Jump to content

Теософское общество

Теософское Общество является организационным органом Теософии , нового эзотерического религиозного движения . Оно было основано в Нью-Йорке , США, в 1875 году. Среди его основателей были Елена Блаватская , русский мистик и главный мыслитель теософского движения, и Генри Стил Олкотт , первый президент общества. Он опирается на широкий спектр влияний, среди которых старые европейские философии и движения, такие как неоплатонизм и оккультизм , а также части азиатских религиозных традиций, таких как индуизм , буддизм и ислам . [1]

Первоначальная организация, после расколов и реорганизаций, в настоящее время имеет несколько преемников. [2] После смерти Елены Блаватской возникла конкуренция между фракциями внутри Общества, особенно среди членов-основателей. Организация раскололась на Теософское общество Адьяра ( Олькотт - Безант ) и Теософское общество Пасадены ( Судья ).

Первая группа со штаб-квартирой в Индии является сегодня самой распространенной международной группой, носящей название «Теософское общество».

Теософское общество Адьяр расположено в Адьяре, расположенном в индийском городе Ченнаи . [3]

Формирование и цели

[ редактировать ]
Записи собрания с предложением о создании Теософского общества, Нью-Йорк, 8 сентября 1875 г.
На печати Общества были изображены свастика , Звезда Давида , Анк , Аум и Уроборос. символы

Теософское общество было официально основано в Нью-Йорке , США, 17 ноября 1875 года Еленой Петровной Блаватской , полковником Генри Стилом Олкоттом , Уильямом Куаном Джаджем и еще 16 другими. [4] Он самоописывался как «несектантская организация искателей Истины, которые стремятся продвигать Братство и стремятся служить человечеству». Олкотт был ее первым президентом и оставался президентом до своей смерти в 1907 году. В первые месяцы 1875 года Олкотт и Джадж пришли к выводу, что если Блаватская и была спиритуалисткой , то она не была обычной. [5] Первоначальной целью общества было «изучение и разъяснение оккультизма , каббалы и т. д.». [6] Через несколько лет Олькотт и Блаватская переехали в Индию и основали международную штаб-квартиру в Адьяре , в Мадрасе (ныне Ченнаи ). Их также интересовало изучение восточных религий , и это было включено в повестку дня Общества. [7]

После нескольких итераций цели Общества были сформулированы в Ченнаи (Мадрас) 3 апреля 1905 года. Три цели Теософского общества таковы: [8]

  1. Сформировать ядро ​​всемирного братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
  2. Поощрять изучение сравнительного религиоведения, философии и науки.
  3. Исследовать необъяснимые законы природы и силы, скрытые в человеке.

Симпатия к вышеперечисленным объектам была единственным условием допуска в общество. Общество было организовано как несектантская организация. было сказано следующее: В Уставе и Правилах Теософского Общества

СТАТЬЯ I: Конституция

  1. Теософское общество является абсолютно несектантским, и не требуется никакого согласия на какую-либо формулу убеждений, веры или вероучения в качестве условия членства; но каждый кандидат и член должен сочувствовать усилиям по созданию ядра Всемирного Братства Человечества.

...

СТАТЬЯ XIII Правонарушения

  1. Любой член, который каким-либо образом попытается вовлечь Общество в политические споры, должен быть немедленно исключен.
  2. Ни один член, должностное лицо или совет Теософского общества или любой его секции или филиала не имеет права распространять или поддерживать какую-либо доктрину, выдвинутую или отстаиваемую Обществом. [9]

Общество переформулировало эту точку зрения в резолюции, принятой Генеральным советом Теософского общества 23 декабря 1924 года. [10] За три года до этого, в 1921 году, был подписан учредительный устав испанского Sociedad Teosófica , имевшего местные отделения в Мадриде , Таррасе , Барселоне , Севилье , Валенсии , Аликанте , Занони, Кадисе и Дхарме. [11]

Печать Теософского общества, Будапешт , Венгрия.

Скрытые мастера

[ редактировать ]

Одним из центральных философских постулатов, продвигаемых Обществом, была сложная доктрина « Разумной эволюции всего сущего» , происходящая в космическом масштабе, включающая в себя как физические, так и нефизические аспекты известной и неизвестной Вселенной и затрагивающая все ее составляющие. частей независимо от их видимого размера и важности. Теория была первоначально обнародована в « Тайной доктрине» , выдающемся труде Елены Блаватской 1888 года. [12] Согласно этой точке зрения, эволюция человечества на Земле (и за ее пределами) является частью общей космической эволюции. За ним наблюдает скрытая духовная иерархия , так называемые Мастера Древней Мудрости , высшие эшелоны которой состоят из продвинутых духовных существ.

Блаватская изображала Теософское Общество как часть одной из многих попыток этой скрытой Иерархии на протяжении тысячелетий вести человечество – в согласии со всей разумной космической эволюционной схемой – к его конечной, неизменной эволюционной цели: достижению совершенства и сознательного, добровольное участие в эволюционном процессе. Эти попытки требуют земной инфраструктуры (такой как Теософское Общество), которая, по ее мнению, в конечном итоге была вдохновлена ​​рядом Махатм , членов Иерархии. [13]

Главное здание Теософского общества в Адьяре , Индия, 1890 год.

После смерти Елены Блаватской в ​​1891 году лидеры Общества поначалу казалось, что работали вместе мирно. Это длилось недолго. Олкотт, а затем известный теософ Анни Безант обвинили Джаджа в подделке писем Махатм; он прекратил свое сотрудничество с Олькоттом и Безант в 1895 году и взял с собой большую часть американской секции Общества. Первоначальная организация, возглавляемая Олькоттом и Безант, базируется в Индии и известна как Теософское общество – Адьяр . Группа, возглавляемая Джаджем, после его смерти в 1896 году распалась на фракцию, возглавляемую Кэтрин Тингли , и другую, связанную с секретарем Джаджа Эрнестом Темплом Харгроувом, которая отделилась в 1898 году. Хотя фракция Харгроува больше не выживает, фракция, возглавляемая Тингли, известна как Теософское общество с поясняющим заявлением: «Международная штаб-квартира в Пасадене, Калифорния ». Третья организация, Объединенная ложа теософов или ULT, в 1909 году отделилась от последней организации.

В 1902 году Рудольф Штайнер стал генеральным секретарем немецко-австрийского отделения Теософского общества . Он придерживался ориентированного на Запад курса, относительно независимого от штаб-квартиры Адьяра. [14] [15] После серьезных философских конфликтов с Анни Безант и другими членами международного руководства по поводу духовного значения Христа и статуса маленького мальчика Джидду Кришнамурти (см. раздел ниже), большинство немецких и австрийских членов отделились в 1913 году под руководством Штайнера. руководство сформировало Антропософское общество , которое затем распространилось на многие другие страны. [16]

Английская штаб-квартира Теософского Общества находится по адресу: Глостер Плейс , 50 , Лондон . Теософское общество в Ирландии [3] , базирующееся на Пембрук-роуд в Дублине , является полностью независимой организацией, которая утверждает, что получила свой устав непосредственно от Елены Блаватской. В первоначальную группу входил (среди прочих) поэт и мистик Джордж Уильям Рассел (А.Э.), а руководящая роль позже перешла к другу Рассела П.Г. Боуэну (писателю и учителю практического оккультизма), а еще позже - к давней ученице Боуэна Дороти Эмерсон. Руководством этой группы были студенты Эмерсона. Независимую дублинскую организацию не следует путать с группой с аналогичным названием, связанной с Адьяром, которая базируется в Белфасте, но претендует на общеирландскую юрисдикцию.

«Мировой Учитель»

[ редактировать ]
Теософское общество, Басаванагуди , Бангалор

Помимо заявленных целей, еще в 1889 году Блаватская публично заявила, что целью создания Общества была подготовка человечества к принятию Мирового Учителя : согласно описанному выше теософскому учению , проявленному аспекту продвинутой духовной сущности ( Майтрейя ) , который периодически появляется на Земле, чтобы направлять эволюцию человечества. Миссия этих, по общему мнению, регулярно появляющихся эмиссаров состоит в том, чтобы практически перевести, на языке, понятном современному человечеству, знания, необходимые для продвижения его на более высокую эволюционную стадию.

Если нынешняя попытка в форме нашего Общества увенчается успехом, чем ее предшественники, тогда она будет существовать как организованная, живая и здоровая организация, когда придет время усилий 20-го века. Общее состояние умов и сердец людей будет улучшено и очищено благодаря распространению его учения, и, как я уже сказал, их предрассудки и догматические иллюзии будут, по крайней мере, в некоторой степени удалены. Более того, помимо большой и доступной литературы, готовой в руки людей, следующий импульс найдет многочисленную и сплоченную группу людей, готовых приветствовать нового факелоносца Истины. Он найдет умы людей, подготовленные к его посланию, готовый для него язык, в который можно будет облечь новые истины, которые он принесет, организацию, ожидающую его прибытия, которая устранит чисто механические, материальные препятствия и трудности с его пути. Подумайте, как многого мог бы добиться тот, кому предоставлена ​​такая возможность. Измерьте это сравнением с тем, что Теософское Общество на самом деле добился за последние четырнадцать лет, не имея ни одного из этих преимуществ и окруженный массой препятствий, которые не помешали бы новому лидеру. [17]

Это повторила тогдашняя выдающаяся теософка Анни Безант в 1896 году, через пять лет после смерти Блаватской. [18] Безант, ставшая президентом Общества в 1907 году, думала, что появление Мирового Учителя произойдет раньше, чем сроки, указанные в трудах Блаватской, которая указывала, что это произойдет не раньше последней четверти 20-го века. [19]

Jiddu Krishnamurti

[ редактировать ]

Одним из тех, кто ожидал скорого повторного появления Майтрейи в качестве Мирового Учителя, был Чарльз Вебстер Ледбитер , в то время влиятельный теософ и оккультист . В 1909 году он «открыл» Джидду Кришнамурти, индийского мальчика-подростка, которого объявил наиболее подходящим кандидатом на роль «средства» Мирового Учителя . [20] [21] Семья Кришнамурти переехала рядом со штаб-квартирой Теософского общества в Адьяре , Индия, несколькими месяцами ранее. [22] После своего «открытия» Кришнамурти был взят под опеку Общества, и его тщательно готовили к ожидаемой миссии.

Однако к 1925 году Кришнамурти начал отходить от курса, ожидаемого от него лидерами Теософского общества Адьяра и многими теософами. В 1929 году он публично распустил Орден Звезды — всемирную организацию, созданную руководством Теософского общества для подготовки мира к Пришествию Майтрейи , и отказался от взятой на себя роли «средства» Мирового Учителя . [23] В конце концов он вообще покинул Теософское общество, но остался в дружеских отношениях с отдельными членами Общества. [24] Остаток своей жизни он провел, путешествуя по миру как независимый оратор, став широко известным как оригинальный мыслитель на духовные, философские и психологические темы.

[ редактировать ]
Мемориальная доска Теософского общества, Адьяр, Индия

Среди известных интеллектуалов, связанных с Теософским обществом, — Томас Эдисон , [25] Уильям Батлер Йейтс , [26] и Лора Картер Холлоуэй . [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Теософское общество» . энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2020 г. Проверено 5 мая 2020 г.
  2. ^ Мелтон, Гордон Дж. (Старший редактор) (1990). «Теософское общество». Энциклопедия Нью Эйдж . Фармингтон-Хиллз, Мичиган : Исследование Гейла . стр. 458–461. ISBN   0-8103-7159-6 . столько компонентов «Ни одна организация или движение не внесла в движение Нью Эйдж , как Теософское общество... Оно было главной силой в распространении оккультной литературы на Западе в двадцатом веке». Там же см. разделы «Теософия» и «Теософские ответвления», стр. xxv–xxvi [во «Вводном эссе: обзор движения Нью Эйдж»]. Примечание «Хронология движения Нью Эйдж», стр. xxxv–xxxviii в той же работе, начинается с образования Теософского общества в 1875 году.
  3. ^ «Штаб-квартира Международного Теософского общества, посещение Адьяра Ченнаи, Путеводитель» . Medium.com . 19 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 5 мая 2020 г.
  4. ^ Сайман, Стефани (2010). Тонкое тело : история йоги в Америке . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 62–63 . ISBN  978-0-374-53284-0 . OCLC   456171421 .
  5. ^ Теософское движение 1875–1950 , Cunningham Press, Лос-Анджелес, 1951.
  6. См. фотографическую репродукцию заметок о встрече с предложением создания Теософского общества, Нью-Йорк, 8 сентября, на изображении из Wikimedia Commons.
  7. ^ Кирби, WF (январь 1885 г.). «Теософское общество» . Время XII (1): 47–55 (Лондон: Swan Sonnenschein; OCLC   228708807 ). Поиск книг Google получен 12 января 2011 г. Профиль энтомолога и фольклориста Уильяма Форселла Кирби .
  8. ^ «Миссии, цели и свобода» . ТС Адьяр . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 г. Проверено 5 мая 2020 г.
  9. ^ Олкотт, HS (январь 1891 г.). «Конституция и правила Теософского общества». Теософ 12 (4): 65–72. ( Адьяр : Теософское издательство). ISSN   0040-5892 . «В редакции, принятой на сессии Генерального совета, в которой представлены все секции, в Адьяре 27 декабря 1890 года».
  10. ^ «О TS». Архивировано 14 мая 2011 г. в Wayback Machine [см. раздел «Свобода мысли»]. ts-adyar.org . Адьяр: Теософское общество Адьяр . Проверено 11 января 2011 г.
  11. ^ Агиар Бобет, Валерия (16 октября 2016 г.). «Солдаты-востоковеды: теософия и масонство в Северной Африке во время Второй Испанской республики» (PDF) . Ремлак: Revista de Estudios Históricos de la Masonería Latinoamericana y Caribeña (на испанском и английском языках): 99. doi : 10.15517/rehmlac.v8i2.26648 . hdl : 10234/165932 . ISSN   1659-4223 . OCLC   8521647527 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2020 г. Проверено 13 мая 2021 г. - через archive.is . {{cite journal}}: Внешняя ссылка в |via= ( помощь )
  12. ^ Блаватская, Елена (1888). «Три постулата Тайной Доктрины». Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии . Том. I: Космогенез. Архивировано 19 октября 2019 г. в Wayback Machine . Лондон и др.: Теософская издательская компания и др., 1888 г. ( OCLC   8129381 ), стр. 14–20 [в «Проеме»]. Перепечатка Феникс, Аризона : Объединенная ложа теософов , 2005. Электронная версия получена 29 января 2011 г. «Эта электронная версия «Тайной доктрины» соответствует нумерации страниц и стилю «ФАКСИМИЛЕ ОРИГИНАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ 1888 ГОДА» (описание редактора веб-страницы). Там же см. «Суть Тайной Доктрины». С. 273–285 (в «Итоге»).
  13. ^ Блаватская 1888. «Наши Божественные Наставники». Тайная Доктрина. Том. II: Антропогенез. Архивировано 3 сентября 2019 г. в Wayback Machine , стр. 365–378. Финикс, Аризона : Объединенная ложа теософов , 2005. Проверено 29 января 2011 г.
  14. Книга Рудольфа Штайнера «Теософия, введение в сверхчувственное познание мира и предназначение человека» (опубликована на немецком языке под названием «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и предназначение человека ») впервые появилась в 1904 году ( [1] ).
  15. ^ Рудольф Штайнер, Теософия розенкрейцеров , лекции, прочитанные в 1907 году ( [2] ).
  16. ^ Полл, Джон (2018) Библиотека Рудольфа Штайнера: Книги на английском языке. Архивировано 25 мая 2019 г. в Wayback Machine , Журнал социальных наук и наук о развитии. 9 (3): 21–46.
  17. ^ Блаватская, Елена (1889). «Будущее теософского общества». Архивировано 8 мая 2019 г. в Wayback Machine . Ключ к теософии . Лондон: Теософская издательская компания. стр. 304–307 [контекст на стр. 306–307. Курсив в оригинале]. OCLC   315695318 . Уитон, Мэриленд : Интернет-теософская библиотека. Проверено 29 января 2011 г. «Сканированная репродукция фотографической репродукции оригинального издания, впервые выпущенного в Лондоне, Англия: 1889 год».
  18. ^ Лютьенс, Мэри (1975). Кришнамурти: Годы пробуждения . Нью-Йорк: Фаррар Штраус и Жиру . п. 12. ISBN   0-374-18222-1 .
  19. ^ Блаватская 1889 с. 306. Архивировано 8 мая 2019 г. в Wayback Machine . Уитон, Мэриленд : Интернет-теософская библиотека. Блаватская, Елена (1966). «Эзотерические инструкции (EI): Эзотерический раздел: Введение компилятора». Архивировано 1 мая 2011 г. в Wayback Machine . Сборник сочинений . Ряд. Том XII . Уитон, Иллинойс : Книги квестов , заархивированные 9 февраля 2011 г. в Wayback Machine . стр. 478–511 [контекст на стр. 478–511]. 492]. ISBN   978-0-8356-0228-0 . Гронинген, Нидерланды : katinkahesselink.net. Ссылки получены 29 января 2011 г.
  20. ^ Вашингтон, Питер (1995) [первоначально опубликовано в 1993 году]. «Мальчики и боги». Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и неудачников, которые принесли спиритуализм в Америку . Нью-Йорк: Schocken Books . Твердый переплет . стр. 126–144. ISBN   978-0-8052-4125-9 .
  21. ^ Лютьенс, стр. 20-21.
  22. ^ Лютьенс с. 7.
  23. ^ Джидду, Кришнамурти (1929). «Речь Ордена Звездного Раствора». Архивировано 15 августа 2015 г. в Wayback Machine . Дж. Кришнамурти Онлайн . Фонды Кришнамурти. Проверено 27 апреля 2010 г.
  24. ^ Лютьенс, стр. 276, 285. Кришнамурти покинул Общество в 1931 году; Лютьенс считал, что «последняя связь» разорвана со смертью Безант в 1933 году.
  25. ^ «Члены Теософского общества 1875–1942 гг. - Исторический список членов Теософского общества (Адьяр) 1875–1942 гг.» . tsmembers.org . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 3 августа 2019 г.
  26. ^ «Уильям Батлер Йейтс» . britannica.com . Архивировано из оригинала 4 апреля 2020 г. Проверено 5 мая 2020 г.
  27. ^ Сассон, Дайан (2012). Тоска по новому веку: Лора Холлоуэй-Лэнгфорд и поздняя викторианская духовность . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN  978-0-253-00177-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da69f8ca2179570a6c138418c5f8044b__1720803720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/4b/da69f8ca2179570a6c138418c5f8044b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theosophical Society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)