О тайне букв
τῶν γραμμάτων μυστηρίου Περὶ τοῦ , Peri tou mystēriou tōn grammatōn ) — анонимный христианский трактат , содержащий мистическое учение о названиях и формах греческих и еврейских букв . Вероятно, оно было написано в VI веке на византийском языке Palaestina Prima .
Текстовая традиция
[ редактировать ]Текст известен по трем греческим рукописным копиям, написанным между XIV и XVI веками, и по одному коптско - арабскому двуязычному переводу конца XIV века. Первое современное издание коптского текста было опубликовано в 1900/1901 году. [1] Греческий текст был впервые описан в 1931 году, но опубликован впервые только в 2007 году. [2]
Происхождение и авторство
[ редактировать ]Первоначально текст был написан на языке Палестины Прима и на греческом языке. В коптских рукописях его автором назван Апа Себа (араб. Саба ), имея в виду святого Савву Палестинского (439–532). Внутренние свидетельства, однако, позволяют предположить несколько более позднюю датировку текста — вторую половину VI века. Была выдвинута гипотеза, что оно было написано последователем Саввы, возможно, монахом монастыря Мар Саба , основанного Саввой. Определенная антифилософская полемическая тенденция, выраженная в тексте, может быть связана с оригенистскими спорами середины VI века, в которых Мар Саба играл важную роль. [3]
Содержание
[ редактировать ]Анонимный автор трактата сообщает, что к изучению тайного значения букв его побудили слова Апокалипсиса « Я есмь Альфа и Омега» и что впоследствии он получил о них видение на горе Синай .
Автор предлагает переработанный греческий алфавит, сокращенный до 22 букв по образцу 22 букв иврита (без учета Си Ξ и Пси Ψ) и с названиями еврейских букв. Затем он интерпретирует эти буквы как символические фигуры 22 дел божественного творения в библейском творении согласно Бытию и 22 соответствующих дел спасения Христа , развивая эту теорию посредством описаний различных букв и интерпретаций их форм. Далее следует рассказ об истории алфавита, в котором переплетаются элементы греческой мифологии и еврейской Библии, а также нескольких еврейских и языческих текстов: согласно этому рассказу, еврейский алфавит впервые был передан человечеству по божественному вдохновению. при рождении Еноха , но был утерян во время смешения языков . Впоследствии Бог открыл греческий алфавит на каменной скрижали, которую после принёс Кадмос Финикию и Грецию в Потопа .
Большой раздел текста посвящен букве Вау и ее греческому эквиваленту Дигамма называемая Эписемон ( в трактате ), цифровому знаку, обозначающему цифру «6». Этот знак трактуется как особый символ Христа. В более позднем месте текста эта идея связана с интерпретацией всех трех внеалфавитных числовых знаков греческого языка («Эписемон» для 6, Коппа для 90 и Сампи для 900) как символов Святой Троицы , т.е. Христос, Святой Дух и Бог Отец соответственно. [4]
Заключительные главы трактата посвящены размышлениям на более общие темы, включая историю человечества, ключевые события которой символически связаны с последовательностью гласных и согласных в алфавите, обсуждение христологии, посвященное вопросам, связанным с Халкидонским собором. и размышления об имени Адама .