Бва люди
Общая численность населения | |
---|---|
300,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Буркина-Фасо | 175,000 [1] |
У них было | 125,000 [1] |
Языки | |
Общий , французский | |
Религия | |
Анимизм (85%) Христианство (10%) Ислам (5%) |
Бва — африканское общество , родом из Буркина-Фасо . Это общество имеет приблизительную численность населения более 300 000 человек. Люди Бва живут в ряде индивидуализированных сообществ. У них нет центрального правительства, и они полагаются на стандарты своего сообщества. Они наиболее известны своими шрамами и сложными дощатыми масками. [2]
История
[ редактировать ]В 18 веке земли Бва были оккупированы империей Бамана , которая заставила Бва платить налоги. [1] Оставшиеся непокоренными места подверглись набегам бамана, что привело к ослаблению социальной и политической системы бва. [3] В 19 веке Бамана пришла в упадок, и на этой территории доминировали фулани, которые совершали набеги и порабощали бва и украли их скот . [4] [3] В конце 19 века появились французские наемники, которые использовали фулани для контроля над территорией. [1] Традиции Бва хранить урожай для использования в неурожайные годы были подорваны разрушительной системой налогообложения во Франции, и они еще больше пострадали от голода 1911–1913 годов. [3] [5] Французы потребовали рекрутов от Бва, и в 1915 году Бва восстали. [1] [3] начало войны Вольта-Бани . Эта война длилась около года [6] и закончилось разрушением многих деревень Бва. [5]
Из-за этих событий бва обратились к своему соседнему народу нуна . Восхищаясь тем, что они считали непрерывными благословениями, Бва хотели перенять некоторые обычаи Нуна , пытаясь угодить Богу Нуна. Услужив, Нуна научила Бва некоторым их обычаям и обычаям. Благодаря этому Бва приобрели права на использование, ношение и вырезание деревянных масок, своих костюмов, а также сопровождающих их песен и танцев.
Региональная идентификация
[ редактировать ]Бва живут в центральной части Буркина-Фасо и на юго-востоке Мали, между рекой Бани в Мали и рекой Мухун ( Черная Вольта ) в Буркина-Фасо. [4] Их общая численность составляет около 300 000 человек. [1] Крупнейшие города, оккупированные Бва, — Хунде , Бони , Багасси , Досси и Па . [4]
Ранние европейские исследователи этого региона называли бва «Бобо», путая их со своими соседями, народом бобо . [4] Хотя эти две группы имеют общую религию и культуру, они этнически различны. [5] Путаница привела к появлению альтернативных названий Бва, включая Бобо Уле или Восточное Бобо. [7] На языке Джулы Бобо Уле означает «Красный Бобо». Это отличает Бва от Бобо, которых называют «Черными Бобо». [5]
Белый Бобо, Бобо Гбе , также является Бва. [8]
Южные бва стали известны своим соседям как Ниниеге, что означает «бва со шрамами» в результате традиции шрамирования их лиц и тел. [4] Эта практика больше не является обычным явлением, поэтому этот термин также находится в упадке. [4]
Общество и политика
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]В обществе Бва есть три профессиональные касты: фермеры, музыканты и кузнецы.
Сельское хозяйство было постоянным образом жизни бва. Это их основной источник дохода, причем наиболее успешной культурой является хлопок. Однако, помимо хлопка, Бва, как известно, собирают некоторые зерновые культуры, такие как просо , рис , сорго , ямс и арахис . [1] Эти культуры наряду с другими зерновыми и различными фруктами используются как в пищевых, так и в лечебных целях.
Музыка является неотъемлемой частью традиционных церемоний и ритуалов Бва. Хотя они и используют барабаны, Бва, как известно, изготавливают и играют на флейте, вырезанной из дерева.
Кузнецы общества Бва работают в основном с бронзой, создавая маски, фигурки, посуду и украшения. Эти произведения можно покупать и продавать, использовать для личного пользования и/или использовать во время ритуалов.
Политика
[ редактировать ]Деревни Бва автономны и не признают никакой внешней политической власти. Их возглавляет совет старейшин -мужчин , которые принимают все важные решения. [1]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Бва говорят на языках Бва , близкородственной группе гурских языков нигерско -конголезской семьи . [9] Некоторые говорят на языке Джула ( Диула ) для торговли и общения с посторонними, французский язык . также используется [9]
Религия и мифология
[ редактировать ]Божество-создатель Бва известно как Вуро, бог, который спроектировал землю с намерением установить баланс. Говорят, что Вуро пострадал от человека, и взамен он решил послать своего старшего сына Дво в качестве линии связи между ним и людьми. У Вуро было три сына: Дво, бог возрождения, Соксо, бог дикой природы, и Квере, бог молний. Два и его значение ярко изображены в церемониальных масках из листьев Бони Бва. Анимизм - основная религиозная вера, исповедуемая Бва. Фактически, произведения искусства, которыми известны Бва, в основном используются в анимистических практиках, особенно в произведениях нунаского происхождения.
Номиналы
[ редактировать ]Практики нуна до сих пор прочно вошли в культуру бва. В связи с этим существует группа под названием Культ До (или Дво). Их возглавляет старший мужчина деревни, Лаби (также известный как жрец земли). [10]
При этом они также приняли как ислам, так и христианство в результате своих предыдущих вторжений.
Практики
[ редактировать ]Хотя Бва славятся своими масками, реальную значимость придает их цель. Используя эти маски, а также скипетры и разнообразные украшения для тела, бва будут танцевать и исполнять эти предметы, олицетворяя различных духов. Те члены Бва, которые прошли инициацию — процесс перехода от ребенка к взрослому члену общества — группируются по возрастным классам. Во время церемоний они украшают и хвалят маски, исполняемые группой. Также важно отметить, что эти представления в масках не зависят от пола. Женщины являются такой же частью этих событий, как и их коллеги-мужчины. [11]
Инструменты
[ редактировать ]Бва используют различные гадательные скульптуры и резные изделия для проведения важных церемоний и практик. Хотя скульптурные фигуры являются редким искусством Бва, эти изделия использовались для таких мероприятий, как церемонии гадания, ритуалы плодородия и принесения жертвоприношений. [12]
Искусство
[ редактировать ]Маски
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Маски Бва обычно черно-белые; Дополнительные цвета зависят от отдельных резчиков и их стилей. Изображения животных – общий атрибут произведений. Планковые маски — самый известный вид масок в этом обществе. они имеют вертикальную форму и прикреплены к дискообразному основанию. Украшение может быть изменено, но в основном оно сводится к зигзагам, квадратам и кругам. Бва также изготавливают горизонтальные и неоднородные маски. Гетерогенные маски имеют овальную голову с круглыми и/или ромбовидными глазами. Иногда художник добавляет такие рисунки, как полумесяцы или человеческие фигуры. [13]
Использовать
[ редактировать ]Бва хорошо известны использованием традиционных племенных масок . [4] Бва производит несколько типов масок, которые используются в традиционных ритуалах.
В частности, жители Юга Бва известны своими высокими дощатыми масками, известными как нвантантай , и для изготовления масок обычно используют дерево. [4] [3] [1] Это результат принятия ими религии нуна и традиций использования деревянных масок. [4] Религия, связанная с деревянными масками, ориентирована на дух Ланле, сила которого проявляется через деревянные маски. Нвантантай также может быть изготовлен кузнецами из полихрома. Эти маски, имеющие горизонтальную форму, могут изображать разных животных и иметь особый дизайн. Например, маска бабочки будет иметь концентрические круги, а маска ястреба будет иметь простую белую поверхность. эти маски носят для женского развлечения. [12]
Северные Бва чаще используют маски из листьев, чем деревянные. [3] [2] Эти маски из листьев часто представляют Дво в религиозных церемониях. [15] Маски также представляют духов кустарника, в том числе змеи , обезьяны , буйволы и ястребы . [3] Представления в масках обычно проходят в сухой сезон с февраля по май. [4]
Бронзовый завод
[ редактировать ]Известно также, что кузнецы изготавливают утварь и украшения для тела для своего народа. Эти детали, как и маски, обычно изображают животных и их атрибуты, связанные с ними. Например, кузнец может использовать гиену, чтобы показать глупость, или кустарниковую корову, чтобы символизировать силу. Наиболее распространены изображения двойного хамелеона и птицы-носорога. Хамелеоном в основном будут пользоваться женщины, которые хотят иметь детей, но не могут. [13]
Инструменты
[ редактировать ]Флейты используются ежедневно. Обычно в них играют наборами по 5–9 штук. Исполняя короткие разнообразные паттерны во взаимосвязанной форме, музыканты рассказывают историю. Это форма общения, воспроизводящая речь тональных языков. Обычно они сопровождаются танцами. [13]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Люди Бва» . Искусство и жизнь в Африке онлайн . Университет Айовы . 03.11.1998. Архивировано из оригинала 22 июля 2008 г. Проверено 22 июля 2008 г.
- ^ Уилок, Томас ГБ (2007). Страна летающих масок: искусство и культура Буркина-Фасо; Коллекция Томаса ГБ Уилока . Рой, Кристофер Д., Томпсон, Джерри Л. Мюнхен: Престель. п. 50. ISBN 978-3-7913-3514-8 . OCLC 70264730 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Африканское искусство и бва Буркина-Фасо» . forafricanart.com. 2006. Архивировано из оригинала 25 июня 2008 г. Проверено 25 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рой и Уилок, стр.50
- ^ Перейти обратно: а б с д Рой, Кристофер Д. «Делайте в листве и лесу среди бобо и бва» . Искусство и жизнь в Африке онлайн . Университет Айовы . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г.
- ^ Ройер, Патрик (2003). «Колониальная война Бани-Вольта, 1915-1916 гг.» (PDF) . В другом месте . 26 :35–51. дои : 10.3917/автор.026.0035 .
- ^ «Отчет этнолога по Буркина-Фасо» . Этнолог. 2015 . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Язык бому в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, Раймонд Дж. младший (2005). «Буаму — язык Буркина-Фасо» . Этнолог . Проверено 25 июля 2008 г.
- ^ Уилок, Томас ГБ (2007). Страна летающих масок: искусство и культура Буркина-Фасо; Коллекция Томаса ГБ Уилока . Рой, Кристофер Д., Томпсон, Джерри Л. Мюнхен: Престель. ISBN 978-3-7913-3514-8 . OCLC 70264730 .
- ^ Уилок, Томас ГБ (2007). Страна летающих масок: искусство и культура Буркина-Фасо; Коллекция Томаса ГБ Уилока . Рой, Кристофер Д., Томпсон, Джерри Л. Мюнхен: Престель. стр. 52–53. ISBN 978-3-7913-3514-8 . OCLC 70264730 .
- ^ Перейти обратно: а б Баккар, Жан-Батист (1998). Племенное искусство Африки . Нью-Йорк. ISBN 0-500-01870-7 . OCLC 40441052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Пови, Джон (май 1979 г.). «Традиционная скульптура Верхней Вольты». Африканское искусство . 12 (3): 87. дои : 10.2307/3335592 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3335592 .
- ^ Фортенберри, Дайан (2017). ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ . Файдон. п. 313. ИСБН 978-0-7148-7502-6 .
- ^ Рой и Уилок, стр.53
Библиография
[ редактировать ]- Баккар, Жан-Батист (1998). Племенное искусство Африки . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-01870-7
- Декало, Сэмюэл (1994). Буркина-Фасо: Всемирная библиографическая серия, том 169. Clio Press. ISBN 1-85109-214-5
- Даган, Эстер А. (1997). Танец духов в Африке. Эволюция, трансформация и преемственность в странах к югу от Сахары . Галерея Амрад Публикации африканского искусства. ISBN 1-896371-01-9
- Энгберг-Педерсен, Ларс (2003). Угроза развитию: политика, проекты и окружающая среда в Буркина-Фасо . Издательство Прагер. ISBN 0-275-97910-5
- ЛаГамма, Алиса (2002). Бытие: идеи происхождения в африканской скульптуре . Метрополитен-музей. ISBN 1-58839-074-8
- Рой, Кристофер Д.; Томас ГБ Уилок (2007). Страна летающих масок: искусство и культура Буркина-Фасо . Престель Верлаг. ISBN 978-3-7913-3514-8
- Традиционная скульптура из Верхней Вольты: выставка предметов из музеев и частных коллекций Нью-Йорка: Афро-американский институт, 24 октября 1978 г. - 24 марта 1979 г. Институт.