Мандара люди
![]() Народ Мандара входил в состав Султаната. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | 75,000 [1] |
![]() | 21,000 [2] |
Языки | |
Вандалский язык [3] | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Народ Мура, народ Мальгва |
Народ Мандара , также известный как Вандала или Мандвара , представляет собой центральноафриканскую традиционалистскую этническую группу, проживающую на севере Камеруна, северо-востоке Нигерии и юго-востоке Чада . [4] Они говорят на языке вандала, который принадлежит к чадской ветви афро-азиатских языков, встречающихся в северо-восточной Африке. [3]
Их происхождение неясно. Они живут в горном районе и долинах к северу от реки Бенуэ в Камеруне и долгое время были частью султаната Мандара. [5] Их регион был свидетелем работорговли и караванов к югу от Сахары до 19 века. [6] Народ Мандара был известен своим умением разводить лошадей и обрабатывать железо. [7] и представлял общество, которое было социально расслоенным. [8] [9] [10]
История
[ редактировать ]Истоки народа мандара находятся в королевстве Мандара , которое когда-то находилось в горах Мандара, вдоль северного Камеруна, на границе с северо-восточной Нигерией, между рекой Бенуэ и Морой, Камерун . [4] [11]

Их предыстория неясна. Одна из устных традиций ведет свое начало от царя Агамакии в 13 веке, который возглавил их, когда вторжения пришли из Сахеля . Они обратились в суннитский ислам при султане Букаре Ааджи в 1720-х годах. [4] Другая традиция гласит, что Вандала Мбра был одним из сыновей Мбры Туру и Каталы, дочери Вайи. Он принял ислам, и именно его линия сформировала эту мусульманскую этническую группу по отцовской линии. [11] Эти устные традиции, возможно, были реконструированы позже, когда Мандара попал под влияние джихада Фулани, набегов рабов на другие этнические группы, и участвовал в них. [5]
Исламские историки упоминают народ мандара, но также предоставляют противоречивые сведения об их истории. В одном сообщении Ибн Фартувы говорится, что они были неверующими, но приняли ислам в 16 веке. В другом сообщении говорится, что именно их правитель пригласил двух марокканцев из Феса к себе , возвращающихся из Мекки. Они обратили его, и затем в начале 18 века он ввел исламские традиции обрезания, молитвы, закята и поста среди своего народа мандара. [5] Между 18 и 19 веками регион народа Мандара был окружен язычниками, которые были источником рабов посредством набегов и торговли с африканскими караванами рабов. [6]
Общество и культура
[ редактировать ]Их исторические земли находились в густонаселенной речной долине, окруженной вулканическими горами, богатыми железной рудой, и известной как район коневодства. [5] Столицей их султанов была Мора в Камеруне. Народ Мандара жил в разрозненных деревнях, в каждой из которых была мечеть, выращивая сорго в качестве основной сельскохозяйственной культуры и производя железные инструменты, которые искали торговцы и другие этнические группы. [4] [12] [8] Жители Мандара носят мусульманскую одежду, типичную для Северной Африки, и носят на шее кожаные амулеты со стихами из Корана. [13]
Общество Мандара превратилось в социально стратифицированную систему, в которой султан и члены королевской семьи, фермеры, коневоды, ремесленники, металлурги и кузнецы образовали отдельные эндогамные касты, наследующие профессии. [6] [8] [9] Кастовая система народа Мандара интегрировала концепцию, согласно которой эти слои имеют врожденное загрязнение и поэтому подвергаются стигматизации. [10] однако нет никаких доказательств того, что их исламская вера интегрировала различия между социально дифференцированными кастами в их обществе, которые были одобрены Богом. [8] [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мандара, Вандала в Камеруне» .
- ^ «Мандара, Вандала в Нигерии» .
- ^ Jump up to: а б ( Вандала , этнолог; Вандала: язык Камеруна.
- ^ Jump up to: а б с д Мандара/Вандала Этнический справочник Мюллера-Козака (1999)
- ^ Jump up to: а б с д Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 82–83 , 87–88, 99–106, 129–135. ISBN 978-0-521-20413-2 .
- ^ Jump up to: а б с Джей Ди Фейдж; Ричард Грей; Роланд Энтони Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 131–135 . ISBN 978-0-521-20413-2 .
- ^ Дэвид Николас (2012, редактор), Металлы в обществе и культуре гор Мандара, Africa World Press, ISBN 978-1592218905 , см. главы, посвященные Камеруну и Нигерии: Развитие эндогамии среди кузнецов восточного предгорья гор Мандара: мифы, история и вещественные доказательства Оливье Ланглуа; и «Жена деревни: понимание касты в горах Мандара» , Джеймс Х. Уэйд.
- ^ Jump up to: а б с д Стернер, Джуди; Дэвид, Николас (1991). «Гендер и каста в высокогорье Мандара: северо-восточная Нигерия и северный Камерун». Этнология . 30 (4). Издательство Питтсбургского университета: 355–369. дои : 10.2307/3773690 . JSTOR 3773690 .
- ^ Jump up to: а б с Майкл С. Биссон; Терри С. Чайлдс; Де Филип Баррос; и др. (2000). Древняя африканская металлургия: социокультурный контекст . АльтаМира. стр. 160, 174–177. ISBN 978-1-4617-0592-5 .
- ^ Jump up to: а б Николас Дэвид; Кэрол Крамер (2001). Этноархеология в действии . Издательство Кембриджского университета. стр. 75, 102–103, 206–221, 341. ISBN. 978-0-521-66779-1 .
- ^ Jump up to: а б Э Мохаммаду (1982), Королевство Вандала или Мандара в 19 веке, Африканские языки и этнография 14, Токио, страницы 7-9.
- ^ Горы Мандара , Британская энциклопедия
- ^ Джон Мукум Мбаку (2005). Культура и обычаи Камеруна . Гринвуд. п. 7. ISBN 978-0-313-33231-9 .