Jump to content

Рудольф Штайнер и Теософское общество

Рудольф Штайнер и Анни Безант в Мюнхене, 1907 год.
Рудольф Штайнер и Анни Безант в Мюнхене, 1907 год.

Отношения между Рудольфом Штайнером и Теософским обществом , основанным в 1875 году Е. П. Блаватской вместе с Генри Стилом Олкоттом и другими, были сложными и изменчивыми. [1] Рудольф Штайнер основал Антропософское общество 28 декабря 1912 года и был исключен из Теософского общества 7 марта 1913 года. [2]

статью В 1899 году Штайнер опубликовал в журнале Magazin für Literatur под названием « Тайное откровение Гете » об эзотерической природе сказки Гете « Зеленая змея и прекрасная лилия» . [3] Эта статья привела к приглашению графа и графини Брокдорф выступить перед собранием теософов на тему Фридриха Ницше . За этим приглашением последовало второе, по случаю того, что он позже назвал своей первой полностью «эзотерической» лекцией, снова на тему сказки Гете. [4]

Штайнер продолжал регулярно беседовать с членами Теософского общества, став главой его недавно созданной немецкой секции в 1902 году. Немецкая секция Теософского общества быстро росла под руководством Штайнера, поскольку он читал лекции по своей духовной науке по большей части Европы. [5] Читая лекции теософам, Штайнер познакомился с Марией фон Зиверс , владелицей штаб-квартиры теософов в Берлине, которая должна была стать его духовным партнером и второй женой. С конца 1903 года Штайнер и фон Зиверс стали неразделимым центром берлинской теософии. [6]

назначила Штайнера К 1904 году Анни Безант руководителем Эзотерической школы в Германии и Австрии. Штайнер ясно дал понять, что эта школа будет преподавать западный духовный путь, гармоничный с другими теософскими путями, но фундаментально отличающийся по подходу от них. Эти и другие разногласия с Безант стали особенно очевидными на Теософском конгрессе в Мюнхене в 1907 году, организованном Штайнером: его акцент на художественном выражении был резким отходом от традиции Блаватской. [7]

В программу [Теософского конгресса 1907 года] было введено художественное представление. Перевод Марии фон Зиверс... Элевсинской драмы Шюре ... [обеспечил] художественный элемент, направленный на то, чтобы не оставлять отныне духовную жизнь лишенной искусства внутри Общества. Большая часть старых членов Теософского общества из Англии, Франции и особенно из Нидерландов была внутренне недовольна новациями, предложенными им на Мюнхенском конгрессе. Было бы хорошо понять, но что ясно осознавали в то время лишь немногие, так это тот факт, что антропософское течение придавало чему-то совершенно иное значение, чем то, что имело до того времени Теософское Общество. В ЭТОМ ВНУТРЕННЕМ ОСНОВЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ ИСТИННАЯ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ АНТРОПОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ БОЛЬШЕ СУЩЕСТВОВАТЬ КАК ЧАСТЬ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА. [7]

- Рудольф Штайнер, Глава XXXVIII, История моей жизни , 1928 г.

В циклах лекций Штайнера, начиная с 1909 года, особое внимание уделялось его исследованиям христианства, к которым мадам. Блаватская была особенно враждебна. Таким образом, напряженность между основным обществом и немецкой частью росла. Отношения между Теософским обществом с центром в Адьяре , Индия , и его немецкой секцией становились все более напряженными по мере того, как становились очевидными новые направления учения Штайнера. [8]

Популярность Штайнера как лектора распространилась далеко за пределы Германии: он вел активную деятельность в Швейцарии , Нидерландах , Норвегии , Австрии и других странах. Безант пыталась ограничить его чтением лекций в самой Германии. [8] но это противоречило как уставу Теософского общества, так и заявлению Безант о приветствии этой расширяющейся лекционной деятельности, опубликованному за несколько месяцев до этого. Эта напряженность, наконец, достигла апогея из-за вопроса о Джидду Кришнамурти , молодом индийском мальчике, которому К.В. Ледбитер , а затем Анни Безант, приписали мессианский статус нового Мирового Учителя , воплощения Господа Майтрейи . Штайнер быстро опроверг приписывание Кришнамурти мессианского Христа статуса, заявив, что земное воплощение в Иисусе было уникальным событием. Штайнер считал, что, хотя человек обычно проходит через ряд повторяющихся земных жизней, духовное существо Христос воплотился в физическом теле только один раз. Христос, по его словам, вновь появится в « эфирном мире » — мире, который живет между людьми и в общественной жизни, — а не как физический индивидуум. В конце 1912 года Штайнер и большинство немецкоязычных теософов откололись и основали новую группу — Антропософское общество . Вскоре после этого Безант лишила немецкой секции членства в Теософском обществе на основании отказа секции допустить прием в ряды приверженцев теософской организации, созданной для поддержки миссии Кришнамурти, Орден Звезды Востока . Антропософы были оскорблены, когда Безант ложно утверждала, что Штайнер получил образование у иезуитов .

Концепция Мирового Учителя была непопулярна среди многих теософов и была отвергнута самим Кришнамурти в 1929 году, что привело к кризису Теософского общества. Однако основным принципом Теософского общества было принятие в него приверженцев всех религий.

В результате конфликта последовали два последовательных шага:

  • Подавляющее большинство немецкоязычных теософов последовали за Штайнером в новое Антропософское общество , основанное в период с августа по декабрь 1912 года. В телеграмме, отправленной Теософскому обществу, они оправдали этот шаг, заявив, что он «основан на признании того, что президент [Безант ] постоянно и даже систематически нарушал высший принцип Теософского общества: «Нет религии выше истины» и произвольно злоупотреблял президентской властью, тем самым препятствуя позитивной работе». [1]
  • Исключение Штайнером последователей «Звезды на Востоке» было прямым нарушением устава Теософского общества и должным образом привело к отмене устава немецкой секции.

Позже Штайнер утверждал, что никогда не считал себя частью теософского движения. [9] [10] Даже будучи лидером немецкой секции движения, он подчеркивал свою полную независимость философской мысли и эзотерических учений от эзотерического пути Теософского общества. [11] Его реакция на вышеописанные события была такой: «Я сам переживаю произошедшее — помимо того, что было отрезвляющим и болезненным — как великое освобождение от гнетущей узости, которая характеризовала жизнь Теософского Общества на протяжении многих лет». [1]

Основные структурные основы космологии Штейнера и его описания человеческого существа, состоящего из различных физических и духовных аспектов, основаны на : схеме Блаватской [12] которому он признал свой долг. [13] [14] [15] Их развитие Штейнером (в его «Теософии») [14] и очерк эзотерической науки [16] Однако они расходятся с другими теософскими изложениями как по стилю, так и по существу. Несмотря на их разногласия и раскол с Теософским обществом , Рудольф Штайнер на протяжении всей своей жизни внимательно следил за Теософским обществом и продолжал приобретать теософские публикации; Из сотен книг на английском языке в библиотеке Рудольфа Штайнера половина была теософскими книгами. [17]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Кристоф Линденберг, Рудольф Штайнер. Биография. 1861-1914, 1915-1925 , 2 тома, Свободная духовная жизнь, 1997, ISBN   3-7725-1551-7 . стр. 487-8; п. 501; п. 326; п. 504
  2. ^ Полл, Джон (2022). Рудольф Штайнер: От теософии к антропософии (1902-1913) , Европейский журнал теологии и философии, 2 (5): 8-13.
  3. ^ Иоганн Вольфганг фон Гете, Сказка Гете, Зеленая змея и красивая лилия , Steinerbooks, 2006, ISBN   0-88010-570-4
  4. ^ Джеффри Ахерн , Солнце в полночь: движение Рудольфа Штайнера и гнозис на Западе, 2-е издание , Джеймс Кларк и компания, 2009 г., ISBN   978-0-227-17293-3 , стр.36
  5. Со времени назначения Штайнера генеральным секретарем Немецкой секции в 1902 году до отделения нового Антропософского общества Штайнера в конце 1912 года членство Немецкой секции Теософского общества увеличилось с нескольких человек до шестидесяти девяти. Ложи. Ахерн , Солнце в полночь, 2-е издание , стр.43.
  6. ^ Ахерн , Солнце в полночь, 2-е издание , с. 36
  7. ^ Перейти обратно: а б Рудольф Штайнер, «История моей жизни», глава XXXVIII , 1928 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Анни Безант безуспешно пыталась помешать ему читать лекции за пределами немецкоязычных регионов, даже в Швейцарии , но протесты исходили от соответствующих отделений Общества, и Штайнер отметил, что устав Общества явно предоставляет ему полную свободу действий. В 1910 году Безант написала статью, восхваляющую работу Штайнера, которая заканчивалась словами: «Долгой жизни ему, чтобы направлять людей, которых он просвещает, и нести свое послание через Европу», что сделало ее изменение позиции в следующем году более трудным для оправдания. Линденберг, стр. 487-8.
  9. ^ В 1901 году на вопрос Марии фон Сиверс, почему он не присоединился к Теософскому обществу, Штайнер, как предполагается, ответил, что «существовали более значительные духовные влияния, чем восточный мистицизм » и «определенно необходимо вызвать к жизни движение для духовной науки , но я буду лишь частью движения, которое соединяется и развивает западный эзотеризм, и исключительно с ним». Когда лидер немецкого теософского отделения графиня Брокдорф спросила, не будет ли он с ними работать, Штайнер согласился на необычных условиях: «Штайнер, очевидно, избегал просьбы о членстве в Теософском обществе и поставил условие, что он будет освобожден от всякого членства. вклады: «Затем мне прислали дополнительный «диплом» из Англии, и я одновременно стал Генеральным секретарем Немецкого Теософского Общества». Линденберг, стр. 326.
  10. Уже в 1897 году, задолго до вышеупомянутых контактов, Штейнер четко сформулировал свои возражения против движения, критикуя его за «пустые фразы», ​​заимствованные из восточных текстов, и «внутренние переживания, которые являются не чем иным, как лицемерием». Одним из его главных возражений было то, что теософы возвысили путь Востока к истине до единственно возможного, тем самым игнорируя подход современной науки к истине посредством разума и логики. См. Рудольф Штайнер, «Теософы (Теософы)», Magazin für Literatur , 1897, Nr. 35, перепечатано в GA 32: Рудольф Штайнер, Gesammelte Aufsätze zur Literatur 1884-1902 , Rudolf Steiner Verlag, 2004, ISBN   3-7274-0320-9 , с. 194-196.
  11. ^ Рудольф Штайнер, Автобиография: Главы моей жизни: 1861-1907 , Steiner Books, 2006, ISBN   0-88010-600-X , главы 31–33.
  12. ^ HP Блаватская, Тайная Доктрина , Quest Books, 1993, ISBN   0-8356-0238-9
  13. ^ Джеффри Ахерн , Солнце в полночь: движение Рудольфа Штайнера и западная эзотерическая традиция , Aquarian Press, 1984, ISBN   0-85030-338-9 , Глава 6.
  14. ^ Перейти обратно: а б Рудольф Штайнер, Теософия: Введение в духовные процессы в человеческой жизни и в космосе , Steiner Books, 1994, ISBN   0-88010-373-6
  15. Рудольф Штайнер, Автобиография , Глава 32.
  16. ^ Рудольф Штайнер, Очерк эзотерической науки , Steiner Books, 1997, ISBN   0-88010-409-0
  17. ^ Полл, Джон (2018) Библиотека Рудольфа Штайнера: Книги на английском языке , Журнал социальных наук и наук о развитии. 9 (3): 21–46.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b78476ad0f152aaa664f93ba9c128e0d__1715441580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/0d/b78476ad0f152aaa664f93ba9c128e0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rudolf Steiner and the Theosophical Society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)