Мистический психоз
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
Мистический психоз — это термин, придуманный Артуром Дж. Дейкманом от первого лица. в начале 1970-х годов для характеристики рассказов о психотических переживаниях [1] которые поразительно похожи на сообщения о мистических переживаниях. [2] [3] [4] [5]
Фон
[ редактировать ]По мнению Дейкмана и авторов ряда дисциплин, психотический опыт не следует считать патологией, особенно если учитывать ценности и убеждения заинтересованного человека. [6] [7]
Причины деавтоматизации
[ редактировать ]Дейкман считал, что мистический опыт возник в результате «деавтоматизации» или отмены привычных психологических структур, которые организуют, ограничивают, отбирают и интерпретируют стимулы восприятия. [8]
Причин деавтоматизации может быть несколько — воздействие сильного стресса, злоупотребление психоактивными веществами. [9] [10] или абстиненция и расстройства настроения . [11]
Мистические переживания
[ редактировать ]Близкая категория — мистический опыт с психотическими особенностями, предложенный Дэвидом Лукоффом в 1985 году. [12]
Первый эпизод мистического психоза часто бывает очень пугающим, сбивающим с толку и тревожащим, особенно потому, что это незнакомый опыт. Например, исследователи обнаружили, что люди, переживающие паранормальные и мистические явления, сообщают о многих симптомах приступов паники . [13]
На основе сравнения мистического опыта и психотического опыта Дейкман пришел к выводу, что мистический опыт может быть вызван «деавтоматизацией» или трансформацией привычных психологических структур, которые организуют, ограничивают, отбирают и интерпретируют перцептивные стимулы, что сопряжено с тяжелыми стрессами и эмоциональные потрясения . [14] Он описал обычные симптомы мистического психоза, которые заключаются в усилении рецептивного режима и ослаблении режима действия.
Люди, подверженные мистическим психозам, становятся гораздо более впечатлительными. Они ощущают единение с обществом, с миром, Богом, а также ощущают размывание перцептивных и концептуальных границ. Сходство мистического психоза с мистическим опытом выражается во внезапном, отчетливом и очень сильном переходе в рецептивный режим. Характеризуется облегчением субъектно-объектного различения, повышением чувствительности и невербальных, латеральных, интуитивных мыслительных процессов. [15]
Мнение Дейкмана о том, что переживание мистического опыта само по себе не может быть признаком психопатологии , даже в случае возникновения этого опыта у лиц, подверженных нейрофизиологическим и психиатрическим расстройствам, во многом определило отношение к мистическим переживаниям в современной психологии и психиатрии.
Дейкман считал, что всеобъемлющее единство, открывающееся в мистике, может быть всеобъемлющим единством действительности. [16]
См. также
[ редактировать ]- Измененное состояние сознания
- Деперсонализация и дереализация
- Экзистенциальный кризис
- Дхьяна в буддизме
- Дхьяна в индуизме
- Иерусалимский синдром
- Психическое здоровье
- Мокша
- Зеркальные нейроны
- Мистика
- Мономиф
- Околосмертный опыт
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Религиозный опыт
- Спиритуализм
- Духовность
- Духовный кризис
- Существование
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уитни, Э. (1998). « Личные отчеты: мания как духовная катастрофа » Psychiatric Services 49 : 1547–1548.
- ^ Джексон М. и Фулфорд KWM, KWM; Джексон, Майк (1997). «Духовный опыт и психопатология». Философия, психиатрия и психология . 4 : 41–66. дои : 10.1353/ppp.1997.0002 . S2CID 28927599 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бретт, К. (2003). «Психотические и мистические состояния бытия: связи и различия». Философия, психиатрия и психология . 9 (4): 321–341. дои : 10.1353/ppp.2003.0053 . S2CID 145696666 .
- ^ Сандра Столман (1992) « Отношения между шизофренией и мистицизмом: библиографический очерк , заархивированный 5 мая 2009 г. в Wayback Machine »
- ^ Томас Агосин (1989) « Мистика и психоз »
- ^ Джексон М. и Фулфорд KWM (2003). «Психоз хороший и плохой: практика, основанная на ценностях, и различие между патологическими и непатологическими формами психотического опыта». Философия, психиатрия и психология . 9 (4): 387–394. дои : 10.1353/ppp.2003.0059 . S2CID 142858156 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ричард Хаус (2001) «Психопатология», «Психоз» и Кундалини: «постмодернистские» взгляды на необычный субъективный опыт »
- ^ Талборн, Массачусетс и Молтби, Дж., М.; Молтби, Дж (2008). «Транслиминальность, тонкие границы, необычные переживания и лабильность височной доли». Личность и индивидуальные различия . 44 (7): 1617–1623. дои : 10.1016/j.paid.2008.01.022 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ « Галлюциногены и шизофрения »
- ^ Нельсон, Б. и Сасс, Лос-Анджелес (2008). « Феноменология психотического срыва и поездки Хаксли: употребление психоактивных веществ и начало психоза » Психопатология 41 : 346–355
- ^ Дейкман, Эй Джей (1971). «Бимодальное сознание». Архив общей психиатрии . 25 (6): 481–489. дои : 10.1001/archpsyc.1971.01750180001001 . ПМИД 5141366 .
- ^ Луков, Д. (155–181). «Диагностика мистического опыта с психотическими особенностями». Журнал трансперсональной психологии . 17 / № 2: 481–489.
- ^ Талборн, Массачусетс, и Фокс, Б. (1999). «Паранормальный и мистический опыт: роль панических атак и Кундалини». Журнал Американского общества психических исследований . 93 : 99–115.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дейкман, Эй Джей (1971). Бимодальное сознание . Архив общей психиатрии, 25, 481–489.
- ^ Фальк, Авнер, Психоаналитическая история евреев . Associated University Press, 1996. 850 стр. Твердый переплет. ISBN 978-0-8386-3660-2 . п. 417.
- ^ Худ, Ральф В.; Питер С. Хилл и Бернард Спилка (2009). Психология религии: эмпирический подход (4-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN 978-1-60623-303-0 . п. 372.