Jump to content

Фон люди

Фон люди
Общая численность населения
5 миллионов
(включая родственные группы, такие как Gun, Mahi, Ayizo, Weme) [1]
Языки
Фон , французский
Родственные этнические группы
Другие народы Гбе
Человек Фон
Люди Фон-нет
Язык предложение
Страна Дагомея

Народ фон , также называемый дагомейцами , фон ну или агаджа, представляет собой этническую группу гбе . [2] [3] Это самая большая этническая группа в Бенине , особенно в его южном регионе; они также встречаются на юго-западе Нигерии и Того . Их общая численность оценивается примерно в 3 500 000 человек, и они говорят на языке фон , входящем в группу языков гбе . [2] [4]

История народа фон связана с королевством Дагомея , хорошо организованным королевством к 17 веку, но имевшим более древние корни с народом аджа . [3] Народ фон традиционно представлял собой культуру устной традиции и имел хорошо развитую политеистическую религиозную систему. [5] Они были отмечены европейскими торговцами начала 19-го века своей практикой н'нонмитон , или дагомейскими амазонками , которая давала возможность их женщинам служить в армии, которые десятилетия спустя сражались с французскими колониальными войсками в 1890 году. [6] [7]

В число городов, построенных Фоном, входит Абомей , историческая столица Дагомеи, расположенная на территории, которую европейцы исторически называли Невольничим берегом . Эти города стали крупными торговыми центрами работорговли . Значительная часть сахарных плантаций во Французской Вест-Индии, особенно на Гаити , Суринаме и Тринидаде , была заселена рабами, пришедшими с Невольничьего Берега, через земли народов эве и фон. [8]

Источник

[ редактировать ]
Языковой ареал Gbe . Карта фон (фиолетовый) и других этнических групп, согласно Капо (1998). С семнадцатого века фон были сконцентрированы в регионе Бенин и юго-западной части Нигерии.

Народ фон, как и соседние этнические группы в Западной Африке, оставался обществом устных традиций на протяжении всего периода позднего средневековья, без древних исторических записей. Согласно этим устным преданиям и легендам, народ фон произошел из современного Тадо, небольшого городка Аджа, который сейчас расположен недалеко от границы Того и Бенина. Их первые правители изначально были частью правящего класса королевства Аджа Аллада (также называемого королевством Ардра). [3] [8]

У народа Аджа произошел серьезный спор; одна группа отделилась, и эти люди стали народом фон, который мигрировал в Алладу вместе с королем Агасу. Сыновья короля Агасу спорили, кто станет его преемником после его смерти, и группа снова раскололась. На этот раз народ фон мигрировал вместе с сыном Агасу Догбари на север, в Абомей, где примерно в 1620 году нашей эры они основали королевство Дагомея. С тех пор там поселился народ фон, а королевство Дагомея расширилось на юго-востоке Бенина за счет завоевания соседних королевств. [3]

Устная история фон также объясняет происхождение народа фон смешанными браками между мигрирующей группой аллада-ну аджа с юга и жителями ойо-ну в королевствах (йоруба) на плато. Эти йоруба были известны как игеде, которых аджас называли гедеви. [9] [10] Таким образом, слияние иммигрантов-завоевателей Айя и коренных жителей йоруба с плато Абомей создало новую культуру - фон.

Хотя эти устные традиционные истоки передавались из поколения в поколение, они не лишены противоречий. Претензия к [ нужны разъяснения ] Происхождение изнутри Аллады не упоминается в современных источниках до конца восемнадцатого века и, вероятно, является средством узаконивания притязаний и завоевания Аллады Дагомеей в 1720-х годах. [11] Эти утверждения также можно интерпретировать как метафорическое выражение культурного и политического влияния между королевствами, а не фактического родства. [12]

«Фартук короля Амазонки», Дагомея: девятнадцатый век

Хотя ссылки и документированная история народа фон до 17 века скудны, о них имеется множество документов 17 века, особенно написанных европейскими путешественниками и торговцами на побережьях Западной Африки. [13] В этих мемуарах упоминаются такие города, как Уида и Абомей. Среди наиболее распространенных текстов — тексты Арчибальда Далзеля , работорговца, который в 1793 году описал легенды, историю и практику работорговли народа фон в книге под названием « История Дагомеи» . [14] Ученые современной эпохи подвергают сомнению объективность и точность Далзела, а также то, в какой степени его новаторская книга о народе фон была полемической или беспристрастной научной работой. [14]

В 19-м и начале 20-го века, когда французское присутствие увеличилось, а затем начался колониальный период в Бенине и близлежащих регионах, появилось больше исторических романов со ссылками на народ фон, например, Эдуарда Фоа, [15] Н. Саварио, [16] Антропологическое исследование народа фон, проведенное Ле Эриссом и М. Дж. Херсковитцем, опубликовано в 1938 году. [13]

Эти истории предполагают, что королевство народа фон Дагомея расширилось в начале 18 века, особенно во время правления короля Агаджи в 1740-х годах, достигнув атлантического побережья из своей внутренней столицы Абомей. [3] В этот период, спустя 200 лет после того, как Португалия уже обосновалась на землях народа Конго на атлантическом побережье Центральной Африки в 16 веке, на Карибском и атлантическом побережье Южной Америки существовали многочисленные плантации, которые уже создали бурный спрос на рабы от европейских торговцев. Расширенная территория королевства Дагомея имела хорошие возможности для обеспечения этой трансатлантической торговли, и история народа фон 18 и 19 веков обычно представлена ​​в этом контексте. [3] [17] [18]

Рабство, Бенинская бухта

[ редактировать ]

Народ фон не изобрел рабство в Африке, у них не было ни монополии на рабство, ни исключительной работорговли. Институт рабства возник задолго до появления народа фон в королевстве Аджа и образования королевства Дагомея. Регион южнее Сахары и Красного моря, как утверждает Герберт Кляйн , профессор истории, уже торговал от 5 000 до 10 000 африканских рабов в год в период с 800 по 1600 год нашей эры, причем большинство этих рабов составляли женщины и дети. [19] По словам Джона Доннелли Фейджа , профессора истории, специализирующегося на Африке, «рабовладельческая экономика в целом установилась в Западном и Центральном Судане, по крайней мере, примерно к четырнадцатому веку и, несомненно, распространилась на побережья Сенегала и Нижней Гвинеи к пятнадцатый век». [20]

Поставка рабов между 1501 и 1867 годами по регионам [21] [примечание 1]
Область Всего отправлено Всего высадилось
Западная Центральная Африка 5,69 миллиона
Бухта Бенина 2,00 миллиона
Бухта Биафра 1,6 миллиона
Золотой Берег 1,21 миллиона
Наветренное побережье 0,34 миллиона
Сьерра-Леоне 0,39 миллиона
Сенегал 0,76 миллиона
Мозамбик 0,54 миллиона
Бразилия (Южная Америка) 4,7 миллиона
Остальная часть Южной Америки 0,9 миллиона
Карибский бассейн 4,1 миллиона
Северная Америка 0,4 миллиона
Европа 0,01 миллиона

К 15 веку правители империи Сонгай , расположенные к северу от народа фон, в долине реки Нигер , уже использовали тысячи захваченных рабов для сельского хозяйства. [19] Спрос на рабский труд для производства сахарного тростника, хлопка, пальмового масла, табака и других товаров на плантациях европейских колоний по всему миру резко вырос в период с 1650 по 1850 год. Народ фон расширил свое королевство, чтобы получить контроль над береговой линией. [22] На этот рынок вышли правители и купцы фон, власть которых установилась на Атлантическом побережье между 1700 и 1740 годами. [20] Люди Фон разделились во мнениях о том, как реагировать на спрос на рабов. Некоторые ученые предполагают, что народ фон и правители Дагомеи выражали намерения сократить или положить конец работорговле, утверждает Элизабет Хит, но исторические данные подтверждают, что береговая линия Бенина, включая порты правителей Дагомеи и народа фон, стала одним из крупнейших экспортеров рабов. [3]

Королевство Дагомея вместе с соседними королевствами Бенин и Империя Ойо совершали набеги на рабов и продавали своих пленников в трансатлантическое рабство. Конкуренция между африканскими королевствами за пленников, рабов и государственные доходы обострила взаимное оправдание и давление. Пленники продавались в рабство европейцам из Бенинского залива (также называемого Невольничим берегом) с восемнадцатого по девятнадцатый век. [23] Народ фон был не только жертвой, но и другими этническими группами. Некоторые пленники прибыли в результате войн, другие — в результате систематических похищений внутри королевства или на границах, а также в результате караванов рабов, привозимых купцами из внутренних районов Западной Африки. Королевство Дагомея народа Фон контролировало порт Уида, откуда высаживались многочисленные европейские невольничьи корабли. Однако это был не единственный порт региона, и он конкурировал с портами, контролируемыми другими близлежащими королевствами в заливах Бенин и Биафра . [23]

Народ фон вместе с соседними этническими группами, такими как народ эве, высадился во французских колониях, чтобы работать рабами на плантациях Карибского бассейна и побережья Южной Америки. Первоначально их называли Уайда , что, вероятно, означало «люди, проданные Алладой». Слово Уайда фонетически превратилось в Раду , название западноафриканского сообщества, которое погрузилось на невольничьи корабли из Бенинской бухты и теперь встречается на Гаити , Сент-Люсии , Тринидаде , Французских Антильских островах и других близлежащих островах с французским влиянием. [8] альтернативные варианты написания, такие как Рара . В некоторых карибских колониальных документах также встречаются [24]

Работорговцы и судовладельцы европейской колониальной системы поощряли конкуренцию, снабжали различные королевства оружием, за которое платили рабами, а также строили инфраструктуру, такую ​​как порты и форты, для укрепления маленьких королевств. [25] Однако работорговля в Бенинском заливе вскоре прекратилась, поскольку европейские и американские страны приняли законы, ставящие их участие в работорговле вне закона. Последней страной Америки, официально объявившей работорговлю вне закона, была Имперская Бразилия в 1851 году. [3] [26] Когда экспорт рабов прекратился, король народа фон переключился на экспорт сельскохозяйственной продукции во Францию, особенно пальмового масла , но использовал рабов для управления плантациями. Экспорт сельскохозяйственной продукции был не таким прибыльным, как экспорт рабов в прошлом. Чтобы вернуть государственные доходы, он сдал порты своего королевства в аренду французам по подписанному в конце 19 века соглашению. Французы истолковали соглашение как уступку земель и портов, в то время как королевство Дагомея с этим не согласилось. [3] Спор привел к нападению французов в 1890 году и аннексии королевства как французской колонии в 1892 году. [27] Это положило начало колониальному правлению народа фон. [3]

Французская колониальная эпоха

[ редактировать ]

Период французской колониальной империи ознаменовал конец королевской семьи Фон, хотя Франция сохранила систему плантаций , унаследованную от королевской семьи. [27] Единственная разница, как утверждает Патрик Мэннинг – профессор всемирной истории, специализирующийся на Африке, на следующие семьдесят лет заключалась в том, что французское колониальное государство, а не бывший король народа фон, теперь решало, как излишки (прибыли) от этих плантаций предстояло потратить. [27] Французские колониальные администраторы внесли некоторые улучшения в инфраструктуру, чтобы повысить прибыльность плантаций и логистику для обслуживания французских колониальных интересов. [28]

Французская колониальная администрация преследовала цели рабства в Бенине. Они объявили вне закона захват рабов, по закону освободили многочисленных рабов, но столкнулись с сопротивлением и фракционной борьбой со стороны предыдущих местных рабовладельцев, управлявших их фермами. Рабство, которое продолжалось, включало тех, кто был связан по происхождению и проживал в семьях в этом регионе. Аристократия Фон адаптировалась к новым условиям, пополнив ряды администраторов французского правления. [27]

Новые для жителей колонии Дагомеи налоги, которые французы называли импот , аналогичные тем, которые уже практикуются во Франции, были введены колониальными администраторами для всех этнических групп, включая народ фон. В их выплате регулярно сопротивлялись или просто отказывали, что приводило к конфронтациям, восстаниям, арестам, тюремным заключениям и принудительным работам. [29] Эти жалобы переросли в антиколониальное националистическое движение, в котором участвовали люди Фон. [29] Франция согласилась на автономию Дагомеи в 1958 году и полную независимость в 1960 году. [30]

Божества народа Фон. Некоторые фон обратились в христианство или ислам, сохранив при этом свои традиционные религиозные обряды, называемые Водун или «Ифа».

Некоторые люди фон обратились в христианство или ислам под влиянием миссионеров в колониальную эпоху в Бенине и колониях Французской Вест-Индии, но многие продолжали свою традиционную религиозную практику. [31] В то время как ислам прибыл в территорию Бенина между 11 и 13 веками, христианство было принято правителем Дагомеи Агонгло, пришедшим к власти в 1789 году, и его сторонниками из королевской семьи Фон, при этом приветствовались миссионеры. [32] По словам Стивена Майу, миссионеры пытались объединить старые концепции людей Фон о космогенезе, чтобы они были такими же, как Адам-Ева, а их Легба - как христианский сатана , - учения, которые привели к синкретизму, а не к отказу. [33]

Народ фон, как утверждает Мэри Тернер, в целом оказался очень устойчивым к христианству и исламу, даже когда его привели в качестве рабов в новую среду, как это видно в афро-ямайском мире. [34] и другие культуры Африки, находящиеся под влиянием Невольничьего Берега . [35] Они, как правило, отказывались принять новаторскую реинтерпретацию мифологии Фон в рамках авраамической мифологии. [36] Жрецы народа фон, вопреки ожиданиям миссионеров, переняли и переосмыслили авраамические мифы в своих собственных рамках. [37]

Традиционные верования

[ редактировать ]

Традиционная религия Фон на региональном уровне называется Водун , Водзу или Воду , что этимологически связано с Водун — термином, который относится к их теологической концепции «многочисленных бессмертных духов и божеств». [8] [38]

Религиозная практика народа фон состоит из четырех пересекающихся элементов: общественных богов, личных или частных богов, духов предков и магии или чар. [5] Таким образом, религия Вуду является политеистической . У народа Фон есть представление о Высшем Существе женского пола по имени Нана Булуку , которое родило Маву-Лизу и создало вселенную. [5] После родов Верховная мать удалилась и оставила все Маву-Лизе (Луна-Солнце, женщина-мужчина) божествам, духам и инертной вселенной. Маву-Лиза создала множество мелких несовершенных божеств. По верованиям Фон, женское божество Маву должно было работать с обманщиком Легбой и космическим змеем Айдо Хведо , чтобы создать живые существа - метод творения, который наполнял добро, зло и судьбу каждого существа, включая людей. Только умиротворив меньших божеств и Легбу, в теологии Фона, можно изменить эту судьбу. Это умиротворение требует ритуалов и подношений меньшим богам и духам предков, которые, как полагают, обладают способностью оказывать людям услуги. [5] [39] [40] В типичном традиционном жилищном комплексе народа Фон есть Дексоксос , или родовое святилище. [5] Амулеты, которые местные жители называют гбо, грис-гри, джу-джу или обеа , включают в себя листья, травы, дым и представляют собой подношения общественным или личным богам каждой семьи. [5]

В 1864 году восемь человек фон были казнены на Гаити по обвинению в убийстве и каннибализме с помощью вуду. Позже ученые поставили под сомнение отсутствие доказательств и то, что суд над Бизотоном был результатом предубеждений. [41] [42]

Хотя многие фон идентифицируют себя как христиане, большинство продолжает исповедовать традиционную религию Бенина Водун . У Фон есть жрецы и медиумы, которые принимают духов по случаю великих праздников. Культ священных змей в храме Уида имел определенное значение, но со временем вышел из употребления. [43] Практика может включать в себя игру на барабанах, чтобы вызвать одержимость одним из этих богов или духов. Вместе с другими культурными группами из региона родины фон, такими как йоруба и банту , культура фон слилась с французским, португальским или испанским, чтобы создать отдельные религии ( Вуду , Обеа , Кандомбле и Сантерия ), танцевальные и музыкальные стили ( Арара , Ян Валу ). . [ нужна ссылка ]

Во французских колониях, таких как Сен-Доминго (ныне Гаити), христианские миссионеры конфисковали и сожгли статуи и религиозные предметы народа фон, но это не положило конец их практике. Они снова восстановили свои иконы. [44] Народ фон и его правительство отменили колониальные попытки изменить его культуру. После окончания колониальной эпохи 10 января было объявлено в Бенине официальным ежегодным праздником, посвященным богам Водун. [45]

Общество и культура

[ редактировать ]
Шелково-хлопковое платье знати или знати народа фон (исламский стиль). [46] ) и скипетр .

Народ фон традиционно является оседлым фермером, выращивающим маниоку , кукурузу и ямс в качестве основных продуктов питания. [2] Мужчины готовят поля, женщины ухаживают и собирают урожай. Другими источниками пищи являются охота и рыбная ловля, а некоторые члены общества фон занимаются гончарным делом, ткут одежду и производят металлическую посуду. Среди товарных культур в регионе народа Фон распространены плантации пальмового масла. Культура Фон является патрилинейной и допускает многоженство и развод . Мужчина, имевший несколько жен, обычно жил в комплексе, где каждая жена и ее дети занимали отдельную хижину. Совокупность соединений образовывала деревню, возглавлявшуюся обычно потомственным вождем. В наше время традиционная патрилинейная клановая жизнь и связанные с ней практики являются редкостью. [2]

Похороны и годовщины смерти, посвященные памяти своих близких, являются важными событиями, включая игру на барабанах и танцы как форму траура и празднование начала их жизни как духа умершего, могут длиться несколько дней. [47] [48]

Культура фон включала в себя культуру и общие идеи с этническими группами, которые были их историческими соседями. Многие из их практик встречаются среди людей йоруба , людей акан , людей эве и других. [49]

Дагомейские амазонки

[ редактировать ]

Заметной частью общества народа фон было использование женщин-солдат в боевых целях на протяжении примерно двух столетий. Более 3000 женщин обучались и служили регулярными воинами, чтобы защитить Фон и расширить его влияние. Женскую бригаду воинов возглавляла женщина. [50] [51]

Учитывая устную традицию народа фон, неясно, когда женщины стали воинами в обществе фон. Самые ранние европейские записи, такие как записи Жана-Пьера Тибо, предполагают, что эта традиция восходит к началу 18 века или даже раньше. [50] Эти гендерные роли были чужды европейским путешественникам, а ранние художественные истории в европейских СМИ многие ученые считают ненадежными. [6]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В этот объем работорговли не включена работорговля арабов-суахили в Восточной Африке и североафриканских этнических групп на Ближний Восток и в другие места. Экспорт и импорт не совпадают из-за большого количества смертей и жестокого возмездия со стороны захваченных людей на кораблях, занимавшихся работорговлей. [21]
  1. ^ Jump up to: а б с д Фон люди , Британская энциклопедия, без даты, население 1,7 миллиона человек, дата обращения 29 июня 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Элизабет Хит (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 482–483. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  3. ^ III, Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-59884-363-7 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Левит Кете Асанте; Нет ничего похожего на тебя (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации Сейджа. стр. 100-1 270–273, 257, 412. ISBN.  978-1-4129-3636-1 .
  5. ^ Jump up to: а б Робин Лоу (1993), «Амазонки» Дагомеи , Пайдеума: Mitteilungen zur Kulturkunde, Bd. 39 (1993), с. 245–260
  6. ^ Альперн, Стэнли Б. (1998). «О происхождении амазонок Дагомеи». История в Африке . 25 . Издательство Кембриджского университета: 9–25. дои : 10.2307/3172178 . JSTOR   3172178 . S2CID   162412301 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 742–746, 1134–1139. ISBN  978-0-252-09433-0 .
  8. ^ «Королевство Абомей, Королевские дворцы Абомея — Эвенеменсьель» . Архивировано из оригинала 02 сентября 2017 г. Проверено 2 сентября 2017 г.
  9. ^ Сандра Т. Барнс (1997). Огун Африки, второе, расширенное издание: Старый Свет и Новый . Издательство Университета Индианы. п. 49. ИСБН  0-253-11381-4 .
  10. ^ Закон, Робин (1991). Невольничий берег Западной Африки 1550-1750 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 27. ISBN  0-19-820228-8 .
  11. ^ Миллер, Джозеф К. (1980). Говорит африканское прошлое: очерки устной традиции и истории . Фолкстон: Archon Books. п. 31-4 . ISBN  0208017844 .
  12. ^ Jump up to: а б Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. xv – xvi. ISBN  978-0-521-52307-3 .
  13. ^ Jump up to: а б И. А. Акинджогбин (1966), Арчибальд Далзель: работорговец и историк Дагомеи , Журнал африканской истории, Cambridge University Press, Vol. 7, № 1 (1966), стр. 67-78.
  14. ^ Ле Дагомея , Эдуард Фоа (1895), BnF: Национальная библиотека Франции (на французском языке)
  15. ^ Сельское хозяйство в Дагомее Н. Саварио (1906), А. Шаламель, Марсель, Франция, Национальная выставка (на французском языке)
  16. ^ Ло, Робин; Манн, Кристин (1999). «Западная Африка в Атлантическом сообществе: случай Невольничьего побережья». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 56 (2): 307. дои : 10.2307/2674121 . JSTOR   2674121 .
  17. ^ Герберт С. Кляйн (26 апреля 2010 г.). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 53, 64–65, 53–68. ISBN  978-1-139-48911-9 .
  18. ^ Jump up to: а б Герберт С. Кляйн (2010). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 7–9. ISBN  978-1-139-48911-9 .
  19. ^ Jump up to: а б Фадж, JD (1969). «Рабство и работорговля в контексте истории Западной Африки». Журнал африканской истории . 10 (3). Издательство Кембриджского университета: 393–404. дои : 10.1017/s0021853700036343 . S2CID   162902339 .
  20. ^ Jump up to: а б Дэвид Элтис и Дэвид Ричардсон (2015), Атлас трансатлантической работорговли , 2-е издание, издательство Йельского университета, ISBN   978-0300212549 ; Архив: Карты рабских маршрутов , см. Карту 9; В трансатлантической работорговле за более чем 350 лет приняли участие около 12,5 миллионов африканцев, почти все страны, граничащие с Атлантическим океаном, а также Мозамбик и побережье Суахили.
  21. ^ Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–3, 12–15. ISBN  978-0-521-52307-3 .
  22. ^ Jump up to: а б Герберт С. Кляйн (26 апреля 2010 г.). Атлантическая работорговля . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–65, 53–68. ISBN  978-1-139-48911-9 .
  23. ^ Розанна Мэрион Аддерли (2006). «Новые негры из Африки»: отмена работорговли и свободное африканское поселение в Карибском бассейне девятнадцатого века . Издательство Университета Индианы. п. 99. ИСБН  0-253-34703-3 .
  24. ^ Энн Кэролайн Бэйли (2005). Африканские голоса атлантической работорговли: за пределами молчания и стыда . Маяк Пресс. стр. 69–75 , 175. ISBN.  978-0-8070-5512-0 .
  25. ^ ХРОНОЛОГИЯ - Кто и когда запретил рабство? Рейтер
  26. ^ Jump up to: а б с д Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–16. ISBN  978-0-521-52307-3 .
  27. ^ Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–18. ISBN  978-0-521-52307-3 .
  28. ^ Jump up to: а б Патрик Мэннинг (2004). Рабство, колониализм и экономический рост в Дагомее, 1640-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 17–18. ISBN  978-0-521-52307-3 .
  29. ^ Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. п. 110. ИСБН  978-1-4381-2676-0 .
  30. ^ Э. Аянделе (2013). «Святой» Джонсон, пионер африканского национализма, 1836–1917 гг . Рутледж. стр. 197–198. ISBN  978-1-136-25196-2 .
  31. ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 54–56. ISBN  978-1-59884-666-9 .
  32. ^ Стивен Майу (1998). Истории приема: риторика, прагматизм и американская культурная политика . Издательство Корнельского университета. стр. 15–16 . ISBN  0-8014-8506-1 .
  33. ^ Дэвис, Ник (13 августа 2013 г.). «Обиа: Возрождение ямайского вуду » . Новости Би-би-си .
  34. ^ Мэри Тернер (1982). Рабы и миссионеры: распад ямайского рабовладельческого общества, 1787–1834 гг . Пресс-университет Вест-Индии. стр. 55–56. ISBN  978-976-640-045-3 .
  35. ^ Уолтер Йост; Майкл Дж. Хайд (1997). Риторика и герменевтика в наше время: Читатель . Издательство Йельского университета. п. 389. ИСБН  978-0-300-06836-8 . , Цитата: «Они [христианские миссионеры, посетившие Фон в Дагомее] процитировали один из мифов о сотворении Фона (...) как искаженную версию истории Адама и Евы. Но эта интерпретация не убедила Фонов. (... , люди Фон сказали:) «Но миссионеры, когда они услышали имя наших [божеств] Аданху и Йева, сказали, что наши боги и их боги были одинаковыми. Они пытались научить нас остальному о зарождении мужчины и женщины. но дагомейцы, фон, с этим не согласны». Они говорят, что это не их история. Они ничего не знают о том, что Легда [ sic ] пытается принести плоды».
  36. ^ Деманглс, Лесли Джеральд (1977). «Африканские интерпретации христианского креста в Водуне». Социологический анализ . 38 (1). Издательство Оксфордского университета: 13–15. дои : 10.2307/3709833 . JSTOR   3709833 .
  37. ^ Молефи Кете Асанте; Ама Мазама (2009). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 283. ИСБН  978-1-4129-3636-1 .
  38. ^ Сара А. Рич (2009), Лицо «Лафвы»: Воду и древние статуэтки бросают вызов человеческой судьбе , Журнал гаитянских исследований, Том. 15, № 1/2, выпуск, посвященный 20-летию Ассоциации гаитянских исследований (весна/осень 2009 г.), страницы 262–278.
  39. ^ Косентино, Дональд (1987). «Кто этот парень в разноцветной шапке? Трансформации Эшу в мифологиях Старого и Нового Света». Журнал американского фольклора . 100 (397): 261–275. дои : 10.2307/540323 . JSTOR   540323 .
  40. ^ Майк Дэш (май 2013 г.), Суд, который дал Водоу плохую репутацию , журнал Smithsonian Magazine
  41. ^ Кейт Рэмси (2011). Духи и закон: вуду и власть на Гаити . Издательство Чикагского университета. стр. 83–87. ISBN  978-0-226-70380-0 . "Цитата: "Заключенных запугивали, уговаривали... (...) Я никогда не смогу забыть, как самая молодая заключенная, Розейде Сумера, повернулась к прокурору и сказала: 'Да, я призналась в том, что вы утверждаете. , но помните, как жестоко меня избили, прежде чем я сказал хоть слово», — Спенсер Сент-Джон, британский министр на Гаити, который был свидетелем суда».
  42. ^ [1] Архивировано 3 февраля 2012 г. в Wayback Machine EL ELEMENTO SUB-SAHARICO EN EL LÉXICO venezolano (на испанском языке: Элемент к югу от Сахары в венесуэльском лексиконе).
  43. ^ Майкл Лагерр (1973), Место Вуду в социальной структуре Гаити , Caribbean Quarterly, Vol. 19, № 3 (сентябрь 1973 г.), страницы 36–50.
  44. ^ Дж. Лоранд Матори (2010). Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (ред.). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН  978-0-19-533770-9 .
  45. ^ Выбор куратора: Ислам в Африке, Бруклинский музей Фона
  46. ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. п. 67. ИСБН  978-1-59884-666-9 .
  47. ^ Рене Ларье; Усейна Алиду (2015). Письмо через визуальное и виртуальное: запись языка, литературы и культуры франкоязычных стран Африки и Карибского бассейна . стр. 163–164. ISBN  978-1-4985-0164-4 .
  48. ^ Мэри Энн Кларк (2012). Тогда мы споем новую песню: африканское влияние на религиозный ландшафт Америки . Роуман и Литтлфилд. стр. 135–136 . ISBN  978-1-4422-0881-0 .
  49. ^ Jump up to: а б Женщины-воины Дагомеи , журнал Smithsonian
  50. ^ Стэнли Б. Альперн (11 апреля 2011 г.). Амазонки Черной Спарты: Женщины-воительницы Дагомеи . Нью-Йорк Пресс. стр. ix–x, 16–22. ISBN  978-0-8147-0772-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 483832be52ced4cc2d829f5edf0b9aa3__1721790660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/a3/483832be52ced4cc2d829f5edf0b9aa3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fon people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)