала 30 октября 2010 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ «Королевские отцы: их сила, влияние, значимость…» ThisDay . 31 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2005 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Аниети Акпан (3 марта 2004 г.). «Создатели королей дают Хеншоу 14 дней на то, чтобы отречься от престола» . Хранитель . Проверено 2 сентября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Да, Эфионг У. (1967), Старый Калабар на протяжении веков , Калабар: Hope Waddell Press ОСЛК 476222042
- Лэтэм, AJH (1973), Старый Калабар (1600-1891): Влияние международной экономики на традиционное общество , Оксфорд: Clarendon Press
- Симмонс, Дональд К. (1968) [1-й паб. 1956], «Этнографический очерк народа эфик», в Форде, Дэрил (ред.), Эфик Трейдеры Старого Калабара , Лондон: Доусоны из Пэлл-Мэлл. ОСЛК 67514086
- Спаркс, Рэнди Дж. (2004), Два принца Калабара: Атлантическая одиссея восемнадцатого века , издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-01312-3
- Голди, Хью (1890), Калабар и его миссия , Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье
Внешние ссылки
[ редактировать ]