Вошел
Железный кирди валута из Музея афро Бразилии. | |
Общая численность населения | |
---|---|
15,029,000 [1] | |
Языки | |
Чадские языки , французский язык | |
Религия | |
Христианство , Традиционные верования , Ислам |
Кирди , ( / ˈk ɜːr d ɪ / ) — это множество культур и этнических групп населяющих северо-запад Камеруна и северо-восток Нигерии .
Этот термин применялся к различным этническим группам, которые отказались принять ислам после исламских завоеваний региона, и носил уничижительный характер , хотя некоторые авторы снова присвоили его. [2] Этот термин происходит от слова канури , означающего «язычник» ; Народ канури преимущественно мусульманин .
В одиннадцатом веке такие люди, как фулани, приняли ислам и в последующие столетия распространились по всей Западной Африке. Они также начали мигрировать в Камерун, где пытались обратить в свою веру ранее существовавшие народы. [3] Таким образом, кирди имеют меньше сходства в культурном или языковом отношении, чем при их общем географическом расселении, в основном расположенном в засушливых степях и саваннах северных и крайних северных регионов Камеруна. [4]
Оценки того, сколько групп можно назвать кирди, различаются: от 26 (2007 г.). [2] до более 40 (1977). [5]
Бата, Фали , Фата, Гемджек, Гуйдар, Гизига, Хурза, , Капсики Мада, Мафа , Масса, Матакам, Мофу , Мора, Мусгум , Муян, Ульдеме, Подоко, Тупури , Ваме и Зулго - все считаются кирди, из-за их сопротивление исламу. Они говорят на языках Чад и Адамава .
Первое упоминание о Кирди принадлежит Денхэму в 1826 году (1985:145), который переводит слово Керди как «негры, никогда не принимавшие мусульманскую веру».
В целом кирди недостаточно представлены в политической системе Камеруна . Согласно часто цитируемому Всемирному справочнику ЦРУ , кирди составляют 11 процентов населения Камеруна по сравнению с преимущественно мусульманскими и более однородными в культурном отношении фулани, составляющими 10 процентов населения Камеруна; затем камерунские горцы - 31 процент, экваториальные банту - 19 процентов, северо-западные банту - 8 процентов и восточно-нигриты - 7 процентов, а также другие африканцы и неафриканцы, составляющие 14 процентов. [6] Учитывая свою историческую недостаточную представленность, Кирди никогда не составляли политический избирательный блок. [7] Стремясь получить голоса кирди, фулани, хотя исторически они и презирают кирди, уговаривают их повысить свои шансы на выборах, например, за Камерунский союз или Калифорнийский университет. [4] Хотя сообщество кирди чрезвычайно разнообразно по культурам, что обусловлено давлением со стороны конкурирующих групп, таких как фулани, они стали рассматривать себя как единую группу людей и проявляют растущий интерес к представительству в политической системе. [3]
Основные народы Кирди
[ редактировать ]ребенок
[ редактировать ]Народ Бата в Северном Камеруне насчитывает всего около 13 500 человек в своем нынешнем историческом регионе. [8] Это чадский народ. Язык, на котором они говорят, — Бата , из чадской языковой семьи . Многие люди Бата приняли ислам , а те, кто остался в своем историческом регионе, продолжают языческие обычаи. [9]
Волна
[ редактировать ]Народ фали сконцентрирован в горных районах Северного Камеруна, а некоторые живут на северо-востоке Нигерии. В Нигерии их называют народом бана. Они говорят на разных несвязанных языках. Эти люди происходят от народа нгомма, который основал древнюю столицу своей некогда суверенной земли Тимпил. Они монотеистичны и атавистичны, но позже стали христианами . Фали отличаются от других кирди своим ярким, богато украшенным текстилем и одеждой. [10]
стручковый перец
[ редактировать ]Народ капсики , также известный как народ камве, живет в деревнях с населением 2000–6000 человек и существует за счет животноводства, сельского хозяйства и, в частности, в деревне Румсики, туризма. В Нигерии народ капсики живет на склонах гор и западных равнинах. Капсики жили в этой местности уже пять столетий, задолго до великой охоты на рабов в 19 веке, но из-за своей изолированной среды обитания они смогли противостоять народу фульбе . Другие народы региона Мандара, такие как народы мафа, мофу, подоко-гуисига или даба, также остались под защитой из-за своей изолированной среды обитания. [11]
Мафа
[ редактировать ]Народ мафа . проживает на крайнем севере Камеруна и известен многими достижениями в области сельскохозяйственных технологий К таким этноинженерным процедурам относятся: малые ирригационные, канальные и дренажные системы. Кроме того, Мафа практикуют широкий спектр процедур управления плодородием почвы, в том числе: севооборот и смешанное земледелие, агролесомелиорацию, управление биомассой и питательными веществами. Они говорят на языке мафа чадской языковой семьи. [12]
Покойный
[ редактировать ]Народ мофу в основном проживает в крайней северной провинции Камеруна. Их языки представляют собой отдельные языки биу-мандарской ветви чадской языковой семьи. [13]
Мусгум
[ редактировать ]Народ Мусгум (Мусгум или Мулви) — чадская этническая группа в Камеруне. Многие мусгумы занимаются сельским хозяйством, выращивая основные культуры, в том числе арахис и хлопок, которые продаются для коммерческого использования. [14]
Рост
[ редактировать ], Народ тупури также известный как тупури, исторически проживал к востоку от Каеле в округе Каеле и в подразделении Кар-Хай округа Майо-Данай Крайней Северной провинции. Это этническая группа и язык кирди, который простирается от северного Камеруна до Чада . Этот язык принадлежит к чадской языковой семье. Язык, на котором они говорят, также называется тупури. [15]
Зулго
[ редактировать ]Хотя они являются чадским народом, их язык принадлежит к зулгу-гезмекскому языку, отдельно от чадской языковой семьи . [ нужна ссылка ]
Происхождение имени
[ редактировать ]Существуют разногласия по поводу имени «Кирди», поскольку оно стало ассоциироваться с уничижительным словом . [8] Этот уничижительный термин был принят фулани и другими камерунскими языками. [4] Этот термин происходит от слова Канури и, в конечном итоге, считается, что он произошел от арабского слова, означающего «обезьяна». [4] Хотя некоторые писатели считали это название подходящим названием для совокупности народов. В настоящее время Кирди имеет общее значение «язычник», в отличие от фулани и других мусульманских групп. [7] В последние годы многие вновь стали использовать этот ярлык как средство идентификации и политического единства, что дало начало движению «кирдитуд». [8]
Считается, что Кирдитуд возник как движение против преимущественно мусульманской политической базы фулани для Майгари Белло Буба во ПРООН время избирательной кампании 1991 года. [4] Этот термин признан только в регионах Крайнего Севера и Севера, хотя он не используется в регионе Адамава , Фуфульде Матчубе, означающий «раб» или «слуга». вместо него используется термин [4] Большинство групп, признанных под общим термином «народы кирди», говорят на афро-азиатских языках , хотя некоторые говорят на нигеро-конголезских языках, это зависит от географического рассредоточения групп, хотя все еще есть группы, считающиеся кирди, которые остались в пределах управление Нигерией в отличие от Камеруна. [16] Как и Камерун , кирди представляют собой огромное множество разнообразных языков, некоторые из которых различаются целыми языковыми семьями. [8]
Историческое значение слова кирди лучше всего можно перевести следующим образом: «все те, кто не был мусульманином и поэтому мог быть подвергнут рабству » . Те, кто отверг обращение в ислам или был низведен как просто данник во время эмирата Адамава, были захвачены в рабство. Именно здесь термин кирди получил свое применение. Однако авторы перепрофилировали этот термин, чтобы охватить общую собирательную группу, не объединенную языком, обычаями или религией, а конкретное отрицание одной религии, а также исторические народы гор Мандара . Поэтому Кирди стал интерпретироваться в контексте группы людей, объединенных социальной идеологией, которая делает упор на сопротивление в целом.
История
[ редактировать ]Республика Камерун , место проживания большинства Кирди, возникла в начале колонизации повстанческих мусульманских групп. К 1400-м годам европейцы начали свою оккупацию, например, из Камеруна, который затем был разделен между северным и южным регионами Францией и Великобританией. После Второй мировой войны они перешли под опеку Организации Объединенных Наций в качестве опеки ООН, ожидая, что кирди будет предоставлено собственное самоуправление, что казалось перспективным, поскольку большинство политических групп начали формироваться из групп населения. [7] В течение одиннадцатого века и далее в девятнадцатом веке мусульмане фулани из бассейна Нигера мигрировали в Камерун , это продолжалось и в девятнадцатом веке. [3] Население фулани выросло на побережье и в южной части Камеруна и превратило ранее существовавших жителей. [4] В конце 1770-х и начале 19-го века фулани, исламский скотоводческий народ западного Сахеля , завоевали большую часть того, что сейчас является северным Камеруном, подчинив или вытеснив его преимущественно немусульманское население. [3]
В 1960 году Камерун провозгласил свою независимость и на всенародном референдуме принял конституцию. [3] К 1972 году конституция была изменена, по сути, устанавливая однопартийное государство. [3] Ахмаду Бабатура Ахиджо , мусульманин фулани из Французского Камеруна, оставался у власти с 1960 года до своей смерти в 1989 году. [4] В последние годы кирди добивались представительства от таких партий меньшинств, как Социал-демократический фронт (СДФ), противостоящих Национальному союзу за демократию и прогресс (ПРООН), в котором доминируют фулани. [4] Христианские миссионеры в последние годы добились определенного успеха среди кирди. [4] Среди главных личностей Кирди - Люк Аянг и Этьен Холлонг. [7]
Религия
[ редактировать ]Христианские миссии в последние годы добились определенного успеха среди кирди. Хотя кирди обычно имеет значение « языческий », в отличие от фулани и других мусульманских групп, не все они практикуют атавистические обычаи и языческие ритуалы, многие из них обратились в христианство и все чаще идентифицируют себя как христианский политический блок, в отличие от мусульмане, выступающие против блоков. [7]
Исламизация во время джихада Фулани
[ редактировать ]Кирди — исторический народ гор Мандара , а также исторический народ Крайнего Севера Камеруна . [4] В девятнадцатом веке исламский ученый и джихад Модиббо Адама начал колонизацию Фулани. Эта массовая миграция привела к тому, что более 60 процентов общей численности населения региона составляют представители народа фулани , не коренного населения этого региона. [17] Великое перемещение исторических жителей этих регионов началось в начале девятнадцатого века из того, что впоследствии стало известно как эмират Адамава . [17] Колонизация фулани в конечном итоге привела к тому, что фулани стали выдающимся народом в регионе. Учитывая, что фулани не являются коренными жителями этого региона, то, что они стали доминирующим населением, является выдающимся достижением.Модиббо Адама был ученым фулани и святым воином . Прежде чем возглавить джихад, он был учеником школы ислама . Его наставником был учение мистика Фулани Усмана дан Фодио . Правление Адамы продолжалось с 1806 года до его смерти в 1847 году. [17] Модиббо Адама завоевал регион Фомбина, который в настоящее время составляет территории современных Камеруна и Нигерии . [17] Его действия открыли возможность большему количеству его людей войти в регион и заявить права на эту территорию как на свою. Объявив свой собственный джихад , как это сделал Усман в северных регионах Чада , Адама вошел в этот регион в сопровождении легиона людей, посвятивших себя преобразованию региона, под которым проживали эти племена . Адама встретил Усмана в 1806 году, вероятно, в Гванду . [17] Там они узнали, что его намерением было расширить свой джихад на восток, в Фумбину. Целью якобы было обращение различных кирдинских (языческих) народов в ислам. Оказавшись под контролем региона, Адама предоставил вражеским странам два варианта: либо принять ислам , либо подчиниться потере автономии и стать зависимым государством . Те группы, которые сформировали свое собственное грозное сопротивление, но не имели структурной целостности, доступной в странах, одаренных централизованным правительством , имели только один выход: стать рабами . [17] Затем кирди стали группой, у которой не было правительства, чтобы противостоять вторжению фулани, и поэтому они стали рабами фулани и находились под их репрессивным правлением, пока не подчинились исламу. По сей день многие из народов, которые сопротивлялись обращению во времена Эмирата Адама, до сих пор не являются мусульманами . Серьезные изменения произошли на основе наследия Модибо Адамы даже после того, как суверенитет его халифата был потерян в пользу других держав с юга. Новообращенные в ислам изучали арабскую письменность и изучали Коран (DeLancey, 2010). Это привело к повышению уровня грамотности в регионе, где грамотность практически отсутствовала. В то время как кирди, как правило, занимались оседлым возделыванием своей земли, фулани и связанные с ними группы были в основном скотоводами , что привело к резкому изменению земли на ту, которая лучше подходит для скота. Вырубка лесов фулани навсегда изменила землю Северного плато .
Лишение избирательных прав
[ редактировать ]Как и многие африканские государства к югу от Сахары, у Камеруна была бурная история правления авторитарных правящих властей, их первым президентом был мусульманин фулани Ахмаду Бабатура Ахиджо . [7] Кирди пришлось бороться с дискриминацией и лишением избирательных прав со стороны многих других сил, особенно тех групп, которые в прошлом проводили кампании по обращению совокупности общин в ислам . [3] В настоящее время религиозная демографическая группа Республики Камерун составляет чуть меньше половины мусульман, в основном сконцентрированных на побережье общинами банту , в то время как кирди, как правило, проживают в саванне дальше вглубь страны на севере. [16]
Еда
[ редактировать ]расположенный в Западной Африке, Камерун, представляет собой вытянутый треугольник, известный как миниатюрная Африка или микрокосм всей Африки. Многие из основных продуктов питания кирди возникли под влиянием торговли и эксплуатации со стороны европейских держав. [18] Это влияние пришло сначала с приходом британцев в 1800 году, затем французов, а затем немцев . Хотя другие кухни из Китая, Италии и России проникли в северный регион Камеруна , столица Камеруна Яунде является мегаполисом в Африке. [19] У кирди есть некоторые традиционные блюда, характерные для их конкретного региона, которые отражают некоторые из многих основных продуктов питания, общих для Западной Африки. [19] Самым популярным продуктом питания является фуфу , под которым обычно понимают тесто, приготовленное из вареных и растертых крахмалистых продуктов, таких как мандиока , бананы , ямс , маниока или маланга . В некоторых рецептах в фуфу добавляют жир для дополнительного обогащения. Этот жир может быть получен из животных или растений.Местные ингредиенты включают в себя следующие основные продукты питания в Камеруне: маниока, ямс, рис, подорожник, картофель, сладкий картофель , кукуруза, фасоль , просо , широкий выбор кокояма и множество овощей. дыни , тыквы и фасоль . Также выращиваются [18]
Лечебная практика
[ редактировать ]В Камеруне, как и в других странах Западной Африки, уровень смертности намного превышает аналогичный показатель в развитом мире. [20] Ситуация постепенно улучшается благодаря глобальным инициативам, которые помогли доставить в регион вакцины и западную медицину. Прилежные работники приехали в местные общины, чтобы помочь специалистам и предоставить оборудование, установив связь между традиционной медициной и западной медициной . Однако сохраняющиеся высокие показатели смертности свидетельствуют о значительном влиянии инфекционных заболеваний и высоком риске смертности во время беременности и родов. Респираторные заболевания остаются одной из ведущих причин смертности. [20] Чтобы смягчить суровые условия, с которыми приходится иметь дело пастушеским общинам Крайнего Севера Камеруна, международные организации здравоохранения вложили средства в понимание этноботаники этого региона и тысячелетних традиционных медицинских практик, которые принесли некоторое облегчение перед многосторонними инициативами в области здравоохранения. . Эти медицинские практики включают употребление сырых растений, методы сырой экстракции, отвары и ферментации . процессы [20] Растения, используемые в медицинской практике, включают Cissus fourangularis , который имеет большое значение для Фали в Камеруне, который, как сообщается, омывает своих мертвецов отваром растения. [21]
Духовные практики
[ редактировать ]Кирди, в соответствии со своими традиционными обычаями до джихада , исповедовали языческие верования. Эти убеждения были идентифицированы как монотеистические . [22] Последователи религии Фали хранят эту веру на протяжении тысячелетий. Их убеждения включают в себя существование всемогущего бога- творца . Этот превосходящий всеобъемлющий характер по сравнению с Фали и подобными ветвями назвал его Муттафом, хотя для той же общей концепции были приняты и другие названия. Фали верят, что помимо бога-творца есть еще один бог по имени Она, который стал обозначать мать-землю . Божество Она использовалось как синоним планеты Земля. [22] Когда фали говорят о планете, почве , природных ресурсах и течении времени, они делают это в отношении Она. [22] Она вместе с Муттафом отвечает за создание всего сущего. Эти творения, приписываемые божеству, известному как Муттаф, варьируются от родственников, предков, отдельных людей, природных ресурсов Земли, включая Землю, неба и всего остального. Однако Муттаф не является единственным творцом всего сущего, как, например, монотеистический бог, принятый в авраамических религиях , а, скорее, они идентифицируют его как чисто того, кто необнаружим для человеческого разума . В области, где исламская мысль просачивается в другие религиозные секты, запрещено изображать бога Муттафа, поскольку по самой своей природе он выступает против ограничения любыми способами выражения. Были случаи, когда насилие возникало из-за рисунков Муттафа. Кроме того, религия включает в себя сверхъестественных существ, то есть людей, которые боролись за сохранение своих атавистических убеждений, находясь под влиянием таких религий, как ислам . [22] Они создают одно царство, где обитают люди, другое царство святых божеств и третью промежуточную вселенную, которая взаимодействует с обоими, где существуют сверхъестественные существа. Этих духов можно вызвать и связаться с последователями Фали, чтобы простить святые божества от имени верующего. [22] Некоторые из этих сверхъестественных божеств промежуточного царства включают джиннов, способных исполнять желания, священных крокодилов, которых следует желать и восхвалять, и черную змею. К 2009 году все большая часть Фали Кирди обратилась в христианство, хотя многие из этих обращенных все еще сохраняют свой синкретический догматизм . Общая численность населения Фали превышает 250 000 человек, что примерно соответствует населению Суринама (2017 г.). В настоящее время 99 процентов Фали являются христианами. Наиболее известные церкви на земле Фали, расположенной в северо-западном регионе Камеруна, являются католическими , баптистскими и EYN, при этом несколько пятидесятнических церквей. в последние дни появилось [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Refworld | Оценка Кирди в Камеруне» .
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Нельсон, От Камеруна до Парижа: Архитектура Мусгума в Африке и за ее пределами (2007). Издательство Чикагского университета: стр. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Проект «Меньшинства в опасности», Хронология Кирди в Камеруне, 2004 г., доступно по адресу: https://www.refworld.org/docid/469f38751e.html [по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к ДеЛэнси, доктор медицинских наук, и др. Исторический словарь Республики Камерун. Исторические словари Африки, № 113, 2010 г. Доступно по адресу: http://shcas.shnu.edu.cn/_upload/article/files/0e/08/4b0564f84fd9b9a65bde70ec5e4a/67ccaabe-3afc-4fb2-9df9-b7b27b0ebc0a.pdf [ по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
- ^ Герт Чези и Рудольф Крейцер. Последние африканцы (1977). Перлингер: с. 18.
- ^ Всемирная книга фактов ЦРУ. 2006. «Народ Камеруна – 2006. Доступно по адресу: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/cameroon/.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нго, Виктор Юлиус, Политическая эволюция Камеруна, 1884–1961. Диссертации и тезисы, 1979. Доступно по адресу: https://doi.org/10.15760/etd.2924.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вубо, Эммануэль Йеншу, Управление этническим разнообразием в Камеруне на фоне социальных кризисов, Cahiers d'études africaines, 2008 г. Доступно по адресу: http://journals.openedition.org/etudesafricaines/15159 [по состоянию на 19 апреля 2019 г.]
- ^ Бленч, Роджер (2019). Атлас нигерийских языков (4-е изд.). Кембридж: Образовательный фонд Кей Уильямсон.
- ^ (Джеймс Стюарт Олсон, редактор) (1996) «Фали», Народы Африки: Этноисторический словарь. Гринвуд: с. 174-175.
- ^ Кваче, Илия Яме (2016): Народ камве Северной Нигерии: происхождение, история и культура. Prudent Universal Press and Publishing Company Ltd Кадуна, Нигерия
- ^ Фред Заал (1 апреля 2016 г.). Устойчивое управление земельными ресурсами в тропиках: объяснение чуда. Рутледж. стр. 145–. ISBN 978-1-317-04776-6 .
- ^ «Мастер муравьев-убийц», PBS, Nova, ноябрь 2007 г.
- ^ Гордон, Раймонд Г. младший (редактор) (2005): «Мусгу». Этнолог: Языки мира, 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 2 февраля 2007 г.
- ^ Гордон, Раймонд Г. младший (редактор) (2005): «Тупури». Этнолог: Языки мира, 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 7 июня 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Проект «Меньшинства в опасности», Оценка Кирди в Камеруне. МАР. Проект AMAR, 2006 г., доступно по адресу: http://www.mar.umd.edu/assessment.asp?groupId=47101 . [по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонстон, HAS (1967): Империя Фулани Сокото. Глава 8: «Джихад в Адамаве и Баучи». Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Планета, Одинокий; Хэм, Энтони; Гросберг, Майкл; Лакхэм, Нана; Марич, Весна; Рейнджер, Хелен; Зиг, Кэролайн; Смит, Хелена; Луи, Реджис-стрит; Стайлз, Пол; Батлер, Стюарт (1 сентября 2017 г.). Одинокая планета Западная Африка. Одинокая планета. ISBN 9781787012462 - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Мбаку, Джон Мукум (2005). Культура и обычаи Камеруна. Вестпорт, Коннектикут [ua]: Greenwood Press. ISBN 0-313-33231-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Куэте В. и Эфферт Т. (2010). Камерунские лекарственные растения: фармакология и производные натуральные продукты. Границы фармакологии, 1, 123. https://doi.org/10.3389/fphar.2010.00123.
- ^ Ханс Дитер Нойвингер, (1996) Африканская этноботаника, яды и лекарства: химия, фармакология, токсикология. CRC Press: с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мухаммад Зухди Якан (1999). «Фали», Альманах африканских народов и наций. Транзакция: с. 309.