Клеромантия
Клеромантия — это форма жеребьевки (жеребьевки ) , в которой результат определяется средствами, которые обычно считаются случайными , такими как бросок игральных костей ( астрагаломантия ), но иногда считается, что они раскрывают волю божества.
В классической цивилизации
[ редактировать ]В Древнем Риме судьбу гадали посредством жребия или сортировки . [1]
В иудейской и христианской традиции
[ редактировать ]Жеребьевка ( иврит : גּוֹרָל , латинизированный : gōral , греческий : κλῆρος , латинизированный : klē̂ros ) упоминается в Библии 47 раз . [ нужна ссылка ] Некоторые примеры в еврейской Библии , где жребий используется как средство определения воли Бога :
- В книге Левит 16:8 Бог повелел Моисею : «И Аарон бросил жребий о двух козлах: один жребий Господу , а другой жребий козлу отпущения ». Один козел будет принесен в жертву как жертву за грех , а козел отпущения будет обременен грехами народа и отправлен в пустыню.
- Согласно Числам 26:55 , Моисей выделил территорию коленам Израиля в соответствии с мужским населением каждого колена и по жребию .
- В Иисусе Навине 7:14 виновный ( Ахан ) определяется по жребию.
- В Книге Иисуса Навина 18:6 Иисус Навин говорит: «Итак, опишите землю на семь частей и принесите описание сюда мне, чтобы я мог бросить за вас здесь жребий пред Господом, Богом нашим». Евреи предприняли этот шаг, чтобы узнать волю Бога относительно раздела земли между семью коленами Израиля, которые еще не «получили свое наследие» (Иисус Навин 18:2).
- В Первой книге Царств 14:42 с помощью жребия определяется, что именно Ионафан , Саула сын , нарушил клятву , данную Саулом: «Проклят человек, который будет есть какую-либо пищу до вечера, чтобы мне отомстить». на врагов моих» (1 Царств 14:24).
- В Книге Ионы 1:7 отчаявшиеся моряки бросили жребий, чтобы узнать, чей бог ответственен за создание шторма: «Тогда моряки сказали друг другу: «Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, кто виноват в этом бедствии». .' Они бросили жребий, и жребий пал на Иону ».
Другие места в еврейской Библии, имеющие отношение к гаданию, включают:
- Книга Притчей 16:33 : «Жребий брошен на колени, но всякое решение его — от Яхве » и 18:18 : «Жребий разрешает споры и отделяет сильных».
- Книга Левит 19:26 KJV «...не колдуйте и не соблюдайте времена». [2] Исходное еврейское слово, обозначающее волшебство, как оно встречается в «Соглашении Стронга» , произносится как «нау-хаш» . Перевод, данный Стронгом, звучит так: «практиковать гадание, предсказывать, наблюдать за знаками, учиться на опыте, усердно наблюдать, практиковать гадание, принимать как предзнаменование»; и «1. практиковать гадание 2. наблюдать знаки или предзнаменования». «Таймс» В оригинальном иврите произносится как «ау-нан». Его перевод у Стронга — «заставлять появляться, производить, приносить (облака), практиковать гадание, заклинать»; и «1. наблюдать за временем, практиковать гадание, или спиритизм, или магию, или предсказание, или колдовство 2. прорицатель, чародей, волшебница, прорицатель, гадалка, варвар...». В еврейско-подстрочной Библии этот стих гласит: «Не предсказывай и не советуйся с облаком». [ нужна ссылка ]
- Второзаконие 18:10 «Да не будет среди вас никого, кто [касам кесем] совершает [онан] , [нахаш] или [кашаф] » . [3] qasam qesem буквально означает «раздает раздачи » и, возможно, относится к клеромантии. Кашаф, по-видимому, означает бормотание , хотя в Септуагинте то же словосочетание переводится как pharmakia ( яд ), поэтому оно может относиться к магическим зельям .
- В Эстер Книге Аман бросает жребий, чтобы определить дату истребления евреев Сузана ; Еврейский праздник Пурим отмечает последующую цепочку событий.
- В 1 Паралипоменон 26:13 обязанности стражи распределяются по жребию.
- С точки зрения христианской доктрины, возможно, наиболее важное древнееврейское упоминание о жребии встречается в Книге Псалмов , 22:18: «Они делят между собой одежду мою, и об одежде моей бросают жребий». Это стало рассматриваться как пророчество, связывающее этот псалом и следующий за ним псалом о распятии и воскресении Иисуса , поскольку все четыре Евангелия (например, Иоанна 19:24 ) рассказывают о римских солдатах при распятии Иисуса, бросающих жребий, чтобы узнать, кто завладел бы его одеждой. Этот последний акт профанации стал центральной темой фильма «Одеяние» 1953 года с Ричардом Бертоном в главной роли.
Яркий пример в Новом Завете встречается в Деяниях Апостолов 1:23–26 , где одиннадцать оставшихся апостолов бросили жребий, чтобы определить, выбрать ли Матфия или Варсаву (по прозвищу Иуст) вместо Иуды .
Восточная Православная Церковь до сих пор иногда использует этот метод отбора. В 1917 году митрополит Тихон стал Патриархом Московским по жребию . Коптская православная церковь использует жеребьевку для выбора коптского папы , последний раз это проводилось в ноябре 2012 года для избрания папы Тавадроса II . Немецкие христиане- пиетисты в XVIII веке часто следовали новозаветному прецеденту жеребьевки, чтобы определить волю Божью. Они часто [ количественно ] сделал это, выбрав случайный отрывок из Библии. Наиболее широкое использование жеребьевки в пиетистской традиции, возможно, пришло к графу фон Цинцендорфу и моравским братьям из Хернхута , которые жребий проводил для многих целей, включая выбор места для церкви, одобрение миссионеров, выборы епископов и многие другие. другие. Эта практика была значительно сокращена после Генерального Синода Всемирного Моравского Единства в 1818 году. [ нужна ссылка ] и окончательно прекращено в 1880-х годах. Многие амиши обычно выбирают обычных проповедников по жребию. (Обратите внимание, что греческое слово «жребий» ( kleros ) служит этимологическим корнем для таких английских слов, как «клерик» и «духовенство», а также для «клеромантии».) [4]
В Германии
[ редактировать ]Тацит в главе X своей «Германии» (около 98 г. н.э.) описывает бросание жребия как практику, используемую германскими племенами. Он заявляет:
«Гаданию и жребию они уделяют больше внимания, чем любой другой народ. Метод жеребьевки у них простой: они срезают ветку плодоносящего дерева и делят ее на небольшие кусочки, которые маркируют определенными отличительными знаками и Затем разбросайте наугад на белую ткань. Затем жрец общины, если жребий обсуждается публично, или отец семейства, если это делается конфиденциально, после призыва богов и с глазами, поднятыми к небу, берет три куска. по одному и интерпретирует их в соответствии с заранее нанесенными на них знаками». [5]
В девятом веке Анскар , франкский миссионер, а затем епископ Гамбург-Бременский , несколько раз наблюдал ту же практику в процессе принятия решений датскими народами. В этой версии считалось, что чипы определяют поддержку или отсутствие поддержки богов, христианских или норвежских, в отношении образа действий или поступков. Например, в одном случае швед испугался, что оскорбил бога, и попросил прорицателя бросить жребий, чтобы узнать, какого именно бога. Прорицатель определил, что христианский бог обиделся; Позже швед нашел в своем доме книгу, которую его сын украл у епископа Готберта. [6]
В азиатской культуре
[ редактировать ]В древнем Китае , и особенно в китайской народной религии , используются различные способы гадания случайными способами, такие как цюцянь (求簽). В Японии . омикудзи — это одна из форм жеребьевки
Гадание И Цзин , возникшее в раннем Китае, играло важную роль в китайской культуре и философии на протяжении более двух тысяч лет. Традиция И Цзин частично произошла от системы гадания на костях оракула , которая использовалась правителями династии Шан , и со временем выросла в богатую традицию литературной мудрости, которая была тесно связана с философией инь и ян . Практика И Цзин широко распространена по всей Восточной Азии и обычно предполагает использование монет или (традиционно) палочек тысячелистника .
В Южной Индии распространен обычай ритуального бросания морских раковин (сожи) и интерпретации результатов на основе положения раковин, преимущественно в штате Керала .
В западноафриканской культуре
[ редактировать ]В религиях йоруба и йоруба, вдохновленных йоруба, бабалаво используют вариации распространенного типа клеромантии, называемого гаданием Ифа . Гадание Ифа выполняется путем «стучения икин» — передачи освященных ядер масличной пальмы из одной руки в другую, чтобы создать узор из восьми-шестнадцати знаков, называемых «Оду», на подносе с иеросуном или освященной термитной пылью с дерева Иросун. Сам кастинг называется Дафа в на языке йоруба регионах Западной Африки, где говорят . Подобно И Цзин , эта форма гадания образует двоичную серию из восьми разорванных или непрерывных пар. Это позволяет создать 256 комбинаций, каждая из которых ссылается на наборы тональных стихотворений, содержащих структуру, включающую различные вопросы, проблемы и невзгоды, а также рецепты предложений для их исправления.
В традиции микмака
[ редактировать ]Игра «Вальтес» — это форма клеромантии, практикуемая традиционными микмаками и сохранившаяся со времен колониального закона потлача, Закона об индейцах и школ-интернатов в Канаде. В нее играют чашей, шестью костяными игральными кубиками и счетной палочкой. Три палочки – бабушки и одна дедушка. [7]
См. также
[ редактировать ]- Астрагаломантия
- Список тем, связанных с духовностью
- Волшебный шар-8
- Урим и Туммим
- Джон Кейдж
- Жеребьевка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Уильям (1870), «Сорты» , в Смит, Уильям (ред.), Словарь греческих и римских древностей , том. 1, Бостон: Little, Brown and Company , стр. 1051–1052, заархивировано из оригинала 8 июля 2009 г. , получено 20 июня 2021 г.
- ^ Левит 19:26
- ^ Второзаконие 18:10
- ^ Харпер, Дуглас. «священнослужитель» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 3 мая 2017 г.
- ^ «Введение в руны» . Sunnyway.com . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ «Жизнь Римберта в Анскаре», в книге «Каролингская цивилизация: читатель» (2-е изд.), изд. ЧП Даттон, 2009.
- ^ «Игра в Уолтс» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Холлидей, Греческое гадание (1913), полное онлайн-издание. Глава 10 посвящена Клеромантии .