Королевство Ондо
![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( июнь 2021 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
~ 1,044,400 (2011) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Королевство Ондо - 1 044 400 · Восток Ондо: 88 410 · Ондо-Уэст: 335 620 · Дом Олуджи-Оке Игбо: 199 690 · Одигбо: 269 880 · Заработная плата: 150 800 | |
Религия | |
Христианство • Ислам • Религия йоруба | |
Родственные этнические группы | |
Любовь , Любовь Ifẹ, Другие люди йоруба |
Королевство Ондо | |
---|---|
в. 1510 – текущий | |
Капитал | Ода Ондо |
Общие языки | Йоруба (диалект ондо) |
Правительство | Монархия |
Историческая эпоха | 1510 |
• Основание Королевства Ондо | 1510 г. 1510 г. |
• Расширение британской власти над королевством Ондо. | текущий ток |
• 1900 | 1875 |
Королевство Ондо — традиционное государство , возникшее более 500 лет назад, со столицей в Оде-Ондо . Королевство Ондо было основано принцессой Пупупу, одной из близнецов Алафина Олуасо. Ее матерью была королева Олу, которая позже умерла в Иль-олуджи. Между 1865 и 1885 годами в городе шли войны, когда жители королевства бежали в Оке Опа. Там были установлены и умерли трое Осемаве. До этого королевством правил сын Пупупу по имени Айро.
Когда Осемаве, его братья и сестры поселились в Оди Лоту Омооба в Оке Отунба во главе с одним из принцев по имени Олоту Омооба. Нынешним Лоту омооба является Фоладжоми Акинмуреле. Ему помогают пять принцев во главе с доктором Лисабоном Адефолайеле Акинролабабу. Два высокопоставленных принца будут отвечать за два традиционных фестиваля Ондо, называемые фестивалями Обалиен и Агемо. Королевство выжило во время и после колониального периода, но Осемаве играл во многом символическую роль, а именно правил через шесть ведущих верховных вождей. Лиза, Джомо, Одунво, Сасере, Адая и Одофин. Система управления похожа на военную олигархию. Нынешним правителем Королевства является Оба Адесимбо Виктор Киладехо ДЖИЛО III, 44-й Осемаве, или традиционный правитель . [ 1 ]
Политические основы
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Есть три разные истории происхождения королевства Ондо. Во-первых, широко прославляемая и по сей день традиция города Ондо утверждает, что Ондо был основан женой Одудувы , прародителя йоруба в Иле-Ифе . [ 2 ] Жена Одудувы, Пупупу, родила близнецов, что было сочтено неудачным и привело к ее изгнанию вместе с близнецами. Она двигалась на юг, пока не пришла к нынешнему местоположению Иле-Олуджи . [ 3 ] Пупупу стала первой правительницей королевства Ондо в 16 веке, и ее потомки носят корону сегодня. Историк Сэмюэл Джонсон рассказывает аналогичную историю, но Пупупу была женой Аджаки , внука Одудувы. [ 4 ]
Военный переворот отстранил Пупупу от власти и назначил ее сына Айхо (или Айро правителем в некоторых версиях). Айхо установил базовую политическую структуру государства Ондо, во многом связанную с его королевским происхождением, и построил королевский дворец. [ 5 ] Королевская родословная в основном вращается вокруг четырех разных домов, каждый из которых основан одним из сыновей Айхо (хотя один дом вымер из-за отсутствия наследников мужского пола). [ 1 ] Из этих разных линий выбирается Осемаве, или главный монарх королевства Ондо. Нынешним Осемаве является Оба (доктор) Виктор Адесимбо Адемефун Киладехо, и в 2010 году королевство отметило свое 500-летие.
Колониальный период
[ редактировать ]Королевство Ондо сохраняло независимость от других региональных держав до 19 века, когда давление со стороны расширенных европейских контактов и кризиса в Йорубаленде вызвало политический кризис. С расширением работорговли в Атлантике и масштабным перемещением населения в Йорубаленде политическая жизнь Королевства Ондо изменилась. До 19 века Ондо был необычным местом в регионе из-за своей советской системы и относительно открытых принципов землевладения. В системе советов менялась ротация лидеров среди домов, и женщинам был предоставлен значительный политический статус, у которых был свой собственный совет, который консультировался с мужским советом. [ 4 ] (роль, оспариваемая другими [ 5 ] ). Принцип землевладения Ондо заключался в том, что вся земля была собственностью короля, но любой человек мог обрабатывать ее, если он получил разрешение от лидера ближайшей общины. [ 6 ] Однако с ростом давления, связанного с перемещением населения в Йорубаленде, и ростом актуальности работорговли, многое изменилось. Политическая и экономическая власть изменилась: от наследственного происхождения и доступа к земельным владениям сосредоточилась в первую очередь рабовладение. [ 3 ] Результатом стал крупномасштабный конфликт в Королевстве Ондо с 1845 по 1872 год, период быстрой смены режима, войн с другими региональными державами, значительного насилия и трехкратной смены столицы. [ 3 ] В этот период широко распространилось поклонение Орише , что привело к человеческим жертвоприношениям (часто рабам), чтобы попытаться положить конец беспорядкам. [ 3 ] [ 5 ]
Когда христианские миссионеры начали приезжать в Йорубаленд во второй половине XIX века, Ондо был большим лесным королевством. Однако миссионеры в основном сосредоточились на других районах Йорубаленда и его окрестностей, а не на Ондо. Возможно, это произошло потому, что некоторые миссионеры считали, что ондо были социально ниже других племен йоруба, возможно, потому, что их обычай сожительства был неприемлем в христианской традиции. [ 7 ] Однако в 1870 году Джон Хоули Гловер , администратор британской колонии Лагос , начал сосредоточивать усилия на королевстве Ондо, в основном для создания альтернативных торговых путей в Лагос. [ 8 ] В 1872 году Гловер помог заключить мирный договор между Ондо и Ифе, враждебно настроенными в течение ряда лет, что позволило расширить торговлю между Лагосом и Ондо. Миссионерская деятельность началась в 1875 году по всему Королевству Ондо. [ 8 ]
Осемаве из Ондо заключил 20 февраля 1889 года соглашение с губернатором британской колонии Лагос , согласно которому свободная торговля между Ондо и колонией гарантировалась, а споры передавались на рассмотрение арбитра, назначенного губернатором для разрешения. [ 9 ] В 1899 году был издан указ совета о расширении протектората Лагоса над землями йоруба, в результате чего Ондо формально стал подчиняться британской короне. [ 10 ]
Королевство Ондо в Нигерии
[ редактировать ]Королевство выжило под колониальным правлением и последующей независимостью, и коронация 44-го Осемаве, Оба Виктора Адесимбо Адемефуна Киладехо, 29 декабря 2008 года стала крупным событием, на котором присутствовали многие высокопоставленные лица. [ 11 ] Во время политических беспорядков в Нигерии в начале 1980-х годов Ондо стал местом крупномасштабного политического насилия, и члены королевской семьи были убиты. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «500 лет династии Осемаве» . Удар . 7 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 14 сентября 2010 г.
- ^ «Королевство Ондо: История». Комитет развития Ондо.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) [ мертвая ссылка ] - ^ Jump up to: а б с д Оджо, Олатунджи (2005). «Рабство и человеческие жертвоприношения в Йорубаленде: Ондо, ок. 1870-94». Журнал африканской истории . 46 (3): 379–404. дои : 10.1017/s0021853705000472 . S2CID 159559999 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Сидней Смит (1988). Королевства йоруба . Университет Висконсин Пресс. п. 52 и след. ISBN 0-299-11604-2 .
- ^ Jump up to: а б с Лавути, Олатунде Байо (1990). «Мифические образы, историческая мысль и религия ондо: миф об Орамфе как ключ к идентичности ондо йоруба». Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 1. 45 : 55–71.
- ^ Джереми Сеймур Идс (1980). Йоруба сегодня . Архив Кубка. п. 73 . ISBN 0-521-22656-2 .
- ^ Джейди Пил (2003). Религиозная встреча и создание йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 287. ИСБН 0-253-21588-9 .
- ^ Jump up to: а б Акинтойе, С.А. (1969). «Ондо-роуд к востоку от Лагоса, ок. 1870-95». Журнал африканской истории . 10 (4): 581–598. дои : 10.1017/s0021853700009725 . S2CID 197837017 .
- ^ Великобритания. Министерство иностранных дел (1889 г.). Британские и иностранные государственные документы, Том 81 . ХМСО с. 599.
- ^ Нова Омоигуи (08 мая 1980 г.). От «Хауса Перчатки» до 4-го гвардейского батальона – 141 год спустя . ISBN 0-521-22656-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ НАДЕЖДА НА ОРИВРИ (30 декабря 2008 г.). «Ондо стоит на страже 44-го Осемаве» . Нигерийский компас . Проверено 14 сентября 2010 г.
- ^ Окпу, Угбана (1985). «Межпартийные политические отношения в Нигерии 1979-1983». Африканский спектр . 20 (2): 191–209.