Jump to content

Цолькин

(Перенаправлено с Цолькина )

Цолькин [1] ( Произношение майя: [t͡sol ˈkʼin] , ранее и обычно tzolkin ) — 260-дневный мезоамериканский календарь , используемый цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике . [ нужна ссылка ]

Цолькин, основной цикл календаря майя , является выдающимся компонентом общества и ритуалов древних и современных майя. Цолькин до сих пор используется несколькими общинами майя в горной местности Гватемалы . Хотя его использование распространяется в этом регионе, этой практике противостоят новообращенные христиане- евангелисты в некоторых общинах майя.

Слово цолькин , означающее «разделение дней», [ нужна ссылка ] — западная монета майя Юкатека . Современные группы майя, которые уже более 500 лет ведут непрерывный счет в цолькине, используют в своих языках другие термины. Например, киче используют термин Aj Ilabal Qʼij [aχ ilaɓal qʼiχ] или Raj Ilabal Qʼij [ɾaχ ilaɓal qʼiχ], «чувство дня» или «круг дней». [ нужна ссылка ] и Какчикель используют термин Чол Q'ij [t͡ʃol q'iχ], «организация времени». [ нужна ссылка ] Названия этого календаря среди доколумбовых майя не получили широкой известности. Соответствующий постклассический ацтекский назывался тональпоуалли календарь на языке науатль .

Названия двадцати дней

[ редактировать ]

Календарь цолькин объединяет цикл из двадцати названных дней с другим циклом из тринадцати чисел ( трецена ), образуя 260 уникальных дней (20 × 13 = 260). [2] Каждый последующий названный день нумеруется от 1 до 13, а затем снова начинается с 1.

20 отдельных названных дней следующие:

Календарь Цолькин: названные дни и связанные с ними символы (последовательно) [3]
Сек.
Н . 1
День
Имя 2
Надпись
пример глифа 3
Кодекс
пример глифа 4
16 век.
Юкатек 5
Реконструированный
Классическая Майя 6
Сопутствующие природные явления
или значение 7
01 Имикс Имикс Ха' (?) кувшинка , крокодил
02 Конец я Конец ветер, дыхание, жизненная сила
03 Акбал Акбал Акаб (?) темнота, ночь, ранний рассвет
04 Против Может Ох (?) Сеть, жертва
05 Курица Читян (неизвестный) Космологическая змея
06 Нравиться Чими Чам (?) смерть
07 Маник' Шарик флаг (?) олень
08 раскол раскол Экъ/Ламахт (?) Венера , звезда, спелость, кукурузы семена
09 Грандиозный Мулюк (неизвестный) нефрит , вода, подношение
10 Хорошо Ок Также (?) собака
11 Чувэнь Чуэн (неизвестный) обезьяна-ревун
12 Эб Эб (неизвестный) дождь
13 Бен Бен (неизвестный) зеленая/молодая кукуруза , семена
14 IX IX Хикс (?) ягуар
15 Мужчины Мужчины Писать (?) орел
16 Киб Сиб (неизвестный) что-нибудь
17 Пальто Жаловаться Линия/Линия (?) земля
18 Эцнаб Эцнаб (неизвестный) кремень
19 Ребята Кауак (неизвестный) ливень
20 Ну давай же Мне Ну давай же господин , правитель, солнце

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Порядковый номер названного дня в календаре Цолькин.
  2. Название дня в стандартизированной и исправленной орфографии Гватемальской Академии де Ленгуас Майас.
  3. Пример глифа ( логограммы ) названного дня, типичного для монументальных надписей (вариант « картуш »). Обратите внимание, что для большинства из них также существует несколько альтернативных форм.
  4. Пример глифа в стиле кодекса Майя . При рисовании или раскрашивании чаще всего использовался более экономичный стиль глифа; смысл тот же. Опять же, существуют вариации глифов в стиле кодекса.
  5. Название дня, записанное в юкатекских языковых отчетах XVI века, по словам Диего де Ланды ; эта орфография (до недавнего времени) широко использовалась
  6. В большинстве случаев название дня, произносимое во времена классического периода (ок. 200–900 гг.), когда было сделано большинство надписей, неизвестно. Приведенные здесь версии (на классическом майя , основном языке надписей) реконструированы на основе фонологических сравнений; '?' Символ указывает, что реконструкция является предварительной.
  7. Каждый названный день имел общую ассоциацию или отождествление с определенным природным явлением.

Цолькин не имеет общепризнанного начала и конца, хотя в книгах Чилам Балам есть конкретные ссылки на 1 Имикс как на начало дня.

Каждый из двадцати дней имеет свою особую основную ассоциацию, связанную со значением названия дня. [4]

  • Imix : «Крокодил» — тело рептилии планеты Земля или мира.
  • Ик : «Ветер» – дыхание, жизнь. Также насилие.
  • Акбал : «Ночной дом» – тьма, подземный мир, царство ночного ягуара-солнца.
  • Кан : «Кукуруза» – знак молодого господина кукурузы, приносящего изобилие и спелость. Также ящерица, сеть.
  • Читян : «Змея» — небесный змей.
  • Чими : «Смерть»
  • Маник : «Олень» — знак Хозяина Охоты.
  • Ламат : «Кролик» — знак того, что также известно как планета Венера, закат. Глиф может изображать четыре зерна кукурузы. Вызывается Шкиком женским именем «Икханил » .
  • Мулук : «Вода» — символизируется нефритом, аспектом водных божеств; рыба. женским именем «Икстой» Вызывается Xquic .
  • Oc : «Собака» — которая ведет ночное солнце через подземный мир.
  • Чуен : «Обезьяна» – великий мастер, покровитель искусств и знаний. Также нить.
  • Eb : «Трава» или «Точка» – ассоциируется с дождем и штормом.
  • Бен : «Рид» – который способствует росту кукурузы, тростника и человека.
  • Ix : «Ягуар» – ночное солнце. Также кукуруза. Связан с богиней Икшель .
  • Мужчины : «Орел» – мудрый, птица, луна.
  • Cib : «Сова/Стервятник» — птицы-смерти ночи и дня. Также воск, душа, насекомое.
  • Кабан : «Землетрясение» – грозная сила. Тоже сезон, подумал.
  • Эцнаб : «Нож» — обсидиановый жертвенный клинок.
  • Кауак : «Дождь» или «Шторм» — небесные змеи-драконы и чаки, боги грома и молнии.
  • Ахау : «Господь» – сияющий бог солнца. Также ассоциируется с героями-близнецами майя .

Приведенные ниже варианты названий и ассоциаций являются общими для трех горных календарей Гватемалы после завоевания. Их интерпретации основаны главным образом на рукописи Эрнандеса Спины 1854 года . [5]

  • Имокс — плохой день, связанный с безумием, в который жрецы солнца молятся, чтобы их врагам был причинен вред через злых духов.
  • Iq – плохой день, символизирующий разрушительные силы природы; эта сила локализована в каменных идолах, которых почитают благовониями, розами, свечами, сосновыми иголками и aguardiente . Влиянию этого дня объясняются опухоли и болезненные отеки.
  • Акабаль — плохой день, в который жрецы солнца идут в святилища, чтобы помолиться против своих врагов. Этот день символизирует зло вообще и клеветников в частности.
  • Кат — плохой день в том же смысле, что и Акабаль, символ зла в целом.
  • Кан – плохой день. Он приносит болезни и символизирует произвольную жестокость природы.
  • Каме описан как плохой день одним источником 19-го века и как хороший день одним источником 20-го века, Рут Лией Бунцель . Это символ окончательного растворения посредством смерти всего доброго и всего злого. Это хороший день, чтобы признаться в своих злых поступках и попросить прощения.
  • Кидж – хороший день для загадывания желаний. Это хороший день, чтобы попросить об одолжении и почтить память предков.
  • Канил — хороший день, посвященный богам плодородия, связанный с питанием человека, ростом урожая, циклом смерти и возрождения и милпа . После сбора урожая в Канил совершается благодарение.
  • Тодж — плохой день, символизируемый болезнью, и любой, кто родился в него, будет развратным. Это хороший день, чтобы желать болезни врагу.
  • Ци – плохой день, символизируемый сексуальной развращенностью. В этот день нельзя проводить никаких церемоний.
  • Бац – плохой день, символизируемый параличом. По мнению некоторых, это добрый день, символизирующий предков.
  • E — хороший день, символизируемый судьбой, удачей и основными характеристиками личности. Это день, когда можно заключать браки и приносить жертвы милостивым божествам.
  • Адж — хороший день, посвященный богам плодородия, пастухам и домашним животным. Этот день символизирует судьбу человека, воплощенную в нагвале .
  • IX – хороший день, посвященный горным и лесным духам. В этот день можно искать защиты от волков и диких хищников, в пользу стад и животных. Этот день символизирует творческую силу в целом и саму Землю.
  • Цикин – самый прекрасный день на свете. Двойные подношения совершаются в святилищах, в лесах и пещерах. Это день, когда можно загадывать желания, просить прощения и решать важные дела.
  • Аджмак также является очень хорошим днем, священным для духов, отвечающих за хорошее здоровье.
  • Нодж — благоприятный день, в который можно молиться за благоразумие. Этот день символизирует как аморальные, так и моральные качества человечества.
  • Тихакс – хороший день. Это день словесных споров и хороший день для исповедания грехов.
  • Кавок считается безразличным или плохим днем. Это символ злобы мертвых.
  • Джунапу или Аджпу – равнодушный день, ни плохой, ни хороший предзнаменование, в который сила предков олицетворяется самим домом.

Использование

[ редактировать ]

Цолькин широко использовался в надписях и кодексах майя. Символика, связанная с цолькином, также наблюдается в « Пополь Вух» (который, хотя и написан в ранний период после завоевания, вероятно, основан на более древних текстах). Например, когда Шмукане поставил перед Шкиком невыполнимую задачу — собрать сеть кукурузы с одного стебля, и Шкуик успешно выполнил ее, она оставляет отпечаток своей сети в земле, и день «сеть» — это открытие Венеры. цикл , который следует за «ахау» («аджпу» на языке киче), так же, как ее ребенок является наследником Хун Хунаджпу. [6]

Использование календаря древними майя неизвестно, тем не менее, современные сообщества майя используют календарь следующим образом:

  • Для выращивания кукурузы . ( Дни транзита в зените могли иметь важное значение для сельского хозяйства вдоль южного побережья Гватемалы , поскольку 30 апреля приходится на период незадолго до сезона дождей. Современные майя сажают кукурузу в конце апреля или начале мая. 13 августа В зенит транзита майя начинают свою нынешнюю эру в этот день» , что приближает сбор урожая сушеной кукурузы.
  • Современные горцы Гватемалы тратят 260 дней на обучение Aj Kij , или «прорицателю календаря». Через девять месяцев после начала обучения гаданию новичок «возрождается» и получает посвящение в должность. Цолькин в принципе объясним как календарь акушерок, поскольку он отсчитывает 260 дней от 20-дневного периода зачатия, от момента начала биения сердца плода, до момента рождения.
  • Для ритуалов, проводимых каждые 260 дней. Самым известным из них является празднование «Посвящения» 8-го Чувена, Ваксакиб Батц , в Киче городе Санта-Крус-дель-Киче .
  • На дни, подходящие для определенных действий. Например, Акабаал или Бэн с небольшим числом будет хорошим днем ​​для свадьбы, тогда как Кан будет хорошим днем ​​для строительства или обслуживания дома.
  • Для гадания, основанного на жребии и отсчете вперед по календарю от текущего «носителя года», чтобы получить день, который затем интерпретируется. Это не чистая клеромантия , поскольку соматические подергивания «кровавых молний» могут либо специально консультироваться, либо возникать спонтанно во время процесса.
  • Традиционные имена майя, основанные на календарных днях, часто — дни рождения. Как и в других системах астрологии , с днями рождения связаны личные характеристики.

Происхождение

[ редактировать ]

260-дневный календарь распространился по всему мезоамериканскому культурному региону и считается старейшей и наиболее важной из календарных систем, возникший еще до его первого появления в надписях майя. [7] Самым ранним свидетельством существования этого календаря является возможный знак дня с точечным цифровым коэффициентом в ольмекской надписи в пещере Октотитлан, датируемой 800-500 гг. до н.э. [8] Некоторые из следующих старейших календарных надписей происходят из ранних слоев сапотеков в высокогорье Оахакана в таких местах, как Монте-Альбан , и датируются серединой 1-го тысячелетия до нашей эры. Несколько более ранних надписей и артефактов имеют что-то похожее на календарные глифы, например, в Сан-Хосе-Моготе и в Ольмека регионе побережья Мексиканского залива . Однако ученые оспаривают либо метод датировки, либо календарную природу глифов. [9] Самым ранним однозначным письменным упоминанием является знак 7 дней оленей, найденный на фресках на центральном равнинном участке майя Сан-Бартоло, Гватемала, датированный III веком до нашей эры. [10] но теперь очевидно, что происхождение 260 дней гораздо раньше. Археоастрономическое исследование показало, что ряд архитектурных комплексов, построенных в конце второго и начале первого тысячелетия до нашей эры в районе южного побережья Мексиканского залива в Мексике, ориентированы по положениям Солнца на горизонте в определенные даты, разделенные интервалами, кратными 13 и 20 дней. Поскольку это были элементарные периоды 260-дневного цикла, ориентации, обозначающие эти интервалы, можно объяснить только в связи с этим календарем. Датировка самых ранних построек указывает на то, что они использовались к 1100 году до нашей эры. [11]

Первоначальная цель такого календаря, не имеющего очевидной связи с каким-либо астрономическим или геофизическим циклом, точно не известна, но существует несколько теорий. Одна из теорий состоит в том, что календарь возник в результате математических операций, основанных на числах тринадцать и двадцать, которые были важными числами для майя (Томпсон 1950: Иероглифическое письмо майя: Введение). Число двадцать было основой системы счета майя, взятой из общего количества человеческих цифр. (См. цифры майя ). Тринадцать символизировали количество уровней в Верхнем мире, где жили боги, и современные хранители дня также называют это количество «суставов» в человеческом теле (лодыжки, колени, бедра, плечи, локти, запястья и шея). Перемноженные числа равны 260.

Барбара Тедлок изучала эту систему в современной общине киче-майя муниципалитета Момостенанго в высокогорной Гватемале. Она прошла формальное обучение календарному гаданию у местного адепта и получила посвящение в прорицателя в 1976 году. Она говорит: «Момостеканский календарь охватывает как 260-дневный цикл, так и 365-дневный солнечный год с четырьмя классическими годами майя. -носители, или Мам, систематически связывающие эти два цикла. 260-дневный цикл считается прочно связанным с мирскими или земными делами, отражая не астрономический период, а скорее период человеческого развития. Прошлые этнографические отчеты об этом цикле содержат различные противоречивые мнения. каков его первый день, но сравнение нынешних результатов и результатов предыдущих исследований показывает, что фиксированного первого дня не существует». [12]

Энтони Авени утверждает: «Однажды гений майя, возможно, осознал, что где-то глубоко внутри календарной системы лежит чудесный союз, волшебная точка пересечения множества временных циклов: 9 лун, 13 раз по 20, цикл рождения, цикл посадки, цикл Венеры, цикл Солнца, цикл затмений. Число 260 было создано специально для майя». [13] Другие заметили, что «Таблица Венеры» в Дрезденском кодексе представляет собой точные эфемериды для предсказания положения Венеры. [14] Другие также наблюдали основу для 260-дневного цикла в сельскохозяйственном цикле высокогорной Гватемалы , который также составляет около 260 дней. Авени отмечает, что «средняя продолжительность между последовательными половинами сезона затмений, составляющая 173 ½ дня, укладывается в цолькин в соотношении 3 к 2». [15] Это может показаться надуманным, но майя действительно использовали цолькин для предсказания положения Венеры и затмений. [ нужна ссылка ]

Другая теория состоит в том, что 260-дневный период — это продолжительность человеческой беременности . Это близко к среднему количеству дней между первой пропущенной менструацией и родами, в отличие от правила Негеле , которое составляет 40 недель (280 дней) между последней менструацией и родами. Предполагается, что акушерки , чтобы предсказывать ожидаемые даты рождения младенцев. изначально календарь разработали [16]

Винсент Мальмстрем [17] выявляет корреляцию между 260-дневным циклом и 260-дневным разрывом между зенитными проходами Солнца . Согласно этой гипотезе, 260-дневный цикл зародился в узкой широтной полосе (от 14 ° 42' с.ш. до 15 ° с.ш.), в которой солнце находится вертикально над головой примерно 12–13 августа и снова 260 дней спустя, примерно с 30 апреля по 1 мая. (Мальмстрём считает протоклассическую культуру Исапана одним из подходящих кандидатов на этой широте). Этот период мог быть использован для графика посева кукурузы . Однако другие возражают против этой концепции, отмечая, что, хотя 260-дневный календарь работает непрерывно, интервал между положениями осени-весны и весны-осени чередуется между 260 и 105 днями и что самые ранние известные календарные надписи происходят значительно дальше к северу от эта зона. [18] Следовательно, эта теория не получила широкой поддержки.

Также возможно, что число 260 имеет несколько источников.

Цолькин и движение Нью Эйдж

[ редактировать ]

Цолькин является основой современного нью-эйджовского изобретения календаря « Дримспелл », разработанного эзотерическим автором Хосе Аргуэльесом . Календарь Дримспелл ​​иногда ошибочно принимают за подлинную интерпретацию или расширение оригинального календаря майя, хотя сам Аргуэльес признает, что календарь Дримспелл ​​— это новое синкретическое творение, вдохновленное элементами из мезоамериканских и немезоамериканских источников.

В 1987 году, еще до выхода « Гармонической конвергенции », вдохновленный одним абзацем из книги Аргуэльеса «Фактор Майя» (где он называет каждый день «тоном»), певец, автор песен и звуковой целитель Алирас (он же Мирай) перевел гармонические ценности цолькина в звук под руководством Барбары Хиро. Избегая расширений цолькин, Алирас предпочел строгое математическое следование фундаментальной структуре и последовательностям цолькин, чтобы представить действительно подлинное звуковое выражение его внутренней работы. [19]

В 1995 году Мария фон Бойсе перевела математическую матрицу цолькина в музыкальные ноты и переложила их на музыку. Окончательная версия работы была разработана в сотрудничестве с Хубертом Богнермайром в Electronic Försterhaus в Линце , Австрия . [20]

В 1998 году композитор Майкл Джон Уайли счетом цолькин обнаружил математические и эстетические корреляции между десятиричным и естественным рядом обертонов , встречающихся в музыке, в результате чего возникла композиция «Цолькин до мажор» , премьера которой состоялась Токийским филармоническим оркестром в Японии в 2002 году. , получивший 3-е место на престижной премии Тору Такемицу в области композиции , и впоследствии превратившийся в « Культурную медитацию Цолькин» — аудиовизуальную презентацию 260-дневного календаря и временной матрицы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ из пересмотренной Гватемальской Академии языков майя орфографии , которую предпочитают лингвисты Летнего института лингвистики.
  2. ^ Уильямс, Роберт Ллойд (25 октября 2021 г.). Приложение III. Даты обратного дня Кодекса Зуш-Наттолл на страницах 46a–48a для 5-го года Рида (1095 г. н.э.) и кампании Лорда Восьмого Оленя в качестве лорда Тутутепека . Издательство Техасского университета. стр. 190–198. дои : 10.7560/721210-020 . ISBN  978-0-292-79334-7 . S2CID   240084661 .
  3. ^ Современная орфография и реконструированные имена классических майя в таблице соответствуют резюме, представленному Кеттуненом и Хельмке (2020). Ассоциации основаны на Миллере и Таубе (1993), стр. 49.
  4. ^ Конкретные ассоциации, приведенные ниже, основаны на работах Райта (1989).
  5. ^ Полные три календаря и информация, полученная из Spina, предоставлены Weeks et al. (2009).
  6. ^ Деннис Тедлок (переводчик и редактор), Пополь Вух: Полное издание книги майя на заре жизни , 1996
  7. ^ Миллер и Таубе (1993), стр. 48–50.
  8. ^ Дэвид К. Гроув, «Ольмекские рисунки в пещере Октотитлан, Герреро, Мексика» (Вашингтон, округ Колумбия, Думбартон-Оукс, 1970) 20.
  9. ^ См. резюме Ло в «Мезомерских системах письма» (nd).
  10. ^ Дэвид Стюарт и др., «Календарные записи ранних майя из Сан-Бартоло, Гватемала», Science Advances 8 (15), 2022, eabl9290
  11. ^ Иван Шпрайц, Такеши Иномата и Энтони Ф. Авени, «Происхождение мезоамериканской астрономии и календаря: данные из регионов ольмеков и майя», Science Advances 9 (1), 2023, eabq7675. DOI: 10.1126/sciadv.abq7675. https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abq7675
  12. ^ Тедлок (1982, стр. 174–177).
  13. ^ Будущее (2000, стр.202).
  14. ^ «О кодексе Дрездена» . Всемирная цифровая библиотека . 1200–1250 . Проверено 21 августа 2013 г.
  15. ^ Будущее (2000, стр.201).
  16. ^ См., например, Миллер и Таубе (1993, стр. 46, 48).
  17. ^ Мальмстрем (1973), Зелия Натталл (1928) и Ола Апенес (1936).
  18. См., например, отдельные обзорные комментарии к статье Мальмстрема 1973 года, написанные Джоном Хендерсоном и Артуром Фитчеттом, и связанные с ними цитаты, появившиеся в выпуске журнала Science от 9 августа 1974 года ( перепечатано (PDF). Архивировано 30 мая 2008 г. в Wayback Machine .
  19. ^ См . «Вознесение: Серия Цолькин» и «Сияющий Цолькин» для аудио- и аудиовизуальных выражений цолькин соответственно.
  20. ^ "ЦОЛКИН - священный календарь майя (Часть I. Толтека)" [ постоянная мертвая ссылка ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 071000ca0076b36a093d8229f2cca911__1713827940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/11/071000ca0076b36a093d8229f2cca911.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tzolkʼin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)