Изопсефия
Изопсефия ( / ˈ aɪ s ə p ˌ s ɛ f i / ; греческий : ἴσος , латинизированный : isos означает «равный» и греческий : ψῆφος , латинизированный : psêphos , букв. «камешок», означающий «счет») или изопсефизм - это практика сложения числовых значений букв в слове в одно число. [1] Общее число затем используется как метафорический мост к другим словам, оценивающим равное число. [2] который удовлетворяет isos или «равен» в этом термине. Древние греки использовали счетные доски для числовых вычислений и учета со счетчиком, обычно называемым псефос («камень»), аналогом латинского слова «исчисление» английское слово « вычисление» , от которого произошло .
Изопсефия связана с гематрией : та же практика с использованием еврейского алфавита . Это также связано с древними системами счисления многих других народов ( арабского алфавита версию см. в разделе «Цифры Абджада »). Гематрия языков латинского алфавита также была популярна в Европе от Средневековья до эпохи Возрождения , и ее наследие продолжает оказывать влияние на взлом кодов и нумерологию .
История
[ редактировать ]До тех пор, пока арабские цифры не были приняты и адаптированы из индийских цифр м веках нашей эры и не продвигались в Европе Фибоначчи Пизанским в 8-м и 9 - в его книге 1202 года «Liber Abaci» , цифры были преимущественно алфавитными. Например в Древней Греции , греческие цифры использовали алфавит. Это всего лишь короткий шаг [ нужна ссылка ] от использования букв алфавита в повседневной арифметике и математике до видения чисел в словах и письма с осознанием числового измерения слов.
Раннее упоминание об изопсефии, хотя и более сложное, чем обычно (использующее умножение, а не сложение), принадлежит математику Аполлонию Пергскому , писавшему в III веке до нашей эры. Он спрашивает: «Учитывая стих: αρτεμιδος κλειτε κρατος εξοχον ενεα κουραι ('девять девы, восхваляют славную силу Артемиса), что продукт всех его элементов равен?» [3]
Более традиционными являются случаи изопсефии, обнаруженные в граффити в Помпеях , датируемые примерно 79 годом нашей эры. Читается Φιλω ης αριθμος φμε : «Я люблю ту, чье число 545».Другой говорит: «Америмнус навсегда подумал о своей госпоже Гармонии. Число ее благородного имени - 45».
Светоний , писавший в 121 году нашей эры, сообщает о политическом лозунге, который кто-то написал на стене в Риме:
- «Нерона, Ореста, Алкмеона убили их матери.
- Расчет новый. Нерон, его мать убила»
что, по-видимому, является еще одним примером. [4] [5] По-гречески Νερων, Нерон, имеет числовое значение:
Н
50
+
е
5
+
р
100
+
ой
800
+
н
50
=
1005
(
я
я
10
+
д
д
4
+
я
я
10
+
а
а
1
+
н
н
50
)
+
(
м
м
40
+
или
и
8
+
т
т
300
+
е
и
5
+
р
р
100
+
а
а
1
)
+
(
а
а
1
+
п
п
80
+
е
и
5
+
Мистер
к
20
+
т
т
300
+
е
и
5
+
я
я
10
+
н
н
50
+
е
и
5
)
«Он убил собственную мать.
Известный пример — 666 в библейской Книге Откровения (13:18): «Вот мудрость. Имеющий разум сосчитай число зверя, ибо это число человека, и число его шестьсот шестьдесят и шесть». Слово, переведенное как «счет», ψηφισάτω , psephisato , имеет тот же «галечный» корень, что и слово изопсефия. [6] [7]
Также в I веке нашей эры Леонид Александрийский создал изопсефы, эпиграммы с равнозначными двустишиями, где первые гекзаметр и пентаметр равны двум следующим стихам по числовому значению. Некоторые из них он адресовал Нерону:
- Это письмо напоминает тебе о прекрасном дне рождения,
- Цезарь, Нейлай Мусса Леонидео.
- Каллиопа, ведь она курит и молода
- Если хотите, не жертвуйте большим. [3]
Что переводится так: «Муза Леонида Нильского предлагает тебе, о Цезарь, это письмо во время твоего рождения; ибо жертва Каллиопы всегда без дыма: но в следующем году он принесет в жертву, если хочешь, то лучше этого». Здесь сумма как первого, так и второго двустишия равна 5699. В другом из его равна числу двустиший линия гекзаметра соответствующего пятистопного числа :
- Он равен одному голосу, двум голосам ,
- Ой, я удаляю долихографию .
Что переводится как: «Одна строка приравнивается к одной, а не две к двум, ибо я больше не одобряю длинные эпиграммы». Здесь каждая строка насчитывает 4111. [8]
Надгробие, найденное в храме Артемиды в Спарте Орфии, представляет собой образец изопсефического элегического стиха II века нашей эры. Там говорится:
- ОРТЕЙ ДОРОН ЛЕОНТЕУС НАЗНАЧЕН НА VOAGOS VPSL
- МОАН НИКИСАС И ТАДЕ АПАТЛА ЛАВОН VPSL
- И ПРИВЕЛ ОТЕЦ, ВКЛЮЧИЛ ТОГДА BPSL
Это вотивная стела мальчику, выигравшему конкурс пения. Сумма слов в каждой строке составляет ΄Β΄Ψ΄Λ , то есть 2730, и эта сумма также указана в конце каждой строки. Также во II веке нашей эры Элий Никон из Пергама , греческий архитектор и строитель, которого его сын, знаменитый врач Гален , описал как «освоивший все, что можно было знать о науке геометрии и чисел», был мастером составления изопсефические произведения. [3]
Буквенные значения греческого алфавита
[ редактировать ]В греческом языке каждой единице (1, 2,...,9) была присвоена отдельная буква, каждому десятку (10, 20,...,90) - отдельная буква, а каждой сотне (100, 200,... , 900) отдельным письмом. Для этого требуется 27 букв, поэтому 24-буквенный алфавит был расширен за счет использования трех устаревших букв: дигамма ϝ (также используются стигма ϛ или, в современном греческом языке, στ ) для 6, коппа ϙ для 90 и сампи ϡ для 900.
Эта алфавитная система работает по аддитивному принципу, при котором числовые значения букв складываются вместе и образуют общую сумму. Например, 241 представляется как σμα (200 + 40 + 1).
Буква (верхняя и нижний регистр) | Ценить | Имя | Транс- литература |
---|---|---|---|
Ах а | 1 | Альфа | а |
Б б | 2 | Бета | б |
С с | 3 | Гамма | г |
Д д | 4 | Дельта | д |
Угу | 5 | Эпсилон | и |
( Ϝ ϝ / Ϛ ϛ ) | 6 | Дигамма (позже Стигма ) | В |
З г | 7 | Зета | С |
Η η | 8 | И | были |
эт й | 9 | Тета | й |
я я | 10 | Йота | я |
К г-н | 20 | Каппа | к |
л л | 30 | Лямбда | л |
М м | 40 | В | м |
Н н | 50 | Нет | н |
Х Х | 60 | Си | х |
О | 70 | Омикрон | тот |
П п | 80 | Пи | п |
( Ϙ ϙ ) | 90 | Трюг | д |
р р | 100 | Ро | р |
SS | 200 | Сигма | с |
Т т | 300 | Да | т |
да да | 400 | Ипсилон | и |
Ф ж | 500 | Фи | тел. |
х х | 600 | Тратить | ч |
пс пс | 700 | Пси | пс |
Ох ох | 800 | Омега | ой |
( Ϡ ϡ ) | 900 | Ну давай же | тс |
См. также
[ редактировать ]- О тайне букв
- Хронограмма
- Английская Каббала
- Герметическая Каббала
- маркосианцы
- Площадь Сатор
- Теоматика
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аст, Р.; Луговая, Ж. (2015). «Искусство изопсефизма в греко-римском мире». В Йорденс, А. (ред.). Египетская магия и ее окружение . Висбаден: Харрасовиц. стр. 82–98.
- ^ Ифра, Жорж (1998). Всеобщая история чисел: от предыстории до изобретения компьютера . п. 25. 6
- ^ Перейти обратно: а б с Psychoyos, Димитрис К. (апрель 2005 г.). «Забытое искусство изопсефии и магическое число КЗ». Семиотика . 154 (1–4): 157–224. дои : 10.1515/semi.2005.2005.154-1-4.157 . S2CID 170540448 .
- ^ Фарбридж, Морис Х. (2003). Исследования библейского и семитского символизма . п. 94. ИСБН 978-0-7661-3856-8 .
- ↑ «Жизни двенадцати цезарей» , Нерон, 39:2 в вики-источнике. Сноска к этому тексту гласит: «См. ссылку на Rh. Mus. в текстовом примечании. Числовое значение греческих букв в имени Нерона (1005) равно то же, что и в остальной части предложения; следовательно, у нас есть уравнение: Нерон = убийца собственной матери».
- ^ «Откровение 13. Заметки Барнса о Библии» . Архивировано из оригинала 20 марта 2011 г. Проверено 31 января 2011 г.
- ^ Фуллер, Сэмюэл (1885). Откровение Иоанна Богослова Самотолкование . Нью-Йорк: Томас Уиттакер. п. 226 .
- ^ «Откровение 13» . Clarke.biblecommenter.com . Архивировано из оригинала 20 марта 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барри, Кирен (1999). Греческая Каббала: алфавитный мистицизм и нумерология в древнем мире . Сэмюэл Вайзер . ISBN 1-57863-110-6 .
- YHS II (2021 г.). Кодекс Иисуса(x): геометрическое откровение. ISBN 9789464067590