Одержимость духом
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Одержимость духами – это необычное или измененное состояние сознания и связанное с ним поведение, которое предположительно вызвано контролем человеческого тела и его функций со стороны духов , призраков , демонов , ангелов или богов . [1] Концепция одержимости духами существует во многих культурах и религиях, включая буддизм , христианство , [2] [ ненадежный источник? ] Гаитянское вуду , 21 доминиканская дивизия , индуизм , ислам , викка , а также Юго-Восточной Азии , Африки и коренных американцев традиции . В зависимости от культурного контекста, в котором оно обнаружено, владение может считаться добровольным или недобровольным и может считаться оказывающим благотворное или вредное воздействие на хозяина. [3] Опыт одержимости духами иногда служит доказательством веры в существование духов, божеств или демонов. [4] В исследовании 1969 года, профинансированном Национальным институтом психического здоровья , было обнаружено, что убеждения в одержимости духами существуют в 74% выборки из 488 обществ во всех частях мира, при этом наибольшее количество верующих обществ приходится на тихоокеанские культуры, а наименьшее - в культурах Тихоокеанского региона. заболеваемость среди коренных американцев как Северной , так и Южной Америки . [1] [5] По мере того как пятидесятнические и харизматические христианские церкви перемещаются как в африканские, так и в океанические регионы, может произойти слияние верований, когда демоны станут представителями «старых» местных религий, которых христианские служители пытаются изгнать . [6]
Организованные религии
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]С самого начала христианства приверженцы считали, что одержимость происходит от Дьявола (т.е. Сатаны ) и демонов. Считается, что в битве между сатаной и небом сатана совершает «духовные атаки», включая одержимость демонами , против людей, используя сверхъестественные силы, чтобы причинить им физический или психологический вред. [1] Молитва об освобождении, благословение дома или тела мужчины или женщины, таинства и экзорцизмы обычно используются для изгнания демона.
Некоторые богословы , такие как Анхель Мануэль Родригес , говорят, что медиумы , подобные тем, которые упомянуты в Левит 20:27, были одержимы демонами. Другой возможный случай одержимости демонами в Ветхом Завете включает лжепророков , на которых полагался царь Ахав перед повторным захватом Рамота-Галаада в 3 Царств 22 . Их описывали как наделенных силой обманчивого духа. [7]
В Новом Завете упоминается несколько эпизодов, в которых Иисус изгонял бесов из людей . [8] Хотя большинство христиан верят, что одержимость демонами — это непроизвольное страдание, [9] некоторые библейские стихи были истолкованы как указывающие на то, что владение может быть добровольным. Например, Альфред Пламмер пишет, что когда Дьявол вошел в Иуду Искариота в Иоанна 13:27, это произошло потому, что Иуда постоянно соглашался с предложениями сатаны предать Иисуса и полностью подчинился ему. [10]
Новый Завет указывает, что люди могут быть одержимы бесами, но бесы отвечают и подчиняются власти Иисуса Христа:
В синагоге был человек, одержимый демоном, злым духом. Он закричал во весь голос: «Ха! Чего Ты хочешь от нас, Иисус из Назарета? Ты пришел уничтожить нас? Я знаю, кто Ты — Святой Божий!» "Будь спокоен!" — строго сказал Иисус. «Выйди из него!» Тогда демон сбросил человека на землю перед всеми и вышел, не причинив ему вреда. Весь народ изумлялся и говорил друг другу: «Что это за учение? С властью и силой он отдаёт приказы злым духам, и они выходят!» И весть о нем разнеслась по окрестностям.
- Луки 4:33–35. [11]
Это также указывает на то, что демоны могут вселяться в животных, как это было при изгнании нечистой силы Гарасенского бесноватого .
католицизм
[ редактировать ]Римско-католическая доктрина гласит, что ангелы — бестелесные , духовные существа. [12] с умом и волей . [13] Падшие ангелы или демоны способны «демонически овладевать» людьми без ведома или согласия жертвы, делая их морально невиновными. [14]
В Католической энциклопедии говорится, что в Ветхом Завете есть только один очевидный случай одержимости демонами, когда царя Саула мучил «злой дух» ( 1 Царств 16:14), но это зависит от интерпретации еврейского слова « руа » как подразумевая личное влияние, которого может и не быть, поэтому даже этот пример описывается как «не очень достоверный». Вдобавок Саул был описан как терзаемый, а не одержимый, и он был освобожден от этих мучений, когда Давид сыграл на лире . ему [15]
Католические экзорцисты различают «обычную» сатанинскую/демоническую деятельность или влияние (мирские повседневные искушения ) и «экстраординарную» сатанинскую/демоническую деятельность, которая может принимать шесть различных форм, начиная от полного контроля сатаны или демонов до добровольного подчинения: [14]
- Одержимость, при которой сатана или демоны полностью овладевают телом человека без его согласия. Это обладание обычно возникает в результате действий человека; действия, которые приводят к повышенной восприимчивости к влиянию сатаны.
- Навязчивая идея, которая включает внезапные приступы иррационально навязчивых мыслей , обычно завершающихся суицидальными мыслями и обычно влияющих на сновидения.
- Угнетение , при котором нет потери сознания или непроизвольных действий, как, например, в библейской Книге Иова , в которой Иов мучился сатаной через ряд неудач в бизнесе, материальных благах, семье и здоровье.
- Внешняя физическая боль, вызванная сатаной или демонами.
- Заражение, поражающее дома, предметы/вещи или животных; и
- Подчинение, при котором человек добровольно подчиняется сатане или демонам.
В римском ритуале характеризовалась истинная демоническая или сатанинская одержимость со времен Средневековья следующими четырьмя типичными характеристиками: [16] [17]
- Проявление сверхчеловеческой силы .
- Разговор на языках или языках, которые жертва не может знать.
- Раскрытие знаний , отдаленных или скрытых, которые жертва не может знать.
- Кощунственная ярость, непристойные жесты руками , использование ненормативной лексики и отвращение к святым символам, именам, реликвиям или местам.
В Новой католической энциклопедии говорится: « Церковные власти в большинстве случаев неохотно признают одержимость дьяволом, потому что многие из них можно объяснить только физическими или психическими заболеваниями. Поэтому перед проведением серьезного экзорцизма необходимо медицинское и психологическое обследование . Чтобы экзорцист был морально уверен или вне разумных сомнений в том, что он имеет дело с подлинным случаем демонической одержимости, не должно быть другого разумного объяснения происходящему в нем явлению. вопрос". [18]
Официальная католическая доктрина утверждает, что одержимость демонами может возникать в отличие от психического заболевания . [19] но подчеркивает, что случаи психических заболеваний не следует ошибочно диагностировать как демоническое влияние. Католический экзорцизм может происходить только под руководством епископа и в соответствии со строгими правилами; простой экзорцизм также происходит во время крещения . [1]
англиканский
[ редактировать ]Причинение демонических мучений человеку описано в протестантской литературе досовременного времени. В 1597 году король Джеймс обсудил четыре метода демонического воздействия на человека в своей книге «Демонология» : [20]
- Спектры - это призраки и беспокойства в определенных домах или уединенных местах.
- Одержимость, внешнее мучение человека в разные часы с целью либо ослабить, либо вызвать болезни в теле, как в Книге Иова .
- Одержимость, проникновение внутрь человека, вызывающее неконтролируемые припадки, вызывающее богохульство,
- Феи, оказывающие влияние на тех, кто добровольно подчиняется супругам, пророчествам или рабству.
Король Иаков засвидетельствовал, что симптомы, вызванные одержимостью демонами, можно отличить от естественных болезней. Он отверг симптомы и знаки, предписанные католической церковью, как бесполезные (например, ярость, порожденная святой водой , страх перед Крестом и т. д.) и нашел, что обряды изгнания нечистой силы трудны и неэффективны для повторения. Обряды католической церкви, призванные облегчить мучения демонических духов, были отвергнуты как поддельные, поскольку ими можно было вылечить лишь немногих одержимых. По мнению Иакова: «Тогда легко понять, что изгнание бесов происходит посредством поста и молитвы, а также призывания имени Божьего, предположим, что в человеке, который является инструментом, имеется много несовершенств, как Сам ХРИСТОС учит нас (Мф. 7) о силе, которую все лжепророки изгоняли бесов». [21]
В средневековой Великобритании христианская церковь предлагала способы защиты дома. Предложения варьировались от обливания дома святой водой , нанесения воска и трав на пороги, чтобы «отвратить ведьм оккультных », и избегания определенных районов поселков, которые, как известно, часто посещают ведьмы и поклонники дьявола после наступления темноты. [22] Больным людям не разрешалось входить в церковь, но они могли делить укрытие на притворе с прокаженными и людьми, ведущими оскорбительный образ жизни. После молитвы, если тихо, они могли зайти получить епископское благословение и послушать проповедь . Их ежедневно кормили и молились экзорцисты, а в случае выздоровления после 20-40-дневного поста допускали к Евхаристии , а их имена и исцеления записывали в церковные записи. [23] В 1603 году англиканская церковь запретила своему духовенству проводить экзорцизм из-за многочисленных мошеннических случаев одержимости демонами. [19]
баптист
[ редактировать ]В мае 2021 года Группа по изучению освобождения баптистов Союза баптистов Великобритании , христианской конфессии , выпустила «предупреждение против оккультной духовности после роста числа людей, пытающихся общаться с мертвыми». Комиссия сообщила, что «участие в такой деятельности, как спиритуализм, может открыть путь к великому духовному угнетению, которое требует христианского обряда для освобождения этого человека». [24]
В сентябре 2023 года пастор Рик Морроу из церкви Беула в Ричленде, штат Миссури, произнес проповедь, в которой представил причину аутизма следующим образом: «Дьявол напал на них, он навлек на них эту немощь, он привел их туда, куда он хочет». Он утверждал, что лекарством от расстройства нервно-психического развития является молитва, заявляя, что «знает служителя, который видел много детей, страдающих аутизмом, что он изгнал этого демона, и они были исцелены, а затем ему пришлось помолиться, и их мозг был поврежден». перемонтировали, и они были исправлены». [25] Члены общины пастора сочли его комментарий «уничижительным по отношению к людям с определенными ограниченными возможностями». Их общественный резонанс привел к уходу Морроу из школьного совета , членом которого он был. [26]
Евангелический
[ редактировать ]Как в харизматическом , так и в евангелическом христианстве изгнание демонов часто осуществляется отдельными людьми или группами, принадлежащими к движению служения освобождения . [27] По мнению этих групп, симптомы такого одержимости могут включать синдром хронической усталости , гомосексуализм , пристрастие к порнографии и алкоголизм . [28] Описание людей, у которых были злые духи, в Новом Завете включает знание будущих событий (Деяния 16:16) и великую силу (Деяния 19:13–16). [8] среди прочего, и показывает, что люди, одержимые злыми духами, могут говорить о Христе (Марка 3:7–11). [8] Некоторые евангелические конфессии считают, что одержимость бесами невозможна, если человек уже исповедовал свою веру во Христа, потому что Святой Дух уже занимает тело, и демон не может войти.
ислам
[ редактировать ]Различные типы существ, такие как джинны , шаятины , афариты , встречающиеся в исламской культуре, часто считаются ответственными за одержимость духами. Одержимость духом появляется как в исламской теологии , так и в более широкой культурной традиции.
Несмотря на возражения некоторых мусульманских учёных, считается, что сон возле кладбища или могилы позволяет контактировать с призраками умерших, которые посещают спящего во сне и передают скрытые знания. [29] Говорят, что одержимость афаритом (мстительным призраком) наделяет одержимых некоторыми сверхъестественными способностями, но также сводит их с ума. [30]
Джинны гораздо более физические существа, чем духи. [31] Предполагается, что благодаря своим тонким телам , состоящим из огня и воздуха ( мариджин мин нар ), они способны обладать телами людей. Такое физическое вторжение джиннов концептуально отличается от нашептываний дьяволов. [32] : 67 Поскольку джинны не обязательно являются злыми, их отличают от культурных представлений о одержимости дьяволами/демонами. [33]
такие джинны Поскольку считается, что обладают свободой воли , у них могут быть свои собственные причины владеть людьми, и они не обязательно приносят вред. Существуют различные причины, по которым джинны могут стремиться завладеть человеком, например, влюбиться в него, отомстить за причинение вреда ему или его родственникам или по другим неопределенным причинам. [34] [35] При предполагаемом владении завет с джиннами должен быть возобновлен. [36] Прорицатели ( кахин мн. куххан ) использовали такое владение для получения скрытых знаний. Вдохновение поэтов от джиннов не требует ни владения, ни подчинения джиннам. Их отношения скорее описываются как взаимные. [37]
Идея одержимости джиннами чужда Корану и происходит из языческих представлений. [38] Он широко распространен среди мусульман, а также принят большинством исламских ученых. [39] Это часть акыды ( теологического учения) в традиции Ашари . [32] и атарисы , такие как ибн Таймия и ибн Кайим . [32] : 56 Среди матуридитов это обсуждается, и некоторые принимают это, но с первых лет это оспаривается учеными-матуридитами, такими как ар-Рустугфани . [40] Мутазилиты . ассоциируются с заменой одержимости джиннами дьявольским шепотом, полностью отрицая одержимость телом [41]
В отличие от джиннов , дьяволы ( шаятины ) по своей сути злы. [42] Иблис , отец дьяволов, обитает в адском огне, хотя и не страдает там, он и его дети пытаются вовлечь людей в адское проклятие. [43] Дьяволы физически не овладевают людьми, они лишь соблазняют людей на грех, следуя их низшему нафсу . [44] [45] Хадисы предполагают, что дьяволы шепчут изнутри человеческого тела, внутри или рядом с сердцем , и поэтому «дьявольский шепот» ( араб . васвас وَسْوَاس ) иногда рассматривается как своего рода одержимость. [46] В отличие от одержимости джиннами , шепот дьяволов влияет на душу, а не на тело.
Демоны (также известные как div ), хотя и являются частью человеческого представления, становятся сильнее из-за греховных поступков. [47] Поступками послушания (Богу) они становятся слабее. Хотя человек может сначала получить удовольствие, подчиняясь демонам, согласно исламской мысли, человеческая душа может быть свободной только в том случае, если демоны связаны духом (рух). [48] Суфийская литература, как и в трудах Руми и Аттара из Нишапура , уделяет много внимания тому, как связать внутренних демонов. Аттар из Нишапура пишет: «Если ты свяжешь дэва , ты отправишься в царский шатер с Соломоном» и «У тебя нет власти над царством самого себя [телом и разумом], ибо в твоем случае дэв находится на месте Соломон". [49] Далее он связывает демонов с историей, упомянутой в Коране (38:34), о том, что демон заменил пророка Соломона: нужно вести себя как торжествующий «Соломон» и сковывать демонов нафса или низшего «я», запирая демона-принца. в «скалу», прежде чем рух (душа) сможет сделать первые шаги к Божественному. [50]
иудаизм
[ редактировать ]Хотя магия запрещена в еврейской Библии , магия широко практиковалась в конце периода Второго Храма и хорошо документирована в период после разрушения Храма в III, IV и V веках нашей эры. [51] [52] Еврейские магические папирусы представляли собой надписи на амулетах , остраках и чашах для заклинаний, которые использовались в еврейской магической практике против шедим и других нечистых духов . Согласно Католической энциклопедии , еврейские методы изгнания нечистой силы были описаны в « Книге Товия» . [53] [54]
В 16 веке Исаак Лурия , еврейский мистик , писал о переселении душ, ищущих совершенства. Его ученики развили его идею еще дальше, создав идею диббука , души, населяющей жертву до тех пор, пока она не выполнит свою задачу или не искупит свой грех. [55] Диббук появляется в еврейском фольклоре и литературе, а также в хрониках еврейской жизни. [56] В еврейском фольклоре диббук — бестелесный дух , который беспокойно бродит, пока не вселяется в тело живого человека. Баал -Шем мог изгнать вредного диббука посредством экзорцизма . [57]
одержимостью-трансом и адорцизмом Некоторые евреи также занимаются . Примечательно, что эфиопские еврейские женщины могут участвовать в заре , а у туисинских еврейских женщин есть практика под названием Стамбали. [58]
Стамбали использует благовония, музыку (традиционно исполняемую черными музыкантами из братских орденов), танцы, жертвоприношения животных и большие порции еды, чтобы вызвать транс и умилостивить джиннов, которые могут кого-то беспокоить, и этот человек может регулярно повторять церемонии. Стамбали также иногда проводится в профилактических целях во время свадьбы, бней-мицвы и новоселья, чтобы отвести сглаз. Болезни джиннов могут быть просто накоплением эмоционального стресса или более серьезной болезнью. Во время транса джинны входят в тело, и участники не помнят, что происходило во время транса потом. Если конкретному человеку необходимо организовать церемонию Стамбали, джиннов, причиняющих ему страдания, спросят, чего он хочет, поскольку он владеет ими. Обычно просьбы касаются одежды и животного для принесения в жертву. Атмосфера праздничная, участники одеты в яркую одежду и окрашены хной. Помимо музыкантов, все участники — женщины. Танцы и тексты импровизированы. Особенно восприимчивыми к недугам джиннов считаются жертвы и виновники агрессии, те, кто напуган, и те, на кого может быть направлен сглаз. Душ также считается особенно уязвимым местом, где джинны могут привязаться к человеку. [58]
Африканские традиции
[ редактировать ]Центральная Африка
[ редактировать ]Демократическая Республика Конго
[ редактировать ]Зебола [59] — танцевальный ритуал одержимости женщинами, практикуемый некоторыми этническими группами Демократической Республики Конго . Считается, что оно обладает терапевтическими свойствами и было отмечено на Западе как традиционная форма психотерапии .
Он зародился среди монго , но также практикуется среди различных этнических групп в Киншасе . [60]
Африканский Рог
[ редактировать ]Эфиопия
[ редактировать ]Среди народа Гураге в Эфиопии одержимость духами является распространенным убеждением. Уильям А. Шак предположил, что это вызвано культурными отношениями гураже к еде и голоду, хотя у них есть обильные запасы еды, культурное давление, которое вынуждает гураже либо делиться ею для выполнения социальных обязательств, либо копить ее и тайно есть, вызывает чувства. беспокойства. Различают духи, овладевающие исключительно мужчинами, духи, овладевающие женщинами, и духи, овладевающие жертвами любого пола. Считается, что ритуальную болезнь, которая поражает только мужчин, вызывает дух, называемый авре . Это заболевание проявляется потерей аппетита, тошнотой и приступами сильных болей в желудке. Если оно сохраняется, жертва может войти в ступор, подобный трансу, в котором он иногда приходит в сознание на время, достаточное для того, чтобы принять пищу и воду. Дыхание часто затруднено. Больного одолевают судороги и дрожь, а в крайних случаях — частичный паралич конечностей. [61]
Если жертва не выздоравливает естественным путем, традиционного целителя, или сагвару вызывают . После того, как сагвара определил имя духа с помощью гадания, он прописывает обычную формулу изгнания духа. Это не окончательное лекарство, оно просто позволяет жертве установить связь с духом, находясь в состоянии хронического повторного овладения, которое лечится повторением формулы. Эта формула включает в себя приготовление и употребление блюда из энсете , сливочного масла и красного перца. Во время этого ритуала голову жертвы покрывают пелериной, и он жадно поедает энсете, в то время как другие участники ритуала участвуют в пении. Ритуал заканчивается, когда одержимый дух объявляет, что он удовлетворен. Шак отмечает, что жертвами в основном являются бедные мужчины, и что женщины не так лишены еды, как мужчины, из-за ритуальных действий, которые включают перераспределение и потребление пищи. Шак постулирует, что авре служит для того, чтобы привлечь одержимого человека в центр общественного внимания и облегчить его беспокойство по поводу его неспособности добиться престижа за счет перераспределения еды, что является основным способом, с помощью которого мужчины Гураге получают статус в своем обществе. [61]
Вера во владение духами является частью местной культуры народа Сидама на юго-западе Эфиопии . Антропологи Ирен и Джон Хамер постулировали, что это форма компенсации за лишения в обществе Сидама, хотя они не опираются на И. М. Льюиса (см. Раздел «Культурная антропология» в разделе «Научные взгляды»). Большинство одержимых — женщины, духи которых требуют предметов роскоши для облегчения своего состояния, но одержимыми могут быть и мужчины. Одержимые лица обоих полов могут стать целителями в силу своего состояния. Хамер и Хамер предполагают, что это форма компенсации среди обездоленных людей в глубоко конкурентном обществе Сидама, поскольку, если человек не может завоевать престиж как оратор , воин или фермер, он все равно может получить престиж как духовный целитель. Женщин иногда обвиняют в симуляции владения, но мужчин – никогда. [62]
Восточная Африка
[ редактировать ]Кения
- Народ диго в Кении называет духов, которые предположительно овладевают ими, шайтани . Эти шайтани обычно требуют предметов роскоши, чтобы пациент снова выздоровел. Несмотря на то, что мужчины иногда обвиняют женщин в том, что они подделывают имущество, чтобы получить предметы роскоши, внимание и сочувствие, они обычно считают одержимость духами настоящим заболеванием и рассматривают жертв этого заболевания как больных не по своей вине. Другие мужчины подозревают женщин в активном сговоре с духами с целью одержимости. [63]
- Народ гириама в прибрежной Кении верит в одержимость духами. [64]
Майоте
- На Майотте примерно 25% взрослого населения и в пять раз больше женщин, чем мужчин, входят в состояния транса, в которых они предположительно одержимы определенными опознаваемыми духами, которые сохраняют стабильную и последовательную идентичность от одного владения к другому. [65]
Мозамбик
- В Мозамбике новая вера во владение духами появилась после гражданской войны в Мозамбике . Говорят, что эти духи, называемые гамба , идентифицируются как мертвые солдаты и, как утверждается, в подавляющем большинстве овладевают женщинами. До войны одержимость духами была ограничена определенными семьями и была менее распространена. [66]
Уганда
- Сообщается, что в Уганде женщина по имени Алиса Аума была одержима духом итальянского солдата по имени Лаквена («посланник»). В конечном итоге она возглавила неудавшееся восстание против правительственных сил. [67]
Танзания
- в Народ сукума Танзании верит во владение духами. [68]
- существовал ныне исчезнувший культ одержимости духами Среди женщин Хадиму на Занзибаре , почитавший духа по имени китимири . Этот культ был описан в отчете французского миссионера в 1869 году. Культ исчез к 1920-м годам и был практически неизвестен к 1960-м годам. [69]
Южная Африка
[ редактировать ]- Вера во владение духами появляется среди шесибе , говорящего на языке коса народа из Транскея , Южная Африка . Большинство предположительно одержимых — замужние женщины. Состояние одержимости духом у них называется интвасо . Считается, что те, у кого развивается состояние интвасо, обладают особым призванием предсказывать будущее. К ним сначала относятся с сочувствием, а затем с уважением, поскольку они якобы развивают свои способности предсказывать будущее. [70]
Западная Африка
[ редактировать ]- Одной из религий среди народа хауса в Западной Африке является религия хауса-анимизм , в которой преобладает вера в одержимость духами.
Традиции африканской диаспоры
[ редактировать ]Во многих африканских диаспорах религии, одержимые духами, не обязательно вредны или злы, а скорее направлены на осуждение проступков среди живых. [71] Одержимость духом в африканской диаспоре и традиционных африканских религиях может привести к исцелению одержимого человека и получению информации в результате одержимости, поскольку дух передает знания тому, кем он обладал. [72] [73] [74]
Гаитянский Воду
[ редактировать ]В гаитянском Вуду и связанных с ним религиях африканской диаспоры один из способов получить духовный опыт для тех, кто участвует или практикует, - это одержимость Лоа (или Ива ). Согласно традиции, когда Лоа нисходит на практикующего, его тело используется духом. Считается, что некоторые духи способны давать пророчества о предстоящих событиях или ситуациях, касающихся одержимого, также называемого Чвал или «Лошадь Духа». Практикующие описывают это как прекрасный, но очень утомительный опыт. Большинство людей, одержимых духом, описывают начало как ощущение черноты или энергии, текущей через их тело. [75]
Умбанда
[ редактировать ]Концепция одержимости духами также встречается в Умбанде , афро-бразильской народной религии . Согласно традиции, одним из таких обладающих духом является Помба Джира , который владеет как женщинами, так и мужчинами. [76]
Худу
[ редактировать ]Культуру худу создали афроамериканцы. Эта традиция имеет свои региональные стили, и по мере того, как афроамериканцы путешествовали, традиция худу менялась в зависимости от среды обитания афроамериканцев. Худу включает в себя почитание духов предков афроамериканских , изготовление лоскутных одеял , лечение травами , погребальные практики баконго и игбо , восклицание Святого Духа , дома хвалы , почитание змей , афроамериканские церкви , одержимость духами, некоторые практики нкиси , черные духовные церкви , черную теологию. , кольцевой крик , космограмма Конго , Симби водные духи , кладбищенское колдовство , дух перекрестка , изготовление колдовских тростей , включение частей животных, обливание возлияний , библейское колдовство и колдовство в афроамериканской традиции. В Худу люди становятся одержимыми Святым Духом. Одержимость духами в худу возникла под влиянием одержимости духами западноафриканского водена . Поскольку африканцы были порабощены в Соединенных Штатах, Святой Дух (Святой Дух) заменил африканских богов во время одержимости. [77] «Одержимость духом была переосмыслена в христианских терминах». [72] [78] В афроамериканских церквях это называется наполнением Святым Духом . «Уолтер Питтс (1993) продемонстрировал современную важность «одержимости» в афро-американских баптистских ритуалах, проследив истоки экстатического состояния (часто называемого «обретением духа») в африканских владениях». [79] Члены церкви в Черных духовных церквях одержимы духами умерших членов семьи, Святым Духом, христианскими святыми и другими библейскими персонажами из Ветхого и Нового Завета Библии. Считается, что когда люди одержимы этими духами, они обретают знания и мудрость и выступают посредниками между людьми и Богом. [80] Уильям Эдвард Бургхардт Дюбуа (WEB Du Bois) изучал афроамериканские церкви в начале двадцатого века. Дюбуа утверждает, что первые годы существования Черной церкви во время рабства на плантациях находились под влиянием вудуизма. [81] [82]
Посредством хоровода против часовой стрелки кричащие на ринге накапливали духовную энергию, которая приводила к общению с духами предков и приводила к одержимости духами. Порабощенные афроамериканцы исполняли хоровод против часовой стрелки до тех пор, пока кто-то не был втянут в центр ринга духовным вихрем в центре. Духовный вихрь в центре кольцевого крика был священным духовным царством. Центр кольцевого крика — это место, где обитают предки и Святой Дух. [83] [84] [85] Кольцевой крик (священный танец в худу) в черных церквях приводит к одержимости духом. «Кольцевой крик» — это хоровод против часовой стрелки с пением и аплодисментами, в результате которого овладевает Святой Дух. Считается, что когда люди одержимы Святым Духом, их сердца наполняются Святым Духом, который очищает их сердце и душу от зла и заменяет их радостью. [86] На Кольцевой Крик в Худу повлияла космограмма Конго, священный символ народа банту-конго в Центральной Африке. Он символизирует цикличность жизни рождения, жизни, смерти и возрождения (перевоплощения души). Космограмма Конго также символизирует восход и заход солнца, солнце, восходящее на востоке и заходящее на западе против часовой стрелки, поэтому крикуны танцуют по кругу против часовой стрелки, чтобы вызвать дух. [87] [88]
Азиатские традиции
[ редактировать ]Яхвизм
[ редактировать ]Есть признаки того, что практики, связанные с трансом, могли сыграть роль в пророческом опыте приверженцев яхвизма . По мнению Мартти Ниссинена , пророки-яхвисты могли получать послания от различных богов и богинь яхвистского пантеона через состояние транса. Эту теорию можно реконструировать на основе шумерской мифологии , схожей с богословием яхвизма, где стандартные пророческие обозначения в аккадском языке muḫûm/muḫḫutum (мужское/женское, древневавилонское) и maḫû/maḫḫtu (мужское/женское). , неоассирийский), происходят от аккадского глагола maḫû «сходить с ума, приходить в неистовство». [89] По словам исследователя Библии Саймона Б. Паркера, могли иметь место трансовые ритуалы, такие как нагота или менее экстремальная альтернатива, транс, когда человек, входящий в транс, принимает бога или дух в свое тело. [90]
Кроме того, по мнению Ниссинена, еврейская Библия может содержать доказательства того, что практики, связанные с трансом, могли быть истоками еврейских традиций пророческих посланий . [89] Однако эти случаи могли быть ограниченными: вместо этого транс был способом подтверждения божественного назначения на руководящую должность. [90]
Ниссинен также записал, что музыка была важной частью этих трансовых церемоний на Древнем Ближнем Востоке, и поэтому можно реконструировать ее, возможно, она была найдена в яхвизме. [89] Возможно, использовались такие инструменты, как бубен, арфы, лиры и флейты, поскольку они были обычными инструментами в Древнем Израиле. [91] Наряду с музыкой, возможно, также использовались благовония либо в качестве подношения, либо в качестве энтеогена , либо, возможно, в обоих случаях.
Экзорцизмы также были обычным явлением. Их можно реконструировать как по средневековым еврейским текстам, так и по текстам соседних древних культур, практиковавших экзорцизм. Экзорцисты, действовавшие почти как шаманы, проводили ритуалы по изгнанию «демона» или злого духа. По словам Джины Константинопулос, человек по имени «Ашипу» действовал в качестве экзорциста в Месопотамии и обучался во многих областях оккультизма, жречества и травничества. [92] Поскольку амулеты (называемые терафимами) также использовались в яхвизме для отпугивания злых духов, можно также реконструировать, что в Древнем Израиле были люди, которые действовали как экзорцисты или шаманы и выполняли определенные ритуалы для отпугивания злых духов. Как упоминалось ранее, они могли включать музыку, благовония, молитвы и трансовые ритуалы. По словам Раймунда Лейхта, формулы использовались для защиты от зла наряду с ритуальными жертвоприношениями. [93]
буддизм
[ редактировать ]Согласно индийской медицинской литературе и тантрическим буддийским писаниям, большинство «захватчиков», или тех, кто угрожает жизни маленьких детей, появляются в животной форме: корова, лев, лиса, обезьяна, лошадь, собака, свинья, кошка, ворона. , фазан, сова и змея. По словам Мишеля Стрикманна, помимо этих «кошмарных образов», в некоторых обстоятельствах олицетворение или воплощение животных также может быть очень полезным. [94]
Ци Чун-фу, китайский гинеколог, писавший в начале XIII века, писал, что помимо пяти видов падающего безумия, классифицированных в соответствии с их причинными факторами, существовало также четыре типа других безумий, отличающихся издаваемыми звуками и движениями. жертвой во время припадка: коровье, лошадиное, свиное и собачье бешенство. [94]
В буддизме мара сфере , иногда переводимая как «демон», может быть либо существом, страдающим в ада. [95] или заблуждение. [96] Прежде чем Сиддхартха стал Гаутамой Буддой , ему бросил вызов Мара , воплощение искушения, и он преодолел его. [97] В традиционном буддизме четыре формы мары : перечисляются [98]
- Клеша-мара , или мара , как воплощение всех неумелых эмоций , таких как жадность, ненависть и заблуждение.
- Мритью-мара , или мара как смерть .
- Скандха-мара , или мара как метафора всего обусловленного существования.
- Девапутра-мара , дэв чувственного царства, который пытался помешать Гаутаме Будде достичь освобождения из цикла перерождений в ночь просветления Будды. [99]
Считается, что мара уйдет в другое царство, как только ее успокоят. [95]
Восточная Азия
[ редактировать ]Некоторые секты даосизма , корейского шаманизма , синтоизма , некоторых японских новых религиозных движений и других восточноазиатских религий содержат идею одержимости духами. В некоторых сектах есть шаманы , которые предположительно становятся одержимыми; медиумы , которые якобы направляют сверхъестественную силу существ; в самурайских Говорят, что чародеи вселяют или воспитывают дух в предметах, например, мечах . [100] Гонконгский фильм «Супернормальный 2» ( 大迷信 , 1993) показывает настоящую известную историю молодой женщины из Тайваня , которая владеет трупом замужней женщины, чтобы прожить заранее определенную оставшуюся жизнь. [101] Она до сих пор служит в храме Чжэнь Тянь в округе Юньлинь . [102]
Китай
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Китай — страна, где 73,56% населения относятся к китайской народной религии /неаффилированной (нерелигиозной). Таким образом, знания китайского населения об одержимости духами в основном получены не от религии. Вместо этого концепция распространяется через сказки/народные сказки и литературные произведения традиционной культуры. По сути, концепция одержимости душой проникла во все аспекты китайской жизни, от народных суеверий, народных табу и погребальных ритуалов до различных литературных произведений на тему призраков, и продолжает распространяться в жизнь людей сегодня.
Разработка
[ редактировать ]Одержимость духами в Китае была широко распространена до прихода к власти коммунистов в 1950-х годах, и большая часть данных, собранных по этой теме, относится к концу 18 века. Некоторые китайцы верят, что болезни человека происходят из-за одержимости злым духом инь (куэй). Эти злые духи становятся таковыми, когда умершим не поклоняются в семье, они умерли неожиданно или, соответственно, не последовали идеалам Конфуция о сыновней почтительности и почтении к предкам. Эти злые духи вызывают необъяснимые бедствия, сельскохозяйственные потрясения и имущество. Болезнь является причиной сверхъестественного, над которым они не имеют контроля. Обычно в сочинениях об этом подробно описываются целители, а не пациенты. Магические практики иногда называют одержимостью духами. Очень сложно отличить религию, магию и местные традиции. Это потому, что во многих случаях все три сливаются вместе, поэтому иногда сложно различить их.
Шаман
[ редактировать ]Другой тип одержимости духами осуществляется через шамана , пророка, целителя и религиозного деятеля, обладающего способностью частично контролировать духов и общаться с ними. Послания, лекарства и даже оракулы передаются через шамана. Иногда этим пользуются люди, которые хотели бы стать важными фигурами. Обычно шаманы дают указания, отражающие существующие ценности клиента. [103]
Теория Инь-Ян
[ редактировать ]Теория Инь-Ян является одной из важнейших основ и компонентов китайской традиционной культуры. Теория инь-ян проникла в различные традиционные китайские культурные вещи, включая календарь, астрономию, метеорологию, китайскую медицину, боевые искусства, каллиграфию, архитектуру, религию, фэн-шуй, гадание и т. д. Теория инь-ян также применима к одержимости духами. В общем, человек считается «слабым», когда Инь и Ян в организме не сбалансированы, особенно когда Инь находится на доминирующей стороне. Духи, которые относятся к стороне Инь, тогда легче возьмут под контроль этих людей в несбалансированной ситуации с доминированием Инь.
Япония
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Аюрведа
[ редактировать ]Бхутавидья , экзорцизм одержимых духов, традиционно является одним из восьми этапов Аюрведы .
Раджастан
[ редактировать ]Концепция одержимости духами существует в культуре современного Раджастана . Некоторые из духов, предположительно овладевших Раджастханом, считаются добрыми и полезными, а другие — злонамеренными. Говорят, что к добрым духам относятся убитые члены королевской семьи, бог подземного мира Бхайронджи , а также мусульманские святые и факиры. Считается, что к злым духам относятся вечные должники, умирающие в долгах, мертворожденные младенцы, умершие вдовы и иностранные туристы. Предположительно одержимого человека называют горала , или «ездовым животным». Одержимость, даже если она осуществляется доброжелательным духом, считается нежелательной, поскольку считается, что она влечет за собой потерю самоконтроля и сильные эмоциональные всплески. [104]
Тамил Наду
[ редактировать ]тамильские Говорят, что женщины в Индии испытывают одержимость духами пей . Согласно традиции, эти духи в подавляющем большинстве обладают новыми невестами, их обычно идентифицируют как призраки молодых людей, которые умерли в результате романтических или сексуальных разочарований, и подвергаются ритуальному изгнанию нечистой силы. [105]
Шри-Ланка
[ редактировать ]Береговые ведды , социальная группа внутри меньшинства шри-ланкийских тамилов в Восточной провинции Шри-Ланки , впадают в транс во время религиозных праздников, на которых их считают одержимыми духом. Хотя они говорят на диалекте тамильского языка , во время транса они иногда используют смешанный язык, содержащий слова из языка Вед . [106]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]На Бали анимистические традиции острова включают практику под названием сангхьянг , вызывание добровольного одержимости трансовыми состояниями для определенных целей. Примерно аналогично добровольному одержимости в Водоне (Вуду), сангхьян считается священным состоянием, в котором хьянги (божества) или духи-помощники временно обитают в телах участников. Считается, что целью сангхьянга является очищение людей и мест от злых влияний и восстановление духовного баланса. Поэтому ее часто называют церемонией экзорцизма. [ нужна ссылка ] В Сулавеси женщины бонератского народа Сулавеси практикуют ритуал одержимости-транса , во время которого в кульминационный момент они тушат тлеющие угли босыми ногами. Тот факт, что они не сгорели в процессе, считается доказательством подлинности владения. [107]
Под влиянием религии ислама среди нескольких духов индонезийской веры есть демоны ( сетан ), состоящие из огня, склонные к гневу и страсти. Они завидуют людям из-за их физического тела и пытаются получить над ним контроль. Когда они нападают на человека, они вторгаются в его разум, пытаясь вытеснить человеческий дух. Человеческий разум адаптируется к страстям гнева, насилия, иррациональности и жадности, из которых состоит вторгшийся демон. Считается, что демон изменяет человека, наделяя его сверхъестественными свойствами, такими как сила многих людей, способность появляться более чем в одном месте или принимать форму животного, такого как тигр или свинья, или убивать, не прикасаясь к нему. . Другие становятся сумасшедшими, напоминающими эпилепсию. В крайних случаях присутствие демона может изменить состояние тела, соответствуя его собственным духовным качествам, превратившись в ракшашу . [108]
Малайзия
[ редактировать ]Утверждается, что работницы малазийских фабрик стали одержимы духами, а владельцы фабрик обычно расценивают это как массовую истерию и вторжение иррациональных и архаичных убеждений в современную среду. [109] Антрополог Айхва Онг отметил, что в Малайзии веру в одержимость духами обычно разделяют пожилые замужние женщины, тогда как фабричные работницы обычно молоды и незамужние. Она связывает это с быстрой индустриализацией и модернизацией Малайзии. Онг утверждал, что одержимость духами — это традиционный способ восстания против власти без наказания, и предполагает, что это средство протеста против неприемлемых условий труда и сексуальных домогательств, которым женщины были вынуждены терпеть. [109]
Америка и Карибский бассейн
[ редактировать ]Индо-карибский шактизм
[ редактировать ]В индо-карибской религии мадраси возникает состояние одержимости трансом, известное как «Сами Адутал» на тамильском языке и как «проявление» на английском языке, когда преданный входит в состояние транса после молитвы. Это важная часть индо-карибских церемоний Шакти, сопровождаемая игрой на барабанах Таппу, пением религиозных песен и игрой на барабанах Удукай .
Церемонии, называемые Пуджас, часто включают в себя барабанный бой от трех до пяти тапу, чтобы вызвать божество в пространство. [110] Затем главный пуджари принимает Бога или Богиню в свое тело, действуя как посредник. На среду выливают смесь воды, порошка куркумы и листьев нима , поскольку считается, что энергия Бога нагревает тело, а вода и куркума с листьями нима снова охлаждают его. [111] Службы Пуджи часто проводятся раз в неделю.
Океанические традиции
[ редактировать ]Меланезия
[ редактировать ]Народ урапмин нагорья Новой Гвинеи практикует форму группового одержимости, известную как «дискотека духа» ( Ток Писин : спиритическое диско ). [112] Мужчины и женщины собираются в церковных зданиях, танцуют кругами и подпрыгивают, пока женщины поют христианские песни; это называется «притягивание [Святого] духа» (Ток Писин: пулим дух , Урап : Синик дагамин ). [112] [113] Мелодии песен заимствованы из традиционных женских песен, исполняемых при танцах на барабанах (урап: wat dalamin ), а тексты обычно написаны на телефолском или других языках горных ок . [113] В случае успеха некоторые танцоры «получают дух» (Ток Писин: дух кисим ), дико размахивая руками и носясь по танцполу. [112] Через час или больше одержимые упадут в обморок, пение прекратится, а духовная дискотека завершится молитвой и, если есть время, чтением Библии и проповедью. [112] Считается, что тело обычно «тяжело» ( илум ) от греха, а одержимость — это процесс, когда Святой Дух выбрасывает грехи из тела, снова делая человека «легким» ( фонг ). [112] Это совершенно новый ритуал для урапминов, у которых нет местной традиции одержимости духами. [112]
Микронезия
[ редактировать ]Понятие одержимости духами появляется в штате Чуук , одном из четырех штатов Федеративных Штатов Микронезии . Хотя Чуук является преимущественно христианским обществом, традиционные верования во владение духами мертвых все еще существуют, обычно их придерживаются женщины, а «события» обычно вызываются семейными конфликтами. Предполагаемые духи, говорящие через женщин, обычно призывают членов семьи лучше относиться друг к другу. [114]
Европейские традиции
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]Итальянская народная магия
[ редактировать ]В традиционной итальянской народной магии владения духами нередки. В этой культуре известно, что человек может быть одержим несколькими сущностями одновременно. Чтобы избавиться от духа(ов), необходимо вызвать куратора, охранителя или практикутеля , что в переводе с итальянского означает «целитель» или «знающий». Эти целители проводили священные ритуалы, чтобы избавиться от духов; ритуалы передаются из поколения в поколение и различаются в зависимости от региона Италии. Говорят, что для многих итальянских ритуалов, особенно для избавления от негативных духов, информацию можно передавать только в канун Рождества (особенно для il malocchio ). Если семья религиозна, они могут даже вызвать священника для проведения традиционного католического изгнания нечистой силы. [115]
Шаманские традиции
[ редактировать ]Шаманизм – это религиозная практика, в которой практикующий, как полагают, взаимодействует с духовным миром через измененные состояния сознания , такие как транс . [116] [117] Целью этого обычно является направление этих духов или духовных энергий в физический мир для исцеления или другой цели. [116]
Новые религиозные движения
[ редактировать ]Викка
[ редактировать ]Виккане верят в добровольное обладание Богиней , связанное со священной церемонией Притягивания Луны . Верховная жрица просит Богиню овладеть ею и говорить через нее. [118]
Научные взгляды
[ редактировать ]Культурная антропология
[ редактировать ]Работы Жана Руша , Жермен Дитерлен и Марселя Гриоля широко цитировались в исследованиях по владениям в Западной Африке , которые распространились на Бразилию и Северную Америку из-за работорговли . [119] [120]
Антрополог И. М. Льюис отметил, что женщины чаще, чем мужчины, участвуют в культах одержимости духами, и предположил, что такие культы действуют как средство компенсации за их исключение из других сфер внутри их соответствующих культур. [121]
Физическая антропология
[ редактировать ]Антропологи Элис Б. Кехо и Доди Х. Джилетти утверждали, что причина того, что женщины чаще встречаются в афро-евразийских культах одержимости духами, заключается в дефиците тиамина , триптофана - ниацина , кальция и витамина D. Они утверждали, что причиной этой проблемы является сочетание бедности и диеты, и что она усугубляется беременностью и лактацией. Они предположили, что непроизвольные симптомы этих недостатков, влияющие на их нервную систему, были официально оформлены как одержимость духами. [122]
Медицина и психология
[ редактировать ]Одержимость духами любого рода, включая демонические, — это лишь один психиатрический или медицинский диагноз, признанный DSM-5 или ICD-10 : «F44.3 Транс и расстройства одержимости». [123] В клинической психиатрии транс и расстройства одержимости определяются как «состояния, включающие временную потерю чувства собственной идентичности и полного осознания окружающего» и обычно классифицируются как тип диссоциативного расстройства. [124]
У людей, предположительно одержимых духами, иногда наблюдаются симптомы, схожие с симптомами психических заболеваний, таких как психоз , кататония , мания , синдром Туретта , эпилепсия , шизофрения или диссоциативное расстройство личности . [125] [126] [127] включая непроизвольное поведение без цензуры и внечеловеческий, внесоциальный аспект действий человека. [128] Нередко возникновение сонного паралича приписывают одержимости демонами, хотя это не физическое или психическое заболевание. [129] Исследования показали, что предполагаемая демоническая одержимость может быть связана с травмой. [130]
Во вступительной статье о диссоциативном расстройстве идентичности в DSM -5 говорится: «Идентичность в форме одержимости при диссоциативном расстройстве идентичности обычно проявляется как поведение, которое выглядит так, как будто «дух», сверхъестественное существо или посторонний человек взял на себя контроль, так что человек начинает говорить или действовать совершенно по-другому». [131] Симптомы варьируются в зависимости от культуры. [124] DSM-5 указывает, что личностные состояния диссоциативного расстройства идентичности могут интерпретироваться как одержимость в некоторых культурах, а случаи одержимости духами часто связаны с травматическими переживаниями, что позволяет предположить, что переживания одержимости могут быть вызваны психическим расстройством. [130] Сообщается , что в случаях диссоциативного расстройства идентичности, при котором личность альтернативной личности подвергается сомнению, 29 процентов идентифицируют себя как демонов. [132] Термин 19-го века для обозначения психического расстройства, при котором пациент считает, что он одержим демонами или злыми духами, называется демономания или какодемономанис. [133]
Некоторые выразили обеспокоенность тем, что вера в одержимость демонами может ограничить доступ психически больных к медицинской помощи. [134]
Яркие примеры
[ редактировать ]Предполагаемая демоническая одержимость
[ редактировать ]В хронологическом порядке:
- Марта Броссье (1578)
- Владения Экс-ан-Прованса (1611 г.)
- Мисс Элизабет де Ранфаинг (1621)
- Владения Лаудуна (1634 г.)
- Суд над Дороти Тэлби (1639 г.)
- Владения Лувье (1647 г.)
- Владение Элизабет Кнапп (1671)
- Джордж Лукинс (1788)
- Готлибин Диттус (1842)
- Антуан Гей (1871)
- Иоганн Блюмхардт (1842)
- Клара Джермана Селе (1906)
- Экзорцизм Роланда Доу (1940)
- Аннелиз Мишель (1968)
- Майкл Тейлор (1974)
- Арне Шайенн Джонсон (1981)
- Танаку Экзорцизм (2005)
См. также
[ редактировать ]- Автоматическое письмо
- Тело прыгает
- Демонология
- Божественное безумие
- Энтузиазм
- Ямайский маронский язык одержимости духами
- Список экзорцистов
- Некромантия
- Сексуальность в христианской демонологии
- Дух супруга
- Спиритуалистическая церковь
- Частные воспоминания и исповедь оправданного грешника
- Нечистый дух
- Вход
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Джонс (2005) , с. 8687.
- ^ Марка 5:9, Луки 8:30.
- ^ Сантьяго, Кристофер (осень 2021 г.). Коста, Луис; Ферме, Марианна; Каур, Раминдер; Кипнис, Эндрю Б. (ред.). «Сумеречные состояния: сравнение тематических исследований истерии и одержимости духами» . HAU: Журнал этнографической теории . 11 (2). Издательство Чикагского университета : 635–659. дои : 10.1086/715812 . ISSN 2049-1115 .
- ^ Ван Эйген, Ганс (14 апреля 2023 г.). Эпистемология духовных верований . Исследования Рутледжа в области философии религии. Рутледж. стр. 118, 127. ISBN. 9781003281139 .
Отношение к опыту как к опыту обладания может служить психологической потребности и в то же время быть достоверным. [...] [...] опыт одержимости [...] может [...] обеспечить prima facie обоснование набора убеждений относительно духов и их природы.]
- ^ Бургиньон и Уко (1969) .
- ^ Роббинс (2004a) , стр. 117–143.
- ^ Родригес (1998) , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: а б с «Новый Завет» . Библейский шлюз . 2011 . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Малачи (1976) , с. 462.
- ^ «Иоанна 13:27» . Кембриджская Библия для школ и колледжей – через Bible Hub.
- ^ Луки 4:33–35.
- ↑ Катехизис Католической Церкви , параграф 328.
- ↑ Катехизис Католической церкви, параграф 330.
- ^ Jump up to: а б Аморт (1999) , с. 33.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Уилкинсон (2007) , с. 25.
- ^ Бальо (2009) .
- ^ Приложение к Новой католической энциклопедии . Детройт, Мичиган: Гейл. 2009. с. 359.
- ^ Jump up to: а б Нетцли (2002) .
- ^ Уоррен (2019) , с. 69.
- ^ Уоррен (2019) , стр. 84–86.
- ^ Бродель (2003) , стр. 32–33.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Энергичи ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 398. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Шоуолтер (2021) .
- ^ Мехта, Хемант. «Баптистский пастор ложно утверждает, что аутизм является демоническим явлением: «Мой Бог не делает мусор» » . Дружелюбный атеист . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Хоффман, Майкл (13 сентября 2023 г.). «Пастор уходит из школьного совета Стаутленда из-за негативной реакции на комментарии об аутизме во время проповеди» . KY3 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Кунео (1999) .
- ^ Теннант (2001) .
- ^ Дием и Шоллер (2004) , с. 144.
- ^ Вестермарк (2014) , стр. 263–264.
- ^ Ходкевич (2012) .
- ^ Jump up to: а б с Кравиц, Б. (2021). Ислам, миграция и джинны: духовная медицина в управлении здравоохранением мусульман . Германия: Международное издательство Springer.
- ^ Аль-Кренави и Грэм (1997) , стр. 211.
- ^ Рассул (2015) .
- ^ Балкли, Адамс и Дэвис (2009) .
- ^ Маруф (2007) , с. 2.
- ^ Йосефи, Максим (2019). «Истоки традиционного подхода к джиннам поэтического вдохновения в племенной арабской культуре». Материалы семинара по арабистике . 49 . Археопресс: 293–302. JSTOR 27014158 .
- ^ Ислам, Ф.; Кэмпбелл, РА (2014). «Сатана поразил меня!» Одержимость джиннами и психические заболевания в Коране». J Relig Health . 53 (1): 229–243. doi : 10.1007/s10943-012-9626-5 . PMID 22688386 .
- ^ Ваш (2013) , стр. 290–293.
- ^ Харви, Рамон (2021). Трансцендентный Бог, рациональный мир: теология Матуриди . Издательство Эдинбургского университета. п. 164.
- ^ Дейн, Саймон; Абдул Самад Иллайи (2013). «Джинны и психическое здоровье: взгляд на одержимость джиннами в современной психиатрической практике». Психиатр . 37 (9): 290–293. дои : 10.1192/pb.bp.113.042721 .
- ^ Мелдон (1908) , стр. 123–146.
- ^ Буллард, А. (2022). Кризис духовного и психического здоровья в условиях глобализации Сенегала: история транскультурной психиатрии . США: Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Селлс (1996) , с. 143.
- ^ Гриффель (2005) , с. 103.
- ^ Сомбати (2014) .
- ^ Владимировна, Моисеева Анна (2020). «Пророк Сулейман в классической персидской поэзии: Semantik und Struktur des Bildes» [Пророк Соломон в классической персидской поэзии: Семантика и структурирование образов]. Востоковед. Африканистик. (на немецком языке). № 3 . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Шалински, Одри К. (1986). «Разум, желание и сексуальность: значение пола в Северном Афганистане». Этос . 14 (4). JSTOR: 323–43. дои : 10.1525/eth.1986.14.4.02a00010 . JSTOR 640408 .
- ^ Хамори, Андрас (2015). Об искусстве средневековой арабской литературы . США: Издательство Принстонского университета. п. 158.
- ^ Льюисон, Л.; Шекл, К. (2006). Аттар и персидская суфийская традиция: искусство духовного полета . Vereinigtes Königreich: Издательство Bloomsbury. п. 156.
- ^ Бохак (2008) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Выборы (2004 г.) , с. 19.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Демоны и демонология» . Еврейская виртуальная библиотека . 2008 год . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сомер, Эли; Саадон, Меир (декабрь 2000 г.). «Стамбали: диссоциативная одержимость и транс в тунисском исцеляющем танце» . Транскультуральная психиатрия . 37 (4): 580–600. дои : 10.1177/136346150003700406 . ISSN 1363-4615 .
- ^ ЭТЮДЫ AEQUATORIA·6 ДЖЕБОЛА Тексты, обряды и значения Традиционная терапия монго Пит КОРСЕ МОНДЖУЛУ Локонга БОНГОНДО Бондже ва Мпай Центр IEquatoria BP 276 Баманья-Мбандака-Заир 1990
- ^ Ламбек, Майкл (1998). Тела и личности: сравнительные перспективы Африки и Меланезии . Кембридж, Великобритания, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 87. ИСБН 978-0-521-62737-5 . OCLC 39035692 .
- ^ Jump up to: а б Шак (1971) , стр. 40–43.
- ^ Хамер и Хамер (1966) .
- ^ Гомм (1975) .
- ^ Макинтош (2004) .
- ^ Ламбек (1988) , стр. 710–731.
- ^ Играя, Диас-Ламбранка и Рихтерс (2008) , стр. 353–371.
- ^ Аллен (1991) , стр. 370–399.
- ^ Таннер (1955) , стр. 274–279.
- ^ Альперс (1984) , стр. 677–702.
- ^ О'Коннелл (1982) , стр. 21–37.
- ^ Pour (1999) , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Поллитцер, Уильям (2005). Народ Галла и его африканское наследие . Издательство Университета Джорджии. п. 138. ИСБН 9780820327839 .
- ^ Харпер, Пегги. «Африканский танец» . Британская энциклопедия . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Фернандес Олмос; Парависини-Геберт (1997). Священные владения Воду, Сантерия, Обиа и Карибские острова . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813523613 .
- ^ Фернандес Олмос; Парависини-Геберт (1997). Священные владения Воду, Сантерия, Обиа и Карибские острова . Издательство Университета Рутгерса. стр. 19–22. ISBN 9780813523613 .
- ^ Хейс (2008) , стр. 1–21.
- ^ «Раскрытие силы худу: путешествие предков» . Служба общественного вещания . ПБС . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Опала. «Обычаи и традиции Гуллы» (PDF) . Йельский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Уилки, Лори (1995). «Магия и расширение возможностей на плантации: археологический анализ афроамериканского мировоззрения» . Юго-восточная археология . 14 (2): 141. JSTOR 40713617 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Джейкобс (1989). «Духовные наставники и одержимость в черных духовных церквях Нового Орлеана» . Журнал американского фольклора . 102 (403): 46–48. дои : 10.2307/540080 . JSTOR 540080 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Уортэм, Роберт (2017). ВЕБ Дюбуа и социология Черной церкви и религии, 1897–1914 гг . Лексингтонские книги. п. 153. ИСБН 9781498530361 .
- ^ Хакс (2003). «Американские религии африканского происхождения» . Религия и американские культуры: энциклопедия традиций, разнообразия и популярных выражений · Том 1 : 20. ISBN 9781576072387 .
- ^ Хаззард-Дональд, Катрина (2011). «Религия худу и американские танцевальные традиции: переосмысление ринг-крика» (PDF) . Журнал панафриканских исследований . 4 (6): 203 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Линкольн, К. Эрик (1990). Черная церковь в афроамериканском опыте . Издательство Университета Дьюка. стр. 5–8. ISBN 9780822310730 .
- ^ Поллитцер, Уильям (2005). Народ Галла и его африканское наследие . Издательство Университета Джорджии. стр. 8, 138, 142. ISBN. 9780820327839 .
- ^ Стаки, Стерлинг (2006). «Размышления об изучении африканского происхождения и влиянии на американское рабство» . Журнал афроамериканской истории . 91 (4): 438–440. дои : 10.1086/JAAHv91n4p425 . JSTOR 20064125 . S2CID 140776130 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Хаззард-Дональд, Катрина (2011). «Религия худу и американские танцевальные традиции: переосмысление ринг-крика» (PDF) . Журнал панафриканских исследований . 4 (6): 203 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Фергюсон. «Волшебные чаши» . Афроамериканское наследие и этнография . Служба национальных парков . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ниссинен, Мартти. « Пророчество и экстаз», Древнее пророчество: ближневосточные, библейские и греческие перспективы» . Оксфорд . Оксфордский академический . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Паркер, Саймон Б. (4 сентября 1978 г.). « Транс одержимости и пророчества в Израиле до изгнания » . Ветус Заветум . 28 (3). Саймон Б. Паркер: 271–285. дои : 10.1163/156853378X00518 . JSTOR 1517036 .
- ^ «Звуки музыки в древнем Израиле» . Свидетели Иеговы .
- ^ Константинопулос, Джина. «Демоны и экзорцизм в древней Месопотамии» . Джина Константинопулос.
- ^ Легко, Реймунд (4 сентября 2023 г.). «Машбиа Ани Алеха: Типы и образцы древних еврейских и христианских формул экзорцизма» . Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 13 (4). Реймунд Лейхт: 319–343. дои : 10.1628/094457006780130466 . JSTOR 40753414 .
- ^ Jump up to: а б Стрикманн (2002) , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд (2013) .
- ^ «Тибетская буддийская психология и психотерапия» . Образовательный центр тибетской медицины . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ Киннард (2006) .
- ^ Басвелл и Лопес (2013) .
- ^ «Четыре мары» . Архив мудрости Ламы Еше . 2019 . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ Окстоби и Аморе (2010) , стр. 256–319.
- ^ «История о том, как Чжу Сюхуа одолжил свой труп, чтобы вернуться в Ян» .
- ^ «Глобальная информационная сеть города Фэнъюань Тяньгун» .
- ^ «Духопись и развитие китайских культов» .
- ^ Снодграсс (2002) , стр. 32–64.
- ^ Nabokov (1997) , pp. 297–316.
- ^ Дарт (1990) , с. 83.
- ^ Брох (1985) , стр. 262–282.
- ^ Вудворд, Марк. Ява, Индонезия и ислам. Германия, Springer Нидерланды, 2010. с. 88
- ^ Jump up to: а б Онг (1988) , стр. 28–42.
- ^ Джордж, Стефани Лу (12 августа 2018 г.). «Обращение к сверхъестественному и наднациональному: таппу, транс и тамильские записи в индо-гайанской «мадрасской религии» и политика звукового присутствия» . Цивилизации. Revue Internationale d'Anthropologie et de Sciences Humanes (67): 41–56. doi : 10.4000/civilisations.4822 .
- ^ «Учитель матери » Шри Маха Кали Амма Мандир. 28 августа
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роббинс (1998) , стр. 299–316.
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004b) , с. 284.
- ^ Хейзел (1993) .
- ^ Колдовство, целительство и народная магия в Италии . Издательство Манчестерского университета. Январь 2020 г. стр. 151–173. ISBN 9781526137975 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Манвир (2018). «Культурная эволюция шаманизма» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : е66: 1–61. дои : 10.1017/S0140525X17001893 . ПМИД 28679454 . S2CID 206264885 .
- ^ Мирча Элиаде; Вилмос Диосеги (12 мая 2020 г.). «Шаманизм» . Британская энциклопедия . Проверено 20 мая 2020 г.
Шаманизм, религиозное явление, сосредоточенное на шамане, человеке, который, как полагают, достигает различных способностей посредством транса или экстатического религиозного опыта. Хотя репертуар шаманов варьируется от одной культуры к другой, обычно считается, что они обладают способностью исцелять больных, общаться с потусторонним миром и часто сопровождать души умерших в этот потусторонний мир.
- ^ Адлер (1997) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кейруш (2012) , стр. 184–211.
- ^ Де Хойш (2007) , стр. 365–386.
- ^ Льюис (1966) , стр. 307–329.
- ^ Кехо и Джилетти (1981) , стр. 549–561.
- ^ Хендерсон (1981) , стр. 129–134.
- ^ Jump up to: а б Бхавсар, Вентриглио и Динеш (2016) , стр. 551–559.
- ^ «Как работает экзорцизм» . 8 сентября 2005 г.
- ^ Гудвин, Хилл и Аттиас (1990) , стр. 94–101.
- ^ Ферракути, Сакко и Лаццари (1996) , стр. 525–539.
- ^ Стрикманн (2002) , с. 65.
- ^ Бейерштейн (1995) , стр. 544–552.
- ^ Jump up to: а б Брайтмайер, Хеккер и Ван Дуйл (2015) .
- ^ Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств . Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство. 2013. С. 293 . ISBN 978-0-89042-554-1 .
- ^ Эрлендссон (2003) .
- ^ Нолл (2009) .
- ^ Дефицит (2014) .
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Марго (1997). Рисуя Луну . Пингвин.
- Аллен, Тим (1991). «Понимание Алисы: Движение Святого Духа в Уганде в контексте». Африка . 61 (3): 370–399. дои : 10.2307/1160031 . JSTOR 1160031 . S2CID 145668917 .
- Аль-Кренави, А.; Грэм, младший (1997). «Одержимость духом и экзорцизм в лечении бедуинского психиатрического пациента». Журнал клинической социальной работы . 25 (2): 211. doi : 10.1023/A:1025714626136 . S2CID 140937987 .
- Альперс, Эдвард А. (1984). « Обычные домашние дела»: ритуал и сила в женском культе одержимости духом на суахили XIX века». Международный журнал африканских исторических исследований . 17 (4): 677–702. дои : 10.2307/218907 . JSTOR 218907 .
- Аморт, Габриэле (1999). Экзорцист рассказывает свою историю . Перевод Маккензи, Николетты В. Сан-Франциско: Ignatius Press. п. 33.
- Бальо, Мэтт (2009). Обряд: создание современного экзорциста . Нью-Йорк: Даблдей .
- Бейерштейн, Барри Л. (1995). «Диссоциативные состояния: одержимость и экзорцизм». В Штейн , Гордон (ред.). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея . стр. 544–552. ISBN 1-57392-021-5 .
- Бхавсар, Вишал; Вентриглио, Антонио; Динеш, Бхугра (2016). «Диссоциативный транс и одержимость духом: проблемы для культур переходного периода» . Японское общество психиатрии и неврологии . 70 (12). Психиатрия и клинические нейронауки: 551–559. дои : 10.1111/шт.12425 . ПМИД 27485275 . S2CID 24609757 .
- Бохак, Гидеон (2008). Древняя еврейская магия: история .
- Бургиньон, Эрика; Уко, Ленора (1969). Межкультурное исследование диссоциативных состояний . Исследовательский фонд Университета штата Огайо получил грант Национального института психического здоровья.
- Брайтмайер, Ларс; Хеккер, Тобиас; Ван Дуйл, Маржолейн (2015). «Глобальное психическое здоровье и воздействие травм: современные доказательства связи между травматическими переживаниями и одержимостью духами» . Европейский журнал психотравматологии . 6 : 29126. дои : 10.3402/ejpt.v6.29126 . ПМЦ 4654771 . ПМИД 26589259 .
- Брох, Харальд Бейер (1985). « « Сумасшедшие женщины выступают в Сомбали »: ритуал одержимости-транса на Бонерате, Индонезия». Этос . 13 (3): 262–282. дои : 10.1525/eth.1985.13.3.02a00040 . JSTOR 640005 .
- Бродель, Ганс Петер (2003). Malleus Maleficarum и построение колдовства . Великобритания: Издательство Манчестерского университета . стр. 32–33 . ISBN 9780719064418 .
- Балкли, Келли; Адамс, Кейт; Дэвис, Патрисия М., ред. (2009). Сновидения в христианстве и исламе: культура, конфликты и творчество . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 148. ИСБН 978-0-813-54610-0 .
- Басуэлл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С.младший. , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 530–531, 550, 829. ISBN. 9780691157863 .
- Кальме, Августин (1751). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках: Венгрии, Моравии и др. Полные тома I и II. 2016 . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-5331-4568-0 .
- Ходкевич, М. (2012). «Рухания». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6323 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- Кунео, Майкл (1999). «Экзорцизм» . Современная американская религия . Том. 1. Справочник Macmillan USA: электронные книги Гейла. стр. 243–245 . Проверено 3 декабря 2019 г.
- Дарт, Джон Андерсон (1990). Дхармадаса, Каруна НЕТ; Де Алвис Самарасингхе, SWR (ред.). Исчезающие аборигены: Ведды Шри-Ланки в переходный период . Нью-Дели: Международный центр этнических исследований совместно с NORAD и Vikas Pub. Дом. п. 83. ИСБН 978-0706952988 .
- Де Хойш, Люк (2 октября 2007 г.). «Жан Руш и рождение визуальной антропологии: краткая история Международного этнографического комитета кино». Визуальная антропология . 20 (5): 365–386. дои : 10.1080/08949460701424155 . S2CID 143785372 .
- Дейн, С. (2013). «Джинны и психическое здоровье: взгляд на одержимость джиннами в современной психиатрической практике» . Психиатр . 37 (9): 290–293. дои : 10.1192/pb.bp.113.042721 . S2CID 29032393 .
- Дим, Вернер; Шёллер, Марко (2004). Живые и мертвые в исламе: Эпитафии как тексты . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 144. ИСБН 9783447050838 .
- Эрлендссон, Харалдур (2003). «Множественное расстройство личности – Демоны и ангелы или Архетипические аспекты внутреннего я» . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- Ферракути, Стефано; Сакко, Роберто; Лаццари, Р. (1996). «Диссоциативное трансовое расстройство: клинические данные и данные Роршаха у десяти человек, сообщивших о одержимости демонами и лечившихся экзорцизмом». Журнал оценки личности . 66 (3): 525–539. дои : 10.1207/s15327752jpa6603_4 . ПМИД 8667145 .
- Гомм, Роджер (1975). «Торг со слабостью: одержимость духом на побережье Южной Кении». Мужчина . 10 (4): 530–543. дои : 10.2307/2800131 . JSTOR 2800131 .
- Гудвин, Джин; Хилл, Салли; Аттиас, Рейна (1990). «Исторические и народные методы экзорцизма: применение в лечении диссоциативных расстройств». Диссоциация . 3 (2): 94–101. hdl : 1794/1530 .
- Гриффель, Фрэнк (2005). Ислам и рациональность: влияние аль-Газали: документы, собранные к его 900-летию . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 103. ИСБН 978-9-004-29095-2 .
- Хамер, Джон; Хамер, Ирен (1966). «Одержимость духом и ее социально-психологические последствия среди Сидамо Юго-Западной Эфиопии». Этнология . 5 (4): 392–408. дои : 10.2307/3772719 . JSTOR 3772719 .
- Хейс, Келли Э. (2008). «Злые женщины и роковые женщины: пол, власть и помба-жира в Бразилии». История религий . 48 (1): 1–21. дои : 10.1086/592152 . S2CID 162196759 .
- Хендерсон, Дж. (1981). Экзорцизм и одержимость в психотерапевтической практике . Том. 2. Канадский журнал психиатрии . стр. 129–134.
- Хезель, Фрэнсис X. (1993). Одержимость духом в Чууке: социокультурная интерпретация . Том. 11. Микронезийский советник.
- Играя, Виктор; Диас-Ламбранка, Беатрис; Рихтерс, Аннемик (2008). «Духи Гамба, гендерные отношения и исцеление в Горонгосе после гражданской войны, Мозамбик» . Журнал Королевского антропологического института . 14 (2): 353–371. дои : 10.1111/j.1467-9655.2008.00506.x .
- Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии . Том. 13 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan USA. п. 8687. ISBN 0-02-865733-0 .
- Каранчи, А. Нурай (2014). «Опасения по поводу шизофрении или одержимости?». Журнал религии и здоровья . 53 (6): 1691–1692. дои : 10.1007/s10943-014-9910-7 . ПМИД 25056667 . S2CID 34949947 .
- Кехо, Элис Б.; Джилетти, Доди Х. (сентябрь 1981 г.). «Преобладание женщин в культах владения: расширенная гипотеза дефицита кальция» . Американский антрополог . 83 (3): 549–561. дои : 10.1525/aa.1981.83.3.02a00030 .
- Киннард, Джейкоб (2006). Энциклопедия религиозной практики Worldmark . Виртуальная справочная библиотека Гейла: Гейл.
- Ламбек, Майкл (ноябрь 1988 г.). «Одержимость духом / преемственность духов: аспекты социальной преемственности среди малагасийцев на Майотте». Американский этнолог . 15 (4): 710–731. дои : 10.1525/ae.1988.15.4.02a00070 .
- Льюис, IM (1966). «Культы одержимости духом и лишения». Мужчина . 1 (3): 307–329. дои : 10.2307/2796794 . JSTOR 2796794 .
- Маруф, Мухаммад (2007). Выселение джиннов как дискурс власти: междисциплинарный подход к современным марокканским магическим верованиям и практикам . Брилл. п. 2. ISBN 9789004160996 .
- Малачи, М. (1976). Заложник дьявола: одержимость и изгнание нечистой силы пятерых живых американцев . Сан-Франциско: Харперколлинз. п. 462. ИСБН 0-06-065337-Х .
- Мелдон, Дж. А. (1908). «Заметки о суданцах в Уганде». Журнал Королевского африканского общества . 7 (26): 123–146. JSTOR 715079 .
- Макинтош, Джанет (март 2004 г.). «Неохотные мусульмане: воплощение гегемонии и морального сопротивления в комплексе одержимости духом Гириама». Журнал Королевского антропологического института . 10 (1): 91–112. дои : 10.1111/j.1467-9655.2004.00181.x .
- Набоков, Изабель (1997). «Изгоните любовника, верните жену: символический анализ южноиндийского экзорцизма». Журнал Королевского антропологического института . 3 (2): 297–316. дои : 10.2307/3035021 . JSTOR 3035021 .
- Нетцли, Патрисия Д. (2002). Гринхейвенская энциклопедия колдовства . Сан-Диего, Калифорния: Greenhaven Press. п. 206. ИСБН 9780737746389 .
- Нолл, Ричард (2009). Энциклопедия шизофрении и других психотических расстройств . Издательство информационной базы. стр. 129–. ISBN 978-0-8160-7508-9 .
- О'Коннелл, MC (1982). «Одержимость духом и ролевой стресс среди шесибе Восточного Транскея». Этнология . 21 (1): 21–37. дои : 10.2307/3773703 . JSTOR 3773703 .
- Онг, Айхва (1988). «Производство владения: спиртные напитки и транснациональные корпорации в Малайзии» . Американский этнолог . 15 (1): 28–42. дои : 10.1525/ae.1988.15.1.02a00030 . S2CID 30121345 .
- Окстоби; Аморе, ред. (2010). Мировые религии: восточные традиции (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 256–319.
- Кейруш, Рубен Кайшета де (2012). «Между чувственным и умопостигаемым: антропология и кино Марселя Мосса и Жана Руша» . Яркий: виртуальная бразильская антропология . 9 (2): 184–211. дои : 10.1590/S1809-43412012000200007 .
- Рассул, Г. Хусейн (2015). Исламское консультирование: введение в теорию и практику . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-317-44124-3 .
- Роббинс, Джоэл (1998). «Становление грешниками: христианство и желания среди урапминов Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 37 (4): 299–316. дои : 10.2307/3773784 . JSTOR 3773784 .
- Роббинс, Джоэл (2004a). «Глобализация пятидесятнического и харизматического христианства». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 117–143. дои : 10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 . ПроКвест 199862299 .
- Роббинс, Джоэл (2004b). Становление грешниками: христианство и моральные мучения в обществе Папуа-Новой Гвинеи . Издательство Калифорнийского университета. п. 284. ИСБН 0-520-23800-1 .
- Родригес, Анхель Мануэль (1998). «Ветхозаветная демонология» . Служение: Международный журнал для пасторов . 7 (6):5–7 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Селлс, Майкл Энтони (1996). Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и теологические сочинения . Паулист Пресс. п. 143. ИСБН 978-0-809-13619-3 .
- Шак, Уильям А. (1971). «Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духами среди жителей Эфиопии». Мужчина . 6 (1): 30–43. дои : 10.2307/2798425 . JSTOR 2798425 .
- Шоуолтер, Брэндон (26 мая 2021 г.). «Группа баптистов Великобритании предостерегает от оккультизма на фоне роста числа убитых горем попыток связаться с умершими» . Христианская почта . Проверено 27 мая 2021 г.
- Снодграсс, Джеффри Г. (2002). «Имитация - это гораздо больше, чем самая искренняя лесть: миметическая сила одержимости духом в Раджастане, Индия». Культурная антропология . 17 (1): 32–64. дои : 10.1525/can.2002.17.1.32 . JSTOR 656672 .
- Стрикманн, Мишель (2002). Фор, Бернар (ред.). Китайская магическая медицина . Издательство Стэнфордского университета. стр. 65, 251.
- Сазерленд, Гейл Хинич (2013). «Демоны и демоническое в буддизме» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/OBO/9780195393521-0171 . Проверено 12 декабря 2019 г.
- Сомбати, Золтан (2014). «Экзорцизм». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26268 . ISBN 9789004269637 .
- Таннер, RES (1955). «Истерия в медицинской практике Сукумы». Африка: Журнал Международного африканского института . 25 (3): 274–279. дои : 10.2307/1157107 . JSTOR 1157107 . S2CID 145594255 .
- Теннант, Агнешка (3 сентября 2001 г.). «Нужно избавления». Христианство сегодня . 45 : 46–48+. ПроКвест 211985417 .
- Вертер, Брэдфорд (1999). Современные американские религии . Электронные книги Гейла: Macmillan Reference USA. п. 187.
- Уолен, Клинтон (2004). Иисус и нечистота духов в синоптических Евангелиях . п. 19.
Еврейские магические папирусы и чаши для заклинаний также могут пролить свет на наше расследование. Однако тот факт, что все эти источники датируются, как правило, третьим-пятым веками и далее, требует от нас особого внимания...
- Уоррен, Бретт (2019). Аннотированная демонология: критическое издание . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1532968914 .
- Вестермарк, Эдвард (2014). Ритуалы и верования в Марокко . Возрождение Рутледжа. Том. 1. Рутледж. стр. 263–264. ISBN 9781317912682 .
- Уилкинсон, Трейси (2007). Экзорцисты Ватикана . Нью-Йорк: Warner Books . п. 25.