Люди Тубу
![]() Мужчины тубу в традиционном снаряжении | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1 225 933 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,074,343 [ 1 ] |
![]() | 101,590 [ 2 ] |
![]() | 50,000 [ 3 ] –85,000 [ 4 ] |
Языки | |
Языки тебу ( даза , теда ) [ 5 ] [ 6 ] Арабский ( чадский арабский , ливийский арабский ) | |
Религия | |
Ислам ( сунниты ) [ 7 ] | |
Родственные этнические группы | |
Канембу , Канури , Загава |
Тубу . или Тубу (от слова Old Tebu , что означает «каменные люди») [ 8 ] ) — этническая группа, проживающая в горах Тибести. [ 9 ] которые населяют центральную Сахару , северный Чад , южную Ливию , северо-восточный Нигер и северо-западный Судан . Они живут либо как скотоводы и кочевники , либо как земледельцы вблизи оазисов . Их общество клановое, каждый клан имеет определенные оазисы, пастбища и колодцы. [ 10 ]
Тубу обычно делятся на две тесно связанные группы: Теда (или Туда, Теда, Тода, Тира) и Даза (или Даззага, Дазагара, Дазагада). Считается, что они имеют общее происхождение и говорят на языках тебу , которые относятся к сахарской ветви нило -сахарской языковой семьи. [ 11 ] Тебу делится на два близкородственных языка: тедага (Téda Toubou) и дазага (Dazaga Gouran). Из двух групп даза, обитающие к югу от Теды, более многочисленны. [ 12 ]
Тебу, Тубу, Тубу, Туда, Тудага, Туда, Тудага, Тодага, Тубу, Туда, Тудага, Тодага, Тубу, Туда, Тудага, Туда, Тудага, Тодага, Люди. [ 6 ] [ 7 ] Даза иногда называют Гуран (или Горан, Горан, Гуран), арабский экзоним. [ 13 ] Многими лидерами Чада были Тубу (Гуран), в том числе президенты Гукуни Уэддей и Хиссен Хабре . [ 14 ]
Распределение
[ редактировать ]Народ Тубу исторически проживал на севере Чада, северо-востоке Нигера и юге Ливии. [ 15 ] Их иногда называют «черными кочевниками Сахары». [ 16 ] Они распространены на большой территории в центральной Сахаре, а также в северо-центральном Сахеле . Они особенно встречаются к северу от гор Тибести , что на языке Старого Тебу означает «Скалистые горы». Первый слог «Ту» относится к горам Тибести, известными туземцам (Туда), а второй слог «бо» на языке канембу относится к крови; таким образом, жителей региона Тибести называют Тубу». Отсюда и происходит их название. [ 17 ]
Теда обитают в основном в регионах Сахары вокруг границ юго-восточной Ливии, северо-восточного Нигера и северного Чада . Они считают себя народом-воином. Даза проживают в регионе Сахеля и распространены на большей части северо-центральной части Чада. Даза состоят из многочисленных кланов. Некоторые крупные племена, кланы, общества Даза или Гуран включают Алала, Анаказа , Чорага, Дазза, Джагада, Догорда, Донза, Гаеда, Камайя, Кара, Кетчерда, Кокорда, Мурдия, Нара, Ванджа, Йира и многие другие. . Даза охватывает северные регионы Чада, такие как Бурку , плато Эннеди , северный Канем, Бахр-эль-Газель на юге, а также горы Тибести и соседние страны. Существует диаспора, состоящая из нескольких тысяч даза, живущих в Омдурмане , Судан, и нескольких тысяч, работающих в Джидде , Саудовская Аравия . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2016 г. ) |

Древняя история народа Тубу неясна. Они могут быть связаны с «эфиопами», упомянутыми Геродотом в 430 г. до н.э., как с народом, на которого охотились гараманты , но это предположение, как утверждает Жан Шапель. [ 18 ] [ 19 ] Более того, такие ученые, как Лоуренс П. Кирван, подчеркивают, что гараманты и тубу, похоже, занимают одни и те же земли. Он простирается от Феццана (Фазании) до Нубии на юге. Дополнительные доказательства дает Гарольд МакМайкл , утверждающий, что пустыня Баюда все еще была известна как пустыня Горан; это имя, как показал МакМайкл, связано с сегодняшним Кораном. Это подтверждает, что сегодняшние Кураан (Горан) занимают большую часть той же территории, что когда-то занимали Гараманты. [ 20 ] [ 21 ]
В исламской литературе самое раннее упоминание о народе Тубу, возможно, происходит вместе с народом Загава в тексте 8-го века арабского учёного Ибн Кутайбы . [ 19 ] [ 22 ] IX века Аль-Хорезми упоминает народ даза (южная Теда). [ 22 ] [ 23 ]
В эпоху экспансивной транссахарской торговли тубу населяли земли, которые часто использовались торговыми караванами, особенно вдоль маршрутов оазиса Куфра . Неизвестно, вступили ли Тубу в контакт с караванами.
Генетика
[ редактировать ]Согласно исследованию, опубликованному в Американском журнале генетики человека (Haber et al., 2016), в котором изучались гаплогруппы Y-ДНК из образцов, полученных от 75 мужчин тубу, гаплогруппы, связанные с отцовским евразийским происхождением, присутствовали с частотой 34% для R1b (R1b). -V88), 31% для T1a и 1% для J1 . Связанная с Северной Африкой гаплогруппа E-M78 присутствовала в 28% случаев, а E-M81 - в 5%. [ 23 ] Исследование также показало, что 20-30% аутосомной ДНК Тубу имели евразийское происхождение, а их африканский предковый компонент лучше всего был представлен населением, говорящим на языке лаал. Наиболее вероятным источником этой евразийской ДНК, согласно анализу, были центральноевропейские неолитические земледельцы ( культура Linearbandkeramik ). [ 24 ] Другие этнические группы в Чаде , такие как народ сара и говорящие на лаале, имели значительно меньшую евразийскую примесь - всего 0,3–2% (сара) и 1,25–4,5% (лаал). [ 23 ]
В 2019 году Б. Лоренте-Галдос с помощью полногеномного анализа обнаружил, что в двух выборках из северо-восточной части региона к югу от Сахары это западно-евразийское происхождение в их выборке Тубу составляло 31,4%, а у восточноафриканских банту - 14,9%. Тубу также сохраняли аналогичную генетическую дистанцию с другими образцами, обитающими к югу от Сахары, но также были генетически близки к североафриканским и неафриканским образцам. Евразийский компонент у жителей Северной Африки присутствовал на высоких уровнях: 84,9% у сахарцев и 76,0% у ливийцев. Образцы из Северной Африки были ближе к евразийским популяциям, чем к популяциям к югу от Сахары, а это означает, что пустыня Сахара могла представлять собой серьезный барьер внутри Африки. Напротив, три койсанские группы представляли значительно небольшую долю евразийского компонента (3,83-4,11%). [ 25 ]
Общество
[ редактировать ]


Средства к существованию
[ редактировать ]Жизнь тубу сосредоточена на выращивании и выпасе скота или на возделывании разбросанных оазисов , где они выращивают финики , зерно и бобовые . Их стада включают дромадеров , коз, крупный рогатый скот, ослов и овец. [ 7 ] Домашний скот составляет основную часть их богатства, и они торгуют животными. [ 17 ] Домашний скот также используется как часть выплаты приданого во время брака, либо в том случае, когда семья жениха соглашается заплатить семье невесты в обмен на невесту, [ 7 ] или, как утверждает Кэтрин Баруэн, его дарят родственники невесты, чтобы снабдить молодую пару экономическими ресурсами для создания семьи. [ 26 ]
В некоторых местах Тубу также добывают соль и натрон . [ 27 ] солеподобное вещество, которое необходимо почти во всех компонентах жизни тубу, в медицинских целях, в качестве смеси для жевания табака, консервации, дубления, производства мыла, текстиля и домашнего скота. [ 28 ] Уровень грамотности среди тубу довольно низок. [ 29 ]
Клан
[ редактировать ]Многие люди тубу до сих пор ведут полукочевой скотоводческий образ жизни. Те, кто предпочитает оседлый образ жизни, обычно живут в глинобитных домах прямоугольной или цилиндрической формы с пальмовыми крышами. [ 7 ] Тубу ведут род по отцовской линии, во главе рода стоит старший мужчина. Вторая степень родства Тубу — клан . [ 30 ]
По мнению Жана Шапеля, колониального историка, специализирующегося на чадских этнических группах (хотя его книга в Борку вызвала значительную степень правонарушений), клановая система возникла по необходимости. Кочевая жизнь означает рассеяние по региону; следовательно, принадлежность к клану означает, что человек, скорее всего, найдет гостеприимных людей из клана в большинстве поселений или лагерей любого размера. [ 31 ]
Второй фактор – сохранение связей с материнским кланом. [ 31 ] Хотя материнский клан не занимает центрального места в родительском клане, он обеспечивает связи. [ 31 ] Третий фактор – защитные отношения по основному месту жительства. [ 32 ] [ 33 ]
Несмотря на общее лингвистическое наследие, лишь немногие институты среди тубу порождают более широкое чувство идентичности, чем клан. [ 31 ] Однако региональные подразделения существуют. [ 31 ] В колониальный период (и после обретения независимости в 1960 году) администрации Чада придали законность и легитимность этим региональным группировкам, разделив регионы Теда и Даза на соответствующие территориальные единицы, называемые кантонами, и назначив вождей для управления ими. [ 31 ]
Юридические обычаи тубу обычно основаны на исламском праве, которое допускает возмещение ущерба и месть. [ 34 ] Убийство, например, решается непосредственно между семьями жертвы и убийцы. [ 31 ] Честь тубу требует, чтобы кто-то из семьи жертвы попытался убить убийцу или его родственника; такие усилия в конечном итоге заканчиваются переговорами по урегулированию этого вопроса. [ 31 ]
Примирение следует за выплатой гороги (исламский принцип Дийя ), или кровавых денег . [ 31 ] [ 35 ] Среди клана Тумагра народа Теда в регионе Тибести есть дерде ( духовный глава), который признан судьей клана, разрешает конфликты и накладывает санкции. [ 36 ]
Социальная стратификация
[ редактировать ]
Народ Тубу, утверждает Жан Шапель, социально расслоен и имеет укоренившуюся кастовую систему. [ 37 ] [ 38 ] Эти три слоя состояли из свободных людей с правом собственности, каст ремесленников и рабов. [ 39 ] [ 40 ]
Эндогамная каста Азза (или Аза ) среди Тубу занимается ремесленными профессиями, такими как работа по металлу, кожевенное дело, добыча соли, рытье колодцев, выращивание фиников, гончарное дело и портняжное дело, и они традиционно презирались и сегрегировались другими слоями населения. Тубу, во многом похожий на касту Хадахидов на юго-востоке Чада среди народа загава . [ 41 ] [ 42 ] По словам Пола Лавджоя, профессора истории Африки, записи XIX века показывают, что эти отдельные касты тубу следовали тем же обычаям и традициям, что и остальная часть тубу, но они были независимы в своей политике и убеждениях, во многом как касты ремесленников. во многих этнических группах западного Чада, таких как канембу , едина , арабы, кури и данава. [ 42 ]
Брак между членом Аззы и представителем другого слоя народа Тубу был неприемлем в культурном отношении. [ 39 ] [ 43 ] Азза — народ, говорящий на дазага, происходящий из Дазагары. Большинство Теда говорят и понимают Дазага, однако Дазагада не всегда четко понимают Тедагу. Дазага — наиболее часто используемый язык в BET всеми его жителями. [ 44 ]
Низшими социальными слоями были рабы ( агары ). [ 38 ] [ 45 ] Рабы проникли в общества Тубу Теда и Даса в результате набегов и войн против других этнических групп на землях к югу от них. Все рабы были собственностью своих хозяев, их каста была эндогамной, а их статус передавался по наследству.
В 1953 году Аль-Хадж Келли Чахами, весьма уважаемый и привилегированный вождь кантона Камайя, заключил соглашение с французскими колонизаторами об освобождении всех рабов и запретил использование пленников в регионе Борку, в то время как рабы из прилегающих регионов , такие как Тибести и Эннеди, обнаружили центр освобождения, расположенный в Борку. Некоторые из этих рабов сбежали и нашли убежище в Борку под защитой кантона Камайя, и впоследствии они были освобождены уважаемым вождем Аль-Хаджем Келли Чахами, который предоставил им землю, которая позволила им поселиться, и этот район раньше назывался как «Ни-Агаранга» на языке Дазага, что буквально переводится как «страна рабов» в городе Фая-Ларжо. Однако муниципалитет Борку решил переименовать его в Quartier Huit (Восьмой квартал) в качестве эвфемистического выражения. После отмены рабства в 1953 году вождь Келли Чахами допустил потомков бывших пленников в кантон, где они были признаны полноправными членами и могли свободно передвигаться, и таким образом была создана последняя часть кантона Камайя. Не только пленники были прикреплены к кантону Камайя, но и вместе со всеми иностранцами, проживавшими в Файе, в том числе Феццанаи (ливийские беженцы, бежавшие от итальянской жестокости в 1929 году до продвижения итальянских колонизаторов на юг Ливии, в регион Феццан), Уадаены из Чадский регион Ваддай, проститутки, кузнецы и т. д. также были присоединены к кантону Камайя. Все опасения этих людей были переданы колонизаторам через кантон Камайя.
Потомки освобожденных рабов, многие годы находившиеся в регионе Тибести, обращаются к своим бывшим хозяевам с вопросами об их прошлом. В ответ Теда намеренно заявляют о своей личности как «Камаджа» своим освобожденным пленникам, которые задаются вопросом о значении этого обозначения. Теда отвечают, что они знают, что люди освобожденных пленников заставили их принять этот титул. Однако, как только потомки освобожденных рабов принимают эту веру и уходят, Теда начинают использовать оскорбительные термины, такие как «слепой», «глупый» и «неразумный», а также другие унизительные термины. Термин «Камаджа» является неправильным произношением Камайи, и Теда неохотно пытаются подорвать репутацию федерации кланов Тубу Гуран Камайя, поскольку история Камайи была сфабрикована французскими колонистами, а Теда воспользовался ситуацией, введя в заблуждение своих освобожденных потомков-рабов. и широкой общественности. Лингвистический анализ показывает, что термина «Камаджа» не существует ни в языках дазага, ни в языках тедага. Термины тона, а именно «Камаджа» для мужского множественного числа и в общем и «Камаджи» для мужского единственного числа, используются в качестве общих фраз. Стоит отметить, что эти термины не имеют собственного значения. Отдельную форму женского термина «Камаджедо» или «Камаджеро» можно рассматривать как неправдоподобную и лишенную связности, тогда как форма женского термина «Камаджеда» во множественном числе имеет исключительно своеобразное и иррациональное качество. Эти термины лишены какого-либо заметного значения. Рассматриваемое неправильное произношение может быть связано с проблемами, с которыми столкнулись французские колонисты при попытке сформулировать фонему, представленную буквой «Y» в алфавите. В качестве замены часто прибегали к применению фонетических звуков «Dj» или «J». Более того, исследователи, посетившие Борку до французской колонизации, внесли свой вклад в неправильное толкование различных выражений, о чем свидетельствуют работы Густава Нихтигаля. Эти неточности включают в себя упоминание клана Йира как Джира, клана Йеноа как Дженоа, оазиса Инь как Джин, оазиса Ярда как Джарда, оазиса Фая как Фаджа, общины Бидает как Бидажет и Голи Йескоу как Голи Джескоу (Черный змея), еще много других невнимательностей. Эти упущения и неверные толкования заметны в литературе по геологоразведке. Термин «камаджа» несколько закрепился на определенном уровне постоянства, но теряет свою актуальность для этнической группы камайя из-за отсутствия у нее самоидентификации, и важно отметить, что этот термин был введен и пропагандирован европейцами, и существует это убеждение в том, что оно неточно неверно процитировало, неверно истолковало и исказило звук «Y» на «Dj» или «J» в названиях различных кланов, племен, сообществ, сельских районов, организмов и многих других сущностей на протяжении всего периода существования. Чада. На другом конце спектра номенклатура Камайя имеет значение, ценность и историческое происхождение, коренящееся в выражении «Кама-Дро-Йеде». Это выражение относится к жителю оазиса Фая с акцентом Канем Дазага, где «Кама» описывает долину, «Дро» означает внутреннюю часть, а «Йеде» означает жителя. В этом контексте «Йе» указывает на акт проживания, а «Де» выступает как индикатор формы единственного числа. Таким образом, выражение «Кама-Дро-Йеде» можно интерпретировать как «человек, живущий в долине» пальмовой рощи, расположенной в оазисе Фая. Древнее обозначение кланов Камайи было «Камаяда», где «Я» обозначало жилье, а «Да» обозначало множественность. И наоборот, «Камаеде» - это единственное и аутентичное существительное, используемое для обозначения жителя оазисной долины пальмовой рощи Фая, поскольку суффикс «Де» добавляется к одиночной форме «Йе». Поэтому обозначение «Камая» относится к аборигенам долины, расположенной в пальмовой роще оазиса Фая. В Дазаге община называется «Кама-Янга», что означает кантон Камайя и вместе с суффиксом «Га» подразумевает диалект, на котором говорят Дазагада. В рассматриваемом языковом контексте граждан вышеупомянутого кантона называют «Камай» в единственном числе для мужчин, тогда как форма единственного числа для женщин может быть либо «Камайдо», либо «Камайро» с вокализацией суффикса. варьируется в зависимости от региона и индивидуального акцента: от «До» до «Ро». Форма множественного числа существительного «женщина» может выражаться как «Камайда» или «Камайра», тогда как форма множественного числа для мужчин и в качестве общего обозначения — «Камайя». [ 46 ]
Свадьба
[ редактировать ]Теда, в частности, запрещает браки между двоюродными братьями, не связанными между собой до 9 поколений, традиция, распространенная среди многих мусульманских этнических групп в Африке, однако даза Канема, Бахр-эль-Газаля и некоторые кланы Борку и Эннеди женятся на близких родственниках. поскольку в Коране это не запрещено, они также сомневаются в происхождении личностей и мезальянса. [ 47 ] Согласно исламским принципам, мужчина может жениться и иметь несколько жен, однако эта практика лишь отчасти распространена в обществе тубу. [ 7 ]
Право собственности на землю, животных и ресурсы принимает несколько форм. [ 31 ] В пределах оазиса или заселенной зоны, принадлежащей определенному клану, земля, деревья (обычно финиковые пальмы) и близлежащие колодцы могут иметь разных владельцев. [ 31 ] Права каждой семьи на пользование отдельными земельными участками признаются другими членами рода. [ 31 ] Семьи также могут иметь привилегированный доступ к определенным колодцам и право на часть урожая с полей, орошаемых их водой. [ 31 ] В клановом и семейном контексте люди также могут иметь личные претензии на пальмы и животных. [ 31 ]
Современные условия
[ редактировать ]
Чад
[ редактировать ]

Большая часть политического класса Чада происходит из Дазаги. Во время Первой гражданской войны в Чаде (1966–1979) дерде заняли более важное положение. [ 31 ] В 1965 году правительство Чада взяло на себя прямую власть над горами Тибести , отправив военный гарнизон и администраторов в Бардай , столицу субпрефектуры Тибести. [ 31 ] В течение года злоупотребления властью вызвали значительное сопротивление среди тубу. [ 31 ] Дерде , признанный, но мало , Уэддей Кичидеми уважаемый до того времени, протестовал против эксцессов, отправился в изгнание в Ливию и при поддержке студентов Тубу Исламского университета Байда стал символом оппозиции правительству Чада. [ 31 ] Эта роль усилила позиции дерде из племени Тумагра Тубу. [ 31 ] [ 48 ]
После 1967 года дерде надеялись объединить тубу в Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ). [ 31 ] Моральный авторитет стал военным авторитетом вскоре после этого, когда его сын Гукуни Уэддей стал одним из лидеров Второй освободительной армии ФРОЛИНАТ. [ 31 ] Гукуни должен был стать национальной фигурой; он сыграл важную роль в сражениях при Нджамене в 1979 и 1980 годах и какое-то время занимал пост главы государства. [ 31 ] Другой северянин, Хиссен Хабре из Дазагры, сменил Гукуни из Теды в 1982 году и в конечном итоге уступил власть Загава Идрисс Деби восемь лет спустя. [ 49 ]
Ливия
[ редактировать ]

Меньшинство тубу в Ливии пострадало от того, что было названо «массовой дискриминацией». [ 50 ] как под руководством Муаммара Каддафи , так и после гражданской войны в Ливии . [ 29 ]
В докладе, опубликованном УВКБ ООН , Общество народов, находящихся под угрозой исчезновения (STP), сообщило о «массовой дискриминации» меньшинства тубу, которое проживает в юго-восточной части страны вокруг города-оазиса Куфра . В декабре 2007 года правительство Каддафи лишило ливийцев тубу гражданства, заявив, что они не ливийцы, а чадцы. Кроме того, местные власти отказали жителям Тубу в доступе к образованию и здравоохранению. В ответ вооруженная группа под названием « Фронт спасения Ливии Тубу» (ФСЛ) организовала в ноябре 2008 года восстание, которое длилось пять дней и унесло жизни 33 человек, прежде чем было подавлено правительственными силами безопасности. Несмотря на сопротивление и общественное осуждение, режим Каддафи продолжал преследование меньшинства тубу в Ливии. Начиная с ноября 2009 года правительство начало программу принудительного выселения и сноса домов Тубу, в результате чего многие Тубу остались без крова. Несколько десятков протестовавших против разрушения были арестованы, а семьи, отказавшиеся покинуть свои дома, были избиты. [ 50 ]
Во время гражданской войны в Ливии представители племени Тубу в Ливии встали на сторону повстанческих сил, выступающих против Каддафи , и участвовали в кампании Феццана против сил, верных Муаммару Каддафи , ненадолго захватив город Катрун. [ 51 ] и заявление о захвате Мурзука для повстанческого движения месяц спустя. [ 52 ]
В марте 2012 года кровавые столкновения вспыхнули в южном городе Сабха в Ливии между тубу и представителями арабских племен . В ответ Исса Абдель Маджид Мансур, лидер племени Тубу в Ливии, пригрозил сепаратистской заявкой, осудив то, что он назвал «этнической чисткой» против Тубу, и заявив: «Мы объявляем о возобновлении деятельности Фронта Тубу за спасение Ливии для защиты народ Тубу от этнических чисток». TFSL была оппозиционной группой, участвовавшей в беспорядках 2007–2008 годов, которая «безжалостно преследовалась» правительством Каддафи. [ 53 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Чад» . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Нигер» . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Мир коренных народов 2021: Ливия - IWGIA - Международная рабочая группа по делам коренных народов» . iwgia.org . 21 апреля 2021 г. Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Шуп, Джон А. (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 284. ИСБН 978-1-59884-362-0 .
- ^ Дазага: язык Чада , Этнолог.
- ^ Jump up to: а б Земля: Язык Чада , Этнолог
- ^ Jump up to: а б с д и ж Люди теда , Британская энциклопедия
- ^ МакМайкл, Гарольд: История арабов в Судане и некоторые сведения о людях, которые им предшествовали, и о племенах, населяющих Дарфур . 1922 год.
- ^ «Важные факты о горах Тибести» . Мировой Атлас . 13 февраля 2018 года . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Копсон, Рэймонд В. (1 января 1994 г.). Войны в Африке и перспективы мира . Я Шарп. ISBN 9781563243004 .
- ^ Международная энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. 1 января 2003 г. ISBN. 9780195139778 .
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. ISBN 978-0313279188 .
- ^ Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . БРИЛЛ. 1993. с. 818. ИСБН 978-9004097964 .
- ^ Янг, Том (1 января 2003 г.). Чтения по африканской политике . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253216465 .
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 10. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Екатерина Барон (1997). Тубу: Теда и Дазагра (кара/анаказа/даза) . Издательская группа Розен. стр. 9–10. ISBN 978-0-8239-2000-6 .
- ^ Jump up to: а б Гертель, профессор доктор Йорг; Херон, профессор Ричард Ле (28 ноября 2012 г.). Экономические пространства скотоводческого производства и товарные системы: рынки и средства к существованию . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781409490364 .
- ^ Цвейг, Пол (1 января 1976 г.). Три путешествия: автомифология . Основные книги. ISBN 9780465086108 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Эндрю Браун (2005). Африканские пастухи: возникновение пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 127–129. ISBN 978-0759107489 .
- ^ Кирван, LP (1934). «Христианство и Коран» . Журнал египетской археологии . 20 (3/4): 201–203. дои : 10.2307/3854742 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3854742 .
- ^ МакМайкл, Гарольд Альфред (1912). Племена Северного и Центрального Кордофана . Робартс – Университет Торонто. Кембридж: Университетское издательство.
- ^ Jump up to: а б Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 287–289 . ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Jump up to: а б с Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Халласт, Таблетки; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхам; Дедусси, Джордж; Зеггини, Элефтерия; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спенсер; Сюэ, Он был; Заллуа, Питер А.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК 5142112 . ПМИД 27889059 . S2CID 38169172 .
- ^ Марк, Хабер (2016). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями (дополнительная информация)» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК 5142112 . ПМИД 27889059 .
Мы также находим евразийскую гаплогруппу Т у Тубу, причем Тубу имеет высокую частоту (31%) изученных мужчин, принадлежащих к этой гаплогруппе… экземпляры этой гаплогруппы в изученных древних популяциях находятся в популяции Linearbandkeramik (LBK), которую мы обнаружили наиболее важное упоминание о евразийском происхождении Тубу.
- ^ Лоуренс-Галдос, Вифлеем; Лао, Оскар; Серра-Видаль, Жерар; Сент-Питерс, Габриэль; Кудерна, Люк ФК; Арауна, Лара Р.; Фадлауи-Зид, Карима; Пименов, город Н.; Судьял, Химла; Заллуа, Питер; Маркиз-Боне, Томас; Комас, Дэвид (26 апреля 2019 г.). «Анализ последовательности всего генома панафриканского набора образцов показывает архаичный поток генов из вымершей базовой популяции современных людей в популяции к югу от Сахары» . Геномная биология . 20 (1):77.doi : 10.1186 /s13059-019-1684-5 . ISSN 1474-760X . ПМК 6485163 . ПМИД 31023378 .
- ^ Бароин, Кэтрин (1987). «Положение женщин тубу в пастырском производстве: Даза Кешерда, Республика Нигер» (PDF) . Этнос . 52 (1–2): 137–155. дои : 10.1080/00141844.1987.9981339 .
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 191–196. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Лавджой, Пол Э. (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30182-4 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Коул, Питер; Маккуинн, Брайан (2015). Ливийская революция и ее последствия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-021096-0 . [ нужна страница ]
- ^ Сердце, Ч. (1960). «Черные кочевники Сахары Жана Шапеля» ( PDF) . Анналы географии (на французском языке). 69 (376): 632–635. дои : 10.3406/geo.1960.14782 . JSTOR 23445165 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Чад: Страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . 1988. Тубу и Даса: Кочевники Сахары.
- ^ Шапель, Жан (1982). Черные кочевники Сахары: Тубу (на французском языке). Издания L’Harmattan. ISBN 9782858022212 .
- ^ Бароин, Кэтрин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди тубу: Даза Кесерда (Нигер) (на французском языке). Издания МШ. ISBN 978-0521304764 .
- ^ Шееле, Юдит (март 2015 г.). «Ценности« анархии »: моральная автономия среди говорящих на языке тубу на севере Чада». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 32–48. дои : 10.1111/1467-9655.12141 .
- ^ Буйтенхейс, Роберт (2001). «Чадийский тубу: современные кочевники, завоевавшие государство». Африка . 71 (1): 149–161. дои : 10.3366/апр.2001.71.1.149 . S2CID 145784989 .
- ^ Права, Африканская комиссия по правам человека и народов (2009). Отчет рабочей группы Африканской комиссии по коренным народам/сообществам: миссия в Республику Нигер, 14–24 февраля 2006 г. (на французском языке). ИГГИА. ISBN 978-8791563485 .
- ^ Шапель, Жан (1982). Черные кочевники Сахары: Тубу (на французском языке). Издания L’Harmattan. стр. 7–8, 343–344. ISBN 978-2858022212 .
- ^ Jump up to: а б Кэбот, Жан (1965). «Три книги о населении северного Чада Жана Шапеля, Анни Лебеф и Альберта Ле Рувра» [Три книги о населении северного Чада Жана Шапеля, Анни Лебеф и Альберта Ле Рувра] (PDF) . Анналы географии (на французском языке). 74 (401): 104–107. дои : 10.3406/geo.1965.16791 . JSTOR 23446423 .
- ^ Jump up to: а б Эндрю Б. Смит (2005). Африканские пастухи: возникновение пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 135, 142. ISBN. 978-0-7591-1502-6 . , Цитата: «Как и туареги, тубусы имеют четкую иерархию с тремя отдельными уровнями: теда/даза, ремесленники аза и рабы. (...) [Там] кузнецы были отделены от большей части населения и считались презренными. (...) Ни один Теда/Даза не подумает выйти замуж за кузнеца. Они представляют собой особую касту и женятся только между собой».
- ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан; Махамам Тиджани Алоу (2009). Местные власти в Нигере . Париж: KARTHALA Editions. стр. 280–281. ISBN 978-2-8111-0306-4 .
- ^ Х.А. МакМайкл (1988). История арабов в Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Пол Э. Лавджой (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 147, 272–273. ISBN 978-0-521-30182-4 .
- ^ Катрин Бароин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди тубу: Даса Кесерда (Нигер) . Издания МШ. стр. 187–188. ISBN 978-0-521-30476-4 .
- ^ Уильям Фроули (2003). Международная энциклопедия лингвистики: AAVE-эсперанто. Том. 1 (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 492. ИСБН 978-0-19-513977-8 .
- ^ Дэвид Дж. Филлипс (2001). Народы в движении: представляем кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. стр. 178–180, 193. ISBN. 978-0-87808-352-7 .
- ^ Пол Э. Лавджой (1986). Соль солнца пустыни: история производства и торговли солью в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 141–147, 274–275. ISBN 978-0-521-30182-4 .
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 36. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Олимпио, Франциско (2013). Неопанафриканизм Иностранные державы и негосударственные субъекты . Издательство ЛИТ Мюнстер. ISBN 978-3-643-90422-5 . [ нужна страница ]
- ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Jump up to: а б «Резюме, подготовленное Управлением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с пунктом 15 (c) приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека: Ливийская Арабская Джамахирия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2021 года . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Ливийские повстанцы сообщают о потере Катруна» . Газета Daily Star – Ливан . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Ливия: повстанцы Тубу сражаются против Каддафи» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Вождь ливийского племени Тубу поднимает вопрос о сепаратизме» . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Халласт, Таблетки; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхам; Дедусси, Джордж; Зеггини, Элефтерия; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спенсер; Сюэ, Он был; Заллуа, Питер А.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную многочисленными голоценовыми евразийскими миграциями» . Американский журнал генетики человека . 99 (6): 1316–1324. дои : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . ПМК 5142112 . ПМИД 27889059 .