Сонгайборай
[1] [2] | |
Языки | |
---|---|
Китайский Сонгойборо , Старый Койраборо , Старый Хумбури , Тонди Сонгвэй Киини , Койра Чини | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Зарма , Туареги |
Человек | Сонгайборо |
---|---|
Люди | Сонгайборай |
Язык | Сонгай Санни |
Сонгайборай Сонгай (также Сонрай , Сонгай , ) представляют собой отдельную подгруппу внутри более крупной семьи Сонгай этнолингвистической . Проживают преимущественно в нигерском регионе Сонгай , на севере Мали , а меньшинство присутствует в Буркина-Фасо . Примечательно, что они ведут свою родословную от правящих династий древней империи Сонгай . [3]
В Нигере и Буркина-Фасо отличить сонгайбораев от народа зарма представляет собой проблему, поскольку оба являются подгруппами одной языковой семьи, имеющими очень похожий диалект и культуру. Несмотря на значительные сходства, сонгайбораи могут идентифицировать себя и свой диалект как «зарма», подчеркивая общее наследие. Однако обе группы признают свои отдельные ветви внутри одной этнической группы, часто принимая собирательное название «Зарма», из-за чего посторонним трудно заметить какие-либо заметные различия. Кроме того, в Мали их называют Койраборо . [4]
Первоначально сонгайцы были потомками и сторонниками династии Сонни , которая отступила в эту область нынешнего Нигера после государственного переворота 1493 года. [5] и династия Аскиа , которая также переехала позже в этот же регион после вторжения в Империю Сонгай династии Саади из Марокко в 1591 году. Эти два исторических события, которые привели к массовому исходу сонгайцев, лишили Гао и Тимбукту их Сонгай. дворяне, которые сегодня рассеяны по вышеупомянутому региону Юго-Западного Нигера . [6] [7] [8] [9]
Аристократия
[ редактировать ]Согласно устной истории, дворяне Сонгай стали известны как «Сонгай» во время правления Сонни Али Бера . Имя было придумано от его имени, чтобы сформировать племенное название правящей касты.
Основными фракциями сонгаев являются «Си Хами» и «Мамар Хами». Си Хамей (что означает: потомки Сонни), как следует из названия, являются потомками и сторонниками Сонни , в то время как «Мамар Хамей» являются потомками и сторонниками Аскии Мохаммеда I, чье народное имя среди сонгаев - «Мамар». . [10] [7] Также стоит отметить, что обе группы используют титульную фамилию « Майга » (что означает «король или принц»). [11]
История
[ редактировать ]После того, как в 1492 году умер правитель и основатель Сонгайской империи Сонни Али, его бывший армейский генерал и племянник Аския Мохаммед восстал против своего сына и преемника Сонни Бару и победил его в битве в 1493 году . Сонни Бару бежал в Айоро и основал свое маленькое королевство.
После поражения Сонгайской империи в битве при Тондиби в 1591 году сын Аскии Дауда , Аскиа Мухаммед Гао ( он же Вайки ), сверг своего брата Аскию Исхака II и ненадолго принял командование армией сопротивления Сонгай. При поддержке остатков расформированной армии они мигрировали вниз по реке из Гао в тот же район Айору, где Сонни Бару и его люди нашли убежище после их свержения, а именно в современном Нигере в регионе Тиллабери .
Аскиа Вайки (Мухаммед Гао) разместил свою базу на берегу реки Нигер в нынешнем населенном пункте Сикие, тщетно надеясь на возможный проход марокканской армии. Аския Мухаммед Гао умер в 1632 году, не сумев перегруппировать своих людей, чтобы вернуть Гао , который попал под контроль Джудар-паши . Его сын, Фари Монзон ( Фари Мондьо ), который был инспектором по сбору налогов во время правления Аскии Исхака I, сменил его и в 1661 году во второй раз попытался перегруппировать сонгайцев, включая их соперничающих кузенов ( си Хамей и Зарма ) в приказ вернуть город Гао. удалось заручиться поддержкой туарегов Иманана . и Азавада Вместе им
Признавая силу марокканской армии, они позже решили отказаться от борьбы за восстановление Сонгайской империи . Сын Фари Монсона , Табари принял командование Кармой , княжеством, основанным после перехода Аскии Мохаммеда I во время его паломничества в Мекку . Другие его братья и двоюродные братья создали королевства Намаро , Готей , Даргол , Тера , Сикие , Кокору и т. д. Это ознаменовало конец империи, которая когда-то сияла своей необъятностью и храбростью своих лидеров, несмотря на многочисленные непрекращающиеся внутренние конфликты за престолонаследие. . Эти королевства, однако, не считали свой союз существенным до марта 1906 года, во время антиколониальной битвы Карма - Бубон, которую возглавил Умару Камбессикону (Моро Карма) , потомок Аскии Дауда и брат Аскии Мухаммеда Гао. [12] [13]
Общество и культура
[ редактировать ]Язык, общество и культура народа сонгай практически не отличаются от народа зарма . [14] Некоторые ученые считают, что народ зарма является частью и крупнейшей этнической подгруппой айнеха . [15] Некоторые изучают эту группу вместе как народ Зарма-Сонгай. [16] [17] Однако обе группы считают себя двумя разными народами. [14]
Собственно сонгайцы традиционно представляли собой социально стратифицированное общество, как и многие западноафриканские этнические группы с кастами . [18] [19] Согласно описаниям средневековья и колониальной эпохи, их призвание передается по наследству, и каждая стратифицированная группа была эндогамной. [20] Социальное расслоение было необычным по двум причинам; оно включало в себя рабство, при котором низшие слои населения унаследовали рабство, а зима , или священники и исламские священнослужители, должны были быть инициированы, но не наследовали автоматически эту профессию, что делало слои священнослужителей псевдокастой. [14]
Луи Дюмон , автор 20-го века, известный своим классическим трудом «Homo Hierarchicus» , признал социальное расслоение среди народа зарма-сонгаи, а также других этнических групп в Западной Африке, но предложил социологам изобрести новый термин для системы социальной стратификации в Западной Африке. [21] Другие ученые считают это предвзятым и изоляционистским, поскольку западноафриканская система разделяет все элементы системы Дюмона, включая экономические, эндогамные, ритуальные, религиозные, считающиеся загрязняющими, сегрегативными и распространенными на большом регионе. [21] [22] [23] По словам Анны Хаур , профессора африканистики, некоторые ученые считают историческое кастовое социальное расслоение у народа Зарма-Сонгхай доисламской особенностью, в то время как некоторые считают, что оно возникло из-за арабского влияния. [21]
Различные слои сонгаев включали королей и воинов, писцов, ремесленников, ткачей, охотников, рыбаков, кожевенников и парикмахеров (Ванзам), а также домашних рабов (Хорсо, Банье). Каждая каста почитает своего духа-хранителя. [18] [21] Некоторые ученые, такие как Джон Шуп, делят эти слои на три категории: свободные (вожди, фермеры и пастухи), рабские (художники, музыканты и гриоты) и класс рабов. [24] Социально требовалось, чтобы группа рабов была эндогамной, а рабов можно было освободить в течение четырех поколений. Высший социальный уровень, утверждает Шуп, утверждает, что они произошли от короля Сонни Али Бера , и их наследственным занятием в современную эпоху было Сохансе (колдовство). Традиционно свободные слои собственно сонгай и зарма владели собственностью и стадами, и они доминировали в политической системе и правительствах во время и после французского колониального правления. [24] В рамках стратифицированной социальной системы исламская система полигинных браков является нормой, при этом предпочтительные партнеры являются кросс-кузенами . [25] [26] Эта эндогамия среди людей сонгай-зарма аналогична эндогамии других этнических групп Западной Африки. [27]
Средства к существованию
[ редактировать ]Сонгай - в основном земледельцы (в основном выращивающие рис и просо), охотники, рыболовы и владельцы скота, который они позволяют фулани пасти.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Африка: Нигер — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 27 апреля 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Нигер , получено 12 марта 2021 г.
- ^ Зарма, сонгайский язык , получено 23 февраля 2021 г.
- ^ Столлер, Пол (1992), Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press, стр. 59 «Таким образом, настоящий Сонгай после семнадцатого века — это уже не тот, что в Тимбукту или Гао, а тот, что южнее, возле Анзуру , Горуоля , на речных островах, окруженных порогами» (Rouch 1953, 224), ISBN 9780226775487 , получено 4 июня 2021 г.
- ^ Идрисса, Абдурахман; Декало, Сэмюэл (2012), Исторический словарь Нигера Абдурахмана Идрисса, Сэмюэля Декало , Scarecrow Press, стр. 414, ISBN 9780810870901 , получено 17 марта 2021 г.
- ^ Оливье де Сардан, Жан-Пьер (2000), Единство и разнообразие набора Songhay-zarma-dendi
- ^ Перейти обратно: а б Бернюссу, Жером (8 июня 2020 г.), «Глава I. Новые оси университетской историографии: «тотальная история» и «политическая история», начиная с 70-х годов» , ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ В НИГЕРЕ , Méridiennes, Presses universitaire du Noon, стр. . 41–112, ISBN 9782810709519 , получено 30 марта 2021 г.
- ^ Разновидности речи южного сонгая в Нигере: социолингвистический обзор народов Нигера зарма, сонгай, курти, вого и денди (PDF) , Байрон и Аннетт Харрисон и Майкл Дж. Рюек, Летний институт лингвистики BP 10151, Ниамей, Республика Нигер, 1997 , получено 23 февраля 2021 г.
- ^ Сумалия, Хаммаду; Хамиду, Мусса; Лайя, Диулде (январь 1998 г.), Traditions des Songhay de Tera (Нигер) Хаммаду Сумалия, Мусса Хамиду, Диулде Лайя , KARTHALA Editions, ISBN 9782865378517 , получено 14 апреля 2021 г.
- ^ Борнан, Сандра (2012), Представлена ли инаковость в обществе Сонгай-Зарма? Анализ истории «Тулы» (PDF) , Лондон, Великобритания. , получено 12 апреля 2021 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Журнал Общества африканистов, том 36 , Франция: Общество африканистов, 1966, с. 256 , получено 21 апреля 2021 г.
- ^ Мишель, Джонатан (1995), Вторжение в Марокко в 1591 году и династия Саади , получено 17 апреля 2021 г.
- ^ Аския Мохаммед V Гао , отец Вики
- ^ Перейти обратно: а б с Абдурахман Идрисса; Сэмюэл Декало (2012). Исторический словарь Нигера Пугало Пресс. стр. 100-1 474–476. ISBN 978-0-8108-7090-1 .
- ^ Люди сонгай , Британская энциклопедия
- ^ Дон Рубин (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. п. 212. ИСБН 978-0-415-05931-2 .
- ^ Бубу Хама (1967). Традиционная история народа: Зарма-Сонгай (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN 978-2850695513 .
- ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN 978-2-86537-106-8 .
- ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров, сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов».
- ^ I. Диавара (1988), Нигерийские культуры и образование: Зарма-Сонгхай и домен хауса , Африканское присутствие, Новая серия, номер 148 (4-й КВАРТАЛ 1988 г.), страницы 9-19 (на французском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Энн Хаур (2013). Аутсайдеры и незнакомцы: археология ограниченности в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 95–97, 100–101, 90–114. ISBN 978-0-19-969774-8 .
- ^ Деклан Куигли (2005). Характер королевской власти . Берг. стр. 20, 49–50, 115–117, 121–134. ISBN 978-1-84520-290-3 .
- ^ Брюс С. Холл (2011). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–18, 71–73, 245–248. ISBN 978-1-139-49908-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 265–266. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ народа сонгай Британская энциклопедия
- ^ Бонни Дж. Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 503–504. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Таль Тамари (1998), Касты Западной Африки: ремесленники и эндогамные музыканты, Нантер: Société d'ethnologie, ISBN 978-2901161509 (на французском языке)