Дагомейские амазонки

Дагомейские амазонки ( Фон : Агоджи , Агоджи , Мино или Минон ) — Фон женский военный полк в Королевстве Дагомея (на территории современного Бенина , Западная Африка), существовавший с 17 века до конца 19 века. Это была единственная женская армия в современной истории. [1] Амазонками их назвали столкнувшиеся с ними западноевропейцы, благодаря истории о женщинах-воительницах амазонок в греческой мифологии .
Появление женского военного полка стало результатом того, что мужское население Дагомеи понесло большие потери в результате участившегося насилия и войн с соседними государствами Западной Африки . Это привело к тому, что Дагомея стала одним из ведущих государств в работорговле вместе с Империей Ойо , которая использовала рабов для товарообмена в Западной Африке, пока работорговля в регионе не прекратилась. Нехватка мужчин, вероятно, побудила королей Дагомеи набирать женщин в армию. Следует также отметить, что формирование армейского подразделения, состоящего только из женщин, было ответом и маневром вокруг принудительной ежегодной дани Ойо рабов-мужчин. [2]
Источник
[ редактировать ]Говорят, что король Хуэгбаджа (правивший с 1645 по 1685 год), третий король Дагомеи, первоначально основал группу, которая позже стала Мино, как отряд охотников на слонов, называемый гбето . [3] Гбето , возможно, даже предшествовал Хуэгбадже, поскольку существует традиция, согласно которой он просто организовывал ранее существовавшие группы в корпус, а по другой версии сами гбето предлагались служить королю. [4]
Дочь Уэгбаджи, королева Хангбе (правившая с 1716 по 1718 год), основала женщину-телохранителя. Европейские купцы зафиксировали их присутствие. Согласно традиции, ее брат и преемник король Агаджа успешно использовал их при разгроме Дагомеей соседнего королевства Сави в 1727 году. [5] группа женщин-воинов называлась Мино означает «Наши матери» . , что на языке фон В мужской армии Дагомеи [6] Другие источники оспаривают утверждение о том, что старшая сестра короля Агаджи, королева Хангбе, была правителем, создавшим эти подразделения, а некоторые даже зашли так далеко, что поставили под сомнение существование королевы Хангбэ на самом деле. [7]
Со времен короля Гезо (правившего с 1818 по 1858 год) Дагомея становилась все более милитаристской. Гезо придавал большое значение армии, увеличивая ее бюджет и формализуя ее структуру от церемониальной до серьезной военной. В то время как европейские повествования называют женщин-солдат «амазонками», они называли себя ахоси (жены короля) или Мино (наши матери). [5]
Набор персонала
[ редактировать ]
Гезо набирал в солдаты как мужчин, так и женщин из иностранных пленников. Женщины-солдаты также набирались из числа свободных дагомейских женщин, причем некоторые из них были зачислены в возрасте восьми лет. [5] Другие источники указывают, что мино были набраны из числа ахоси («жен царя»), которых часто было сотни. [8] Некоторые женщины в обществе Фон становились солдатами добровольно, тогда как другие были зачислены в армию принудительно, если их мужья или отцы жаловались королю на их поведение. [9]
Членство в среде Мино должно было оттачивать любые агрессивные черты характера в целях войны. Во время своего членства им не разрешалось иметь детей или участвовать в семейной жизни (хотя они состояли в законном браке с королем). Многие из них были девственниками. Полк имел полусакральный статус, который переплетался с верой Фон в Водун . Устная дагомейская традиция гласит, что при вербовке амазонки подвергались калечащим операциям на женских половых органах . [10]
Мино тренировался с интенсивными физическими упражнениями. Они научились навыкам выживания и безразличию к боли и смерти, штурмуя акации оборону из шипов на военных учениях и казня пленных. [11] Дисциплина была подчеркнута.
Служба в Мино дала женщинам возможность «подняться до руководящих и влиятельных должностей» в среде, созданной для расширения индивидуальных возможностей. [5] Мино также были богаты и имели высокий статус. [11]
Политическая роль
[ редактировать ]Мино играли заметную роль в Большом совете, обсуждая политику королевства. С 1840-х по 1870-е годы (когда противостоящая партия рухнула) большинство Мино в целом поддерживали мир с Эгба из Абеокуты, вместо этого выступая за набеги на более мелкие и менее защищенные племена. Это вызвало у них разногласия со своими военными коллегами-мужчинами, которые поддержали полномасштабное нападение на Абеокуту. Члены гражданского совета, которые были в союзе с Агоджие, также выступали за укрепление коммерческих отношений с Великобританией, отдавая предпочтение торговле пальмовым маслом выше торговли рабами. [12]
Помимо совета, ежегодные обычаи Дагомеи включали парад и смотр войск, а также принесение войсками присяги королю. Празднования 27-го дня Ежегодной таможни представляли собой имитацию битвы, в которой агоджи атаковали «форт» и «захватили» находящихся внутри рабов. [12] обычай записан священником Франческо Боргеро в своих дневниках. [11]
Бой и структура
[ редактировать ]
Женщины-солдаты прошли строгую подготовку к боли, выносливости и скорости. После завершения обучения им выдали форму. [ нужна ссылка ] Согласно отчетам посетителей, к середине 19 века они насчитывали от 1000 до 6000 женщин, что составляло около трети всей армии Дагомеи. В отчетах также отмечалось, что женщины-солдаты неизменно превосходили солдат-мужчин в эффективности и храбрости в бою. [5]
Сообщалось, что женщины-солдаты были построены параллельно с армией в целом, с центральным крылом (телохранителями короля) по флангам с обеих сторон, каждое из которых подчинялось отдельным командирам. В некоторых источниках отмечается, что у каждого солдата-мужчины был мино- двойник. [5] В одном отчете английского обозревателя середины XIX века было документально подтверждено, что женщины, у которых было по три полоски побелки вокруг каждой ноги, были удостоены знаков отличия. [13]
Женская армия состояла из ряда полков: охотниц, стрельцов, жнецов, лучников и артиллеристов. Каждый полк имел разную форму, вооружение и командиров. [2]
В последний период дагомейские женщины-воины были вооружены винтовками Винчестера , дубинками и ножами. Подразделения находились под командованием женщин. В опубликованном в 1851 году переводе военного песнопения женщин утверждается, что воины скандировали: «[как] кузнец берет железный стержень и с помощью огня меняет его вид, так и мы изменили свою природу. Мы больше не женщины, мы мужчины. ." [14]
Конфликт с соседними королевствами
[ редактировать ]Сражения Агоджие происходили в основном в Африке против различных королевств и племен. В то время было принято, что после победы над врагом его убивали или обращали в рабство. В этом участвовали многие африканские племена и Дагомея не стала исключением. Они часто порабощали своих врагов и продавали их европейским работорговцам в обмен на боевое оружие. Еще в 1728 году под руководством короля Агаджи дагомейская армия завоевала королевства Уайда и Попос. В 1840 году они помогли захватить крепость Махи в Аттахапамсе. Однако именно от рук своего давнего врага Абеокуты они потерпели сокрушительное поражение, повлекшее за собой многочисленные жертвы.
Конфликт с Францией
[ редактировать ]Первая франко-дагомейская война
[ редактировать ]Вторжение европейцев в Западную Африку набрало обороты во второй половине XIX века, и в 1890 году король Беханзен начал сражаться с французскими войсками в ходе Первой франко-дагомейской войны . Европейские наблюдатели отметили, что женщины «превосходно вели себя» в рукопашном бою, но стреляли из кремневых ружей от бедра, а не от плеча. [11]
Мино Мино участвовали в одном крупном сражении: Котону, где тысячи дагомейцев (в том числе многие ) атаковали французские позиции и вступили с защитниками в рукопашный бой. Мино были решительно разгромлены, при этом несколько сотен солдат Дагомеи были расстреляны. Сообщается, что 129 бойцов Дагомеи были убиты в рукопашной схватке на французских позициях. [15]
Вторая франко-дагомейская война
[ редактировать ]К концу Второй франко-дагомейской войны специальные подразделения Мино были выделены специально для борьбы с французскими офицерами. [16] После нескольких сражений французы одержали победу во Второй франко-дагомейской войне и положили конец независимому Дагомейскому королевству. Французские солдаты, особенно из Французского Иностранного легиона , были впечатлены смелостью амазонок и позже писали об их «невероятной храбрости и дерзости» в бою. [12]
Однако против воинского подразделения, обладавшего явно превосходящим вооружением и более длинным штыком, «Дагомейский мино» не смог победить. [12] Во время боя с французскими солдатами при Адегоне 6 октября 1892 года, во время Второй войны, основная часть корпуса Мино была уничтожена за считанные часы в рукопашной схватке после того, как французы атаковали их штыковой атакой. [17] Дагомея потеряла 86 регулярных солдат и 417 дагомейских мино, причем почти все эти смерти были вызваны штыками; французы потеряли шесть солдат. [18]

Расформирование и наследие
[ редактировать ]
Войска были расформированы, когда в 1894 году королевство стало французским протекторатом . [19] Устная традиция гласит, что некоторые выжившие Мино после этого тайно остались в Абомее, где они незаметно убили несколько французских офицеров. Другие истории говорят, что женщины пообещали свои услуги по защите Аголи-Агбо , брата Беханзина, переодевшись его женами, чтобы охранять его. [20]
Некоторые женщины вышли замуж и родили детей, а другие остались одинокими. По словам историка, проследившего жизнь почти двух дюжин бывших Мино, всем женщинам было трудно приспособиться к жизни в качестве отставных воинов, часто изо всех сил пытавшихся найти новую роль в своих общинах, которая давала бы им чувство гордости, сравнимое с их прежней жизнью. Многие проявили склонность к дракам или ссорам, которые пугали их соседей и родственников. [20]
Между 1934 и 1942 годами несколько британских путешественников в Абомее зафиксировали встречи с бывшими Мино, тогда еще старыми женщинами, которые пряли хлопок или бездельничали во дворах. [21] Сообщается, что неизвестное количество женщин тренировались с членами Дагомеи Мино после их расформирования, фактически продолжая традицию. Они никогда не видели боя. Примерно в 2019 году Лупита Нионго взяла интервью у одной из них, которая была еще жива, для телевизионного документального фильма « Женщины-воины» с Лупитой Нионго . [22]
Нави, последние Зубы Дагомеи
[ редактировать ]Считается, что последней выжившей из дагомейских мино была женщина по имени Нави. В интервью 1978 года в деревне Кинта бенинский историк встретил Нави, который утверждал, что в 1892 году сражался с французами. [11] Нави умер в ноябре 1979 года в возрасте значительно старше 100 лет. [11]
В популярной культуре
[ редактировать ]Дагомея Мино упоминается в научно-фантастическом романе «Робур Завоеватель» (1886) Жюля Верна (глава XV: Стычка в Дагомее).
Дагомея Мино была представлена в фильме 1987 года Кобра Верде» режиссера немецкого « Вернера Херцога .
Мино Гезо играет значительную роль в романе 1971 года « Вспышка свободы!» Джордж Макдональд Фрейзер .
Воины также находятся в центре внимания, и о них написано в Лэйона Грея пьесе «Воины Дагомеи» . [23]
Дора Милайе , воины и телохранители комиксов Marvel персонажа «Чёрная Пантера» , частично основаны на Дагомейском Мино. [24]
В Age of Empires II: The African Kingdoms и Age of Empires III: The African Royals есть женский отряд по имени Гбето, созданный под влиянием Дагомеи Мино и названный в его честь.
В видеоигре Empire: Total War вы можете нанимать отряды дагомейских минос, если вы завоевали определенные регионы в Северной Африке.
В эпизоде «Я есть» страны Лавкрафта Ипполита переносится в мир, где она становится дагомейской миной. [25]
В 2015 году ЮНЕСКО опубликовала комический роман «Женщины-солдаты Дагомеи» в рамках серии ЮНЕСКО «Женщины в истории Африки». [26] [2] В качестве художественной и визуальной интерпретации, предназначенной для частного или публичного использования в классах. [27] в нем рассказывается история мино в связи с европейским колониальным правлением в Африке и заканчивается их наследием для современной Республики Бенин : «Помимо отпечатка, который они оставили в коллективной памяти , женщины-солдаты завещали много женщин-солдат Танцы Республики Бенин, которые по сей день исполняются в Абомее, песни и легенды. Сегодня в вооруженных силах Бенина . Они хранят память о женщинах-солдатах Королевства Дагомея». [28]
«Последняя амазонка Дагомеи» — пьеса из получившего Букеровскую премию 2019 года « Девушка, женщина, другой », романа Бернардина Эваристо .
Ахоси представлены в графическом романе Пробуждение: скрытая история восстаний рабов, возглавляемых женщинами» Ребекки Холл и Хьюго Мартинеса « 2021 года.
Дагомейские мино являются героями американского фильма 2022 года «Женщина-король » режиссера Джины Принс-Байтвуд . [29] [30] [31]
Дагомейские амазонки представлены в образе Миноса в романе «Сестра-мать-воительница» Ванессы Райли (Уильям Морроу, 12 июля 2022 г.). [32]
В Mortal Kombat 1 есть Умгади, которые являются отсылкой к Дагомейским Миносам.
См. также
[ редактировать ]- Нзинга из Ндонго и Матамбы (женщина-военный руководитель ндонго, сражавшаяся с португальцами)
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия C-BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из книги «Женщины-солдаты Дагомеи» , ЮНЕСКО.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пакетт, Даниэль. «Они были единственной в мире армией, состоящей исключительно из женщин. Их потомки борются за то, чтобы вернуть себе человечность» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сербин, Сильвия; Масиони, Пэт; Жубо, Эдвард; Адамс, Джозеф CE (2015). Женщины-солдаты Дагомеи (PDF ) Женщины ЮНЕСКО в истории Африки. Париж: ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-100115-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2021 года . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Альперн 1998b , стр. 20.
- ^ Альперн, Стэнли Б. (1998a). «О происхождении амазонок Дагомеи» . История в Африке . 25 :9–25. дои : 10.2307/3172178 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172178 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Закон 1993 года .
- ^ Альперн 1998b , стр. 44.
- ^ Макдональд, Флер (26 августа 2018 г.). «Легенда о бесстрашных женщинах-воинах Бенина» . Би-би-си . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Альперн 1998b , стр. 38.
- ^ Бамидел, Майкл (14 июня 2020 г.). «История бесстрашных женщин-воительниц Дагомеи» . The Guardian Новости Нигерии . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ ( Закон 1993 г. , стр. 256): «Согласно традиции, сообщенной Дегбело, при вербовке от них требовалось пройти иссечение (клиторидэктомию), очевидно, как средство уменьшения их сексуального влечения»
- ^ Jump up to: а б с д и ж Даша 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д Йодер 1974 .
- ^ Форбс, Фредерик (2010). Дагомея и дагомейцы: журналы двух миссий к королю Дагомеи и проживания в его столице с 1849 по 1850 годы . ООО «Кессинджер Паблишинг». ISBN 978-1163235027 .
- ^ Адамс, Мейв (весна 2010 г.). «Женщины-воины-амазонки и деконструкция гендерной имперской власти в колониальной литературе девятнадцатого века» (PDF) . Гендерные исследования девятнадцатого века . 6 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2018 года . Проверено 29 августа 2018 г.
- ^ Альперн 1998b , стр. 195.
- ^ Альперн 1998b , стр. 205.
- ^ «Амазонки Дагомеи, рассказ» . Афроамериканский реестр . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Альперн, с. 203.
- ^ Исторический музей Абомея .
- ^ Jump up to: а б Альперн 1998b , стр. 208–209.
- ^ Альперн 1998b , стр. 210–211.
- ^ Джонс, Эллен Э. (23 октября 2019 г.). «Рецензия на «Женщины-воины с Лупитой Нионго» — офигенная история, достойная Оскара» . Хранитель .
- ^ Клодфелтер 2017 .
- ^ Джонсон 2018 .
- ^ Я есть , серия «Страна Лавкрафта» на IMDb
- ^ «Женщины в истории Африки – как пользоваться этим сайтом» . ru.unesco.org . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ ЮНЕСКО. «Женщины-солдаты педагогического отряда Дагомеи» . ru.unesco.org . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ ЮНЕСКО Женщины-солдаты Дагомеи , с. 21
- ^ Араужо, Ана Люсия и Сюзанна Блиер (20 сентября 2022 г.). «Что «Король-женщина» ошибается — и прав — в отношении воинов Дагомеи» . Вашингтон Пост . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Кролл, Джастин (28 апреля 2021 г.). « Underground Railroad Тусо Мбеду из » напротив Виолы Дэвис сыграет главную роль в фильме «Женщина-король » . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Д'Алессандро, Энтони (5 ноября 2021 г.). «Sony встречает TriStar с изображением Виолы Дэвис , изображающей женщину-короля ; переносит биографический фильм Джорджа Формана от Affirm на 2023 год» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ «Сестра-мать-воительница» . ХарперКоллинз.
Библиография
[ редактировать ]- Альперн, Стэнли Б. (1998b). Амазонки Черной Спарты: Женщины-воины Дагомеи (1-е изд.). Нью-Йорк, США: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-0678-7 .
- Араужо, Ана Люсия и Сюзанна Блиер (20 сентября 2022 г.). «Что «Король-женщина» ошибается — и прав — в отношении воинов Дагомеи» . Вашингтон Пост . Проверено 21 марта 2023 г.
- Бернард, А.С. 1998. Амазонки Черной Спарты. Лондон, C Hurst & Co. Буржон, Ф. 1979–1984 гг.
- Клодфелтер, Тим (5 августа 2017 г.). «Пьеса рассказывает историю женщин-воинов Западной Африки» . Уинстон-Сейлемский журнал . Проверено 15 августа 2018 г.
- Дэш, Майк (23 сентября 2011 г.). «Женщины-воительницы Дагомеи» . Смитсоновский институт.com . Проверено 14 августа 2018 г.
- Исторический музей Абомея. «Амазонки» . Исторический музей Абомея . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- Джонсон, Джаззи (23 февраля 2018 г.). «Если вам понравилась Дора Милаж из «Черной пантеры», познакомьтесь с дагомейскими амазонками» . Журнал Teen Vogue . Проверено 14 августа 2018 г.
- Закон, Робин (1993). «Амазонки Дагомеи». Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям . 39 . Институт Фробениуса: 245–260. JSTOR 40341664 .
- Йодер, Джон К. (1974). «Партии мух и слонов: политическая поляризация в Дагомее, 1840–1870». Журнал африканской истории . 15 (3). Издательство Кембриджского университета: 417–432. дои : 10.1017/S0021853700013566 . S2CID 162286376 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэй, Эдна Г. Жены леопарда: пол, культура и политика в Королевстве Дагомея . Шарлоттсвилл, 1998 год.
- Бертон, Ричард , Миссия к Гелеле, королю Дагоме . Лондон, 1864 год.
- Д’Алмейда-Топор, Элен. Амазонки, армия женщин в доколониальной Африке . Париж: Editions Rochevignes, 1984.
- Эджертон, Роберт Б. Женщины-воины: амазонки Дагомеи и природа войны . Боулдер: Westview Press, 2000.
- Форбс, Фредерик Э. Дагомея и дагомейцы, журналы двух миссий к королю Дагомеи и резиденции в его столице в 1849 и 1850 годах . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. 1851.
- Гроссман, Д. Об убийстве: психологическая цена обучения убийству на войне и в обществе . Нью-Йорк: Книги Бэк-Бэй / Литтл, Браун и компания, 1995, ISBN 0-316-33011-6 , стр. 175.
- Холмс. Р. Акты войны: поведение людей в бою . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1985.
- Ньюарк, Тим и Ангус МакБрайд . Женщины-полководцы: иллюстрированная военная история женщин-воинов . Блэндфорд Пресс, 1989, ISBN 0-7137-1965-6 .
- Пойкерт, В. Атлантическая работорговля из Дагомеи, 1740–1797 гг . Висбаден, 1978 г. (на немецком языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Амазонки» из Исторического музея Абомея. Архивировано 17 октября 2013 года в Wayback Machine .
- Африканское сопротивление колониализму
- Африканские женщины на войне
- Женские воинские части и соединения.
- Боевые занятия
- Культурология
- Фольклор
- Французская Западная Африка
- Королевство Дагомея
- Военная история Африки
- Устаревшие профессии
- Женщины на войне 17 века
- Женщины в войне XVIII века
- Женщины в войне XIX века
- Женщины в Бенине
- История женщин в Бенине