Остров (роман Хаксли)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
Автор | Олдос Хаксли |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | |
Издатель | Чатто и Виндус (Великобритания) Харпер и братья (США) |
Дата публикации | 1962 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 384 стр. (издание в мягкой обложке) |
ISBN | 0-06-008549-5 (издание в мягкой обложке) |
ОКЛК | 20156268 |
Предшественник | Гений и Богиня |
С последующим | Никто |
«Остров» — это 1962 года утопический манифест и роман английского писателя Олдоса Хаксли , последняя работа автора перед его смертью в 1963 году. Хотя в нем есть сюжет, он в основном служит дальнейшим концептуальным исследованиям, а не созданию и разрешению обычного повествовательного напряжения. [1]
Это рассказ Уилла Фарнеби, циничного журналиста, потерпевшего кораблекрушение на вымышленном острове Пала. «Остров» — утопический аналог его самого известного произведения, 1932 года романа-антиутопии «О дивный новый мир» . Идеи, которые впоследствии стали основой «Острова», можно увидеть в предисловии, которое он написал в 1946 году к новому изданию «О дивного нового мира» :
Если бы мне пришлось сейчас переписывать книгу, я бы предложил Дикарю третью альтернативу. Между утопическим и примитивным рогами его дилеммы лежала бы возможность здравомыслия... В этом сообществе экономика была бы децентралистической и Генри-Джорджианской , политика - Кропоткинской и кооперативной. Наука и технология будут использоваться так, как если бы они, подобно субботе , были созданы для человека, а не (как в настоящее время и тем более в Дивном новом мире) так, как будто человек должен был быть адаптирован и порабощен ими. Религия будет сознательным и разумным стремлением к Конечной цели человека, объединяющим знанием имманентного Дао или Логоса , трансцендентного Божества или Брахмана . И преобладающей философией жизни будет своего рода Высший Утилитаризм , в котором принцип Величайшего Счастья будет второстепенным по отношению к Принципу Конечной Цели — первый вопрос, который нужно будет задать и получить ответ в каждой непредвиденной ситуации жизни, будет: «Как эта мысль или действия способствуют или мешают достижению мной и максимально возможным числом других людей Конечной Цели человечества?» [2]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Англичанин Уильям Асквит «Уилл» Фарнаби намеренно разбивает свою лодку на берегу Королевства Пала, острова на полпути между Суматрой и Андаманскими островами , тем самым вынуждая его попасть на этот «запретный остров». Фарнеби, журналисту, политическому торгашу и лакею нефтяного барона лорда Джозефа «Джо» Альдехайда, поручено убедить нынешнюю королеву острова — Рани — продать права Альдегида на неиспользованные нефтяные активы Палы. Фарнэби просыпается на острове с травмой ноги и слышит, как птица майна кричит «Внимание», когда местные мальчик и девочка замечают его и отвозят на лечение к своему дедушке, доктору Роберту Макфейлу. Доктор Роберт и молодой человек по имени Муруган Майлендра несут Фарнаби в дом Роберта на удивительно успешный сеанс гипнотерапии под руководством Сусилы, невестки Роберта и матери двоих детей. Муж Сусилы Дугальд (сын Роберта) недавно погиб в результате несчастного случая при восхождении, и Сусила до сих пор борется с горем.
Фарнаби и Муруган узнают друг друга по недавней встрече с полковником Дипой, военным диктатором угрожающей страны под названием Ренданг-Лобо, соседствующей с Палой, - еще одной силы, жаждущей нефти Палы. Наедине Муруган сообщает Фарнаби, что он на самом деле сын Рани и через несколько дней возьмет на себя контроль над Палой в качестве ее нового раджи . Однако и Рани, и Муруган выросли за пределами паланской культуры, и поэтому оба в значительной степени вестернизированы, причем Муруган особенно находился под влиянием материализма и потребительской жадности . Вопреки этой философии, большинство паланских островитян ведут мирную жизнь, интеллектуальные занятия и глубокий спиритуализм, избегая суеверий. В королевстве нет вооруженных сил, и его жители создали почти утопическое общество, смешав наиболее применимые элементы западной науки и восточного буддизма Махаяны , а также приняв стратегию воспитания детей с несколькими родителями в виде клубов взаимного усыновления (MAC), а также двуязычная культура английского и паланского языков. Граждане Паланы стремятся всегда жить настоящим моментом, напрямую противостоять страданию и смерти, часто медитировать, бесстыдно заниматься coitus reservatus, называемый майтхуна , и использовать мокша -медицину — местный психоделический препарат или энтеоген — для достижения этих других целей. Однако Рани, которая приезжает в гости к Фарнаби и ведет себя театрально, грандиозно и более традиционно религиозно, испытывает отвращение к этим господствующим паланским ценностям и желает реформировать страну. Фарнэби убеждает ее, что нефтяные деньги Джо Олдехайда помогут ей в ее стремлении «спасти» нацию от богохульства.
Выздоравливая, Фарнэби читает копию « Записок старого раджи о том, что есть что» доктора Роберта и что могло бы быть разумно делать с «Что есть что» , в которой излагаются практические философии Палана для самосовершенствования и самореализации. Затем он совершает поездку по образовательной системе острова, которая сочетает в себе науку, искусство и методы самоконтроля с личным поиском духовного самореализации. Доктор Роберт рассказывает об истории острова, в том числе о том, как его собственный шотландский дедушка, доктор Эндрю Макфэйл, был вызван на остров более века назад, чтобы вылечить опухоль на лице Старого Раджи, используя как гипноз, основанный на трансе , так и настоящую хирургию; это впервые принесло научную практику и английский язык в паланскую культуру.
Фарнэби также видит многие другие аспекты паланского общества, в том числе марионеточную версию Царя Эдипа под названием «Эдип в Пале» с пересмотренным и счастливым концом . Паланцы настолько тесно связаны с реальностью момента, что даже научили местных птиц майна произносить «Внимание» и « Каруна », чтобы напомнить людям, что нужно сосредоточиться на настоящем и сейчас и проявлять сострадание. Жители Паланы хорошо понимают, что вскоре на них, скорее всего, вторгнутся силы полковника Дипы из Ренданга, хотя они смирились с пацифизмом . Фарнеби тоже принимает потенциальное падение острова как данность, хотя и с дискомфортом осознает, что он может быть решающим фактором, вызывающим такое падение.
Фарнэби начинает устанавливать прочную связь с Сусилой, которая направляет Фарнэби заново исследовать свое тревожное прошлое, включая смерть его жены Молли в ту ночь, когда он признался в измене ей, и все свое ненавистное детство; Сусила проводит его через болезненные воспоминания. Тем временем свекровь Сусилы и жена доктора Роберта, Лакшми, тоже умирают от рака. Однажды ночью, когда Рани срочно отправляет Фарнаби письмо о встрече с ней, он решает, наконец, выступить против эксплуатации острова Альдегидом и Дипой, и поэтому игнорирует ее письмо, вместо этого отправляясь навестить быстро угасающую Лакшми, которая в окружении своей семьи наконец умирает.
попробовать мокша Затем Сусила предлагает Фарнаби наконец -лекарство. Его последующие галлюцинаторные видения ярко философские и невыразимо яркие; он чувствует потерю себя в единстве всего и «незнающем понимании», а также с ужасом наблюдает, как ближайший богомол сексуально пожирает своего партнера, прежде чем Сусила призывает его позволить лекарству помочь ему увидеть красоту во всем. С приближением утра они внезапно слышат выстрелы и замечают караван военной техники. Голос Муругана через громкоговоритель призывает людей сохранять спокойствие и приветствовать силы вторжения, одновременно объявляя о формировании нового Соединенного Королевства Ренданг и Пала, в котором он станет монархом, а полковник Дипа - его премьер-министром . Караван останавливается, чтобы казнить доктора Роберта, а затем движется дальше, охваченная ужасом Сусила, когда майна в последний раз кричит «Внимание».
Основные темы
[ редактировать ]«Айленд» исследует многие темы и идеи, которые интересовали Хаксли в десятилетия после Второй мировой войны и были предметом многих его научно-популярных книг эссе, в том числе «Возвращение к дивному новому миру» , «Завтра, завтра и завтра» , «Двери восприятия» и Вечная философия . Некоторые из этих тем и идей включают перенаселение , экологию, современность , демократию, мистицизм , энтеогены и соматотипы .
Общие фоновые элементы встречаются как в «Острове» , так и в «О дивном новом мире» ; в первом они использовались во благо, во втором – во вред. К таким элементам относятся: [3]
Остров | О дивный новый мир |
---|---|
Употребление наркотиков для просвещения и социальных связей | Употребление наркотиков для умиротворения и самолечения |
Групповое проживание (в форме клубов взаимного усыновления), чтобы дети не подвергались беспримесному воздействию неврозов своих родителей. | Групповая жизнь ради устранения индивидуальности |
Трансовые состояния для суперобучения | Трансовые состояния для идеологической обработки |
Вспомогательная репродукция (низкотехнологичная искусственная инсеминация ) | Вспомогательная репродукция (высокотехнологичные дети из пробирки) |
Свободнодоступная контрацепция, обеспечивающая репродуктивный выбор и выразительный секс. | Обязательная контрацепция, социально поощряемый развлекательный и беспорядочный секс. |
Опасный подъем в храм, как духовная подготовка | Суррогат жестокой страсти |
Птиц Майна научили произносить воодушевляющие лозунги | Вездесущие бестелесные механические голоса |
Мать Хаксли, Джулия Хаксли, умерла, когда ему было десять, а ей было 46. Умирая, она написала Олдосу письмо, и он пронес его с собой до конца своей жизни. В нем была мысль: «Не суди слишком много и больше люби». Исследователи творчества Олдоса видят смерть его матери в его циничном отношении и в его книгах, включая «О дивный новый мир» и «Утопический остров» . [4]
Культура Палы является детищем шотландского светского врача-гуманиста, который посетил остров с медицинским визитом в 19 веке и решил остаться и работать с его раджей , олицетворяющим буддийскую традицию острова Махаяна , чтобы создать общество, которое объединяет лучшее от Востока и Запада. Трактат Старого Раджи « Заметки о том, что есть что » представляет собой книгу в книге, объясняющую философские основы Палы.
Центральным элементом паланского общества является сдержанная индустриализация, предпринятая с целью обеспечить полноценную работу и время для отдыха и созерцания. Для паланцев прогресс означает избирательное отношение к технологиям, которое Хаксли противопоставляет слаборазвитой бедности соседнего острова Ренданг и отталкивающей сверхразвитости индустриального Запада, главным образом благодаря воспоминаниям Уилла Фарнеби о Лондоне. Паланцы используют современную науку и технологии для улучшения медицины и питания, но отвергают широкую индустриализацию. Например, гидроэлектроэнергия используется для охлаждения, чтобы можно было хранить излишки свежих продуктов, улучшая питание и защищая от нехватки продовольствия. Хаксли считал эту выборочную модернизацию необходимой для своего «разумного» общества, даже если это означает, что такое общество неспособно защитить себя военным путем от своих «безумных» соседей, желающих украсть его природные ресурсы.
Паланцы также осторожно использовали « мокша лекарство», вымышленный энтеоген, который церемониально принимался в обрядах посвящения для мистических и космологических прозрений. Гриб мокша описывается как «желтый», а не «эти прекрасные красные поганки», например, Amanita muscaria ; это описание лекарства мокши наводит на мысль о грибах псилоцибе , психоактивном веществе, которое увлекало Хаксли во второй половине его жизни. Однако рекомендуемая дозировка 400 мг находится в диапазоне доз мескалина , а не псилоцибина . К концу своей жизни Хаксли был очарован потенциальной пользой для человечества таких веществ, как мескалин и ЛСД . «О дивный новый мир» и большинство других книг Хаксли были написаны до того, как он впервые попробовал психоделический препарат в 1953 году. [5]
Многие идеи, используемые для описания Палы как утопии на острове, также появляются в последней главе «Возвращение к дивному новому миру» , целью которой являются предложения действий, которые можно предпринять, чтобы предотвратить превращение демократии в тоталитарный мир, подобный тому, который описан в «Отважный новый мир». Новый Свет .
Хаксли использовал сцену спаривания двух богомолов ( Gongylus gongyloides ), чтобы сделать философские наблюдения о природе смерти. В другой запоминающейся сцене Уилл Фарнеби смотрит паланскую версию «Царя Эдипа» с маленькой девочкой. Уилл указывает, что в его версии Эдип выкалывает себе глаза. Девушка отвечает, что это глупо, ведь все, что нужно было сделать королю, — это перестать жениться на своей матери.
Ссылки на индийские религии
[ редактировать ]- Космический танец Шивы ( Натараджи )
- Легенда о Мучалинде
- Будды Цветочная проповедь
- Мокша
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матиас, Андреас (nd). «Остров Олдоса Хаксли » . daily-philosophy.com . Ежедневный философский журнал . Проверено 2 октября 2022 г.
На самом деле его романы порой представляют собой лишь тонко завуалированные философские трактаты.
- ^ Хаксли, Олдос (2005). «О дивный новый мир» и «Возвращение к дивному новому миру» . Харпер Многолетняя современная классика. п. 7 . ISBN 978-0060776091 .
- ^ См. Мишеля Вебера ( «Хаксли против Оруэлла» 2013).
- ^ Мюррей, Николас (4 июня 2009 г.). Олдос Хаксли: английский интеллектуал . Литтл, Группа Брауновой книги. ISBN 978-0-7481-1231-9 .
- ^ Алан Уоттс берет интервью у Лоры Хаксли: этот вневременной момент, YouTube . Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лаш, Велма. «Влияние восточной философии на острове Олдоса Хаксли » . Хаксли.нет . Проверено 27 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Остров в Фадед-Пейдж (Канада)
- Британские романы 1962 года
- Научно-фантастические романы 1962 года
- Фантастика о потерпевших кораблекрушение
- Книги Харпер и братья
- Романы о журналистах
- Романы Олдоса Хаксли
- Романы, действие которых происходит на островах
- Психоделическая литература
- Утопические романы
- Религия в научной фантастике
- Книги Чатто и Виндуса
- Действие романов происходит в Индийском океане.
- Фантастика о евгенике