Jump to content

Мандара люди

Мандара люди
Народ Мандара входил в состав Султаната.
Регионы со значительной численностью населения
 Камерун 75,000 [1]
 Нигерия 21,000 [2]
Языки
Вандалский язык [3]
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Народ Мура, народ Мальгва

Народ Мандара , также известный как Вандала или Мандвара , представляет собой центральноафриканскую традиционалистскую этническую группу, проживающую на севере Камеруна, северо-востоке Нигерии и юго-востоке Чада . [4] Они говорят на языке вандала, который принадлежит к чадской ветви афро-азиатских языков, встречающихся в северо-восточной Африке. [3]

Их происхождение неясно. Они живут в горном районе и долинах к северу от реки Бенуэ в Камеруне и долгое время были частью султаната Мандара. [5] Их регион был свидетелем работорговли и караванов к югу от Сахары до 19 века. [6] Народ Мандара был известен своим умением разводить лошадей и обрабатывать железо. [7] и представлял общество, которое было социально расслоенным. [8] [9] [10]

Истоки народа мандара находятся в королевстве Мандара , которое когда-то находилось в горах Мандара, вдоль северного Камеруна, на границе с северо-восточной Нигерией, между рекой Бенуэ и Морой, Камерун . [4] [11]

Распространение народа мандара в Сахеле (приблизительно).

Их предыстория неясна. Одна из устных традиций ведет свое начало от царя Агамакии в 13 веке, который возглавил их, когда вторжения пришли из Сахеля . Они обратились в суннитский ислам при султане Букаре Ааджи в 1720-х годах. [4] Другая традиция гласит, что Вандала Мбра был одним из сыновей Мбры Туру и Каталы, дочери Вайи. Он принял ислам, и именно его линия сформировала эту мусульманскую этническую группу по отцовской линии. [11] Эти устные традиции, возможно, были реконструированы позже, когда Мандара попал под влияние джихада Фулани, набегов рабов на другие этнические группы, и участвовал в них. [5]

Исламские историки упоминают народ мандара, но также предоставляют противоречивые сведения об их истории. В одном сообщении Ибн Фартувы говорится, что они были неверующими, но приняли ислам в 16 веке. В другом сообщении говорится, что именно их правитель пригласил двух марокканцев из Феса к себе , возвращающихся из Мекки. Они обратили его, и затем в начале 18 века он ввел исламские традиции обрезания, молитвы, закята и поста среди своего народа мандара. [5] Между 18 и 19 веками регион народа Мандара был окружен язычниками, которые были источником рабов посредством набегов и торговли с африканскими караванами рабов. [6]

Общество и культура

[ редактировать ]

Их исторические земли находились в густонаселенной речной долине, окруженной вулканическими горами, богатыми железной рудой, и известной как район коневодства. [5] Столицей их султанов была Мора в Камеруне. Народ Мандара жил в разрозненных деревнях, в каждой из которых была мечеть, выращивая сорго в качестве основной сельскохозяйственной культуры и производя железные инструменты, которые искали торговцы и другие этнические группы. [4] [12] [8] Жители Мандара носят мусульманскую одежду, типичную для Северной Африки, и носят на шее кожаные амулеты со стихами из Корана. [13]

Общество Мандара превратилось в социально стратифицированную систему, в которой султан и члены королевской семьи, фермеры, коневоды, ремесленники, металлурги и кузнецы образовали отдельные эндогамные касты, наследующие профессии. [6] [8] [9] Кастовая система народа Мандара интегрировала концепцию, согласно которой эти слои имеют врожденное загрязнение и поэтому подвергаются стигматизации. [10] однако нет никаких доказательств того, что их исламская вера интегрировала различия между социально дифференцированными кастами в их обществе, которые были одобрены Богом. [8] [9]

  1. ^ «Мандара, Вандала в Камеруне» .
  2. ^ «Мандара, Вандала в Нигерии» .
  3. ^ Jump up to: а б ( Вандала , этнолог; Вандала: язык Камеруна.
  4. ^ Jump up to: а б с д Мандара/Вандала Этнический справочник Мюллера-Козака (1999)
  5. ^ Jump up to: а б с д Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 82–83 , 87–88, 99–106, 129–135. ISBN  978-0-521-20413-2 .
  6. ^ Jump up to: а б с Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 131–135 . ISBN  978-0-521-20413-2 .
  7. ^ Дэвид Николас (2012, редактор), Металлы в обществе и культуре гор Мандара, Africa World Press, ISBN   978-1592218905 , см. главы, посвященные Камеруну и Нигерии: Развитие эндогамии среди кузнецов восточного предгорья гор Мандара: мифы, история и вещественные доказательства Оливье Ланглуа; и «Жена деревни: понимание касты в горах Мандара» , Джеймс Х. Уэйд.
  8. ^ Jump up to: а б с д Стернер, Джуди; Дэвид, Николас (1991). «Гендер и каста в высокогорье Мандара: северо-восточная Нигерия и северный Камерун». Этнология . 30 (4). Издательство Питтсбургского университета: 355–369. дои : 10.2307/3773690 . JSTOR   3773690 .
  9. ^ Jump up to: а б с Майкл С. Биссон; Терри С. Чайлдс; Де Филип Баррос; и др. (2000). Древняя африканская металлургия: социокультурный контекст . АльтаМира. стр. 160, 174–177. ISBN  978-1-4617-0592-5 .
  10. ^ Jump up to: а б Николас Дэвид; Кэрол Крамер (2001). Этноархеология в действии . Издательство Кембриджского университета. стр. 75, 102–103, 206–221, 341. ISBN.  978-0-521-66779-1 .
  11. ^ Jump up to: а б Э Мохаммаду (1982), Королевство Вандала или Мандара в 19 веке, Африканские языки и этнография 14, Токио, страницы 7-9.
  12. ^ Горы Мандара , Британская энциклопедия
  13. ^ Джон Мукум Мбаку (2005). Культура и обычаи Камеруна . Гринвуд. п. 7. ISBN  978-0-313-33231-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7fbc9c4695706504db88e869b26f995__1711658400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/95/d7fbc9c4695706504db88e869b26f995.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandara people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)