Падение людей
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
800 (1982) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Утро , Дуала , Малимба , Мокпве , Вумбоко | |
Религия | |
Преимущественно христианство , африканская традиционная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Коконы , Петухи , Бамбук , Дуала , Лимба , Мунго , Вовеа |
Субу исубу ( , , исуву , бимбианцы ) — банту этническая группа населяющая часть побережья Камеруна . Наряду с другими прибрежными народами они принадлежат к камерунской сава этнической группе . Они были одним из первых камерунских народов, вступивших в контакт с европейцами, и за два столетия стали влиятельными торговцами и посредниками. При королях Вильгельме I Бимбиа и Молодом короле Вильгельме исубу образовали государство под названием Бимбия .
История
[ редактировать ]Ранние перемещения населения
[ редактировать ]Преобладающая устная история исубу утверждает, что эта этническая группа родом из Мбоко , области к юго-западу от горы Камерун . [ 2 ] Традиция делает их потомками Исуву на Монанга , который привел их миграцию на западный берег устья реки Вури . Когда потомок Исуву по имени Мбимби стал королем, люди стали называть свои территории Бимбией . [ 3 ]
Королевство Бимбиа
[ редактировать ]Португальские торговцы достигли устья Вури в 1472 году. В течение следующих нескольких десятилетий все больше европейцев приехали исследовать устье и питающие его реки, а также основать торговые посты . Исубу взяли на себя роль посредников, торгующих слоновой костью , орехами кола и перцем из внутренних районов страны. Однако основным товаром были рабы , большинство из которых направлялись на плантации на близлежащих островах, таких как Аннобон , Фернандо-По , Принсипи и Сан-Томе . [ 4 ] К 16 веку Исубу уступали в торговле только Дуала . Самые ранние торговцы Исубу, вероятно, были вождями или старостами . [ 5 ] Бимбия, основное поселение Исубу, быстро росло.
Европейские торговцы делали все возможное, чтобы поддерживать дружественных вождей в борьбе с их соперниками, хваля их такими титулами, как король , принц или вождь . Вождь исубу по имени Байл стал лидером исубу как король Уильям, хотя Дик Мерчант из деревни Диколо и другие вожди в конечном итоге выступили против его господства.
британские К середине XIX века торговцы стали доминирующим европейским присутствием в регионе, и Корона использовала их для обеспечения отмены работорговли в заливе Гвинейском . В 1844 и 1848 годах король Вильгельм подписал договоры о борьбе с рабством. В обмен торговцы ежегодно дарили ему алкоголь, оружие, ткани и другие товары. [ 5 ] Уильяма также попросили запретить действия, которые британцы считали варварскими, например, принесение в жертву жены вождя после его смерти. [ 6 ] С благословения Уильяма Бимбия стала прибежищем для репатриированных рабов и беглецов от незаконной торговли, которая продолжалась еще много лет.
Британцы также стремились обучать и христианизировать бимбийцев. [ 7 ] Король Вильгельм отвергал первых миссионеров, потому что не был согласен с их настойчивостью в молитве и противодействием многоженству . Однако в 1844 году Джозеф Меррик убедил Уильяма позволить ему открыть церковь и школу в Бимбии. [ 8 ] В 1858 году испанцы вытеснили протестантских миссионеров со своей базы в Фернандо-По. Король Вильгельм продал часть своих владений миссионеру Альфреду Сакеру , который затем основал Викторию (сегодня известную как Лимбе ). К 1875 году в Виктории и других поселениях возникли многочисленные миссии и школы. Виктория представляла собой смесь освобожденных рабов, рабочих камерунцев и христианизированных камерунцев из различных прибрежных групп. камерунский пиджин-английский В это время начал развиваться .
Общество исубу коренным образом изменилось под влиянием европейской торговли . Европейские товары стали символами статуса , а некоторые правители назначали западных торговцев и миссионеров советниками. Большое количество Исубу разбогатели, что привело к росту классовой напряженности. Обострилась конкуренция между прибрежными группами и даже между родственными поселениями. Между 1855 и 1879 годами одни исубу участвовали как минимум в четырех конфликтах, как внутренних, так и с конкурирующими этническими группами. Торговцы воспользовались этой атмосферой, и начиная с 1860 года немецкие, французские и испанские купцы установили контакты и ослабили британскую монополию. Дуала добился фактической гегемонии в торговле через устье Вури, а у Исубу осталось мало власти. Молодой король Вильгельм был практически бессилен, когда стал преемником своего отца в 1878 году. [ 9 ]
Немецкая администрация
[ редактировать ]В июле 1884 года исубу оказались частью Германской империи после аннексии Густавом Нахтигалем . Прибрежная территория стала сердцем новой колонии, но расцвет Бимбии и земель Исубу уже прошел.
Прибытие немцев на материк означало конец монополии прибрежных народов на торговлю. Годы контактов с жителями Запада и высокий уровень грамотности позволили грамотному высшему классу клерков , фермеров и торговцев Исубу появиться в Виктории и Буэа. Этот класс был знаком с европейским законодательством и конвенциями, что позволяло им оказывать давление на немецкое колониальное правительство с помощью петиций, судебных разбирательств и групп с особыми интересами , чтобы они выступили против непопулярной или несправедливой политики. [ 10 ]
Британская администрация
[ редактировать ]В 1918 году Германия проиграла Первую мировую войну, и ее колонии стали подмандатными Лиги Наций . Британцы стали новыми колониальными правителями земель Исубу. Великобритания объединила свою часть Камеруна с соседней колонией Нигерией, установив столицу новой провинции в Буэа. Британцы практиковали политику непрямого правления , доверяя большие полномочия вождям Баквери и Исубу в Буэа и Виктории. Шеф Манга Уильямс из штата Виктория стал одним из двух представителей Восточной палаты собрания Нигерии . Его сменил другой Исубу, Джон Манга Уильямс .
География
[ редактировать ]
Исубу в основном сосредоточены в округе Фако Камеруна Юго-Западной провинции . Их поселения расположены в основном вдоль побережья или внутри страны, к востоку от Лимбе и к западу от Дуалы . Они занимают побережье прямо к востоку от Вовеи , их главное поселение находится в Бимбии. Город Лимбе представляет собой смесь исубу и других этнических групп.
Культура
[ редактировать ]Сегодня Isubu делятся на городские и сельские. Жители городов зарабатывают на жизнь рядом квалифицированных и неквалифицированных профессий. Сельские исубу работают рыбаками и фермерами, в основном за счет прожиточного минимума.
Язык
[ редактировать ]Ису — язык исубу. Кроме того, многие исубу говорят на дуала или мокпве , языках дуала и баквери соответственно. Ису входит в группу банту нигерско -конголезской языковой семьи . [ 11 ]
Кроме того, люди, которые посещали школу или жили в центре города, обычно говорят на европейском языке. Для некоторых Isubu это французский язык ; для других это камерунский пиджин-английский или стандартный английский. Сегодня все большее число англоязычных людей вырастает с пиджином в качестве своего первого языка. [ 12 ]
Религия
[ редактировать ]Исубу в основном были обращены в христианство с 1930-х годов. евангелические Доминируют конфессии, особенно баптистская церковь. Тем не менее, остатки дохристианского поклонения предкам сохраняются.
Искусство
[ редактировать ]Исубу участвуют в ежегодном Нгондо , традиционном фестивале Дуала, хотя сегодня на него приглашены все прибрежные народы Камеруна. Основное внимание уделяется общению с предками и обращению к ним за советом и защитой на будущее. Празднества также включают в себя вооруженные бои, конкурсы красоты , гонки на пирогах и традиционную борьбу . [ 13 ]
Классификация
[ редактировать ]Исубу — это банту по языку и происхождению. В более узком смысле они относятся к савам или прибрежным народам Камеруна.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Именно такое количество носителей ису сообщает журнал Ethnologue. Большинство исубу говорят на языке мокпве или дуала , поэтому это число вводит в заблуждение.
- ^ Выкуп 50-1.
- ^ Выкуп 51.
- ^ Искупление 68.
- ^ Перейти обратно: а б Искупление 73.
- ^ Остин и Деррик 66.
- ^ Остин и Деррик 67.
- ^ Искупление 102.
- ^ Эланго 55.
- ^ Деррик 107.
- ^ «Ису», Этнолог .
- ^ «Пиджин, Камерун», Этнолог .
- ^ Путеводитель 126.
Ссылки
[ редактировать ]- Остин, Ральф А., и Деррик, Джонатан (1999): Посредники рек Камеруна: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Криспин, доктор Петтанг, директор. Камерун: Туристический путеводитель. Париж: Les Éditions Wala.
- Деррик, Джонатан (1990). «Колониальный элитизм в Камеруне: случай Дуала в 1930-е годы». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках. Пэлгрейв Макмиллан.
- Эланго, Ловетт З. (1990). «Торговля и дипломатия на побережье Камеруна в девятнадцатом веке, 1833–1879: случай Бимбии». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках. Пэлгрейв Макмиллан.
- Фансо, В.Г. (1989). История Камеруна для средних школ и колледжей, Том. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd.
- Гордон, Раймонд Г.-младший (редактор) (2005): « Ису ». Этнолог: Языки мира , 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 6 июня 2006 г.
- Гордон, Раймонд Г. младший (редактор) (2005): « Пиджин, Камерун ». Этнолог: Языки мира , 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 6 июня 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Они живут вместе
- Народ Сава (на французском языке)