Точка Контр-точка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2014 г. ) |
Point Counter Point — роман Олдоса Хаксли , впервые опубликованный в 1928 году. [ 1 ] Это самый длинный роман Хаксли, и он был заметно более сложным и серьезным, чем его предыдущие произведения. [ 1 ]
В 1998 году [ 2 ] Современная библиотека поставила «Точка-контрапункт» на 44-е место в своем списке 100 лучших англоязычных романов 20-го века . [ 3 ]
Роман стал достоянием общественности в США в 2024 году. [ 4 ]
Название и конструкция
[ редактировать ]Название романа является отсылкой к потоку аргументов в дебатах. [ 3 ] и серия этих разговоров рассказывает эту историю. [ 5 ] Вместо единого центрального сюжета имеется ряд взаимосвязанных сюжетных линий и повторяющихся тем (как в музыкальном « контрапункте »). [ 6 ] Как римский ключ , [ 7 ] многие персонажи основаны на реальных людях, большинство из которых Хаксли знал лично, например, Д. Х. Лоуренс , Кэтрин Мэнсфилд , Нэнси Кунард и Джон Миддлтон Мерри , а Хаксли изображен как писатель романа Филип Куорлз. [ 8 ] Хаксли описал структуру «Точка-контрапункт» в самом романе, в потоке сознания размышляя о Куорлзе:
Музыкализация художественной литературы. Не символистским путем, подчиняя смысл звуку. . . . Но в больших масштабах, в строительстве. Размышляйте о Бетховене. Перемены настроений, резкие переходы. . . Еще интереснее модуляции не просто от одной тональности к другой, но и от настроения к настроению. Тема высказывается, затем развивается, выталкивается из формы, незаметно деформируется, пока, хотя и остается узнаваемо той же, не становится совсем другой. . . . Включите это в роман. Как? Резкие переходы достаточно просты. Все, что вам нужно, — это достаточное количество персонажей и параллельные контрапунктические сюжеты. . . . Вы чередуете темы. Что еще интереснее, модуляции и вариации также сложнее. Писатель модулирует, дублируя ситуации и персонажей. Он показывает, как несколько человек влюбляются, умирают или молятся по-разному — разные люди решают одну и ту же проблему. Или, наоборот, похожие люди столкнулись с разными проблемами. Таким образом, вы можете модулировать все аспекты вашей темы, вы можете писать вариации в любом количестве различных настроений. Другой способ: романист может взять на себя богоподобную творческую привилегию и просто решить рассматривать события в истории в их различных аспектах — эмоциональном, научном, религиозном, метафизическом и т. д. Он будет переходить от одного к другому — как от эстетического к физико-химическому аспекту вещей, от религиозного к физиологическому или финансовому. . . . Поместите в роман писателя. Он оправдывает эстетические обобщения, которые могут быть интересны — по крайней мере, для меня. Он также оправдывает эксперимент. Образцы его работ могут иллюстрировать другие возможные или невозможные способы рассказать историю». [ 9 ]
Главные герои и сюжетные линии
[ редактировать ]Некоторые из главных героев:
- Уолтер Бидлейк , молодой журналист. Слабый и неэффективный мужчина, Уолтер живет с Марджори Карлинг, замужней женщиной, муж которой отказывается дать ей развод. Марджори беременна ребенком Уолтера, но их отношения распадаются, во многом потому, что Уолтер отчаянно влюбился в сексуально агрессивную и независимую Люси Тантамаунт (по мотивам Нэнси Кунард , с которой у Хаксли был такой же неудовлетворительный роман).
- Джон Бидлейк , отец Уолтера, художник (по мотивам Огастеса Джона ). Он известен своей работой и скандальной личной жизнью. Однако его последние картины демонстрируют творческий упадок, который он сам признает, но отказывается признать. У него болезнь, которая в конечном итоге диагностируется как неизлечимый рак. Его жена миссис Бидлейк вдохновлена леди Оттолайн Моррелл .
- Филип Куорлз , писатель (автопортрет Хаксли) и его жена Элинор, дочь Джона Бидлейка. Они возвращаются из Индии в Англию. Куорлз — замкнутый, умный человек, которому не по себе в повседневном мире и его эмоциях; Элинор любит его, но испытывает искушение завязать роман с смелым и привлекательным Эверардом Уэбли, политическим демагогом и лидером собственной квазивоенной группировки «Братство британских свободных людей». (Часто полагают, что Уэбли основан на Освальде Мосли , но есть основания сомневаться в этом: см. ниже.) Отец Куорлза, Сидни, не похож на своего сына: внешне впечатляющий, на самом деле он претенциозный, слабый и снисходительный. Незаметный член парламента и неудавшийся бизнесмен, он ушел из общественной жизни, предположительно, чтобы сосредоточиться на написании обширного и исчерпывающего исследования демократии. На самом деле он ничего не написал, но у него есть секретарь; девушка беременеет от него и грозит устроить скандал. У Филипа и Элинор есть маленький сын Фил, который заболевает и умирает от менингит .
- Марк Рэмпион , писатель и художник. По словам Д. Х. Лоуренса , которым Хаксли очень восхищался, Рэмпион является яростным критиком современного общества. Полная глава воспоминаний показывает ухаживания Рэмпиона и его брак с его женой Мэри (по мотивам жены Лоуренса Фриды).
- Морис Спэндрелл , интеллектуал, отчаянно и безуспешно ищущий доказательства божественного в своей жизни (по мотивам Шарля Бодлера , который, конечно, не жил во времена Хаксли). [ 10 ] В течение многих лет Спэндрелл посвятил себя пороку и умышленному злу, чтобы вызвать реакцию Бога. Он нашел некоторое удовольствие в развращении невинной молодой девушки, как в самом поступке, так и в своем собственном чувстве раскаяния, но когда он не наказан божественно, он ищет еще больший грех, чтобы принудить Бога к действию. Он считает, что если нет реальных доказательств существования Бога, все в жизни бессмысленно. Он встречает Иллиджа, молодого ученого из рабочего класса, и насмехается над ним за его гневную левую риторику и фактическое политическое бессилие, чтобы убедить его помочь ему убить Эверарда Уэбли. К сожалению, этот величайший грех до сих пор не имеет очевидных небесных негативных и личных последствий, кроме укрепления Братства британских свободных граждан Уэбли. Спэндрелл отправляет Братству анонимную записку, сообщая им, что убийца находится по его адресу. Он пытается в последний раз найти присутствие Бога в мире, когда спрашивает Рэмпиона, Струнный квартет № 15 Бетховена , сыгранный на недавно изобретенном граммофоне (что символизирует столкновение науки и техники с искусством), является указанием или доказательством существования Бога. Рэмпион отвечает, что даже самая возвышенная музыка, такая как композиция Бетховена, которую они слушают, не является доказательством существования Бога. Это побуждает Спэндрелла вызвать полицию, по сути совершая самоубийство, поскольку, когда они приезжают, он позволяет застрелить себя. , а на заднем плане играет третья часть струнного квартета № 15 Бетховена. [ 11 ]
- Денис Барлеп , редактор Уолтера Бидлейка. Судя по Джону Миддлтону Мерри , Берлеп в своих произведениях и общественном имидже является христианином, страдающим, самообвиняющим моралистом; однако в своих внутренних мыслях и личном поведении он расчетлив, скуп и похотлив. Он живет с Беатрис Гилрей (по мотивам художницы Дороти Бретт ), которая в тридцать пять лет остается девственницей, подвергнувшись приставаниям в юной девушке; какое-то время их отношения носят платонический характер, но Барлепу удается ее соблазнить. Роман заканчивается тем, что он получил несколько тысяч долларов на книгу « Святой Франциск и современная психика» и провел вечер чувственного удовольствия с Беатрис.
Реальные британские фашисты
[ редактировать ]Были проведены сравнения между персонажем Эверардом Уэбли с его Братством британских свободных людей и Освальдом Мосли с Британским союзом фашистов . Однако, когда Хаксли написал «Точку-контрапункт» , Мосли все еще был видным членом Лейбористской партии и оставался им до 1931 года. BUF не была основана до 1932 года. Мосли предшествовал ряд других фашистских группировок, наиболее известными из которых были британские фашисты. и, возможно, один из них вдохновил Хаксли. В переиздании «Point Counter Point» 1996 года сын Мосли Николас обсуждает эту связь в новом введении к роману. [ 12 ] Дэвид Брэдшоу утверждал, что наиболее вероятным источником Уэбли является Джон Харгрейв , основатель организации «Сородичи Киббо Кифт» . [ 13 ]
Адаптации
[ редактировать ]- Point Counter Point (1968), мини-сериал, режиссер Рекс Такер
- BBC Саймона Мини-сериал Рэйвена . [ 14 ] В главной роли Тристрам Еллинек. Позже его транслировали по телевидению PBS в 1972 году. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Точка контрапункта | роман Хаксли» . Британская энциклопедия . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «Выбор современной библиотеки» . archive.nytimes.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Контрапункт точки сбора», Олдос, Хаксли - Руководство по идентификации первого издания» . www.biblio.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Мосс, Аарон (4 декабря 2023 г.). «Приближается День общественного достояния 2024 года: вот что нужно знать» . Авторские права в последнее время . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Точка контрапункта — величайшая литература всех времен» . www.editoreric.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Ватт, Дональд (1977). «Фугальная конструкция «точки-контрапункта» ». Этюды в романе . 9 (4): 509–517. ISSN 0039-3827 . JSTOR 29531894 .
- ^ «Роман – Роман в тональности» . Британская энциклопедия . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ "Точка-контрапункт | Dalkey Archive Press" . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Хаксли, Point Counter Point, Harper's Perrenial Classic, глава XXII, страница 301 (1965)
- ^ «Бодлер и Олдос Хаксли - Точка контрапункта | Шарль Бодлер | Поэзия» . Скрибд . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Маровиц, Сэнфорд Э. «Точка противопоставления: трагикомическое исполнение Хаксли «Человеческой фуги» » (PDF) . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Хаксли, Олдос (1996). Точка Контрточка . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Dalkey Archive Press. п. v-ix.
- ^ Брэдшоу, Дэвид (2002). «Тинпот Муссолини» Хаксли и «Белая Лиса» ККК: новый источник для Эверарда Уэбли и Братства британских свободных людей в «Точке контрпункта» ». Ежегодник Олдоса Хаксли . 2 : 146–59.
- ^ О'Коннор, Джон Дж. (20 февраля 1973 г.). «ТВ: BBC 'Point Counter Point' представляет сатиру» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Точка счетчика точек на выцветшей странице (Канада)
- Somaweb.org - коллекция ссылок, касающихся работ Хаксли в целом.
- Точка Контрапункта на IMDb