Фон люди
![]() « Дагомейская амазонка » Элизе Реклю (1905) | |
Общая численность населения | |
---|---|
5 миллионов (включая родственные группы, такие как Gun, Mahi, Ayizo, Weme) [1] | |
Языки | |
Фон , французский | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы Гбе |
Человек | Фон |
---|---|
Люди | Фон-нет |
Язык | предложение |
Страна | Дагомея |
Народ фон , также называемый дагомейцами , фон ну или агаджа, представляет собой этническую группу гбе . [2] [3] Это самая большая этническая группа в Бенине , особенно в его южном регионе; они также встречаются на юго-западе Нигерии и Того . Их общая численность оценивается примерно в 3 500 000 человек, и они говорят на языке фон , входящем в группу языков гбе . [2] [4]
История народа фон связана с королевством Дагомея , хорошо организованным королевством к 17 веку, но имевшим более древние корни с народом аджа . [3] Народ фон традиционно представлял собой культуру устной традиции и имел хорошо развитую политеистическую религиозную систему. [5] Они были отмечены европейскими торговцами начала 19-го века своей практикой н'нонмитон , или дагомейскими амазонками , которая давала возможность их женщинам служить в армии, которые десятилетия спустя сражались с французскими колониальными войсками в 1890 году. [6] [7]
В число городов, построенных Фоном, входит Абомей , историческая столица Дагомеи, расположенная на территории, которую европейцы исторически называли Невольничим берегом . Эти города стали крупными торговыми центрами работорговли . Значительная часть сахарных плантаций во Французской Вест-Индии, особенно на Гаити , Суринаме и Тринидаде , была заселена рабами, пришедшими с Невольничьего Берега, через земли народов эве и фон. [8]
Источник
[ редактировать ]
Народ фон, как и соседние этнические группы в Западной Африке, оставался обществом устных традиций на протяжении всего периода позднего средневековья, без древних исторических записей. Согласно этим устным преданиям и легендам, народ фон произошел из современного Тадо, небольшого городка Аджа, который сейчас расположен недалеко от границы Того и Бенина. Их первые правители изначально были частью правящего класса королевства Аджа Аллада (также называемого королевством Ардра). [3] [8]
У народа Аджа произошел серьезный спор; одна группа отделилась, и эти люди стали народом фон, который мигрировал в Алладу вместе с королем Агасу. Сыновья короля Агасу спорили, кто станет его преемником после его смерти, и группа снова раскололась. На этот раз народ фон мигрировал вместе с сыном Агасу Догбари на север, в Абомей, где примерно в 1620 году нашей эры они основали королевство Дагомея. С тех пор там поселился народ фон, а королевство Дагомея расширилось на юго-востоке Бенина за счет завоевания соседних королевств. [3]
Устная история фон также объясняет происхождение народа фон смешанными браками между мигрирующей группой аллада-ну аджа с юга и жителями ойо-ну в королевствах (йоруба) на плато. Эти йоруба были известны как игеде, которых аджас называли гедеви. [9] [10] Таким образом, слияние иммигрантов-завоевателей Айя и коренных жителей йоруба с плато Абомей создало новую культуру - фон.
Хотя эти устные традиционные истоки передавались из поколения в поколение, они не лишены противоречий. Претензия к [ нужны разъяснения ] Происхождение изнутри Аллады не упоминается в современных источниках до конца восемнадцатого века и, вероятно, является средством узаконивания притязаний и завоевания Аллады Дагомеей в 1720-х годах. [11] Эти утверждения также можно интерпретировать как метафорическое выражение культурного и политического влияния между королевствами, а не фактического родства. [12]
История
[ редактировать ]
Хотя ссылки и документированная история народа фон до 17 века скудны, о них имеется множество документов 17 века, особенно написанных европейскими путешественниками и торговцами на побережьях Западной Африки. [13] В этих мемуарах упоминаются такие города, как Уида и Абомей. Среди наиболее распространенных текстов — тексты Арчибальда Далзеля , работорговца, который в 1793 году описал легенды, историю и практику работорговли народа фон в книге под названием « История Дагомеи» . [14] Ученые современной эпохи подвергают сомнению объективность и точность Далзела, а также то, в какой степени его новаторская книга о народе фон была полемической или беспристрастной научной работой. [14]
В 19-м и начале 20-го века, когда французское присутствие увеличилось, а затем начался колониальный период в Бенине и близлежащих регионах, появилось больше исторических романов со ссылками на народ фон, например, Эдуарда Фоа, [15] Н. Саварио, [16] Антропологическое исследование народа фон, проведенное Ле Эриссом и М. Дж. Херсковитцем, опубликовано в 1938 году. [13]
Эти истории предполагают, что королевство народа фон Дагомея расширилось в начале 18 века, особенно во время правления короля Агаджи в 1740-х годах, достигнув атлантического побережья из своей внутренней столицы Абомей. [3] В этот период, спустя 200 лет после того, как Португалия уже обосновалась на землях народа Конго на атлантическом побережье Центральной Африки в 16 веке, на Карибском и атлантическом побережье Южной Америки существовали многочисленные плантации, которые уже создали бурный спрос на рабы от европейских торговцев. Расширенная территория королевства Дагомея имела хорошие возможности для обеспечения этой трансатлантической торговли, и история народа фон 18 и 19 веков обычно представлена в этом контексте. [3] [17] [18]
Рабство, Бенинская бухта
[ редактировать ]Народ фон не изобрел рабство в Африке, у них не было ни монополии на рабство, ни исключительной работорговли. Институт рабства возник задолго до появления народа фон в королевстве Аджа и образования королевства Дагомея. Регион южнее Сахары и Красного моря, как утверждает Герберт Кляйн , профессор истории, уже торговал от 5 000 до 10 000 африканских рабов в год в период с 800 по 1600 год нашей эры, причем большинство этих рабов составляли женщины и дети. [19] По словам Джона Доннелли Фейджа , профессора истории, специализирующегося на Африке, «рабовладельческая экономика в целом установилась в Западном и Центральном Судане, по крайней мере, примерно к четырнадцатому веку и, несомненно, распространилась на побережья Сенегала и Нижней Гвинеи к пятнадцатый век». [20]
Область | Всего отправлено | Всего высадилось |
---|---|---|
Западная Центральная Африка | 5,69 миллиона | |
Бухта Бенина | 2,00 миллиона | |
Бухта Биафра | 1,6 миллиона | |
Золотой Берег | 1,21 миллиона | |
Наветренное побережье | 0,34 миллиона | |
Сьерра-Леоне | 0,39 миллиона | |
Сенегал | 0,76 миллиона | |
Мозамбик | 0,54 миллиона | |
Бразилия (Южная Америка) | 4,7 миллиона | |
Остальная часть Южной Америки | 0,9 миллиона | |
Карибский бассейн | 4,1 миллиона | |
Северная Америка | 0,4 миллиона | |
Европа | 0,01 миллиона |
К 15 веку правители империи Сонгай , расположенные к северу от народа фон, в долине реки Нигер , уже использовали тысячи захваченных рабов для сельского хозяйства. [19] Спрос на рабский труд для производства сахарного тростника, хлопка, пальмового масла, табака и других товаров на плантациях европейских колоний по всему миру резко вырос в период с 1650 по 1850 год. Народ фон расширил свое королевство, чтобы получить контроль над береговой линией. [22] На этот рынок вышли правители и купцы фон, власть которых установилась на Атлантическом побережье между 1700 и 1740 годами. [20] Люди Фон разделились во мнениях о том, как реагировать на спрос на рабов. Некоторые ученые предполагают, что народ фон и правители Дагомеи выражали намерения сократить или положить конец работорговле, утверждает Элизабет Хит, но исторические данные подтверждают, что береговая линия Бенина, включая порты правителей Дагомеи и народа фон, стала одним из крупнейших экспортеров рабов. [3]
Королевство Дагомея вместе с соседними королевствами Бенин и Империя Ойо совершали набеги на рабов и продавали своих пленников в трансатлантическое рабство. Конкуренция между африканскими королевствами за пленников, рабов и государственные доходы обострила взаимное оправдание и давление. Пленники продавались в рабство европейцам из Бенинского залива (также называемого Невольничим берегом) с восемнадцатого по девятнадцатый век. [23] Народ фон был не только жертвой, но и другими этническими группами. Некоторые пленники прибыли в результате войн, другие — в результате систематических похищений внутри королевства или на границах, а также в результате караванов рабов, привозимых купцами из внутренних районов Западной Африки. Королевство Дагомея народа Фон контролировало порт Уида, откуда высаживались многочисленные европейские невольничьи корабли. Однако это был не единственный порт региона, и он конкурировал с портами, контролируемыми другими близлежащими королевствами в заливах Бенин и Биафра . [23]
Народ фон вместе с соседними этническими группами, такими как народ эве, высадился во французских колониях, чтобы работать рабами на плантациях Карибского бассейна и побережья Южной Америки. Первоначально их называли Уайда , что, вероятно, означало «люди, проданные Алладой». Слово Уайда фонетически превратилось в Раду , название западноафриканского сообщества, которое погрузилось на невольничьи корабли из Бенинской бухты и теперь встречается на Гаити , Сент-Люсии , Тринидаде , Французских Антильских островах и других близлежащих островах с французским влиянием. [8] альтернативные варианты написания, такие как Рара . В некоторых карибских колониальных документах также встречаются [24]
Работорговцы и судовладельцы европейской колониальной системы поощряли конкуренцию, снабжали различные королевства оружием, за которое платили рабами, а также строили инфраструктуру, такую как порты и форты, для укрепления маленьких королевств. [25] Однако работорговля в Бенинском заливе вскоре прекратилась, поскольку европейские и американские страны приняли законы, ставящие их участие в работорговле вне закона. Последней страной Америки, официально объявившей работорговлю вне закона, была Имперская Бразилия в 1851 году. [3] [26] Когда экспорт рабов прекратился, король народа фон переключился на экспорт сельскохозяйственной продукции во Францию, особенно пальмового масла , но использовал рабов для управления плантациями. Экспорт сельскохозяйственной продукции был не таким прибыльным, как экспорт рабов в прошлом. Чтобы вернуть государственные доходы, он сдал порты своего королевства в аренду французам по подписанному в конце 19 века соглашению. Французы истолковали соглашение как уступку земель и портов, в то время как королевство Дагомея с этим не согласилось. [3] Спор привел к нападению французов в 1890 году и аннексии королевства как французской колонии в 1892 году. [27] Это положило начало колониальному правлению народа фон. [3]
Французская колониальная эпоха
[ редактировать ]Период французской колониальной империи ознаменовал конец королевской семьи Фон, хотя Франция сохранила систему плантаций , унаследованную от королевской семьи. [27] Единственная разница, как утверждает Патрик Мэннинг – профессор всемирной истории, специализирующийся на Африке, на следующие семьдесят лет заключалась в том, что французское колониальное государство, а не бывший король народа фон, теперь решало, как излишки (прибыли) от этих плантаций предстояло потратить. [27] Французские колониальные администраторы внесли некоторые улучшения в инфраструктуру, чтобы повысить прибыльность плантаций и логистику для обслуживания французских колониальных интересов. [28]
Французская колониальная администрация преследовала цели рабства в Бенине. Они объявили вне закона захват рабов, по закону освободили многочисленных рабов, но столкнулись с сопротивлением и фракционной борьбой со стороны предыдущих местных рабовладельцев, управлявших их фермами. Рабство, которое продолжалось, включало тех, кто был связан по происхождению и проживал в семьях в этом регионе. Аристократия Фон адаптировалась к новым условиям, пополнив ряды администраторов французского правления. [27]
Новые для жителей колонии Дагомеи налоги, которые французы называли импот , аналогичные тем, которые уже практикуются во Франции, были введены колониальными администраторами для всех этнических групп, включая народ фон. В их выплате регулярно сопротивлялись или просто отказывали, что приводило к конфронтациям, восстаниям, арестам, тюремным заключениям и принудительным работам. [29] Эти жалобы переросли в антиколониальное националистическое движение, в котором участвовали люди Фон. [29] Франция согласилась на автономию Дагомеи в 1958 году и полную независимость в 1960 году. [30]
Религия
[ редактировать ]Некоторые люди фон обратились в христианство или ислам под влиянием миссионеров в колониальную эпоху в Бенине и колониях Французской Вест-Индии, но многие продолжали свою традиционную религиозную практику. [31] В то время как ислам прибыл в территорию Бенина между 11 и 13 веками, христианство было принято правителем Дагомеи Агонгло, пришедшим к власти в 1789 году, и его сторонниками из королевской семьи Фон, при этом приветствовались миссионеры. [32] По словам Стивена Майу, миссионеры пытались объединить старые концепции людей Фон о космогенезе, чтобы они были такими же, как Адам-Ева, а их Легба - как христианский сатана , - учения, которые привели к синкретизму, а не к отказу. [33]
Народ фон, как утверждает Мэри Тернер, в целом оказался очень устойчивым к христианству и исламу, даже когда его привели в качестве рабов в новую среду, как это видно в афро-ямайском мире. [34] и другие культуры Африки, находящиеся под влиянием Невольничьего Берега . [35] Они, как правило, отказывались принять новаторскую реинтерпретацию мифологии Фон в рамках авраамической мифологии. [36] Жрецы народа фон, вопреки ожиданиям миссионеров, переняли и переосмыслили авраамические мифы в своих собственных рамках. [37]
Традиционные верования
[ редактировать ]Традиционная религия Фон на региональном уровне называется Водун , Водзу или Воду , что этимологически связано с Водун — термином, который относится к их теологической концепции «многочисленных бессмертных духов и божеств». [8] [38]
Религиозная практика народа фон состоит из четырех пересекающихся элементов: общественных богов, личных или частных богов, духов предков и магии или чар. [5] Таким образом, религия Вуду является политеистической . У народа Фон есть представление о Высшем Существе женского пола по имени Нана Булуку , которое родило Маву-Лизу и создало вселенную. [5] После родов Верховная мать удалилась и оставила все Маву-Лизе (Луна-Солнце, женщина-мужчина) божествам, духам и инертной вселенной. Маву-Лиза создала множество мелких несовершенных божеств. По верованиям Фон, женское божество Маву должно было работать с обманщиком Легбой и космическим змеем Айдо Хведо , чтобы создать живые существа - метод творения, который наполнял добро, зло и судьбу каждого существа, включая людей. Только умиротворив меньших божеств и Легбу, в теологии Фона, можно изменить эту судьбу. Это умиротворение требует ритуалов и подношений меньшим богам и духам предков, которые, как полагают, обладают способностью оказывать людям услуги. [5] [39] [40] В типичном традиционном жилищном комплексе народа Фон есть Дексоксос , или родовое святилище. [5] Амулеты, которые местные жители называют гбо, грис-гри, джу-джу или обеа , включают в себя листья, травы, дым и представляют собой подношения общественным или личным богам каждой семьи. [5]

Хотя многие фон идентифицируют себя как христиане, большинство продолжает исповедовать традиционную религию Бенина Водун . У Фон есть жрецы и медиумы, которые принимают духов по случаю великих праздников. Культ священных змей в храме Уида имел определенное значение, но со временем вышел из употребления. [43] Практика может включать в себя игру на барабанах, чтобы вызвать одержимость одним из этих богов или духов. Вместе с другими культурными группами из региона родины фон, такими как йоруба и банту , культура фон слилась с французским, португальским или испанским, чтобы создать отдельные религии ( Вуду , Обеа , Кандомбле и Сантерия ), танцевальные и музыкальные стили ( Арара , Ян Валу ). . [ нужна ссылка ]
Во французских колониях, таких как Сен-Доминго (ныне Гаити), христианские миссионеры конфисковали и сожгли статуи и религиозные предметы народа фон, но это не положило конец их практике. Они снова восстановили свои иконы. [44] Народ фон и его правительство отменили колониальные попытки изменить его культуру. После окончания колониальной эпохи 10 января было объявлено в Бенине официальным ежегодным праздником, посвященным богам Водун. [45]
Общество и культура
[ редактировать ]Народ фон традиционно является оседлым фермером, выращивающим маниоку , кукурузу и ямс в качестве основных продуктов питания. [2] Мужчины готовят поля, женщины ухаживают и собирают урожай. Другими источниками пищи являются охота и рыбная ловля, а некоторые члены общества фон занимаются гончарным делом, ткут одежду и производят металлическую посуду. Среди товарных культур в регионе народа Фон распространены плантации пальмового масла. Культура Фон является патрилинейной и допускает многоженство и развод . Мужчина, имевший несколько жен, обычно жил в комплексе, где каждая жена и ее дети занимали отдельную хижину. Совокупность соединений образовывала деревню, возглавлявшуюся обычно потомственным вождем. В наше время традиционная патрилинейная клановая жизнь и связанные с ней практики являются редкостью. [2]
Похороны и годовщины смерти, посвященные памяти своих близких, являются важными событиями, включая игру на барабанах и танцы как форму траура и празднование начала их жизни как духа умершего, могут длиться несколько дней. [47] [48]
Культура фон включала в себя культуру и общие идеи с этническими группами, которые были их историческими соседями. Многие из их практик встречаются среди людей йоруба , людей акан , людей эве и других. [49]
Дагомейские амазонки
[ редактировать ]Заметной частью общества народа фон было использование женщин-солдат в боевых целях на протяжении примерно двух столетий. Более 3000 женщин обучались и служили регулярными воинами, чтобы защитить Фон и расширить его влияние. Женскую бригаду воинов возглавляла женщина. [50] [51]
Учитывая устную традицию народа фон, неясно, когда женщины стали воинами в обществе фон. Самые ранние европейские записи, такие как записи Жана-Пьера Тибо, предполагают, что эта традиция восходит к началу 18 века или даже раньше. [50] Эти гендерные роли были чужды европейским путешественникам, а ранние художественные истории в европейских СМИ многие ученые считают ненадежными. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В этот объем работорговли не включена работорговля арабов-суахили в Восточной Африке и североафриканских этнических групп на Ближний Восток и в другие места. Экспорт и импорт не совпадают из-за большого количества смертей и жестокого возмездия со стороны захваченных людей на кораблях, занимавшихся работорговлей. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фон люди , Британская энциклопедия, без даты, население 1,7 миллиона человек, дата обращения 29 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Элизабет Хит (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 482–483. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ III, Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-363-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Левит Кете Асанте; Нет ничего похожего на тебя (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации Сейджа. стр. 100-1 270–273, 257, 412. ISBN. 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Jump up to: а б Робин Лоу (1993), «Амазонки» Дагомеи , Пайдеума: Mitteilungen zur Kulturkunde, Bd. 39 (1993), с. 245–260
- ^ Альперн, Стэнли Б. (1998). «О происхождении амазонок Дагомеи». История в Африке . 25 . Издательство Кембриджского университета: 9–25. дои : 10.2307/3172178 . JSTOR 3172178 . S2CID 162412301 .
- ^ Jump up to: а б с д Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 742–746, 1134–1139. ISBN 978-0-252-09433-0 .
- ^ «Королевство Абомей, Королевские дворцы Абомея — Эвенеменсьель» . Архивировано из оригинала 02 сентября 2017 г. Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Сандра Т. Барнс (1997). Огун Африки, второе, расширенное издание: Старый Свет и Новый . Издательство Университета Индианы. п. 49. ИСБН 0-253-11381-4 .
- ^ Закон, Робин (1991). Невольничий берег Западной Африки 1550-1750 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 27. ISBN 0-19-820228-8 .
- ^ Миллер, Джозеф К. (1980). Говорит африканское прошлое: очерки устной традиции и истории . Фолкстон: Archon Books. п. 31-4 . ISBN 0208017844 .
- ^ Jump up to: а б Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. xv – xvi. ISBN 978-0-521-52307-3 .
- ^ Jump up to: а б И. А. Акинджогбин (1966), Арчибальд Далзель: работорговец и историк Дагомеи , Журнал африканской истории, Cambridge University Press, Vol. 7, № 1 (1966), стр. 67-78.
- ^ Ле Дагомея , Эдуард Фоа (1895), BnF: Национальная библиотека Франции (на французском языке)
- ^ Сельское хозяйство в Дагомее Н. Саварио (1906), А. Шаламель, Марсель, Франция, Национальная выставка (на французском языке)
- ^ Ло, Робин; Манн, Кристин (1999). «Западная Африка в Атлантическом сообществе: случай Невольничьего побережья». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 56 (2): 307. дои : 10.2307/2674121 . JSTOR 2674121 .
- ^ Герберт С. Кляйн (26 апреля 2010 г.). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 53, 64–65, 53–68. ISBN 978-1-139-48911-9 .
- ^ Jump up to: а б Герберт С. Кляйн (2010). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 7–9. ISBN 978-1-139-48911-9 .
- ^ Jump up to: а б Фадж, JD (1969). «Рабство и работорговля в контексте истории Западной Африки». Журнал африканской истории . 10 (3). Издательство Кембриджского университета: 393–404. дои : 10.1017/s0021853700036343 . S2CID 162902339 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Элтис и Дэвид Ричардсон (2015), Атлас трансатлантической работорговли , 2-е издание, издательство Йельского университета, ISBN 978-0300212549 ; Архив: Карты рабских маршрутов , см. Карту 9; В трансатлантической работорговле за более чем 350 лет приняли участие около 12,5 миллионов африканцев, почти все страны, граничащие с Атлантическим океаном, а также Мозамбик и побережье Суахили.
- ^ Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–3, 12–15. ISBN 978-0-521-52307-3 .
- ^ Jump up to: а б Герберт С. Кляйн (26 апреля 2010 г.). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–65, 53–68. ISBN 978-1-139-48911-9 .
- ^ Розанна Мэрион Аддерли (2006). «Новые негры из Африки»: отмена работорговли и свободное африканское поселение в Карибском бассейне девятнадцатого века . Издательство Университета Индианы. п. 99. ИСБН 0-253-34703-3 .
- ^ Энн Кэролайн Бэйли (2005). Африканские голоса атлантической работорговли: за пределами молчания и стыда . Маяк Пресс. стр. 69–75 , 175. ISBN. 978-0-8070-5512-0 .
- ^ ХРОНОЛОГИЯ - Кто и когда запретил рабство? Рейтер
- ^ Jump up to: а б с д Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-521-52307-3 .
- ^ Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–18. ISBN 978-0-521-52307-3 .
- ^ Jump up to: а б Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-521-52307-3 .
- ^ Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. п. 110. ИСБН 978-1-4381-2676-0 .
- ^ Э. Аянделе (2013). «Святой» Джонсон, пионер африканского национализма, 1836–1917 гг . Рутледж. стр. 197–198. ISBN 978-1-136-25196-2 .
- ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 54–56. ISBN 978-1-59884-666-9 .
- ^ Стивен Майу (1998). Истории приема: риторика, прагматизм и американская культурная политика . Издательство Корнельского университета. стр. 15–16 . ISBN 0-8014-8506-1 .
- ^ Дэвис, Ник (13 августа 2013 г.). «Обиа: Возрождение ямайского вуду » . Новости Би-би-си .
- ^ Мэри Тернер (1982). Рабы и миссионеры: распад ямайского рабовладельческого общества, 1787–1834 гг . Пресс-университет Вест-Индии. стр. 55–56. ISBN 978-976-640-045-3 .
- ^ Уолтер Йост; Майкл Дж. Хайд (1997). Риторика и герменевтика в наше время: Читатель . Издательство Йельского университета. п. 389. ИСБН 978-0-300-06836-8 . , Цитата: «Они [христианские миссионеры, посетившие Фон в Дагомее] процитировали один из мифов о сотворении Фона (...) как искаженную версию истории Адама и Евы. Но эта интерпретация не убедила Фонов. (... , люди Фон сказали:) «Но миссионеры, когда они услышали имя наших [божеств] Аданху и Йева, сказали, что наши боги и их боги были одинаковыми. Они пытались научить нас остальному о зарождении мужчины и женщины. но дагомейцы, фон, с этим не согласны». Они говорят, что это не их история. Они ничего не знают о том, что Легда [ sic ] пытается принести плоды».
- ^ Деманглс, Лесли Джеральд (1977). «Африканские интерпретации христианского креста в Водуне». Социологический анализ . 38 (1). Издательство Оксфордского университета: 13–15. дои : 10.2307/3709833 . JSTOR 3709833 .
- ^ Молефи Кете Асанте; Ама Мазама (2009). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 283. ИСБН 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Сара А. Рич (2009), Лицо «Лафвы»: Воду и древние статуэтки бросают вызов человеческой судьбе , Журнал гаитянских исследований, Том. 15, № 1/2, выпуск, посвященный 20-летию Ассоциации гаитянских исследований (весна/осень 2009 г.), страницы 262–278.
- ^ Косентино, Дональд (1987). «Кто этот парень в разноцветной шапке? Трансформации Эшу в мифологиях Старого и Нового Света». Журнал американского фольклора . 100 (397): 261–275. дои : 10.2307/540323 . JSTOR 540323 .
- ^ Майк Дэш (май 2013 г.), Суд, который дал Водоу плохую репутацию , журнал Smithsonian Magazine
- ^ Кейт Рэмси (2011). Духи и закон: вуду и власть на Гаити . Издательство Чикагского университета. стр. 83–87. ISBN 978-0-226-70380-0 . "Цитата: "Заключенных запугивали, уговаривали... (...) Я никогда не смогу забыть, как самая молодая заключенная, Розейде Сумера, повернулась к прокурору и сказала: 'Да, я призналась в том, что вы утверждаете. , но помните, как жестоко меня избили, прежде чем я сказал хоть слово», — Спенсер Сент-Джон, британский министр на Гаити, который был свидетелем суда».
- ^ [1] Архивировано 3 февраля 2012 г. в Wayback Machine EL ELEMENTO SUB-SAHARICO EN EL LÉXICO venezolano (на испанском языке: Элемент к югу от Сахары в венесуэльском лексиконе).
- ^ Майкл Лагерр (1973), Место Вуду в социальной структуре Гаити , Caribbean Quarterly, Vol. 19, № 3 (сентябрь 1973 г.), страницы 36–50.
- ^ Дж. Лоранд Матори (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Выбор куратора: Ислам в Африке, Бруклинский музей Фона
- ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. п. 67. ИСБН 978-1-59884-666-9 .
- ^ Рене Ларье; Усейна Алиду (2015). Письмо через визуальное и виртуальное: запись языка, литературы и культуры франкоязычных стран Африки и Карибского бассейна . стр. 163–164. ISBN 978-1-4985-0164-4 .
- ^ Мэри Энн Кларк (2012). Тогда мы споем новую песню: африканское влияние на религиозный ландшафт Америки . Роуман и Литтлфилд. стр. 135–136 . ISBN 978-1-4422-0881-0 .
- ^ Jump up to: а б Женщины-воины Дагомеи , журнал Smithsonian
- ^ Стэнли Б. Альперн (11 апреля 2011 г.). Амазонки Черной Спарты: Женщины-воительницы Дагомеи . Нью-Йорк Пресс. стр. ix–x, 16–22. ISBN 978-0-8147-0772-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с людьми Фон , на Викискладе?