Владения Лаудуна
, Владения Лудена также известные как « Дело одержимых Луденом» ( фр . «des possédées de Loudun »), представляли собой печально известный процесс над колдовством , который состоялся в Лудене , Королевство Франция , в 1634 году. Монастырь урсулинских сообщил , монахинь что их посетили и одержимый демонами . После расследования католической церкви местный священник по имени Урбен Грандье был обвинен в вызове злых духов. В конце концов он был признан виновным в колдовстве и сожжен на костре . [1]
В этом деле присутствуют темы, аналогичные другим процессам над колдовством, которые происходили по всей Западной Европе в 17 веке, например, во владениях Экс-ан-Прованса (Франция) в 1611 году или над ведьмами Пендла (Англия) в 1612 году, прежде чем они достигли Нового Света к 1690-м годам. .
Фон
[ редактировать ]Продолжая усилия по консолидации и централизации власти, Корона при Людовике XIII стены вокруг Лудена, города в Пуату приказала снести , Франция. Население имело двоякое мнение по этому поводу. Гугеноты . по большей части хотели сохранить стены, тогда как католики поддерживали монархию В мае 1632 года вспышка чумы в Лудене унесла множество жизней. В совокупности эти события способствовали созданию атмосферы тревоги и опасений в разделенном городе. [2]
Урбан Грандье
[ редактировать ]Урбен Грандье родился в Рувере в конце шестнадцатого века. В 1617 году он был назначен приходским священником Сен-Пьер-дю-Марше в Лудене. [1] и каноник церкви Сент-Круа . Грандье считался красивым человеком, богатым и образованным. Красноречивый и популярный проповедник, он вызвал зависть некоторых местных монахов. Поскольку он не поддерживал политику кардинала Ришелье , он выступал за сохранение городской стены.
Широко распространено мнение, что Грандье был отцом сына от Филиппы Тринкант, дочери его друга Луи Тринканта, королевского прокурора в Лудене. [3] По словам г-на де Нио, советника Ла Флеша, Грандье вызвал враждебность ряда мужей и отцов, некоторые из которых были весьма влиятельными, тем бесчестием, которое он нанес их семьям своими отношениями с женщинами, входившими в их дом. (Однако точку зрения Ниау можно понимать как точку зрения участника последующего разбирательства, который полностью ее поддержал.) [4]
Около 1629 года Жак де Тибо, возможно, родственник Филиппы, довольно громко выразил свое мнение о поведении Грандье с женщинами. Когда Грандье потребовал объяснений, Тибо избил его тростью возле церкви Сент-Круа. В ходе судебного разбирательства Тибо выдвинул определенные обвинения в свою защиту, в результате чего мировые судьи передали Грандье церковному суду. Затем епископ запретил Грандье выполнять какие-либо общественные функции в качестве священника в течение пяти лет в епархии Пуатье и навсегда в Лудене. Грандье обратился в суд в Пуатье. Поскольку ряд свидетелей отказались от своих показаний, дело было прекращено без ущерба для предоставления новых доказательств.
Луден Урсулинс
[ редактировать ]Урсулинский Жанна монастырь был открыт в Лудене в 1626 году. В 1632 году настоятельница де Анж руководила семнадцатью монахинями, средний возраст которых составлял двадцать пять лет. Первые сообщения о предполагаемой одержимости демонами появились примерно через пять месяцев после вспышки чумы в 1632 году, когда она пошла на убыль. В то время как врачи и богатые владельцы недвижимости покинули город (врачи, потому что они ничего не могли сделать), другие попытались изолироваться. Монастыри закрылись за стенами, монахини перестали принимать посетителей. Грандье посещал больных и раздавал деньги бедным. [5]
Молодая монахиня рассказала, что ей было видение своего недавно умершего духовника отца Муссана. [2] Вскоре о подобных видениях сообщили и другие монахини. Каноник Жан Миньон, капеллан монастыря, который также приходился племянником Тренкану, решил, что серия экзорцизмов была бы уместна. В городе люди говорили, что это «обман». [5]
Монахини утверждали, что демон Асмодай был послан совершать с ними злые и дерзкие поступки. На вопрос о предполагаемом злом духе, предположительно овладевшем ими, монахини дали несколько ответов о том, кто вызвал его присутствие: священник, Петр и Завулон. Спустя почти неделю, 11 октября, Грандье был назван виновным фокусником, хотя никто из них никогда с ним не встречался. Затем были приведены люди, которые, как утверждается, были врачами и аптекарями. Каноник Миньон сообщил местным магистратам о том, что происходит в монастыре. Грандье подал петицию, в которой говорилось, что его репутация находится под угрозой и что монахинь следует заключить под стражу. [4] Архиепископ Бордо вмешался и приказал изолировать монахинь, после чего проявления одержимости, казалось, на время утихли. [6]
Все более экстремальное поведение монахинь: крики, ругань, лай и т. д. привлекло значительное количество зрителей. В конце концов кардинал Ришелье решил вмешаться. Грандье уже оскорбил Ришелье своим публичным противодействием сносу городских стен, а его репутация человека, связанного с незаконными связями с прихожанами, не улучшила его положение в глазах кардинала. [7] Вдобавок Грандье написал книгу, критикующую дисциплину духовного безбрачия, а также резкую сатиру на кардинала.
Расследование
[ редактировать ]Примерно во время обвинений монахинь Жана де Лобардемона послали снести городскую башню. Городская милиция помешала ему сделать это, и по возвращении в Париж он сообщил о положении дел в Лудене, включая недавние беспорядки в урсулинском монастыре. В ноябре 1633 года де Лобардемону было поручено расследовать это дело. Грандье был арестован в качестве меры предосторожности против его побега из этого района. Затем комиссар начал брать показания у свидетелей, которые рассказали, что Грандье часто таинственным образом появлялся в монастыре в любое время суток, хотя никто не знал, как ему удалось проникнуть внутрь. Священника также обвинили во всевозможных непристойностях. Затем Лобардемон допросил Грандье относительно фактов и статей обвинения и, заставив его подписать свои показания и опровержения, отправился в Париж, чтобы проинформировать суд. Письма Байи де Лудена, главного сторонника Грандье, генеральному прокурору парламента, в которых утверждалось, что имущество было подделкой, были перехвачены. Ответ последнего также был изъят. [8]
Пробный
[ редактировать ]Господин де Лобардемон вернулся в Луден с декретом Совета от 31 мая 1634 года, подтверждающим все его полномочия и запрещающим Парламенту и всем другим судьям вмешиваться в дело, а также запрещающим всем заинтересованным сторонам подавать апелляцию под страхом штрафа в пять сто ливров. Грандье, который содержался в тюрьме Анжера , был возвращен в Луден. Лобардемон еще раз наблюдал и допрашивал монахинь, теперь разбросанных по нескольким монастырям.
Епископ Пуатье, отправив нескольких докторов богословия для осмотра жертв, лично приехал в Луден и в течение следующих двух с половиной месяцев проводил экзорцизмы, как это делал отец Транкил OFMCap.
23 июня 1634 года в присутствии епископа Пуатье и господина де Лобардемона Грандье был доставлен из тюрьмы в церковь Санта-Крус в его приходе, чтобы присутствовать при изгнании нечистой силы. Там же находились все одержимые. Поскольку обвиняемый и его сторонники заявили, что имущество было всего лишь подделкой, ему было приказано самому стать экзорцистом, и ему подарили похищенное. Он не мог отказаться, а потому, взяв палантин и ритуал, получил пастырское благословение и после Вени Творца пения приступил к экзорцизму в обычной форме.
В августе 1634 года дело рассматривалось местными судьями. Утверждалось, что Грандье заключил договор с дьяволом. [9] и пригласил кого-то на шабаш ведьм.
Грандье был признан виновным в колдовстве и наложении злых чар с целью овладения монахинями-урсулинками; его приговорили к сожжению на костре.
Мы приказали и приказываем, чтобы упомянутый Урбен Грандье был должным образом предан суду и осужден за преступление, связанное с магией, вредоносностью и одержимостью демонами нескольких урсулинских монахинь этого города Луден, а также других светских женщин, а также другие обвинения и преступления, вытекающие из этого. Во искупление этого мы осуждали и осуждаем названного Грандье, чтобы он совершил почетное исправление , с непокрытой головой, с веревкой на шее, держа в руке горящую свечу весом в два фунта, перед главным входом в церковь Св. Пьер-дю-Марше, а до этого — святая Урсула из этого города. Там он стоит на коленях, чтобы попросить прощения у Бога, короля и закона; После этого его следует отвести на общественную площадь Санта-Крус, привязать к столбу на эшафоте, который должен быть установлен на указанном месте для этой цели, и там сжечь заживо... и его прах. разлетелись по ветру. Мы приказали и приказываем, чтобы каждый предмет его движимого имущества был приобретен и конфискован королем; сумма в 500 ливров сначала будет взята за покупку бронзовой доски, на которой будет выгравировано краткое изложение настоящего процесса, которая будет установлена на видном месте в названной церкви урсулинок и останется там навечно. И прежде чем приступить к исполнению настоящего приговора, мы приказываем подвергнуть упомянутого Грандье пыткам первой и последней степени в отношении его сообщников. [ нужна ссылка ]
Помимо прочих пыток, Грандье подвергли «сапогу» .
Исполнение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2019 г. ) |
Грандье доставили в суд Лудена. Когда ему зачитали приговор, он искренне просил г-на де Лобардемона и других членов комиссии смягчить строгость их приговора. Господин де Лобардемон ответил, что единственным средством побудить судей смягчить наказание является немедленное заявление о его сообщниках. Единственный ответ, который он дал, заключался в том, что у него нет сообщников. [4]
Отцу Грандье пообещали, что у него будет возможность выступить перед казнью, сделать последнее заявление, и что он будет повешен перед сожжением - акт милосердия. С эшафота Грандье попытался обратиться к толпе, но монахи большим количеством святой воды , чтобы его последние слова не были услышаны. облили его [10] Затем, по словам историка Роберта Рэпли, экзорцист Лактанс заставил казнь отклониться от запланированного курса действий - разгневанный насмешками толпы, собравшейся для казни, Лактанс зажег погребальный костер, прежде чем Грандье успели повесить, оставив его сожженным. живой. [11]
Затем палач, как всегда, подошел, чтобы задушить его; но пламя внезапно вспыхнуло с такой силой, что веревка загорелась, и Грандье заживо упал среди горящих дров. [4]
Владения не прекратились после казни отца Грандье; в результате публичный экзорцизм продолжился. [12] В своем обзоре владений Лудена автор Моше Слуховский сообщает, что эти проявления продолжались до 1637 года, через три года после смерти Грандье: «[т] последние уходящие демоны оставили явные признаки своего выхода из нее [Жанны де Анж, матери-настоятельницы тело общины, когда имена Жозефа и Марии чудесным образом появились на левой руке де Анжа». [1] Достигнув своей первоначальной цели, Ришелье прекратил расследование событий в Лудене. [ нужна ссылка ]
Некоторый [ ВОЗ? ] утверждают, что на самом деле именно Жанна де Анж остановила публичный экзорцизм. Жанне якобы было видение, что она освободится от Дьявола , если совершит паломничество к могиле святого Франциска Сальского . Она поехала в Анси , затем в 1638 году посетила кардинала Ришелье и короля Людовика XIII ; демоны, очевидно, исчезли.
Постисторический анализ
[ редактировать ]В 1679 году английский философ Джон Локк пришел к выводу: «История одержимых монахинь Лодена [так в оригинале] была не чем иным, как замыслом кардинала Ришелье уничтожить Грандье, человека, который, как он подозревал, написал против него книгу, которая была осуждена за колдовство в деле, и за это сожгли. Сценой руководили капуцины, и монахини хорошо проделывали свои дела, но все было обманом». [13]
Аженор де Гаспарен предполагает, что первые так называемые «демонические проявления» на самом деле были розыгрышами некоторых студентов-интернатов, пытаясь напугать некоторых монахинь; и по ходу дела именно капеллан Жан Миньон представил имя Грандье внушаемым монахиням. [6]
Мишель де Серто объясняет симптомы монахинь каким-то психологическим расстройством, таким как истерия, и рассматривает события в контексте меняющегося интеллектуального климата во Франции 17 века. Владение позволяло монахиням выражать свои идеи, опасения и страхи голосом другого человека. [5] События в Лудене продолжались на протяжении ряда лет и привлекли большое внимание по всей Франции. В этом смысле это был своего рода политический театр. Грандье выступает в роли козла отпущения, призванного развеять двойственное отношение Луденов к центральной парижской власти. [14]
Олдос Хаксли в своей научно-популярной книге « Дьяволы Лудена » утверждал, что обвинения начались после того, как Грандье отказался стать духовным руководителем монастыря, не подозревая, что настоятельница, сестра Жанна из Ангелов, стала одержима им. увидев его издалека и услышав о его сексуальных подвигах. По словам Хаксли, сестра Жанна, разгневанная его отказом, вместо этого пригласила каноника Жана Миньона, врага Грандье, стать режиссером. Затем Жанна обвинила Грандье в использовании черной магии, чтобы соблазнить ее. Другие монахини постепенно начали выдвигать аналогичные обвинения. Однако г-н де Нио, советник Ла-Флеш, сказал, что Грандье подал заявку на эту должность, но вместо этого она была присуждена канонику Жану Миньону, племяннику г-на Тренканта. [8]
Огюстен Кальме , среди других, сравнил этот случай с мнимым владением Мартой Броасье (1578 г.), делом, которое в свое время привлекло большое внимание. Это сравнение частично основано на обстоятельствах инцидентов, а также на исследованиях рассматриваемого имущества, все из которых указывают на мнимое имущество, в отличие от случаев, считающихся более законными, таких как владение мадемуазель Элизабет де Ранфаинг (1621 г.). [15] В своем трактате Кальме утверждает, что причинами несправедливости, совершенной в Лудене, была смесь политических амбиций, потребности во внимании и основного желания избавиться от политических оппонентов. Кальме возлагает вину за трагедию в Лудене на кардинала Ришелье , главного министра Людовика XIII, и его цель разрушить Урбена Грандье, «Исцеление Лудена». [16]
Судьба Грандье, вероятно, была решена из-за того, что он воспрепятствовал плану кардинала по сносу укреплений Лудена, включая замок Луден. Снос, которым руководил Жан де Лобардемон, был частью программы Ришелье по ликвидации опорных пунктов гугенотов путем разрушения местных укреплений. [17]
И протестанты (гугеноты), и католики, жители Лудена, были против снятия зубчатых стен, что сделало бы их незащищенными от наемных армий. Грандье процитировал обещание короля, что стены Лудена не будут разрушены, успешно предотвратив снос укреплений Лаубардемоном. Лобардемон немедленно отчитался перед Ришелье с отчетом о неудавшихся изгнаниях нечистой силы, клеветнической сатире и препятствовании Грандье планам Ришелье, тем самым положив начало трагедии в Лудене и кончине Грандье. [ нужна ссылка ]
СМИ
[ редактировать ]- Drömmar 1949 года В романе шведского писателя Эйвинда Джонсона « och eld» om rosor рассказывается история суда над Урбеном Грандье , городским священником, которого пытали и сожгли на костре в 1634 году. Его обвинили в союзе с Дьяволом. и соблазнил целый монастырь монахинь.
- Книга 1952 года « Дьяволы Лудена» Олдоса Хаксли рассказывает ту же историю.
- Театральная пьеса Джона Уайтинга 1961 года «Дьяволы» (пьеса) , поставленная по заказу сэра Питера Холла для Королевской шекспировской труппы , была основана на романе Олдоса Хаксли.
- Польский фильм «Мать Жанна ангельская» 1961 года был основан на событиях в Лудене. Сценарий основан на повести Ярослава Ивашкевича .
- Опера Кшиштофа Пендерецкого 1969 года «Дьяволы Лудуна» ( Die Teufel von Loudun ), премьера которой состоялась в Гамбургской государственной опере , была основана на романе Хаксли и пьесе Уайтинга. [18]
- Фильм Кена Рассела 1971 года «Дьяволы» был основан на романе Хаксли и пьесе Уайтинга.
- The Devils of Loudun Песня Луи Нифса (1970) . [19]
См. также
[ редактировать ]- Владения Экс-ан-Прованса
- Владения Лувье
- Молот ведьм
- Урбан Грандье
- Марта Броасье
- Мать Жанна Ангелов (фильм)
- Дьяволы (фильм)
- Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках (1751 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Слуховский, Моше (2002). «Дьявол в монастыре». Американский исторический обзор . 107 (5): 1379–411. дои : 10.1086/532851 . JSTOR 10.1086/532851 .
- ^ Перейти обратно: а б Хантер, Мэри Кэй. «Владения Лаудуна: судебные процессы над колдовством», История права и редкие книги , Американская ассоциация юридических библиотекТом. 16 №3 Хэллоуин 2010 г.
- ^ Рэпли, Роберт. Дело о колдовстве: Суд над Урбеном Грандье (Монреаль: издательство McGill-Queen's University Press, 1998)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мсье де Ниау, «Правдивая история дьяволов Лудена » (Эдмунд Голдсмид, редактор), Эдинбург, 1887 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б с Серто, Мишель де. Владение в Лаудоне , (Майкл Б. Смит, пер.) University of Chicago Press, 2000 г. ISBN 9780226100357
- ^ Перейти обратно: а б Гаспарен, Агенор де. Трактат о переворачивании столов: Сверхъестественное вообще и духи , Vol. 2, Киггинс, 1857, с. 165 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Лауданские монахини», Энциклопедия колдовства: Западная традиция , (Ричард Голден, изд.) ABC-CLIO, ок. 2006)
- ^ Перейти обратно: а б Месье де Ниау, «Правдивая история дьяволов Лудена» (Эдмунд Голдсмид, редактор), Эдинбург, 1887 г.
- ^ «Пакт, предположительно подписанный между Урбеном Грандье и Дьяволом, представленный в качестве доказательства во время процесса о владении Лудуном в 1634 году», Колумбийский колледж. Архивировано из оригинала .
- ^ Рэпли, Роберт (1998). Дело о колдовстве: Суд над Урбеном Грандье . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 195. ИСБН 0773517162 .
- ^ Рэпли, Роберт (1998). Дело о колдовстве: Суд над Урбеном Грандье . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 197. ИСБН 0773517162 . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Рэпли, Роберт (1998). Дело о колдовстве: Суд над Урбеном Грандье . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 198–208. ISBN 0773517162 . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Локк, Джон (1858). Жизнь и письма Джона Локка с выдержками из его дневников и обычных книг . Лондон: Генри Бон. п. 81.
- ^ Бенедикти-Коккен, Алессандра. Одержимость духом во французском, гаитянском и вуду мышлении: интеллектуальная история , Lexington Books, 2014, стр. 187 ISBN 9780739184660
- ^ Кальме, Огюстен (30 декабря 2015 г.). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках : Венгрии, Моравии и др. Полные тома I и II. 2016 . Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 138–143. ISBN 978-1-5331-4568-0 .
- ^ Кальме, Огюстен (30 декабря 2015 г.). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках : Венгрии, Моравии и др. Полные тома I и II. 2016 . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 515. ИСБН 978-1-5331-4568-0 .
- ^ Верс, Николас Р., «Владение Лаудоном», Одержимость духами во всем мире: одержимость, общение и изгнание демонов в разных культурах , (Джозеф П. Лэйкок, редактор) ABC-CLIO, 2015, стр. 220 ISBN 9781610695909
- ^ Джеймс Вежбицки (7 августа 1988 г.). «Дьяволы Лаудона» . Джеймс Вежбицкий / сочинения. Архивировано из оригинала 1 января 2006 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Луи Нифс (1970) Дьяволы Лудена Винил, 7 дюймов, 45 об/мин, моно. Издательство: Polygram Belgium.
Источники
[ редактировать ]- Боден, Жан. Ведьмы и закон. Колдовство в Европе 1100–1700: Документальная история . Эд. Алан К. Корс и Эдвард Питерс. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. 1991.
- де Серто, Мишель. Владение в Лудене . Издательство Чикагского университета. 2000. ISBN 0-226-10034-0 , ISBN 978-0-226-10034-0 .
- Дюма, Александр. Урбен Грандье, Знаменитые преступления - доступно в Wikisource
- Сидки, Х. Колдовство, ликантропия, наркотики и болезни: антропологическое исследование европейской охоты на ведьм . Нью-Йорк: Peter Lang Publishing, Inc., 1997.
- Астье, Жорис (2019). «Дело Гофриди: одержимость, колдовство и эсхатология во Франции начала 17 века». Журнал религиозных наук . 93 (1–2). Издательство Страсбургского университета, Vol. 93, № 1–2: 111–136. дои : 10.4000/rsr.6283 . S2CID 198031431 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стивенсон, Крейг Э., «Владение в Лудене», стр. 9 и последующие, Владение: сравнительная анатомия психики Юнга , Routledge, 6 декабря 2012 г. ISBN 9781135689551