Jump to content

Нсо люди

Народ нсо происходит из травяных полей Баменда западе Камеруна на северо - . Их традиционный язык — Ламнсо (язык Нсо), а столица — Кумбо , где находится Дворец Фон.

Краткая история

[ редактировать ]

Народ Нсо мигрировал из Тикари в регионе Адамава в Камеруне, когда после смерти вождя Тинки в 1387 году произошла кровавая смена власти. Возведение на престол Мвеинга как преемника Тинки отодвинуло всех соперников на трон от Кими. Нгоннсо, основательница династии Нсо, оставила Кими с несколькими последователями вместе с ее братьями Нчаре Йен и Мбомбамом и их последователями. Расставшись со своими братьями, Нгоннсо и ее последователи сначала поселились в Мбонсо, затем в Ндзеннсо, Ковифем, Таависа (в целях безопасности), снова в Кувифем, затем в Кимбо (Кумбо). Племя получило свое название от Нгоннсо и является одним из крупнейших племен Камеруна. [ 1 ]

Правительство

[ редактировать ]

Доколониальный период

[ редактировать ]
Шапка народа нсо, вышивка бисером на рафии волокне ( Линден-музей , Штутгарт, Германия)

Фон . — традиционный правитель Он является одновременно главой традиционного правительства и главным религиозным авторитетом, отвечающим за счастье предков. Фону в его обязанностях помогают семь знатных людей, называемых Вибайс . Эти вибаи — шуфаи , позиции которых определяются довольно запутанной историей. К ним относятся Шуфай Ндзендзев, Танкум, Дох, Руун, Ценлах, Лунь и Ювар. На протяжении многих лет другие шуфаи назначались Фоном Нсо без какого-либо серьезного политического влияния, за исключением того факта, что они получали места в нижних рядах сидячих мест во дворце. Его власть контролируется регулирующими группами, такими как «Нгверонг» (также «Нверонг»), которая, по сути, является подразделением безопасности правительства и обеспечивает соблюдение решений, принимаемых Фоном. Нверонг несет полную ответственность за возведение на престол нового Фона. Он также отвечает за замену Фаиса и Шуфаиса после смерти действующего президента. Члены королевских семей (кроме Фонов) не могут стать членами Нверонга. «Нгири» напоминает Нверонг, но предназначен только для принцев. Новые фоны выбираются из группы подходящих принцев по системе, хранящейся в секрете от подходящих, что устраняет возможный источник коррупции.

Принцев зовут Вонто , и они регулярно встречаются в присутствии Фона, чтобы обсудить семейные дела. [ нужна ссылка ] Есть и другие фоны, которые обычно выступают в качестве советников фон Нсо. Существование этих фонов сегодня означает эволюцию в истории народа нсо. Большинство из них когда-то были лидерами независимых племен, которые посредством войны, мирных переговоров или общих исторических событий пришли к подчинению Фон Нсо. Они единственные (наряду с иностранными фонами), которым разрешено приносить свои места ( кавы ) во дворец Нсо. К ним неистощимо относятся Фоны Оку, Мбиами, Нсе, Нкар, Гван, Килуун, Нгашонг, Ншоков, Гварканг, Тааба и т. д. Фоны Оку и Мбиами когда-то были князьями Нсо. Все фоны Нсо и Шуфай Ндзендзевы являются членами как Нверонга, так и Нгири. [ нужна ссылка ]

Общество Нсо разделено на группы по происхождению. Каждую группу родословной возглавляет «Фай». Традиция предписывает, чтобы Фай не пожимал руку. Фаисов можно узнать по ожерельям из стеклянных бус и причудливым тростям. Фай учреждается Фоном. Других лидеров называют шейсами, и они находятся на уровень ниже фаисов. [ нужна ссылка ]

Колониальный период

[ редактировать ]

В результате Берлинской конференции в 1884 году Камерун вошел в состав Германской империи. [ 2 ] Косвенный контакт имел место в пятнадцатом веке, когда португальцы прибыли на северное побережье современного Камеруна, но немецкий исследователь доктор Ойген Цинтграфф установил первый прямой европейский контакт с бафутами в апреле 1889 года. Отчет о первом контакте между нсо а немецкий язык получен из устных пересказов старейшин Нсо и немецких отчетов, которые в настоящее время хранятся в Национальном архиве в Яунде. В первом контакте приняли участие восемь-десять европейцев из экспедиционного корпуса подполковника фон Павла с января 1901 по 1902 год. [ 3 ] Они выступили из Бабунго и 12 января разбили лагерь в Сове, где получили в подарок от Фона барана. [ 4 ] Лейтенант фон Павел отметил, что первый контакт с народом нсо в Банссо был дружеским. Согласно устной традиции, предполагалось, что причина последующих боевых действий против Нсо со стороны немецких войск основана на давней практике воинов НСО, которая заключалась в хранении черепов своих побежденных врагов в качестве трофеев. Когда немцев пригласили в Нсо манджонг , домик воинов, они увидели множество черепов, висящих на рельсах, и предположили, что люди Нсо — каннибалы. Военные действия начались в октябре-марте с прибытием новой, хорошо вооруженной экспедиции. Сообщалось, что эта новая группа жестоко избила мужчину и бросила его умирать, а также напала на одного пожилого человека. [ нужны разъяснения ] с прикладом пистолета. Эти агрессивные действия вызвали ответный удар со стороны НСО, которые напали на лагерь экспедиции примерно с 1200 человек. Предупрежденные о готовящемся нападении, они сожгли дворец и перенесли лагерь.

Ранний контакт между НСО и европейцами был отмечен чередой восстаний и сопротивления, которые в конечном итоге были подавлены европейцами. После того, как побежденная Нсо сдалась немцам, частью условий было предоставление местной рабочей силы для прибрежных работ и строительство дорог для их новой правительственной элиты. [ 4 ] Новая система налогообложения, управления и труда была навязана народу НСО империалистами, сначала немцами, а затем британцами.

Колониальная налоговая система подорвала Фон в его подчиненных княжествах институтом косвенного правления . Традиционно суб-вождества платили дань непосредственно фону, но с новой системой они собирали налоги и сохраняли часть налоговой комиссии, а затем передавали ее фону, который собирал ее для колониальной администрации. Фон также сохранит свою комиссию, превратив таким образом бывшую королевскую власть, возглавляемую Фоном и советом, в номинального главу, подчиняющегося Короне. Эта политика, намеченная европейскими империалистами, проводилась в жизнь региональными властями . Зачастую фон терял высокое одобрение своего народа, но сохранял благоприятное положение среди европейцев — при условии, что он сохранял их мандаты. [ 5 ]

Современное правительство

[ редактировать ]
Сем Мбингло I, представитель народа нсо в Кумбо.

После освобождения в 1960 году франкоязычный Камерун объединился с англоязычным Камеруном, образовав свою нынешнюю республику. Видя заблуждения и трудности колониального государства, молодое постколониальное правительство стремилось создать новое, самостоятельное государство, основанное на использовании самого государства в качестве основного источника производства. [ 6 ] На первый взгляд может показаться, что гибрид парламентского правления и традиционной фоновой структуры был создан для того, чтобы отдать дань уважения фундаменту, на котором построена нынешняя республика, но это было сделано для реализации нового типа косвенного правления. Хотя существует три классификации вождей, каждый класс выполняет функцию более крупного государства и превращает фонов в клиентов. Это делает местных жителей счастливыми, сохраняя их традиционные системы, и в то же время подрывает фон , не предоставляя ему истинной автономии. С изменением законодательства любой человек может быть привлечен к ответственности за неуважение или задержан за несоблюдение закона. [ 7 ]

Нынешний фон — Сем Мбингло I.

Гендерные роли

[ редактировать ]

В задачи женщин в доколониальный период входило выращивание урожая и детей. Это было стержнем мужской власти и статуса во всей Африке. Это явление глубоко анализируется в этнографии Мириам Гохин 1997 года « Мужчины владеют полями, женщины владеют посевами: гендер и власть на лугах Камеруна» . [ 2 ] В книге через социально-историческую призму для более глубокого анализа рассматривается борьба между полами за власть, существовавшая в вождестве Нсо и в колониальном/постколониальном государстве.

Доколониальная эпоха

[ редактировать ]

В доколониальной культуре Нсо разделение труда разделялось по гендерному и общественному признаку, при этом, как говорится в заголовке Гохина, мужчины владели полями, а женщины владели урожаем. Мужчинам каждой деревни было предоставлено право использовать земли, на которых обрабатывали их семьи (в первую очередь жены), либо по наследству , либо по наследству. Собранный с них урожай женщины продавали на рынках, а плоды своего труда отдавали мужьям. Несмотря на то, что мужчины Нсо, очевидно, взяли на себя ведущую роль в доминировании в обществе, включая как на национальном, так и на местном уровне, было замечено, что у женщин есть некоторые вещи. [ который? ] которые принадлежат им исключительно на том основании, что они женщины. На это ясно указывает тот факт, что земельные участки могут принадлежать мужчинам, но именно женщины контролируют урожайность за счет своего труда. Они традиционно решали, что будет с урожаем после того, как он был собран, и обычно вели натуральное хозяйство. Это то, что изменится с окончанием доколониальной эпохи. Гохин ясно заявляет, что гендер находится под угрозой в сложном историческом процессе, особенно в системах владения землей, внешней, внутренней политике и системах брака. Рассматривая сопротивление женщин традиционным моделям брака, Гохин задается вопросом, меняет ли это равновесие сил между двумя полами. Также возникает вопрос, может ли это сопротивление привести к появлению нового класса элит, поскольку только более образованные женщины из богатых семей могут изменить динамику власти и труда в семье.

Современные гендерные отношения

[ редактировать ]

В книге « Мужчины владеют полями, женщины владеют урожаем» Мириам Гохин подробно остановилась на гендерном неравенстве в сообществе Нсо. Это гендерное неравенство установлено идеологией гегемонии среди народа нсо. Согласно Грамши, «гегемония – это способы, с помощью которых правящая власть завоевывает согласие тех, кого она подчиняет; она осуществляется в культурных, политических и экономических формах, как в недискурсивных, так и в теоретических высказываниях» (Goheen 1996:12). . Гегемония — это дискурс, установленный в пользу правительства или любого общества для контроля над своим населением. Поэтому правительство или лидеры принимают законы, подкрепляющие эту идеологию. Следовательно, это привело к неравенству между мужчинами и женщинами Нсо. Это гендерное неравенство определяется субъективностью женщин по отношению к своим мужчинам, несмотря на то, что женщины считаются «хребтом страны» (Goheen 1996: 63). У нсо есть сельскохозяйственное общество, и большая часть их продуктов питания поступает от сельского хозяйства. Женщин Нсо называют «костяком страны», потому что они фермеры. Однако эти женщины не имеют никакой власти над тем, что они производят на фермах, кроме как кормить продовольственными культурами своих мужей и детей. Кроме того, эти женщины-фермеры не имеют никакой власти над своими фермами, поскольку эти фермы могут быть переданы им только их мужчинами. Кроме того, женщины Нсо считают своей обязанностью заботиться о продовольствии своих домохозяйств и находят в этом большую гордость и силу. Таким образом, в сообществе Нсо любая женщина, не являющаяся фермером, подвергается маргинализации со стороны общества, особенно со стороны женщин. Более того, несмотря на власть женщин как фермеров и «хребта страны», они не допускаются в совет мужчин. Это различие проводится потому, что мужчины Нсо считали своих женщин неспособными рассуждать. «Женщины, говорят мужчины, всегда должны слушать только мужчину. Они не могут рассуждать правильно, потому что им мешает сердце» (Goheen 1996:71). Только мужчины обязаны обсуждать общественные вопросы с вождем или другими лидерами на мужском совете.

Джуджу, духи в масках, являются важной частью культуры Нсо. (Слово « Джуджу » также может относиться к некоторому типу магии.) Джуджу появляется в важных случаях. В Нгверонге и Нгири (обществе принца) есть по семь джуджу, которые часто можно увидеть проходящими мимо по пути на празднование смерти одного из членов общества. Прохождение мимо джуджу, ведомого его проводниками и сопровождаемого детьми, представляет собой настоящее уличное представление. Другие джиджу включают группы, танцующие под барабаны и ксилофоны. [ нужна ссылка ]

Другая традиционная организация — «Мфу», общество воинов. В каждой деревне есть свое отделение со своим домом собраний, где группа собирается каждый восьмой день (традиционная неделя). Это место, куда мужчины в деревне могут прийти, чтобы узнать последние новости, а руководители деревни могут распространять информацию или организовывать деревенскую работу. Большинство домов Мфу богато украшены резными столбами как внутри, так и снаружи. Чтобы войти в дом Мфу, нужно надеть шляпу и абордажную саблю , а также принести чашу для питья, чтобы выпить «Мелу» ( вино из пальмы рафии ). Каждый член Мфу должен по очереди снабжать группу пальмовым вином. Когда участник проделал адекватную работу по «празднованию» Мфу, барабаны начинают танцевать. [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]

Нсо разделяет обширную культуру. Обычно это выставляется во время недели культуры фестиваля «Нгам Нгонсо». Этот фестиваль объединяет все различные аспекты традиций и культуры, присущие не только народу Нсо, но и другим племенам вокруг Нсо. «Джуджус» можно увидеть от дворца до других кварталов города Кимбо. Это хороший вид для посетителей и коренных жителей Нсо.

Исследования

[ редактировать ]
  1. ^ Сфр. Введение Роберта Хедингера в «Ламнсо» - словарь английского языка», основанное на незаконченных заметках Карла Гребе и Альфреда Венсу Чина.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гохин, Мириам. Мужчины владеют полями, женщины владеют урожаем: гендер и власть на пастбищах Камеруна . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета, 1997.
  3. ^ Варнье 2012 , стр. 110.
  4. ^ Перейти обратно: а б Варнье 2012 .
  5. ^ Варнье 2012 , стр. 66.
  6. ^ Бен Хуа 1995 .
  7. ^ Бен Хуа 1995 , с. 43.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бен Джуа, Наньтан (1995). «Косвенное правление в колониальном и постколониальном Камеруне». Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям (41): 39–47.
  • Варнье, Жан-Пьер (2012). «Часть III: Священное царствование Грассфилда». Камерунская цивилизация Грассфилдс (печать). Африканский коллектив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8aea4d905ee730fa33d989baaa5d209__1714383240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/09/a8aea4d905ee730fa33d989baaa5d209.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nso people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)