Люди Оку (Сьерра-Леоне)
Общая численность населения | |
---|---|
25 000 (0,5% населения) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сьерра-Леоне , Гамбия , США , Великобритания | |
Языки | |
Религия | |
Суннитский ислам (99%) | |
Родственные этнические группы | |
Йоруба люди |
Народ оку , или аку-марабут , или аку-магометане — этническая группа в Сьерра-Леоне и Гамбии , в первую очередь потомки марабут , освобожденных людей йоруба , которые были освобождены с невольничьих кораблей и переселились в Сьерра-Леоне как освобожденные африканцы или прибыли в качестве поселенцев в середина 19 века.
Некоторые оку с тех пор исторически вступали в брак с этническими группами в Сьерра-Леоне и Гамбии, такими как мандинго , темне , менде , а в некоторых случаях с этническими креолами Сьерра-Леоне . Креолы в основном являются потомками бывших рабов афроамериканцев, а также некоторых выходцев с Ямайки , Новой Шотландии и рабов, освобожденных от незаконной работорговли в 19 веке. Люди Оку в основном проживают в общинах Фура-Бэй , Фула-Таун и Абердин .
Подавляющее большинство жителей Оку — мусульмане . Они смогли перевести исламские идеологии, распространившиеся по всему Сахелю в 11 веке. Люди Оку практиковали проходы к югу от Сахары, такие как клитеродомия, с конца 19 века. Очень небольшое меньшинство из них, возможно, недавно обратилось в христианство в конце двадцатого века. Большое количество людей Оку приняло западное образование и другие элементы западной культуры до гражданской войны в Сьерра-Леоне .
Во время британского правления колониальное правительство официально признало различные районы Оку историческими общинами Сьерра-Леоне. С момента обретения независимости национальное правительство Сьерра-Леоне классифицировало народ оку как некоренных креолов, хотя народ оку отличается от креолов Сьерра-Леоне.
Народ оку имеет обширную диаспору, а общины оку обосновались в Гамбии и Сьерра-Леоне . Народ оку в Сьерра-Леоне проживает в основном в столице Банжуле , а последняя — во Фритауне . В Сьерра-Леоне кварталами, принадлежащими народу оку, являются город Фула, залив Фура и некоторые части деревни Абердин (в которой есть и другие районы, занятые креолами).
Источник
[ редактировать ]В то время как африканцы репатриировались из Англии, Северной Америки и В Карибском бассейне между 1787 и 1800 годами было множество христианских церквей и поездов миссионеров. Народ оку происходит исключительно от -мусульман йоруба освобожденных африканцев , которые были переселены в Сьерра-Леоне в девятнадцатом веке. [1] Мусульманские элементы йоруба среди общего населения освобожденной Африки сформировали самобытную общину, и уже в 1840-х годах об этом упоминалось в документах и журналах.
Известные семьи Оку включают Дания, Зубайру, Махди, Искандари, Азиз, Мустафа, Рашид, Абдулла, Ибрагим, Левалли, Бассир, Дин, Теджан, Сэвидж, Алгали, а некоторые приемные семьи Оку получили креольские фамилии, такие как Коул, Уильямс, Кэрью. , Гербер, Спилсбери и Хоак. Некоторые европейские или креольские фамилии народа оку были присвоены для поступления в колониальные школы во Фритауне, а другие сохранили европейские фамилии, данные или присвоенные их африканским предкам, освобожденным аку.
Культура
[ редактировать ]Народ Оку имеет самобытную культуру, которая имеет большое сходство с культурой более крупных мусульманских общин, придерживающихся письменности Аджами . На их традиции в первую очередь повлиял фольклор марабут и в меньшей степени гриотов . Мечеть Атик — центральная мечеть общины Фура Бэй , похожая на Большую мечеть Конакри и Великую мечеть Туба . Официальным кладбищем народа оку в заливе Фура является мусульманское кладбище Аку на улице Кеннеди.
Оку практикуют клитеродотомию наряду с другими коренными этническими группами Сьерра-Леоне . Оку часто носят арабские имена, хотя некоторые позже приняли имена выдающихся благотворителей, таких как Кэрью, в дополнение к именам йоруба и другим нигерийским именам, которые, по их мнению, способствовали поступлению в исламские школы, основанные людьми фула и мандинка во Фритауне. Некоторые старшие члены сообщества Оку продолжают говорить на традиционных языках, таких как Темне , Менде , Пулар , Мандинго и Сосо , в то же время свободно владея йоруба , крио или английским языком .
Отношения с креольским народом Сьерра-Леоне
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как Раматули Оникепо Осман и Олумбе Бассир, отделяют народ оку от креолов из-за их происхождения и сильной мусульманской культуры.
В отличие от народа оку, креолы или крио являются христианами и представляют собой смесь различных этнических групп, включая афроамериканцев , афро-карибцев и освобожденных африканцев происхождения игбо , фанти , аджа , нупе , баконго и йоруба , а также других людей. Африканские этнические группы и европейское происхождение. [2] [3] [4] Кроме того, в отличие от народа оку, креолы не практикуют клитеродотомию , не участвуют в обществе Бунду и моногамны . [5]
Совсем недавно некоторые ученые считали народ оку субэтнической группой креолов на основании их тесной связи с британскими колонистами и принятия ими западного образования и других аспектов культуры. [6] Те, кто классифицирует оку как часть креольского народа Сьерра-Леоне, отмечают, что они приняли схожие английские или европейские фамилии (хотя это было меньшинство оку) и культурные аспекты, такие как комоджаде, [7] egungun , назад , охотничий маскарад, [8] целовать [9] и авуджо. [а] Однако, как отмечают ученые, небольшое культурное сходство между креолами и народами оку объясняется тем, что среди креолов существуют некоторые культурные наследия йоруба, сохранившиеся от христианизированных освобожденных африканцев йоруба (которые являются одной этнической группой среди множества разнообразных этнических предков креолов). Креолы, а также потому, что культурная ориентация, наследие, идентичность и происхождение народа оку по своей сути являются йоруба . [5]
Культурные ассоциации
[ редактировать ]Народ оку представлен культурными ассоциациями, такими как Культурная организация Эбилле, стремящимися сохранить и приумножить наследие оку Сьерра-Леоне и Гамбии.
Известный Оку в Сьерра-Леоне или из него
[ редактировать ]- Олумбе Бассир , учёный
- Мохаммед Шитта Бей , бизнесмен, аристократ и филантроп
- Абдул Теджан-Коул , практикующий юрист и бывший член Комиссии по борьбе с коррупцией Сьерра-Леоне.
- Ахмед Дин , футболист
- Билл Хамид , футболист
- Иша Йохансен (урожденная Сэвидж), президент Футбольной ассоциации Сьерра-Леоне.
- Хаджа Афсату Кабба (урожденная Сэвидж), политик
- Майкл Лахуд , футболист
- Немата Маджекс-Уокер (урожденная Махди), женская активистка
- Раматули Отман , писатель
- Умару Рахман , футболист
- Мохамед Сануси Теджан , мусульманский ученый
- Мэдье Уильямс , профессиональный футболист
- Mohamed Daramy , footballer
- Джибрил Уилсон , профессиональный футболист
- Валид Шур , футболист
Примечания
[ редактировать ]- ^ Авуджо происходит от освобожденных йоруба африканских предков креолов. Церемонии Авуджо проводятся для защиты новорожденных и молодоженов духами предков, а также как средство получения руководства и мудрости относительно аспектов смерти. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Крио Западной Африки: ислам, культура, креолизация и колониализм в девятнадцатом веке» (PDF) . www.ohioswallow.com .
- ^ «Сьерра-Леоне: Краткое введение» . Английский язык в Западной Африке . Институт английских и американских исследований Университета Гумбольдта . Архивировано из оригинала 29 сентября 2003 года . Проверено 1 декабря 2012 г. цитируя Вольф, Ханс-Георг (2001). «Английский в Камеруне». Социология языка (85). Берлин: Мутон де Грюйтер.
- ^ Стефания Галли (2019) Образцы брака в черной утопии: свидетельства из колониальной Сьерра-Леоне начала девятнадцатого века , История семьи, 24: 4, 744-768, DOI: 10.1080/1081602X.2019.1637361
- ^ «Оглядываясь назад, двигаясь вперед: документирование наследия африканских жителей Новой Шотландии» . www.archives.novascotia.ca .
- ^ Jump up to: а б Бассир, Олумбе (июль 1954 г.). «Брачные обряды аку (йоруба) Фритауна». Африка: Журнал Международного африканского института . 24 (3): 251–256. дои : 10.2307/1156429 . JSTOR 1156429 . S2CID 144809053 .
- ^ Коул, Джибрил Р. (15 сентября 2013 г.). Крио Западной Африки: ислам, культура, креолизация и колониализм в ... ISBN 9780821444788 . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Диксон-Файл, Мак (1999). Община Саро в дельте реки Нигер . ISBN 9781580460385 .
- ^ Кинг, Натаниэль (2014), Глава 3, Тайные общества Фритауна по модели йоруба как транснациональные и трансэтнические механизмы социальной интеграции, Berghahn Books, библиотечное издание OAPEN
- ^ Баском, WR (1952). Эсусу: кредитное учреждение йоруба. Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, 82 (1), 63–69. https://doi.org/10.2307/2844040
- ^ «Креолы Сьерра-Леоне» . www.энциклопедия.com .