Зарма люди
Зармаборай زَرمَبࣷرَيْЗармбарри | |
---|---|
![]() Молодые девушки в традиционном платье Зарма | |
Общая численность населения | |
5,162,323 [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 5,004,423 [1] |
![]() | 113,000 [ нужна ссылка ] |
![]() | 38,000 [ нужна ссылка ] |
![]() | 6,900 [ нужна ссылка ] |
![]() | 1,100 [ нужна ссылка ] |
Языки | |
Зарма (родной язык), французский , английский (колониальные языки) | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Сонгай |
Человек | Зармаборо / زَرمَبࣷرࣷЗамбࣷرࣷ |
---|---|
Люди | Зармаборай / زَرمَبࣷرَيْЗармбарри |
Язык | Зарма кино / زَرْمَ ݘِينٜЗарм Джейн |
Народ зарма — этническая группа, проживающая преимущественно на западе Нигера . Они также встречаются в значительном количестве в прилегающих районах Нигерии и Бенина , а также в меньшем количестве в Буркина-Фасо , Кот-д’Ивуаре , Гане , Того и Судане . [2] [3] В Нигере посторонние часто считают, что зарма принадлежат к той же этнической принадлежности, что и соседние сонгайбораи , хотя эти две группы заявляют о различиях, имеют разную историю и говорят на разных диалектах. Иногда их объединяют как Зарма-Сонгай или Сонгай-Зарма . [4]
Народ Зарма – преимущественно маликитско - мусульмане суннитской школы , [5] [6] и они живут на засушливых землях Сахеля , вдоль долины реки Нигер , которая является источником орошения, корма для стад крупного рогатого скота и питьевой воды. [2] Относительно зажиточные, они владеют крупным рогатым скотом, овцами, козами и дромадерами , сдавая их в аренду народу фулани или туарегам для присмотра. [7] У народа Зарма, как и у многих западноафриканских этнических групп, была история рабства и кастовой системы. [8] [9] [10] Как и они, они также имеют историческую музыкальную традицию. [11]
Народ Зарма также называют Зерма , Заберма , Забарма, Забермава , Джерма , Дьерма , [3] Джерма , или другие термины. [12] Зарма - это термин, используемый самими народом Зарма.
Демография и язык
[ редактировать ]По оценкам, общая численность населения Зарма по состоянию на 2013 год обычно превышает три миллиона человек. [13] но это варьируется. Они составляют несколько более мелких этнических подгрупп, которые либо были коренными народами в эпоху, предшествовавшую империи Сонгай , и ассимилировались с народом зарма, либо являются людьми происхождения зарма, которые дифференцировались некоторое время в доколониальный период (через диалект, политическая структура или религия), но, по мнению Фуглестада, их трудно различить. [14] Группы, которые обычно называют частью зарма или сонгай, но которые имеют прослеживаемые исторические различия, включают народы габда, тинга, сорко, каллес, голлес, локас и куртей . [5]
Язык зарма — один из южных сонгайских языков , ветвь нило-сахарской языковой семьи. Из-за общего языка и культуры их иногда называют «Зарма Сонгхай» (также пишется «Джерма-Сонгхай»). [13]
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Устные традиции зарма берут свое начало в регионе Нигер-Бенд в Мали . Некоторые описывают Зарма как первоначально Манде или Сонинке . [15] Историк Дирк Ланге утверждал, что эти легенды точны, указывая на слова манде на языке зарма. [16] Другие ученые, однако, полагают, что они с самого начала были частью более широкого этнического зонтика Сонгай. [17]
Миграция
[ редактировать ]Зарма мигрировали на юго-восток в свою нынешнюю географическую концентрацию в период империи Сонгай , поселившись, в частности, на территории нынешнего юго-западного Нигера, недалеко от столицы Ниамей . [15] По легенде, эту миграцию возглавил Мали Беро , который мигрировал, перелетая по волшебному дну силоса для проса. [18] Он решил мигрировать со своим народом после боя между зарма и соседней деревней туарегов .
Используя эту устную традицию в качестве доказательства, Ланге утверждал, что Зарма были правящим классом Империи Гао , позже ставшей вассалом Империи Мали . В начале 14 века они потерпели поражение от восходящей династии Сонни , основателей империи Сонгай. Выжившие За стали лидерами небольших княжеств Зарма. Некоторые помогли Аскии Мухаммеду свергнуть Сонни Бару в 1493 году, но не вернулись к власти. [16]
Покинув Гао, зарма сначала поселились в Зармаганде , а затем расширились на юг, в долину Даллол Боссо и Доссо . к 17 веку [19] [20] [21] Образуя ряд небольших общин, каждую из которых возглавлял вождь или правитель по имени Зармакой , эти государства находились в конфликте за экономически и сельскохозяйственно привлекательные земли с народами туарегов , народом фула и другими этническими группами в этом районе. [15]
Эмират Забарма был основан странствующими проповедниками Зарма и торговцами лошадьми в вооруженных силах XIX века, в конечном итоге завоевавших большую часть Вольтовского плато (юг Буркина-Фасо , север Ганы ). [ нужна ссылка ]
Рабство
[ редактировать ]Работорговля и набеги на рабов были исторически важными частями общества и экономики долины реки Нигер, и есть текстовые свидетельства того, что сунниты Али и Аския Мухаммад ежегодно совершали набеги с целью захвата рабов для внутреннего использования и экспорта в Северную Африку. [8]
Сахельские общества, в том числе Зарма, исторически основывались на рабстве задолго до колониализма. По словам Жан-Пьера Оливье де Сардана , рабы составляли от двух третей до трех четвертей общей численности населения народа Сонгай-Зарма, что соответствует пропорциям других этнических групп в доколониальной Западной Африке. [22] [23] [24] Однако Брюс Холл предупреждает, что, хотя «безусловно верно, что большинство населения» имело рабский статус, эти оценки «рабов» колониальной эпохи могут преувеличивать, поскольку существует разница между рабским статусом и настоящим рабством. [25]
Рабы были экономическим активом, используемым для сельского хозяйства, скотоводства и домашней работы. Система социального расслоения сложилась даже среди рабов, и эта статусная система сохранилась даже после официальной отмены рабства во время французского колониального правления. [22] [26]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Французы пришли в регионы, населенные народом зарма, в конце 1890-х годов, в период внутриэтнического конфликта. Французы установили партнерство с Зармакой Аута Доссо , построив там военный пост в ноябре 1898 года. [27] С 1901 по 1903 год этот район страдал от стихийных бедствий, таких как голод и нападения саранчи , поскольку французы увеличили свое присутствие. [28] Французы полагались на пост Доссо и долину реки Нигер как на центры снабжения, пытаясь установить свой колониальный контроль на всем пути до Чада . Это привело к конфликтам с народом Зарма. [27]
Французские колониальные правители установили шахты по всей Западной Африке, укомплектованные африканскими рабочими, многие из которых были мигрантами из народа зарма. Тысячи зарма отправились на различные шахты, а также на строительство дорог и железных дорог. [29] [30] Эти рабочие следовали доколониальными путями набегов к Золотому Берегу, где колониальные рудники предоставляли экономические возможности и средство избежать французской экономической эксплуатации. [30]
Что касается различных этнических групп в Нигере, то раннее сотрудничество элиты Зарма с колонизаторами привело к тому, что интересы Зарма получили дальнейшее развитие, и они продолжают составлять важную часть политической элиты Нигера после обретения независимости в 1960 году. [31]
Общество и культура
[ редактировать ]Язык, общество и культура народа зарма почти не отличаются от народа сонгай . [4] Некоторые ученые считают, что народ зарма является частью и крупнейшей этнической подгруппой сонгай – группы, в которую входят кочевники Мали, говорящие на том же языке, что и зарма. [32] Некоторые изучают эту группу вместе как народ Зарма-Сонгай. [33] [34] Однако обе группы считают себя двумя разными людьми. [35]
Социальная стратификация
[ редактировать ]
Жан-Пьер Оливье де Сардан , Таль Тамари и другие ученые заявили, что народ Зарма традиционно представлял собой социально стратифицированное общество, как и народ сонгай в целом, с его обществом, состоящим из каст . [9] [36] [37] Согласно описаниям средневековья и колониальной эпохи, их призвание передается по наследству, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. [38] Социальное расслоение было необычным по двум причинам; во-первых, оно заключало в себе рабство, при котором самые низшие слои населения унаследовали рабство, а во-вторых, Зима , или священники и исламские священнослужители, должны были быть инициированы, но не наследовали автоматически эту профессию, что делало слои священнослужителей псевдокастой. [35] По словам Ральфа Остина, заслуженного профессора истории Африки, кастовая система среди народа зарма не была так хорошо развита, как кастовая система, исторически сложившаяся в африканских этнических группах, расположенных дальше к западу от них. [39] [40]
Луи Дюмон , автор 20-го века, известный своим классическим трудом «Homo Hierarchicus» , признал социальное расслоение среди народа зарма-сонгаи, а также других этнических групп в Западной Африке, но предложил социологам изобрести новый термин для системы социальной стратификации в Западной Африке. [37] Другие ученые считают это предвзятым и изоляционистским, потому что западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, включая экономические, ритуальные, духовные, эндогамные, элементы загрязнения, сегрегацию и распространение на большом регионе. [37] [41] [42] По словам Анны Хаур , профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение у народа Зарма-Сонгай доисламской особенностью, в то время как некоторые считают, что оно возникло из-за арабского влияния. [37]
Кастовое рабство
Традиционная форма кастового рабства все еще практиковалась туарегами , зарма и арабскими этническими меньшинствами.
— Страновой отчет: Нигер (2008 г.)
Государственный департамент США [10]
В различные слои народа Зарма-Сонгай входили короли и воины, писцы, ремесленники, ткачи, охотники, рыбаки, кожевники и парикмахеры (Ванзам), а также домашние рабы (Хорсо, Банние). Каждая каста почитает своего духа-хранителя. [36] [37] Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, делят эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), рабские (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. [43] Социально требовалось, чтобы группа рабов была эндогамной, а рабов можно было освободить в течение четырех поколений. Традиционно свободные слои народа Зерма владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительствах во время и после французского колониального правления. [43] В рамках стратифицированной социальной системы исламская система полигинных браков является частью традиции народа Зарма, где предпочтительными партнерами являются кросс-кузены. [2] и система ритуального принятия между женами. [44] Эта эндогамия похожа на эндогамию других этнических групп Западной Африки. [45]
Калечащие операции на женских половых органах
[ редактировать ]Женщины народа зарма, как и другие этнические группы Сахеля и Западной Африки, традиционно практиковали калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО). Однако уровень распространенности был ниже и продолжал снижаться. Согласно исследованиям ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения, в культуре Зарма женское обрезание называется Хаабизе . [46] Он состоит из двух ритуалов. Один из них - это ритуальное вырезание девственной плевы у новорожденных девочек, второй - клиторидэктомия в возрасте от 9 до 15 лет, при которой либо вырезается крайняя плоть, либо часть всего клитора и малых половых губ разрезается, а затем удаляется. [46] Операция была ритуально проведена традиционными парикмахерами, называемыми ванзам . [46]
Нигер попытался положить конец практике КО. По данным ЮНИСЕФ, эти усилия успешно и заметно снизили уровень распространенности этой практики до однозначных цифр (9% в этнической группе зарма в 2006 г.). [47] ), по сравнению с восточной частью Северной Африки (от Египта до Сомали), где уровень КЖПО очень высок. [48]
Средства к существованию
[ редактировать ]
Деревни Зарма традиционно представляют собой огороженные стеной поселения, где проживает семейная группа, называемая винди . В каждом комплексе есть главный мужчина, и комплекс может иметь несколько отдельных хижин, в каждой хижине живут разные жены главного мужчины. [50] Хижины традиционно представляют собой круглые дома или конструкции круглой формы, сделанные из глиняных стен с соломенной конической крышей. [49]
жители Зарма выращивают кукурузу , просо , сорго , рис , табак, хлопок и арахис. В сезон дождей (с июня по ноябрь) [2] Они традиционно владеют стадами животных, которые сдают в аренду другим до тех пор, пока они не будут готовы к продаже на мясо. У некоторых есть лошади - наследие тех людей зерма, которые исторически принадлежали к классу воинов и были опытными кавалеристами в исламских армиях. Некоторые жители Зарма, живущие вдоль реки Нигер, занимаются рыбной ловлей. Наследование собственности и профессиональное происхождение являются отцовскими. Многие люди зарма, такие как сонгай, мигрировали в прибрежные и процветающие города Западной Африки, особенно Ганы. [2] Люди Зарма также выращивают гуаву, манго, бананы и цитрусовые. [51]
Искусство
[ редактировать ]Народ зарма, как и соседние с ним этнические группы в Западной Африке, имеет богатые традиции музыки, группового танца, известного как битти хари , и пения. Обычные музыкальные инструменты, сопровождающие это искусство, включают гумбе (большой барабан), дондон (говорящие барабаны), моло или кунтигуи (струнные инструменты), гогэ (инструмент, похожий на скрипку). Часть этой музыки также сопровождает безумие или ритуалы, связанные с одержимостью духами. [11]
См. также
[ редактировать ]- Сонгайборай
- Зарма архитектура
- Кастовые системы в Африке
- Манде люди
- Люди мандинка
- Туареги
- Эмират Забарма — исламское государство Зарма, основанное в 19 веке на севере Ганы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Африка: Нигер — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 апреля 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Народ зарма , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). «Зерма». Энциклопедия Африки: Кимбангу, Саймон-Зулу . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б Идрисса и Декало 2012 , с. 474.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 612. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. п. 916. ИСБН 978-1-59884-666-9 .
- ^ Джеймс Р. Ли (2009). Изменение климата и вооруженные конфликты: горячие и холодные войны . Рутледж. стр. 54–55. ISBN 978-1-135-21163-9 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Элтис; Кейт Брэдли; Пол Картледж (2011). Кембриджская всемирная история рабства: Том 3, 1420–1804 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 62–64. ISBN 978-0-521-84068-2 .
- ^ Jump up to: а б Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 .
- ^ Jump up to: а б Комитет по международным отношениям Палаты представителей США (2010 г.). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2008 год, том 1 . Государственный департамент, типография правительства США. п. 430. ИСБН 978-0-16-087515-1 .
- ^ Jump up to: а б Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 927–928. ISBN 978-1-59884-666-9 .
- ^ «Зарма (народ Африки)» . БнФ . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Зарма , Этнолог: Языки мира
- ^ Фуглестад, Ф. (1983) История Нигера: 1850–1960 , Издательство Кембриджского университета: Кембридж. ISBN 0-521-25268-7
- ^ Jump up to: а б с Стивен Патерсон Белчер (1999). Эпические традиции Африки . Издательство Университета Индианы. стр. 164–173 . ISBN 0-253-21281-2 .
- ^ Jump up to: а б Ланге 1994 , с. 286-7.
- ^ Ханвик, Джон (1994). «Возвращение к Гао и Альморавидам: этническая принадлежность, политические изменения и пределы интерпретации» . Журнал африканской истории . 35 (2): 251–73 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Джонсон, сэр, Джон (1997), Устные эпопеи из Африки: яркие голоса с огромного континента , Indiana University Press, ISBN 0253211107 , получено 17 марта 2021 г.
- ^ Хасан, Дауда (2019), Сарган (Уаллам): На могиле Мали Беро, предка Зармы , получено 17 марта 2021 г.
- ^ Ланге, Дирк (2004), Древние королевства Западной Африки: африканскоцентрированные и ханаанско-израильские , стр. 473, ISBN 9783897541153 , получено 14 апреля 2021 г.
- ^ Остин 1999 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Жан-Пьера Оливье де Сардан (1983). Клэр С. Робертсон и Мартин А. Кляйн (ред.). Женщины и рабство в Африке . Университет Висконсина Пресс. стр. 130–143. ISBN 978-0299094607 .
- ^ Холл 2011 , с. 214.
- ^ Мартин А. Кляйн (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–12. ISBN 978-0-521-59678-7 .
- ^ Холл 2011 , с. 213-4.
- ^ Бенедетта Росси (2016). «8». Реконфигурация рабства: траектории Западной Африки . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-78138-866-2 .
- ^ Jump up to: а б Корделл и Грегори 1994 , с. 124-6.
- ^ Корделл и Грегори 1994 , с. 127-8.
- ^ Корделл и Грегори 1994 , с. 131-3.
- ^ Jump up to: а б Пол Столлер (2014). Воплощение колониальных воспоминаний: одержимость духом, власть и хаука в Западной Африке . Тейлор и Фрэнсис. стр. 133–134. ISBN 978-1-136-65266-0 .
- ^ Питер Фон Допп (2005). Судьба демократических экспериментов Африки: элиты и институты . Издательство Университета Индианы. стр. 35–36. ISBN 0-253-21764-4 .
- ^ Люди сонгай , Британская энциклопедия
- ^ Дон Рубин (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. п. 212. ИСБН 978-0-415-05931-2 .
- ^ Бубу Хама (1967). Традиционная история народа: Зарма-Сонгай (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN 978-2850695513 .
- ^ Jump up to: а б Идрисса и Декало 2012 , с. 474-6.
- ^ Jump up to: а б Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN 978-2-86537-106-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Энн Хаур (2013). Аутсайдеры и незнакомцы: археология ограниченности в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–97, 100–101, 90–114. ISBN 978-0-19-969774-8 .
- ^ I. Диавара (1988), Нигерийские культуры и образование: Зарма-Сонгхай и домен хауса , африканское присутствие, новая серия, номер 148 (4-й КВАРТАЛ 1988 г.), страницы 9–19 (на французском языке)
- ^ Остин 1999 , с. 148-150.
- ^ Тал Тамари (1995). «Лингвистические свидетельства истории западноафриканских каст» . В Дэвиде К. Конраде и Барбаре Э. Франк (ред.). Статус и идентичность в Западной Африке: Ньямакалау из Манде . Издательство Университета Индианы. стр. 61–62, 61–80. ISBN 978-0-253-11264-4 .
- ^ Деклан Куигли (2005). Характер королевской власти . Берг. стр. 20, 49–50, 115–117, 121–134. ISBN 978-1-84520-290-3 .
- ^ Холл 2011 , с. 15–18, 71–73, 245–248.
- ^ Jump up to: а б Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 265–266. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Бонни Дж. Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 503–504. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Таль Тамари (1998), Касты Западной Африки: ремесленники и эндогамные музыканты, Нантер: Société d'ethnologie, ISBN 978-2901161509 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с Приоритеты в области выживания, образования и защиты детей, ЮНИСЕФ
- ^ Законодательство и другие национальные положения: Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигер, Нигерия, Норвегия , Парламентская кампания против КОЖПО, МПС (ноябрь 2006 г.), Цитата: «По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень распространенности в 1998 году составлял 5%. Иссечение и обрезание распространены во всех департаментах Толлабери (Сай, Айеру, Тороди, Колло), Маради и Диффа, а также в городском сообществе Ниамей вдоль кварталов и других деревень, граничащих с рекой Нигер, таких как Ламорде, Сага и Киркисойе. пеуль и У этнических групп зарма самая высокая доля обрезанных женщин: 30% и 9% соответственно».
- ^ Калечащие операции на женских половых органах/обрезание , Глобальный отчет ЮНИСЕФ, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кушман 2010 , с. xi.
- ^ Кушман 2010 , с. х-кси.
- ^ «Зарма | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 3 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Остин, Ральф А. (1999), В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и исполнение , Издательство Индианского университета, стр. 124, ISBN 0-253-21248-0 , получено 14 апреля 2021 г.
- Корделл, Деннис Д.; Грегори, Джоэл (1994). Африканское население и капитализм: исторические перспективы . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-14274-2 .
- Кушман, Аманда (2010). Зарма Народные сказки Нигера . Который. ISBN 978-0-9792999-8-8 .
- Идрисса, Абдурахман; Декало, Сэмюэл (2012). Исторический словарь Нигера Пугало Пресс. стр. 100-1 474–476. ISBN 978-0-8108-7090-1 .
- Холл, Брюс С. (2011). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-49908-8 .
- Ланге, Дирк (1994), «От Манде до Сонгая: К политической и этнической истории средневекового Гао», Journal of African History , 35 (2): 275–301, doi : 10.1017/s0021853700026438 , JSTOR 183220 , S2CID 153657364 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ссылки на записи музыки Джермы в сети
- Статья С. Баттербери, 2001 г., об одной деревне Зарма и ее разнообразных источниках существования.