Jump to content

Духовная эволюция

Духовная эволюция , также называемая высшей эволюцией , [1] Это идея о том, что разум или дух, по аналогии с биологической эволюцией , коллективно развивается от простой формы, в которой доминирует природа, к более высокой форме, в которой доминирует духовное или божественное. Ее отличают от «низшей» или биологической эволюции. [1]

Определение

[ редактировать ]

Альтернативный термин — «Высшая эволюция». [1] По словам Пиясило,

Термин «Высшее» здесь относится к разуму — основе духовной эволюции. В отличие от Высшей эволюции, биологическая (или дарвиновская) эволюция известна как Низшая эволюция. [1]

Концепция духовной эволюции телеологична , в отличие от биологической эволюции.

Истоки концепции

[ редактировать ]

Эволюция

[ редактировать ]

Западный эзотерика

[ редактировать ]

Теории духовной эволюции играют важную роль во многих оккультных и эзотерических учениях, которые подчеркивают прогресс и развитие личности либо после смерти ( спиритизм ), либо посредством последовательных реинкарнаций ( теософия , герметизм ).

Великая цепь бытия

[ редактировать ]

Концепция Великой Цепи Бытия была разработана Платоном и Аристотелем, идеи которых были подхвачены и синтезированы Плотином. Плотин, в свою очередь, сильно повлиял на богословие Августина , а затем на Фому Аквинского и на схоластику. Великая цепь бытия была важной темой в мысли эпохи Возрождения и елизаветинской эпохи , оказала недооцененное влияние на формирование идей эпохи Просвещения и сыграла большую роль в мировоззрении Европы XVIII века. И хотя по сути это было статичное мировоззрение, к 18-му и началу 19-го века оно было «временным» концепцией души , восходящей или духовно развивающейся через последовательные ступени или стадии и, таким образом, растущей или развивающейся ближе к Богу . [2] В то время это также оказало влияние на теории биологической эволюции.

Э. Ф. Шумахер , автор книги «Маленькое прекрасно », недавно предложил своего рода упрощенную Великую Цепь Бытия, основанную на идее четырех « царств » (минерального, растительного, животного, человеческого). [3] Шумахер отвергает модернистские и научные темы, его подход напоминает универсалистскую ориентацию таких писателей, как Хьюстон Смит . [4] и, вероятно, вносит свой вклад в «голономную» иерархию Кена Уилбера или «Великое Гнездо Бытия». [5]

Спиритуализм

[ редактировать ]

Спиритуалисты с неопределенностью реагировали на теории эволюции в конце 19 - начале 20 века. Вообще говоря, концепция эволюции соответствовала спиритуалистической мысли о прогрессивном развитии человечества. В то же время, однако, вера в животное происхождение человека угрожала основам бессмертия духа, ибо, если бы человек не был создан, вряд ли было правдоподобно, чтобы он был специально наделен духом. Это привело к тому, что спиритуалисты приняли духовную эволюцию. [6]

В XIX веке англо-американские спиритуалистические идеи подчеркивали продвижение души после смерти к более высоким состояниям существования, в отличие от спиритизма , допускающего реинкарнацию.

Спиритуализм учил, что после смерти духи переходят в новые сферы существования. Согласно этой идее, эволюция происходила в духовном мире «с более быстрой скоростью и в условиях, более благоприятных для роста», чем на Земле. [7]

Биолог (1823–1913) считал , и спиритуалист Альфред Рассел Уоллес что в процессе духовной эволюции могут возникнуть качественные новинки, в частности, феномены жизни и разума. Уоллес приписал эти новинки сверхъестественному агентству. [8] Позже Уоллес был сторонником спиритизма и верил в нематериальное происхождение высших умственных способностей человека. Он считал, что эволюция предполагает, что у Вселенной есть цель и что некоторые аспекты живых организмов необъяснимы с точки зрения чисто материалистических процессов. В журнальной статье 1909 года под названием « Мир жизни» , которую он позже расширил до одноименной книги. [9] Уоллес в своей книге « Мир жизни» 1911 года отстаивал духовный подход к эволюции и описывал эволюцию как «творческую силу, направляющий разум и конечную цель». Уоллес полагал, что естественный отбор не может объяснить интеллект и нравственность человека, поэтому предположил, что они объясняются нематериальными духовными силами. Уоллес считал, что духовная природа человека не могла возникнуть только путем естественного отбора, истоки духовной природы должны зародиться «в невидимой вселенной духа». [10] [11]

Роберт Брум в своей книге «Пришествие человека: случайность или замысел?» руководили «духовные силы», (1933) утверждали, что эволюцией поскольку животные и растения слишком сложны, чтобы возникнуть случайно. По словам Брума, существовало как минимум два разных вида духовных сил, и экстрасенсы способны их видеть. [12] Брум утверждал, что у эволюции есть план и цель, и что происхождение Homo sapiens является конечной целью эволюции. По словам Брума, «большая часть эволюции выглядит так, как будто она была запланирована для того, чтобы в результате появился человек, а также другие животные и растения, чтобы сделать мир подходящим местом для его обитания. [13]

Англо-американская позиция напоминает (и, по-видимому, вдохновлена) концепции XVIII века относительно темпорализации Великой Цепи Бытия. Духовная эволюция, а не физический (или физико-духовный) процесс, основана на идее сфер или стадий, через которые душа или дух проходит вневременным, качественным образом. Это до сих пор является важной частью некоторых спиритуалистических идей и похоже на некоторые основные (в отличие от фундаменталистских ) протестантских христианских верований, согласно которым после смерти человек отправляется в «летнюю страну» (см. Духовный мир ).

Теософские концепции

[ редактировать ]

Теософия представляет собой более сложную и сложную космологию, чем спиритуализм, хотя и исходит из той же общей среды. Е. П. Блаватская разработала весьма оригинальную космологию, согласно которой человеческий род (как коллективно, так и посредством последовательности индивидуальных перевоплощений и духовной эволюции) проходит через ряд Коренных Рас , начиная с огромной эфирной и безмозглой Полярной или Первой Коренной Расы, через Лемурийцы (3-я), Атланты (4-я) и наша нынешняя «арийская» 5-я Раса. Это приведет к возникновению в будущем постарийской 6-й коренной расы высокодуховных и просветленных существ, которая возникнет в Нижней Калифорнии в 28 веке, и еще более возвышенной 7-й коренной расы, прежде чем вознестись к совершенно сверхчеловеческим и космическим состояниям существования. .

Идеи Блаватской были далее развиты ее преемниками, такими как Ч. У. Ледбитер , Рудольф Штайнер , Алиса Бейли , Бенджамин Крем и Виктор Скумин , каждый из которых вдавался в огромные детали в построении барочных циклов раундов, рас и подрас. Скумин разработал теософские концепции духовной эволюции и предложил (1990) классификацию Homo Spiritalis ( лат . Духовный человек ), шестой коренной расы, состоящей из восьми подрас: HS0 Anabiosis Spiritalis, HS1 Scientella Spiritalis, HS2 Aurora Spiritalis, HS3 Ascensus. Spiritalis, HS4 Vocatus Spiritalis, HS5 Illuminatio Spiritalis, HS6 Creatio Spiritalis и HS7 Servitus Spiritalis. По словам Скумина:

  • Anabiosis Spiritalis — духовность в потенциале непроявленных накоплений личности, заряд огней духовного творчества;
  • Scientella Spiritalis — сердечное предчувствие присутствия и требований духа, одухотворение огня центров, проблески самосознания духовного человека;
  • Aurora Spiritalis — императив духа, действие духовного огня центров в сердце, зажигание огня духа, формирование направленности личности на духовное совершенствование жизни;
  • Ascensus Spiritalis — заря духовных устремлений, действие огня духа в сердце, ищущая духовная работа, стремление самосознания к слиянию с Единым Духом;
  • Vocatus Spiritalis — созревание духовных накоплений, целенаправленное духовное творчество, осознание себя и реализация человека как воина духа;
  • IIluminatio Spiritalis — начало огненного преображения, зажигание огня подвига; раскрытие личности человека – земного носителя Мыслей Единого Духа;
  • Creatio Spiritalis — начало огненного творения, действие огня подвига в сердце, раскрытие самосознания человека как земного носителя Света Единого Духа;
  • Servitus Spiritalis — это несение сознательно принятого долга-поручения, синтез духовности в ясности познания огненного человека . [14]

Хотя Блаватская включала в себя элементы науки своего времени, а также восточной и западной эзотерической мысли, она отвергла дарвиновскую идею о том, что человек произошел от обезьяны, и большинство последующих эзотериков последовали этому примеру. Дарвинизм с его объяснением эволюции через материальные факторы, такие как естественный отбор и случайная мутация, не устраивает многих духовных эволюционистов, для которых эволюция инициируется или направляется метафизическими принципами или стремится к конечному духовному или божественному состоянию . Теософы полагают, что люди развиваются духовно посредством серии эзотерических посвящений, и в будущем люди сами станут эзотерическими мастерами , поскольку их души постепенно поднимаются вверх по духовной иерархии в течение эонов по мере их перевоплощения.

Несмотря на это, недавние теософы и антропософы попытались включить факты геологии и палеонтологии в свою космологию и духовную эволюцию (в антропософии Герман Поппельбаум является особенно творческим мыслителем в этом отношении). некоторые пытались приравнять Лемурию к Гондване Например, . Сегодня все эти идеи не имеют большого влияния за пределами своих специализированных последователей, но какое-то время теософские концепции имели огромное влияние. Учения, подобные теософии, также продолжаются и сегодня в группе религий, основанных на теософии, называемых Учениями Вознесенных Владык .

Розенкрейцеры

[ редактировать ]

Розенкрейцеры [ который? ] рассматривают мир как школу обучения, которая утверждает, что, хотя в жизни и совершаются ошибки, люди часто учатся большему на ошибках, чем на успехах. Страдание рассматривается как просто результат ошибки, и воздействие страдания на сознание заставляет людей действовать в других направлениях, которые считаются хорошими и гармонирующими с природой . Люди рассматриваются как духи, посещающие школу жизни с целью раскрытия скрытой духовной силы, развивающиеся от бессилия к всемогуществу (что также связано с развитием от невинности к добродетели ), достигающие стадии творческих богов в конце нынешней эволюции человечества: Великий День Проявления . [15]

В эпигенезе эзотерической духовности это идея о том, что, поскольку разум был дан человеку, именно он является первоначальным творческим импульсом, который был причиной всего . развития человечества Согласно этому подходу, человек строит то, что уже создано, но добавляет новые элементы благодаря деятельности духа. Таким образом, люди обладают способностью стать творческими разумами – творцами . Чтобы человек мог выполнить это обещание, его обучение должно позволять проявлять оригинальность, которая отличает творчество от подражания . Когда эпигенез становится неактивным, у индивидуума или даже у расы, эволюция прекращается и начинается вырождение .

Нео-Веданта

[ редактировать ]

По словам Гослинга, Свами Вивекананда основывал большую часть своих космологических и биологических идей на санкхье . [16] Под влиянием западной мысли и эзотерики, [17] Вивекананда и Шри Ауробиндо разработали точку зрения на реинкарнацию , при которой происходит инволюция Божественного в материю, и человеку приходится развиваться на протяжении нескольких жизней, пока Божественное не получит признания своей истинной природы и не будет достигнуто освобождение . [18] [19]

Санкхья — одна из шести систем индуистской философии; Идеи прото-санкхьи можно найти в Упанишадах, джайнизме и буддизме. Санкхья постулирует две онтологические сущности: Пурушу (сознание-свидетель) и пракрити («природа»), которая включает в себя ум, познание и воспринимаемые объекты). Согласно санкхье, когда пуруша приближается к пракрити, это нарушает равновесие пракрити . ряд последовательных сущностей, называемых таттвами развивается В результате из пракрити . Сначала возникают самые тонкие таттвы, затем более грубые, каждая в определенном порядке, и, наконец, элементы и органы чувств. Приверженцы санкхья- йоги придерживаются освобождения пуруши от пракрити и возвращения пракрити в непроявленное состояние. [20]

Шри Ауробиндо и Пьер Тейяр де Шарден описывают переход от неодушевленной материи к будущему состоянию Божественного сознания. Тейяр де Шарден называет это Точкой Омега , а Шри Ауробиндо — Сверхразумом . [21] [22]

Тейяр, иезуит палеонтолог- , сыгравший важную роль в открытии пекинского человека , представил телеологическую точку зрения на планетарную и космическую эволюцию, согласно которой за образованием атомов, молекул и неживой материи следует развитие биосферы и органическая эволюция, затем появление человека и ноосферы как тотальной оболочки человеческого мышления. По мнению Тейяра, эволюция здесь не прекращается, а продолжается до своей кульминации и объединения в Точке Омега, которую он отождествляет с Христом .

Нью Эйдж

[ редактировать ]

Мысль Нью Эйдж сильно синкретична. Общей темой является эволюция или выход за пределы человеческого или коллективного планетарного сознания в более высокое состояние или более высокий «вибрационный» (метафора, взятая у Г.И. Гурджиева ) уровень.

В сообщениях Дэвида Спенглера говорится о «Новых небесах и новой Земле», тогда как Кристофер Хиллс ссылается (возможно, под влиянием Шри Ауробиндо) наобожествление человека. [23]

Чайка Джонатан Ливингстон увлекательно изложил идею эволюции. Джеймс Редфилд в своем романе «Селестинское пророчество» предположил, что, пережив серию личных духовных прозрений, человечество начинает осознавать связь между нашей эволюцией и Божественным. Совсем недавно в своей книге « Бог и развивающаяся Вселенная: следующий шаг в эволюции личности» (2002), написанной в соавторстве с Майклом Мерфи , он утверждает, что человечество находится на грани изменения сознания .

Он также известен как путь Вознесения.

Теория сцены

[ редактировать ]

Идея духовной эволюции находит современное выражение в ряде сценических теорий , вдохновленных, среди прочего, Шри Ауробиндо, Жаном Гебсером и Пиаже. В этих моделях человеческое развитие, как индивидуальное, так и коллективное, концептуализируется как прохождение ряда структурных стадий: от примитивного психофизического генезиса до полноценных рациональных, когнитивных и моральных способностей и далее к трансперсональным стадиям, на которых бессознательные влечения полностью осознается и интегрируется, а чувство отдельной идентичности ослабляется или отбрасывается.

Жан Гебсер

[ редактировать ]

Спиральная динамика

[ редактировать ]

Интерпретацией социального и психологического развития, которую также можно считать теорией духовной эволюции, является спиральная динамика , основанная на работах Клэра В. Грейвса . Спиральная динамика постулирует серию стадий, через которые проходит культурное развитие человека – от стадии охотников-собирателей, основанной на выживании, к стадии волшебно-племенной-аграрной деятельности, стадии строительства городов и вторжения, к стадии мифо-религиозной империи и рациональной стадии. -научно-капиталистическая стадия к зелено-холистической инклюзивной стадии, а затем восхождение на второй уровень, где все предыдущие стадии созерцаются и интегрируются, и третий трансперсональный уровень, где в конечном итоге достигается духовное единство или точка Омега, что соответствует всем остальным стадиям. изо всех сил пытаются воплотить. Он чувствует, что индивидуумы на каждом из мем-плексов/стадий могут подняться на вершину сознания – это пророки, провидцы и лидеры любого региона/эпохи.

Кен Уилбер

[ редактировать ]

Совсем недавно концепция духовной эволюции получила своего рода респектабельность, которой она не имела с начала 19-го века, благодаря работам интегрального теоретика Кена Уилбера , в чьих трудах описаны как космологические, так и личностные измерения. В этой интегральной философии (частично вдохновленной работами Плотина, Гегеля, Шри Ауробиндо, Эрика Янча и многих других) реальность, как утверждается, состоит из нескольких сфер или стадий, включая более чем одну из следующих: физическое, витальное. психическое (от греческого psyche , «душа»), причинное (имеющееся в виду «то, что вызывает или порождает проявленный мир») и предельное (или недвойственное), посредством которого индивидуум прогрессивно развивается. Хотя эта схема во многом заимствована из тибетского буддизма , Уилбер утверждает (и использует множество таблиц диаграмм, чтобы показать), что эти же уровни бытия являются общими для всех учений мудрости. Описывая упрощенно, Уилбер рассматривает развитие человека через несколько стадий, в том числе магический , мифический , плюралистический и целостный менталитет. Но он также считает, что культуры развиваются через эти стадии. И, подобно Гегелю, он рассматривает это развитие индивидов и культур как эволюцию самого существования. Уилбер также объединился с Доном Беком, чтобы интегрировать спиральную динамику в свою собственную интегральную философию, и наоборот.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Пиясило 1991 , с. 130.
  2. ^ Артур О. Лавджой (1936), Великая цепь бытия: исследование истории идеи (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1936, 1961, 1970). ISBN   0-674-36153-9
  3. ^ Э. Ф. Шумахер (1977), Путеводитель для растерянных (Нью-Йорк: Harper & Row) ISBN   0-06-090611-1
  4. ^ Хьюстон Смит (1976), Забытая истина: общее видение мировых религий (Нью-Йорк: Harper & Row), ISBN   0-06-250787-7
  5. ^ Кен Уилбер (1996) Краткая история всего (Бостон и Лондон: публикации Шамбалы, 2-е издание, 2000 г.), ISBN   1-57062-740-1
  6. ^ Джанет Оппенгейм, Другой мир: спиритуализм и психические исследования в Англии, 1850–1914, 1988, с. 267
  7. ^ Джанет Оппенгейм, Другой мир: спиритуализм и психические исследования в Англии, 1850–1914, 1988, с. 270
  8. ^ Дебора Хаммонд, Наука синтеза: изучение социальных последствий общей теории систем, 2003, стр. 39
  9. ^ Уоллес, Альфред Рассел. «Мир жизни» . Альфред Рассел Уоллес Пейдж, организованный Университетом Западного Кентукки . Проверено 23 марта 2011 г.
  10. ^ Мартин Фичман, Неуловимая викторианская эпоха: эволюция Альфреда Рассела Уоллеса, 2004, с. 159
  11. ^ Эдвард Клодд, Вопрос: Краткая история и исследование современного спиритуализма, с. 300
  12. ^ Примирение науки и религии: дебаты в Британии начала двадцатого века, Питер Дж. Боулер, 2001, стр. 133–134.
  13. ^ Яблоки раздора: противоречия в поисках происхождения человека, Роджер Левин, 1997, с. 311
  14. ^ Skumin, V. A. (1996). Человек духовный: роль культуры духовного здоровья в утверждении новой человеческой расы на планете [ Духовный человек: Роль Культуры духовного здоровья в утверждении нового человеческого рода на планете ] (на русском языке). Новочебоксарск : Терос. ISBN  978-5-88167-012-2 . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  15. ^ Макс Хейндель , Космоконцепция розенкрейцеров : инволюция, эволюция и эпигенез , ноябрь 1909 г., ISBN   0-911274-34-0 www
  16. ^ Гослинг 2011 , с. 345–347–348–353.
  17. ^ Маккензи Браун 2020 , с. 175.
  18. ^ Маккензи Браун 2020 , с. 124.
  19. ^ Гослинг 2011 .
  20. ^ Джерард Дж. Ларсон, (1979) Классическая санкхья (Мотилал Банарсидасс, Дели, 2-е изд.
  21. ^ Шри Ауробиндо (1977) Божественная жизнь , (Траст ашрама Шри Ауробиндо), ISBN   0-941524-62-0 (твердый переплет), ISBN   0-941524-61-2 (мягкая обложка)
  22. ^ Пьер Тейяр де Шарден (1955), Феномен человека (Нью-Йорк: Harper & Row), ISBN   0-06-090495-Х
  23. ^ Кристофер Хиллз (1977) Ядерная эволюция - открытие радужного тела (университет Trees Press, Боулдер-Крик, Калифорния) 2-е изд. стр.30
  24. ^ Alexander Zelitchenko (2006) Свет Жизни (Light of Life) , in Russian, (Открытый мир), ISBN   5-9743-0046-7
  25. ^ Александр Зеличенко (2009) Психология-XXI. Или XXII?.. ISBN   9781449563202
  26. ^ Институт высшей психологии |url= http://www.higher-psychology.org

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4ef5b4c0c658c19ebe4313f0bd9c461__1719389760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/61/c4ef5b4c0c658c19ebe4313f0bd9c461.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spiritual evolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)