Jump to content

Вошел

Введите людей
Железный кирди валута из Музея афро Бразилии.
Общая численность населения
15,029,000 [1]
Языки
Чадские языки , французский язык
Религия
Христианство , Традиционные верования , Ислам

Кирди , ( / ˈk ɜːr d ɪ / ) — это множество культур и этнических групп населяющих северо-запад Камеруна и северо-восток Нигерии .

Этот термин применялся к различным этническим группам, которые отказались принять ислам после исламских завоеваний региона, и носил уничижительный характер , хотя некоторые авторы снова присвоили его. [2] Этот термин происходит от слова канури , означающего «язычник» ; Народ канури преимущественно мусульманин .

В одиннадцатом веке такие люди, как фулани, приняли ислам и в последующие столетия распространились по всей Западной Африке. Они также начали мигрировать в Камерун, где пытались обратить в свою веру ранее существовавшие народы. [3] Таким образом, кирди имеют меньше сходства в культурном или языковом отношении, чем при их общем географическом расселении, в основном расположенном в засушливых степях и саваннах северных и крайних северных регионов Камеруна. [4]

Оценки того, сколько групп можно назвать кирди, различаются: от 26 (2007 г.). [2] до более 40 (1977). [5]

Бата, Фали , Фата, Гемджек, Гуйдар, Гизига, Хурза, , Капсики Мада, Мафа , Масса, Матакам, Мофу , Мора, Мусгум , Муян, Ульдеме, Подоко, Тупури , Ваме и Зулго - все считаются кирди, из-за их сопротивление исламу. Они говорят на языках Чад и Адамава .

Первое упоминание о Кирди принадлежит Денхэму в 1826 году (1985:145), который переводит слово Керди как «негры, никогда не принимавшие мусульманскую веру».

В целом кирди недостаточно представлены в политической системе Камеруна . Согласно часто цитируемому Всемирному справочнику ЦРУ , кирди составляют 11 процентов населения Камеруна по сравнению с преимущественно мусульманскими и более однородными в культурном отношении фулани, составляющими 10 процентов населения Камеруна; затем камерунские горцы - 31 процент, экваториальные банту - 19 процентов, северо-западные банту - 8 процентов и восточно-нигриты - 7 процентов, а также другие африканцы и неафриканцы, составляющие 14 процентов. [6] Учитывая свою историческую недостаточную представленность, Кирди никогда не составляли политический избирательный блок. [7] Стремясь получить голоса кирди, фулани, хотя исторически они и презирают кирди, уговаривают их повысить свои шансы на выборах, например, за Камерунский союз или Калифорнийский университет. [4] Хотя сообщество кирди чрезвычайно разнообразно по культурам, что обусловлено давлением со стороны конкурирующих групп, таких как фулани, они стали рассматривать себя как единую группу людей и проявляют растущий интерес к представительству в политической системе. [3]

Основные народы Кирди

[ редактировать ]

Народ Бата в Северном Камеруне насчитывает всего около 13 500 человек в своем нынешнем историческом регионе. [8] Это чадский народ. Язык, на котором они говорят, — Бата , из чадской языковой семьи . Многие люди Бата приняли ислам , а те, кто остался в своем историческом регионе, продолжают языческие обычаи. [9]

Народ фали сконцентрирован в горных районах Северного Камеруна, а некоторые живут на северо-востоке Нигерии. В Нигерии их называют народом бана. Они говорят на разных несвязанных языках. Эти люди происходят от народа нгомма, который основал древнюю столицу своей некогда суверенной земли Тимпил. Они монотеистичны и атавистичны, но позже стали христианами . Фали отличаются от других кирди своим ярким, богато украшенным текстилем и одеждой. [10]

стручковый перец

[ редактировать ]

Народ капсики , также известный как народ камве, живет в деревнях с населением 2000–6000 человек и существует за счет животноводства, сельского хозяйства и, в частности, в деревне Румсики, туризма. В Нигерии народ капсики живет на склонах гор и западных равнинах. Капсики жили в этой местности уже пять столетий, задолго до великой охоты на рабов в 19 веке, но из-за своей изолированной среды обитания они смогли противостоять народу фульбе . Другие народы региона Мандара, такие как народы мафа, мофу, подоко-гуисига или даба, также остались под защитой из-за своей изолированной среды обитания. [11]

Народ мафа . проживает на крайнем севере Камеруна и известен многими достижениями в области сельскохозяйственных технологий К таким этноинженерным процедурам относятся: малые ирригационные, канальные и дренажные системы. Кроме того, Мафа практикуют широкий спектр процедур управления плодородием почвы, в том числе: севооборот и смешанное земледелие, агролесомелиорацию, управление биомассой и питательными веществами. Они говорят на языке мафа чадской языковой семьи. [12]

Покойный

[ редактировать ]

Народ мофу в основном проживает в крайней северной провинции Камеруна. Их языки представляют собой отдельные языки биу-мандарской ветви чадской языковой семьи. [13]

Народ Мусгум (Мусгум или Мулви) — чадская этническая группа в Камеруне. Многие мусгумы занимаются сельским хозяйством, выращивая основные культуры, в том числе арахис и хлопок, которые продаются для коммерческого использования. [14]

, Народ тупури также известный как тупури, исторически проживал к востоку от Каеле в округе Каеле и в подразделении Кар-Хай округа Майо-Данай Крайней Северной провинции. Это этническая группа и язык кирди, который простирается от северного Камеруна до Чада . Этот язык принадлежит к чадской языковой семье. Язык, на котором они говорят, также называется тупури. [15]

Хотя они являются чадским народом, их язык принадлежит к зулгу-гезмекскому языку, отдельно от чадской языковой семьи . [ нужна ссылка ]

Происхождение имени

[ редактировать ]

Существуют разногласия по поводу имени «Кирди», поскольку оно стало ассоциироваться с уничижительным словом . [8] Этот уничижительный термин был принят фулани и другими камерунскими языками. [4] Этот термин происходит от слова Канури и, в конечном итоге, считается, что он произошел от арабского слова, означающего «обезьяна». [4] Хотя некоторые писатели считали это название подходящим названием для совокупности народов. В настоящее время Кирди имеет общее значение «язычник», в отличие от фулани и других мусульманских групп. [7] В последние годы многие вновь стали использовать этот ярлык как средство идентификации и политического единства, что дало начало движению «кирдитуд». [8]

Считается, что Кирдитуд возник как движение против преимущественно мусульманской политической базы фулани для Майгари Белло Буба во ПРООН время избирательной кампании 1991 года. [4] Этот термин признан только в регионах Крайнего Севера и Севера, хотя он не используется в регионе Адамава , Фуфульде Матчубе, означающий «раб» или «слуга». вместо него используется термин [4] Большинство групп, признанных под общим термином «народы кирди», говорят на афро-азиатских языках , хотя некоторые говорят на нигеро-конголезских языках, это зависит от географического рассредоточения групп, хотя все еще есть группы, считающиеся кирди, которые остались в пределах управление Нигерией в отличие от Камеруна. [16] Как и Камерун , кирди представляют собой огромное множество разнообразных языков, некоторые из которых различаются целыми языковыми семьями. [8]

Историческое значение слова кирди лучше всего можно перевести следующим образом: «все те, кто не был мусульманином и поэтому мог быть подвергнут рабству » . Те, кто отверг обращение в ислам или был низведен как просто данник во время эмирата Адамава, были захвачены в рабство. Именно здесь термин кирди получил свое применение. Однако авторы перепрофилировали этот термин, чтобы охватить общую собирательную группу, не объединенную языком, обычаями или религией, а конкретное отрицание одной религии, а также исторические народы гор Мандара . Поэтому Кирди стал интерпретироваться в контексте группы людей, объединенных социальной идеологией, которая делает упор на сопротивление в целом.

Республика Камерун , место проживания большинства Кирди, возникла в начале колонизации повстанческих мусульманских групп. К 1400-м годам европейцы начали свою оккупацию, например, из Камеруна, который затем был разделен между северным и южным регионами Францией и Великобританией. После Второй мировой войны они перешли под опеку Организации Объединенных Наций в качестве опеки ООН, ожидая, что кирди будет предоставлено собственное самоуправление, что казалось перспективным, поскольку большинство политических групп начали формироваться из групп населения. [7] В течение одиннадцатого века и далее в девятнадцатом веке мусульмане фулани из бассейна Нигера мигрировали в Камерун , это продолжалось и в девятнадцатом веке. [3] Население фулани выросло на побережье и в южной части Камеруна и превратило ранее существовавших жителей. [4] В конце 1770-х и начале 19-го века фулани, исламский скотоводческий народ западного Сахеля , завоевали большую часть того, что сейчас является северным Камеруном, подчинив или вытеснив его преимущественно немусульманское население. [3]

В 1960 году Камерун провозгласил свою независимость и на всенародном референдуме принял конституцию. [3] К 1972 году конституция была изменена, по сути, устанавливая однопартийное государство. [3] Ахмаду Бабатура Ахиджо , мусульманин фулани из Французского Камеруна, оставался у власти с 1960 года до своей смерти в 1989 году. [4] В последние годы кирди добивались представительства от таких партий меньшинств, как Социал-демократический фронт (СДФ), противостоящих Национальному союзу за демократию и прогресс (ПРООН), в котором доминируют фулани. [4] Христианские миссионеры в последние годы добились определенного успеха среди кирди. [4] Среди главных личностей Кирди - Люк Аянг и Этьен Холлонг. [7]

Христианские миссии в последние годы добились определенного успеха среди кирди. Хотя кирди обычно имеет значение « языческий », в отличие от фулани и других мусульманских групп, не все они практикуют атавистические обычаи и языческие ритуалы, многие из них обратились в христианство и все чаще идентифицируют себя как христианский политический блок, в отличие от мусульмане, выступающие против блоков. [7]

Исламизация во время джихада Фулани

[ редактировать ]

Кирди — исторический народ гор Мандара , а также исторический народ Крайнего Севера Камеруна . [4] В девятнадцатом веке исламский ученый и джихад Модиббо Адама начал колонизацию Фулани. Эта массовая миграция привела к тому, что более 60 процентов общей численности населения региона составляют представители народа фулани , не коренного населения этого региона. [17] Великое перемещение исторических жителей этих регионов началось в начале девятнадцатого века из того, что впоследствии стало известно как эмират Адамава . [17] Колонизация фулани в конечном итоге привела к тому, что фулани стали выдающимся народом в регионе. Учитывая, что фулани не являются коренными жителями этого региона, то, что они стали доминирующим населением, является выдающимся достижением.Модиббо Адама был ученым фулани и святым воином . Прежде чем возглавить джихад, он был учеником школы ислама . Его наставником был учение мистика Фулани Усмана дан Фодио . Правление Адамы продолжалось с 1806 года до его смерти в 1847 году. [17] Модиббо Адама завоевал регион Фомбина, который в настоящее время составляет территории современных Камеруна и Нигерии . [17] Его действия открыли возможность большему количеству его людей войти в регион и заявить права на эту территорию как на свою. Объявив свой собственный джихад , как это сделал Усман в северных регионах Чада , Адама вошел в этот регион в сопровождении легиона людей, посвятивших себя преобразованию региона, под которым проживали эти племена . Адама встретил Усмана в 1806 году, вероятно, в Гванду . [17] Там они узнали, что его намерением было расширить свой джихад на восток, в Фумбину. Целью якобы было обращение различных кирдинских (языческих) народов в ислам. Оказавшись под контролем региона, Адама предоставил вражеским странам два варианта: либо принять ислам , либо подчиниться потере автономии и стать зависимым государством . Те группы, которые сформировали свое собственное грозное сопротивление, но не имели структурной целостности, доступной в странах, одаренных централизованным правительством , имели только один выход: стать рабами . [17] Затем кирди стали группой, у которой не было правительства, чтобы противостоять вторжению фулани, и поэтому они стали рабами фулани и находились под их репрессивным правлением, пока не подчинились исламу. По сей день многие из народов, которые сопротивлялись обращению во времена Эмирата Адама, до сих пор не являются мусульманами . Серьезные изменения произошли на основе наследия Модибо Адамы даже после того, как суверенитет его халифата был потерян в пользу других держав с юга. Новообращенные в ислам изучали арабскую письменность и изучали Коран (DeLancey, 2010). Это привело к повышению уровня грамотности в регионе, где грамотность практически отсутствовала. В то время как кирди, как правило, занимались оседлым возделыванием своей земли, фулани и связанные с ними группы были в основном скотоводами , что привело к резкому изменению земли на ту, которая лучше подходит для скота. Вырубка лесов фулани навсегда изменила землю Северного плато .

Лишение избирательных прав

[ редактировать ]

Как и многие африканские государства к югу от Сахары, у Камеруна была бурная история правления авторитарных правящих властей, их первым президентом был мусульманин фулани Ахмаду Бабатура Ахиджо . [7] Кирди пришлось бороться с дискриминацией и лишением избирательных прав со стороны многих других сил, особенно тех групп, которые в прошлом проводили кампании по обращению совокупности общин в ислам . [3] В настоящее время религиозная демографическая группа Республики Камерун составляет чуть меньше половины мусульман, в основном сконцентрированных на побережье общинами банту , в то время как кирди, как правило, проживают в саванне дальше вглубь страны на севере. [16]

расположенный в Западной Африке, Камерун, представляет собой вытянутый треугольник, известный как миниатюрная Африка или микрокосм всей Африки. Многие из основных продуктов питания кирди возникли под влиянием торговли и эксплуатации со стороны европейских держав. [18] Это влияние пришло сначала с приходом британцев в 1800 году, затем французов, а затем немцев . Хотя другие кухни из Китая, Италии и России проникли в северный регион Камеруна , столица Камеруна Яунде является мегаполисом в Африке. [19] У кирди есть некоторые традиционные блюда, характерные для их конкретного региона, которые отражают некоторые из многих основных продуктов питания, общих для Западной Африки. [19] Самым популярным продуктом питания является фуфу , под которым обычно понимают тесто, приготовленное из вареных и растертых крахмалистых продуктов, таких как мандиока , бананы , ямс , маниока или маланга . В некоторых рецептах в фуфу добавляют жир для дополнительного обогащения. Этот жир может быть получен из животных или растений.Местные ингредиенты включают в себя следующие основные продукты питания в Камеруне: маниока, ямс, рис, подорожник, картофель, сладкий картофель , кукуруза, фасоль , просо , широкий выбор кокояма и множество овощей. дыни , тыквы и фасоль . Также выращиваются [18]

Лечебная практика

[ редактировать ]

В Камеруне, как и в других странах Западной Африки, уровень смертности намного превышает аналогичный показатель в развитом мире. [20] Ситуация постепенно улучшается благодаря глобальным инициативам, которые помогли доставить в регион вакцины и западную медицину. Прилежные работники приехали в местные общины, чтобы помочь специалистам и предоставить оборудование, установив связь между традиционной медициной и западной медициной . Однако сохраняющиеся высокие показатели смертности свидетельствуют о значительном влиянии инфекционных заболеваний и высоком риске смертности во время беременности и родов. Респираторные заболевания остаются одной из ведущих причин смертности. [20] Чтобы смягчить суровые условия, с которыми приходится иметь дело пастушеским общинам Крайнего Севера Камеруна, международные организации здравоохранения вложили средства в понимание этноботаники этого региона и тысячелетних традиционных медицинских практик, которые принесли некоторое облегчение перед многосторонними инициативами в области здравоохранения. . Эти медицинские практики включают употребление сырых растений, методы сырой экстракции, отвары и ферментации . процессы [20] Растения, используемые в медицинской практике, включают Cissus fourangularis , который имеет большое значение для Фали в Камеруне, который, как сообщается, омывает своих мертвецов отваром растения. [21]

Духовные практики

[ редактировать ]

Кирди, в соответствии со своими традиционными обычаями до джихада , исповедовали языческие верования. Эти убеждения были идентифицированы как монотеистические . [22] Последователи религии Фали хранят эту веру на протяжении тысячелетий. Их убеждения включают в себя существование всемогущего бога- творца . Этот превосходящий всеобъемлющий характер по сравнению с Фали и подобными ветвями назвал его Муттафом, хотя для той же общей концепции были приняты и другие названия. Фали верят, что помимо бога-творца есть еще один бог по имени Она, который стал обозначать мать-землю . Божество Она использовалось как синоним планеты Земля. [22] Когда фали говорят о планете, почве , природных ресурсах и течении времени, они делают это в отношении Она. [22] Она вместе с Муттафом отвечает за создание всего сущего. Эти творения, приписываемые божеству, известному как Муттаф, варьируются от родственников, предков, отдельных людей, природных ресурсов Земли, включая Землю, неба и всего остального. Однако Муттаф не является единственным творцом всего сущего, как, например, монотеистический бог, принятый в авраамических религиях , а, скорее, они идентифицируют его как чисто того, кто необнаружим для человеческого разума . В области, где исламская мысль просачивается в другие религиозные секты, запрещено изображать бога Муттафа, поскольку по самой своей природе он выступает против ограничения любыми способами выражения. Были случаи, когда насилие возникало из-за рисунков Муттафа. Кроме того, религия включает в себя сверхъестественных существ, то есть людей, которые боролись за сохранение своих атавистических убеждений, находясь под влиянием таких религий, как ислам . [22] Они создают одно царство, где обитают люди, другое царство святых божеств и третью промежуточную вселенную, которая взаимодействует с обоими, где существуют сверхъестественные существа. Этих духов можно вызвать и связаться с последователями Фали, чтобы простить святые божества от имени верующего. [22] Некоторые из этих сверхъестественных божеств промежуточного царства включают джиннов, способных исполнять желания, священных крокодилов, которых следует желать и восхвалять, и черную змею. К 2009 году все большая часть Фали Кирди обратилась в христианство, хотя многие из этих обращенных все еще сохраняют свой синкретический догматизм . Общая численность населения Фали превышает 250 000 человек, что примерно соответствует населению Суринама (2017 г.). В настоящее время 99 процентов Фали являются христианами. Наиболее известные церкви на земле Фали, расположенной в северо-западном регионе Камеруна, являются католическими , баптистскими и EYN, при этом несколько пятидесятнических церквей. в последние дни появилось [22]

  1. ^ «Refworld | Оценка Кирди в Камеруне» .
  2. ^ Перейти обратно: а б Стивен Нельсон, От Камеруна до Парижа: Архитектура Мусгума в Африке и за ее пределами (2007). Издательство Чикагского университета: стр. 155.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Проект «Меньшинства в опасности», Хронология Кирди в Камеруне, 2004 г., доступно по адресу: https://www.refworld.org/docid/469f38751e.html [по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к ДеЛэнси, доктор медицинских наук, и др. Исторический словарь Республики Камерун. Исторические словари Африки, № 113, 2010 г. Доступно по адресу: http://shcas.shnu.edu.cn/_upload/article/files/0e/08/4b0564f84fd9b9a65bde70ec5e4a/67ccaabe-3afc-4fb2-9df9-b7b27b0ebc0a.pdf [ по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
  5. ^ Герт Чези и Рудольф Крейцер. Последние африканцы (1977). Перлингер: с. 18.
  6. ^ Всемирная книга фактов ЦРУ. 2006. «Народ Камеруна – 2006. Доступно по адресу: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/cameroon/.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нго, Виктор Юлиус, Политическая эволюция Камеруна, 1884–1961. Диссертации и тезисы, 1979. Доступно по адресу: https://doi.org/10.15760/etd.2924.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Вубо, Эммануэль Йеншу, Управление этническим разнообразием в Камеруне на фоне социальных кризисов, Cahiers d'études africaines, 2008 г. Доступно по адресу: http://journals.openedition.org/etudesafricaines/15159 [по состоянию на 19 апреля 2019 г.]
  9. ^ Бленч, Роджер (2019). Атлас нигерийских языков (4-е изд.). Кембридж: Образовательный фонд Кей Уильямсон.
  10. ^ (Джеймс Стюарт Олсон, редактор) (1996) «Фали», Народы Африки: Этноисторический словарь. Гринвуд: с. 174-175.
  11. ^ Кваче, Илия Яме (2016): Народ камве Северной Нигерии: происхождение, история и культура. Prudent Universal Press and Publishing Company Ltd Кадуна, Нигерия
  12. ^ Фред Заал (1 апреля 2016 г.). Устойчивое управление земельными ресурсами в тропиках: объяснение чуда. Рутледж. стр. 145–. ISBN   978-1-317-04776-6 .
  13. ^ «Мастер муравьев-убийц», PBS, Nova, ноябрь 2007 г.
  14. ^ Гордон, Раймонд Г. младший (редактор) (2005): «Мусгу». Этнолог: Языки мира, 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 2 февраля 2007 г.
  15. ^ Гордон, Раймонд Г. младший (редактор) (2005): «Тупури». Этнолог: Языки мира, 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 7 июня 2006 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Проект «Меньшинства в опасности», Оценка Кирди в Камеруне. МАР. Проект AMAR, 2006 г., доступно по адресу: http://www.mar.umd.edu/assessment.asp?groupId=47101 . [по состоянию на 11 сентября 2020 г.]
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонстон, HAS (1967): Империя Фулани Сокото. Глава 8: «Джихад в Адамаве и Баучи». Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  18. ^ Перейти обратно: а б Планета, Одинокий; Хэм, Энтони; Гросберг, Майкл; Лакхэм, Нана; Марич, Весна; Рейнджер, Хелен; Зиг, Кэролайн; Смит, Хелена; Луи, Реджис-стрит; Стайлз, Пол; Батлер, Стюарт (1 сентября 2017 г.). Одинокая планета Западная Африка. Одинокая планета. ISBN   9781787012462 - через Google Книги.
  19. ^ Перейти обратно: а б Мбаку, Джон Мукум (2005). Культура и обычаи Камеруна. Вестпорт, Коннектикут [ua]: Greenwood Press. ISBN   0-313-33231-2 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Куэте В. и Эфферт Т. (2010). Камерунские лекарственные растения: фармакология и производные натуральные продукты. Границы фармакологии, 1, 123. https://doi.org/10.3389/fphar.2010.00123.
  21. ^ Ханс Дитер Нойвингер, (1996) Африканская этноботаника, яды и лекарства: химия, фармакология, токсикология. CRC Press: с. 33.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мухаммад Зухди Якан (1999). «Фали», Альманах африканских народов и наций. Транзакция: с. 309.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adb92ca8ba4e827627e8ee3bbd8e39be__1711551120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/be/adb92ca8ba4e827627e8ee3bbd8e39be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kirdi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)