Jump to content

Люди Тубу

(Перенаправлено с Гурана )

Тубу
Мужчины тубу в традиционном снаряжении
Общая численность населения
в. 1 225 933 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Чад 1,074,343 [ 1 ]
 Нигер 101,590 [ 2 ]
 Ливия 50,000 [ 3 ] –85,000 [ 4 ]
Языки
Языки тебу ( даза , теда ) [ 5 ] [ 6 ]
Арабский ( чадский арабский , ливийский арабский )
Религия
Ислам ( сунниты ) [ 7 ]
Родственные этнические группы
Канембу , Канури , Загава

Тубу . или Тубу (от слова Old Tebu , что означает «каменные люди») [ 8 ] ) — этническая группа, проживающая в горах Тибести. [ 9 ] которые населяют центральную Сахару , северный Чад , южную Ливию , северо-восточный Нигер и северо-западный Судан . Они живут либо как скотоводы и кочевники , либо как земледельцы вблизи оазисов . Их общество клановое, каждый клан имеет определенные оазисы, пастбища и колодцы. [ 10 ]

Тубу обычно делятся на две тесно связанные группы: Теда (или Туда, Теда, Тода, Тира) и Даза (или Даззага, Дазагара, Дазагада). Считается, что они имеют общее происхождение и говорят на языках тебу , которые относятся к сахарской ветви нило -сахарской языковой семьи. [ 11 ] Тебу делится на два близкородственных языка: тедага (Téda Toubou) и дазага (Dazaga Gouran). Из двух групп даза, обитающие к югу от Теды, более многочисленны. [ 12 ]

Тебу, Тубу, Тубу, Туда, Тудага, Туда, Тудага, Тодага, Тубу, Туда, Тудага, Тодага, Тубу, Туда, Тудага, Туда, Тудага, Тодага, Люди. [ 6 ] [ 7 ] Даза иногда называют Гуран (или Горан, Горан, Гуран), арабский экзоним. [ 13 ] Многими лидерами Чада были Тубу (Гуран), в том числе президенты Гукуни Уэддей и Хиссен Хабре . [ 14 ]

Распределение

[ редактировать ]

Народ Тубу исторически проживал на севере Чада, северо-востоке Нигера и юге Ливии. [ 15 ] Их иногда называют «черными кочевниками Сахары». [ 16 ] Они распространены на большой территории в центральной Сахаре, а также в северо-центральном Сахеле . Они особенно встречаются к северу от гор Тибести , что на языке Старого Тебу означает «Скалистые горы». Первый слог «Ту» относится к горам Тибести, известными туземцам (Туда), а второй слог «бо» на языке канембу относится к крови; таким образом, жителей региона Тибести называют Тубу». Отсюда и происходит их название. [ 17 ]

Теда обитают в основном в регионах Сахары вокруг границ юго-восточной Ливии, северо-восточного Нигера и северного Чада . Они считают себя народом-воином. Даза проживают в регионе Сахеля и распространены на большей части северо-центральной части Чада. Даза состоят из многочисленных кланов. Некоторые крупные племена, кланы, общества Даза или Гуран включают Алала, Анаказа , Чорага, Дазза, Джагада, Догорда, Донза, Гаеда, Камайя, Кара, Кетчерда, Кокорда, Мурдия, Нара, Ванджа, Йира и многие другие. . Даза охватывает северные регионы Чада, такие как Бурку , плато Эннеди , северный Канем, Бахр-эль-Газель на юге, а также горы Тибести и соседние страны. Существует диаспора, состоящая из нескольких тысяч даза, живущих в Омдурмане , Судан, и нескольких тысяч, работающих в Джидде , Саудовская Аравия . [ нужна ссылка ]

Примерное распределение народа тубу (слева). Они обитают недалеко от массива Тибести в Чаде, особенно на его севере и западе.
Зоны, занимаемые тубу, и местные названия племенных конфедераций, занимающих эти зоны.

Древняя история народа Тубу неясна. Они могут быть связаны с «эфиопами», упомянутыми Геродотом в 430 г. до н.э., как с народом, на которого охотились гараманты , но это предположение, как утверждает Жан Шапель. [ 18 ] [ 19 ] Более того, такие ученые, как Лоуренс П. Кирван, подчеркивают, что гараманты и тубу, похоже, занимают одни и те же земли. Он простирается от Феццана (Фазании) до Нубии на юге. Дополнительные доказательства дает Гарольд МакМайкл , утверждающий, что пустыня Баюда все еще была известна как пустыня Горан; это имя, как показал МакМайкл, связано с сегодняшним Кораном. Это подтверждает, что сегодняшние Кураан (Горан) занимают большую часть той же территории, что когда-то занимали Гараманты. [ 20 ] [ 21 ]

В исламской литературе самое раннее упоминание о народе Тубу, возможно, происходит вместе с народом Загава в тексте 8-го века арабского учёного Ибн Кутайбы . [ 19 ] [ 22 ] IX века Аль-Хорезми упоминает народ даза (южная Теда). [ 22 ] [ 23 ]

В эпоху экспансивной транссахарской торговли тубу населяли земли, которые часто использовались торговыми караванами, особенно вдоль маршрутов оазиса Куфра . Неизвестно, вступили ли Тубу в контакт с караванами.

Генетика

[ редактировать ]

Согласно исследованию, опубликованному в Американском журнале генетики человека (Haber et al., 2016), в котором изучались гаплогруппы Y-ДНК из образцов, полученных от 75 мужчин тубу, гаплогруппы, связанные с отцовским евразийским происхождением, присутствовали с частотой 34% для R1b (R1b). -V88), 31% для T1a и 1% для J1 . Связанная с Северной Африкой гаплогруппа E-M78 присутствовала в 28% случаев, а E-M81 - в 5%. [ 23 ] Исследование также показало, что 20-30% аутосомной ДНК Тубу имели евразийское происхождение, а их африканский предковый компонент лучше всего был представлен населением, говорящим на языке лаал. Наиболее вероятным источником этой евразийской ДНК, согласно анализу, были центральноевропейские неолитические земледельцы ( культура Linearbandkeramik ). [ 24 ] Другие этнические группы в Чаде , такие как народ сара и говорящие на лаале, имели значительно меньшую евразийскую примесь - всего 0,3–2% (сара) и 1,25–4,5% (лаал). [ 23 ]

В 2019 году Б. Лоренте-Галдос с помощью полногеномного анализа обнаружил, что в двух выборках из северо-восточной части региона к югу от Сахары это западно-евразийское происхождение в их выборке Тубу составляло 31,4%, а у восточноафриканских банту - 14,9%. Тубу также сохраняли аналогичную генетическую дистанцию ​​с другими образцами, обитающими к югу от Сахары, но также были генетически близки к североафриканским и неафриканским образцам. Евразийский компонент у жителей Северной Африки присутствовал на высоких уровнях: 84,9% у сахарцев и 76,0% у ливийцев. Образцы из Северной Африки были ближе к евразийским популяциям, чем к популяциям к югу от Сахары, а это означает, что пустыня Сахара могла представлять собой серьезный барьер внутри Африки. Напротив, три койсанские группы представляли значительно небольшую долю евразийского компонента (3,83-4,11%). [ 25 ]

Общество

[ редактировать ]
Женщина Тубу (Горан) в традиционной одежде
Семья Тубу в Чаде
Всадники на верблюдах Тубу к северу от Н'Гурти , Нигер.

Средства к существованию

[ редактировать ]

Жизнь тубу сосредоточена на выращивании и выпасе скота или на возделывании разбросанных оазисов , где они выращивают финики , зерно и бобовые . Их стада включают дромадеров , коз, крупный рогатый скот, ослов и овец. [ 7 ] Домашний скот составляет основную часть их богатства, и они торгуют животными. [ 17 ] Домашний скот также используется как часть выплаты приданого во время брака, либо в том случае, когда семья жениха соглашается заплатить семье невесты в обмен на невесту, [ 7 ] или, как утверждает Кэтрин Баруэн, его дарят родственники невесты, чтобы снабдить молодую пару экономическими ресурсами для создания семьи. [ 26 ]

В некоторых местах Тубу также добывают соль и натрон . [ 27 ] солеподобное вещество, которое необходимо почти во всех компонентах жизни тубу, в медицинских целях, в качестве смеси для жевания табака, консервации, дубления, производства мыла, текстиля и домашнего скота. [ 28 ] Уровень грамотности среди тубу довольно низок. [ 29 ]

Многие люди тубу до сих пор ведут полукочевой скотоводческий образ жизни. Те, кто предпочитает оседлый образ жизни, обычно живут в глинобитных домах прямоугольной или цилиндрической формы с пальмовыми крышами. [ 7 ] Тубу ведут род по отцовской линии, во главе рода стоит старший мужчина. Вторая степень родства Тубу — клан . [ 30 ]

По мнению Жана Шапеля, колониального историка, специализирующегося на чадских этнических группах (хотя его книга в Борку вызвала значительную степень правонарушений), клановая система возникла по необходимости. Кочевая жизнь означает рассеяние по региону; следовательно, принадлежность к клану означает, что человек, скорее всего, найдет гостеприимных людей из клана в большинстве поселений или лагерей любого размера. [ 31 ]

Второй фактор – сохранение связей с материнским кланом. [ 31 ] Хотя материнский клан не занимает центрального места в родительском клане, он обеспечивает связи. [ 31 ] Третий фактор – защитные отношения по основному месту жительства. [ 32 ] [ 33 ]

Несмотря на общее лингвистическое наследие, лишь немногие институты среди тубу порождают более широкое чувство идентичности, чем клан. [ 31 ] Однако региональные подразделения существуют. [ 31 ] В колониальный период (и после обретения независимости в 1960 году) администрации Чада придали законность и легитимность этим региональным группировкам, разделив регионы Теда и Даза на соответствующие территориальные единицы, называемые кантонами, и назначив вождей для управления ими. [ 31 ]

Юридические обычаи тубу обычно основаны на исламском праве, которое допускает возмещение ущерба и месть. [ 34 ] Убийство, например, решается непосредственно между семьями жертвы и убийцы. [ 31 ] Честь тубу требует, чтобы кто-то из семьи жертвы попытался убить убийцу или его родственника; такие усилия в конечном итоге заканчиваются переговорами по урегулированию этого вопроса. [ 31 ]

Примирение следует за выплатой гороги (исламский принцип Дийя ), или кровавых денег . [ 31 ] [ 35 ] Среди клана Тумагра народа Теда в регионе Тибести есть дерде ( духовный глава), который признан судьей клана, разрешает конфликты и накладывает санкции. [ 36 ]

Социальная стратификация

[ редактировать ]
Люди тубу в Катруне , картина Джорджа Фрэнсиса Лайона , 1821 год.

Народ Тубу, утверждает Жан Шапель, социально расслоен и имеет укоренившуюся кастовую систему. [ 37 ] [ 38 ] Эти три слоя состояли из свободных людей с правом собственности, каст ремесленников и рабов. [ 39 ] [ 40 ]

Эндогамная каста Азза (или Аза ) среди Тубу занимается ремесленными профессиями, такими как работа по металлу, кожевенное дело, добыча соли, рытье колодцев, выращивание фиников, гончарное дело и портняжное дело, и они традиционно презирались и сегрегировались другими слоями населения. Тубу, во многом похожий на касту Хадахидов на юго-востоке Чада среди народа загава . [ 41 ] [ 42 ] По словам Пола Лавджоя, профессора истории Африки, записи XIX века показывают, что эти отдельные касты тубу следовали тем же обычаям и традициям, что и остальная часть тубу, но они были независимы в своей политике и убеждениях, во многом как касты ремесленников. во многих этнических группах западного Чада, таких как канембу , едина , арабы, кури и данава. [ 42 ]

Брак между членом Аззы и представителем другого слоя народа Тубу был неприемлем в культурном отношении. [ 39 ] [ 43 ] Азза — народ, говорящий на дазага, происходящий из Дазагары. Большинство Теда говорят и понимают Дазага, однако Дазагада не всегда четко понимают Тедагу. Дазага — наиболее часто используемый язык в BET всеми его жителями. [ 44 ]

Низшими социальными слоями были рабы ( агары ). [ 38 ] [ 45 ] Рабы проникли в общества Тубу Теда и Даса в результате набегов и войн против других этнических групп на землях к югу от них. Все рабы были собственностью своих хозяев, их каста была эндогамной, а их статус передавался по наследству.

В 1953 году Аль-Хадж Келли Чахами, весьма уважаемый и привилегированный вождь кантона Камайя, заключил соглашение с французскими колонизаторами об освобождении всех рабов и запретил использование пленников в регионе Борку, в то время как рабы из прилегающих регионов , такие как Тибести и Эннеди, обнаружили центр освобождения, расположенный в Борку. Некоторые из этих рабов сбежали и нашли убежище в Борку под защитой кантона Камайя, и впоследствии они были освобождены уважаемым вождем Аль-Хаджем Келли Чахами, который предоставил им землю, которая позволила им поселиться, и этот район раньше назывался как «Ни-Агаранга» на языке Дазага, что буквально переводится как «страна рабов» в городе Фая-Ларжо. Однако муниципалитет Борку решил переименовать его в Quartier Huit (Восьмой квартал) в качестве эвфемистического выражения. После отмены рабства в 1953 году вождь Келли Чахами допустил потомков бывших пленников в кантон, где они были признаны полноправными членами и могли свободно передвигаться, и таким образом была создана последняя часть кантона Камайя. Не только пленники были прикреплены к кантону Камайя, но и вместе со всеми иностранцами, проживавшими в Файе, в том числе Феццанаи (ливийские беженцы, бежавшие от итальянской жестокости в 1929 году до продвижения итальянских колонизаторов на юг Ливии, в регион Феццан), Уадаены из Чадский регион Ваддай, проститутки, кузнецы и т. д. также были присоединены к кантону Камайя. Все опасения этих людей были переданы колонизаторам через кантон Камайя.

Потомки освобожденных рабов, многие годы находившиеся в регионе Тибести, обращаются к своим бывшим хозяевам с вопросами об их прошлом. В ответ Теда намеренно заявляют о своей личности как «Камаджа» своим освобожденным пленникам, которые задаются вопросом о значении этого обозначения. Теда отвечают, что они знают, что люди освобожденных пленников заставили их принять этот титул. Однако, как только потомки освобожденных рабов принимают эту веру и уходят, Теда начинают использовать оскорбительные термины, такие как «слепой», «глупый» и «неразумный», а также другие унизительные термины. Термин «Камаджа» является неправильным произношением Камайи, и Теда неохотно пытаются подорвать репутацию федерации кланов Тубу Гуран Камайя, поскольку история Камайи была сфабрикована французскими колонистами, а Теда воспользовался ситуацией, введя в заблуждение своих освобожденных потомков-рабов. и широкой общественности. Лингвистический анализ показывает, что термина «Камаджа» не существует ни в языках дазага, ни в языках тедага. Термины тона, а именно «Камаджа» для мужского множественного числа и в общем и «Камаджи» для мужского единственного числа, используются в качестве общих фраз. Стоит отметить, что эти термины не имеют собственного значения. Отдельную форму женского термина «Камаджедо» или «Камаджеро» можно рассматривать как неправдоподобную и лишенную связности, тогда как форма женского термина «Камаджеда» во множественном числе имеет исключительно своеобразное и иррациональное качество. Эти термины лишены какого-либо заметного значения. Рассматриваемое неправильное произношение может быть связано с проблемами, с которыми столкнулись французские колонисты при попытке сформулировать фонему, представленную буквой «Y» в алфавите. В качестве замены часто прибегали к применению фонетических звуков «Dj» или «J». Более того, исследователи, посетившие Борку до французской колонизации, внесли свой вклад в неправильное толкование различных выражений, о чем свидетельствуют работы Густава Нихтигаля. Эти неточности включают в себя упоминание клана Йира как Джира, клана Йеноа как Дженоа, оазиса Инь как Джин, оазиса Ярда как Джарда, оазиса Фая как Фаджа, общины Бидает как Бидажет и Голи Йескоу как Голи Джескоу (Черный змея), еще много других невнимательностей. Эти упущения и неверные толкования заметны в литературе по геологоразведке. Термин «камаджа» несколько закрепился на определенном уровне постоянства, но теряет свою актуальность для этнической группы камайя из-за отсутствия у нее самоидентификации, и важно отметить, что этот термин был введен и пропагандирован европейцами, и существует это убеждение в том, что оно неточно неверно процитировало, неверно истолковало и исказило звук «Y» на «Dj» или «J» в названиях различных кланов, племен, сообществ, сельских районов, организмов и многих других сущностей на протяжении всего периода существования. Чада. На другом конце спектра номенклатура Камайя имеет значение, ценность и историческое происхождение, коренящееся в выражении «Кама-Дро-Йеде». Это выражение относится к жителю оазиса Фая с акцентом Канем Дазага, где «Кама» описывает долину, «Дро» означает внутреннюю часть, а «Йеде» означает жителя. В этом контексте «Йе» указывает на акт проживания, а «Де» выступает как индикатор формы единственного числа. Таким образом, выражение «Кама-Дро-Йеде» можно интерпретировать как «человек, живущий в долине» пальмовой рощи, расположенной в оазисе Фая. Древнее обозначение кланов Камайи было «Камаяда», где «Я» обозначало жилье, а «Да» обозначало множественность. И наоборот, «Камаеде» - это единственное и аутентичное существительное, используемое для обозначения жителя оазисной долины пальмовой рощи Фая, поскольку суффикс «Де» добавляется к одиночной форме «Йе». Поэтому обозначение «Камая» относится к аборигенам долины, расположенной в пальмовой роще оазиса Фая. В Дазаге община называется «Кама-Янга», что означает кантон Камайя и вместе с суффиксом «Га» подразумевает диалект, на котором говорят Дазагада. В рассматриваемом языковом контексте граждан вышеупомянутого кантона называют «Камай» в единственном числе для мужчин, тогда как форма единственного числа для женщин может быть либо «Камайдо», либо «Камайро» с вокализацией суффикса. варьируется в зависимости от региона и индивидуального акцента: от «До» до «Ро». Форма множественного числа существительного «женщина» может выражаться как «Камайда» или «Камайра», тогда как форма множественного числа для мужчин и в качестве общего обозначения — «Камайя». [ 46 ]

Теда, в частности, запрещает браки между двоюродными братьями, не связанными между собой до 9 поколений, традиция, распространенная среди многих мусульманских этнических групп в Африке, однако даза Канема, Бахр-эль-Газаля и некоторые кланы Борку и Эннеди женятся на близких родственниках. поскольку в Коране это не запрещено, они также сомневаются в происхождении личностей и мезальянса. [ 47 ] Согласно исламским принципам, мужчина может жениться и иметь несколько жен, однако эта практика лишь отчасти распространена в обществе тубу. [ 7 ]

Право собственности на землю, животных и ресурсы принимает несколько форм. [ 31 ] В пределах оазиса или заселенной зоны, принадлежащей определенному клану, земля, деревья (обычно финиковые пальмы) и близлежащие колодцы могут иметь разных владельцев. [ 31 ] Права каждой семьи на пользование отдельными земельными участками признаются другими членами рода. [ 31 ] Семьи также могут иметь привилегированный доступ к определенным колодцам и право на часть урожая с полей, орошаемых их водой. [ 31 ] В клановом и семейном контексте люди также могут иметь личные претензии на пальмы и животных. [ 31 ]

Современные условия

[ редактировать ]
Выставка верблюдов Тубу (Горан)
Тубу (Горан) наездник на верблюде на плато Эннеди, Чад
Флаг народа тубу, используемый в Чаде

Большая часть политического класса Чада происходит из Дазаги. Во время Первой гражданской войны в Чаде (1966–1979) дерде заняли более важное положение. [ 31 ] В 1965 году правительство Чада взяло на себя прямую власть над горами Тибести , отправив военный гарнизон и администраторов в Бардай , столицу субпрефектуры Тибести. [ 31 ] В течение года злоупотребления властью вызвали значительное сопротивление среди тубу. [ 31 ] Дерде , признанный, но мало , Уэддей Кичидеми уважаемый до того времени, протестовал против эксцессов, отправился в изгнание в Ливию и при поддержке студентов Тубу Исламского университета Байда стал символом оппозиции правительству Чада. [ 31 ] Эта роль усилила позиции дерде из племени Тумагра Тубу. [ 31 ] [ 48 ]

После 1967 года дерде надеялись объединить тубу в Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ). [ 31 ] Моральный авторитет стал военным авторитетом вскоре после этого, когда его сын Гукуни Уэддей стал одним из лидеров Второй освободительной армии ФРОЛИНАТ. [ 31 ] Гукуни должен был стать национальной фигурой; он сыграл важную роль в сражениях при Нджамене в 1979 и 1980 годах и какое-то время занимал пост главы государства. [ 31 ] Другой северянин, Хиссен Хабре из Дазагры, сменил Гукуни из Теды в 1982 году и в конечном итоге уступил власть Загава Идрисс Деби восемь лет спустя. [ 49 ]

Ситуация в Ливии в мае 2016 г.
Флаг Фронта спасения Ливии Тубу

Меньшинство тубу в Ливии пострадало от того, что было названо «массовой дискриминацией». [ 50 ] как под руководством Муаммара Каддафи , так и после гражданской войны в Ливии . [ 29 ]

В докладе, опубликованном УВКБ ООН , Общество народов, находящихся под угрозой исчезновения (STP), сообщило о «массовой дискриминации» меньшинства тубу, которое проживает в юго-восточной части страны вокруг города-оазиса Куфра . В декабре 2007 года правительство Каддафи лишило ливийцев тубу гражданства, заявив, что они не ливийцы, а чадцы. Кроме того, местные власти отказали жителям Тубу в доступе к образованию и здравоохранению. В ответ вооруженная группа под названием « Фронт спасения Ливии Тубу» (ФСЛ) организовала в ноябре 2008 года восстание, которое длилось пять дней и унесло жизни 33 человек, прежде чем было подавлено правительственными силами безопасности. Несмотря на сопротивление и общественное осуждение, режим Каддафи продолжал преследование меньшинства тубу в Ливии. Начиная с ноября 2009 года правительство начало программу принудительного выселения и сноса домов Тубу, в результате чего многие Тубу остались без крова. Несколько десятков протестовавших против разрушения были арестованы, а семьи, отказавшиеся покинуть свои дома, были избиты. [ 50 ]

Во время гражданской войны в Ливии представители племени Тубу в Ливии встали на сторону повстанческих сил, выступающих против Каддафи , и участвовали в кампании Феццана против сил, верных Муаммару Каддафи , ненадолго захватив город Катрун. [ 51 ] и заявление о захвате Мурзука для повстанческого движения месяц спустя. [ 52 ]

В марте 2012 года кровавые столкновения вспыхнули в южном городе Сабха в Ливии между тубу и представителями арабских племен . В ответ Исса Абдель Маджид Мансур, лидер племени Тубу в Ливии, пригрозил сепаратистской заявкой, осудив то, что он назвал «этнической чисткой» против Тубу, и заявив: «Мы объявляем о возобновлении деятельности Фронта Тубу за спасение Ливии для защиты народ Тубу от этнических чисток». TFSL была оппозиционной группой, участвовавшей в беспорядках 2007–2008 годов, которая «безжалостно преследовалась» правительством Каддафи. [ 53 ] [ 54 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Чад» . Проверено 18 сентября 2023 г.
  2. ^ «Нигер» . Проверено 18 сентября 2023 г.
  3. ^ «Мир коренных народов 2021: Ливия - IWGIA - Международная рабочая группа по делам коренных народов» . iwgia.org . 21 апреля 2021 г. Проверено 26 октября 2022 г.
  4. ^ Шуп, Джон А. (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 284. ИСБН  978-1-59884-362-0 .
  5. ^ Дазага: язык Чада , Этнолог.
  6. ^ Jump up to: а б Земля: Язык Чада , Этнолог
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Люди теда , Британская энциклопедия
  8. ^ МакМайкл, Гарольд: История арабов в Судане и некоторые сведения о людях, которые им предшествовали, и о племенах, населяющих Дарфур . 1922 год.
  9. ^ «Важные факты о горах Тибести» . Мировой Атлас . 13 февраля 2018 года . Проверено 26 октября 2022 г.
  10. ^ Копсон, Рэймонд В. (1 января 1994 г.). Войны в Африке и перспективы мира . Я Шарп. ISBN  9781563243004 .
  11. ^ Международная энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. 1 января 2003 г. ISBN.  9780195139778 .
  12. ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. ISBN  978-0313279188 .
  13. ^ Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . БРИЛЛ. 1993. с. 818. ИСБН  978-9004097964 .
  14. ^ Янг, Том (1 января 2003 г.). Чтения по африканской политике . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0253216465 .
  15. ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 10. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 . S2CID   181557618 .
  16. ^ Екатерина Барон (1997). Тубу: Теда и Дазагра (кара/анаказа/даза) . Издательская группа Розен. стр. 9–10. ISBN  978-0-8239-2000-6 .
  17. ^ Jump up to: а б Гертель, профессор доктор Йорг; Херон, профессор Ричард Ле (28 ноября 2012 г.). Экономические пространства скотоводческого производства и товарные системы: рынки и средства к существованию . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9781409490364 .
  18. ^ Цвейг, Пол (1 января 1976 г.). Три путешествия: автомифология . Основные книги. ISBN  9780465086108 .
  19. ^ Jump up to: а б Смит, Эндрю Браун (2005). Африканские пастухи: возникновение пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 127–129. ISBN  978-0759107489 .
  20. ^ Кирван, LP (1934). «Христианство и Коран» . Журнал египетской археологии . 20 (3/4): 201–203. дои : 10.2307/3854742 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3854742 .
  21. ^ МакМайкл, Гарольд Альфред (1912). Племена Северного и Центрального Кордофана . Робартс – Университет Торонто. Кембридж: Университетское издательство.
  22. ^ Jump up to: а б Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 287–289 . ISBN  978-0-521-20981-6 .
  23. ^ Jump up to: а б с Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Халласт, Таблетки; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхам; Дедусси, Джордж; Зеггини, Элефтерия; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спенсер; Сюэ, Он был; Заллуа, Питер А.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК   5142112 . ПМИД   27889059 . S2CID   38169172 .
  24. ^ Марк, Хабер (2016). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями (дополнительная информация)» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК   5142112 . ПМИД   27889059 . Мы также находим евразийскую гаплогруппу Т у Тубу, причем Тубу имеет высокую частоту (31%) изученных мужчин, принадлежащих к этой гаплогруппе… экземпляры этой гаплогруппы в изученных древних популяциях находятся в популяции Linearbandkeramik (LBK), которую мы обнаружили наиболее важное упоминание о евразийском происхождении Тубу.
  25. ^ Лоуренс-Галдос, Вифлеем; Лао, Оскар; Серра-Видаль, Жерар; Сент-Питерс, Габриэль; Кудерна, Люк ФК; Арауна, Лара Р.; Фадлауи-Зид, Карима; Пименов, город Н.; Судьял, Химла; Заллуа, Питер; Маркиз-Боне, Томас; Комас, Дэвид (26 апреля 2019 г.). «Анализ последовательности всего генома панафриканского набора образцов показывает архаичный поток генов из вымершей базовой популяции современных людей в популяции к югу от Сахары» . Геномная биология . 20 (1):77.doi : 10.1186 /s13059-019-1684-5 . ISSN   1474-760X . ПМК   6485163 . ПМИД   31023378 .
  26. ^ Бароин, Кэтрин (1987). «Положение женщин тубу в пастырском производстве: Даза Кешерда, Республика Нигер» (PDF) . Этнос . 52 (1–2): 137–155. дои : 10.1080/00141844.1987.9981339 .
  27. ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 191–196. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 . S2CID   181557618 .
  28. ^ Лавджой, Пол Э. (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-30182-4 . [ нужна страница ]
  29. ^ Jump up to: а б Коул, Питер; Маккуинн, Брайан (2015). Ливийская революция и ее последствия . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-021096-0 . [ нужна страница ]
  30. ^ Сердце, Ч. (1960). «Черные кочевники Сахары Жана Шапеля» ( PDF) . Анналы географии (на французском языке). 69 (376): 632–635. дои : 10.3406/geo.1960.14782 . JSTOR   23445165 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Чад: Страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . 1988. Тубу и Даса: Кочевники Сахары.
  32. ^ Шапель, Жан (1982). Черные кочевники Сахары: Тубу (на французском языке). Издания L’Harmattan. ISBN  9782858022212 .
  33. ^ Бароин, Кэтрин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди тубу: Даза Кесерда (Нигер) (на французском языке). Издания МШ. ISBN  978-0521304764 .
  34. ^ Шееле, Юдит (март 2015 г.). «Ценности« анархии »: моральная автономия среди говорящих на языке тубу на севере Чада». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 32–48. дои : 10.1111/1467-9655.12141 .
  35. ^ Буйтенхейс, Роберт (2001). «Чадийский тубу: современные кочевники, завоевавшие государство». Африка . 71 (1): 149–161. дои : 10.3366/апр.2001.71.1.149 . S2CID   145784989 .
  36. ^ Права, Африканская комиссия по правам человека и народов (2009). Отчет рабочей группы Африканской комиссии по коренным народам/сообществам: миссия в Республику Нигер, 14–24 февраля 2006 г. (на французском языке). ИГГИА. ISBN  978-8791563485 .
  37. ^ Шапель, Жан (1982). Черные кочевники Сахары: Тубу (на французском языке). Издания L’Harmattan. стр. 7–8, 343–344. ISBN  978-2858022212 .
  38. ^ Jump up to: а б Кэбот, Жан (1965). «Три книги о населении северного Чада Жана Шапеля, Анни Лебеф и Альберта Ле Рувра» [Три книги о населении северного Чада Жана Шапеля, Анни Лебеф и Альберта Ле Рувра] (PDF) . Анналы географии (на французском языке). 74 (401): 104–107. дои : 10.3406/geo.1965.16791 . JSTOR   23446423 .
  39. ^ Jump up to: а б Эндрю Б. Смит (2005). Африканские пастухи: возникновение пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 135, 142. ISBN.  978-0-7591-1502-6 . , Цитата: «Как и туареги, тубусы имеют четкую иерархию с тремя отдельными уровнями: теда/даза, ремесленники аза и рабы. (...) [Там] кузнецы были отделены от большей части населения и считались презренными. (...) Ни один Теда/Даза не подумает выйти замуж за кузнеца. Они представляют собой особую касту и женятся только между собой».
  40. ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан; Махамам Тиджани Алоу (2009). Местные власти в Нигере . Париж: KARTHALA Editions. стр. 280–281. ISBN  978-2-8111-0306-4 .
  41. ^ Х.А. МакМайкл (1988). История арабов в Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90 со сносками.
  42. ^ Jump up to: а б Пол Э. Лавджой (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 147, 272–273. ISBN  978-0-521-30182-4 .
  43. ^ Катрин Бароин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди тубу: Даса Кесерда (Нигер) . Издания МШ. стр. 187–188. ISBN  978-0-521-30476-4 .
  44. ^ Уильям Фроули (2003). Международная энциклопедия лингвистики: AAVE-эсперанто. Том. 1 (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 492. ИСБН  978-0-19-513977-8 .
  45. ^ Дэвид Дж. Филлипс (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 178–180, 193. ISBN.  978-0-87808-352-7 .
  46. ^ Пол Э. Лавджой (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 141–147, 274–275. ISBN  978-0-521-30182-4 .
  47. ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 36. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 . S2CID   181557618 .
  48. ^ Олимпио, Франциско (2013). Неопанафриканизм Иностранные державы и негосударственные субъекты . Издательство ЛИТ Мюнстер. ISBN  978-3-643-90422-5 . [ нужна страница ]
  49. ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 . S2CID   181557618 .
  50. ^ Jump up to: а б «Резюме, подготовленное Управлением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с пунктом 15 (c) приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека: Ливийская Арабская Джамахирия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2021 года . Проверено 27 августа 2011 г.
  51. ^ «Ливийские повстанцы сообщают о потере Катруна» . Газета Daily Star – Ливан . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
  52. ^ «Ливия: повстанцы Тубу сражаются против Каддафи» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
  53. ^ «Вождь ливийского племени Тубу поднимает вопрос о сепаратизме» . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
  54. ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Халласт, Таблетки; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхам; Дедусси, Джордж; Зеггини, Элефтерия; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спенсер; Сюэ, Он был; Заллуа, Питер А.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК   5142112 . ПМИД   27889059 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03b30920843d87b88e0dd092c82cbba7__1722773640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/a7/03b30920843d87b88e0dd092c82cbba7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toubou people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)