Сильванус Морли
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2019 г. ) |
Сильванус Грисволд Морли | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 7 июня 1883 г. |
Умер | 2 сентября 1948 г. | ( 65 лет
Национальность | Американский |
Альма-матер | • Пенсильванский военный колледж (1904 г., гражданский англ.) • Гарвард (1907 г. AB; 1908 г. MA) |
Известный | • Археология региона майя и руководство программами Карнеги. • исследование майя календаря и надписей • Теория «Старой Империи» государственного устройства майя классической эпохи. • раскопки в Чичен-Ице • популярные произведения по археологии • Шпионаж Первой мировой войны |
Научная карьера | |
Поля | Археология и эпиграфика |
Учреждения | • Школа американской археологии (1907–13). • Институт Карнеги в Вашингтоне (1913–40). • Школа американских исследований и Музей Нью-Мексико (1946–48, директор). |
Сильванус Грисволд Морли (7 июня 1883 — 2 сентября 1948) — американский археолог и эпиграфист , изучавший доколумбовую цивилизацию майя в начале 20 века. Морли руководил обширными раскопками на территории майя Чичен-Ица по поручению Института Карнеги и опубликовал несколько крупных сборников и трактатов по иероглифическому письму майя . Он также написал популярные отчеты о майя для широкой аудитории.
Своим современникам «Вэй» Морли [1] был одним из ведущих мезоамериканских археологов своего времени. Хотя недавние разработки в этой области привели к переоценке его теорий и работ, его публикации, особенно о календарных надписях, все еще цитируются. В качестве директора различных проектов, спонсируемых Институтом Карнеги, он курировал и поощрял многих других, которые позже сделали самостоятельную заметную карьеру. Его приверженность и энтузиазм в отношении изучения майя помогли найти необходимую спонсорскую поддержку для проектов, которые в конечном итоге многое расскажут о древней цивилизации майя.
Морли также вел шпионаж в Мексике от имени Соединенных Штатов во время Первой мировой войны, но масштабы этой деятельности стали известны только после его смерти. Его полевая археологическая работа в Мексике и Центральной Америке обеспечила подходящее прикрытие США для его работы с Управлением военно-морской разведки по расследованию деятельности Германии и антиамериканской деятельности.
Молодость, образование и первые экспедиции
[ редактировать ]Морли родился в Честере, штат Пенсильвания , и был старшим из шести детей. [2] Его отец, полковник Бенджамин Ф. Морли, в то время был вице-президентом и профессором химии, математики и тактики Пенсильванского военного колледжа (PMC). [3] Его мать Сара также имела связи с колледжем, где ее отец Феликс де Ланнуа был профессором современных языков. [4] Феликс (дед Сильвануса по материнской линии) был иммигрантом в Соединенные Штаты из новой независимой Бельгии , где его отец был судьей Верховного суда Бельгии . [5]
Когда Морли было десять лет, он переехал с семьей в Колорадо , а среднее образование получил в Буэна-Виста и Колорадо-Спрингс . [4] Именно во время учебы в Колорадо у Морли впервые появился интерес к археологии, и в частности к египтологии . [6] Однако его отец - человек, получивший образование в области точных наук и окончивший ЧВК по специальности гражданское строительство с лучшим результатом в своем классе. [7] — изначально не поддерживал его амбиции. Видя мало возможностей для трудоустройства в области археологии, полковник посоветовал своему сыну вместо этого изучать инженерное дело. Сильванус должным образом поступил на факультет гражданского строительства в PMC, который окончил в 1904 году. [4]
Тем не менее, сразу после окончания ЧВК Сильванус осуществил свое желание и смог поступить в Гарвардский университет, чтобы получить степень бакалавра археологии. Фокус его исследований в Гарварде сместился с Древнего Египта на доколумбовых майя при поддержке музея Пибоди директора Ф. У. Патнэма и молодого Альфреда Тоззера , недавно назначенного профессора кафедры антропологии Гарварда. [6] интерес Морли к майя, возможно, возник еще раньше. По словам его современника, студента Гарварда, а затем коллеги Альфреда В. Киддера , Роман Сердце мира « Х. Райдера Хаггарда » 1895 года , основанный на рассказах о «затерянных городах» Центральной Америки, был особым фаворитом молодого Морли. [8]
Морли окончил Гарвард со степенью бакалавра американских исследований в 1907 году. [6] Его первая производственная практика в Мексику и Юкатан состоялась в январе того же года, когда он посетил и исследовал несколько мест майя, включая Аканче , Лабну , Кабах , Ушмаль , Зайил и Киуик . [9] Он провел несколько недель в Чичен-Ице в качестве гостя Эдварда Томпсона, где помогал в выемке сенота Саградо. На обратном пути в США он взял с собой артефакты, взятые из сенота, для хранения в Гарвардском музее Пибоди. [10]
Летом 1907 года Морли поступил на работу в Школу американской археологии (SAA) в Санта-Фе, штат Нью-Мексико , где в течение двух месяцев проводил полевые исследования на юго-западе Америки . Здесь он изучал памятники и архитектуру древнего народа пуэбло (анасази). Морли внес значительный вклад в определение особого стиля доколумбовой архитектуры «Санта-Фе». [11]
После назначения Морли перешел на постоянную работу в САА и в течение следующих нескольких лет чередовал свои полевые задания на Юго-Западе, в Мексике и Центральной Америке. [12] Морли получил степень магистра искусств в Гарварде, полученную в 1908 году. [9]
Предложение Института Карнеги и Чичен-Ицы
[ редактировать ]В 1912 году по настоянию члена исполнительного комитета Уильяма Барклая Парсонса Институт Карнеги объявил, что будет финансировать отдел антропологии. В декабре совет объявил, что ищет предложения по соответствующему проекту; Было подано три предложения, в том числе одно от Морли по исследованию и раскопкам Чичен-Ицы.
Учреждение одобрило предложение Морли в декабре 1913 года и через месяц наняло его руководить проектом, но нестабильность на Юкатане (последствие Мексиканской революции ) и мировая война, среди других факторов, отложили принятие решения по этому предложению на десятилетие. [13] Раскопки в Чичен-Ице начались только в полевом сезоне 1923–24 годов. [14]
Пока проект Чичен-Ица был приостановлен, Морли провел несколько экспедиций в Мексику и Центральную Америку от имени Института Карнеги. Он также опубликовал свою первую крупную работу «Введение в изучение иероглифов майя» (1915).
Шпионская работа
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны (1914–1918) Морли собирал разведданные и сообщал о передвижениях немецких боевиков в регионе, информация, к которой правительство США проявляло большой интерес. По данным последующих расследований, [15] Морли был одним из нескольких оперативников СВР, работавших в регионе под прикрытием проведения научных исследований. Их миссия заключалась в поиске доказательств прогерманской и антиамериканской агитации в регионе Мексики и Центральной Америки, а также в поиске секретных баз немецких подводных лодок (которые, как оказалось, не существовали). Археологические работы Морли предоставили готовый повод путешествовать по сельской местности, вооружившись фототехникой, а сам он проехал более 2000 миль (более 3200 км) вдоль береговой линии Центральной Америки в поисках доказательств существования немецких баз. [16]
Несколько раз Морли приходилось убеждать подозрительных солдат в своей добросовестности , и иногда его почти разоблачали. Во время одного инцидента в 1917 году Морли не позволил Морли сфотографировать старый испанский форт из-за группы гондурасских солдат, которые недоверчиво следили за его присутствием. Он выразил решительный протест местным властям, заявив, что его полномочия археолога должны быть вне подозрений. Местные власти остались равнодушны, и только когда Морли добился рекомендательного письма, подписанного президентом Гондураса Франсиско Бертраном , они позволили ему продолжить. [17]
Морли провел обширный анализ (он подал более 10 000 страниц отчетов). [18] по многим вопросам и наблюдениям за регионом, включая подробное картографирование береговой линии и выявление политических и социальных настроений, которые можно рассматривать как «угрожающие» интересам США. Некоторые из этих сообщений граничили с экономическим шпионажем, подробно описывая деятельность местных конкурентов и противников крупных американских компаний, присутствующих в регионе, таких как United Fruit Company и International Harvester .
Как показали его более поздние работы, Морли был также настоящим ученым и археологом, проявлявшим постоянный интерес к этому региону. Однако его исследовательская деятельность в этот период, похоже, играла второстепенную роль по сравнению с его шпионскими обязанностями. Авторы исследования его шпионажа называют Морли «возможно, лучшим секретным агентом, созданным Соединенными Штатами во время Первой мировой войны». [19] Вскоре после войны несколько современников Морли выразили опасения по поводу двуличного характера шпионской работы, в которой подозревали Морли и нескольких его коллег. Один известный критик, известный антрополог Франц Боас , опубликовал письмо протеста в выпуске The Nation от 20 декабря 1919 года . Не называя подозреваемых археологов, [20] В письме Боаса осуждались эти центральноамериканские оперативники, которые «проституировали науку, используя ее в качестве прикрытия для своей шпионской деятельности». [21] Через десять дней после публикации письма Американская антропологическая ассоциация осудила Боаса за это действие официальным голосованием 21 против 10 по резолюции, дистанцирующей ААА от взглядов Боаса. [22] Этические дебаты вокруг таких «археологов-шпионов» продолжаются и по сей день, при этом некоторые комментаторы отмечают опасности и подозрения, которые они вызывают у других, занимающихся законной археологической полевой работой, особенно тех, кто работает или стремится работать в «чувствительных» районах, контролируемых правительством. [23]
Полевые работы в Мексике и Центральной Америке.
[ редактировать ]Морли должен был посвятить большую часть следующих двух десятилетий полевым работам в регионе майя, курируя сезонные археологические раскопки и проекты реставрации, а в межсезонье вернуться в Соединенные Штаты, чтобы прочитать серию лекций о своих находках. Хотя Морли в основном участвовал в работе в Чичен-Ице, он также взял на себя обязанности, которые распространили полевые исследования, спонсируемые Карнеги, на другие места майя, такие как Яшчилан , Коба , Копан , Киригуа , Ушмаль , Наранхо , Сейбал и Уахактун . Морли заново открыл последнее из этих мест (расположенное в районе бассейна Петен в Гватемале , к северу от Тикаля ). Полагая, что в этом районе должно быть еще много неизвестных древних стоянок майя, Морли объявил «награду» в обмен на новости о таких местах местным чиклеросам , которые бродили по джунглям в поисках пригодных для эксплуатации источников натуральной смолы ; со временем он был вознагражден информацией, которая привела к его повторному открытию. Он также дал ему название уахактун из языков майя после на стеле Найденная им там надпись , в которой записана дата календаря длинного счета майя в 8-м цикле (т. е. «8- тунов »; название также могло буквально означать «восемь камней»).
За это время Морли заработал репутацию заслуживающего доверия человека среди местных юкатекских майя вокруг Мериды, которые все еще страдали от грабежей кастовой войны Юкатана против мексиканского правительства. На протяжении многих лет ему предстояло действовать почти как их представитель в ряде вопросов, хотя он был одинаково осторожен, чтобы не расстроить правительства Мексики и США.
Его руководство всей деятельностью Института в регионе майя вскоре столкнулось с трудностями. Из-за перерасхода средств и сроков, а также критики качества некоторых проведенных исследований правление Карнеги начало полагать, что управление несколькими проектами не было сильной стороной Морли. В 1929 году общее руководство программой перешло к А. В. Киддеру , а Морли остался сконцентрироваться на Чичен-Ице. [24]
Помимо археологических исследований, которые были основной целью программы Карнеги под руководством Морли, программа также спонсировала проведение сравнительных полевых исследований современных юкатекских сообществ майя. Это исследование, проведенное в 1930-х годах под руководством антрополога Роберта Редфилда в качестве научного сотрудника Карнеги, собрало данные и изучило культурные контрасты опыта коренных народов майя на четырех «уровнях» сообщества — традиционная деревня коренных народов, крестьянская деревня, город. и город, которые были проанализированы в социальных антропологических терминах как «типы», представляющие разные степени социальной изоляции и однородности. [25]
Слабого телосложения и не отличавшийся крепким телосложением, Морли заметил, что его здоровье ухудшилось за годы работы в джунглях Центральной Америки, часто в неблагоприятных условиях. Несколько раз он был выведен из строя из-за повторяющихся приступов малярии , и его приходилось госпитализировать после того, как он отдельно заразился колитом , а затем амебной дизентерией в следующем году . В 1930-е годы стало также очевидно, что у него возникли проблемы с сердцем , которые будут мучить его до конца жизни. Тем не менее, хотя он «ненавидел» условия джунглей, он продолжал свою работу с явным энтузиазмом.
В перерывах между руководством проектами и проведением собственных исследований Морли опубликовал несколько трактатов об иероглифах майя и своих интерпретациях их значения. К ним относятся обзор надписей в Копане (1920 г.) и более крупное исследование (огромный том объемом более 2000 страниц в пяти томах), охватывающее многие из мест, которые он исследовал в регионе Петен (1932–38).
Раскопки в Чичен-Ице
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]
Чичен-Ица находится примерно в 120 км (75 милях ) к юго-востоку от Мериды , на внутренних равнинах северо-центральной части Юкатана . Он был известен европейцам со времен первых зарегистрированных посещений конкистадорами 16 века . Во время завоевания Юкатана испанцы попытались основать столицу в Чичен-Ице, но сопротивление майя в этом регионе вытеснило их после нескольких месяцев оккупации. Когда испанцы вернулись на Юкатан в 1542 году, им наконец удалось основать столицу в другом городе майя, То (или Тихо ), который они переименовали в Мериду.
Очевидно, Чичен-Ица был функционально заброшен задолго до прихода испанцев, хотя местные коренные юкатекские майя все еще жили в поселениях поблизости и даже в пределах его прежних границ (но в недавно построенных деревянных хижинах, а не в самих каменных зданиях). Название «Чичен-Ица» известно из самых ранних записанных испанских рассказов, таких как рассказ Диего де Ланды , об этих местных жителях, для которых это место долгое время было местом паломничества и церемоний. Название ( чичен-ица в современной юкатекской орфографии) означает примерно «устье колодца Ицы » , причем «колодец» — это близлежащий Священный сенот (заполненный водой провал), а «Ица» — это имя людей, которые считались его бывшими жителями. В течение следующих трех столетий после завоевания это место оставалось относительно нетронутым до прибытия Стивенса и Катервуда , хотя поблизости было создано несколько плантаций.
В то время его полный размер был совершенно не ясен, но сегодня он признан одним из крупнейших памятников майя в регионе Юкатан. Как давно это место было функционально заброшено (не считая продолжающегося присутствия местных фермеров майя), не сразу стало ясно, хотя, по-видимому, это было недавно, по сравнению с, казалось бы, более старыми заброшенными участками центрального и южного региона майя.
Начало проекта Карнеги
[ редактировать ]
К 1922 году бурная политическая ситуация в Мексике несколько стабилизировалась, открыв путь к началу работы над проектом Чичен-Ицы Института Карнеги. Президент Института Морли и Карнеги Чарльз Мерриам посетил Чичен-Ицу в феврале 1923 года. Мексиканское правительство уже работало над восстановлением массивной пирамиды Эль-Кастильо . Морли провел Мерриаму экскурсию по району, который, по его мнению, лучше всего подходит для раскопок и реставрации, комплексу курганов, тогда известному как Группа тысячи колонн (в который входил Храм Воинов). [26]
Когда Морли и его команда вернулись в 1924 году, чтобы начать раскопки, Чичен-Ица представляла собой обширный комплекс из нескольких больших разрушенных зданий и множества меньших зданий, большинство из которых лежало скрыто под насыпями земли и растительности. Некоторые участки этого места были обследованы, сфотографированы и задокументированы в конце 19-го и начале 20-го веков Дезире Шарне , Огюстом Ле Плонжеоном , Теоберто Малером , Альфредом Модслеем , Эдуардом Селером и Эдвардом Х. Томпсоном , хотя только Ле Плонжон и Томпсон имели провели какие-либо значительные раскопки, и их усилия меркнут по сравнению с проектом Карнеги.
Основные находки
[ редактировать ]
В 1924 году, вооружившись возобновляемой десятилетней концессией на раскопки от правительства Мексики, Морли, его полевой руководитель Эрл Х. Моррис , художницы Энн Экстел Моррис и Жан Шарло и некоторые другие начали свои первые исследования. Они выбрали место внутри, по-видимому, центральной площади этого места, где капители некоторых колонн . были обнажены [27] К своему большому удивлению, они обнаружили ряды отдельно стоящих колонн — удивительно, поскольку такие колонны почти никогда не фигурировали в классической архитектуре майя . Этот комплекс (теперь называемый «Комплексом тысячи колонн», хотя количество колонн насчитывает менее тысячи), не похожий на майя как по исполнению, так и по расположению, добавил подтверждения более ранним предположениям о том, что Чичен-Ица был чем-то вроде загадки. Такое расположение имело гораздо больше общего с архитектурными стилями цивилизаций центральной Мексики (на расстоянии более тысячи километров), чем со стилем классических или доклассических майя. В частности, этот комплекс и некоторые другие, которые постепенно открывались, по-видимому, имели много общего со сооружениями, построенными в Туле , считавшейся столицей тольтеков и расположенной примерно в 100 км к северу от современного Мехико .
В течение следующих нескольких сезонов команда расширила свои раскопки, извлекая из земляных курганов другие аномальные сооружения, такие как Храм Ягуара и Храм Воинов. В 1927 году они обнаружили под этим последним сооружение, которое они назвали «Храмом Чакмула » в честь еще одного найденного образца этой характерной скульптуры. В этих сооружениях были фрески , которые снова демонстрировали стиль, не присущий майя, или, по крайней мере, гибрид майя и немайя. Они также работали над реконструкцией Эль-Караколь , уникального круглого здания, которое считалось (и позже было подтверждено) обсерваторией . На этом месте также начались отдельные археологические раскопки, на этот раз при правительстве Мексики; Эти два проекта разделили территории для раскопок, продолжаясь бок о бок в течение нескольких лет, в несколько сдержанной, но, тем не менее, сердечной манере.
Пока Моррис курировал повседневные операции, а Шарло делал наброски фресок, Морли занимался копированием всех надписей, которые мог найти, особенно частей с датами. Поскольку большинство этих дат надписей на этом месте были записаны в сокращенной форме, известной как «Краткий отсчет», которая идентифицировала событие только в пределах периода примерно 260 лет, было трудно определить, в каком именно периоде событие упоминается. в надписях произошло. Ближе к концу проекта работа Морли над ними должна была быть в некоторой степени заменена более всесторонним анализом, сделанным Германом Бейером в 1937 году. В этой работе Бейер отмечал:
Я часто расходился с мнением доктора. [28] Сильванус Дж. Морли. Это легко объясняется тем, что он один из немногих археологов, изучавших иероглифы Чичен-Ицы. Хотя я согласен с его результатами по надписям городов Старой Империи, которые содержат множество дат и периодов времени, я считаю, что его метод обращения исключительно с календарной материей не работает в Чичен-Ице, поскольку там очень мало иероглифов такого рода. [29]
В последующие годы проекта все больше концентрировалось на завершении восстановительных работ на основных сооружениях, поскольку Морли всегда имел в виду двойную цель проекта: исследовать, а также восстанавливать, чтобы получить обещанный доход от туризма.
Сводка результатов
[ редактировать ]
Чистый результат их раскопок показал, что Чичен-Ица представляет собой необычную смесь строительных стилей: здесь существовало не только большое разнообразие стилей майя, таких как Пуук , Рио-Бек и Ченес , но и значительное присутствие мексиканских влияний, таких как Эль-Тахин , но, в частности, Толтеков. Свидетельства указывали на то, что это место было заселено, по крайней мере, с середины классического периода, но особый расцвет произошел в постклассический период, когда это место, по-видимому, принадлежало крупной державе. На основе объединенных результатов их работы, работы других, а также некоторых документированных рассказов о народах майя эпохи контактов, было сформировано мнение, что Чичен-Ица действительно был захвачен и завоеван где-то в 10 веке воинами-тольтеками с далекого запада, которые сохраняли свою власть над местными майя еще столетие или около того, только в свою очередь их заменила более поздняя смешанная группа майя-мексика, известная как Ица . Более поздние данные позволили предположить, что фактический год этого вторжения был 987, и отождествили его лидера с легендарным правителем тольтеков по имени Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль в честь мезоамериканского божества Кетцалькоатля ( К'ульк'улкан на Юкатеке).
Морли в целом был против идей о том, что на майя повлияли другие внешние группы, но в данном случае, поскольку завоевание произошло в «выродившуюся» постклассическую фазу, он нашел это приемлемым. Эта точка зрения на вторжение тольтеков на Юкатан стала точкой зрения большинства майянистов. Однако недавние исследования, проводившиеся в середине 1990-х годов, теперь поставили под сомнение эту ортодоксальность до такой степени, что многие теперь считают, что фактического вторжения не было, но сходство в стиле во многом связано с культурным распространением и торговлей, и что на самом деле существует Это свидетельствует о том, что диффузия в этот период шла в обоих направлениях. [30]
Хронология Чичен-Ицы продолжает оставаться источником споров, а ожидаемые ответы на загадку упадка классических майя неуловимы (полная «мексиканизация» силами вторжения исключена из-за отсутствия этих индикаторов в центральных и южных местах). ). Однако раскопки Карнеги существенно пополнили объем доступной информации и примечательны уже одним своим размахом, если не мелкими деталями и качеством исследований. Реконструкция этого места, проведенная Карнеги, оказалась долговременной, и сегодня это место является одним из самых посещаемых доколумбовых руин во всей Центральной Америке и Мексике, его посещают более миллиона человек в год.
Завершение проекта и последние годы
[ редактировать ]Спустя почти двадцать лет проект Карнеги в Чичен-Ице подошел к концу в 1940 году, его восстановительная и исследовательская работа была завершена, а его цели в основном достигнуты. Морли и его вторая жена Фрэнсис переехали из гасиенды Чичен, где они жили много лет, и арендовали гасиенду Ченку, которая сейчас находится в городе Мерида, Юкатан.
После закрытия проекта Чичен-Ица Морли начал проводить больше времени в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, где он жил по полгода каждый год, начиная с 1910 года он был избран в Американское философское общество . . В 1940 году [31] Он был назначен директором Школы американских исследований и Музея Нью-Мексико после смерти Эдгара Ли Хьюитта в 1946 году. Он также начал работу над крупномасштабным популярным трудом о древнем обществе майя, который завершил и опубликовал в 1946 году. « Древние майя» должны были стать одной из его наиболее успешных работ (не считая его популярных произведений в журналах), и она была посмертно переработана и переиздана несколько раз, хотя с 1980-х годов имя Морли больше не указано в качестве основного автора.
Последний раз Морли посещал Юкатан и Гасиенду Ченку весной 1948 года, всего за несколько месяцев до своей смерти. В феврале он сопровождал группу к руинам Ушмаля. [32] о том, что, возможно, было его последним визитом к руинам майя. [33] Он умер в Санта-Фе 2 сентября 1948 года в возрасте 65 лет, через два года после публикации « Древних майя» . Он был похоронен на участке кладбища Фэрвью в Санта-Фе; его вторая жена Фрэнсис Роудс Морли была похоронена на том же участке после ее смерти в 1955 году. [34]
Личная исследовательская библиотека Морли сохраняется и доступна для ознакомления в Библиотеке Лаборатории антропологии в Санта-Фе, Нью-Мексико.
Теории и ретроспективная оценка
[ редактировать ]
В свое время Морли широко считался одной из ведущих фигур в науке майя, уступая по авторитету, пожалуй, только Эрику Томпсону, чьи взгляды он в основном разделял. С конца 1920-х годов и, возможно, до середины 1970-х годов реконструкция древнего общества и истории майя, составленная Морли, Томпсоном и другими, представляла собой «стандартную» интерпретацию, с которой нужно было сравнивать конкурирующие взгляды. Однако значительные успехи, достигнутые в расшифровке иероглифического письма майя , и уточнения археологических данных, которые были сделаны с того времени, теперь поставили под сомнение большую часть этой прежней «стандартной» интерпретации, отменив ключевые элементы и существенно пересмотрев историческое описание майя. Что касается собственных исследований Морли, то их репутация в плане достоверности и качества несколько понизилась в свете недавних переоценок; [36] тем не менее, он по-прежнему считается важным деятелем в этой области.
Влияние на других ученых
[ редактировать ]Многие учёные и археологи майя получили свою первую исследовательскую возможность и работу под опекой Морли, работая над различными проектами Карнеги. Из них, пожалуй, двумя наиболее известными были Дж. Эрик С. Томпсон и Татьяна Проскурякова . Томпсон вскоре стал самой доминирующей фигурой в этой области и ее неоспоримым экспертом. Вместе с Морли он был наиболее ответственен за распространение взглядов на древних майя как миролюбивых астрономов, одержимых временем и календарными наблюдениями. Эта точка зрения стала преобладающей в течение следующих нескольких десятилетий. Проскуряков также сделал блестящую карьеру и на протяжении всей жизни сотрудничал с Институтом Карнеги; однако ее исследования в конечном итоге предоставили основные убедительные доказательства, которые позже опровергли многое из того, что утверждали Томпсон и Морли.
В 1925 году молодой английский из Кембриджа -антрополог студент по имени Джон Эрик Сидни Томпсон написал Морли письмо с просьбой о работе в программе Карнеги на раскопках в Центральной Америке. Томпсон изучил работу Морли 1915 года и на основе этого изучил календари майя , которые были особой страстью Морли. Соответственно, Институт Карнеги по настоянию Морли нанял Томпсона, и вскоре он оказался на работе в Чичен-Ице, занимаясь его архитектурной реконструкцией (для этой задачи Томпсон не имел особой квалификации). В сезоне 1925–26 Томпсон хорошо познакомился с Морли, они вместе со своими женами (молодожены Томпсон на самом деле был в медовом месяце ) вместе совершили несколько поездок. Однако в конце сезона 1926 года Томпсон оставил работу Карнеги и занял пост, предложенный Чикагским полевым музеем естественной истории. Эта должность предоставила Томпсону гораздо большую свободу и разнообразие для его исследований. Несмотря на этот шаг, Томпсон и Морли должны были остаться близкими коллегами-единомышленниками.
Ближе к концу проекта Чичен-Ица Морли наткнулся на рисунки молодой художницы и рисовальщика Татьяны Проскуряковой , которая в качестве бесплатного экскаватора сопровождала в 1936–37 годах экспедицию музея Пенсильванского университета на территорию майя Пьедрас-Неграс . Качество ее реконструктивных панорамных рисунков (изображающих, как «могло бы выглядеть» это место при использовании) настолько впечатлило Морли, что он решил записать ее в штат Карнеги. Однако это было в разгар Великой депрессии , и средств для найма было мало; также не было ясно, имел ли Морли на это соответствующие полномочия. После нескольких уговоров Морли снова предложил новаторскую схему финансирования, в рамках которой он разработал две кампании по сбору денег путем подписки для отправки Проскурякова в Копан и Юкатан . Они оказались успешными, и в 1939 году Проскуряков перешел на зарплату в Карнеги и был должным образом отправлен в Копан для сбора данных для реконструктивных чертежей этого места. [24] Поддержка Морли Проскуряковой оказалась удачной для ученых майя, поскольку она сделала долгую и успешную карьеру в Институте Карнеги и была признана одним из выдающихся ученых майя своего времени.
Взгляды на древнее общество майя
[ редактировать ]Морли утверждал, что древнее общество майя было, по сути, единой теократией , почти исключительно посвященной астрономическим наблюдениям и мистическому отслеживанию (даже «поклонению») течения времени . Эти идеи (которые более поздние работы Томпсона разовьют в полной мере) в настоящее время сильно изменены, и хотя астрономические и календарные наблюдения были явно важны для майя, сами люди теперь рассматриваются в более исторических, реалистических терминах, озабоченных также династической преемственностью. , политические завоевания, а также жизни и достижения реальных личностей.
Он также считал, что южные центры, такие как Копан и Киригуа, были объединены в классический период в рамках того, что он назвал «Старой Империей». Эта империя загадочным образом распалась, но ее остатки позже мигрировали в северные места (такие как Чичен-Ица), чтобы сформировать «Новую Империю». [37] В настоящее время общепризнано, что регион майя никогда не был объединен в рамках единого государства , а скорее, что отдельные «города-государства» поддерживали в некоторой степени независимое существование, хотя и с его непостоянными завоеваниями и местным подчинением более доминирующим центрам. В подтверждение своей точки зрения Морли разработал четырехуровневую систему классификации относительной важности, которую он приписал всем известным на тот момент основным стоянкам майя (около 116); теперь известно гораздо больше сайтов, и его система классификации теперь рассматривается как произвольная, местами противоречащая текстам сайтов, которые теперь можно (в значительной степени) прочитать. [38]
Другие идеи, выдвинутые Морли, включают предположение, что древние майя были первыми в Мезоамерике , кто одомашнил кукурузу ( Zea mays ssp. mays была дикая разновидность, известная как теосинте ), а ее прародителем . Недавние генетические исследования показали, что Морли во многом прав в этом, хотя начало его одомашнивания ( от 12 000 до 7 500 лет назад) предшествовало созданию чего-либо, напоминающего общество майя. В целом Морли считал, что древние майя были выдающейся цивилизацией Мезоамерики, от которой другие культуры черпали свое влияние. Сейчас принято считать, что другие общества (такие как сапотекское и ольмекское ) предшествовали цивилизации майя, и влияния, такие как развитие письменности и мезоамериканских календарей , были скорее наоборот; даже на более поздних этапах истории майя их регион находился под значительным влиянием центральной Мексики, например, тольтеков «вторжением» . Однако майя также оказали широкое влияние на соседние современные культуры, и это влияние было значительным, и его нельзя упускать из виду.
Майя письмо
[ редактировать ]Как и большинство других ученых майя, Морли особенно интересовала загадочная природа письменности майя . Основы календарной записи и астрономических данных были разработаны к началу 20-го века, а к 1930-м годам Джон Э. Типл разгадал (при поддержке Морли) глифы, известные как «Дополнительная серия», доказав, что они относятся к лунный цикл и может быть использован для предсказания лунных затмений . Однако основная часть текстов и надписей по-прежнему не поддавалась никаким попыткам расшифровки, несмотря на многочисленные согласованные усилия. По мнению Морли, нашедшему широкую поддержку, эти нерасшифрованные части будут содержать лишь большую часть той же самой астрономической, календарной и, возможно, религиозной информации, а не фактические исторические данные. В 1940 году он писал: «Время в его различных проявлениях, точная запись его основных явлений составляет большую часть письменности майя». [39] Он также написал, что сомневается в том, что какой-либо топоним в текстах встретится . Он предположил, что система письма майя основана главным образом на идеографических или пиктографических принципах, и что, если они присутствуют, какие-либо элементы фонетики всегда будут «затмеваться [ред]» идеографическим значением, присвоенным каждому глифу. [40] То есть, с точки зрения Морли, каждый глиф по существу представлял слова, идеи и концепции в целом , а не изображал отдельно отдельные звуки языка , произнесенные писцами, которые их написали (за возможным исключением редких ребусу элементов, подобных ). , как это уже было продемонстрировано для ацтекской письменности ). [41]
Убедительные доказательства, опровергающие эту точку зрения, стали известны только после смерти Морли, начиная с Юрия Кнорозова работ в 1950-х годах. В течение следующих десятилетий другие майянисты, такие как Проскуряков, Майкл Д. Коу и Дэвид Х. Келли, еще больше расширили это фонетическое направление исследований, которое противоречило общепринятой точке зрения, но оказывалось все более плодотворным по мере продолжения их работы. К середине 1970-х годов для большинства становилось все более очевидным, что система письма майя представляла собой логослоговую систему, представляющую собой смесь логограмм и фонетических компонентов, включающую полностью функциональное слоговое письмо . [42]
Эти открытия привели к успешной расшифровке многих текстов, которые были непонятны (и почти «отвергнуты») Морли и «старой школой». Оглядываясь назад, можно сказать, что эти прорывы могли бы быть реализованы раньше, если бы не Морли, а позже и Эрик Томпсон, почти «принципиальная» позиция против фонетического подхода. Следовательно, большинство попыток Морли продвинуться в понимании письменности майя были отвергнуты.
Особой страстью Морли было изучение календаря майя и связанных с ним надписей, и в этом отношении он сделал полезные пояснения, которые выдержали более позднюю проверку. Его талант заключался не столько в создании инноваций, сколько в пропаганде и объяснении работы различных систем. Он был особенно опытен в восстановлении календарных дат по потрепанным и выветрившимся надписям благодаря своему большому знакомству с различными глифическими стилями элементов цолькин , хааб и длинного счета . Тем не менее, сосредоточив внимание на календарных деталях, он часто упускал из виду или даже пренебрегал документацией других некалендарных аспектов письменности майя; В результате полнота некоторых его публикаций сильно пострадала. Некоторые ведущие деятели более позднего поколения майянистов стали считать его публикации уступающими по деталям и объему публикациям его предшественников, таких как Теоберто Малер и Альфред Модслей, — репродукции более низкого качества, опущенные тексты, иногда неточные рисунки. [43]
Археология
[ редактировать ]Как руководитель проектов археологических раскопок, Сильванус Морли пользовался большим уважением и любовью своих коллег и работодателей в Совете Карнеги, несмотря на его более позднее переход к «более легким обязанностям». Реконструкции Чичен-Ицы и других мест вызвали широкое восхищение; но с точки зрения результатов исследований и полученной документации наследие этих проектов не совсем соответствовало тому, чего можно было ожидать от такого длительного расследования. Для некоторых более поздних исследователей майя «...несмотря на семнадцать лет исследований Карнеги в Чичен-Ице, этот всемирно известный город все еще остается археологической загадкой»; [44] он сравнительно мало изучен, учитывая объем работы, проделанной над ним под руководством Морли. Коу также отмечает, что многие талантливые люди, такие как Томпсон, потратят больше времени на восстановление этого места для последующего туризма, чем на реальные исследования. Сам Томпсон позже заметил, вспоминая свое время работы в Карнеги:«...в моей памяти кажется, что я лично передвигал каждый благодатный камень». [45]
Суммирование
[ редактировать ]Несмотря на более поздние переоценки, которые должны были несколько притупить блеск его достижений, Сильванус Морли остается заметной и уважаемой фигурой в науке майя. Его публикации теперь в целом заменены, за исключением его календарных сборников. Его эпиграфические работы, которые были его личным постоянным интересом («Принести домой эпиграфический бекон» было его любимой цитатой), [46] также в целом устарел, хотя и пользовался широкой поддержкой в течение нескольких десятилетий после его смерти. Возможно, вклад, который сегодня остается наиболее значимым, является результатом его вдохновения на исследовательские программы Карнеги, его энтузиазма и поддержки, оказанных другим ученым, а также неоспоримых успехов в восстановительных усилиях, которые сделали памятники майя по праву знаменитыми. У него был особый талант передавать свое увлечение этой темой более широкой аудитории, и при жизни он стал довольно широко известен как, возможно, типичная модель центральноамериканского ученого и исследователя начала 20-го века, дополненная его вездесущим пробковым шлемом . Некоторые даже предположили [47] что его жизнь и подвиги, возможно, послужили источником вдохновения для создания персонажа Индианы Джонса в фильмах Спилберга ; Сам Институт Карнеги упоминает, что это мог быть также полевой директор Морли в Чичен-Ице Эрл Моррис. [48]
Сильвануса Морли также запомнили как представителя и представителя народов майя , среди которых он проводил так много времени и у которых в противном случае не было средств, чтобы напрямую обратиться к более широкой общественности с некоторыми из их проблем.
Основные работы
[ редактировать ]Публикации Морли включают:
- 1915 – Введение в изучение иероглифов майя.
- 1920 – Надписи Копана
- 1938 - Надписи Петена (5 томов).
- 1946 - Древние майя (Пало-Альто: издательство Стэнфордского университета, 1946; исправленное 3-е изд., выпущенное в 1956 г. Г.В. Брейнердом )
В дополнение к своей научной работе Морли считал важным поделиться с общественностью своим энтузиазмом по поводу древних майя. Он написал популярную серию статей о майя и различных местах майя в журнале National Geographic Magazine . Несколько более поздних археологов вспоминали, что их юношеское знакомство с этими предметами, «ярко иллюстрированными цветопередачей предполагаемой девственницы в тонком хуипиле [разновидности одежды], брошенной в Священный сенот», привлекло их в поле зрения с первых же дней. место. [49]
Всю свою взрослую жизнь Морли вел ежедневный дневник, в котором подробно описывал свои открытия, проекты и раскопки. [50] Эти дневники и его полевые заметки публикуются на сайте Mesoweb.com. [51]
Морли Позже выяснилось, что «Древние майя» стали основным источником, использованным в нескольких попытках подделки рукописей эпохи мезоамериканских завоеваний, таких как «Истории конкиста дель Майяб» , « Рукопись Канека » и некоторых других. Эти документы якобы представляют собой современные отчеты, написанные примерно в 17 веке и «обнаруженные» в середине 20 века. В рукописях описывались различные аспекты культуры майя и подробно описывались некоторые эпизоды ранней испанской колониальной истории; некоторые из них также включали иллюстрации символов майя. Хотя некоторые источники первоначально считали их подлинными, более поздний анализ продемонстрировал поразительное сходство с испаноязычным изданием работ Морли и, таким образом, определил их как современные подделки, созданные где-то между 1950 и 1965 годами. [52]
«Другой» Сильванус Грисволд Морли
[ редактировать ]Другой известный человек современности носил имя Сильванус Грисволд Морли. Этот второй, известный как С. Грисволд Морли, на самом деле был старшим двоюродным братом по материнской линии первого, родившегося 23 февраля 1878 года в Болдуинвилле , округ Вустер , Массачусетс . Первоначально его окрестили Сильванусом Грисволдом Смоллом («Сильванус Грисволд» — семейная реликвия), но он изменил свою фамилию со Смолла на Морли, когда ему было чуть больше двадцати, когда его отец сделал то же самое. В результате во многих биографических ссылках путаются детали этих двух событий, например, смена места их рождения.
С. Грисволд Морли поступил в Гарвард раньше археолога Сильвануса, а позже сделал карьеру профессора испанского языка в Калифорнийском университете в Беркли . [53] В своей автобиографии испанский профессор отметил последствия изменения имени и последующей путаницы:
Однако больше всего прав на жалобу имел мой двоюродный брат Сильванус Грисволд Морли, знаменитый археолог. Этот шаг сделал нас омонимами и породил бесконечную путаницу. Посмотрите «Кто есть кто в Америке», и вы узнаете факты. Загляните в библиотечный каталог, и вам повезет узнать что угодно, кроме ошибок. Сильванус, самый добродушный человек, никогда не протестовал. Он учился в Гарварде, пока я учился в магистратуре. Школа. Иногда я получал его Univ. векселя, а реже — заготовки, дующие от его огней любви. Я думаю, что у него нет ничего из моего. [54]
Этот Морли, пожалуй, наиболее известен исследователям американской культуры своим ранним интересом к старым крытым мостам как историческим сооружениям. Его книга «Крытые мосты Калифорнии» (University of California Press, 1938) остается важным справочным изданием по этой теме.
Сильванус Г. (Смолл) Морли умер в 1970 году; его сын Томас опубликовал свои автобиографические заметки посмертно.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Прозвище, под которым его в народе называли, как выразился Эрик Томпсон, «от Клуба Космос в Вашингтоне до Американского клуба в Гватемала-Сити». См. Томпсон (1949, стр. 293).
- ^ Ройс и Харрисон (1949, стр.215), Томпсон (1949, стр.293). Некоторые источники ошибочно указывают, что местом его рождения является Массачусетс, что явно путает с местом его рождения его двоюродного брата, которого также звали Сильванус Грисволд Морли.
- ^ Ройс и Харрисон (1949, стр.215), Томпсон (1949, стр.293). PMC позже стал Университетом Уайденера .
- ^ Jump up to: а б с Томпсон (1949, стр.293)
- ^ Ройс и Харрисон (1949, стр.215)
- ^ Jump up to: а б с Коу (1992, стр. 126), Томпсон (1949, стр. 294)
- ^ «Выдающаяся семья» (PDF) . Новости ЧВК . 9 (2). Честер, Пенсильвания: Военный колледж Пенсильвании: 1, 4 января 1926 г. OCLC 36641738 . Архивировано из оригинала (онлайн-факсимиле в формате PDF) 10 сентября 2008 г.
- ^ Киддер (1950, стр.94).
- ^ Jump up to: а б Томпсон (1949, стр.294)
- ^ Брунхаус (1971, стр.32,38)
- ^ Китчел (2005)
- ^ Брунхаус (1971, стр. 41–47)
- ^ Брунхаус (1971, стр. 64–73).
- ^ Шарер (1994, стр.388).
- ^ См., в частности, Харрис и Сэдлер (2003, пасс. ).
- ^ Прайс (2006, стр. 118).
- ^ Прайс (2006, стр. 116).
- ^ Цена (2003)
- ^ Харрис и Сэдлер (2003); цитата также воспроизведена у Прайса (2006, стр. 116).
- ^ Боас получил информацию, которая касалась Морли и трех других американских ученых, Герберта Спиндена , Х. Э. Мехлинга и Дж. Олдена Мэйсона ; см. Паттерсон (2001, стр. 53).
- ^ Цитата воспроизведена у Паттерсона (2001, стр. 53); также Прайс (2006, стр. 118).
- ^ Паттерсон (2001, стр. 53–54). Прайс (2006, стр. 118) отмечает, что в голосовании «доминировали ученые, которых он обвинял в шпионаже, и их соратники».
- ^ См. Прайс (2003); также расширенное обсуждение в главе Прайса «Плащ и мастерок» в «Археологической этике» (Прайс, 2006).
- ^ Jump up to: а б Виллела (2000, стр.2).
- ^ См. Wolf and Tam (2004, стр. 181–185) для обсуждения и оценки результатов Редфилда. По мнению Редфилда, уменьшающаяся изоляция и однородность (переезд из племени в крестьянскую деревню, в поселок, в городской центр) были причинами повышения уровня дезорганизации, секуляризации и индивидуализации среди майя. Общинами, изученными Редфилдом и его сотрудниками, были Тусик («племенная индейская» деревня), Чан Ком («крестьянская» деревня, в основном поселение недавних колонистов), Дзинтас (город) и Мерида , столица (и единственная) город штата Юкатан.
- ↑ 22–23 февраля 1923 г., дневники Сильвануса Морли, Документы Сильвануса Морли, Американское философское общество, Филадельфия; Джон М. Уикс и Джейн А. Хилл (редакторы), Майя Карнеги: Программа майя Института Карнеги в Вашингтоне, 1913–1957 (Боулдер, Колорадо: University of Colorado Press, 2006) 66
- ^ Биография Шарло (McVicker 1994).
- ↑ Морли (как и многие его современники), которого почти повсеместно называют «доктором», на самом деле не имел ученой степени; см. Коу (1992, стр. 127).
- ^ Бейер (1937), стр.3 предисловия (воспроизведено онлайн на Mesoweb).
- ^ Восс и Кремер (2000).
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Поллок (1950)
- ^ Брунхаус (1971, стр.292)
- ^ см. также Kidder 1950. Архивировано 19 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Восс и Кремер (2000)
- ^ См., например, Хьюстон (1989, стр. 11), который пишет: «Его расшифровки сейчас кажутся несколько незначительными, его фотографии и рисунки значительно ниже стандартов, достигнутых Модслеем и Малером». См. также суммирование Коу (1992, стр. 128–129).
- ^ Коу (1992, стр.127).
- ^ Коу (1992, стр. 126–129).
- ^ Морли (1940, стр. 144–149). Цитата из Коу (1992, стр. 143; см. также № 37).
- ^ Морли (1975, стр.30). В целом Морли пишет, что, хотя можно было бы ожидать, что будет идентифицировано больше фонетических элементов, «... идея, передаваемая глифом, всегда будет затмевать его фонетическое значение».
- ↑ Вслед за Бринтоном Морли использует слово «икономатический» для этих ребусоподобных элементов, и, допуская, что письменность майя, вероятно, содержала подобные элементы, их фонетическая ценность могла быть только вторичной по отношению к их идеографическому прочтению; см. Морли (1975, стр. 26–29).
- ^ См. описание сценария у Коу (1992, стр. 262–265); Хьюстон (1989, стр. 33–42). См. также статью о скриптах Maya .
- ^ Коу (1992, стр. 127–129).
- ↑ Цитата из Коу (1992, стр. 128).
- ^ Томпсон [1963] (1994, стр.30), цитируется по Коу (1992, стр.128).
- ^ Коу (1992, стр.129); Хьюстон (1989, стр. 11).
- ^ См., например, Китчел (2005).
- ^ «Карнеги отмечает 100-летие научных прорывов» (пресс-релиз). Институт Карнеги. 10 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 20 ноября 2007 г.
- ^ Коу (1992, стр.126).
- ^ Киддер 1959
- ^ Райс и Уорд, 2021 г.
- ^ Прем (1999).
- ^ «С. Грисволд Морли, испанский и португальский: Беркли» . Калисфера . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Морли, Томас, изд. (1997). «Одна жизнь: нетрансцендентальная автобиография» . Автобиографические сочинения Сильвануса Грисволда (Маленького) Морли .
Ссылки
[ редактировать ]- Бейер, Герман (1937). Исследования надписей Чичен-Ицы (PDF) . Вклад в американскую археологию, № 21. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги в Вашингтоне . OCLC 3143732 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2003 г. Проверено 26 октября 2005 г.
- Броуман, Д. (2011). «Шпионаж американских археологов во время Первой мировой войны». Вестник истории археологии . 21 (2): 10. дои : 10.5334/bha.2123 .
- Брунхаус, Роберт Л. (1971). Сильванус Г. Морли и мир древних майя . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-0961-9 . OCLC 208428 .
- Коу, Майкл Д. (1992). Нарушение Кодекса Майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05061-3 . ОСЛК 26605966 .
- Флинт, Ричард; Ширли Кушинг Флинт (nd). «Эдгар Ли Хьюитт (1865–1946)» . Проект цифровой истории Нью-Мексико . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 5 февраля 2011 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- Фаулер, Дон Д. (осень 2003 г.). «Э. Л. Хьюитт, Дж. Ф. Циммерман и начало антропологии в Университете Нью-Мексико, 1927–1946» (онлайн-воспроизведение в формате PDF) . Журнал антропологических исследований . 59 (3): 305–327. дои : 10.1086/jar.59.3.3631478 . ISSN 0091-7710 . OCLC 98543139 . S2CID 163669721 .
- Харрис, Чарльз Х.; Луи Р. Сэдлер (2003). Археолог был шпионом: Сильванус Г. Морли и Управление военно-морской разведки . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 978-0-8263-2937-0 . OCLC 50866915 .
- Хьюстон, Стивен Д. (1989). Читая прошлое: символы майя . Лондон: Публикации Британского музея . ISBN 978-0-7141-8069-4 . OCLC 18814390 .
- Киддер, Альфред В. (1950). «Сильванус Грисволд Морли, 1883–1948». В Артуре Дж. О. Андерсоне (ред.). Морлеана: Сборник сочинений в память о Сильванусе Грисволде Морли, 1883–1948 гг . Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американских исследований и Музей Нью-Мексико . ОСЛК 2299071 .
- Киддер, Альфред В. (декабрь 1959 г.). «Дневник Сильвануса Дж. Морли». Труды Американского философского общества, проводимые в Филадельфии для распространения полезных знаний . 103 (6): 778–782. ISSN 0003-049X . OCLC 1480557 .
- Китчел, Жанин (2005). «Сильванус Морли: исследователь, нанесший Чичен-Ицу на карту» . Планета.com. Архивировано из оригинала 15 мая 2006 г. Проверено 10 июля 2006 г.
- Маквикер, Дональд (1994). «Художник, ставший археологом: Жан Шарло в Чичен-Ице» . Коллекция Жана Шарло . Архивировано из оригинала 21 декабря 2005 г. Проверено 25 октября 2005 г.
- Морли, Сильванус Г. (1915). Введение в изучение иероглифов майя . Бюллетень Бюро американской этнологии Смитсоновского института №. 57. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография . ОСЛК 987006 .
- Морли, Сильванус Г. (1975) [1915]. Введение в изучение иероглифов майя . с новым введением и библиографией Дж. Эрика С. Томпсона (полное переиздание оригинального издания 1915 года). Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-23108-2 . OCLC 1670528 .
- Морли, Сильванус Г. (1940). «Эпиграфия майя». У Кларенса Л. Хэя; Ральф Линтон; Сэмюэл К. Лотроп; Гарри Л. Шапиро; Джордж К. Вайллант (ред.). Майя и их соседи . Нью-Йорк: Д. Эпплтон Сенчури . стр. 139–149. ISBN 978-0-8486-4466-6 . OCLC 17761899 .
- Паттерсон, Томас Карл (2001). Социальная история антропологии в Соединенных Штатах . Оксфорд и Нью-Йорк: Берг. ISBN 978-1-85973-489-6 . OCLC 48551832 .
- Перес де Лара, Хорхе (nd). «Краткая история и археология Чичен-Ицы» . Возможности Mesoweb . Месовеб . Проверено 25 октября 2005 г.
- Перри, Ричард Д., изд. (2001). Исследование Юкатана: Антология путешественника . Санта-Барбара, Калифорния: Espadaña Press. ISBN 978-0-9620811-4-9 . OCLC 48261466 .
- Поллок, Гарри ЭД (1950). «Динамичный лидер проекта Чичен-Ица». В Артуре Дж. О. Андерсоне (ред.). Морлеана: Сборник сочинений в память о Сильванусе Грисволде Морли, 1883–1948 гг . Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американских исследований и Музей Нью-Мексико . стр. 203–207. ОСЛК 2299071 .
- Прем, Ханнс Дж. (1999). «Рукопись Канека» и другие фальшивые документы». Древняя Мезоамерика . 10 (2): 297–311. дои : 10.1017/S0956536199102062 . ISSN 0956-5361 . S2CID 162449014 .
- Прайс, Дэвид Х. (2003). «Книги: Плащ и Мастерок» . Археология . Том. 56, нет. 3. Нью-Йорк: Археологический институт Америки . ISSN 0003-8113 . ОСЛК 60630461 . Проверено 28 июля 2006 г.
- Прайс, Дэвид Х. (2006). «Плащ и Мастерок». У Карен Д. Вителли; Чип Колвелл-Чантафон (ред.). Археологическая этика (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс . стр. 116–124. ISBN 978-0-7591-0962-9 . OCLC 61362730 .
- Ройс, Ральф Л.; Маргарет В. Харрисон (январь 1949 г.). «Сильванус Грисволд Морли, 1883–1948». Американская древность . 14 (3): 215–221. дои : 10.1017/S0002731600013032 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 275599 . ОСЛК 1479302 . S2CID 164588288 .
- Райс, Пруденс М. и Кристофер Уорд (2021). Полевые археологические дневники Сильвануса Грисволда Морли: 1914–1916 (PDF) . Сан-Франциско: Mesoweb.com.
- Шарер, Роберт Дж. (1994). Древние майя (5-е, полностью переработанное и дополненное изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-2130-1 . ОСЛК 28067148 .
- Сзе, Корин П. (nd). «Кладбище Фэрвью» . Проект цифровой истории Нью-Мексико . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 5 февраля 2011 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- Томпсон, Дж. Эрик С. (апрель – июнь 1949 г.). «Сильванус Грисволд Морли, 1883–1948» . Американский антрополог . Новая серия. 51 (2): 293–297. дои : 10.1525/aa.1949.51.2.02a00090 . ISSN 0002-7294 . OCLC 1479294 .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1994) [1963]. Археолог майя (2-е американское изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-1206-0 . OCLC 30074945 .
- Виллела, Кристан Д. (2000). «Морли нанимает Татьяну Проскурякову» (онлайн-воспроизведение в формате PDF) . Журнал ПАРИ . Я (2). ISSN 1531-5398 . OCLC 44780248 . Проверено 28 июля 2006 г.
- Восс, Александр В.; Х. Юрген Кремер (2000). «Как-у-пакал, Хун-пик-ток и Коком: политическая организация Чичен-Ицы» (PDF) . У Пьера Робера Кола (ред.). Священное и мирское: архитектура и идентичность в низменностях майя (материалы 3-й Европейской конференции майя) . 3-я Европейская конференция майя, Гамбургский университет, ноябрь 1998 г. Маркт Швабен, Германия: Verlag Anton Saurwein . ISBN 3-931419-04-5 . OCLC 47871840 . Проверено 26 октября 2005 г.
- Вольф, Эрик Р .; Натаниэль Тарн (2004). «Роберт Редфилд». В Сайделе Сильвермане (ред.). Тотемы и учителя: ключевые фигуры в истории антропологии (2-е изд.). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс . стр. 177–198. ISBN 978-0-7591-0459-4 . OCLC 52373442 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Американские мезоамериканцы
- Майянисты
- Мезоамериканские археологи
- Мезоамериканские эпиграфисты
- 1883 рождения
- 1948 смертей
- Сотрудники Управления военно-морской разведки
- Шпионы США времен Первой мировой войны
- Люди из Честера, штат Пенсильвания
- Выпускники Университета Уайденера
- Выпускники Гарвардского университета
- Калакмуль
- Мезоамериканцы 20-го века
- Американские археологи 20-го века
- Члены Американского философского общества