Ялунка люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
![]() Портрет Ялунки (1861 г.) | |
Общая численность населения | |
---|---|
Более 1,3 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 128,000 [1] [ ненадежный источник ] |
![]() | 136,000 [2] |
![]() | 52,000 [3] |
![]() | 19,000 [4] [ ненадежный источник ] |
Языки | |
Ялунка , французский , английский | |
Религия | |
Преимущественно ислам | |
Родственные этнические группы | |
Народы, говорящие на языке манде , особенно народ сусу , народ сонинке , народ михифоре, народ куранко и народ мандинка. |
Ялунка Fouta , или Диалонке , — народ , говорящий на манде , и коренные жители Фута Джаллон (фр. Djallon ), горного региона в Гвинее , Западная Африка . [5] Народ Ялунка проживает в основном в Гвинее , особенно в Фаране , тогда как меньшие общины проживают в Куруссе . Дополнительные Ялунка также расположены на северо-востоке Сьерра-Леоне , юго-востоке Сенегала и юго-западе Мали . [6]
Ялунка — ветвь народа манде , тесно связанная с народом сусу . [7] [8] Некоторые ученые классифицируют эти две группы как одну группу. Ялунка примечательны тем, что сначала приняли ислам, но затем массово отказались от ислама, когда мусульмане фула начали доминировать в их регионе. В восемнадцатом веке многие Ялунка были перемещены из Фута Джаллон. [9] [10] Ялунка сражались против джихада Фула , покинули Фута-Джаллон, мигрировав на юг, к подножию гор в Маму или на восток, чтобы жить среди народа мандинка в Верхней Гвинее, другие мигрировали и основали новые города, такие как Фалаба, недалеко от региона, где река Рокель берет начало . а оставшиеся ялунка ушли дальше в горы, чтобы поселиться среди народов куранко , лимба и кисси . В это время на некоторые из них совершил набег Альмами Самори Туре во время расширения Империи Васулу . В конце концов, Ялунка были покорены и поглощены Имаматом Фута Джаллон . [9] [6]
Они говорят на языке ялунка , который принадлежит к ветви манде нигерско -конголезской языковой семьи . Ялунка взаимопонятен с языком Сусу . [ нужна ссылка ]
Этнонимия
[ редактировать ]Народ Ялунка называют Ялонка, Ялонка, Ялонка, Ялонке, Ялонке, Ялонка, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Ялонке, Джаллоунка, Дялонке, Дялонка или Диалонке. [11] [12] [13]
Значение термина Диалонке буквально означает «жители гор». Джаллон, что на языке ялунка означает «гора» и которое в наши дни носит только Фута, простирается от северо-востока Сигири до горного массива Фута. Джаллон - это имя, которое изображает ситуацию гордости, в отличие от таких авторов, как Андре Арсин. происходит от фамилии Диалло из Фулани. [14] [15]
История
[ редактировать ]
Народ Ялунка зародился в горном Куликоро, расположенном в долине реки Нигер . [16] Согласно устной традиции Сусу, они отождествляют Ялунка со средневековой империей Соссо Сумаоро Канте . [17] [18] [19] Самые ранние данные свидетельствуют о том, что где-то примерно в одиннадцатом веке народ Ялунка прибыл на холмистое плато Фута-Джаллон в Гвинее после распада Империи Соссо. [20] [21] Жители Ялунка были сельскохозяйственными анимистами и были одними из первых поселенцев в Джаллонкаду, прежнее название которого в конечном итоге стало Фута Джаллон. Сначала Ялунка приняла ислам. После семнадцатого века исламские теократии, поддерживаемые народом фула, начали период доминирования фула и их версии ислама в регионе, традиционно оккупированном ялунка. Народ Ялунка вместе с народом Сусу отрекся затем от ислама. [9] [22] Народ фула и его лидеры, такие как Карамохо Альфа и Ибрагима Сори , начали серию джихадов, направленных против ялунка в восемнадцатом веке. Ялунка были побеждены, покорены и вернулись в ислам в 1778 году. [23] Джихады внесли огромный вклад в создание государства Солима Ялунка в Гвинее и на северо-восточной границе Сьерра-Леоне в девятнадцатом веке. [24] Во время запустения Ялунки Альмами Самори Туре сотрудничал с союзниками Фулани, французами и Тукулерами против народа Ялунки. При этом Самори Туре последовательно нападал на Ялунка. [25] [26]
Общество и культура
[ редактировать ]

Ялунка преимущественно мусульмане и считаются набожными. В то же время они сохранили многие доисламские верования и обычаи, синкретически объединив их. Одной из их традиционных практик является Баринкийна , которая предполагает принесение жертв в память о своих предках для обретения власти. Они также приносят жертвы Сусурене и Ньинанне , или духам природы, чтобы обрести силу. [27]
Новый Завет был переведен на язык Ялунка году . нынешним президентом Pioneer Bible Translators Грегом Пруэттом в 2013 [ нужна ссылка ]
Жители Ялунки обычно практикуют многоженство . Браки по расчету являются их традиционной практикой, и они следуют исламскому закону , согласно которому мужчина может иметь до четырех живых жен. Первая жена имеет старшинство и власть над женами, на которых он женится позже. [27] Муж, по словам Банкола Тейлора, «полностью контролирует своих жен и несет ответственность за их питание и одежду». [27]
Общество Ялунка является патриархальным и состоит из семей, возглавляемых мужчиной, его женой или женами и их незамужними детьми. [27] Расширенные домохозяйства образуют комплекс, который может состоять из двух или более женатых мужчин от одного отца и их семей, каждый из которых живет в отдельной хижине. [27]
Жители Ялунки также используют методы тайного общества Бондо , целью которого является постепенное, но твердое установление у девочек взглядов, связанных со взрослой жизнью, обсуждение вопросов фертильности, морали и правильного сексуального поведения. Общество также сохраняет заинтересованность в благополучии своих членов на протяжении всей их жизни. [28] [29] [30]
Ялунка в основном занимаются натуральным хозяйством, а их основными культурами являются рис и просо. Также выращивают арахис, сладкий картофель, кукурузу и фасоль. Содержатся куры, стада крупного рогатого скота, отары овец и коз. Козы и крупный рогатый скот дают молоко в качестве источника пищи, которое напрямую используется и перерабатывается для производства сыра и других продуктов. Этот домашний скот, такой как козы и крупный рогатый скот, важен как показатель богатства, а также потому, что он служит выкупом за невесту. Семья мальчика перед свадьбой передает животных семье девушки — эти животные используются как средство экономического обмена. [31]
У ялунка скотоводством занимаются дети. Женщины доят скот и помогают мужчинам в некоторых сельскохозяйственных работах. [31]
Ялунка живут в более крупных поселениях, основанных с восемнадцатого века. Регион Ялунка представляет собой смешанную саванну и лес. Страна холмистая, и большая ее часть находится на высоте от 1000 до 2000 футов над уровнем моря. Большинство поселений Ялунка расположены в долинах между холмами. С 1950-х годов многие Ялунка мигрировали в города в поисках работы. [31]
Отчества Ялунки
[ редактировать ]Некоторые фамилии Ялунка:
- Кира или Кейра (было: Керан)
- Самурай
- Камара
- Диавара или Чемпион
- Niakhasso (var : Nyakhasso)
Известные люди Ялунки
[ редактировать ]- Кэти Гули, гвинейский музыкант
- Тибу Камара , гвинейский политик
- Умар Калабане — футболист Гвинеи.
- Альфа Ибрагима Кира, гвинейский политик
- Фодеба Исто Кейра , министр Гвинеи
- Карим Кейра , гвинейский политик
- Балла Самура, гвинейский военный
- Сориус Самура , журналист из Сьерра-Леоне.
- Манга Сева был великим вождем ялунка в Северной Сьерра-Леоне.
- Сумба Тумани был охотником на слонов из Ялунки и основал Королевство Дубрека.
- Мата Вье, гвинейский музыкант
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ялунка в Гвинее» . Проект Джошуа . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Теракиц (2016)
- ^ «Национальный аналитический отчет переписи населения и жилищного фонда Сьерра-Леоне за 2015 год» (PDF) . Статистика Сьерра-Леоне . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Ялунка в Мали» . Проект Джошуа . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Банколе Камара Тейлор (2014). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Прес. п. 150. ИСБН 978-9987-16-038-9 .
- ^ Jump up to: а б Гарольд Д. Нельсон (1975). Региональный справочник для Гвинеи . Типография правительства США. п. 67.
- ^ Дэвид Уит (2016). Атлантическая Африка и испанский Карибский бассейн, 1570-1640 гг . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 51–52. ISBN 978-1-4696-2380-1 .
- ^ «Королевская газета и рекламодатель Сьерра-Леоне», 24 апреля 1821 г., стр. 2. Авраам Хейзли.
- ^ Jump up to: а б с Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. п. 537. ИСБН 978-1-135-45670-2 .
- ^ С. Дж. Шеннан, изд. (2003). Археологические подходы к культурной идентичности . Тейлор и Фрэнсис. п. 127. ИСБН 978-1-1348-6629-8 .
- ^ Дэвид Уит (2016). Атлантическая Африка и испанский Карибский бассейн, 1570-1640 гг . Издательство Университета Северной Каролины. стр. xviii, 48. ISBN. 978-1-4696-2380-1 .
- ^ Дэвид Хениге (1994). История Африки, Том 21 . Ассоциация африканских исследований. п. 21.
- ^ В. Бессер (1841). Ежегодники научной критики, том 1841 г. Нью-Йоркская публичная библиотека. п. 695.
- ^ Мохамед Сайду Н'Дау (2005). Устные традиции Сангалана: история, воспоминания и социальная дифференциация . Каролина Академик Пресс. стр. 7, 31. ISBN. 978-1-59-460104-0 .
- ^ К. Магбейли Файл (1979). Королевство Солима Ялунка: доколониальная политика, экономика и общество . Издательство Ньякон. п. 6.
- ^ Офосува Абиола (2018). История танцев: хроника истории традиционного танца мандинка . Рутледж, 2018. ISBN. 978-0-4297-6784-5 .
- ^ Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 194. ИСБН 978-1-135-96334-7 .
- ^ Мохамед Сайду Н'Дау (2005). Устные традиции Сангалана: история, воспоминания и социальная дифференциация . Каролина Академик Пресс. п. 7. ISBN 978-1-59-460104-0 .
- ^ Неемия Левцион (1973). Древняя Гана и Мали . Мэтью. п. 51. ИСБН 978-0-84-190431-6 .
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 490. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ К. Магбейли Файл (1979). Королевство Солима Ялунка: доколониальная политика, экономика и общество . Издательство Ньякон. п. 10.
- ^ Алусин Джаллох (1999). Африканское предпринимательство: мусульманские торговцы фула в Сьерра-Леоне . Центр международных исследований Университета Огайо. п. 152. ИСБН 978-0-89-680207-0 .
- ^ Марк Р. Липшуц; Р. Кент Расмуссен (1989). Словарь африканской исторической биографии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 88, 113, 236. ISBN. 978-0-520-06611-3 .
- ^ Алусин Джаллох (1999). Африканское предпринимательство: мусульманские торговцы фула в Сьерра-Леоне . Центр международных исследований Университета Огайо. п. 153. ИСБН 978-0-89-680207-0 .
- ^ Программа африканских исследований (2008). Исследования Манде, Том 10 . Университет Висконсина. п. 163.
- ^ Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: Всемирный этнографический обзор . Гринвуд Пресс. п. 867. ИСБН 978-0-313-24639-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Банколе Камара Тейлор (2014). Сьерра-Леоне: земля, ее люди и история . Новая Африка Прес. п. 153. ИСБН 978-9987-16-038-9 .
- ^ Пемунта, Невада, и Табеньянг, К.-Дж. (2017). Культурная мощь, ритуальная символика и нарушения прав человека в Сьерра-Леоне . Когентские социальные науки, 1–27. https://doi.org/10.1080/23311886.2017.1295549
- ^ Бьялканде, Оволаби и др. Калечащие операции на женских половых органах в Сьерра-Леоне: кто принимает решения? Африканский журнал репродуктивного здоровья / La Revue Africaine de La Santé Reproductive, vol. 16, нет. 4, Центр исследований женского здоровья и действий (WHARC), 2012, стр. 119–31, http://www.jstor.org/stable/23485781 .
- ^ «FMG в Сьерра-Леоне» (PDF) . 28TooMany, зарегистрированная благотворительная организация: № 1150379. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2021 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Банколе Камара Тейлор (2011). Сьерра-Леоне и ее народ . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 149. ИСБН 9781463661281 .