Прививка
Агрефений ( русский : Агрефений ; также пишется Агрефений или Агрефений ) — русский монах и архимандрит , совершивший паломничество в Святую Землю около 1370 года и оставивший отчет о своих путешествиях.

Имя Агрефени (иногда читается как Грефении), вероятно, является версией Агриппы, Агриппина или Агриппии. [ 1 ] Агрефений был настоятелем Богородице-Богородичного монастыря либо в Смоленске , либо в Смоленске. [ 1 ] [ 2 ] или, возможно, Тверь . [ 3 ] Его отчет о своих путешествиях, получивший название « Путешествие» (или «Путешествие» , «Паломничество» или «Хождение ») архимандрита Агрефения монастыря Пресвятой Богородицы , был написан вскоре после его возвращения в 1370-х годах. [ 4 ] Сохранился в кодексе с Рогожского кладбища . Это единственная иллюстрированная работа в кодексе. [ 3 ] Это также единственный иллюстрированный русский образец рассказа о паломничестве — жанра, который широко иллюстрировался в Западной Европе. Рогожская рукопись датируется XV веком и сегодня хранится в Москве , Российская государственная библиотека , Собрание Рогожинского кладбища MS 253. [ 4 ]
Рассказ Агрефени имеет большую историческую ценность. Возможно, он был первым русским, посетившим Египет , или, по крайней мере, первым, оставившим отчет о посещениях Каира и Александрии . [ 5 ] в Каир занял двенадцать дней Он пишет, что путь из Газы , а оттуда — в Александрию еще шесть дней. Однако это может не указывать на то, что он совершил путешествие. Он указывает пятнадцать дней от Газы до горы Синай и говорит, что «туда добирались православные христиане, но дальше этого места православные идти не могут». [ 6 ]
Агрефены посетили множество церквей и монастырей и являются ценным источником информации об их состоянии к концу 14 века. Он сообщает, что монастырь святого Феодосия находился в руинах и является последним источником, в котором упоминается монастырь Хозиба . [ 7 ] Он посетил армянскую церковь Святого Иакова , где увидел два красных камня в ящике перед зданием. Он говорит, что они были небольшими; один человек мог поднять оба сразу. Он является первым источником, указывающим на то, что было два камня, а не один, которые, согласно легенде, были привезены с Синая для Марии, матери Иисуса , чтобы использовать их в качестве жертвенника. [ 8 ]
Агрефени исследовала монастырь Святого Саввы , подтвердив и опровергнув сообщения о работе, проделанной благодаря благотворительности императора Иоанна VI Кантакузина ( годы правления 1347–1354 ). Он сообщает, что великая церковь, или кафоликон Богородицы, была разрушена, и от нее остался только алтарь. Ремонт, приписываемый Кантакузеносу, либо не был проведен, либо был быстро отменен. Он пишет, что во время его посещения часовня святителя Николая Мирликийского была заперта и находилась под контролем Грузии . Он видел шестиколонную кувуклию , перестроенную над гробницей Саввы Кантакузином, но не упоминает о мощах святого, которые либо еще не были перенесены туда, либо где-то еще хранились в тайне от посетителей. Он посетил келью Саввы по двум лестницам и сообщил о тамошней часовне. Он первый автор, упоминающий келью Иоанна Дамаскина , куда можно попасть по лестнице из руин великой церкви. Он также увидел заброшенную башню, доступную через пещеру, и три резервуара с водой, два из которых предназначены для вьючных животных. [ 9 ]
В Иерусалиме Агрефени наблюдала за эфиопской службой в храме Гроба Господня . [ 10 ] Это ценный отчет об эфиопской общине в Иерусалиме и ее религиозных ритуалах. [ 11 ] Он отмечает, что «храм Гроба Господня занят круглый год», и в нем служили «шесть отцов из греческой , грузинской, францисканской , армянской, якобитской и эфиопской церквей». Примечательно, что он не делает различия между эфиопами и коптами . [ 12 ] Эфиопов он называет хабежи , то есть хабеша (абиссинцы). Это первый отчет о паломничестве русских, в котором упоминаются эфиопы на Святой Земле, и «он, очевидно, был первым русским, наблюдавшим большую группу эфиопов». [ 2 ]
Агрефений побывал на Мертвом море и сообщает о соли по его берегу. [ 13 ]
Издания
[ редактировать ]- Archimandrite Leonid (ed.). "Khozhdenie arkhimandrita Agrefen'ia obiteli preosviatye Bogoroditsy (okolo 1370 g.) [Walking of Archimandrite Agrefeny of the Monastery of the Most Holy Mother of God (circa 1370)]". Pravoslavnyi Palestinskii sbornik [ Orthodox Palestine Collection ], vol. XVI, no. 3. Saint Petersburg, 1896. (in Russian)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Т.Г. Ставру и П.Р. Вайзенсель, Русские путешественники на христианский Восток с двенадцатого по двадцатый век (Колумбус, Огайо: издательство Славика, 1986), стр. 11–13.
- ^ Jump up to: а б В сб. А.Б. Дэвидсон, Д.А. Ольдерогге и В.Г. Солодовников (ред.), Россия и Африка (М.: Наука, 1966), с. 159.
- ^ Jump up to: а б Г. В. Попов, Тверские иконы: 13–17 вв. (Издательство «Аврора Арт», 1993), с. 31.
- ^ Jump up to: а б Дж. Дресвина, «Неправославный «маршрут» православного епископа: Авраам Суздальский и его путешествия» , The Medieval Journal , 4.1 (2014): 91–127, at 93 n6.
- ^ А. А. Локтионов, «О паломниках и поэтах, пленниках и политике: История египтологии в России» [ мертвая ссылка ] , Радуга 1 (2004): 68–73, at 68–69.
- ^ С. Якобсон, «Россия и Египет первые пятьсот лет», East European Quarterly 8.1 (1974), стр. 101.
- ^ К. А. Панченко, Арабские православные христиане под властью османов, 1516–1831 (Джорданвилль, Нью-Йорк: Holy Trinity Seminary Press, 2016), стр. 54.
- ^ Ю. Рахман-Шрайр, «Синайские камни на горе Сион: паломничество Марии в Иерусалим», в Р. Бартале и Х. Форхольте (ред.), Между Иерусалимом и Европой: Очерки в честь Бьянки Кюнель (Лейден: Брилл, 2015 г.) ), стр. 57–73, стр. 60.
- ^ Дж. Патрич, «Сабаитское наследие: вводный обзор» , в книге Дж. Патрича (ред.), Сабаитское наследие в Православной церкви от пятого века до наших дней (Лувен: Петерс, 2001), стр. 1–30, 19–2
- ^ Т. Денисова, «Первые русские религиозные миссии в Эфиопию» , Политика и религия 15.1 (2021): 49–64, стр. 49.
- ^ А. А. Громыко, «Советско-эфиопские связи, советское право и правительство» , 19.3 (1980): 75–94, стр. 77.
- ^ А. А. Майга, «Африка глазами русских писателей-путешественников (с 14 по начало 20 века)» , African Literary Studies 40 (2015): 141–157, стр. 143–144.
- ^ А. Ниссенбаум, «Мертвое море — экономический ресурс на 10 000 лет» , Hydrobiologia 267.1 (1993): 127–141, стр. 129–130.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Prokofiev, Nikolai I. (ed.). "Hozhdenie Agrefeniia v Palestinu". Literatura Drevnei Rusi , vol. I, pp 136–151. Moscow: MGPI im. Lenina, 1975. (in Russian)
- Раба, Джоэл. Эрец Исраэль бе-теурей носим Руссиим [ Русские путевые заметки по Палестине ]. Иерусалим, 1986 г. (на иврите)