Jump to content

Сонгайборай

(Перенаправлено с людей Сонгай (подгруппа) )
Сонгай
Женщина Сонгай, Нигер (1900-е гг.)
[1] [2]
Языки
Китайский Сонгойборо , Старый Койраборо , Старый Хумбури , Тонди Сонгвэй Киини , Койра Чини
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Зарма , Туареги


Человек Сонгайборо
Люди Сонгайборай
Язык Сонгай Санни

Сонгайборай Сонгай (также Сонрай , Сонгай , ) представляют собой отдельную подгруппу внутри более крупной семьи Сонгай этнолингвистической . Проживают преимущественно в нигерском регионе Сонгай , на севере Мали , а меньшинство присутствует в Буркина-Фасо . Примечательно, что они ведут свою родословную от правящих династий древней империи Сонгай . [3]

В Нигере и Буркина-Фасо отличить сонгайбораев от народа зарма представляет собой проблему, поскольку оба являются подгруппами одной языковой семьи, имеющими очень похожий диалект и культуру. Несмотря на значительные сходства, сонгайбораи могут идентифицировать себя и свой диалект как «зарма», подчеркивая общее наследие. Однако обе группы признают свои отдельные ветви внутри одной этнической группы, часто принимая собирательное название «Зарма», из-за чего посторонним трудно заметить какие-либо заметные различия. Кроме того, в Мали их называют Койраборо . [4]

Первоначально сонгайцы были потомками и сторонниками династии Сонни , которая отступила в эту область нынешнего Нигера после государственного переворота 1493 года. [5] и династия Аскиа , которая также переехала позже в этот же регион после вторжения в Империю Сонгай династии Саади из Марокко в 1591 году. Эти два исторических события, которые привели к массовому исходу сонгайцев, лишили Гао и Тимбукту их Сонгай. дворяне, которые сегодня рассеяны по вышеупомянутому региону Юго-Западного Нигера . [6] [7] [8] [9]

Аристократия

[ редактировать ]

Согласно устной истории, дворяне Сонгай стали известны как «Сонгай» во время правления Сонни Али Бера . Имя было придумано от его имени, чтобы сформировать племенное название правящей касты.

Основными фракциями сонгаев являются «Си Хами» и «Мамар Хами». Си Хамей (что означает: потомки Сонни), как следует из названия, являются потомками и сторонниками Сонни , в то время как «Мамар Хамей» являются потомками и сторонниками Аскии Мохаммеда I, чье народное имя среди сонгаев - «Мамар». . [10] [7] Также стоит отметить, что обе группы используют титульную фамилию « Майга » (что означает «король или принц»). [11]

После того, как в 1492 году умер правитель и основатель Сонгайской империи Сонни Али, его бывший армейский генерал и племянник Аския Мохаммед восстал против своего сына и преемника Сонни Бару и победил его в битве в 1493 году . Сонни Бару бежал в Айоро и основал свое маленькое королевство.

После поражения Сонгайской империи в битве при Тондиби в 1591 году сын Аскии Дауда , Аскиа Мухаммед Гао ( он же Вайки ), сверг своего брата Аскию Исхака II и ненадолго принял командование армией сопротивления Сонгай. При поддержке остатков расформированной армии они мигрировали вниз по реке из Гао в тот же район Айору, где Сонни Бару и его люди нашли убежище после их свержения, а именно в современном Нигере в регионе Тиллабери .

Аскиа Вайки (Мухаммед Гао) разместил свою базу на берегу реки Нигер в нынешнем населенном пункте Сикие, тщетно надеясь на возможный проход марокканской армии. Аския Мухаммед Гао умер в 1632 году, не сумев перегруппировать своих людей, чтобы вернуть Гао , который попал под контроль Джудар-паши . Его сын, Фари Монзон ( Фари Мондьо ), который был инспектором по сбору налогов во время правления Аскии Исхака I, сменил его и в 1661 году во второй раз попытался перегруппировать сонгайцев, включая их соперничающих кузенов ( си Хамей и Зарма ) в приказ вернуть город Гао. удалось заручиться поддержкой туарегов Иманана . и Азавада Вместе им

Признавая силу марокканской армии, они позже решили отказаться от борьбы за восстановление Сонгайской империи . Сын Фари Монсона , Табари принял командование Кармой , княжеством, основанным после перехода Аскии Мохаммеда I во время его паломничества в Мекку . Другие его братья и двоюродные братья создали королевства Намаро , Готей , Даргол , Тера , Сикие , Кокору и т. д. Это ознаменовало конец империи, которая когда-то сияла своей необъятностью и храбростью своих лидеров, несмотря на многочисленные непрекращающиеся внутренние конфликты за престолонаследие. . Эти королевства, однако, не считали свой союз существенным до марта 1906 года, во время антиколониальной битвы Карма - Бубон, которую возглавил Умару Камбессикону (Моро Карма) , потомок Аскии Дауда и брат Аскии Мухаммеда Гао. [12] [13]

Общество и культура

[ редактировать ]

Язык, общество и культура народа сонгай практически не отличаются от народа зарма . [14] Некоторые ученые считают, что народ зарма является частью и крупнейшей этнической подгруппой айнеха . [15] Некоторые изучают эту группу вместе как народ Зарма-Сонгай. [16] [17] Однако обе группы считают себя двумя разными народами. [14]

Собственно сонгайцы традиционно представляли собой социально стратифицированное общество, как и многие западноафриканские этнические группы с кастами . [18] [19] Согласно описаниям средневековья и колониальной эпохи, их призвание передается по наследству, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. [20] Социальное расслоение было необычным по двум причинам; оно включало в себя рабство, при котором низшие слои населения унаследовали рабство, а зима , или священники и исламские священнослужители, должны были быть инициированы, но не наследовали автоматически эту профессию, что делало слои священнослужителей псевдокастой. [14]

Луи Дюмон , автор 20-го века, известный своим классическим трудом «Homo Hierarchicus» , признал социальное расслоение среди народа зарма-сонгаи, а также других этнических групп в Западной Африке, но предложил социологам изобрести новый термин для системы социальной стратификации в Западной Африке. [21] Другие ученые считают это предвзятым и изоляционистским, поскольку западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, включая экономические, эндогамные, ритуальные, религиозные, считающиеся загрязняющими, сегрегативными и распространенными на большом регионе. [21] [22] [23] По словам Анны Хаур , профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение у народа Зарма-Сонгхай доисламской особенностью, в то время как некоторые считают, что оно возникло из-за арабского влияния. [21]

Различные слои сонгаев включали королей и воинов, писцов, ремесленников, ткачей, охотников, рыбаков, кожевенников и парикмахеров (Ванзам), а также домашних рабов (Хорсо, Банье). Каждая каста почитает своего духа-хранителя. [18] [21] Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, делят эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), рабские (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. [24] Социально требовалось, чтобы группа рабов была эндогамной, а рабов можно было освободить в течение четырех поколений. Высший социальный уровень, утверждает Шуп, утверждает, что они произошли от короля Сонни Али Бера , и их наследственным занятием в современную эпоху было Сохансе (колдовство). Традиционно свободные слои собственно сонгай и зарма владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительствах во время и после французского колониального правления. [24] В рамках стратифицированной социальной системы исламская система полигинных браков является нормой, при этом предпочтительные партнеры являются кросс-кузенами . [25] [26] Эта эндогамия среди людей сонгай-зарма аналогична эндогамии других этнических групп Западной Африки. [27]

Средства к существованию

[ редактировать ]

Сонгай - в основном земледельцы (в основном выращивающие рис и просо), охотники, рыболовы и владельцы скота, который они позволяют фулани пасти.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Африка: Нигер — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 апреля 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
  2. ^ Нигер , получено 12 марта 2021 г.
  3. ^ Зарма, сонгайский язык , получено 23 февраля 2021 г.
  4. ^ Столлер, Пол (1992), Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press, стр. 59 «Таким образом, настоящий Сонгай после семнадцатого века — это уже не тот, что в Тимбукту или Гао, а тот, что южнее, возле Анзуру , Горуоля , на речных островах, окруженных порогами» (Rouch 1953, 224), ISBN  9780226775487 , получено 4 июня 2021 г.
  5. ^ Идрисса, Абдурахман; Декало, Сэмюэл (2012), Исторический словарь Нигера Абдурахмана Идрисса, Сэмюэля Декало , Scarecrow Press, стр. 414, ISBN  9780810870901 , получено 17 марта 2021 г.
  6. ^ Оливье де Сардан, Жан-Пьер (2000), Единство и разнообразие набора Songhay-zarma-dendi
  7. ^ Перейти обратно: а б Бернюссу, Жером (8 июня 2020 г.), «Глава I. Новые оси университетской историографии: «тотальная история» и «политическая история», начиная с 70-х годов» , ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ В НИГЕРЕ , Méridiennes, Presses universitaire du Noon, стр. . 41–112, ISBN  9782810709519 , получено 30 марта 2021 г.
  8. ^ Разновидности речи южного сонгая в Нигере: социолингвистический обзор народов Нигера зарма, сонгай, курти, вого и денди (PDF) , Байрон и Аннетт Харрисон и Майкл Дж. Рюек, Летний институт лингвистики BP 10151, Ниамей, Республика Нигер, 1997 , получено 23 февраля 2021 г.
  9. ^ Сумалия, Хаммаду; Хамиду, Мусса; Лайя, Диулде (январь 1998 г.), Traditions des Songhay de Tera (Нигер) Хаммаду Сумалия, Мусса Хамиду, Диулде Лайя , KARTHALA Editions, ISBN  9782865378517 , получено 14 апреля 2021 г.
  10. ^ Борнан, Сандра (2012), Представлена ​​ли инаковость в обществе Сонгай-Зарма? Анализ истории «Тулы» (PDF) , Лондон, Великобритания. , получено 12 апреля 2021 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Журнал Общества африканистов, том 36 , Франция: Общество африканистов, 1966, с. 256 , получено 21 апреля 2021 г.
  12. ^ Мишель, Джонатан (1995), Вторжение в Марокко в 1591 году и династия Саади , получено 17 апреля 2021 г.
  13. ^ Аския Мохаммед V Гао , отец Вики
  14. ^ Перейти обратно: а б с Абдурахман Идрисса; Сэмюэл Декало (2012). Исторический словарь Нигера Пугало Пресс. стр. 100-1 474–476. ISBN  978-0-8108-7090-1 .
  15. ^ Люди сонгай , Британская энциклопедия
  16. ^ Дон Рубин (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. п. 212. ИСБН  978-0-415-05931-2 .
  17. ^ Бубу Хама (1967). Традиционная история народа: Зарма-Сонгай (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN  978-2850695513 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN  978-2-86537-106-8 .
  19. ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR   182616 . S2CID   162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров, сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов».
  20. ^ I. Диавара (1988), Нигерийские культуры и образование: Зарма-Сонгхай и домен хауса , Африканское присутствие, Новая серия, номер 148 (4-й КВАРТАЛ 1988 г.), страницы 9-19 (на французском языке)
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Энн Хаур (2013). Аутсайдеры и незнакомцы: археология ограниченности в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–97, 100–101, 90–114. ISBN  978-0-19-969774-8 .
  22. ^ Деклан Куигли (2005). Характер королевской власти . Берг. стр. 20, 49–50, 115–117, 121–134. ISBN  978-1-84520-290-3 .
  23. ^ Брюс С. Холл (2011). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–18, 71–73, 245–248. ISBN  978-1-139-49908-8 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 265–266. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  25. ^ народа сонгай Британская энциклопедия
  26. ^ Бонни Дж. Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 503–504. ISBN  978-0-19-514890-9 .
  27. ^ Таль Тамари (1998), Касты Западной Африки: ремесленники и эндогамные музыканты, Нантер: Société d'ethnologie, ISBN   978-2901161509 (на французском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6da00d9f95fdbadf336bc407c0fdd6c1__1705317240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/c1/6da00d9f95fdbadf336bc407c0fdd6c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Songhaiborai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)