Jump to content

Оболо люди

Андони
Пенс
Общая численность населения
3,000,000
Регионы со значительной численностью населения
Штат Риверс и штат Аква Ибом
Языки
Пенс
Родственные этнические группы
Иджав, Орон, Ибено, Идо и Охафия

Народ Оболо , [1] также известный как Андони [2] или Дони , являются многоэтнической группой в районе дельты реки Нигер в Нигерии . [3] [4] Люди оболо в основном проживают в штатах Риверс и Аква Ибом . Они также присутствуют в штатах Байелса, Кросс-Ривер, Абия и Энугу. [5]

Оболо занимают самый длинный участок бассейна реки Кросс мангрового пояса дельты Нигера, где также расположены крупнейшие месторождения нефти и газа в Гвинейском заливе . [6] [ нужна ссылка ]

Колокол Оболо (литой) из бронзы XII–XVI веков, собранный из Агвут-Оболо в 1904 году капитаном А. А. Уайтхаусом, в настоящее время. [ когда? ] экспонируется в Британском музее .

История и происхождение

[ редактировать ]

Документация о происхождении и миграции народа оболо скудна и фрагментирована. Самые ранние данные о миграции оболо относятся примерно к 12 веку до нашей эры .

Народ оболо (андони, идони или индо) существовал до колониальной эпохи и коммерческих контактов с европейскими торговцами. Они взаимодействовали с народами Бонни , Окрика , Калабари , Нкоро и Ибоно на территории нынешнего Ибено , а также с народами Окоро-утип и Мкпанак Ибено. [ нужны разъяснения ] В прошлом народ Оболо часто вел войны с Королевством Бонни и народом Огони . [7] хотя с последними они обычно поддерживают хорошие отношения. [8] Люди оболо мигрировали и поселились в различных частях дельты Нигера и Западной Африки в целом.

Британская экспедиция 1904 года

[ редактировать ]

До британской колониальной эпохи народ оболо был одним из первых, кто вступил в контакт с европейцами и торговал в основном с португальцами . [ нужна ссылка ] Они поклонялись национальному божеству по имени Йок-Оболо, основателю и духовному главе народа оболо, который, как говорят, после смерти был возведен в статус бога.

Христианство было принято на земле Оболо задолго до 1699 года. Когда Джон Барбот посетил Дони-Таун (Андони) в 1699 году, он заметил, что король Дони-Тауна принял христианство , и священников к нему регулярно присылали из Сан-Томе и Бразилии в качестве министров. Король Дони-Тауна также говорил по-португальски . [9] Тем не менее, йок-оболо по-прежнему боялись соседние племена, которые распространяли слухи об их свирепости в бою даже среди англичан. [10]

В 1869 году королю Джадже пришлось принести присягу на верность Йок-Оболо, прежде чем ему было разрешено основать свой новый город Опобо (1870 г.) на территории Андони . [ нужна ссылка ] Это было против воли епископа Аджайи Кроутера , который сетовал на то, что король Джаджа входил в «Сердце тьмы», когда он приехал в Оболо в 1869 году для переговоров о договоре с Оболо. [ нужна ссылка ]

В ответ на рассказы об оболо британские колониальные власти решили в 1904 году послать против них карательную экспедицию. Экспедицию возглавил капитан А. А. Уайтхаус с целью уничтожить оболо как политическое образование и уменьшить их влияние среди соседних племен в Дельта Нигера. [ нужна ссылка ] По прибытии Уайтхаус и его военная команда направились прямо в город Алаби ( Агвут-Оболо ), сожгли и разрушили главный алтарь божества монархии Оболо , Йок-Оболо, а также участок Дома Черепов с более чем 2000 черепами. врагов Оболо, погибших в войнах. [ нужна ссылка ]

После разрушения Дома Черепов и Храма Йок-Оболо британцы разделили Андони на шесть частей, каждая из которых была присоединена к одному из шести местных судов в дельте Нигера, надеясь уничтожить Оболо политически. [ нужна ссылка ] Некоторые из бронзовых предметов декоративно-прикладного искусства, собранных британцами во время этой экспедиции, до сих пор выставлены в Британском музее . [11]

Люди оболо говорят на языке оболо . [12] Язык оболо способствует идентичности народов Андони и Восточного Оболо . Это один из 535 языков Нигерии , принадлежащий к языковой подветви Нижнего Кросс-Ривер ветвей Дельта-Кросс восточного отдела языковой семьи Южно-Центрального Нигера и Конго .

Традиции

[ редактировать ]

Маскарад Нвантам, отмечаемый каждый год 1 января, является одним из самых ярких праздников Оболо, которые они разделяют с Опобо , Нкоро и Бонни. Их древние практики включают систему письма, известную как нсибиди .

Ежегодный рыболовный фестиваль Иджок-Ирин , отмечаемый каждое 5 июля , уникален для жителей королевства Уньяда . [13] и отмечает конец ежегодного традиционного рыболовного сезона с июля по август . Рыбаки, особенно рыбаки-мигранты, возвращаются домой из длительных экспедиций далеко в дельту Нигера , чтобы представить свой самый большой улов (обычно копчено-сушеный) королю королевства Уньяда (Окаан-Ама). Изюминкой фестиваля Иджок-Ирин является по сетевому кастингу ( Огбо-нджин ) соревнование . Этот древний, тщательно срежиссированный метод рыбной ловли свойственен народу юньеада и предполагает забрасывание сетей рыбаками, выстроенными в два противоположных ряда по 30 или более каноэ. По сигналу информатора гребли каноэ в противоположном направлении вытесняют косяки рыбы в середину, прежде чем рыбаки забрасывают сети синхронно , обеспечивая большой улов. В последние годы фестиваль был переименован , чтобы увеличить его потенциал для экотуризма . [ нужна ссылка ]

Сегодняшние люди Андони или Оболо исповедуют христианство, и большая часть населения полностью включила его в свою культуру, в то время как некоторые все еще поклоняются местным богам/богам. [ нужна ссылка ]

Экономика

[ редактировать ]

Территория Оболо, которая простирается от территории Орон в штате Аква Ибом до бухты Бонни в штате Риверс , обладает значительными природными ресурсами. Нигерии от нефти и газа Большая часть доходов поступает с земли Оболо. [14]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Л, Р. (март 1994 г.). «Местная история Оболо – История Оболо (Адони) в дельте Нигера. Нкпаром К. Эджитуву. Орон: Manson Publishing Company, совместно с University of Port Harcourt Press, 1991. Стр. xiv+314. Цена не указана ( ISBN 978-2451-4-5)» . Журнал африканской истории . 35 (1): 146. doi : 10.1017/S0021853700026074 . ISSN   1469-5138 .
  2. ^ Энемугвем, Дж. Х. (23 июня 2009 г.). «Загрязнение нефтью и экология человека Восточного Оболо, 1957–2007 гг.» . Обзор африканских исследований . 3 (1). дои : 10.4314/afrrev.v3i1.43561 . ISSN   2070-0083 .
  3. ^ Атайньянг, Джозеф (13 июня 2021 г.). «Калабар, Оболо, статья о создании штатов на публичных слушаниях в Палате представителей» . Национальная новостная дорожка . Проверено 11 апреля 2022 г.
  4. ^ Олюджиде, М.Г. (апрель 2006 г.). «Ощущаемое влияние разлива нефти на жизнедеятельность женщин в районе местного самоуправления Восточного Оболо штата Аква Ибом» . Журнал экологии человека . 19 (4): 259–266. дои : 10.1080/09709274.2006.11905888 . ISSN   0970-9274 . S2CID   218558138 .
  5. ^ Адонтенг-Кисси, Обед; Оке, Бенсон Р.; Мерибе, Ннаэмека Чидибере; Аентими, Десмонд Туту (2 сентября 2021 г.). «Экологическое воздействие разведки нефти и газа на средства к существованию в восточном Оболо Нигерии: изучение прав людей на справедливую компенсацию» . Форум исследований развития . 48 (3): 539–570. дои : 10.1080/08039410.2021.1947364 . ISSN   0803-9410 . S2CID   242414735 .
  6. ^ Олюджиде, М.Г. (апрель 2006 г.). «Ощущаемое влияние разлива нефти на жизнедеятельность женщин в районе местного самоуправления Восточного Оболо штата Аква Ибом» . Журнал экологии человека . 19 (4): 259–266. дои : 10.1080/09709274.2006.11905888 . ISSN   0970-9274 . S2CID   218558138 .
  7. ^ Ведомости, Отечество (13 сентября 2019 г.). «Люди Андони/Оболо» . Отечественные ведомости . Проверено 26 апреля 2023 г.
  8. ^ Эджитуву, Нкпаром К. (1995). «Y [заглавная буква O с наклонной влево линией вверху и вертикальной линией внизу]k-Òbòlò: Влияние традиционной религии на социокультурную жизнь народа андони» . Африка: Журнал Международного африканского института . 65 (1): 97–113. дои : 10.2307/1160909 . ISSN   0001-9720 . JSTOR   1160909 . S2CID   154501414 .
  9. ^ Эджитуву, Нкпаром К. (1995). «Y [заглавная буква O с наклонной влево линией вверху и вертикальной линией внизу]k-Òbòlò: Влияние традиционной религии на социокультурную жизнь народа андони» . Африка: Журнал Международного африканского института . 65 (1): 97–113. дои : 10.2307/1160909 . ISSN   0001-9720 . JSTOR   1160909 . S2CID   154501414 .
  10. ^ Эджитуву, Нкпаром К. (1995). «Ёк-Оболо: Влияние традиционной религии на социокультурную жизнь народа андони» . Африка: Журнал Международного африканского института . 65 (1): 97–113. дои : 10.2307/1160909 . JSTOR   1160909 . S2CID   154501414 .
  11. ^ «Британская карательная экспедиция 1904 года против народа оболо (андони) и их бога». Найралэнд .
  12. ^ Рассказывает, Как использовать российское жирное молоко (13 сентября 2019 г.). «Люди Андони/Оболо» . Отечественные ведомости . Проверено 27 апреля 2023 г.
  13. ^ Афолаби, Олувасеун (23 января 2021 г.). «Люди и культура Нигерии: племя оболо» . Отечественные ведомости . Проверено 26 апреля 2023 г.
  14. ^ «Богатые нефтью общины Нигерии оказались в ужасающей нищете, несмотря на огромное богатство» . www.premiumtimesng.com . Проверено 3 мая 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a0ae94211f3833a884659ea013efef2__1717544220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/f2/6a0ae94211f3833a884659ea013efef2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Obolo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)