Jump to content

Мар Саба

Координаты : 31 ° 42'18 "N 35 ° 19'52" E  /  31,70500 ° N 35,33111 ° E  / 31,70500; 35.33111

31 ° 42'18 "N 35 ° 19'52" E  /  31,70500 ° N 35,33111 ° E  / 31,70500; 35.33111

Мар-Саба, вид с воздуха
Могила святого Саввы

Святая Лавра Святого Саввы , [Примечание 1] известный на арабском и сирийском языках как Мар Саба ( сирийский : rought , арабский : دير مار سابا ; иврит : מנזר מר סבא ; греческий : Ιερὰ Λόρα τοῦ Εσί ου Σαββα τοῦ Ιγιασμενου ) и исторически как Великая Лавра святого Саввы , [1] греческий православный монастырь с видом на Кедронскую долину в провинции Вифлеем в Палестине , на Западном берегу реки Иордан . [2] на полпути между Вифлеемом и Мертвым морем . [3] Монахи Мар-Сабы и монахов вспомогательных домов известны как сабаиты .

Мар-Саба считается одним из старейших (почти) постоянно обитаемых монастырей в мире и сохраняет многие свои древние традиции. Одним из них, в частности, является ограничение на вход женщин в основной комплекс. Единственное здание, куда могут войти женщины, — это Женская башня возле главного входа.

Византийский период

[ редактировать ]

Монастырь был основан Саввой Освященным в 483 году. [4] на восточной стороне Кедронской долины, где, согласно сайту монастыря, первые семьдесят отшельников собрались вокруг скита святого Саввы. [5] Позднее лавра переместилась на противоположную, западную сторону ущелья, где в 486 году была построена церковь Феоктиста и освящена в 491 году. [5] (сегодня перепосвящен святителю Николаю ). Постоянный рост общины привел к тому, что вскоре, в 502 году, была построена церковь Богородицы, которая стала главной церковью монастыря. [5] Саввы Типикон , свод правил, применявшийся в Великой Лавре и записанный святителем, со временем стал мировым образцом монашеской жизни и литургического порядка. [5] известный как Византийский обряд .

Святой Иоанн Дамаскин

[ редактировать ]

Мар-Саба был домом Иоанна Дамаскина (676–749; арабский: يوحنا الدمشقي ), ключевой религиозной фигуры в иконоборческой борьбе , который около 726 года написал письма византийскому императору Льву III Исаврийцу, опровергая его указы, запрещающие почитание. икон ( изображения Христа или других христианских религиозных деятелей). Джон родился в известной дамасской политической семье и работал высокопоставленным финансовым чиновником у халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана ; со временем он почувствовал более высокое призвание и перекочевал в Иудейскую пустыню , где был пострижен и рукоположен в ( иеромонаха монашеского священника) в монастыре Мар-Саба. Могила святого Иоанна находится в пещере под монастырем.

Ранний мусульманский период

[ редактировать ]

Древние источники описывают нападение арабов на монастырь в 797 году, приведшее к резне двадцати монахов. [6] В период с конца восьмого по десятый век монастырь был крупным центром перевода греческих произведений на арабский язык. Например, Янна ибн Истифан аль-Фахури (ок. 910) перевел произведения Леонтия Дамаскина и Варсануфия из Газы . [7] Мар-Саба был домом известного грузинского монаха и писца Иоанна-Зосиме , который переехал до 973 года в монастырь Святой Екатерины, взяв с собой несколько пергаментных рукописей. [8]

Похоже, что община также пострадала от преследований халифа аль-Хакима в 1009 году, а также от туркменских набегов в 11 веке, но время от времени переживала периоды мира, о чем можно судить по продолжающейся писцовой и творческой деятельности. [9]

Период крестоносцев

[ редактировать ]

Монастырь сохранил свое значение во время существования Иерусалимского католического королевства, основанного крестоносцами в 1099 году. [10]

Мамлюкский и османский периоды

[ редактировать ]

В период позднего средневековья монастырь, как и другие палестинские монастыри, пережил период упадка в результате преследований мамлюков , Черной смерти, демографической и экономической деградации и экспансии кочевых племен. Если русский монах Зосим оценивал в 1420 году число жителей в 30 человек, то немецкий путешественник Феликс Фабри в начале 1480-х годов зафиксировал только шесть человек, проживавших вместе с группой кочевых арабов. После этого монастырь был заброшен, а оставшиеся монахи, судя по всему, перебрались в монастырь Святой Екатерины. [11]

В 1504 году сербская монашеская община Палестины, основанная на базе монастыря Святого Архангела Михаила четырнадцатого века , приобрела Мар Саба. [12] Сербы контролировали монастырь до конца 1630-х годов, а значительная финансовая поддержка, которую монастырь получал от российского царя, позволяла им управлять монастырем полунезависимо от Иерусалимского патриарха, номинального надзирателя монастыря (к большому недовольству патриархата). ). [12] Контроль сербов над Мар-Сабой позволил им играть важную роль в политике Иерусалимской Православной Церкви, часто вставая на сторону арабских мирян и священников против греков, которые доминировали в епископате. [12] Сербский контроль над монастырем в конечном итоге закончился в 1600-х годах, когда монастырь влез в огромные долги из-за одновременного сочетания масштабной программы строительства монастыря и прекращения финансовой поддержки со стороны России из-за начала Смутного времени . [12] Сербы были вынуждены продать монастырь Иерусалимскому Патриарху, чтобы погасить свои долги. [12]

Значение

[ редактировать ]

Монастырь, считающийся одним из старейших постоянно населенных в христианском мире, был местом обучения и оказал важное влияние на доктринальное развитие Византийской церкви . Важными личностями в этом отношении были сам святой Савва, Иоанн Дамаскин (676–749), братья Феодор и Феофан (770–840-е).

Монастырь играет важную роль в историческом развитии литургии Православной Церкви , поскольку монашеский Типикон (способ совершения богослужений) Святого Саввы стал стандартом во всей Православной Церкви и тех Восточно-католических церквях при Папе , которые следуют византийскому обряду. . Типикон взял стандартную форму богослужений, совершавшихся в Иерусалимском Патриархате , и добавил некоторые специфические монашеские обычаи, которые были местными традициями в святом Савве. Оттуда оно распространилось на Константинополь , а оттуда по всему византийскому миру. Хотя этот Типикон претерпел дальнейшую эволюцию, особенно в монастыре Студион в Константинополе, его до сих пор называют Типиконом святого Саввы . Традиция гласит, что в этом монастыре пройдет последняя Божественная литургия на земле перед парусией Иисуса Христа, следовательно, последний столп истинного христианства. [ нужна ссылка ]

Реликвии

[ редактировать ]

В монастыре хранятся мощи святого Саввы. Мощи были захвачены латинскими крестоносцами в XII веке и оставались в Италии до тех пор, пока Папа Павел VI не вернул их в монастырь в 1965 году в знак покаяния и доброй воли по отношению к православным христианам.

Рукописи

[ редактировать ]

В Мар-Сабе Мортон Смит якобы нашел копию письма , приписываемого Клименту Александрийскому, содержащее выдержки из так называемого Тайного Евангелия от Марка . [13] и на протяжении нескольких столетий был домом Архимеда Палимпсеста . [14]

Женщинам разрешено приходить только к главному входу, но не заходить на территорию, обнесенную стеной.

Монастырь закрыт для посетителей по средам и пятницам (постные дни недели). [ нужна ссылка ]

Список настоятелей

[ редактировать ]

В этом списке есть пробелы. До XVIII века датами считались годы, когда известно, что аббат (или игумен ) занимал свой пост, а не даты начала и окончания. Начиная с XVIII века, даты указывают на начало срока настоятеля, который обычно длился сначала два года, а затем дольше. Официальный список восходит к 1704 году, но все еще имеет пробелы. [15]

  1. Сабас , 483–532 гг.
  2. Мелитас, 532–537 гг.
  3. Геласиос, 537–546 гг.
  4. Георгий Оригенист, 547 г.
  5. Кассиан из Скифополя, 547–548 гг.
  6. Конон Ликийский, 548–568 гг.
  7. Стефанос Трихинас
  8. Никомедес, 614 [а]
  9. Джастин, 614 лет [б]
  10. Томас, 614 г. [с]
  11. Джон, гр. 649
  12. Никодим, 8 век. [д]
  13. Стратегиос
  14. Василий, 797–809 гг. [и]
  15. Джон, 808–825 гг.
  16. Давид, середина 9 века. [ф]
  17. Соломон, 864 г.
  18. Пол, 962 г.
  19. Джон, 1071–1072 гг.
  20. Марк, первая половина XI века.
  21. Марк Макринос
  22. Арсений, 12 век.
  23. Василий, 12 век. [ сомнительно обсудить ]
  24. Василий, 12 век.
  25. Милет (Мелетий), 1163–1164 гг.
  26. Сабас, до 1187 г.
  27. Николая, 1229 г. [г]
  28. Джон, 1334 г.
  29. Марк, до ок. 1370 [час]
  30. Стивен, 1370-е гг. [я]
  31. Пахомий, 15 век. [Дж]
  32. Максимос Ойкономос, 1533–1534 гг.
  33. Иоахим Валаш, 1540–1547 гг. [к]
  34. немцы
  35. Исайя, 1550 г.
  36. Нафанаил, 1566 г.
  37. Пахомий, 1577–1578 гг.
  38. Тимофей, 1581 г.
  39. Афансиос
  40. Христофор, 1593 г. [л]
  41. Даниэль, 1619 г.
  42. Galaktion, 1630
  43. Неофитос, 1649 г.
  44. Даниэль, гр. 1672 г. [м]
  45. Георгий Хиосский, 1682 г.
  46. Никиофор Кипрский, 1696 г.
  47. Герасим, 1704 г.
  48. Каллистос, 1705 г.
  49. Антимос, 1707 г.
  50. Каллиникос, 1710 г.
  51. Герасим Ойкономос, 1714 г.
  52. Кириллос, 1714 г.
  53. Игнатий, 1722 г.
  54. Джеймс, 1724 г.
  55. Неофит из Смирны, 1731 г.
  56. Парфений Константинопольский, 1732 г.
  57. Мелетий, 1733 г.
  58. Антимос Анатолиты, 1740 г.
  59. Симеон Баскополитес, 1744 г.
  60. Геннадий Янинский, 1745 г.
  61. Даниэль Мутаниотес, 1747 г.
  62. Анания Анатолит, 1749 г.
  63. Кирилл Амасейский, 1753 г.
  64. Иеремия, 1753 г.
  65. Никифор Янинский, 1754/5 г.
  66. Кириллос, 1756 г.
  67. Амфилохий, 1757 г.
  68. Арсений Кипрский, 1758 г.
  69. Габриэль, 1759 г.
  70. Арсений Галатийский, 1760 г.
  71. Рафаэль Анатолий, 1761/2
  72. Мелетий Кипрский, 1763 г. (первый срок)
  73. Арсениос, 1766 г.
  74. Сильвестрос Анатолитес, 1767 г.
  75. Иоанникос, 1768 г.
  76. Мелетий Кипрский, 1769 г. (второй срок)
  77. Герасим Кипрский, 1770 г.
  78. Якобос Боскополитес, 1772 г.
  79. Мелехиседек Кипрский, 1775 г.
  80. Серафимы Анатолийцы, 1777 г.
  81. Каллиникос Цеританиотес, 1778 г.
  82. Джеймс Албанец,
  83. Парфений Халдийский, 1782 г.
  84. Мелхиседек, 1786 г.
  85. Софроний, 1788 г.
  86. Иоахим Кипрский, 1790 г.
  87. Дионисий Пруссей, 1791 г.
  88. Антимос Филиппопольский, 1792 г.
  89. Григорий Косский, 1794 г.
  90. Михаил Кипрский, 18 век.
  91. Афанасий (второй срок)
  92. Каллиникос, 1804 г. (первый срок)
  93. Габриэль, 1806–1809 гг.
  94. Афанасий, 1810 г. (третий срок)
  95. Каллиникос, 1813 г. (второй срок)
  96. Мисаэль Петрас, 1814 г.
  97. Паисий, 1817 г.
  98. Панкратий, 1818 г.
  99. Теодосиос Скопианос, 1820 г.
  100. Агапий Пелопоннесский, 1832 г.
  101. Феофан
  102. Евфимий Кипрский (первый срок)
  103. Исайя, 1837 г.
  104. Евфимий Кипрский, 1838 г. (второй срок)
  105. Симеон, 1843 г. (первый срок)
  106. Симеон, 1844 г. (второй срок)
  107. Неофитос Кипрский
  108. Иоасаф, 1845–1874 гг.
  109. Антимос, 1874 г.
  110. Сильвестрос из Леукаса, 1918–1932 гг.
  111. Николаос Прусса, 1932–1937 гг.
  112. Сабас Элассонский, 1937–1957 гг.
  113. Серафим Кифирский , 1957–2003 гг.
  114. Евдоким, 2003–

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ бежал в Аравию во время сасанидского вторжения
  2. ^ настоятель общины монастыря святого Анастасия.
  3. ^ настоятель вернувшихся
  4. ^ при нем Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский . к общине присоединились
  5. ^ был свидетелем мученической смерти двадцати монахов в 797 году и переписывался с Феодором Студийским в 809 году.
  6. ^ отправил Георгия, одного из кордовских мучеников.
  7. ^ принимал Святого Савву
  8. ^ епископ Дамаска в 1370-х годах.
  9. ^ настоятель во время визита Агрефени
  10. ^ настоятель сербской общины
  11. ^ переселил монастырь с 50 монахами.
  12. ^ настоятель во время визита Трифона Коробейникова
  13. ^ подписал акты Иерусалимского Синода.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исторически лавра общиной, но сегодня большинство лавр имеют такое название только по историческим была полуотшельнической монашеской причинам и следуют более централизованному общежительному режиму.
  1. ^ Патрич, Джозеф (2011). Исследования по археологии и истории Кесарии Приморской: Caput Judaeae, Metropolis Palaestinae . Том 77 Древнего иудаизма и раннего христианства. БРИЛЛ. п. 147. ИСБН  978-9004175112 . Проверено 21 февраля 2022 г.
  2. ^ Мельхем, Ахмад (9 мая 2016 г.). «Древний палестинский монастырь на рассмотрении ЮНЕСКО» . Эл Монитор . Проверено 24 июля 2016 г.
  3. ^ «Монастырь Мар Саба» . WysInfo.com . Проверено 24 июля 2016 г.
  4. ^ Документы Византийского монашеского фонда в онлайн-публикациях Думбартон-Оукс . Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д «Монастырь Святого Саввы Освященного – Иерусалим» . из альбома, опубликованного Маром Саба в 2002 году на домашней странице православного монастыря Св. Саввы, Харпер Вудс , Мичиган . Проверено 6 октября 2021 г.
  6. ^ Бьянки, Давиде (2021). От византийского периода до исламского правления: преемственность и упадок монашества за рекой Иордан (PDF) . Философско-исторические классовые меморандумы, Том 527 / Археологические исследования, Том 31. Вена: Австрийская академия наук. п. 201. ИСБН  978-3-7001-8648-9 . Проверено 22 сентября 2021 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Трейгер, Александр (2021). «Раздел VI». В Папайоанну, Стратис (ред.). Оксфордский справочник по византийской литературе . Издательство Оксфордского университета. п. 642. ИСБН  978-0-19-935176-3 . Проверено 18 января 2024 г.
  8. ^ Брок, Себастьян П. (2012). «Синай: место встречи грузинского языка с сирийским и христианским палестинским арамейским», на Кавказе между Востоком и Западом . Тбилиси, стр. 482–494.
  9. ^ Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (22 октября 2020 г.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108915922 .
  10. ^ «800-летняя свинцовая печать монастыря Святого Саввы» . все о Иерусалиме.com . Проверено 21 мая 2019 г.
  11. ^ Панченко (24 августа 2021 г.). Арабское христианство между Османским Левантом и Восточной Европой . БРИЛЛ. стр. 30–33. ISBN  978-90-04-46583-1 . Проверено 18 января 2024 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Панченко, Константин (2016). Арабские православные христиане при османах: 1516-1831 гг . Издательство Свято-Троицкой семинарии. стр. 140–47.
  13. Мортон Смит, Климент Александрийский и тайное Евангелие от Марка (издательство Гарвардского университета), 1973 г.
  14. ^ «История рукописи Архимеда» . Проект Архимеда Палимпсеста . Проверено 4 октября 2016 г.
  15. ^ Патрич, Джозеф. «Сабаитское наследие: вводный обзор» , в книге Дж. Патрича (ред.), Сабаитское наследие в Православной церкви с пятого века до наших дней (Лувен: Петерс, 2001), стр. 1–30, стр. 25– 27 (Приложение: Список игуменов ).

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87e687bc2dff454f8047c73b34f5639b__1716547020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/9b/87e687bc2dff454f8047c73b34f5639b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mar Saba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)