Теренс МакКенна
Теренс МакКенна | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Паония, Колорадо , США | 16 ноября 1946 г.
Умер | 3 апреля 2000 г. Сан-Рафаэль, Калифорния , США | (53 года)
Занятие | Автор, преподаватель |
Образование | Бакалавр экологии, ресурсосбережения и шаманизма |
Альма-матер | Калифорнийский университет, Беркли |
Период | 20-е |
Предмет | Шаманизм , этноботаника , этномикология , метафизика , психоделические препараты , алхимия |
Известные работы | «Архаическое возрождение» , «Пища богов» , «Невидимый ландшафт» , «Руководство для выращивания волшебных грибов псилоцибина» , «Настоящие галлюцинации» . |
Супруг | Кэтлин Харрисон (1975–1992; в разводе) |
Дети | 2 |
Родственники | Деннис МакКенна (брат) |
Теренс Кемп МакКенна (16 ноября 1946 — 3 апреля 2000) — американский этноботаник и мистик , выступавший за ответственное использование встречающихся в природе психоделических растений . Он говорил и писал о различных темах, включая психоделические препараты , растительные энтеогены , шаманизм , метафизику , алхимию , язык , философию , культуру , технологию , этномикологию , энвайронментализм и теоретическое происхождение человеческого сознания . Его называли « Тимоти Лири 90-х». [1] [2] «один из ведущих авторитетов по онтологическим основам шаманизма», [3] и «интеллектуальный голос рейв-культуры ». [4]
Маккенна сформулировал концепцию о природе времени, основанную на фрактальных закономерностях, которые, как он утверждал, открыл в « И Цзин» , которую он назвал теорией новизны. [3] [5] предполагая, что это предсказало конец времени и переход сознания в 2012 году. [5] [6] [7] [8] Его продвижение теории новизны и ее связи с календарем майя считается одним из факторов, приведших к широко распространенным представлениям о феномене 2012 года . [9] Теория новизны считается лженаукой . [10] [11]
Биография
Ранний период жизни
Теренс МакКенна родился и вырос в Паонии, штат Колорадо . [5] [12] [13] с ирландским происхождением по отцовской линии. [14]
В юности Маккенна увлекся охотой за ископаемыми, и благодаря этому он приобрел глубокое научное понимание природы. [15] Он также заинтересовался психологией в молодом возрасте, прочитав Карла Юнга книгу «Психология и алхимия» в возрасте 14 лет. [6] В этом же возрасте Маккенна впервые узнал о волшебных грибах, прочитав эссе под названием «В поисках волшебного гриба», опубликованное в журнале LIFE от 13 мая 1957 года . [16]
В 16 лет Маккенна переехала в Лос-Альтос, Калифорния, чтобы в течение года жить с друзьями семьи. Он закончил среднюю школу в Ланкастере, Калифорния . [13] В 1963 году он познакомился с литературным миром психоделиков через «Двери восприятия» и «Рай и ад» Олдоса Хаксли , а также через некоторые выпуски The Village Voice , в которых публиковались статьи о психоделиках. [3] [13]
Маккенна сказал, что один из его ранних психоделических опытов с семенами ипомеи показал ему, «что в этом есть что-то, к чему стоит стремиться». [13] и в интервью он утверждал, что курил марихуану ежедневно с подросткового возраста. [17]
Учеба и путешествия
В 1965 году Маккенна поступил в Калифорнийский университет в Беркли и был принят в Экспериментальный колледж Тассмана . [17] Во время учебы в колледже в 1967 году он начал изучать шаманизм, изучая тибетскую народную религию. [3] [18] В том же году, который он назвал своей « опиума и каббалы », фазой [6] [19] он отправился в Иерусалим , где встретил Кэтлин Харрисон, этноботаника , которая позже стала его женой. [6] [17] [19]
В 1969 году Маккенна отправился в Непал , движимый интересом к тибетской живописи и галлюциногенному шаманизму . [20] Он разыскал шаманов тибетской традиции Бон , пытаясь узнать больше о шаманском использовании призрачных растений. [12] Во время своего пребывания там он также изучал тибетский язык. [20] и работал контрабандистом гашиша , [6] пока «одна из его партий из Бомбея в Аспен не попала в руки таможни США». [21] Затем он бродил по Юго-Восточной Азии, рассматривая руины. [21] и провел время как профессиональный коллекционер бабочек в Индонезии . [6] [22] [23]
После смерти матери [24] от рака в 1970 году, [25] Маккенна, его брат Деннис и трое друзей отправились в колумбийскую Амазонку в поисках оо-ку-хе , растительного препарата, содержащего диметилтриптамин (ДМТ). [5] [24] [26] Вместо оо-ку-хе они обнаружили поля, полные гигантских грибов Psilocybe Cubensis , которые стали новым объектом экспедиции. [5] [6] [12] [24] [27] В Ла Чоррере по настоянию брата Маккенна стал объектом психоделического эксперимента. [5] в котором братья попытались «связать гарминовую ДНК со своей собственной нейронной ДНК» (гармин - еще одно психоделическое соединение, которое они использовали синергетически с грибами), используя набор определенных вокальных техник. Они предположили, что это даст им доступ к коллективной памяти человеческого рода и проявит алхимиков « Философский камень » , который они рассматривали как «гиперпространственный союз духа и материи». [28] Маккенна утверждал, что эксперимент позволил ему войти в контакт с « Логосом »: информативным божественным голосом, который, по его мнению, был универсальным для визионерского религиозного опыта. [29] Маккенна также часто называл этот голос «грибом» и «голосом учителя», среди других имен. [16] Известные откровения голоса и одновременный своеобразный психоделический опыт его брата побудили его исследовать структуру ранней формы И Цзин , что привело к его «Теории новизны». [5] [8] Во время их пребывания на Амазонке у Маккенны также завязались романтические отношения со своим переводчиком Эвом. [30]
В 1972 году Маккенна вернулся в Калифорнийский университет в Беркли, чтобы закончить учебу. [17] а в 1975 году он получил высшее образование по специальности «Экология, шаманизм и охрана природных ресурсов» . [3] [22] [23] Осенью 1975 года, после расставания в начале года со своей девушкой Эв, [31] Маккенна начал отношения со своей будущей женой и матерью двоих детей Кэтлин Харрисон. [8] [17] [19] [26]
Вскоре после окончания учебы Маккенна и Деннис опубликовали книгу, вдохновленную своим опытом на Амазонии, «Невидимый ландшафт: разум, галлюциногены и И-Цзин» . [5] [17] [32] Опыт братьев в Амазонке был основным предметом книги Маккенны « Истинные галлюцинации» , опубликованной в 1993 году. [12] Маккенна также начал читать лекции. [17] в окрестностях Беркли и начал появляться на некоторых подпольных радиостанциях. [6]
Выращивание псилоцибиновых грибов

Маккенна вместе со своим братом Деннисом разработали методику выращивания псилоцибиновых грибов с использованием спор, которые они привезли в Америку из Амазонки . [16] [26] [27] [31] В 1976 году братья опубликовали то, что узнали, в книге « Псилоцибин: Руководство для производителей волшебных грибов» под псевдонимами «ОТ Осс» и «ОН Оерик». [12] [33] Маккенна и его брат первыми придумали надежный метод выращивания псилоцибиновых грибов в домашних условиях. [12] [17] [26] [27] Как объясняет этнобиолог Джонатан Отт , «[авторы] адаптировали технику Сан-Антонио (для получения съедобных грибов путем высеивания мицелиальных культур на субстрат из ржаного зерна ; Сан-Антонио, 1971) для производства Psilocybe [Stroparia] Cubensis . Новый метод включал использование обычных кухонных принадлежностей, и впервые непрофессионал смог произвести сильнодействующий энтеоген в своем [или ее] собственном доме, без доступа к сложным технологиям, оборудованию или химическим материалам». [34] Когда в 1986 году было опубликовано исправленное издание, « Руководство для выращивания волшебных грибов» было продано тиражом более 100 000 экземпляров. [12] [33] [35]
Середина и поздний период жизни
Публичные выступления
В начале 1980-х Маккенна начал публично выступать на тему психоделических препаратов, став одним из пионеров психоделического движения. [36] Его основное внимание было сосредоточено на психоделиках растительного происхождения, таких как псилоцибиновые грибы (которые стали катализатором его карьеры). [12] аяуаска , каннабис и растительное производное ДМТ . [6] Он проводил лекционные туры и мастер-классы. [6] продвижение натуральных психоделиков как способа исследовать вселенские тайны, стимулировать воображение и восстановить гармоничные отношения с природой. [37] Хотя Маккенна был связан с движениями «Нью-Эйдж» и «Человеческий потенциал» , сам Маккенна не проявлял терпения к чувствам Нью-Эйдж. [3] [7] [8] [38] Он неоднократно подчеркивал важность и главенство «ощущаемого присутствия непосредственного опыта» в противовес догмам . [39]
Помимо психоделических наркотиков, Маккенна говорил на широкий спектр тем. [26] в том числе шаманизм ; метафизика ; алхимия ; язык ; культура; расширение собственных возможностей ; энвайронментализм , техноязычество ; искусственный интеллект ; эволюция ; инопланетяне ; наука и сциентизм ; Интернет ; и виртуальная реальность .
Это явно кризис двух вещей: сознания и обусловленности. Это две вещи, на которые нападают психоделики. У нас есть технологическая мощь и инженерные навыки, чтобы спасти нашу планету, вылечить болезни, накормить голодных и положить конец войнам. Но нам не хватает интеллектуального видения, способности изменить свое мнение. Мы должны избавиться от 10 000 лет плохого поведения, и это непросто.
- Теренс МакКенна, «Этот мир... и его двойник», [40]
Маккенна вскоре стал неотъемлемой частью популярной контркультуры. [5] [6] [37] Тимоти Лири однажды представил его как «одного из пяти или шести самых важных людей на планете». [41] и комик Билл Хикс , ссылающийся на него в его стендапе [42] и выстраивал всю рутину вокруг своих идей. [26] Маккенна также стал популярной личностью на психоделической рейв -танцевальной сцене начала 1990-х. [22] [43] с частыми устными выступлениями на рейвах и вкладом в психоделические и гоа-транс альбомы The Shamen , [7] [26] [37] Пространственно-временной континуум , Инопланетный проект , Капсула , Энтеогеник , Зувуя, Шпонгле и Близнецы Шакти. В 1994 году он выступил в качестве докладчика на фестивале Starwood , что описано в книге «Путешествие» . Чарльза Хейса [44]
Маккенна опубликовал несколько книг в начале-середине 1990-х годов, в том числе: «Архаическое возрождение »; Еда Богов ; и Истинные Галлюцинации . [6] [12] [22] Сотни часов публичных лекций Маккенны были записаны профессионально или контрафактно и выпущены на кассетах , компакт-дисках и в формате MP3. [26] Отрывки его выступлений были прослушаны многими музыкантами и ди-джеями . [4] [26]
Маккенна был коллегой и близким другом математика хаоса Ральфа Абрахама , а также писателя и биолога Руперта Шелдрейка . С 1982 года до своей смерти он провел с ними несколько публичных и множество частных дебатов . [45] [46] [47] Эти дебаты были известны как триалоги , и некоторые из дискуссий были позже опубликованы в книгах: «Триалоги на краю Запада» и «Эволюционный разум» . [3] [45]
Ботанические измерения

В 1985 году Маккенна вместе со своей тогдашней женой Кэтлин Харрисон основал Botanical Dimensions. [22] [48] Botanical Dimensions — некоммерческий этноботанический заповедник на Большом острове Гавайи . [3] создан для сбора, защиты, размножения и понимания растений, имеющих этномедицинское значение, и их знаний , а также для оценки, изучения и просвещения других о растениях и грибах, которые считаются важными для культурной целостности и духовного благополучия. [49] площадью 19 акров (7,7 га). Ботанический сад [3] представляет собой хранилище, содержащее тысячи растений, которые использовались коренными народами тропических регионов , и включает базу данных с информацией, связанной с их предполагаемыми целебными свойствами. [50] Маккенна участвовал в проекте до 1992 года, когда он ушел из проекта. [48] после развода с Кэтлин в начале года. [17] Кэтлин по-прежнему управляет Botanical Dimensions в качестве президента и директора проектов. [49]
После развода Маккенна навсегда переехал на Гавайи, где построил модернистский дом. [17] и создал рядом со своим домом генбанк редких растений. [22] Раньше он делил свое время между Гавайями и Западом штата Калифорния .

Смерть
Маккенна долгое время страдал мигренями , но 22 мая 1999 года у него начались необычно сильные и мучительные головные боли . Затем он потерял сознание из-за припадка . [27] У Маккенны была диагностирована мультиформная глиобластома , очень агрессивная форма рака головного мозга . [7] [12] [27] В течение следующих нескольких месяцев он проходил различное лечение, в том числе экспериментальное гамма-ножом облучение . По данным журнала Wired , Маккенна был обеспокоен тем, что его опухоль могла быть вызвана употреблением психоделических наркотиков или 35-летним ежедневным курением каннабиса; однако врачи заверили его, что причинно-следственной связи нет. [27]
В конце 1999 года Маккенна изложил свои мысли по поводу своей неминуемой смерти интервьюеру Эрику Дэвису :
Я всегда думал, что смерть придет на автостраду через несколько ужасающих мгновений, и у тебя не будет времени разобраться с этим. Иметь месяцы и месяцы, чтобы посмотреть на это, подумать об этом, поговорить с людьми и услышать, что они говорят, это своего рода благословение. Это, безусловно, возможность повзрослеть, взять себя в руки и во всем разобраться. Просто слова неулыбчивого парня в белом халате о том, что ты умрешь через четыре месяца, определенно зажигают свет. ... Это делает жизнь насыщенной и острой. Когда это произошло впервые и мне поставили этот диагноз, я увидел свет вечности, а-ля Уильям Блейк , сияющий сквозь каждый лист. Я имею в виду, что жук, идущий по земле, тронул меня до слез. [51]
Маккенна умер 3 апреля 2000 года в возрасте 53 лет. [7] [8] [17]
Библиотечная коллекция огня и насекомых
Библиотека Маккенны, насчитывающая более 3000 редких книг и личных заметок, была уничтожена во время пожара в Монтерее , штат Калифорния , 7 февраля 2007 года. Индекс библиотеки Маккенны сохранил его брат Деннис. [52] [53]
Маккенна изучал чешуекрылых и энтомологию в 1960-х годах, и его исследования включали охоту на бабочек, в первую очередь в Колумбии и Индонезии , создавая большую коллекцию образцов насекомых. [54] После смерти Маккенны его дочь, художница и фотограф Клеа Маккенна , сохранила его коллекцию насекомых, превратив ее в галерейную инсталляцию, а затем опубликовала «Охотник за бабочками» , книгу, состоящую из 122 фотографий насекомых из набора из более чем 2000 экземпляров, собранных Маккенной в период с 1969 по 1969 год. 1972 г., вместе с картами маршрутов его сбора через тропические леса Юго-Восточной Азии и Южной Америки. [54] Коллекция насекомых Маккенны соответствовала его интересу к исследователям и натуралистам викторианской эпохи, а также его мировоззрению, основанному на внимательном наблюдении за природой. В 1970-х годах, когда он еще занимался коллекционированием, он стал весьма брезгливым и охваченным чувством вины из-за необходимости убивать бабочек, чтобы собирать и классифицировать их, по словам дочери Маккенны, это заставило его прекратить свои энтомологические исследования. [54]
Мысль
Психоделики
Теренс МакКенна выступал за исследование измененных состояний сознания посредством приема психоделических веществ природного происхождения; [5] [32] [43] например, и в частности, чему способствует прием высоких доз психоделических грибов , [26] [55] аяуаска и ДМТ , [6] который, по его мнению, был апофеозом психоделического опыта.Его меньше увлекали синтетические наркотики. [6] заявляя: «Я думаю, что наркотики должны происходить из мира природы и подвергаться испытаниям на практике в культурах, ориентированных на шаманство… невозможно предсказать долгосрочные эффекты лекарства, произведенного в лаборатории». [3]
Маккенна всегда подчеркивал ответственное использование психоделических растений, говоря:
«Экспериментаторам следует быть очень осторожными. Нужно подготовиться к полученному опыту. Это причудливые измерения необычайной силы и красоты. Не существует установленного правила, позволяющего не быть перегруженным, но двигайтесь осторожно, много размышляйте и всегда старайтесь составить карту опыта. вернемся к истории расы, философским и религиозным достижениям вида. Все соединения потенциально опасны, и все соединения, в достаточных дозах или повторяющиеся с течением времени, сопряжены с риском. Библиотека — это первое место, куда следует обратиться при изучении. прием нового соединения». [56]
Он также рекомендовал и часто говорил о приеме того, что он называл «героическими дозами». [32] который он определил как пять граммов сушеных псилоцибиновых грибов, [6] [57] взятый в одиночестве, натощак, в молчаливой темноте и с закрытыми глазами. [26] [27] Он считал, что, если действовать таким образом, можно ожидать глубокого визионерского опыта, [26] полагая, что послание становится ясным только тогда, когда его «убивают» силой гриба. [55]
Хотя Маккенна избегал приверженности какой-либо одной интерпретации (часть его неприятия монотеизма ), он был открыт идее психоделиков как «путешествий между измерениями». Он предположил, что ДМТ отправит человека в «параллельное измерение». [8] и что психоделики буквально позволяли человеку встретиться с « сущностями более высоких измерений », [58] или кем могли быть предки , или духи Земли, [59] говоря, что если вы можете доверять своему собственному восприятию, то, похоже, вы вступаете в «экологию душ ». [60] Маккенна также выдвинул идею о том, что психоделики являются «дверями в разум Геи ». [43] [61] предполагая, что «планета обладает своего рода разумом, она действительно может открыть канал общения с отдельным человеком» и что психоделические растения были помощниками этого общения. [62] [63]
Машинные эльфы
Маккенна говорил о галлюцинациях во время приема ДМТ , в которых он утверждал, что встретил разумных существ, которых он описал как «самотрансформирующихся машинных эльфов». [3] [8] [64] [65]
Предположение о псилоцибиновой панспермии
В более радикальной версии биофизика Фрэнсиса Крика о гипотезы направленной панспермии Маккенна предположил, что псилоцибиновые грибы могут быть разновидностью высокого интеллекта. [3] которые, возможно, прибыли на эту планету в виде спор, мигрирующих через космос. [8] [66] и которые пытаются установить симбиотические отношения с людьми. Он постулировал, что «разум, не жизнь, а разум мог прийти сюда [на Землю ] в этой спороносной форме жизни». Он сказал: «Я думаю, что эта теория, вероятно, будет подтверждена. Я думаю, что через сто лет, если люди займутся биологией, они подумают, что это довольно глупо, что люди когда-то думали, что споры не могут переноситься из одной звездной системы в другую под действием давления космического излучения . а также полагал, что «немногие люди в состоянии судить о его внеземном потенциале, потому что лишь немногие представители ортодоксальной науки когда-либо испытывали полный спектр психоделических эффектов, которые высвобождаются». [3] [7] [18]
Оппозиция организованной религии
Маккенна был противником христианства. [67] и большинство форм организованной религии или гуру форм духовного пробуждения, основанных на , отдавая предпочтение шаманизму , который, по его мнению, был самой широкой доступной духовной парадигмой, заявляя, что:
Я думаю, что произошло то, что в доисторическом мире все религии были основаны на опыте и основывались на стремлении к экстазу с помощью растений. И в какой-то момент, очень рано, группа встала между людьми и непосредственным опытом «Другого». Это создало иерархии, жречество, теологические системы, касты, ритуалы, табу. Шаманизм, с другой стороны, — это экспериментальная наука, занимающаяся областью, о которой мы ничего не знаем. Важно помнить, что наши эпистемологические инструменты развиты на Западе очень неравномерно. Мы знаем огромное количество о том, что происходит в сердце атома, но абсолютно ничего не знаем о природе разума. [68]
Технологическая особенность
В последние годы своей жизни и карьеры Маккенна очень увлекся теоретической областью технологий. Он был одним из первых сторонников технологической сингулярности. [8] и в своем последнем записанном публичном выступлении «Психоделики в эпоху разумных машин » он обрисовал связи между психоделиками, вычислительными технологиями и людьми. [69] Он также увлекся Интернетом, назвав его «рождением глобального разума». [17] полагая, что это место, где может процветать психоделическая культура. [27]
Почитаемые писатели
В философском или религиозном отношении он выражал восхищение Маршаллом Маклюэном , Альфредом Нортом Уайтхедом , Пьером Тейяром де Шарденом , Карлом Юнгом , Платоном , гностическим христианством и алхимией , считая греческого философа Гераклита своим любимым философом. [70]
Маккенна также выразил восхищение произведениями писателей Олдоса Хаксли , [3] Джеймс Джойс , чью книгу «Поминки по Финнегану» он назвал «типичным произведением искусства или, по крайней мере, литературным произведением 20 века». [71] писатель-фантаст Филип К. Дик , которого он назвал «невероятным гением», [72] баснописец Хорхе Луис Борхес , с которым Маккенна разделял убеждение, что «по обычному миру разбросаны книги и артефакты и, возможно, люди, которые подобны дверям в невозможные миры, невозможной и противоречивой истины» [8] и Владимир Набоков . Маккенна однажды сказал, что он стал бы лектором Набокова, если бы никогда не столкнулся с психоделиками.
Теория эволюции человека «Укуренная обезьяна»
Гипотеза Маккенны о влиянии псилоцибиновых грибов на эволюцию человека известна как «теория «каменной обезьяны»». [16] [43] [73]
В своей книге « Пища богов » 1992 года Маккенна предположил, что трансформация ранних предков человека Homo erectus в вид Homo sapiens в основном включала добавление гриба Psilocybe Cubensis . в рацион [26] [73] [74] событие, которое, согласно его теории, произошло около 100 000 г. до н.э. (когда он считал, что люди отделились от рода Homo ). [22] [75] Маккенна основал свою теорию на эффектах или предполагаемых эффектах, производимых грибом. [3] цитируя исследования Роланда Фишера и соавт. с конца 1960-х по начало 1970-х годов. [76] [77]
Маккенна заявил, что из-за опустынивания африканского континента в то время предки человека были вынуждены покинуть сокращающийся тропический полог и заняться поиском новых источников пищи. [6] Он полагал, что они следовали за большими стадами дикого скота, в помете которых содержались насекомые, которые, как он предположил, несомненно, были частью их нового рациона, и заметили и начали есть Psilocybe Cubensis , гриб, любящий навоз, часто встречающийся в коровьи лепешки . [6] [7] [43] [78]
Гипотеза Маккенны заключалась в том, что низкие дозы псилоцибина улучшают остроту зрения , особенно распознавание краев. Это означает, что присутствие псилоцибина в рационе приматов, охотящихся в стаях, привело к тому, что люди, которые потребляли псилоцибиновые грибы, были лучшими охотниками, чем те, кто этого не делал, что приводило к увеличение запасов продовольствия и, в свою очередь, более высокий уровень репродуктивного успеха. [3] [7] [16] [26] [43] Затем, по его мнению, в несколько более высоких дозах гриб вызывает сексуальное возбуждение, что приводит к более высокому уровню внимания, большему количеству энергии в организме и потенциальной эрекции у мужчин . [3] [7] что сделает его еще более выгодным с эволюционной точки зрения, поскольку приведет к появлению большего количества потомков . [26] [43] [74] Маккенна предположил, что при еще более высоких дозах гриб будет «растворять границы», способствуя сплочению общества и групповой сексуальной активности. [12] [43] Следовательно, произойдет смешение генов , большее генетическое разнообразие и коллективное чувство ответственности за групповое потомство. [79] Маккенна также утверждал, что в этих более высоких дозах псилоцибин будет вызывать активность в «области мозга, формирующей язык», проявляющуюся в виде музыки и видений . [3] тем самым катализируя появление языка у ранних гоминид путем расширения «их древесно-развитого репертуара сигналов отряда». [7] [26] отметил, что псилоцибин растворит эго и «религиозные проблемы будут на переднем плане племени сознания Он также просто из-за силы и необычности самого опыта». [43] [79]
По мнению Маккенны, доступ к употребление в пищу грибам и их были эволюционным людей, преимуществом для всеядных охотников-собирателей предков . [26] [78] также давая первый религиозный импульс человечества. [78] [80] Он считал псилоцибиновые грибы «катализатором эволюции». [3] из которого произошли язык, проективное воображение, искусство, религия, философия, наука и вся человеческая культура. [7] [8] [27] [78]
Критика
Теория Маккенны о «каменной обезьяне» не привлекла внимания научного сообщества и подверглась критике за относительное отсутствие цитирования каких-либо палеоантропологических данных, которые помогают нам понять происхождение человека. Его идеи относительно псилоцибина и остроты зрения подверглись критике как искажение результатов Фишера и др., которые опубликовали исследования зрительного восприятия, параметров отличных от остроты зрения. Критика также отметила отдельное исследование трансформации зрительного пространства , вызванной псилоцибином , в котором Фишер и др. заявил, что псилоцибин «может не способствовать выживанию организма » . Научных доказательств того, что псилоцибин увеличивает сексуальное возбуждение, недостаточно, но даже если это и произойдет, это не обязательно повлечет за собой эволюционное преимущество. [81] Другие указывали на такие цивилизации, как ацтеки , которые использовали психоделические грибы (по крайней мере, среди класса Жрецов), которые не отражали модель Маккенны о том, как культуры, использующие психоделики, будут вести себя, например, принося человеческие жертвоприношения . [12] Есть также примеры амазонских племен, таких как дживаро и яномами, используют аяуаску которые церемониально и известны своим агрессивным поведением. Утверждалось, что это указывает на то, что использование психоделических растений не обязательно подавляет эго и создает гармоничные общества. [43]
Архаическое возрождение
Одной из главных тем, проходящих через работу Маккенны и название его второй книги, была идея о том, что западная цивилизация переживает то, что он назвал «архаичным возрождением». [3] [26] [82]
Его гипотеза заключалась в том, что западное общество стало «больным» и претерпевает «процесс исцеления»: точно так же, как человеческое тело начинает вырабатывать антитела , когда оно чувствует себя больным, человечество как коллективное целое (в юнгианском смысле) ) создавал «стратегии преодоления состояния болезни» и пытался вылечить себя посредством того, что он назвал «возвращением к архаичным ценностям». Маккенна указал на такие явления, как сюрреализм , абстрактный экспрессионизм , пирсинг и татуировки , употребление психоделических наркотиков , сексуальная вседозволенность, джаз , экспериментальный танец, рейв-культура , рок-н-ролл и теория катастроф , среди других, как на свидетельство того, что этот процесс идет. [83] [84] [85] Эта идея связана с теорией эволюции человека «каменной обезьяны» Маккенны, согласно которой он рассматривал «архаическое возрождение» как импульс к возвращению к симбиотическим и блаженным отношениям, которые, как он считал, когда-то были у человечества с псилоцибиновым грибом. [26]
Отличая свою идею от « Нового века », термина, который, по его мнению, упрощал значение следующей фазы человеческой эволюции, Маккенна заявил, что: «Новый век – это, по сути, гуманистическая психология в стиле 80-х годов с добавлением нео- шаманизм, ченнелинг, лечение кристаллами и травами. Архаическое возрождение — это гораздо более масштабное и глобальное явление, которое предполагает, что мы восстанавливаем социальные формы позднего неолита далеко в 20 веке. , и восходит к Фрейду , сюрреализму и абстракции экспрессионизму, даже к такому явлению, как национал-социализм , который является негативной силой. Но акцент на ритуале , на организованной деятельности, на расовом/предковом сознании – это темы, которые разрабатывались на протяжении всего 20-го века, и архаическое возрождение. является выражением этого». [3] [18]
Теория новизны и нулевая волна времени
Теория новизны — псевдонаучная идея [10] [11] который претендует на предсказание приливов и отливов новизны во Вселенной как неотъемлемого качества времени, предполагая, что время не является константой, но имеет различные качества, склонные либо к «привычке», либо к «новизне». [5] Привычку в этом контексте можно рассматривать как энтропийную, повторяющуюся или консервативную; и новизна как творческое , дизъюнктивное или прогрессивное явление . [8] Идея Маккенны заключалась в том, что Вселенная — это двигатель, предназначенный для производства и сохранения новизны, и что по мере увеличения новизны растет и сложность . С каждым достигнутым уровнем сложности игра становится платформой для дальнейшего восхождения к сложности. [8]

Основа теории была заложена в середине 1970-х годов после того, как опыт Маккенны с псилоцибиновыми грибами в Ла Чоррера на Амазонке побудил его внимательно изучить последовательность Короля Вэня в И Цзин . [5] [6] [27]
В азиатской даосской философии противоположные явления представлены Инь и Ян . Оба всегда присутствуют во всем, однако степень влияния каждого меняется со временем. Отдельные линии И-Цзин состоят как из Инь (пунктирные линии), так и из Ян (сплошные линии).
Изучая последовательность короля Вэня из 64 гексаграмм, Маккенна заметил закономерность. Он проанализировал «степень различия» между гексаграммами в каждой последовательной паре и заявил, что обнаружил статистическую аномалию, которая, по его мнению, предполагает, что последовательность короля Вэня была построена намеренно. [5] с последовательностью гексаграмм, упорядоченных высокоструктурированным и искусственным образом, и что этот узор кодифицировал природу течения времени в мире. [28] Используя степени разницы в числовых значениях, Маккенна разработал математическую форму волны, основанную на 384 линиях изменений, составляющих 64 гексаграммы. Он смог в виде графика отобразить данные , и это стало Новинкой Временной Волны . [5]

Питер Дж. Мейер (Питер Иоганн Густав Мейер) в сотрудничестве с Маккенной изучал и развивал теорию новизны, разрабатывая математическую формулу и разрабатывая программное обеспечение Timewave Zero (исходная версия которого была завершена к июлю 1987 года), [86] позволяя им строить графики и исследовать его динамику на компьютере. [5] [7] График был фрактальным : он демонстрировал закономерность, в которой данный небольшой участок волны оказался идентичен по форме более крупному участку волны. [3] [5] Маккенна назвал это фрактальное моделирование времени «временным резонансом», предположив, что оно подразумевает, что более крупные интервалы, произошедшие давно, содержат такое же количество информации, что и более короткие, более поздние интервалы. [5] [87] Он предположил, что колебание волны вверх и вниз указывает на постоянное колебание между привычкой и новизной соответственно. С каждой последующей итерацией тенденция на все большем уровне приближается к бесконечной новизне. Итак, согласно теории новизны, сам ход времени ускоряется, при этом требование теории состоит в том, что бесконечная новизна будет достигнута в конкретную дату. [3] [5]
Маккенна считал, что можно определить исторические события, которые помогут ему определить дату окончания временной волны. [5] и попытался найти график, который лучше всего соответствует полю данных человеческой истории. [7] Последняя гармоника волны имеет продолжительность 67,29 года. [88] Рост населения, пик добычи нефти и статистика загрязнения были одними из факторов, которые указали ему на дату конца XXI века, и когда он искал особенно новое событие в истории человечества как сигнал о том, что заключительная фаза началась, Маккенна выбрал падение. атомной бомбы на Хиросиму . [5] [88] В результате его график достиг нуля в середине ноября 2012 года. Когда позже он обнаружил, что конец 13-го бактуна в календаре майя ученые западных майя соотнесли с 21 декабря 2012 года, [а] вместо этого он принял дату их окончания. [5] [94] [б]
Маккенна рассматривал Вселенную , согласно теории новизны, как имеющую телеологический аттрактор в конце времен . [5] что увеличивает взаимосвязанность и в конечном итоге приведет к сингулярности бесконечной сложности. Он также часто называл это « трансцендентным объектом в конце времен». [5] [7] Описывая эту модель Вселенной, он заявил, что: «Вселенную не толкают сзади. Вселенная тянется из будущего к цели, которая так же неизбежна, как шарик, достигающий дна чаши, когда вы его отпускаете. Если вы сделаете это, вы будете знать, что шарик будет катиться по стенке чаши, вниз, вниз, вниз – пока, в конце концов, он не остановится в самом низком энергетическом состоянии, то есть на дне чаши. Моя модель человеческой истории я предполагаю, что Вселенная притягивается к сложному аттрактору, который существует впереди нас во времени, и что наша постоянно ускоряющаяся скорость в феноменальном мире связности и новизны основана на том факте, что мы существуем. теперь очень, очень близко к аттрактору». [95] Таким образом, согласно окончательной интерпретации Маккенны данных и расположению графика, 21 декабря 2012 года мы находились бы в уникальном положении во времени, где можно было бы ощутить максимальную новизну. [3] [5] [27] Событие, которое он назвал «слиянием», [12] «сжимающийся круговорот », в котором все стекается воедино. Предполагая, что «когда законы физики игнорируются, Вселенная исчезает, и остается только тесно связанное пространство, монада , способная выражать себя сама по себе, а не только способная отбрасывать тень на физис как на свое отражение. ...Это будет вход нашего вида в « гиперпространство », но это будет выглядеть как конец физических законов, сопровождаемый освобождением разума в воображение». [96]
Теория новизны считается лженаукой. [10] [11] Среди критических замечаний - использование нумерологии для определения дат важных событий мировой истории. [11] произвольная, а не рассчитанная дата окончания временной волны [26] и очевидная корректировка эсхатона с ноября 2012 г. по декабрь 2012 г., чтобы он совпадал с календарем майя. Другие предполагаемые даты не соответствуют фактическим временным рамкам: заявленная дата появления Homo sapiens неточна на 70 000 лет, а существование древних шумерских и египетских цивилизаций противоречит дате, которую он назвал началом «исторического времени». Некоторые прогнозируемые даты подвергались критике за на первый взгляд произвольные обозначения, такие как «высота возраста млекопитающих». [11] а анализ исторических событий Маккенны подвергся критике за евроцентристский и культурный уклон . [6] [26]
Возражение Уоткинса
Британский математик Мэтью Уоткинс из Эксетерского университета провел математический анализ Волны Времени и заявил, что в ее конструкции есть математические ошибки. [26]
Критический прием
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2022 г. ) |
Джуди Корман, вице-президент Дома Феникса в Нью-Йорке, раскритиковала Маккенну за популяризацию «опасных веществ». В письме в «Нью-Йорк Таймс» в 1993 году он написал: «Конечно, того факта, что Теренс МакКенна говорит, что псилоцибиновый гриб «является мегафоном, используемым инопланетным межгалактическим Другим для общения с человечеством», достаточно, чтобы мы задавались вопросом, стоит ли принимать ЛСД что-то сделал с его умственными способностями». [17] В том же году в своем обзоре «Истинные галлюцинации» для The New York Times Питер Конрад написал: «Я страдал от собственных галлюцинаторных агоний, читая его пронзительную экстатическую прозу». [17]
В обзоре «Пища богов » Ричард Эванс Шультес написал в журнале American Scientist , что книга является «шедевром исследования и письма» и что ее «должен прочитать каждый специалист, работающий в различных областях, связанных с употреблением психоактивных веществ». Делая вывод, что «[ему], без сомнения, суждено сыграть важную роль в наших будущих рассмотрениях роли древнего использования психоактивных веществ, исторического формирования наших современных опасений по поводу наркотиков и, возможно, стремления человека к бегству». от реальности с помощью наркотиков». [97]
В 1994 году Том Ходжкинсон написал для The New Statesman and Society , что «списывать его со счетов как сумасшедшего хиппи — это довольно ленивый подход к человеку, не только полному увлекательных идей, но и наделенному чувством юмора и самопародией». . [17]
В выпуске журнала Esquire за 1992 год Марк Джейкобсон написал о «Истинных галлюцинациях », что «трудно найти повествование о наркотиках, более убедительно основанное на барочной романтической ветке, чем эта страстная история о томе и Геке, катающихся по великой матери-реке». -сага о братских связях», добавив: «Проще говоря, Теренс просто красавчик!» [6]
Wired назвал его «харизматичной говорящей головой», «умным, красноречивым и веселым». [27] и Джерри Гарсия из Grateful Dead также сказал, что он был «единственным человеком, который предпринял серьезную попытку объективировать психоделический опыт». [17]
Библиография
- Маккенна, Теренс; Маккенна, Деннис (1975). Невидимый ландшафт: разум, галлюциногены и И Цзин . Нью-Йорк: Сибери. ISBN 978-0-8164-9249-7 .
- Маккенна, Теренс; Маккенна, Деннис (1976). Псилоцибин: Руководство для выращивания волшебных грибов . Под псевдонимами О. Т. Осс и О. Н. Эрик. Беркли, Калифорния: И/или Пресса. ISBN 978-0-915904-13-6 .
- Маккенна, Теренс (1991). Архаическое возрождение: размышления о психоделических грибах, Амазонке, виртуальной реальности, НЛО, эволюции, шаманизме, возрождении богини и конце истории . Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско . ISBN 978-0-06-250613-9 .
- Маккенна, Теренс (1992a). Пища богов: поиски первоначального древа познания – радикальная история растений, лекарств и эволюции человека . Нью-Йорк: Бантам. ISBN 978-0-553-07868-8 .
- Маккенна, Теренс (1992b). Синестезия . Иллюстрировано Эли, Тимоти С. Нью-Йорк: Granary Books. OCLC 30473682 .
- Шелдрейк, Руперт ; Маккенна, Теренс; Авраам, Ральф Х. (1992). Триалоги на краю Запада: хаос, творчество и ресакрализация мира . Нападающий Хьюстон, Джин. Медведь и компания. ISBN 978-0-939680-97-9 .
- Маккенна, Теренс (1993). Настоящие галлюцинации: рассказ о необыкновенных приключениях автора в дьявольском раю . Сан-Франциско: Харпер Сан-Франциско . ISBN 978-0-06-250545-3 .
- Шелдрейк, Руперт ; Маккенна, Теренс; Авраам, Ральф Х. (1998). Эволюционный разум: беседы о науке, воображении и духе . Книжное издательство «Морской черт». ISBN 978-0-9749359-7-3 .
Разговорное слово
- История заканчивается зеленым: Гайя, психоделики и архаическое возрождение , набор из 6 аудиокассет, аудио Mystic Fire, 1993, ISBN 978-1-56176-907-0 (записано в Институте Эсален , 1989 г.)
- TechnoPagans at the End of History (транскрипция рэпа с Марком Пеше 1998 года)
- Психоделики в эпоху интеллектуальных машин (1999) (DVD) HPX/SurrealStudio
- Разговоры на грани волшебства (1994) (компакт-диск и кассета) ACE
- Рэп-танцы в третье тысячелетие (1994) (кассета) (переиздан на компакт-диске как The Quintessential Gallucinogen ) ACE
- Упаковка для долгого странного путешествия (1994) (аудиокассета) ACE
- Глобальные перспективы и психоделическая поэтика (1994) (кассета) Sound Horizons Audio-Video, Inc.
- В поисках оригинального Древа познания (1992) (кассета) звучит правдоподобно
- Психоделическое общество (DVD и видеокассета) Фотосинтез звука
- Мастер-класс «Настоящие галлюцинации» (Аудио/Видеокассета) Фотосинтез звука
- Головокружение на краю истории: кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Этноботаника и шаманизм (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Мастер-класс по шаманизму, симбиозу и психоделике (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Шаманология (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Шаманология Амазонки (с Николь Максвелл) (Аудио/Видеокассета) Фотосинтез звука
- За пределами психологии (1983) (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Понимание и воображение в свете природы, части 1 и 2 (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Этноботаника (полный курс, прочитанный в Калифорнийском институте интегральных исследований ) (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Необычные состояния реальности через видение растений (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Разум и время, дух и материя: полные выходные в Санта-Фе (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Формы и тайны: морфогенетические поля и психоделические переживания (с Рупертом Шелдрейком ) (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- НЛО: Внутренний аутсайдер (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Календарь Богини (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Волшебное путешествие: включая галлюциногены и культуру, время и И-Цзин, а также будущее человечества (видеокассета) TAP / Звуковой фотосинтез
- Инопланетяне и архетипы (Видеокассета) TAP/Звуковой фотосинтез
- Симпозиум «Ангелы, пришельцы и архетипы» 1987 года: Шаманские подходы к НЛО и беседа на банкете Fairmont (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Ботанические измерения (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Конференция по ботаническому интеллекту (с Джоан Галифакс , Энди Вейлом и Деннисом Маккенной ) (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Как справиться с кризисом акушерки Гайи (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Dreaming Awake at the End of Time (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Evolving Times (DVD, CD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Еда богов (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Пища богов 2: Наркотики, растения и судьба (Видеокассета) Фотосинтез звука
- Галлюциногены в шаманизме и антропологии на Bridge Psychedelic Conf.1991 (с Ральфом Мецнером , Марлен Добкин Де Риос, Эллисон Кеннеди и Томасом Пинксоном) (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Финал - Bridge Psychedelic Conf.1991 (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Мужчина и женщина в конце истории (с Риан Эйслер ) (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Растения, сознание и трансформация (1995) (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Метаморфоза (с Рупертом Шелдрейком и Ральфом Абрахамом ) (1995) (видеокассета) Mystic Fire/Sound Photosynthesis
- Природа – центр Мандалы (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Открывая двери творчества (1990) (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Места, где я был (компакт-диск и аудиокассета) Фотосинтез звука
- Лекция «Растения, видения и история» (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Психоделики до и после истории (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Священные растения как проводники: новые измерения души (в Обществе Юнга, Клермонт, Калифорния) (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- В поисках камня (Видеокассета) Фотосинтез звука
- Шаманизм: до и за пределами истории - Выходные в Охай (с Ральфом Мецнером ) (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Избавление от обезьяны (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- State of the Stone '95 (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Этноботаника шаманизма. Вводная лекция: Философские последствия психоботники: прошлое, настоящее и будущее (в CIIS ) (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Мастер-класс «Этноботаника шаманизма: психоделики до и после истории» (в ЦИИС ) (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Грамматика экстаза – мир внутри слова (аудиокассета) Фотосинтез звука
- Свет в конце истории (аудио/видеокассета) Фотосинтез звука
- Состояние камня. Обращение: Иметь архаику и есть ее тоже (Аудиокассета) Фотосинтез звука
- Таксономия иллюзий (в Калифорнийском университете в Санта-Крус ) (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Этот мир ... и его двойник (DVD и видео/аудиокассета) Фотосинтез звука
- Триалоги на пороге тысячелетия (с Рупертом Шелдрейком и Ральфом Абрахамом ) (в Калифорнийском университете в Санта-Крус ) (1998) (видеокассета) Trialogue Press
Дискография
- Re: Эволюция с Шаменом (1992)
- Телеметрия Матрицы снов с Зувуей (1993)
- Alien Dreamtime с Spacetime Continuum и Стивеном Кентом (2003)
- «Восстанови свой разум» с Марком Понтиусом (2020) [98]
Фильмография
- Эксперимент в Петалуме (1990)
- Пражский гнозис: Диалоги Теренса Маккенны (1992)
- Конопляная революция (1995)
- Теренс МакКенна: Последнее слово (1999)
- Шаманы Амазонки (2001)
- Время чужих снов (2003)
- 2012: Одиссея (2007)
- Алхимическая мечта: возрождение великого произведения (2008)
- Проявление разума (2009)
- Фактор познания (2009)
- ДМТ: Молекула духа (2010)
- 2012: Время перемен (2010)
- Омнибус Теренса Маккенны (2012)
- Трансцендентальный объект в конце времен (2014)
- Настоящие галлюцинации Теренса Маккенны (2016)
См. также
Примечания
- ^ Большинство ученых-маянистов, таких как Марк Ван Стоун и Энтони Авени, придерживаются «корреляции GMT (Гудмана-Мартинеса-Томпсона)» с Длинным счетом, который помещает дату начала 11 августа 3114 г. до н.э. и дату окончания b' 13 актуна от 21 декабря 2012 года. [89] Эту дату также предпочитали подавляющее большинство тех, кто верил в эсхатологию 2012 года, возможно, предполагает Ван Стоун, потому что это был день солнцестояния и, следовательно, имел астрологическое значение. Некоторые ученые-маянисты, такие как Майкл Д. Коу , Линда Шеле и Марк Зендер , придерживаются корреляции «Лаунсбери/GMT+2», которая устанавливает дату начала 13 августа и дату окончания 23 декабря. лучшая корреляция оставалась неустановленной. [90] Первоначальной датой Коу было «24 декабря 2011 года». Он исправил его на «11 января 2013 года» во втором издании своей книги 1980 года. [91] не будет 23 декабря 2012 г. до третьего издания 1984 г. [92] Соотнесение 13-го числа бактуна с 21 декабря 2012 года впервые появилось в Таблице B.2 редакции Роберта Дж. Шарера 1983 года 4-го издания Сильвануса Морли книги «Древние майя» . [93]
- ↑ В первом издании книги Маккенны «Невидимый пейзаж» 1975 года 2012 год (но без конкретного дня в году) упоминается только дважды. Во втором издании 1993 года Маккенна повсюду использовал дату 21 декабря 2012 года — дату, указанную майя исследователем Робертом Дж. Шарером . [94]
Ссылки
- ^ Знаменский, Андрей А. (2007). Красота примитива: шаманизм и западное воображение . Издательство Оксфордского университета . п. 138 . ISBN 978-0-19-803849-8 .
- ^ Хорган, Джон (2004). Рациональный мистицизм: духовность встречается с наукой в поисках просветления . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 177 . ISBN 978-0-547-34780-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Браун, Дэвид Джей ; Новик, Ребекка МакКлен, ред. (1993). «Грибы, эльфы и магия» . Индивидуалисты разума: беседы для нового тысячелетия . Фридом, Калифорния: Crossing Press . стр. 9–24 . ISBN 978-0-89594-601-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Партридж, Кристофер (2006). «Глава 3: Очищение дверей восприятия: современная сакрализация психоделиков». Возрождение Запада . Альтернативная духовность, сакрализация, массовая культура и оккультура. Том. 2. Континуум . п. 113 . ISBN 978-0-567-55271-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Дженкинс, Джон Мейджор (2009). «Книги Маккенны и Уотерса начала 2012 года» . История 2012 года: мифы, заблуждения и правда, стоящие за самой интригующей датой в истории . Пингвин . ISBN 978-1-101-14882-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Джейкобсон, Марк (июнь 1992 г.). «Теренс МакКенна — храбрый пророк следующей психоделической революции, или его космическое яйцо лишь немного треснуло?» . Эсквайр . стр. 107–138. ESQ 1992 06.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Дери, Марк (2001) [1996]. «Теренс МакКенна: Внутренний эльф» . Журнал 21•С . Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хорган, Джон . «Был ли гуру психоделии Теренс МакКенна дураком по поводу пророчества 2012 года?» (блог). Научный американец . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Крупп, ЕС (ноябрь 2009 г.). «Великая паника 2012 года» (PDF) . Небо и телескоп . С. 22–26 [25]. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Брюс, Александра (2009). 2012: Наука или суеверие (Полное руководство по феномену Судного дня) . Дезинформационные путеводители по фильмам и книгам. Красное Колесо Вайзера. п. 261 . ISBN 978-1-934708-51-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нормарк, Йохан (16 июня 2009 г.). «2012: Пророк бессмыслицы № 8: Теренс МакКенна - Теория новизны и нулевая временная волна» . Archaeological Haecceities (блог).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Пинчбек, Дэниел (2003). Взлом головы: психоделическое путешествие в сердце современного шаманизма . Бродвейские книги . стр. 231–38. ISBN 978-0-7679-0743-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кент, Джеймс (2 декабря 2003 г.). «Интервью Теренса МакКенны, часть 1» . Tripzine.com . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ Деннис МакКенна (2012). Братство Кричащей Бездны: Моя жизнь с Теренсом МакКенной (электронная книга) (1-е изд.). Публикации Полярис. п. 71. ИСБН 978-0-87839-637-5 .
- ^ Маккенна, Деннис 2012 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линь, Тао (13 августа 2014 г.). «Псилоцибин, гриб и Теренс МакКенна» . Порок . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мартин, Дуглас (9 апреля 2000 г.). «Умер Теренс МакКенна, 53 года; покровитель психоделических наркотиков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 июня 2009 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккенна 1992a , стр. 204–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккенна 1993 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна 1993 , стр. 55–58.
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна 1993 , стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Теренс МакКенна; пропагандист употребления психоделических наркотиков». Лос-Анджелес Таймс . 7 апреля 2000 г. с. Б6.
- ^ Перейти обратно: а б «Теренс МакКенна». Омни . Том. 15, нет. 7. 1993. С. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккенна 1993 , стр. 1–13.
- ^ Маккенна 1993 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Летчер, Энди (2007). «14. Эльфы-клоуны гиперпространства». Гриб: Культурная история волшебного гриба . Многолетник Харпер. стр. 253–74. ISBN 978-0-06-082829-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дэвис, Эрик (май 2000 г.). «Последнее путешествие Теренса МакКенны» . Проводной . Том. 8, нет. 5 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гюс. «Конец реки: критический взгляд на линейное апокалиптическое мышление и то, как линейность незаметно появляется во фрактальном взгляде на время теории временных волн…» . плоть мечты . Компания безграничной мечты . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ Маккенна 1993 , с. 194.
- ^ Маккенна 1993 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна 1993 , стр. 205–07.
- ^ Перейти обратно: а б с Хэнкок, Грэм (2006) [Хэнкок, 2005]. Сверхъестественное: Встречи с древними учителями человечества . Лондон: Стрела . стр. 556–57 . ISBN 978-0-09-947415-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Летчер 2007 , с. 278.
- ^ Отт Дж. (1993). Фармакотеон: энтеогенные препараты, их растительные источники и история . Кенневик, Вашингтон: Компания натуральных продуктов. п. 290. ИСБН 978-0-9614234-3-8 . ; видеть Сан-Антонио, JP. (1971). «Лабораторный метод получения плодов из оболочек зерновой икры культурного гриба Agaricus bisporus » . Микология . 63 (1): 16–21. дои : 10.2307/3757680 . JSTOR 3757680 . ПМИД 5102274 .
- ^ McKenna & McKenna 1976 , Предисловие (переработанная редакция).
- ^ Войтович, Славек (2008). «Глава 6: Волшебные грибы». В Страссмане, Рик ; Войтович, Славек; Луна, Луис Эдуардо; и др. (ред.). Внутренние пути в космос: путешествия в инопланетные миры с помощью психоделиков и других духовных технологий . Рочестер, Вирджиния: Внутренние традиции. п. 149. ИСБН 978-1-59477-224-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Туп, Дэвид (18 февраля 1993 г.). «Звучит как радикальное видение: Шамен и Теренс МакКенна». Рок-музыка. Таймс .
- ^ Шарки, Аликс (15 апреля 2000 г.). «Теренс МакКенна». Независимый (Некролог). п. 7.
- ^ Маккенна, Теренс (1994). «181-МакКеннаЭросЭсхатонQA». В Хагерти, Лоренцо (ред.). Психоделия: Психоделический Салон ВСЕ Эпизоды (MP3) (лекция). Событие происходит в 32:00 . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Маккенна, Теренс (11 сентября 1993 г.). Этот мир... и его двойник (DVD). Милл-Вэлли, Калифорния : Звуковой фотосинтез. Событие происходит в 1:30:45.
- ^ Лири, Тимоти (1992). «Разворачивание камня 1». В Дамере, Брюсе (ред.). Психоделия: необработанные архивы бесед Теренса МакКенны (MP3) (Введение к лекции Теренса МакКенны). Событие происходит в 2:08.
- ^ Хикс, Билл (1997) [ноябрь 1992 г. - декабрь 1993 г.]. «Часть 1: Глава 2: Дары прощения». Разглагольствования ми минор (CD и MP3). Рикодиск . Событие происходит в 0:58. ОСЛК 38306915 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Извилина (2009). «Приложение II: Гипотеза обкуренной обезьяны». Война и благородный дикарь: критическое исследование недавних сообщений о насилии среди нецивилизованных народов . Лондон: Dreamflesh. стр. 63–66 . ISBN 978-0-9554196-1-4 .
- ^ Хейс, Чарльз (2000). Триппинг: антология реальных психоделических приключений . Пингвин. п. 1201. ИСБН 978-1-101-15719-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Шелдрейк, Маккенна и Авраам 1998 , Предисловие.
- ^ Шелдрейк, Маккенна и Авраам 1992 , стр. 11.
- ^ Райс, Пэдди Роуз (ред.). «Триалоги Шелдрейка – Маккенны – Авраама» . sheldrake.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Кто мы и часы работы библиотеки/контактная информация» . Ботанические измерения .
- ^ Перейти обратно: а б «Растения и люди: наши предложения этноботаники» . Ботанические измерения .
- ^ Ноллман, Джим (1994). Почему мы занимаемся садоводством: развиваем чувство места . Генри Холт и компания . п. 181 . ISBN 978-0-8050-2719-8 .
- ^ Дэвис, Эрик (13 января 2005 г.). «Теренс МакКенна против черной дыры» . techgnosis.com (Отрывки с компакт-диска « Теренс МакКенна: Последнее интервью» ) . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Фрауэнфельдер, Марк (22 февраля 2007 г.). «Библиотека Теренса Маккенны уничтожена пожаром» . Boing Boing ( блог группы ) . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Дэвис, Эрик. «Бывшая библиотека Теренса Маккенны» . Интернет-архив. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Охотник за бабочками», Клеа МакКенна Автор: Тао Линь, 9 сентября 2014 г., 19:36, Vice
- ^ Перейти обратно: а б Стамец, Пол (1996). «5. Хорошие советы для отличных путешествий». Псилоцибиновые грибы мира: Руководство по идентификации . Беркли, Калифорния: Десятискоростной пресс . п. 36 . ISBN 978-0-89815-839-7 .
- ^ Маккенна 1992a , с. 43.
- ^ Уодсворт, Дженнифер (11 мая 2016 г.). «Федеральное одобрение переносит МДМА из клуба в клинику» . Метро Актив . Метро Силиконовая долина . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Пинчбек 2003 , с. 193.
- ^ Маккенна, Теренс. «Невидимый пейзаж» . Futurehi.net (лекция). Будущее, привет. Архивировано из оригинала 16 октября 2005 года. [ нужна проверка ] [ ссылка, нарушающая права? ]
- ^ Пинчбек 2003 , с. 247.
- ^ Трип, Габриэль (2 мая 1993 г.). «Спотыкаюсь, но не падаю». Нью-Йорк Таймс . п. А6.
- ^ Шамен (1992). «Ре: Эволюция». Босс Драм (CD, MP3). Эпично . Событие происходит в 4:50. OCLC 27056837 . Трек 10.
- ^ Маккенна, Теренс. «Гейский разум» . deoxy.org . Архивировано из оригинала 3 февраля 1999 года. – Вырезка из произведений Теренса МакКенны.
- ^ Рик Страссман, доктор медицины (2001). ДМТ: Молекула Духа: революционное исследование врача в области биологии околосмертных и мистических переживаний (под ред., опубликованной позже). Внутренние традиции Медведь и компания. п. 187 . ISBN 978-0-89281-927-0 .
- ^ Пинчбек 2003 , с. 213.
- ^ Пинчбек 2003 , с. 234.
- ^ Раби, Стив (13 августа 1994 г.). «Мгновенная карма: рост употребления психоделических наркотиков как быстрый путь к духовности». Колорадо-Спрингс Газетт – Телеграф . п. Е1.
- ^ Маккенна 1992a , с. 242.
- ^ Маккенна, Теренс (1999). Психоделики в эпоху разумных машин (лекция) (видео).
- ^ Маккенна, Теренс (1992). «Разворачивание камня 1». В Дамере, Брюсе (ред.). Психоделия: необработанные архивы бесед Теренса Маккенны (лекция) (MP3). Событие происходит в 17:30.
- ^ Маккенна, Теренс (1990–1999). «Серфинг по поминкам по Финнегану ». В Дамере, Брюсе (ред.). Психоделия: Необработанные архивы выступлений Теренса МакКенны (лекция) (MP3). Событие происходит в 0:45.
- ^ Маккенна, Теренс (1991). «Послесловие: Я понимаю Филипа К. Дика». В Сутине, Лоуренс (ред.). В поисках Валиса: отрывки из экзегезы . Андервуд-Миллер. ISBN 978-0-88733-091-9 . «Удобная копия» . Sirbacon.org . [ нужна проверка ] [ ссылка, нарушающая права? ]
- ^ Перейти обратно: а б Малвихилл, Том. «Восемь вещей, которые вы не знали о волшебных грибах» . Телеграф . Телеграф Медиа Групп Лимитед . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна 1992b , стр. 56–60.
- ^ Маккенна 1992b , с. 54.
- ^ Фишер, Роланд; Хилл, Ричард; Тэтчер, Карен; Шейб, Джеймс (1970). «Вызванное псилоцибином сокращение ближайшего зрительного пространства». Агенты и действия . 1 (4): 190–97. дои : 10.1007/BF01965761 . ПМИД 5520365 . S2CID 8321037 .
- ^ Маккенна 1992b , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д Знаменский 2007 , с. 138–39 .
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна 1992b , с. 59.
- ^ Пинчбек 2003 , с. 194.
- ^ Акерс, Брайан П. (28 марта 2011 г.). «Относительно «Укуренных обезьян» Теренса Маккенны » . Реальность-сэндвич . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Хейс, Чарльз (2000). «Введение: Психоделическое [в] обществе: краткая культурная история триппинга». Триппинг: антология реальных психоделических приключений . Пингвин. п. 14. ISBN 978-1-101-15719-0 .
- ^ Маккенна, Теренс (1994). «181-МакКеннаЭросЭсхатонQA». В Хагерти, Лоренцо (ред.). Психоделия: Психоделический Салон ВСЕ Эпизоды (MP3) (лекция). Событие происходит в 49:10 . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Маккенна, Теренс. «Важность человека (он же Эрос и Эсхатон)» . Matrixmasters.net . Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ Пространственно-временной континуум ; Маккенна, Теренс; Кент, Стивен (2003) [1993]. «Архаическое возрождение». Время чужих снов . Визуальные эффекты предоставлены Rose-X Media House. Медиа-ковёр-самолет: Astralwerks . Событие происходит в 3:08. ОСЛК 80061092 . Архивировано из оригинала (DVD, CD и MP3) 6 июля 1997 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Название Бюро авторских прав США = Нулевая временная волна. Номер авторского права: TXu000288739 Дата: 1987 г.
- ^ Маккенна 1992a , стр. 104–13.
- ^ Перейти обратно: а б Авраам, Ральф ; Маккенна, Теренс (июнь 1983 г.). «Динамика гиперпространства» . ralph-abraham.org . Санта-Крус, Калифорния . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ Мэтьюз, Питер (2005). «Кто есть кто в классическом мире майя» . Фонд развития мезоамериканских исследований . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Ван Стоун, Марк. «Вопросы и комментарии» . famsi.org . Фонд развития мезоамериканских исследований . Проверено 6 сентября 2010 г.
- ^ Коу, Майкл Д. (1980). Майя . Древние народы и места. Том. 10 (2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 151.
- ^ Коу, Майкл Д. (1984). Майя . Древние народы и места (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ Морли, Сильванус (1983). Древние майя (4-е изд.). Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 603 , Таблица В2. ISBN 9780804711371 .
- ^ Перейти обратно: а б Дефеше, Саша (17 июня 2008 г.) [январь – август 2007 г.]. « Феномен 2012 года: исторический и типологический подход к современной апокалиптической мифологии» (магистрская диссертация, мистицизм и западный эзотеризм, Амстердамский университет ). Скепсис . Проверено 29 апреля 2011 г.
- ^ Маккенна, Теренс (1994). «Приближаясь к нулю временной волны» . Волшебная смесь . № 44 . Проверено 15 июня 2015 г. [ необходима проверка перепечатки ] [ ссылка, нарушающая права? ]
- ^ Маккенна 1992a , с. 101.
- ^ Шультес, Ричард Эванс (1993). «Пища богов: поиски первоначального Древа познания Теренса Маккенны». Науки о жизни. Американский учёный (рецензия на книгу). Том. 81, нет. 5. С. 489–90. JSTOR 29775027 .
- ^ «Буквально, чего ты хочешь?» .
Внешние ссылки


- Теренс МакКенна на IMDb
- Ботанические измерения
- Даннинг, Брайан (30 июня 2020 г.). «Скептоид № 734: Теория обкуренной обезьяны» . Скептоид .
- Хранилище Теренса Маккенны Эровида
- Официальный сайт
- Психоделический салон , Более 100 подкастов лекций Теренса МакКенны
- Дао Теренса. Архивировано 11 августа 2016 года в Wayback Machine , серия эссе Тао Линя из Vice, состоящая из 12 частей, о Маккенне.
- Библиография Теренса МакКенны. Архивировано 7 июля 2015 г. в Wayback Machine , список ссылок на книги, статьи, аудио, видео, интервью и переводы Теренса МакКенны и о нем.
- Настоящие галлюцинации Терренса Маккенны» Документальный фильм Питера Бергманна «
- Документальный фильм «Трансцендентальный объект в конце времени» Питера Бергмана
- 1946 года рождения
- 2000 смертей
- Феномен 2012 года, верующие
- Алхимики 20 века
- Американские писатели XX века
- Американские историки XX века
- Американские алхимики
- Американские коллекционеры книг и рукописей
- Американские активисты, борющиеся с каннабисом
- Американские религиозные скептики
- Американцы ирландского происхождения
- Выпускники средней школы Антилопы Вэлли
- Активисты фестивалей контркультуры
- Смертность от рака мозга в США
- Смертность от рака на Гавайях
- Этноботаники
- Мистики 20-го века
- Люди из Оксидентала, Калифорния
- Люди из Паонии, Колорадо
- Американские защитники психоделических наркотиков
- Исследователи психоделических наркотиков
- Публичные ораторы
- Исследователи психонавтики