Jump to content

Общество Санде

Посвященные общества Санде, отмеченные белой глиной и животным жиром, называются Ходзё или Водже .

Санде , также известный как задэги , бунду , бундо и бондо , — женское инициационное общество в Либерии , Сьерра-Леоне , Гвинее и Кот-д'Ивуаре . Общество Санде приводит девочек во взрослую жизнь с помощью ритуалов, включая калечащие операции на женских половых органах . [1] Его сторонники утверждают, что оно дарует плодовитость , прививает понятия морали и надлежащего сексуального поведения, а также поддерживает интерес к благополучию своих членов на протяжении всей их жизни.

Кроме того, Санде защищает социальные и политические интересы женщин и способствует их солидарности по отношению к Поро , дополнительному институту для мужчин. Маскарад общества Санде — редкий и, возможно, уникальный африканский пример деревянной маски для лица, контролируемой исключительно женщинами, — особенность, подчеркивающая исключительное социальное положение женщин в этом географическом регионе.

Географическая протяженность

[ редактировать ]
Девочек-подростков принимают в общество Санде, Сьерра-Леоне. [2] «Все танцоры носили фетиши, свойственные этому ордену, каждый из которых имел особое значение. Они состояли из нескольких тростниковых веревок, разрезанных на бусины, и рядов семян, просверленных и наполненных лекарством Бунду (Санде)».

Сообщество Санде встречается по всему Центрально-Западно-Атлантическому региону, этнически множественному и лингвистически разнообразному региону, расположенному в лесной прибрежной зоне, ограниченной рекой Литтл-Скарчис и мысом Пальмас . [3] Еще в 1668 году голландский географ Ольферт Даппер опубликовал описание общества «Сэнди», существовавшего в районе Кейп-Маунт в Либерии, на основе свидетельств из первых рук, датируемых 1628 годом. [4] [5]

Антропологи полагают, что Санде зародился в обществе Гола и распространился на соседние Менде и Вай; другие этнические группы приняли Санде совсем недавно, в нынешнем столетии. Сегодня этот социальный институт встречается среди басса , гола , кисси , кпелле , лома , мано и ваи в Либерии; Коно ; , Лимба , Менде , Шербро , Темне и Ялунка в Сьерра-Леоне а также в северной и восточной части этих этнических групп в Гвинее.

Преимущественно христианские креолы Сьерра-Леоне - единственная этническая группа в Сьерра-Леоне, которая, как известно, не практикует КЖПО и не участвует в ритуалах общества бондо / санде. [6] [7] [8]

Общие особенности

[ редактировать ]

Общими чертами всех этих женских ассоциаций являются:

  • Групповое посвящение в укромном уголке леса.
  • Использование имен общества Санде вместо имен при рождении после инициации.
  • Скарификация.
  • Модификация тела в виде пирсинга и удаления кожи.
  • Иерархически ранжированное женское лидерство.
  • Залог секретности по отношению к мужчинам и непосвященным девушкам.
  • Калечащие операции на женских половых органах, выполняемые женщинами-специалистами.

Дополнительная характерная черта санде — деревянный шлем-маска и костюм из пальмы из рафии, который носят вожди санде, — отсутствует у коно, лома и мано.

Региональные вариации

[ редактировать ]

Хотя антропологи и историки искусства иногда описывают общество Санде как всеобъемлющее панэтническое объединение, во всем регионе существуют значительные культурные различия. [9] [10] Этнические группы, в которых присутствует Общество Санде, говорят на языках, принадлежащих к трем языковым семьям ( манде , мел и кру ). Они могут быть анимистами или, как Менде, Вай и Ялунка, иметь значительное мусульманское население.

В некоторых обществах, таких как басса, кисси и коно, дополнительное мужское общество поро может отсутствовать. Среди Деи и Лома общество Санде регулярно допускает кузнецов-мужчин в качестве специалистов по ритуалам, а в обществе Гола дух, представленный маской, считается мужским, а не женским. Действительно, типичный символ Санде среди многих этнических групп, где присутствует ассоциация этой женщины, – деревянная маска-шлем – полностью отсутствует среди кпелле, коно, лома и мано.

Инициация и трансформация

[ редактировать ]

Секвестрация и калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО)

[ редактировать ]

Девочек-подростков приглашают в группу во время послеуборочного засушливого сезона на специально вырубленном участке леса, окружающем город или деревню. Период посвящения варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от таких факторов, как возраст посвященного, принадлежность к линии передачи , посещаемость школы и этническая принадлежность.

Сообщается, что в прошлом девушки оставались в лесу, так называемом периоде бондо или кустарника, более одного года, в течение которого они выращивали рисовые фермы для руководства Санде. В настоящее время начальный период длится около 3–4 недель. [11] В дополнение к труду посвященного, лидеры Санде получают значительную плату за посвящение от отца девушки или ее будущего мужа, поскольку девушка не может выйти замуж до посвящения. [12]

Подробности происходящего в кустах держатся в секрете, но известно, что и часть половых губ вырезаны клитор . Эту операцию обычно проводит очень уважаемая старейшина. Считается, что у нее «хорошая рука» и хорошее социальное влияние, чтобы приглашать девочек в буш. [1]

Членство в Санде и практики инициации продвигаются зоэ, которые обычно являются пожилыми женщинами, возглавляющими куст Санде. Основная цель процедуры калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО) – устранить сексуальное желание и распущенность женщин, тем самым сделав их «чистыми» и пригодными для брака. В день проведения КОЖПО девочек сначала просят «обезболить эту область», сидя в ведре с водой. Затем каждого из них связывают, разделяя руки и ноги. Зоя проведет «процедуру» без какой-либо анестезии. Раньше зои использовали «ритуальные ножи», сейчас чаще используют нестерилизованные бритвенные лезвия или хирургические лезвия. [13]

Пост-инициационное образование

[ редактировать ]
Инициаторы общества Санде, Сьерра-Леоне. По обе стороны от посвященных стоят женщины в масках, носящие «маски дьявола», которые отвечают за посвящение.

После заживления ран девочек обучают домашним навыкам, сельскому хозяйству, сексуальным вопросам, танцам и медицине. Специализированным навыкам, таким как крашение ткани, можно обучать девушек, демонстрирующих особые способности, или, согласно некоторым источникам, девушек из высокопоставленных землевладельческих родов. [14] Хотя ведутся споры о том, ставит ли цель школы буша дать девочкам новые навыки, которыми иначе они не могли бы обладать на данном этапе своей жизни, она жизненно важна для культурной интеграции. Именно благодаря школьному образованию в Санде девочки изучают культурные обычаи, например, что значит быть хорошей женой и матерью, а также как обращаться со старшими. [15] Как предполагает Кэрол МакКормак, именно через школьную школу «они начинают предвкушать роль жены, которая должна работать совместно со своими соженками и родственницами своего мужа». [1]

Самыми важными извлеченными уроками являются уважение к властям и абсолютное уважение к секретности. «Тайна» подтверждается «клятвой», и им говорят, что цена за раскрытие того, что произошло в «буше», — смерть либо для них самих, либо для члена их семьи. Страх, внушаемый зоесами, делает КОЖПО запрещенной темой для разговоров с лицами, не являющимися членами организации, а открытый разговор вокруг этого может быть истолкован как сомнение в легитимности Санде и ее моральных учений. [13]

Склеивание

[ редактировать ]

Общий опыт длительного пребывания в лесу и риск операции объединяют девочек в сплоченную социальную группу. [1] Во время школьного периода семья каждой девочки обязана присылать большое количество еды, и каждый вечер здесь звучат песни и танцы. Песни обычно заканчиваются поучительными законами, связанными с обществом Санде. [1] После посвящения члены обретают ощущение большей культурной идентичности. Вступление в общество Санде совершенно отделено от социального статуса или положения женщины и представляет собой идентичность и сообщество, на которые она может опираться в любой момент своей жизни. [16]

Членство в Sande — это пожизненная идентичность, которую члены передают своим дочерям. [13] Благодаря этой связи женщин также учат поддерживать мир в городе. Если мужчина оскорбляет или оскорбляет женщину Санде, ни одна другая женщина в Санде не станет с ним разговаривать. Из-за немедленного социального остракизма, который происходит, когда мужчины выходят из строя, женщины обладают властью создавать механизмы подотчетности в деревнях, основанные на прочных связях, которые возникают во время инициации. [15]

Вернуться в сообщество

[ редактировать ]
Инициаторы общества Санде, Сьерра-Леоне.

По завершении посвящения девочек ритуально омывают и возвращают в общину взрослыми, пригодными для замужества. Они выходят из леса, одетые в свои лучшие одежды, с новыми именами, обозначающими их недавно достигнутый взрослый статус и их личность (то есть ранг) в ритуальной иерархии ассоциации. В некоторых районах рубцы в виде зубов подтверждают мнение (которое придерживаются непосвященные), что девочек пожирал лесной дух, который теперь вернул их в общество; хотя образы смерти и возрождения не являются универсальной чертой инициации Санде.

Церемония, следующая за посвящением, сравнима с церемонией вручения дипломов. Все посвященные одеты в белые хлопчатобумажные платья и вуали, поют и танцуют на глазах у всех в сообществе. [11] После этого каждая гордая посвященная стоит со своей семьей и друзьями, облачаясь в одежду, означающую, что ей больше никогда не придется проходить инициацию. [11] На следующий день девочки демонстрируют самообладание, сидя спокойно, пока другие празднуют их достижения. [11] Мужчины выражают интерес к посвященным девушкам как к будущим невестам и отмечают их добродетели девственности и верности. [13]

В обществе Санде эти новые посвященные имеют самый низкий статус, но приобретут статус по мере взросления. Иерархия внутри Санде основана как на секретности, так и на возрасте, и старшие члены, как правило, имеют больше секретных знаний, чем молодые. По мере того, как эти девочки все больше погружаются в жизнь общества и приобретают ценные навыки, такие как акушерство и медицинская работа, они становятся более ценными в обществе. [17]

Символическое значение

[ редактировать ]

Согласно Джедрею (1986), ритуал инициации Санде сосредоточен на нескольких наборах пространственных и временных оппозиций, например, между деревенским (общественным) и лесным (тайным) пространством, с одной стороны, и древним временем (священным) и настоящим. -день (профанный) с другой. Моральное превращение посвященного из ребенка во взрослого происходит в три этапа (послушник > девственница > невеста), отмеченных публичным шрамированием, снятием кожи и/или пирсингом в городе или деревне. Ключевым символом этих представлений является метафорическое движение посвященного через воду, царство предков. [4] [14] [18]

Уникальные традиции маскировки в Либерии

[ редактировать ]

обычно не носят масок Женщины в Западной Африке , но в этом регионе самые многочисленные и важные деревянные маски производятся для использования женщинами Санде. Несколько типов масок, некоторые из дерева, но многие из кожи, меха и ткани, используются совместно с аналогичным мужским обществом инициации, Поро. Маски, используемые в этих обществах, имеют общие иконографические особенности по всему региону, но каждая маска известна под индивидуальным именем человека, соответствующим духовной силе, которая, как полагают, связана с местными отделениями общества Поро или Санде. [19]

Иконография шлема-маски Менде/Вай

[ редактировать ]
Маска-шлем ( ndoli jowei ) общества Санде; конец 19-начало 20 века; древесина; 39,4 х 23,5 х 26 см (15 1 2 х 9 1 4 х 10 1 дюйма ); Бруклинский музей (Нью-Йорк). Вертикальная трещина проходит от основания маски до оголовья в центре сзади и включает в себя треугольную 1. 3 отверстия под лентой

Этот тип маски, также часто называемый бунду , носится на церемониях инициации, отмечающих успешный переход в женственность. [20] В обществе Менде «термин сово относится как к сверхъестественной сущности, которая представляет женское тайное общество, так и к танцовщице в маске, чей полированный черный антропоморфный шлем-маска и покрытое черной рафией тело дух наделяет своим присутствием и силой». [21]

Помимо появления маски на церемониях инициации девушек, сово также «появляется на публике, чтобы отметить важные гражданские события, такие как визиты важных сановников, а также коронации и похороны важных вождей. В этих случаях ее присутствие является средством произвести впечатление». на сообщество влияют единство и сила женского корпоративного органа, а также политическое значение Санде». [22]

По словам Дубинскаса, менде говорят, что маска сово с тонкой резьбой называется няндэ («хорошая», «красивая», «красивая» и эстетически «приятная»), когда она включает в себя следующие элементы, каждый из которых имеет символическое значение:

  • Полный лоб: мудрость, интеллект
  • Сонные, опущенные глаза: скромность.
  • Сияющий черный цвет: тайна
  • Шейные кольца: здоровье и процветание (а также мифическое появление маски из воды)
  • Птицы: посланники между духами и людьми
  • Каури: богатство
  • Белая ткань: ритуальная чистота.
  • Рыбы, змеи, черепахи: речной дом сово
  • Рога антилопы и ласимо (писание): «хорошее лекарство» ( хале ньянде )
  • Трехногий котел: представляет сово как хранилище женских знаний и как символ домашнего хозяйства.

Кроме того, глаза маски должны быть немного большими (что указывает на знания и мудрость), а нос и рот маски должны быть немного меньше человеческого размера (для обсуждения женской красоты Менде). [10] [21]

Дубинскас пишет, что маска представляет собой идеалы женственности и идеальный образ женской красоты , противопоставление каждой женщины необычной силе, желаемой всеми, но достигаемой немногими избранными. По сути, маска «воплощает и опосредует противоречия между традиционными женскими образцами для подражания в обществе и реальной политической и экономической властью, к которой женщины имеют доступ, если не постоянно, то, по крайней мере, регулярно и в целом достаточно, чтобы эта власть могла вызвать значительный символический фокус в идеологической сфере». [21]

Отношения между обществами Санде и Поро

[ редактировать ]

Во всем этом регионе взаимодополняемость мужских и женских гендерных ролей , очевидная в таких разнообразных видах деятельности, как сельское хозяйство, производство одежды и музыкальные выступления, достигает полного выражения. Женские ассоциации Санде и мужские ассоциации Поро поочередно осуществляют политический и ритуальный контроль над «землей» (концепция, охватывающая природный и сверхъестественный миры) в течение трех и четырех лет соответственно. Во время правления Санде все признаки мужского общества изгнаны.

В конце этого трехлетнего периода руководство Санде «передает землю» своим коллегам из Общества Поро еще на четыре года, и после периода отдыха ритуальный цикл начинается заново. Чередующиеся трех- и четырехлетние циклы инициации для женщин и мужчин соответственно являются одним из примеров широкого использования чисел три и четыре для обозначения пола людей, мест и событий; вместе эти числа равны семи, священному числу во всем регионе. [23] [24]

Из-за взаимосвязанного характера обществ Санде и Поро женщины считаются ценными и важными общественными лидерами. Хотя мужчины и женщины не считаются полными «равными», общество Санде имеет большое влияние на сообщество, а зои играют важную роль в разрешении конфликтов в сообществе. [25] Во время руководства Санде землей мужчины чистят края куста Санде и строят хижину, в которой будет размещаться школа кустарника, а также следят за тем, чтобы постоянно поддерживалась безопасность посвященных. Мужчины очень заботятся о том, чтобы общество Санде было обо всем позаботилось, когда руководство сменилось, потому что им обещали жениться на девушках из кустов Санде. [15] Таким образом, общества Санде и Поро работают вместе, чтобы обеспечить продолжение секретных ритуалов. Хотя женщины, похоже, возглавляют практику КЖПО, мужчины также играют важную политическую роль в поддержании уважения к ней в обществе. [26]

И у общества Поро, и у общества Санде есть священные и секретные лесные зоны, окружающие деревню, где они проводят церемонии инициации. Нарушителей сурово наказывают, если они проникают туда, и их вход отделяет забор от восьми до десяти футов. [27]

Политическое и экономическое влияние общества Санде в Либерии

[ редактировать ]

Общество Санде играет большую политическую, социальную, образовательную и экономическую роль в Либерии. Практики Санде, включая ритуалы инициации, документируются с 17 века. [13] Национальные данные продолжают импортировать общества санде в Либерию, поскольку КОЖПО по-прежнему практикуется в 13 из 16 племен, как мусульманских, так и христианских общин, а также более чем половиной женщин в Северо-Центральном и Северо-Западном регионах. [28] В результате сильного влияния общества Санде на многие сельские общины в Либерии, посвящение в общество необходимо для достижения влияния и власти на местном уровне. Семьи, которые решают отказаться от участия в обществах Санде или Поро в районах, где это практикуется, рассматриваются как социальные изгои и моральные грешники и не могут принимать участие в принятии каких-либо решений в деревне. [29]

Экономическое влияние зоэсов

[ редактировать ]

Быть зоей всегда вызывало большое уважение и экономическое вознаграждение. Например, во время работорговли зоэ использовали «бушные» школы как способ нанять женщин для продажи европейцам, а прибыль оставляли себе. [27] Зои продолжают получать большие экономические выгоды от своей лидерской роли в обществе Санде. В «бушных» школах взимается плата, а продолжительность зоов сократилась, чтобы увеличить текучесть кадров. Родители нередко выбирают между отправкой своих детей в школьную школу или деревенскую школу из-за связанных с этим расходов. [29] Если родители, принявшие решение отправить своих детей в школу Буша, не вносят плату за обучение, их детям могут не разрешить вернуться. [27] Поскольку зои контролируют труд и услуги девочкам в деревне, они также получают плату за свою духовную поддержку или помощь во время беременности и родов. [30]

Влияние Санде на местную и национальную политику

[ редактировать ]

В политическом отношении общества Санде и Поро находятся под защитой официальных правительственных постановлений с 1924 года. Политики, борющиеся за власть, стремились вступить в общество Поро, чтобы получить легитимность. Задача государственного Министерства внутренних дел заключается в регулировании деятельности обществ по всей стране, а также в защите их от оспаривания на местном уровне. [30] После окончания гражданской войны в Либерии в 2003 году правительство снова сосредоточило внимание на поддержке культурных традиций, таких как общества Санде и Поро, и ухаживании за их лидерами во время избирательных кампаний. [12] Поскольку зои обладают значительной властью и влиянием на местном уровне, политики часто используют их, чтобы заручиться поддержкой сельских жителей. Лидеры Санде и Поро возглавляют Национальный совет вождей и старейшин (NCCE), представительный орган традиционной власти в Либерии, и играют консультативную роль во внутренних делах по всей стране, а также в самом правительстве штата. [17] Министр внутренних дел д-р Энрике Токпа, как и многие либерийские политики, пообещал продолжать работать со всеми традиционными вождями и зоами в Либерии и защищать их обычаи. [31]

[ редактировать ]

В центре дебатов вокруг этих традиций находится проблема калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО). Момо Киазолу, председатель племенных вождей страны, подчеркнул, что «для Либерии важно, чтобы [КОЖПО] продолжалось, потому что это наша культура. Возможно, люди говорят, что это вредно, и не знают, о чем говорят». [32] В результате неотъемлемой роли общества Санде в местной политике национального уровня законодательство, которое пыталось ограничить практику КОЖПО в Либерии, оказалось в значительной степени неэффективным. В 2012 году, например, правительство Либерии объявило о приостановке действия лицензий для лидеров Санде, однако, несмотря на эту меру, КОЖПО продолжались с той же частотой. [28] Кроме того, в 2016 году, когда был предложен законопроект о домашнем насилии с пунктом, запрещающим КОЖПО, зо использовали свое влияние в сельских общинах, чтобы добиться его исключения из законопроекта, мобилизуя своих членов на протест против этого решения и связанных с ним политиков. [33] В 2018 году бывший президент Эллен Джонсон-Серлиф подписала Указ № 92, временно запрещающий КОЖПО сроком на один год. Однако этот законопроект был строго ограничен по своему охвату, распространялся только на девочек в возрасте до 18 лет и предусматривал мягкие наказания для правонарушителей. В результате это мало что сделало для сокращения практики КО по всей стране. [34] Из-за политического влияния Зои на почти две трети населения Либерии, ни один закон, фактически угрожающий власти Санде, не может быть одобрен на национальном уровне. [13]

Несмотря на сильное политическое и социальное влияние Санде, некоторые данные свидетельствуют о том, что распространенность КОЖПО и практики общества Санде снижается. По данным демографического и медицинского обследования 2019–2020 годов, проведенного Государственным департаментом США, 38 процентов девочек и женщин в возрасте от 15 до 49 лет подверглись КОЖПО в Либерии. Это явное снижение распространенности с 72,4% среди женщин 45–49 лет и 39,8% среди женщин 20–24 лет. [35] Однако это нельзя напрямую отнести к потере обществом Санде какого-либо культурного влияния и членства, и это может скорее указывать на занижение информации из-за увеличения количества сообщений против КОЖПО в средствах массовой информации и со стороны правительства. [36] Эта практика по-прежнему широко распространена среди женщин, живущих в сельской местности (52,3%), особенно по сравнению с женщинами, проживающими в городских районах (29,9%). Наиболее распространена в Северо-Западном (68,3%) и Северо-Центральном (54,2%) регионах. Точных статистических данных о количестве женщин, вовлеченных в Санде, или о ее временности не существует из-за скрытного характера общества и широко распространенных опасений возмездия за высказывания о его практиках, таких как КОЖПО. В результате эти цифры, скорее всего, будут занижены. [36]

Критика общества Санде

[ редактировать ]

Хотя общество Санде является неотъемлемой частью культурной ткани Либерии, оно также подвергается широкому вниманию. Основная критика связана с негативными последствиями зачисления девочек в местные школы, практикой КОЖПО, отсутствием возрастных ограничений для инициации и повторяющимися случаями принудительного инициирования нечленов. [11]

В 2011 году исследование Министерства по гендерным вопросам и развитию/ЮНФПА показало, что участие в «Санде» увеличивает вероятность того, что девочки бросят школу. [29] Родители сообщили, что отдают предпочтение вступительным взносам Санде перед школьными сборами. Кроме того, когда в течение учебного года проводится школа Буша, многим девочкам приходится пропускать занятия на несколько недель и часто они не возвращаются. [11]

Гуманитарные и феминистские активистки проблематизировали практику КЖПО Санде и опасности, которые она представляет для здоровья и свободы женщин. [37] Высказывалась обеспокоенность по поводу возраста согласия на посвящение в общества санде. Двухлетних девочек отправили в школу Буша. [29] Сторонники общественного здравоохранения также выразили тревогу по поводу практики ухода после процедуры КОЖПО. Из-за удаленности и уединенности куста маловероятно, что зои отвезут девочек в ближайшую клинику, если возникнут осложнения. Кроме того, нестерилизованные инструменты также представляют риск местной инфекции, сепсиса и даже смерти. [13]

Наконец, регулярно происходят случаи принудительного инициирования Санде лиц, не являющихся членами партии, которые обычно остаются безнаказанными. В обществе Санде есть правило: каждый, кто ступает на их землю, должен соблюдать их правила. В результате чужаков, не знающих традиционных обычаев, насильно похищают и инициируют. [11] В каждом из этих случаев КОЖПО используется в качестве наказания за любые предполагаемые правонарушения в отношении членов «Санде». [17] В 2021 году, например, в заголовки национальных газет попало дело о том, что члены «Санде» похитили пять девочек и насильно инициировали их из-за обвинений в общественных беспорядках и использовании нецензурной лексики на священной земле. [34]

Насилие в отношении либерийских активистов и журналистов

[ редактировать ]

Журналистка Мэй Азанго получила угрозы смертью от нескольких женщин из общества Санде за репортажи о практике КОЖПО Санде в 2012 году. [38] [39] КОЖПО считаются в Либерии нестабильной и запретной темой для разговоров, и даже международные организации по оказанию помощи отказываются публично говорить о своей работе. По словам директора либерийской группы помощи, «это очень деликатный вопрос, и нам необходимо убедиться, что мы соблюдаем безопасность наших сотрудников и партнеров». [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и МакКормак, Кэрол П. (1975). Дана Рафаэль (ред.). Бунду: Политические последствия женской солидарности в тайном обществе . Гаага: Мутон. ISBN  0-202-01151-8 .
  2. ^ [Т.Дж. Олдридж, Шербро ] и его внутренние районы , (1901)
  3. ^ д'Азеведо, Уоррен Л. (1962). «Некоторые исторические проблемы определения центрально-западноатлантического региона». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 96 (2): 512–538. Бибкод : 1962NYASA..96..512D . дои : 10.1111/j.1749-6632.1962.tb50146.x . S2CID   85121542 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Холсо, Свенд Э. (1980). «Заметки об обществе Вай Санде в Либерии». Этнологический журнал . 1 :97-109.
  5. ^ Храбрый, О. (1668). Точное описание африканских регионов Египта, Барбарии, Ливии, Биледулгерида, Гвинеи, Эфиопии, Абиссины ... Амстердам: Дж. ван Мерс.
  6. ^ [Бассир, Олумбе (июль 1954 г.). «Брачные обряды аку (йоруба) Фритауна». Африка: Журнал Международного африканского института. 24 (3): 251–256]
  7. ^ «FMG в Сьерра-Леоне» (PDF) . 28TooMany, зарегистрированная благотворительная организация: № 1150379. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2021 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  8. ^ «Канада: Совет по иммиграции и беженцам Канады, Сьерра-Леоне: практика калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО); позиция правительства в отношении этой практики; последствия отказа стать практикующим КОЖПО в обществе Бондо, особенно, если дочь практикующая отказывается стать преемником своей матери, 27 марта 2009 г., SLE103015.E» . Совет по иммиграции и беженцам Канады.
  9. ^ д'Азеведо, Уоррен Л. (1980). «Африканское искусство западноатлантического побережья: переход по форме и содержанию, Фредерик Лэмп. Галерея Л. Кахана, Нью-Йорк, 1979». Африканское искусство . 14 (1).
  10. ^ Перейти обратно: а б Бун, Сильвия Ардин; Буссель, Ребекка (1986). Сияние вод: идеалы женской красоты в искусстве Менде . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-03576-4 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пил, JDY и др. (2016). Письма из Либерии. Лондон, Международный африканский институт и Центр африканских исследований, SOAS, Лондонский университет.
  12. ^ Перейти обратно: а б Фуэст, В. (2008). «Пришло время выйти вперед»: изменение ролей и возможностей женщин в Либерии. Дела Африки , 107 (427), 201–224. JSTOR   27667021 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тарр-Аттиа, Кристина К.; Боиву, Грейс Хава; Мартинес-Перес, Гильермо (14 февраля 2019 г.). « Птицы с одинаковыми перьями летают вместе»: опыт акушерок с беременными женщинами и осложнениями КОЖПО/К — обоснованное теоретическое исследование в Либерии» . Репродуктивное здоровье . 16 (1): 18. дои : 10.1186/s12978-019-0681-1 . ISSN   1742-4755 . ПМК   6376772 . ПМИД   30764836 .
  14. ^ Перейти обратно: а б МакКормак, Кэрол П. (1982). Кэрол П. МакКормак (ред.). Этнография плодородия и рождения . Лондон ua: Акад. Пр. ISBN  0-12-463550-4 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Сосредоточьтесь на Либерии. (2021). Общества Поро и Санде в Либерии . Ютуб . Получено 29 апреля 2022 г. с https://www.youtube.com/watch?v=FViP_LDK-Uo .
  16. ^ Литтл, КЛ (1949). «Роль тайного общества в культурной специализации». Американский антрополог . 51 (2): 199–212. doi : 10.1525/aa.1949.51.2.02a00020 ISSN 0002-7294.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Либерийский обозреватель . (2021). «Противостояние Сэнду Бушу». https://www.liberianobserver.com/standing-sande-bush .
  18. ^ Джедрей, MC (1986). «Космология и символизм на побережье Центральной Гвинеи». Антропос . 81 : 497–515.
  19. ^ Зигманн, Уильям К. (2009). Африканское искусство века в Бруклинском музее . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. ISBN  9780872731639 .
  20. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 68. ИСБН  978-1-904832-77-5 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Дубинскас, Фрэнк А. (1976). «Каждая женщина» и «Супер»-женщина: исследование Сово, духа женского тайного общества Менде, Санде: связь ее формы как идеологической конструкции с ее основами в социальном и экономическом положении женщин . Неопубликованная рукопись.
  22. ^ Дэй, Линда Роуз (1988). Женщины-вожди Менде, 1885–1977: прослеживание эволюции местного политического института . доктор философии диссертация, Университет Висконсин-Мэдисон.
  23. ^ Леопольд 1983 .
  24. ^ Сойерр и Тодд 1970 .
  25. ^ Абрамовиц С. и Моран МХ (2012). Международные права человека, гендерное насилие и местные дискурсы злоупотреблений в постконфликтной Либерии: проблема «культуры»? Обзор африканских исследований , 55 (2), 119–146. дои : 10.1353/arw.2012.0037
  26. ^ Адетунджи, С. (2018). Влияние уровня образования родителей, благосостояния и местоположения на распространенность калечащих операций на женских половых органах на северо-западе Либерии. Уолденские диссертации и докторские исследования. https://scholarworks.waldenu.edu/dissertations/4828/.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Мерфи, WP (1980). Тайное знание как собственность и власть в обществе Кпелле: старейшины против молодежи. Африка: Журнал Международного африканского института , 50 (2), 193–207. дои : 10.2307/1159011 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Бата, Э. (2014). Тайные общества очень затрудняют прекращение КОЖПО в Либерии . Лондон, Фонд Томаса Рейтер. https://news.trust.org/item/20140205144950-niqxw/
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Азанго, М. (2012) «Издержки для девочек: «Почему я приветствую решения лидеров»» Front Page Africa https://legacy.pulitzercenter.org/reporting/costs-girls-why-i-welcome-leaders-decisions
  30. ^ Перейти обратно: а б Фуэст, В. (2010). «Спорные включения: подводные камни миротворческой деятельности НПО в Либерии». Африканский спектр . 45 (2): 3–33. дои : 10.1177/000203971004500201 ISSN   0002-0397
  31. ^ Штатный репортер FPA (2016). «Либерийцы ленивы»: утверждает главный традиционный лидер». Первая страница Африка . https://frontpageafricaonline.com/politics/liberians-are-lazy-chief-traditional-leader-asserts/ .
  32. ^ Перейти обратно: а б Барон, Э. (2012). «Опасная работа: борьба с калечащими операциями на женских половых органах в Либерии». Мир . https://theworld.org/stories/2012-11-19/dangerous-job-fighting-against-female-genital-mutilation-liberia .
  33. ^ Брюн, А. (2017). «Теневое общество, контролирующее женские тела в Либерии». ОЗЫ . https://www.ozy.com/around-the-world/the-shadow-society-that-controls-female-bodies-in-liberia/79806 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Совет по иммиграции и беженцам Канады. (2017). Либерия: Тайное общество Санде, его деятельность, организация, лидеры и последствия отказа от роли лидера; Власть Санде, его отношение к тем, кто выступает против или выступает против его практики; государственная защита лиц, которым угрожал Санде (2012 г. – ноябрь 2016 г.). https://www.refworld.org/docid/58cff6114.html .
  35. ^ «Либерия». Государственный департамент США . Проверено 29 апреля 2022 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «28 слишком много». www.28toomany.org . Проверено 29 апреля 2022 г.
  37. ^ Адетунджи, С. (2018). Влияние уровня образования родителей, благосостояния и местоположения на распространенность калечащих операций на женских половых органах на северо-западе Либерии. Уолденские диссертации и докторские исследования. https://scholarworks.waldenu.edu/dissertations/4828/ .
  38. ^ Бонни Аллен (29 марта 2012 г.). «В Либерии временно прекращено женское обрезание» . Мир . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
  39. ^ Джина Мур (29 мая 2012 г.). «Мэй Азанго разоблачила секретный ритуал в Либерии, подвергнув свою жизнь опасности» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.

Другие источники и дополнительная литература

[ редактировать ]
  • Авраам, Артур. Правительство Менде и политика в условиях колониального правления , Университет Сьерра-Леоне. Пресс (дистант Оксфорда), 1978. ISBN   0-19-711638-8
  • Бледсо, Кэролайн. Женщины и брак в обществе Кпелле . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1980. ISBN   0-8047-1019-8
  • Бун, Сильвия А. Сияние вод: идеалы женской красоты в искусстве Менде . (Йельские публикации по истории искусства 34). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1986. ISBN   0-300-03576-4
  • Даппер, О. Точное описание африканских регионов Египта, Барбарии, Ливии, Биледулгерида , Гвинеи, Эфиопии, Абиссина… , Амстердам: Дж. ван Мерс, 1668.
  • День, Линда Роуз. Женщины-вожди Менде, 1885–1977: прослеживание эволюции местного политического института. доктор философии диссертация, Университет Висконсин-Мэдисон, 1988 г.
  • д'Азеведо, Уоррен Л. (1962) Некоторые исторические проблемы определения центрально-западноатлантического региона . Анналы Нью-Йоркской академии наук 96: 512–538.
  • д'Азеведо, Уоррен Л. (1980) Африканское искусство западноатлантического побережья: переход по форме и содержанию , Фредерик Лэмп. Галерея Л. Кахана, Нью-Йорк, 1979. Африканское искусство 14 (1): 81–88.
  • Дубинскас, Фрэнк А. «Каждая женщина» и «супер»-женщина: исследование Сово, духа женского тайного общества Менде, Санде: связь ее формы как идеологической конструкции с ее основами в социальном и экономическом положении женщин. Неопубликованная рукопись, 1976 г.
  • Исмон, MCF (1958) Мадам Йоко: правительница Конфедерации Менди. Исследования Сьерра-Леоне (ns) 11: 165-168. [1]
  • Холсо, Свенд Э. (1980) Заметки об обществе Вай Санде в Либерии . Этнологический журнал 1: 97-109.
  • Джедрей, MC (1990) Структурные аспекты тайного общества Западной Африки . Этнологическая газета 1: 133-142.
  • Джедрей, MC (1986) Космология и символизм на побережье Центральной Гвинеи . Антропос 81: 497-515.
  • Лампа, Фредерик (1985) Космос, косметика и дух Бондо , Африканское искусство, 18:3, 28-43+98-99.
  • Леопольд, Роберт С. (1983) Формирование людей и создание метафор: значение белой глины в ритуалах общества инициации Поро и Санде . Антропология 7 (2): 21–42.
  • Маккормак, Кэрол П. [Хоффер] Мадам Йоко: правительница Конфедерации Кпа Менде . В книге «Женщина, культура и общество » под редакцией Мишель З. Розальдо и Луизы Ламфер , стр. 171–187, 333–334. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1974. ISBN   0-8047-0850-9
  • МакКормак, Кэрол П. [Хоффер]. Бунду: Политические последствия женской солидарности в тайном обществе . В книге «Быть ​​женщиной: воспроизводство, власть и изменение » под редакцией Даны Рафаэль, стр. 155–163. Гаага: Мутон, 1975. ISBN   0-202-01151-8
  • МакКормак, Кэрол П. [Хоффер]. Здоровье, фертильность и рождаемость в округе Моямба, Сьерра-Леоне . В этнографии плодородия и рождения . CP MacCormack, изд. стр. 115–139. Нью-Йорк: Академик Пресс, 1982. ISBN   0-12-463550-4
  • Филлипс, Рут. Б. (1995) Представляя женщину: маскарады Санде из Менде Сьерра-Леоне. Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. ISBN   0-930741-45-5
  • Сойерр, Гарри и С. К. Тодд (1970) Значение чисел три и четыре среди менде Сьерра-Леоне . Исследования Сьерра-Леоне (ns) 26: 29-36.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 395537f37b76a18aadb164c0be727294__1709797980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/94/395537f37b76a18aadb164c0be727294.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sande society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)