Лесные люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,000,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Лесной язык | |
Религия | |
Преимущественно ислам [1] | |
Родственные этнические группы | |
Игала , Йоруба , Нупе , Афемаи |
Народ Эбира — этническая языковая группа на севере центральной Нигерии .Большинство жителей Эбира родом из штата Коги и штата Насарава . [2] [3] Их язык обычно классифицируется как нупоидная разновидность бенуэ-конголезской ветви нигерско-конголезской языковой семьи. [4] До отделения штата Коги от штата Квара Окене считался административным центром говорящего на языке эбира народа в штате Коги , расположенном недалеко от слияния Нигера и Бенуэ . [4] С момента образования государства народ Эбира Тао преимущественно проживает в пяти местных органах власти штата Коги, а именно в Адави , Аджаокута , Окехи, Окене и огоримагонго. Они также встречаются в большом количестве в Федеральной столичной территории , Абудже и Насараве в Тото LGA. Кроме того, Эгани обитают в Аджаокуте LGA. Этуно каждый можно найти в Игарре, городах Агоримагонго , Окехи и Окене, со своим административным штабом. Эбира Кото находится в Коги и Котон Карфе LGA, Басса LGA, Локоджа в Коги и Абаджи LGA на Федеральной столичной территории, Акоко-Эдо LGA, штат Эдо . [5]
После десятилетий кампаний, интеллектуальных мозговых штурмов и организованных симпозиумов/конференций жители Эбира из различных анклавов добились того, чтобы в официальном бюллетене было общее название этой этнической группы, написанное как «Эбира».7
Ибрагим Охида, национальный секретарь Союза потомков Охику-Эбира (OEDU), в своем заявлении объявил о разработке.
Эбира — этническая группа, проживающая в некоторых частях Коги, Насаравы , Эдо и федеральной столичной территории (FCT).
В прошлом их по-разному называли Игбира, Эбирра, Эгбирра, Ибира, Ибирра и Эгбира.
По данным OEDU, официальный бюллетень с общим названием - Эбира - содержится в Официальном бюллетене Федеративной Республики Нигерия № 127, том 109 от 14 июля 2022 года.
Группа заявила, что принятие общего названия было сделано на основе соглашений, достигнутых в ходе консультаций с традиционными отцами и заинтересованными сторонами на съездах Окене и Котон Карфе в 2010 и 2021 годах соответственно.
«Союз потомков Охику-Эбира (OEDU) желает официально проинформировать членов нации Эбира о том, что Союз получил официальный бюллетень с согласованным общим названием ЭБИРА, записываемым ЭБИРА, для людей нации Эбира, включающих Эбира Опете, Эбира Миякан и Эбира. Этуно (Игарра)", - говорится в сообщении.
«Это содержится в Официальном вестнике Федеративной Республики Нигерия № 127, том 109 от 14 июля 2022 года.
«Как вам известно, принятие общего названия EBIRA осуществляется в соответствии с нашим соглашением после консультаций с нашими королевскими отцами, заинтересованными сторонами из трех зон и резолюциями на съездах в Окене и Котон Карфе в 2010 и 2021 годах соответственно.
«Это признание нашего общего происхождения и выражение желания быть так признанным по причинам единства, численной силы и повышения политической значимости среди сообщества этнических национальностей в Нигерии .
«Эта веха официального объявления нашего имени как EBIRA наступила двадцать лет назад. Поздравляем всех нас. Теперь нам нужно вновь посвятить себя и работать вместе для полного использования этого имени во всех наших официальных отношениях».
География
[ редактировать ]В новейшей истории народ Эбира населяет территорию к юго-западу от слияния рек Нигер и Бенуэ, хотя некоторые общины Эбира также проживают на северо-востоке от слияния рек. [6] территория, окружающая место слияния, представляет собой этнически разнообразную территорию с распространёнными культурными символами. [7] Эбираленд находится к северу от Эцако , к востоку от Йорубаленда и к западу от Игалаленда , здесь преобладают лиственные леса и скалистые холмы с открытой растительностью саванны. [8]
Основными районами местного самоуправления являются Адави, Аджаокута , Котон-Карфи, Окехи и Окене . [9] С приходом колониализма многие Эбира переехали на юг в поисках пахотных земель и работы в качестве фермеров-мигрантов. [10]
История
[ редактировать ]Ранние перемещения населения
[ редактировать ]О [человеческой миграции] народа Эбира в нынешний регион в основном предполагают устные предания. Однако большинство версий прослеживает миграцию джуконов государства Кварарафа , [11] к северу от реки Бенуэ и на территории современного штата Тараба . Один из остатков их следа из Кварарафы. [12] [13] Это табурет Опете, их символ власти и идентичности как группы внутри королевства, привезенный с собой и хранящийся в каком-то месте в Опете (получившем свое название от табурета), в современной Аджаокуте. Опете в настоящее время является титульным инструментом Одзуми из Окэне. После миграции из Кварарафы они первоначально поселились вместе с игаласами , и обе группы жили вместе около 300 лет. [11] [14] Спор между двумя группами привел к разногласиям, и Эбира двинулись на юго-запад от реки Нигер , в свою прародину под названием Эбира Опете, в область вокруг Аджаокуты . [15] Другие группы позже двинулись на юг и основали Окенгве, Убороро и Окехи. Исторически эти общины Эбираса представляли собой автономные единицы без центрального короля или признанных королевских семей, но управлялись лидерами родословных в своего рода геронтократии . Эбира покинули Иду после войны между Идой и Бенином около 1519–1521 годов. Они остановились в Итобе. Оставшаяся группа Эбира, покинувшая Иду, - это ИТААЗИ (Эбира Тао), ИГУ (Эбира Кото), ПАНДА (Эбира Тото, Насарава) АГАТУ (Эбира Бенуэ, отец Эбира МОЗУМ, который решил поселиться среди Басы и, наконец, ООН (Эбира Эте-Уно) , Эдо), которые решили поселиться за рекой Бенуэ вместе с ИТААЗИ, поселились в современном государстве Эдо. Все члены различных кланов Эбира Тао являются потомками ИТААЗИ, у них было пять (5) сыновей по имени (Адавируку). /Охизи, Ододо, Обаджи, Уга, Очуга/Оноту). У Охизи (Адавируку) было пятеро детей, которые являются прародителями пяти традиционных кланов Адави, названных в их честь. Они занимали современные Аджаокута, Адави, Окэне, Окэнгве, Окэхи. Эйка, Ихиара и Осиси среди других. [16]
Доколониальный и колониальный период
[ редактировать ]Во время завоевания Хаусаленда армиями религиозного и политического лидера Усмана Дана Фодио Эбира оказались в состоянии конфликта с военачальниками Фулани на севере и западе. В середине девятнадцатого века возникли две крупные общины, Игу (Котон Карфе), как их называли хауса , что означает «сильная земля», потому что они боролись за их завоевание, но так и не добились успеха и не были завоеваны. [17] Между 1865 и 1880 годами они сражались под предводительством военачальника Ачигиди Окино с джихадистами по имени Аджиномо, выходцами из Биды и Илорина . Однако фулани не завоевали Эбира, чему отчасти способствовала естественная защита их холмистой местности.
Британский интерес к Эбираленду начался с размещения поста Королевской Нигерской компании в Локодже . [18] [19] В 1898 году британцы аннексировали Илорин и Нупеленд под предлогом контроля над свободным потоком торговли. Они создали военный пост в Каббе к западу от Эбираленда , и вскоре Эбирас стал объектом аннексии . В 1903 году после большого сопротивления территория Эбира перешла под контроль Великобритании . [ нужна ссылка ] Для управления различными автономными деревнями британцы назначили центральную фигуру, которая представляла Эбирас. Первой из таких фигур была Уда Адиди из Эйки. [20] правивший до 1903 года, его сменил Омадиви, любимец британцев. [ нужна ссылка ] Омадиви был главой клана, который ранее воевал против джихадистов , но поддерживал торговлю с британцами. Во время его правления его власть над другими кланами была минимальной. Когда Омадиви умер, Адано был назначен, но правил недолго. В 1917 году был избран новый правитель Ибрагим, Ибрагима также звали Атта Ибрагим или Атта Эбираланда, он был внуком по материнской линии Омадиви. [21] Именно во время его правления британские колонисты ввели непрямое правление , что стало важным политическим событием, которое увеличило авторитет Атты. Ибрагим использовал свое положение главы местной власти Эбира для объединения автономных сообществ под своим политическим руководством, против чего выступали некоторые члены этих сообществ. [21] Он завоевал доверие британцев, которые доверили ему территории к северу от Эбираленда, такие как Локоджа. Ибрагим был обращенным мусульманином и способствовал распространению ислама в регионе. [22] Однако в 1954 году Ибрагим был сослан из-за политических интриг. Первая начальная школа в общине была расположена в его дворце, и многие из его детей получили образование, а некоторые в конечном итоге заняли видные должности в региональном и федеральном правительстве. На смену Ибрагиму пришел Сани Омолори, носивший титул Охинойи Эбираленда .
Религия
[ редактировать ]До появления христианства [23] [24] и ислама , люди Эбира практиковали форму африканской традиционной религии , в центре внимания которой был бог по имени Охоморихи , создатель дождя, который живет в небе. [25] Обряды выполняются, чтобы умилостивить бога, атрибуты которого включают наказание злодеев и вознаграждение хороших людей. Другими религиозными фигурами ниже Охоморихи являются ори (божества) и духи. В традиции Эбира существует вера в духовный мир, где живут умершие предки.
Культура
[ редактировать ]Семейная жизнь, питание и социальная система
[ редактировать ]В ранней истории народа Эбира семью возглавлял отец или самый старший мужчина, который выступал в качестве кормильца, религиозного лидера и защитника нуклеарной семьи ( Ире ). Другими важными социальными системами являются соединения ( Ohuoje ), которые состоят из родственных или родственных отцовских семей, Ovovu , внешние соединения, а затем родословные ( Abara ), состоящие из нескольких родственных соединений. [26] Клан ( Иресу ), который представляет собой сообщество родственных линий в Эбираланде, возглавляется Отару. Клановая идентичность обозначается символами, в основном животными, такими как леопарды, крокодилы, питоны или буйволы. Делами общины управляла группа старших членов мужского пола, каждый из которых представлял родственные линии. [27]
Основное занятие Эбираса — земледелие, они выращивают кукурузу, ямс, маниоку и овощи. [28] В девятнадцатом веке некоторые общины выращивали и продавали семена бени под названием «гориго».
Эбира также известны плетением одежды, ремеслами, прическами и очень трудолюбивы. [29]
У народа Эбира также есть особые способы приготовления еды, которые присущи только им и формируют их идентичность; Жители Эбира приносят в мир уве, сделанное из водяного батата и обычно из листьев определенного типа. Обычно это то, что мы знаем как мой-мой, но для красочной группы они делают этот мой-мой из водяного батата (Эвина), а не из типичных бобов, к которым привыкли многие нигерийцы. Традиционно его делают с каким-то особым отпуском. [30]
В современной общественной жизни Эбира с годами произошли изменения, хотя сельское хозяйство по-прежнему является доминирующим занятием, многие Эбира находятся под влиянием западной и современной нигерийской культуры и живут в городских поселениях. Такие модели поведения, как полигамия и тесные отношения с родственными родственниками, исчезают, и Атта или Охинойи больше не являются доминирующей политической властью на земле. Еще одна новая традиция, принятая охинойи , заключалась в раздаче титулов вождей лицам, названным «тару или охи», как это принято во многих других нигерийских культурах. [31]
Территория Эбира, такая как Аджаокута, стала космополитичной благодаря строительству сталелитейного завода в городе .
Фестиваль Экуэти
[ редактировать ]Фестиваль Экуэчи — наиболее широко отмечаемый традиционный праздник в общинах Эбира. [28] он проводится ежегодно, начиная с конца ноября и заканчивая концом декабря или января. Продолжительность фестиваля большая, потому что разные кланы выбирают даты, чтобы отметить фестиваль. «Эку» на языке Эбира представляет собой маскарад предков, а «Чи» означает «нисхождение». [32] В традиционной культуре Эбира существует вера в существование земли живых и земли мертвых, а также почитание земли мертвых выходцами из страны живых. [6] Таким образом, Экуэчи можно интерпретировать как духов предков, возвращающихся на землю. Считается, что участники маскарада, представленные на фестивале, имеют доступ к духовному миру, где обитают умершие родственники, наблюдая за поведением живых. Во время фестиваля эти маскарады доставляют добрые вести и предостережения из духовного мира. [33] Фестиваль также знаменует собой завершение года и начало нового. Главным выступлением во время фестиваля является выступление Экураху в маске, в котором основное внимание уделяется пению, игре на барабанах и пению. [34] [35]
Известные люди Эбира Происхождение
[ редактировать ]- Охинойи из Foreign Адо Ибрагим
- Мерси Джонсон, актриса Нолливуда
- Джозеф Макоджу, бывший управляющий директор [Lafarge WAPCo; NEPA и Данготе Цемент]
× Наташа Акпоти Сенатор
× Раджи Абдулла, герой времен независимости
- Яхая Белло, бывший губернатор штата Коги
- Абубакар Садику Охере
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мохуд Махмуд М. Джимба* (январь 2012 г.). «Мусульмане штата Коги: опрос» (PDF) . Исследовательская сеть Нигерии (NRN). Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2022 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ «История народа Эбира или Эбираленда (Итопа Анебира или Эте Эбира)» . Эбира Онлайн . 11 февраля 2022 г. Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ «Этнические группы в северо-центральном регионе принимают Эгбиру как общую идентичность – THISDAYLIVE» . www.thisdaylive.com . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Игбира | люди | Британика» . www.britanica.com . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «История народа игарра Акоко Эдо, штат Эдо » www.edoworld.net . Получено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Пиктон 2009 , с. 298.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. xxviii.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 3.
- ^ Список из 21 района местного самоуправления в штате Коги [ мертвая ссылка ]
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Адинои-Оджо 1996 , с. 36 .
- ^ «НЕПОБЕДЕННОЕ ПЛЕМЯ ЭБИРА ДАО ОКЕНЕ – Предварительный обзор We Africa» . НЕПОБЕДЕННОЕ ПЛЕМЯ ЭБИРА ТАО ОКЕНЕ – We Africa Preview . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Нвафор (17 апреля 2020 г.). «Кварарафа: перекресток самобытного африканского культурного единства» . Новости Авангарда . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Обаеми, Аде (1978). «Каканда: народ, история, идентичность» . Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (3): 1–21. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41854910 .
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 37.
- ^ «НЕПОБЕДЕННОЕ ПЛЕМЯ ЭБИРА ДАО ОКЕНЕ – Предварительный обзор We Africa» . НЕПОБЕДЕННОЕ ПЛЕМЯ ЭБИРА ТАО ОКЕНЕ – We Africa Preview . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 5.
- ^ Аянделе, Э.А. (1968). «Отношения между Церковным миссионерским обществом и Королевской компанией Нигера, 1886–1900» . Журнал Исторического общества Нигерии . 4 (3): 397–419. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41856763 .
- ^ «Информация о компании» . www.nipost.gov.ng . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Адинои-Оджо 1996 , с. 42.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 43.
- ^ Симва, Адрианна (15 января 2018 г.). «Как ♱христианство♱ пришло в Нигерию?» . Legit.ng — новости Нигерии . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Возвращение некоторых заключенных в тюрьму нигерийских предков. Газета Nation» . Газета «Нация» . 13 октября 2022 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 57.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 44.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Адинои-Оджо 1996 , с. 32.
- ^ III, администратор (27 января 2022 г.). «Фестиваль Ohueje Ohinoyi как новая туристическая достопримечательность на земле Эбира» . Blueprint Newspapers Limited . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Мои Мои войны; Эбира и ве против Восточной Окпа Угеде» . The Guardian Новости Нигерии – Нигерия и мировые новости . 24 февраля 2022 г. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Адинои-Оджо 1996 , с. 22.
- ^ Правда 2001 , с. 3.
- ^ Правда 2001 , с. 6.
- ^ Правда 2001 , с. 2.
- ^ админ (15 мая 2018 г.). «Необходимость реформ в культурных фестивалях Эбира - :: Kogi Reports ::» . Проверено 12 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основные исторические события на Земле Эбира
- Медиа-страница EbiraOnline.com об истории Эбира
- Отчет этнолога о языке эбира
Источники
[ редактировать ]- Пиктон, Дж (2009). «Ткань и труп в Эбире». Текстиль: Журнал ткани и культуры . 7 (3): 296–313. дои : 10.2752/147597509X12541451109839 . S2CID 52233865 .
- Адинои-Оджо, О (1996). Игра на перепутье: Социальное пространство как метафора в перформансах под маской Эбира (Тезис). Нью-Йоркский университет.
- Ододо, воскресенье (2001). «Театральная эстетика и функциональные ценности маскарадного ансамбля Экуэчи народа Эбира в Нигерии». Монографии по африканским исследованиям . 22 (1): 1–36.