Люди Чамба
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Языки | |
Родственные этнические группы | |
Чамба — значительная этническая группа на северо-востоке Нигерии . Чамба расположены между нынешней Нигерией и Камеруном . [1] Ближайшими соседями Чамбы являются народы Мумуе , Джукун и Кутеп . В Камеруне преемники носителей леко и чамба разделены на несколько штатов: Бали Ньонга , Бали Кумбат , Бали-Гам , Бали-Гангсин и Бали-Гашу . [2] Это две этнические группы в Гане и Того, также называемые чамба, но они этнически различны. [3] Чамба идентифицируются по своему языку, верованиям, культуре и искусству.
Язык
[ редактировать ]Народ Чамба , также известный как Самба , Чамба , Цамба , Дака и Чамба-Ндаган , — этническая группа, проживающая в штате Адамава на северо-востоке Нигерии и в соседних частях северного Камеруна . [4] Они говорят на двух отдаленно родственных языках: чамба леко из языков леко-нимбари и чамба дака из дакоидных языков , оба из которых являются нигеро-конголезскими языками . [4] [1]
Носители чамба леко ограничены самой восточной частью центральной территории, по большей части на камерунской части современной границы. Остальные чамба говорят на языке дака». [1] Носители чамбы до сих пор говорят на других диалектах, которые различаются от места к месту. В центральной части проживают Чамба Дака (Сама Ннакеньяре). Эта территория находится на северо-востоке Нигерии, на границе с Камеруном в штате Адамава . [ нужна ссылка ]
Германия была первоначальной колониальной державой, аннексировавшей Шамбаленд, но когда Германия проиграла Первую мировую войну , эта территория в Африке была разделена Лигой Наций между Великобританией и Францией.
Убеждения
[ редактировать ]У народа чамба есть свои особые религиозные убеждения. [5] Традиционная религия Чамба основана на солнечном Боге-творце (Су) и духах-предках, живущих с этим создателем. Бог Солнца не взаимодействует с живыми существами, а духи предков взаимодействуют. [5] Считается, что мертвые ( вурумбу ) продолжают жить, но живут под землей. Они следуют тому же стилю и утонченности, что и люди, но считаются мудрее и обладают сверхъестественной силой. Считается, что особые люди среди чамба могут взаимодействовать с этими духами предков, и народ чамба почитает их. [5]
Народ Чамба был одной из целей джихада Фулани в 18 и 19 веках. Они были порабощены, и многие мигрировали на юг, в горы. В ответ они превратились в банды набегов, нападавших на рабские и торговые караваны. [5] [6] Меньшинство, или около 15%, народа чамба исповедуют ислам . [7]
Общество и культура
[ редактировать ]Чамба традиционно живут на лугах, выращивая основные зерновые и товарные культуры, такие как какао и кофе. Одной из основных культур, выращиваемых на ферме Чамба, является кукуруза . [8] Чамба состоят из разных кланов, которые могут иметь разные стили правления. Некоторых возглавляют женщины, мужчины или и те, и другие. [9] Эти кланы работают на основе коллективной веры в «авторитетную мужественность относительно пожилых мужчин и женщин». [10]
Чамба живут в деревнях. За пределами деревень находится необитаемый лесной массив, называемый Бушем. Ближайшие к деревне участки кустарника — это места, где чамба собирают материалы для разведения костров, изготовления утилитарных предметов, таких как корзины и циновки, охоты и собирательства. Эти участки кустарника доступны как мужчинам, так и женщинам. Внутренний куст считается более опасным и ассоциируется с мужским полом. [8]
Культы
[ редактировать ]Одной из форм социального контроля чамба является использование культов. Чамба Дака называет культы юп. Каждый джап связан с несчастьем или болезнью. Эти культы могут контролировать эти несчастья и лечить болезни в зависимости от того, как их члены выполняют ритуалы и осуществляют платежи. Каждый джап индивидуален и проводится по-своему, исходя из своих собственных правил и практик. Существуют как мужские, так и женские культы, членство в которых человек может получить только через процесс инициации. Ожидается, что члены культа будут хранить ритуалы, обряды и практики в секрете. Членство в культах может обеспечить защиту и безопасность от несчастий и болезней. [11]
Процессы инициации различны для культа каждого пола. Обрезание является частью мужского культа, посредством которого этот процесс позволяет мальчикам стать взрослыми. Для женщин маркером перехода к женственности является не инициация, а брак. Зачастую женщины не присоединяются к культам, пока не выйдут замуж. Для женских культов иногда вырывание зубов частью инициации является . Однако сейчас удаление зубов практикуется реже и варьируется в зависимости от региона и конкретной группы. [8]
Искусство
[ редактировать ]Это опытные художники, известные своей керамикой, изделиями из металла и скульптурой. [12] Кроме того, чамба изготавливают маски, которые исполняются по особым случаям. [8]
Маскирующая традиция
[ редактировать ]Маски, изображающие дикую природу, обычно состоят из деревянной маски и костюма из длинных волокон. Полный образ должен создавать иллюзию единого целого, при этом маска, костюм и исполнитель становятся единым целым. [8]
Один конкретный тип маски называется маской буйвола или кустарниковой коровы. У каждого клана Чамба обычно есть хотя бы одна маска кустарниковой коровы. Эти маски окрашены в разные цвета, чтобы определить, является ли маска мужской или женской. Некоторые кланы будут иметь как женскую, так и мужскую маску кустарниковой коровы. Черты маски состоят как из животных, так и из человеческих качеств. Рога маски кустарниковой коровы относятся к «предку самки кустарниковой коровы». Рот часто сравнивают с ртом крокодила. [8] Эти маски должны олицетворять силу куста. Маски используются в связи с такими событиями Чамбы, как обрезание, посвящение вождей и похороны. [13] Эти маски хранятся в кустах. Когда они выступают по особым случаям, маски покидают кусты и входят в деревню. Во время представлений маскарад будет танцевать. Некоторые сравнивают стиль танца со стилем нападения буйвола. [8]
Статуи
[ редактировать ]Статуи Чамбы фигуральные, обычно изображающие мужчину, женщину или мужчину и женщину одновременно. Фигуры обычно появляются в одинарной или двойной форме, в которой две фигуры прикреплены к основе. Эти статуи обычно изготавливаются из дерева или железа. Эти статуи были разделены на две категории в зависимости от их визуальной формы. Первая группа характеризуется своим объемом. Эти статуи часто вырезаются из цельного куска дерева. Руки согнуты, ноги согнуты. Руки отрываются от тела. Одна из интерпретаций этих поз заключается в том, что фигуры могут танцевать. В объемных статуях двойной формы две верхние части тела имеют одну пару ног. Для второй группы характерна столбчатая форма. Руки и ноги фигурки прикреплены к туловищу.
Считалось, что некоторые из этих статуй использовались в культовых ритуалах. Функция этих статуй широко неизвестна. Небольшие записи о том, в чем может заключаться эта функция, поступили от нескольких этнологов колониального периода. [14]
Известные люди
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рэймонд Бойд (1994). Исторические перспективы Чамба Дака . Рюдигер Кёппе Верлаг. ISBN 978-3-927620-47-6 . ;
Ричард Фардон, Рейдеры и беженцы: тенденции политического развития Чамбы, 1750-1950 гг. - ^ Фаулер, Ян; Зейтлин, Дэвид (1996). «Глава 1: Введение: Грассфилдс и Тикар». В Фаулер, Ян (ред.). Африканский перекресток: пересечение истории и антропологии в Камеруне . Книжные издательства. стр. 1–16.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. стр. 124–125. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Jump up to: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 258. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Чамба Религия
- ^ РИЧАРД ФАРДОН (1983), ХРОНОЛОГИЯ ДОКОЛОНИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧАМБЫ , Пайдума: Сообщения о культурных исследованиях, Том 29 (1983), страницы 67-92.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. стр. 124–125. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фардон, Ричард. (1990). Между Богом, мертвыми и дикой природой: интерпретации религии и ритуалов Чамбы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1560980443 . ОСЛК 24152561 .
- ^ Мюллер, Жан-Клод (весна 2001 г.). «Внутри, снаружи и наизнанку: маски, правители и пол среди ди и их соседей». Африканское искусство . 34 (1): 58–96. дои : 10.2307/3337735 . JSTOR 3337735 .
- ^ Бойд, Рэймонд, Фардон, Ричард (лето 1998 г.). «Спасенные песней: патриархат и женский опыт в рассказах Чамбы о «Девушке, которая хотела безупречного мужа» ». Журнал африканских культурных исследований . 11 (1): 5–25. дои : 10.1080/13696819808717823 . JSTOR 1771837 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фардон, Ричард. (1990). Между Богом, мертвыми и дикой природой: интерпретации религии и ритуалов Чамбы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1560980443 . ОСЛК 24152561 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательство Гринвуд. стр. 124–125. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Мюллер, Жан-Клод (весна 2001 г.). «Внутри, снаружи и наизнанку: маски, правители и пол среди ди и их соседей». Африканское искусство . 34 (1): 58–96. дои : 10.2307/3337735 . JSTOR 3337735 .
- ^ Фардон, Ричард. (2005). Колонка в томе: формальное нововведение в скульптуре Чамба . Крон, Кристина. Лондон: Шафран Букс. ISBN 1872843476 . OCLC 66265665 .