Загава люди
Общая численность населения | |
---|---|
384,150 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Западный Дарфур и регион Ваддай | |
Чад | 203,754 [2] |
Судан | 171,000 [3] |
Ливия | 9,400 [4] |
Языки | |
Обойти | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Канембу , Канури , Фур , Тубу , Масалит , Нилосахарцы [5] |
Народ загава , также называемый бери или захава , представляет собой этническую группу, проживающую главным образом на юго-западе Ливии , северо-востоке Чада и западном Судане , включая Дарфур . [6]
Загавы говорят на языке загава , который является языком восточной Сахары . [7] [8] Они скотоводы, и породу овец, которую они пасут, арабы называют загава. Они ведут кочевой образ жизни и большую часть средств к существованию получают за счет выпаса крупного рогатого скота, верблюдов и овец и сбора дикорастущих зерновых. По оценкам, к этнической принадлежности загава принадлежит 384 150 человек. [9]
Имена
[ редактировать ]В королевской истории Империи Канем-Борну , Гиргам , народ Загава упоминается как Дугува . Сегодня загава называют себя бери , в то время как носители арабского языка и литература называют их «загава». В литературе, посвященной африканским этническим группам, термин Бери (иногда Кеги ) включает народы Загава, Бидеят и Бертис, каждый из которых проживает в разных частях Чада, Судана и Ливии. [5]
История
[ редактировать ]Самое раннее зарегистрированное упоминание о загава принадлежит 9-го века арабскому географу Якуби , который писал о них как о «загава, живущих в месте под названием Канем», и продолжил перечислять ряд других королевств, находящихся под властью загава. [6] Исторически народ загава обладал своего рода гегемонией над большинством более мелких обществ, которые простирались вдоль Сахеля от озера Чад до королевств долины Нила Нубии , Макурии и Альвы .
народ загава торговал с регионами Нила и Магриба К 1-му тысячелетию . Самые ранние упоминания о них в текстах VIII века сделаны совместно с народом тубу северного Чада и южной Ливии. [10] и ученые полагают, что это две родственные этнические группы. В текстах XI века упоминается, что короли королевства Загава приняли ислам и, по крайней мере, номинально были мусульманами. [6]
Ранние арабские источники описывают загава как «черных кочевников». [10] Географ XII века Мухаммад аль-Идриси XIII века и Якут аль-Хамави описывают влияние Загавы на систему, основанную на оазисах, и упоминают города Канем, Манан и Анджими. [10]
Однако ибн Саид аль-Магриби в 1270 году утверждает, что Манан был столицей королевства Канем до тех пор, пока правители династии Сайфава не обратились в ислам, не завоевали регион, а после этого столица не перешла в Нджими . Загавы продолжали жить в Манане, писал ибн Саид. [10] В записях Канема не упоминаются загава, и они, вероятно, были перемещены, а затем переехали в регион, где находятся в настоящее время. [11] Этот регион называется Дар Загава , или «земля Загава». [12]
Хотя власть Загава была подорвана возвышением Канема в районе озера Чад, Загава сохранил контроль над значительной частью земель, лежащих к востоку от Канема, и только в конце века Дарфур 14 упоминается как независимое государство Мамлюкского султаната Историк и географ аль-Макризи . После возникновения Дарфура и империи Канем-Борну загава, похоже, контролировали только пустынные территории и перестали быть крупной региональной державой. [ нужна ссылка ]
Общество и культура
[ редактировать ]Традиционное общество загава вело преимущественно пастушескую жизнь, состоящую из кочевых кланов, сосредоточенных на стадах лошадей, ослов, коз и овец. [6] [8] На пике своей численности до того, как династия Сайфава вытеснила и расформировала их, они были известными купцами и торговцами с верблюдами и лошадьми, контролировавшими некоторые транссахарские торговые пути . [6] [13]
Они приняли Малики школу суннитского ислама , но сохранили некоторые из своих доисламских обрядов, таких как карама — ритуальное жертвоприношение животных для отпугивания злых духов. [5] Столетие, в котором они обратились, было предметом споров и отсутствия единого мнения: по оценкам, это период от 13 до начала 17 века. [8] В наше время они ведут малоподвижный образ жизни, выращивая такие основные продукты питания, как просо и сорго, а также другие продукты, такие как кунжут, дыни, тыквы, арахис и бамия . [6] [5]
Роджер Бленч отмечает, что появление нило-сахарских носителей связано с зеленой Сахарой . [14]
Социальная стратификация
[ редактировать ]Общество загава было социально расслоено и включало касты. Верхние слои состояли из знати и воинов, ниже них находились торговцы и купцы, ниже находились касты ремесленников, называемые Хадахидами (или Хадахидами ). [12] [15] [16] Эти касты были эндогамными , и их унаследованные занятия включали работу по металлу , охоту, гончарное дело, кожевенное дело и музыкантов, таких как барабанщики. Ремесленная работа традиционно рассматривалась в обществе загава как грязная и имеющая низший статус, поскольку люди разных языческих и еврейских корней медленно ассимилировались в исламском обществе. [12] [17] В некоторых ранних арабских текстах члены королевской семьи Загава называются «королями-кузнецами с непостижимым высокомерием». [18]
Термин «кузнец» был уничижительным в культуре загава, утверждает Анн Хаур , профессор африканских исследований и средневековой археологии, и «если родиться кузнецом, то всегда будешь кузнецом». [19] Некузнечные касты Загава не едят и не общаются с кастами кузнецов. [20] Низшими слоями были рабы. Социальная стратификация и касты, такие как слои кожевенников среди народа загава, аналогичны тем, которые встречаются у близлежащего народа фур . [20] [21]
Современное влияние
[ редактировать ]Хотя они не очень сильны в Судане, они политически доминируют в Чаде. Загавой являются бывший президент Идрисс Деби и несколько бывших премьер-министров Чада, а также многие другие члены правительства. [22] Таким образом, чадские загава были влиятельными людьми в региональной политике. [23] В современных войнах в Чаде, Ливии и Судане этническая группа загава принимала активное участие, особенно посредством стратегических союзов с другими этническими группами, такими как народ фур . [6] [5] [22]
Однако в Судане загава оказались вовлечены в кризис в Дарфуре и понесли большие потери из-за происходящих там проблем. Суданские загава относятся к числу народов, живущих в лагерях беженцев в Дарфуре и восточном Чаде, где вербовка детей-солдат в повстанческие движения является постоянной проблемой. [24]
Загава были среди племен Дарфура, которых называли «африканскими», тогда как другие племена, воевавшие с ними, назывались «арабскими». [25]
В результате того, что мусульманские миссионеры Тиджани из Западной Африки путешествовали по их территории, чтобы совершить хадж , руководство Загавы приняло ислам . В 1940-х годах загава начали массово обращаться в ислам от своей традиционной религии . В Дарфуре загава хорошо известны [25] за их благочестие. Из-за боевых действий в войне в Дарфуре , где они стали объектом нападения арабских ополченцев Джанджавид из-за их этнического происхождения, 100 000 человек стали беженцами через границу в Чаде. [26] [27] Член племени загава по имени Дауд Хари написал мемуары о Дарфуре под названием «Переводчик» , а женщина загава по имени Халима Башир в соавторстве с Дэмиеном Льюисом написала мемуары под названием «Слезы пустыни» , которые распространяют информацию о зверствах в Дарфуре.
Среди этнических меньшинств Судана исламисты-загавы также были одними из наиболее активных членов режима аль-Башира в начале его существования, участвуя в службах безопасности, полиции и Народных силах обороны . После переворота 1989 года Халил Ибрагим , загава из Тины, был поставлен во главе танзима в Дарфуре. Другие загавы, такие как Адам Тахир Хамдун , Юсуф Либис , Сулиман Джаммус или брат Халила Джибрил Ибрагим , также будут играть ключевые роли в новом режиме. Однако после разрыва аль-Тураби с аль-Баширом и кризиса 1998 года большинство исламистских загав выйдут из ПНК и станут активистами, выступающими против режима, причем многие из них присоединятся к Народному конгрессу аль-Тураби. Партия , участвовавшая в публикации «Черной книги» или возглавившая протесты Аль-Фашира в сентябре 2000 года. [28]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Чад» . 29 августа 2023 г.
- ^ «Чад» . 29 августа 2023 г.
- ^ «Судан - исследование и составлено Ирландским центром документации беженцев» (PDF) . 07.01.2013 . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «Загава» . Этнолог . Проверено 3 октября 2023 г.
Население пользователей: 9400 в Ливии (2020 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. стр. 91–92, 608. ISBN. 978-0-313-27918-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джон А. Шуп III (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 333–334. ISBN 978-1-59884-363-7 .
- ^ Загава , этнолог
- ^ Jump up to: а б с Пол Р. Бартроп; Стивен Леонард Джейкобс (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО. стр. 737–738. ISBN 978-1-61069-364-6 .
- ^ «Чад» . 29 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 287–289 . ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 288–290 . ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Jump up to: а б с Филип М. Пик; Квеси Янка (2004). Африканский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. стр. 59–61. ISBN 978-1-135-94873-3 .
- ^ Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 306–308 . ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Бленч, Роджер (2014). «Лингвистическая предыстория Сахары». Транссахарский проект: Формирование государства, миграция и торговля в Центральной Сахаре (1000 г. до н.э. – 1500 г. н.э.) Захоронения, миграция, идентичность . Университет Лестера.
Дата присутствия берберов в Сахаре является спорной, но с точки зрения общей численности населения региона она возникла относительно недавно. [...] Современная языковая ситуация в Сахаре является весьма вводящим в заблуждение путеводителем по ее прошлому. Доголоценовую языковую ситуацию, вероятно, невозможно восстановить, но когда начался влажный период, так называемая «зеленая Сахара», пустыня, должно быть, была богата языками, нигер-конголезскими и нило-сахарскими в южном центре, но неопознанными. языки собирателей в центре-севере. Остаточные популяции собирателей, которые все еще выживают, дают некоторое представление о возможных взаимосвязанных пропитательных профессиях в этот период. До распространения берберского, а затем и арабского языков как в Сахаре, так и вдоль побережья Северной Африки говорили на неизвестных, но разных языках. Обычно предполагается, что список магрибинских племен и их разнообразных обычаев, составленный Геродотом за 2500 лет до нашей эры, в некоторой степени отражает этническое разнообразие того периода.
- ^ Ф.Д. Клингендер (1942), Жерико в 1848 году, The Burlington Magazine, Vol. 81, № 475 (октябрь 1942 г.), стр. 254–256.
- ^ Самер Абдельнур (2011), Преодоление невзгод: Кузнецы Северного Дарфура и практические действия, Программа развития Организации Объединенных Наций, страницы 1-2, Цитата: «Хотя кузнецы называют себя «загава» - доминирующей группой в Дарфуре - кузнецы принадлежат к традиционно игнорируемой и маргинализованной группе, связанной с низшими кастами Дарфура. Они образуют подгруппу загава, известную как «Хадахид» (множественное число от «Хадади», что означает «кузнец», и происходит от слова «Хадид», что означает «кузнец»). означает «железо»).3 В Хадахидах мужчины практикуют традиционные формы работы с железом, а женщины — гончарное дело. Они делали это, пока помнит их история, наследуя свои знания и навыки из поколения в поколение. Считается, что эта группа была много веков назад. были порабощены загава, которые проникли на их территорию и поселились в качестве рабов, они были рассредоточены по семьям загава, чтобы выполнять в основном свою работу по производству железа и керамики».
- ^ Джеймс Х. Воган (1970), Кастовые системы в Западном Судане, в Социальной стратификации в Африке , Редакторы: А. Тунде и Л. Плотников, New Africa Press, страницы 59-92
- ^ Элизабет Исичей (1997). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 230–232 . ISBN 978-0-521-45599-2 .
- ^ Энн Хаур (2013). Аутсайдеры и незнакомцы: археология ограниченности в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета. стр. 100–101. ISBN 978-0-19-166779-4 .
- ^ Jump up to: а б Х.А. МакМайкл (1988). История арабов в Судане . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90 со сносками. , Цитата: "ХАДАХИД. (...) Как это обычно бывает в северо-центральной Африке, от востока до запада, к ним относятся с всеобщим презрением, и остальная часть населения не вступает с ними в брак. Это чувство отвращения к рабочим в железе зовут их Миро самый сильный среди загава, которые не только не вступали с ними в брак, но и не ели и не общались с ними. Они являются наследственной кастой, и мех ».
- ^ Пол Р. Бартроп; Стивен Леонард Джейкобс (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО. п. 681. ИСБН 978-1-61069-364-6 .
- ^ Jump up to: а б Маршал, Роланд (2006). «Чад/Дарфур: Как сливаются два кризиса». Обзор африканской политической экономии . 33 (109). Рутледж: 467–482. дои : 10.1080/03056240601000879 . hdl : 10.1080/03056240601000879 . S2CID 153336668 .
- ^ Пол Р. Бартроп; Стивен Леонард Джейкобс (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО. стр. 641–645. ISBN 978-1-61069-364-6 .
- ^ «Лагеря беженцев в Чаде способствуют развитию повстанцев в Дарфуре» . Альджазира англ. 16 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б де Ваал, Алекс (25 июля 2004 г.). «Глубокие обиды Дарфура бросают вызов всем надеждам на легкое решение» . Наблюдатель . Проверено 4 сентября 2007 г.
- ^ Полгрин, Лидия (28 февраля 2006 г.). «Кризис беженцев растет по мере того, как война в Дарфуре пересекает границу» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Доисламские пережитки среди загава, автор Мари-Хосе Тубиана.
- ^ Росслер, Филип Г. (2016). Этническая политика и государственная власть в Африке: логика ловушки государственного переворота и гражданской войны . Издательство Кембриджского университета. стр. 169–170. ISBN 9781316809877 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Африканские люди
- Английское видео Aljazeera о народе загава в Чаде
- Этногенез из Чадского государства , Дирк Ланге (1993)
- Музыкальное видео Маджида Курбии "Zaghawa Girl" ("بري تلي") с английским переводом и примечаниями.
- Музыкальное видео "Let's Go, Youth" ("شبابي قوبي كيدي") Хайдара Вада Фа с английским переводом и примечаниями