Вечная философия
![]() Первое издание для Великобритании, 1946 г. | |
Автор | Олдос Хаксли |
---|---|
Предмет | Мистика , теология |
Опубликовано | Харпер и братья , 1945 год. |
Место публикации | США, Великобритания |

«Вечная философия» — сравнительное исследование мистицизма британского писателя и романиста Олдоса Хаксли . Его название происходит от богословской традиции вечной философии .
Контекст
[ редактировать ]«Вечная философия» была опубликована в 1945 году сразу после Второй мировой войны издательством Harper & Brothers в США (1946 год — издательством Chatto & Windus в Великобритании). Текст на обложке первого британского издания поясняет: [ 1 ]
«Вечная философия» представляет собой попытку представить этот Высший общий фактор всех богословий путем объединения отрывков из писаний тех святых и пророков, которые приблизились к непосредственному духовному познанию Божественного... [ 1 ]
Книга предлагает читателям, которые, как предполагается, знакомы с христианской религией и Библией, новый подход, использующий восточный и западный мистицизм :
Г-н Хаксли цитирует китайских даосских философов, последователей Будды и Мухаммеда , священные писания брахманов и христианских мистиков, от Святого Иоанна Креста до Уильяма Лоу , отдавая предпочтение тем, чьи труды, часто гениальные, незнакомы. современному читателю. [ 1 ]
Последний абзац текста обложки гласит:
В этой чрезвычайно важной работе г-н Хаксли не предпринял никаких попыток «основать новую религию»; но, анализируя «Естественную теологию святых», как он ее описал, он дает нам абсолютный стандарт веры, по которому мы можем судить как о нашей моральной испорченности как личности, так и о безумном и часто преступном поведении созданных нами национальных обществ. . [ 1 ]
Объем
[ редактировать ]По словам поэта и антолога Джона Роберта Коломбо :
«Вечная философия» — это, по сути, антология коротких отрывков, взятых из традиционных восточных текстов и сочинений западных мистиков, организованных по предметам и темам, с короткими связующими комментариями. Конкретные источники не указаны. Пролистывание указателя дает читателю (или нечитателю) представление о том, кого и к чему Хаксли воспринимал всерьез. Вот записи в индексе, которые гарантируют наличие двух и более строк ссылок на страницы: [ 2 ]
Фома Аквинский, Августин, Св. Бернард, Бхагавад-Гита, Будда, Жан-Пьер Камю, Св. Екатерина, Христос, Чжуан Цзы, «Облако незнания», Созерцание, Избавление, Желание, Экхарт (пять строк, самая цитируемая личность), Вечность, Фенелон, Франсуа де Саль, Божество, Смирение, Идолопоклонство, Св. Иоанн Креста, Знание, Ланкаватара Сутра, Уильям Лоу (еще четыре строки), Логос, Любовь, Махаяна, Разум, Умерщвление, Нирвана, Вечная Философия (шесть строк, всего 40 статей), «Молитва», «Руми», «Рюисбрук», «Я», «Шанкара», «Душа», «Дух», «Theologia Germanica», «Истина», «Упанишады» (цитируются шесть разных), «Воля», «Слова». [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]Хаксли выбрал менее известные цитаты, потому что «знакомство с традиционно священными писаниями имеет тенденцию порождать даже не презрение, а... своего рода почтительную бесчувственность, ... внутреннюю глухоту к значению священных слов». [ 3 ] Так, например, глава 5 «Благотворительность» берет всего одну цитату из Библии, сочетая ее с менее известными источниками:
- «Кто не любит, тот не знает Бога, ибо Бог есть любовь». 1 Иоанна IV
- «Любовью Его можно получить и удержать, но мыслью — никогда». Облако незнания
- «Астролябия тайн Божиих – любовь». Джалал-уддин Руми » [ 4 ]
Затем Хаксли объясняет: «Мы можем любить только то, что знаем, и никогда не сможем познать полностью то, что не любим. Любовь — это способ познания…» [ 4 ]
Хаксли довольно расплывчат в своих ссылках: «Конкретных источников не указано». [ 2 ]
Структура книги
[ редактировать ]В структуру книги входят:
- Краткое введение Хаксли.
- Двадцать семь глав цитат мудрецов и святых по конкретным темам, таким как истина, самопознание, молчание, вера и духовные упражнения, с «краткими связующими комментариями». [ 2 ] Главы никак не сгруппированы, хотя существует своего рода порядок от природы Основы в начале до практических упражнений в конце. В «Благодарностях» перечислено 27 книг, из которых взяты цитаты.
Критический прием
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]«Вечная философия» получила широкую рецензию после первой публикации в 1945 году: статьи появились в журналах Book Week , Booklist , The Christian Century , The Nation , The New Republic , The New Yorker , Saturday Review of Literature , Springfield Republican , New York Herald Tribune и Бюллетень Вильсона . [ 5 ]
Газета « Нью -Йорк Таймс» написала: «Возможно, г-н Хаксли в «Вечной философии» в настоящее время написал самую нужную книгу в мире». [ 6 ] The Times описала книгу как:
... антология, [которая] является, прежде всего, шедевром различения... Лейбниц название « Вечная философия» дал этой теме . Г-н Хаксли систематизировал и рассмотрел ее многочисленные проблемы, опасности и достоинства . [ 6 ]
«Таймс » также заявила: «Важно сказать, что даже агностик, даже бихевиорист-материалист… может прочитать эту книгу с радостью. Это шедевр из всех антологий». [ 6 ]
Точно так же сорок лет спустя Хьюстон Смит , религиовед, написал это в «Вечной философии» :
Хаксли дает нам наиболее систематическое изложение своего зрелого мировоззрения. Его текущие комментарии касаются многих социальных последствий метафизики Хаксли. [ 7 ]
Не все приняли столь позитивно. Чад Уолш, статья в « Журнале Библии и религии» [ 8 ] в 1948 году говорил о выдающемся семейном происхождении Хаксли, но продолжил:
Единственный поразительный факт, который не мог быть предсказан даже самым проницательным социологом или психологом, заключается в том, что в свои сорок пять лет ему было суждено обратиться также к мистицизму, и что после своего обращения он должен был стать одним из небольшая группа в Калифорнии усердно пишет книги, чтобы привлечь как можно больше людей к «вечной философии» как к образу жизни. [ 8 ]
Великобритания
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве современные рецензенты восхищались полнотой исследования Хаксли, но ставили под сомнение его потусторонность и враждебно относились к его вере в паранормальные явления.
СЕМ Джоад написал в New Statesman and Society , что, хотя книга была источником знаний, а комментарии Хаксли были глубокими, читатели были бы удивлены, обнаружив, что он принял ряд своеобразных убеждений, таких как целебная сила реликвий и воплощенное духовное присутствие. в сакральных предметах. Джоад отметил, что, если аргументы книги верны, только те, кто пережил религиозный опыт, на котором она основана, смогут правильно оценить ее ценность. Кроме того, он обнаружил, что книга догматична и нетерпима, «в которой почти все, что мы хотим сделать, неправильно». Наконец, Джоад утверждал, что ошибка Хаксли заключалась в его «интеллектуальном беспределе» и что им руководили идеи, не сдерживаемые обычным человеческим опытом. [ 9 ]
В журнале «Философия » англиканский священник преподобный В. Р. Инге отметил хорошо подобранные цитаты в книге и назвал ее «вероятно, самым важным трактатом по мистицизму, который мы имели за многие годы». Он рассматривал это как свидетельство того, что Хаксли теперь стал философом-мистиком, и считал это обнадеживающим знаком. Инге указала на конфликты между религиями и внутри религии и согласилась, что сближение должно происходить через мистическую религию. Однако он задавался вопросом, не может ли книга, с ее выходом за пределы личности и отстраненностью от мирских забот, быть скорее буддийской, чем христианской. Он завершил свой обзор, поставив под сомнение веру Хаксли в психические явления . [ 10 ]
В другом месте
[ редактировать ]Канадский писатель Джон Роберт Коломбо писал, что в молодости он, как и многие другие в 1950-е годы, был охвачен энтузиазмом по поводу «желанного тома»:
Каждый, кто интересуется исследованиями сознания, слышал о его исследовании под названием «Вечная философия» . Он носит такое пророческое и запоминающееся название. Использование им этого названия опередило его использование любым другим автором, нейропсихологом, традиционалистом или энтузиастом Нью- Эйдж . Книга со столь благородным названием во многом способствовала романтизации понятия «перенниализм» и отбросила в тень такие давно устоявшиеся робкие христианские представления об « экуменизме » ( диалог протестантов с католиками и т. д.) или «межконфессиональных» встречах (христиане встреча с нехристианами и т. д.). Кого будут интересовать верования баптистов , когда можно интересоваться обычаями тибетцев ? [ 2 ]
Коломбо также заявил, что:
К сожалению, на этих страницах отсутствуют едкое остроумие и понимание человеческой природы Хаксли. Как будто его ртутный интеллект был приостановлен или оказался в глубокой заморозке, созданной им самим. Когда дело доходит до выбора коротких, а иногда и длинных цитат, он не такой компилятор, как Джон Бартлетт , прославившийся цитатами, но он находит время, чтобы сделать несколько ловких личных наблюдений. [ 2 ]
Взгляд Хаксли на вечную философию
[ редактировать ]Введение Хаксли в «Вечную философию» начинается так:
Метафизика , признающая божественную Реальность, существенную для мира вещей, жизней и умов; психология , которая находит в душе нечто похожее или даже идентичное божественной Реальности; этика , которая ставит конечную цель человека в познании имманентной и трансцендентной Основы всего бытия , — вещь извечная и универсальная. Рудименты Вечной Философии можно найти среди традиционных знаний первобытных народов во всех регионах мира, а в своих полностью развитых формах она находит свое место в каждой из высших религий. Версия этого Высшего Общего Фактора во всех предшествующих и последующих богословиях была впервые записана более двадцати пяти столетий назад, и с тех пор неисчерпаемая тема трактуется снова и снова, с точки зрения каждой религиозной традиции и во всех Основные языки Азии и Европы. [ 11 ]
В следующем абзаце Хаксли резюмирует проблему более кратко, говоря: «Знание — это функция бытия». [ 11 ] Другими словами, если вы не способны что-то знать, вы этого не знаете. По мнению Хаксли, это затрудняет познание Основы Всего Бытия. Поэтому он завершает свое Введение словами:
Если человек сам не является мудрецом или святым, лучшее, что он может сделать в области метафизики, — это изучить работы тех, кто был и кто, поскольку они изменили свой чисто человеческий образ существования, были способны на нечто большее, чем просто человеческий вид и объем знаний. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Вечная philosophia perennisфилософия
- Учение мистиков - книга Уолтера Т. Стейса с аналогичным тезисом.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хаксли, Олдос (1946). Вечная философия (1-е изд.). Лондон: Чатто и Виндус. п. Суперобложка.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коломбо, Джон Роберт (16 июня 2010 г.). "книги, новости, обзоры" . Возвращение к «ВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ» . Книги Гурджиева Wordpress . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Вечная философия , страница 4.
- ^ Jump up to: а б Вечная философия , стр. 95.
- ^ Современные обзоры включают:
- Книжная неделя (21 октября 1945 г.).
- Booklist v. 42 (15 November 1945).
- Христианский век против 62 (12 декабря 1945 г.).
- Нация против 161 (27 октября 1945 г.).
- Новая Республика против 113 (5 ноября 1945 г.).
- Житель Нью-Йорка против 21 (29 сентября 1945 г.).
- Субботний обзор литературы , т. 28 (3 ноября 1945 г.).
- Спрингфилдский республиканец (14 октября 1945 г.).
- Нью-Йорк Геральд Трибьюн (7 октября 1945 г.).
- Бюллетень Уилсона (Уайт-Плейнс, Нью-Йорк), т. 41 (декабрь 1945 г.).
- ^ Jump up to: а б с Токсвиг, Сигне (30 сентября 1945 г.). «Рецепты Олдоса Хаксли от духовной близорукости». Нью-Йорк Таймс . п. 117.
- ^ Хаксли, Олдос (1993) Хаксли о Боге , Введение - Уолтер Хьюстон Смит, с. 9, Харпер, Сан-Франциско ISBN 0-06-250536-Х
- ^ Jump up to: а б Уолш, Чад (январь 1948 г.). «Журнал Библии и религии». Паломничество к вечной философии: случай Олдоса Хаксли . 16 (1). Журнал Библии и религии. Том 16, № 1. стр. 3–12: 3–12. JSTOR 3693645 .
- ^ Джоад, CEM (5 октября 1946 г.) «Хаксли испортился», The New Statesman and Society , 32, стр. 249–50 в изд. Уотта, Дональда. (1997) Олдос Хаксли «Критическое наследие» , стр. 363–365, Routledge, ISBN 0-415-15915-6
- ^ Инге, WR (апрель 1947 г.) «Вечная философия - обзор», Philosophy , XXII, стр. 66–70 в изд. Уотта, Дональда. (1997) Олдос Хаксли «Критическое наследие» , стр. 366–368, Routledge, ISBN 0-415-15915-6
- ^ Jump up to: а б ( «Вечная философия» , Введение, стр. 1)
- ^ ( «Вечная философия» , Введение, страницы 5–6.)
Данные публикации
[ редактировать ]- Вечная философия , 1945, Harper & Brothers.
- Harper Perennial, издание 1990 года: ISBN 0-06-090191-8
- Harper Modern Classics, издание 2004 г.: ISBN 0-06-057058-X
- Издание аудиокассеты Audio Scholar 1995 года: ISBN 1-879557-29-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]