Вечная философия
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
Вечная философия ( лат . philosophia perennis ), [ примечание 1 ] также называемая перенниализмом и вечной мудростью , представляет собой школу мысли в области философии и духовности , которая утверждает, что повторение общих тем в мировых религиях освещает универсальные истины о природе реальности, человечества, этики и сознания. Некоторые перенниалисты подчеркивают общие темы в религиозном опыте и мистических традициях во времени и культуре, в то время как другие утверждают, что религиозные традиции имеют единую метафизическую истину или происхождение, из которого все эзотерические и экзотерические выросли знания и доктрины.
Перенниализм уходит своими корнями в интерес эпохи Возрождения к неоплатонизму и его идее Единого , из которого возникает все существование. Марсилио Фичино (1433–1499) стремился объединить герметизм с греческой и христианской мыслью. [ 1 ] распознавая prisca theologia , которую можно было найти во все времена. [ 2 ] Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) предположил, что истину можно найти во многих, а не только в двух традициях. Он предложил гармонию между идеями Платона и Аристотеля и увидел аспекты prisca theologia у Аверроэса (Ибн Рушда), Корана , Каббалы и других источников. [ 3 ] Агостино Стеуко (1497–1548) ввёл термин «вечная философия» . [ 4 ]
Развитие 19-го и 20-го веков объединило восточные религии и универсализм , идею о том, что все религии, несмотря на кажущиеся различия, указывают на одну и ту же Истину. В начале 19 века трансценденталисты пропагандировали идею метафизической Истины и универсализма, которая вдохновила унитаристов , занимавшихся прозелитизмом среди индийской элиты. К концу XIX века Теософское общество еще больше популяризировало универсализм не только в западном мире, но и в западных колониях. В 20 веке эта форма универсалистского перенниализма была дополнительно популяризирована Олдосом Хаксли и его книгой «Вечная философия» , вдохновленной нео-ведантой . Хаксли и некоторые другие перенниалисты основывают свою точку зрения на общности мистического опыта и в целом принимают религиозный синкретизм .
Также в 20 веке возникла антимодернистская традиционалистская школа, противостоящая универсалистскому подходу к перенниализму. Вдохновленный Адвайта Ведантой , суфизмом и работами 20-го века, критикующими современность, такими как Рене Генона » «Кризис современного мира , традиционализм подчеркивает метафизическое , единое происхождение ортодоксальных религий и отвергает синкретизм, сциентизм и секуляризм как отклонения от содержащейся в них истины. в их концепции Традиции .
Определение
[ редактировать ]Не существует общепринятого определения термина «вечная философия», и разные мыслители использовали этот термин по-разному. Для всех перенниалистов этот термин обозначает общую мудрость, лежащую в основе мировых религий, но представители разных времен и народов расходились во мнениях относительно того, можно ли ее определить и как это сделать. Некоторые перенниалисты подчеркивают чувство сопричастности к невыразимой истине, открытой в мистическом опыте, хотя в конечном итоге выходящей за рамки полного человеческого понимания. Другие ищут более развитую метафизику.
Опираясь на те же основы эпохи Возрождения, в XX веке особое влияние приобрели мистическая универсалистская интерпретация, популяризированная Олдосом Хаксли , и метафизический подход традиционалистской школы.
Ренессанс
[ редактировать ]Идея вечной философии возникла у ряда богословов эпохи Возрождения , черпавших вдохновение из неоплатонизма и теории форм . Марсилио Фичино (1433–1499) утверждал, что существует глубинное единство мира, души или любви, которое имеет аналог в сфере идей . [ 2 ] По мнению Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), ученика Фичино, истину можно найти во многих, а не только в двух традициях. [ 3 ] По мнению Агостино Стеуко (1497–1548), существует «один принцип всех вещей, о котором всегда было одно и то же знание у всех народов». [ 5 ]
Олдос Хаксли и мистический универсализм
[ редактировать ]Олдос Хаксли, автор популярной книги «Вечная философия» , пропагандировал универсалистскую интерпретацию мировых религий, вдохновленную неоведантой Вивекананды и его собственным употреблением психоделических наркотиков. [ 6 ] По словам Хаксли:
Вечная философия наиболее кратко выражена в санскритской формуле тат твам аси («То, что ты есть»); Атман, или имманентное вечное Я, един с Брахманом, Абсолютным Принципом всего существования; и последняя цель каждого человека — открыть для себя этот факт, выяснить, кто он на самом деле. [ 7 ]
Подход Хаксли к перенниализму основан на невыразимом мистическом опыте, который эго может скрыть:
Божественная Основа всего существования — это духовный Абсолют, невыразимый с точки зрения дискурсивного мышления, но (при определенных обстоятельствах) способный быть непосредственно переживаемым и осознаваемым человеком. Этот Абсолют есть Бог-без-формы в индуистской и христианской мистической фразеологии. Последней целью человека, конечной причиной человеческого существования является объединяющее знание божественной Основы – знание, которое может прийти только к тем, кто готов «Умереть для себя» и таким образом освободить место для Бога. [ 7 ]
1944 года В эссе Хаксли «Веданта и Запад» он предлагает «Минимальную рабочую гипотезу» — базовую схему, которую человек может принять для достижения «Божества»:
Что существует Божество или Основа, которая является непроявленным принципом всего проявления.
Что Земля трансцендентна и имманентна.
Что люди могут любить, познавать и становиться Землей.
Достижение этого объединяющего знания, осознание этой высшей идентичности является конечной целью и целью человеческого существования.
Что существует Закон или Дхарма, которой необходимо подчиняться, Дао или Путь, которому необходимо следовать, если люди хотят достичь своей конечной цели. [ 8 ]
Традиционалистская школа
[ редактировать ]Для традиционалиста Сейеда Хоссейна Насра вечная философия коренится в концепции Традиции, которую он определяет как:
... истины или принципы божественного происхождения, открытые или раскрытые человечеству и, по сути, всему космическому сектору через различные фигуры, рассматриваемые как посланники, пророки, аватары, Логос или другие передающие средства, а также все разветвления и применения эти принципы в различных сферах, включая право и социальную структуру, искусство, символику, науки и, конечно же, охватывают Высшее Знание вместе со средствами его достижения. [ 9 ]
- Цитируется Сейедом Хоссейном Насром в книге Салли Б. Кинг, The Philosophia Perennis and the Religions of the World , 2000.
Происхождение
[ редактировать ]Вечная философия возникла в результате смешения неоплатонизма и христианства . Сам неоплатонизм имеет различное происхождение в синкретической культуре эллинистического периода и был влиятельной философией на протяжении всего средневековья.
Классический мир
[ редактировать ]Эллинистический период: религиозный синкретизм
[ редактировать ]В период эллинистический Александра Македонского кампании . привели к обмену культурными идеями на большей части известного мира его эпохи Греческие Элевсинские мистерии и Дионисийские мистерии смешались с такими влияниями, как культ Исиды , митраизм и индуизм , а также с некоторыми персидскими влияниями. Такой межкультурный обмен не был чем-то новым для греков; египетский бог Осирис и греческий бог Дионис были приравнены к Осирису-Дионису историком Геродотом еще в V веке до нашей эры (см. Interpretatio graeca ). [ 10 ] [ 11 ]
Римский мир: Филон Александрийский
[ редактировать ]Филон Александрийский (ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.) пытался примирить греческий рационализм с Торой, что помогло проложить путь христианству с неоплатонизмом и принятием Ветхого Завета с христианством, в отличие от гностических корней христианства. . [ 12 ] Филон перевел иудаизм в терминах стоических , платонических и неопифагорейских элементов и считал, что Бог «сверхрационален» и может быть достигнут только через «экстаз». Он также считал, что пророчества Божьи дают материал для морального и религиозного познания.
неоплатонизм
[ редактировать ]Неоплатонизм возник в III веке нашей эры и сохранялся вскоре после закрытия Платоновской академии в Афинах в 529 году нашей эры I. Юстинианом Неоплатоники находились под сильным влиянием Платона , а также платонической традиции, которая процветала в течение шести столетий, отделявших первых неоплатоников от Платона. Работа неоплатонической философии заключалась в описании происхождения всей реальности из единого принципа, « Единого ». Его основал Плотин . [ сеть 1 ] и имел большое влияние на протяжении всей истории. В средние века неоплатонические идеи были интегрированы в философские и теологические труды многих наиболее важных средневековых исламских, христианских и еврейских мыслителей.
Ренессанс
[ редактировать ]Фичино и Пико делла Мирандола
[ редактировать ]Марсилио Фичино (1433–1499) считал, что Гермес Трисмегист , предполагаемый автор Corpus Hermeticum , был современником Моисея и учителем Пифагора , а также источником как греческой, так и христианской мысли. [ 1 ] Он утверждал, что существует глубинное единство мира, души или любви, имеющее аналог в сфере идей. Платоническая философия и христианское богословие воплощают эту истину. Фичино находился под влиянием множества философов, включая аристотелевскую схоластику и различные псевдонимные и мистические сочинения. Фичино видел свою мысль как часть длительного развития философской истины древних философов-доплатонов (включая Зороастра , Гермеса Трисмегиста , Орфея , Аглаофема и Пифагора ), которые достигли своего пика в Платоне. Prisca theologia , или почтенная и древняя теология, которая воплощала истину и которую можно было найти во все века, была жизненно важной идеей для Фичино. [ 2 ]
Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), ученик Фичино, пошел дальше своего учителя, предположив, что истину можно найти во многих, а не только в двух традициях. Это предложило гармонию между мыслью Платона и Аристотеля и увидело аспекты Prisca theologia в Аверроэсе , Коране и Каббале среди других источников. [ 3 ] После смерти Пико и Фичино это направление мысли расширилось и включило Симфорьена Шампье и Франческо Джорджо .
Стеуко
[ редактировать ]О вечной философии книги X
[ редактировать ]Термин perenni philosophia впервые был использован Агостино Стеуко (1497–1548), который использовал его для названия трактата De perenni philosophia libri X , опубликованного в 1540 году. [ 4 ] De perenni philosophia была наиболее устойчивой попыткой философского синтеза и гармонии. [ 13 ] Стеуко представляет гуманистическую сторону эпохи Возрождения в библейской науке и богословии XVI века, хотя он отверг Лютера и Кальвина. [ 14 ] De perenni philosophia — сложная работа, в которой термин philosophia perennis встречается только дважды. В нем говорится, что существует «один принцип всех вещей, о котором всегда было одно и то же знание у всех народов». [ 15 ] Это единственное знание (или sapientia) является ключевым элементом его философии. Поскольку Стеуко делает упор на преемственность, а не на прогресс, философская идея Стеуко не традиционно ассоциируется с эпохой Возрождения . Действительно, он склонен полагать, что истина со временем теряется и сохраняется только в prisci theologica . Стеуко предпочитал Платона Аристотелю и видел большее соответствие между первым и христианством, чем второй философ. Он считал, что философия работает в гармонии с религией и должна вести к познанию Бога, и что истина исходит из единого источника, более древнего, чем у греков. На Стеуко сильно повлияло утверждение Ямвлиха о том, что познание Бога присуще всем. [ 16 ] а также придавал большое значение Гермесу Трисмегисту.
Влияние
[ редактировать ]Вечная философия Стеуко высоко ценилась некоторыми учеными в течение двух столетий после ее публикации, но затем была в значительной степени забыта, пока она не была заново открыта Отто Вильманном в конце XIX века. [ 14 ] В целом, De perenni philosophia не пользовалась особым влиянием и в основном ограничивалась теми, кто придерживался такой же ориентации, что и он сам. Произведение не было внесено в Список произведений, запрещенных Римско-католической церковью, хотя его «Космопея», в которой выражались аналогичные идеи, была включена. Религиозная критика склонялась к консервативной точке зрения, согласно которой христианские учения следует понимать как уникальные, а не рассматривать их как идеальное выражение истин, которые можно найти повсюду. [ 17 ] В более общем плане этот философский синкретизм был установлен за счет некоторых включенных в него доктрин, и вполне возможно, что критические способности Стеуко не соответствовали задаче, которую он поставил перед собой. Более того, такое большое доверие к prisca theologia оказалось недостатком, поскольку многие тексты, использованные в этой школе мысли, позже оказались фальшивыми. [ двусмысленный ] . [ 18 ] В последующие два столетия наиболее благоприятные отклики были в основном протестантами и часто в Англии.
Позже Готфрид Лейбниц поддержал термин Стеуко. Немецкий философ придерживается традиции этой конкордистской философии; его философия гармонии особенно была близка идеям Стеуко. Лейбниц знал о работе Стеуко к 1687 году, но считал, что «О верности христианской религии» Филиппа гугенота философа- дю Плесси-Морне лучше выражает ту же истину. Влияние Стеуко можно обнаружить во всех работах Лейбница, но немец был первым философом, который обратился к вечной философии, не упомянув итальянскую. [ 19 ]
Популяризация и последующие разработки
[ редактировать ]Трансцендентализм и унитарный универсализм
[ редактировать ]Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) был пионером идеи духовности как отдельной области. [ 20 ] из главных фигур трансцендентализма , который был основан на английском и немецком , библейской критике Гердера Он был одной и Шлейермахера и скептицизме Юма романтизме . [ сеть 2 ] Трансценденталисты подчеркивали интуитивный, основанный на опыте подход к религии. [ сеть 3 ] Следуя Шлейермахеру, [ 21 ] за критерий истины принималась интуиция человека. [ сеть 3 ] Трансценденталисты были во многом вдохновлены Томасом Карлейлем (1795–1881), чьи «Критические и разные эссе» популяризировали немецкий романтизм на английском языке и чей «Сартор Ресартус» (1833–1834) был пионером западного перенниализма. [ 22 ] Они также читали индуистские тексты и находились под их влиянием, первые переводы которых появились в конце 18 - начале 19 века. [ сеть 3 ] Они также поддерживали универсалистские и унитарные идеи, ведущие в 20 веке к унитарному универсализму . Универсализм придерживается идеи, что истина должна быть и в других религиях, поскольку любящий Бог искупит все живые существа, а не только христиан. [ сеть 3 ] [ сеть 4 ]
Теософское общество
[ редактировать ]К концу XIX века идея вечной философии была популяризирована лидерами Теософского общества, такими как Е. П. Блаватская и Анни Безант , под названием «Мудрость-Религия» или «Древняя Мудрость». [ 23 ] Теософское общество проявило активный интерес к азиатским религиям, впоследствии не только привлекая к этим религиям внимание западной аудитории, но и оказав влияние на индуизм и буддизм в Шри-Ланке и Японии.
Нео-Веданта
[ редактировать ]Многие мыслители-перенниалисты (в том числе Армстронг, Джеральд Херд , Олдос Хаксли , Хьюстон Смит и Джозеф Кэмпбелл ) находятся под влиянием индуистских мистиков Рамакришны и Свами Вивекананды , [ 24 ] которые сами переняли западные представления об универсализме. [ 25 ] Они считали индуизм символом этой вечной философии. Это понятие повлияло на мыслителей, которые предлагали версии вечной философии в 20 веке. [ 25 ]
Единство всех религий было центральным импульсом среди индуистских реформаторов XIX века, которые, в свою очередь, повлияли на многих философских мыслителей XX века. Ключевыми фигурами в этом реформаторском движении были два бенгальских брамина. Рам Мохан Рой , философ и основатель модернизирующей религиозной организации Брахмо Самадж , рассуждал, что божественное не поддается описанию и, следовательно, ни одна религия не может претендовать на монополию в его понимании.
Духовный экстаз мистика Рамакришны включал в себя переживание своей идентичности с Христом , Магометом и собственным индуистским божеством . [ 26 ] Самый известный ученик Рамакришны, Свами Вивекананда , в 1890-х годах отправился в Соединенные Штаты, где основал Общество Веданты .
Рой, Рамакришна и Вивекананда находились под влиянием индуистской школы Адвайта Веданты . [ 27 ] который они считали примером универсалистской индуистской религиозности. [ 25 ]
Традиционалистская школа
[ редактировать ]Школа традиционалистов — это группа мыслителей 20-го и 21-го веков, озабоченных тем, что они считают упадком традиционных форм знания, как эстетического, так и духовного, в западном обществе. Ранними сторонниками этой школы являются Рене Генон , Ананда Кумарасвами и Фритьоф Шуон . Среди других важных мыслителей этой традиции — Титус Буркхардт , Мартин Лингс , Сейед Хоссейн Наср , Жан-Луи Мишон , Марко Паллис , Хьюстон Смит , Жан Борелла и Элемир Золла . Согласно традиционалистской школе, ортодоксальные религии основаны на единственном метафизическом происхождении. Согласно Школе Традиционалистов, «philosophia perennis» обозначает мировоззрение, которое противоположно сциентизму современных светских обществ и которое способствует новому открытию традиций мудрости досекулярного развитого мира . [ нужна ссылка ] Примером этой точки зрения является Рене Генон в его книге 1945 года «Царство количества и знамения времени» , одной из основополагающих работ традиционалистской школы.
По словам Фритьофа Шуона :
Не раз говорилось, что абсолютная Истина начертана вечным шрифтом в самой субстанции нашего духа; различные Откровения «кристаллизуют» и «актуализируют», в разной степени в зависимости от случая, ядро уверенности, которое не только вечно пребывает в божественном Всеведении, но и дремлет посредством преломления в «естественно сверхъестественном» ядре отдельного человека, а также каждой этнической или исторической общности или человеческого вида в целом. [ 28 ]
Традиционалистская школа продолжает эту метафизическую ориентацию. Согласно этой школе, вечная философия — это «абсолютная Истина и бесконечное Присутствие». [ 29 ] Абсолютная Истина — это «вечная мудрость ( sophia perennis ), которая выступает трансцендентным источником всех по своей сути ортодоксальных религий человечества». [ 29 ] Бесконечное Присутствие — это «вечная религия ( religio perennis ), которая живет в сердце всех по своей сути ортодоксальных религий». [ 29 ] Традиционалистская школа различает трансцендентное и имманентное измерения, а именно распознавание Реального или Абсолюта , то есть того, что постоянно; и намеренная «мистическая концентрация на Реальном». [ 30 ]
По словам Соареша де Азеведо, философия перенниализма утверждает, что универсальная истина одинакова в каждой из ортодоксальных религиозных традиций мира и является основой их религиозных знаний и доктрин. Каждая мировая религия представляет собой интерпретацию этой универсальной истины, адаптированную для удовлетворения психологических, интеллектуальных и социальных потребностей данной культуры в данный период истории. Эта вечная истина в каждую эпоху открывалась заново мистиками всех мастей, которые возрождали уже существующие религии, когда они впадали в пустые банальности и пустой церемониализм. [ 31 ] [ нужна страница ]
Шипли далее отмечает, что традиционалистская школа ориентирована на ортодоксальные традиции и отвергает современный синкретизм и универсализм, которые вместе создают новые религии из старых религий и ставят под угрозу устоявшиеся традиции. [ 6 ]
Олдос Хаксли
[ редактировать ]Этот термин был популяризирован в середине двадцатого века Олдосом Хаксли , находившимся под глубоким влиянием Вивекананды нео-веданты и универсализма . [ 32 ] В своей книге 1945 года «Вечная философия» он определил вечную философию как:
... метафизика , которая признает божественную Реальность, существенную для мира вещей, жизней и умов; психология , которая находит в душе нечто подобное или даже идентичное божественной Реальности; этика , которая ставит конечную цель человека в познании имманентной и трансцендентной Основы всего бытия ; вещь извечная и универсальная. Рудименты вечной философии можно найти в традиционных знаниях первобытных народов во всех регионах мира, а в своих полностью развитых формах она находит свое место в каждой из высших религий. [ 33 ]
В отличие от школы традиционалистов, Хаксли делал упор на мистический опыт , а не на метафизику:
Будда отказался делать какие-либо заявления относительно высшей божественной Реальности. Все, о чем он говорил, это Нирвана, так называется опыт , который приходит к полностью бескорыстному и однонаправленному [...] Придерживаясь в этом вопросе позиции строгого операционалиста, Будда говорил только о духовный опыт, а не метафизическая сущность, которую теологи других религий, как и позднего буддизма, считают объектом и (поскольку в созерцании познающий, познаваемое и знание суть одно) одновременно и субъектом и суть этого опыта. [ 7 ]
По словам Олдоса Хаксли, чтобы постичь божественную реальность, нужно выбрать выполнение определенных условий: «сделать себя любящими, чистыми сердцем и нищими духом». [ 34 ] Хаксли утверждает, что очень немногие люди могут достичь этого состояния. Тем, кто выполнил эти условия, постиг универсальную истину и истолковал ее, обычно давали имя святого, пророка, мудреца или просветленного. [ 35 ] Хаксли утверждает, что те, кто «изменил свой чисто человеческий образ жизни» и, таким образом, смог постичь «больше, чем просто человеческий род и объем знаний», также достигли этого просветленного состояния. [ 36 ]
Нью Эйдж
[ редактировать ]Идея вечной философии оказала влияние на Нью Эйдж, слабо определяемое западное духовное движение, развившееся во второй половине 20-го века. Его центральные принципы были описаны как «использование как восточных, так и западных духовных и метафизических традиций и наполнение их влиянием самопомощи и мотивационной психологии , целостного здоровья , парапсихологии , исследований сознания и квантовой физики ». [ 37 ] Термин « Новый век» относится к наступающей астрологической Эре Водолея . [ сеть 5 ]
Нью Эйдж стремится создать «духовность без границ и ограничивающих догм», которая будет всеобъемлющей и плюралистической . [ 38 ] Он придерживается «целостного мировоззрения», [ 39 ] подчеркивая, что Разум, Тело и Дух взаимосвязаны [ сеть 5 ] существует некая форма монизма и единства. и что во вселенной [ 40 ] Он пытается создать «мировоззрение, включающее как науку, так и духовность». [ 41 ] и охватывает ряд форм основной науки , а также другие формы науки, которые считаются маргинальными .
Академические дискуссии
[ редактировать ]Мистический опыт
[ редактировать ]Идея вечной философии, которую иногда называют перенниализмом, является ключевой областью дискуссий в академических дискуссиях о мистическом опыте. Хьюстон Смит отмечает, что представление школы традиционалистов о вечной философии основано не на мистическом опыте, а на метафизической интуиции. [ 42 ] Обсуждение мистического опыта сместило акцент в вечной философии с этих метафизических интуиций на религиозный опыт. [ 42 ] и понятие недвойственности или измененного состояния сознания .
Уильям Джеймс популяризировал использование термина «религиозный опыт» в своей книге 1902 года «Разновидности религиозного опыта» . [ 43 ] Это также повлияло на понимание мистицизма как особого опыта, дающего знания. [ сеть 6 ] Такие писатели, как У.Т. Стейс , Хьюстон Смит и Роберт Форман, утверждают, что существует основное сходство мистического опыта разных религий, культур и эпох. [ 44 ] Для Стейса универсальность этого основного опыта является необходимым, хотя и недостаточным условием для того, чтобы можно было доверять когнитивному содержанию любого религиозного опыта. [ 45 ] [ нужна проверка ]
Уэйн Праудфут прослеживает корни понятия «религиозный опыт» у немецкого теолога Фридриха Шлейермахера (1768–1834), который утверждал, что религия основана на ощущении бесконечности. Понятие «религиозного опыта» использовалось Шлейермахером для защиты религии от растущей научной и светской критики. Его переняли многие ученые-религиоведы, из которых наиболее влиятельным был Уильям Джеймс. [ 46 ]
Критики отмечают, что акцент на «опыте» отдает предпочтение атомарному индивидууму, а не сообществу. Он также не может провести различие между эпизодическим опытом и мистицизмом как процессом, встроенным в общую религиозную матрицу литургии, Священных Писаний, поклонения, добродетелей, теологии, ритуалов и практик. [ 47 ] Ричард Кинг также указывает на расхождение между «мистическим опытом» и социальной справедливостью: [ 48 ]
Приватизация мистицизма – то есть растущая тенденция помещать мистическое в психологическую сферу личного опыта – служит для исключения его из политических вопросов, таких как социальная справедливость . Таким образом, мистицизм начинает рассматриваться как личный вопрос развития внутренних состояний спокойствия и невозмутимости, которые вместо того, чтобы служить преобразованию мира, примиряют человека со статус-кво, облегчая тревогу и стресс. [ 48 ]
Религиозный плюрализм
[ редактировать ]Религиозный плюрализм утверждает, что различные мировые религии ограничены своими историческими и культурными контекстами, и поэтому не существует единой истинной религии. Есть только много одинаково действительных религий. Каждая религия является прямым результатом попытки человечества постичь и понять непостижимую божественную реальность. Таким образом, каждая религия имеет подлинное, но в конечном итоге неадекватное восприятие божественной реальности, что приводит к частичному пониманию универсальной истины, что требует синкретизма для достижения полного понимания, а также пути к спасению или духовному просветлению. [ 49 ]
Хотя вечная философия также утверждает, что не существует единой истинной религии, при обсуждении божественной реальности она расходится. Вечная философия утверждает, что божественную реальность можно понять и что ее существование позволяет понять универсальную истину. [ 50 ] Каждая религия дает свою собственную интерпретацию универсальной истины, исходя из своего исторического и культурного контекста, потенциально предоставляя все необходимое для наблюдения божественной реальности и достижения состояния, в котором человек сможет подтвердить универсальную истину и достичь спасения или духовного просветления. [ нужна ссылка ]
Доказательства вечной философии
[ редактировать ]Когнитивная археология, такая как анализ наскальных рисунков и других доисторических произведений искусства и обычаев, предполагает, что форма вечной философии или шаманской метафизики может восходить к зарождению поведенческой современности во всем мире. Подобные верования встречаются и в современных культурах «каменного века», например, у австралийских аборигенов . Вечная философия постулирует существование духовного или концептуального мира наряду с повседневным миром и взаимодействие между этими мирами во время сновидений и ритуалов, или в особые дни или в особых местах. Утверждалось, что вечная философия легла в основу платонизма , при этом Платон формулировал, а не создавал гораздо более древние широко распространенные убеждения. [ 51 ] [ 7 ]
Многолетние тенденции в религиях
[ редактировать ]Перенниалисты часто основывают свою позицию на том, что они называют «общим ядром» религиозной мудрости, которое присуще всем традициям. Они утверждают, что, поскольку многие из этих тем развивались независимо от контактов между соответствующими культурами, они, вероятно, указывают на более глубокие истины с антропологической, феноменологической и/или метафизической точек зрения. Перенниалисты обычно проводят различие между экзотерическими и эзотерическими измерениями различных религий, утверждая, что экзотерические доктринальные различия носят культурный характер, но мистические традиции этих религий используют язык этих доктрин и культурных форм для выражения идентичных или схожих вещей. . Раввин-перенниалист Рами Шапиро выражает это с еврейской точки зрения следующим образом:
Религии подобны языкам: ни один язык не является истинным или ложным; все языки имеют человеческое происхождение; каждый язык отражает и формирует цивилизацию, которая на нем говорит; есть вещи, которые можно сказать на одном языке, но которые нельзя сказать или сказать также на другом; и чем на большем количестве языков вы говорите, тем более тонкими становится ваше понимание жизни. Однако именно молчание открывает высшую Истину:
אֵ֥ין ג֖וד מִלְבַדֽו/ein od milvado
Нет ничего, кроме Бога (Второзаконие 4:35). [ 52 ]
Далее следует краткий обзор некоторых перенниалистских течений, возникших в различных религиях.
индуизм
[ редактировать ]Известный индуистский мистик Шри Рамакришна заявил, что Бога можно постичь множеством различных средств, и поэтому все религии истинны, поскольку каждая религия представляет собой не что иное, как различные средства достижения конечной цели. [ 53 ]
христианство
[ редактировать ]Климент Александрийский , который знал и восхищался греческой философией, считал, что греческая мудрость не противоречит христианству, поскольку разделяет с ним свой источник. По его мнению, философия — это не светское знание, а священное знание, полученное из разума, открытого во Христе. [ 54 ]
Ислам/Суфизм
[ редактировать ]В целом мусульмане проявили склонность к религиозной исключительности , как и в других авраамических религиях. Однако в истории были и исключения из этого правила. Халладж был одним из ведущих суфиев с многолетними перспективами. Халладж сказал следующее о единоверце, оскорбившем еврея:
«Вы должны знать, что иудаизм, христианство и другие религии — это просто разные названия и разные названия; но цель у всех одна, они не разные. Я много думал о том, что такое религии. В результате я увидел что религии - это различные ветви корня.От человека, от его привычек. Не требуй от него выбора религии, которая его ограничивает и отделяет от его уз. Он будет искать причину существования и смысл высших целей. так, как он понимает лучше всего». [ 55 ]
Суфийка Инайят Хан , жившая в 20 веке, объясняла массам суфизм с его универсальным аспектом и заявляла, что он повторяет одно и то же общее послание с мистическими ветвями других религий, и часто делала ссылки на различные религиозные/мистические традиции в своих речах и сочинения. [ 56 ]
Критика
[ редактировать ]Критика перенниализма исходила от академических и традиционных религиозных кругов.
Некоторые распространенные академические критические замечания включают:
- Перенниалисты выдвигают онтологические утверждения о Божественности, Боге(ах) и сверхъестественных силах, которые невозможно проверить на практике.
- У них антиисторический или трансисторический взгляд, потому что они предполагают сходство и идентичность, игнорируя различия, которые имели место на протяжении всей истории.
- Делая якобы эмпирические утверждения, они обходят проблемы и выдвигают нефальсифицируемые утверждения, напоминающие заблуждение «Нет настоящего шотландца» . [ 57 ]
Религиозная критика возникла из различных традиций, включая христианство, ислам и индуизм. [ 58 ]
Некоторые распространенные религиозные критические замечания включают:
- Институциональные структуры различных религий в целом не одобряли перенниалистскую перспективу, воспринимая ее как угрозу религиозной исключительности . Эти критики утверждали, что исключительность коренится в священных текстах и высказываниях их основателей. [ нужна ссылка ]
- Отдавая приоритет мистическому опыту над откровением и священными текстами, перниалисты пренебрегают, игнорируют или переосмысливают привилегированные утверждения Истины, обнаруженные в религиозных традициях, с которыми они связаны. Столкнувшись с этими претензиями, они остаются равнодушными к каноническому пониманию и основным священным текстам, иногда до антипатии. [ 59 ]
- Перенниалисты интерпретируют или искажают слова некоторых религиозных исторических деятелей, чтобы подтвердить свои собственные вечные взгляды. [ 60 ]
- Помимо философской критики, перенниализм может иметь негативные социальные последствия. В частности, говорят, что перенниализм слишком антропоцентричен и индивидуалистичен . Некоторые критики также утверждают, что неэтичные гуру и учителя могут злоупотреблять такими понятиями, как «просветление», и что некоторые формы медитации, рекомендуемые этими неэтичными гуру, могут быть вредными. [ 61 ]
Традиционалистская школа и крайне правая политика
[ редактировать ]Некоторые элементы традиционалистской школы перенниализма подвергались критике за их влияние на крайне правую политику . [ 62 ] Юлиус Эвола , в частности, при жизни принимал активное участие в итальянской фашистской политике и считал Бенито Муссолини и Мирчу Элиаде своими поклонниками. [ 63 ] Ссылки на Эволу широко распространены в движении альтернативных правых . [ 64 ] [ 65 ] Стив Бэннон назвал его влиятельным человеком. [ 66 ]
Пол Ферлонг утверждает, что «первоначальные произведения Эволы в межвоенный период были с идеологической позиции, близкой к фашистскому режиму в Италии, хотя и не идентичной ему». За годы своей активной деятельности, пишет Ферлонг, он «синтезировал» духовные взгляды таких писателей, как Генон, со своими политическими интересами «европейских авторитарных правых». Эвола пытался развить традицию, отличную от традиции Генона, и таким образом попытался разработать «стратегию активного восстания как аналога духовного ухода, предпочитаемого Геноном». Эвола, как выразился Ферлонг, хотел иметь политическое влияние как в фашистском, так и в нацистском режимах, чего ему не удалось достичь. [ 67 ]
Рено Фаббри, ученый-традиционалист, утверждает, что «некоторые деятели, такие как Мирча Элиаде (1907–1986), Генри Корбин (1903–1978) и Юлиус Эвола (1898–1974), не могут считаться членами школы перенниалистов, несмотря на то, что что на некоторых уровнях они находились под влиянием перенниализма и, возможно, использовали некоторые из своих идей для поддержки своих собственных взглядов». [ 68 ] World Wisdom , крупное издательство традиционалистской литературы, не печатает и не продает произведения этих авторов. [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]- Эмануэль Сведенборг
- Уильям Блейк
- Елена Блаватская
- Иван Агуэли
- Ауробиндо Гош
- Рамакришна Парамахамса
- Элис Бэйли
- Анни Безант
- Титус Буркхардт
- Сухейл Бушруи
- Генри Корбин
- Бенджамин Крем
- Юлиус Эвола
- Дж. Н. Финдли
- Рене Генон
- Ангус Макнаб
- Жан-Луи Мишон
- Хоссейн Наср
- Рудольф Отто
- Уиталл Перри
- Кэтлин Рейн
- Религиозный плюрализм
- Елена Рерих
- Фритьоф Шуон
- Хьюстон Смит
- Эдит Стейн
- Уильям Стоддарт
- Синкретизм
- Учение мистиков
- Традиционалистская школа
- Трансцендентализм
- Уилбур Маршалл Урбан
- Мудрость традиции
- РЦ Зенер
- Элемир Золла
- Образовательный перенниализм
- Уррелигия
- Теософия
- Эзотерика
- Герметизм
- Гностицизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ более полно, вечная и универсальная философия ; иногда сокращается до sophia perennis или religio perennis
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Славенбург и Глаудеманс 1994 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б с Шмитт 1966 , с. 508.
- ^ Jump up to: а б с Шмитт 1966 , с. 513.
- ^ Jump up to: а б Шмитт 1966 .
- ^ Шмитт 1966 , с. 517.
- ^ Jump up to: а б Шипли 2015 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Хаксли, 1945 год .
- ^ Хаксли, Олдос (март – апрель 1944 г.). « Минимальная рабочая гипотеза ». Веданта и Запад . Голливуд. п. 38.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: формат даты ( ссылка ) - ^ Король 2000 , с. 203.
- ^ Дюрант и Дюрант 1966 , с. 188-192.
- ^ МакЭвилли 2002 .
- ^ Кахил, Томас (2006). Загадки Средневековья . Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 13–18. ISBN 978-0-385-49556-1 .
- ^ Шмитт 1966 , с. 515.
- ^ Jump up to: а б Шмитт 1966 , с. 516.
- ^ De perenni philosophia Bk 1 , Ch 1; лист 1 у Шмитта (1966), стр.517
- ^ Iamblichus De mysteriis liber , изд. Густав Партей (Берлин), I, 3; 7-10
- ^ Шмитт 1966 , с. 527.
- ^ Шмитт 1966 , с. 524.
- ^ Шмитт 1966 , с. 530-531.
- ^ Шмидт, Ли Эрик. Беспокойные души: Создание американской духовности . Сан-Франциско: Харпер, 2005. ISBN 0-06-054566-6
- ^ Sharf 1995 .
- ^ Хардинг, Милдред Д. (1999). «Сартор Ресартус Томаса Карлайла: Тайная доктрина в западном стиле» . Журнал религии и психических исследований . 22 (1): 16.
- ^ Блаватская , с. 7.
- ^ Протеро 2010 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Кинг 2002 .
- ^ Евангелие Шри Рамакришны
- ^ Протеро 2010 , стр. 165–6.
- ^ Основные сочинения Фритьофа Шуона , Академия Сухейл, Лахор, 2001, стр.67.
- ^ Jump up to: а б с Лингс и Миннаар 2007 , с. xii.
- ^ Лингс и Минор 2007 , с. xiii.
- ^ Соарес де Азеведо 2005 .
- ^ Рой 2003 .
- ^ Хаксли 1945 , с. VII.
- ^ Хаксли 1945 , с. 2.
- ^ Хаксли 1945 , с. 3.
- ^ Хаксли 1945 , с. 6.
- ^ Друри 2004 , с. 12.
- ^ Друри 2004 , с. 8.
- ^ Друри 2004 , с. 11.
- ^ Майкл Д. Лангоне, доктор философии. Cult Observer, 1993, Том 10, № 1. Что такое «Нью-эйдж»? , получено в 2006-07 гг.
- ^ Друри 2004 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Смит 1987 , с. 554.
- ^ Хори 1999 , стр. 47.
- ^ Уайлдман, Уэсли Дж. (2010) Религиозная философия как междисциплинарное сравнительное исследование: видение будущего философии религии , с. 49, SUNY Press, ISBN 1-4384-3235-6
- ^ Протеро 2010 , с. 6.
- ^ Шарф 2000 , с. 271.
- ^ Парсонс 2011 , с. 4-5.
- ^ Jump up to: а б Кинг 2002 , с. 21.
- ^ Ливингстон, Джеймс. «Религиозный плюрализм и вопрос религиозной истины у Уилфреда К. Смита». Журнал теории культуры и религии 4, вып. 3 (2003): стр. 58–65.
- ^ Боуден, Джон Стивен. «Вечная философия и христианство». В христианстве: полное руководство. Лондон: Континуум, 2005. стр. 1–5.
- ^ Дэвид Льюис-Уильямс (2009). Внутри неолитического разума: сознание, космос и царство богов .
- ^ Шапиро, Рами. Раввин Рами Шапиро . Фонд одной реки https://rabbirami.oneriverfoundation.org/ . Проверено 27 мая 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Рамакришна, Евангелие Шри Рамакришны, перевод Свами Нихилананды, Нью-Йорк: Центр Рамакришны-Вивекананды, 1952, стр.111
- ^ Сейед Хоссейн Наср, Знание и священное, Олбани: State University of New York Press, 1989, стр.16-17.
- ^ Аннемари Шиммель, Халлак: Спаси меня от Бога, перевод Г.Ахметкан Асена, Pan Publishing, 2009, стр.62
- ^ Инайят Хан, Единство религиозных идеалов, Публикации суфийского ордена, 1979.
- ^ Крейг Мартин, «Да, ... но ...»: Нео-перенниалисты, Метод и теория в изучении религии 29 (2017), с.314-315
- ^ Проблема с индуистским универсализмом
- ^ Том Факчин, «Все ли религии одинаковы? Ислам и ложь Обещание перенниализма Ложное обещание перенниализма
- ^ Нух Ха Мим Келлер - О действительности всех религий в мысли ибн аль-Араби и эмира Абд аль-Кадира: письмо Абд аль-Матину
- ^ Гэри Стогсдилл, Критика перенниализма: проблемы с просвещением, гуру и медитацией
- ^ Тейтельбаум, Бенджамин (8 октября 2020 г.). «Восстание традиционалистов: как мистическая доктрина меняет правых» . Новый государственный деятель . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Горовиц, Джейсон (11 февраля 2017 г.). «Мыслитель, которого любят фашисты, такой как Муссолини, находится в списке чтения Стивена Бэннона» . Бостон Глобус . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Вейцман 2021 .
- ^ Момильяно, Анна (21 февраля 2017 г.). «Интеллектуальная любимица альтернативных правых ненавидела христианство» . Атлантика . Проверено 03 сентября 2022 г.
- ^ Роза 2021 , с. 41.
- ^ Ферлонг, Пол: Авторитарный консерватизм после войны Джулиус Эвола и Европа, 2003 г.
- ^ Фаббри, Рено. «Введение в школу перенниалистов» (PDF) . РелигияPerennis.org . Мировая мудрость . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Авторы» . Мировая мудрость . Проверено 27 мая 2024 г.
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]- Соарес де Азеведо, Матеус (2005), Вы познаете истину: христианство и вечная философия , Мировая мудрость, ISBN 0-941532-69-0
- Блаватская, Елена Петровна (1889). Ключ к теософии . Мумбаи, Индия: Theosophy Company (опубликовано в 1997 г.).
- Друри, Невилл (2004), Новый век: в поисках духовной самости , Лондон, Англия, Великобритания: Темза и Гудзон, ISBN 0-500-28516-0
- Дюрант, Уилл (1966). История цивилизации . Том 2: Жизнь Греции . Саймон и Шустер.
- Хори, Виктор Соген (1999), Перевод дзен-разговорника. В: Бюллетень Нанзан 23 (1999) (PDF)
- Хаксли, Олдос (1945), Вечная философия (1-е изд.), Нью-Йорк: Harper & Brothers
- Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Рутледж
- Лингс, Мартин ; Миннаар, Клинтон (2007), Основная религия: введение в вечную философию , World Wisdom, ISBN 9781933316437
- МакЭвилли, Томас (2002), Форма древней мысли
- Парсонс, Уильям Б. (2011), Преподавание мистицизма , Oxford University Press
- Протеро, Стивен (2010), Бог не един: восемь соперничающих религий, управляющих миром, и почему их различия имеют значение , HarperOne, ISBN 978-0-06-157127-5
- Рой, Сумита (2003), Олдос Хаксли и индийская мысль , Sterling Publishers Pvt. ООО
- Шмитт, Чарльз (1966), «Вечная философия: от Агостино Стеуко до Лейбница», Журнал истории идей , 27 (1): 505–532, doi : 10.2307/2708338 , JSTOR 2708338
- Шарф, Роберт Х. (1995). «Буддийский модернизм и риторика медитативного опыта» . Нумен . 42 (3): 228–283. дои : 10.1163/1568527952598549 . hdl : 2027.42/43810 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3270219 .
- Шарф, Роберт Х. (2000), «Риторика опыта и изучение религии» (PDF) , Journal of Consciousness Studies , 7 (11–12): 267–87, заархивировано из оригинала (PDF) в 2013 г. 13 мая , получено 4 мая 2013 г.
- Шипли, Морган (2015), Психоделический мистицизм: трансформация сознания, религиозного опыта и добровольных крестьян в послевоенной Америке , Lexington Books
- Славенбург; Глаудеманс (1994), Сочинения Наг-Хаммади I , Анк-Гермес
- Смит, Хьюстон (1987), «Существует ли вечная философия?», Журнал Американской академии религии , 55 (3): 553–566, doi : 10.1093/jaarel/LV.3.553 , JSTOR 1464070
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ ИЭП
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии, трансцендентализм
- ^ Jump up to: а б с д «Джон Джон Льюис, Что такое трансцендентализм? » . Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 г. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Барри Эндрюс, КОРНИ УНИТАРИАНСКОЙ УНИВЕРСАЛИСТСКОЙ ДУХОВНОСТИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМЕ НОВОЙ АНГЛИИ. Архивировано 21 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Мелтон, Дж. Гордон – директор Института изучения американской религии. New Age Transformed , получено в 2006–2006 гг.
- ^ Геллман, Джером, «Мистика», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдос Хаксли, Вечная философия, Harper Perennial Modern Classics (1 января 2009 г.) ISBN 978-0061724947
- Фритьоф Шуон, Трансцендентное единство религий (квест-книга) в мягкой обложке - 1 января 1984 г. ISBN 978-0835605878
- Уильям В. Куинн, младший. Единственная традиция , в серии SUNY по западным эзотерическим традициям . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1997. xix, 384 стр. ISBN 0-7914-3214-9 pbk
- Сэмюэл Бендек Сотильос (редактор), Психология и вечная философия в исследованиях сравнительного религиоведения (Блумингтон, Индиана: World Wisdom Books, 2013). ISBN 978-1-936597-20-8
- Закари Марквит, «Мусульманские интеллектуалы и вечная философия двадцатого века», София Переннис Том. 1, № 1 (Тегеран: Иранский институт философии, 2009).
- Инайят Хан, Единство религиозных идеалов, Публикации суфийского ордена, 1979.