Грузинская Православная Церковь
Апостольская Автокефальная Православная Церковь Грузии | |
---|---|
Классификация | Восточно-православный |
Писание | Септуагинта , Новый Завет |
Теология | Восточно-православное богословие , паламизм |
Политика | Епископальное устройство |
Предстоятель | Илия II Грузии |
Язык | грузинский |
Штаб-квартира | Тбилиси , Грузия |
Территория | Грузия |
Имущество | Западная Европа , Россия , Турция , [1] Азербайджан , Австралия , Армения |
Основатель | Святой Андрей (Колхида); Святая Нино , Мириан III (Иберия) |
Независимость | Даты в Антиохии варьируются между 467–491 и 1010 годами. [2] [а] Из России в 1917, 1943 гг. |
Признание | Автокефалия постепенно предоставляется Антиохийской Церковью и признается большей частью Церкви, даты варьируются от 467–491 до 1010 годов. Автокефалия отменена Русской Православной Церковью в 1811 году по приказу царя, частично восстановлена в 1917 году, полностью восстановлена в 1943 году. Признан Константинопольским Вселенским Патриархатом в 1990 году. |
Разделения | Абхазская Православная Церковь (2009 г.) |
Члены | 3,5 миллиона (2011) [3] |
Официальный сайт | www.patriarchate.ge |
|
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
The Apostolic Autocephalous Orthodox Church of Georgia ( Georgian : საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია , romanized : sakartvelos samotsikulo avt'ok'epaluri martlmadidebeli ek'lesia ), commonly known as the Georgian Orthodox Church or the Orthodox Church of Georgia , is an autocephalous Eastern Orthodox церковь в полном общении с другими церквями восточного православия . Это доминирующее религиозное учреждение Грузии , и большинство грузинского народа являются его членами. Православная церковь Грузии – одна из старейших церквей мира. Он утверждает апостольское основание и что его исторические корни можно проследить до ранней и поздней христианизации Иберии и Колхиды апостолом Андреем в I веке нашей эры и святой Нино в IV веке нашей эры соответственно. Как и в аналогичных автокефальных восточно-православных христианских церквях, высшим руководящим органом церкви является Священный синод епископов. Церковь возглавляет Патриарх всея Грузии Илия II , избранный в 1977 году.
Восточное православие было государственной религией на протяжении большей части истории Грузии до 1921 года, когда страна, провозгласившая независимость от России в 1918 году, была завоевана Красной Армией во время советского вторжения в Грузию и стала частью Советского Союза . [4] Действующая Конституция Грузии признает особую роль Грузинской Православной Церкви в истории страны, но также предусматривает независимость церкви от государства. Отношения между правительствами дополнительно определяются и регулируются Конкордатом 2002 года .
Грузинская Православная Церковь является самой авторитетной организацией в Грузии. По данным опроса 2013 года, 95% респондентов положительно оценили его работу. [5] Он пользуется большим влиянием в общественной сфере и считается самым влиятельным институтом Грузии. [6] [7]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Традиции относительно первого появления христианства в Иберии и Колхиде [ править ]
Согласно традиции Грузинской Православной Церкви, первым проповедником Евангелия в Колхиде и Иверии ( современная Западная и Восточная ) был апостол Андрей Первозванный . Грузия Согласно официальному сообщению церкви, Андрей проповедовал по всей Грузии, взяв с собой ахиропоэту Девы Марии (икона, которая, как полагают, была создана «не человеческой рукой»), и основал христианские общины, которые считались прямыми предками церкви. [8] Однако современная историография считает это сообщение мифическим и плодом поздней традиции, заимствованной из византийских легенд 9-го века о путешествиях святого Андрея по восточному христианскому миру. [9] Подобные традиции относительно святого Андрея существуют в Украине , на Кипре и в Румынии . Среди других апостолов, которые, как утверждает церковь, проповедовали в Грузии, — Симон Хананеянин (более известный на Западе как Симон Зилот), который, как говорят, был похоронен недалеко от Сухуми , в деревне Анакопия , и святой Матфий , который, как говорят, проповедовал в Грузии. на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио , селе недалеко от Батуми . Церковь также заявляет о присутствии в Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея , пришедших на север из Армении . [ нужна ссылка ] .
Иберии Преобразование
Часть серии о |
История Грузии |
---|
Часть серии о |
грузины грузины |
---|
Нация |
Грузия |
Древний картвельский народ |
Подгруппы |
Культура |
Языки |
Религия |
Символы |
История Грузии |
Распространение христианства в современной Грузии до IV века до сих пор мало изучено. Первым задокументированным событием в этом процессе является проповедь Святой Нино и ее последствия, хотя точные даты до сих пор обсуждаются. Святая Нино, почитаемая равноапостольной , по преданию была дочерью римского полководца из Каппадокии . Она проповедовала в Кавказском царстве Иверии (также известном как Картли ) в первой половине IV века, и ее заступничество в конечном итоге привело к обращению царя Мириана III , его жены царицы (впоследствии святой) Наны и их семьи. Кирилл Туманов датирует обращение Мириана 334 годом, его официальное крещение и последующее принятие христианства в качестве официальной религии Иберии — 337 годом. [10] культ Митры , языческие верования и зороастризм . С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались [11] Однако теперь они начали постепенно приходить в упадок, даже несмотря на то, что зороастризм стал второй официальной религией Иберии после Ацилисенского мира 378 года, а точнее, к середине пятого века. [12]
Царское крещение и организацию церкви совершили священники, посланные из Константинополя Константином Великим . Обращение жителей Иберии на равнинах происходило быстро, но языческие верования долго существовали в горных регионах. Западное королевство Лазика в то время политически и культурно отличалось от Иберии и в культурном отношении было более интегрировано в Римскую империю ; ко времени Первого Никейского собора (325 г.) в некоторых его городах уже были епископы.
Расширение и преобразование церкви [ править ]
Обращение Иверии положило лишь начало становлению Грузинской Православной Церкви. В последующие столетия происходили различные процессы, которые сформировали церковь и придали ей к началу 11 века основные характеристики, которые она сохранила до сих пор. Эти процессы касаются институционального статуса церкви внутри восточного христианства, ее эволюции в национальную церковь с властью над всей Грузией, а также догматической эволюции церкви.
Автокефалия [ править ]
Эта статья или раздел, кажется, противоречат сами себе . ( апрель 2021 г. ) |
Церковь V веках Иверская находилась в строгом подчинении Апостольского Престола Антиохийского В IV и : все ее епископы были рукоположены в Антиохии перед отправкой в Иверию. [13] Около 480 г. «[в] попытке заручиться картвельской поддержкой и признать местную поддержку империи, византийское правительство признало – и, возможно, само спровоцировало – изменение статуса главного картвельского прелата. от архиепископа до католикоса ». [14]
«По словам антиохийского канониста и патриарха Феодора Вальсамона (1140–1195), «когда Господь Петр был Святым Патриархом великого и благочестивого града Антиохии, Синод постановил сделать Иверскую Церковь автокефальной». Патриархом, о котором он говорит, должен быть Фуллер (ок. 488 г.), но даже в этом случае церковь в Иверии не получила полной независимости от материнской церкви Антиохии Петр ». Церковь оставалась в подчинении Антиохийской церкви; Католикос мог назначать местных епископов , но до 740-х годов его собственное избрание должно было быть подтверждено синодом Антиохийской церкви, и даже после VIII века ежегодные выплаты производились Греческой православной церкви Антиохии. «Эта ситуация продолжающейся канонической зависимости изменилась после XI века, когда католикос Мцхеты распространил свою юрисдикцию на западную Грузию . С тех пор главой Автокефальной Церкви Грузии является католикос-патриарх всей Грузии, а Церковь была полностью независима во внутренних и внешних делах, за исключением периода с 1811 по 1917 год. Мелхиседек I (1010–1033) был первым католикосом-патриархом всей Грузии». [15]
Однако в других источниках утверждается, что автокефалия была дана Церкви в другие сроки. Рональд Роберсон называет 467 за год, когда Церковь стала автокефальной. [16] В Британской энциклопедии говорится, что автокефалия Церкви «вероятно была дарована императором Восточной Римской империи Зеноном (474–491) с согласия антиохийского патриарха Петра Фуллера». [17] Другие источники указывают 484 года, когда Церковь стала автокефальной. [18] [19] Рапп заявляет, что «полноценная автокефалия [Грузинской церкви] не будет достигнута [...] до арабского завоевания или позже». [14]
национальной Территориальное расширение и рождение церкви
В начале церковной истории территория нынешней Грузии еще не была единой политически и не будет единой до начала 11 века. Западная половина страны, в основном состоящая из королевства Лазика , или Эгриси, находилась под гораздо более сильным влиянием Византийской империи , чем восточная Иберия, где сосуществовали византийские, армянские и персидские влияния. Такое разделение отразилось на крупных различиях в развитии христианства.
На востоке, после обращения Мириана, церковь развивалась под покровительством царей Иверии, или Картли. Важным фактором развития церкви в Иберии стало введение грузинского алфавита . Импульс к созданию сценария, адаптированного к языку местного населения, возник в результате усилий по евангелизации населения. Похожая динамика привела к созданию армянского алфавита . Точное происхождение письменности до сих пор обсуждается, но, должно быть, это произошло во второй половине IV или начале V века. [20] [21] Внедрение монашества и его огромное развитие в Иберии в VI веке способствовало как иностранному культурному вкладу, так и развитию местных письменных произведений. С этого момента, наряду с переводами Библии, в Иберии стала издаваться церковная литература на грузинском языке , в первую очередь жизнеописания святых, такие как « Мученичество святой царицы Шушаник » и «Мученичество святого Або ». Многие святые первых веков существования церкви не были этническими грузинами ( Шушаник была армянской принцессой, Або - арабкой), что свидетельствует о том, что церковь еще не приобрела строго национального характера. [22]
Ситуация изменилась только в VII веке, после широких политических и культурных изменений, вызванных мусульманскими завоеваниями . Эта новая угроза местной культуре, религии и автономии, а также трудности с поддержанием постоянных контактов с другими христианскими общинами привели к радикальным культурным изменениям внутри церкви, которая впервые стала этнически ориентированной: она превратилась в « картвельскую церковь ». ". [23] Все епископы и католикосы теперь были этническими грузинами, как и святые, чьи «Жития» были написаны в тот период. [23]
В западной половине Грузии, древней Колхиде , которая оставалась под более сильным римским влиянием, местные церкви находились под юрисдикцией Константинопольского Патриархата и были культурно и лингвистически эллинистическими. В Вселенских соборах принимали участие епископы портовых городов, Никейского собора (325 г.) и византийских территорий. С VI века те церкви, язык которых оставался греческим , возглавлял митрополит в Фасисе . [24] [25] Интеграция прибрежных регионов Черного моря в то, что впоследствии стало известно как Грузия, была длительным процессом. Первым шагом стали арабские вторжения в VII и VIII веках, которые в основном затронули Иберию. Беженцы, среди которых были такие дворяне, как Арчил Кахетинский , укрылись на Западе, либо в Абхазии , либо в Тао-Кларджети , и принесли туда свою культуру. Такие движения привели к постепенному слиянию западной и восточной церквей под властью последней, поскольку власть Византии уменьшилась и доктринальные различия исчезли. [26] Западная Церковь отделилась от Константинополя и к концу 9 века признала власть Католикоса Мцхеты. [27] Политическое объединение при династии Багратиони закрепило эту эволюцию к концу X века: в едином Грузинском царстве должна была существовать единая Грузинская Церковь.
Отношения с Армянской и Византийской церквями [ править ]
В первые века христианства Южный Кавказ был культурно гораздо более единым, чем в более поздние периоды, и постоянное взаимодействие между тем, что впоследствии стало Грузинской и Армянской церквями, сформировало их обоих. [28] [29] была Армянская церковь основана двумя десятилетиями ранее и в IV веке была крупнее и влиятельнее, чем Церковь в Иберии. Таким образом, он оказал сильное влияние на раннее учение церкви. [30] Влияние Иерусалимской церкви также было сильным, особенно в литургии. Грузино-армянские церковные отношения будут подвергнуты испытанию после Халкидонского собора (451 г.), христологические выводы которого были отвергнуты Армянской церковью и важными частями Антиохийской церкви , а также Коптской церковью , базирующейся в Александрии.
Поначалу католикосы Иберии выбрали антихалкидонский лагерь вместе с армянами, хотя среди духовенства всегда присутствовало разнообразие мнений, и иерархия терпела. [31] Царь Иберии Вахтанг Горгасали , стремившийся к союзу с Византией против персов, принял Энотикон — компромисс, выдвинутый византийским императором Зеноном в 482 году. [32] Попытка такого примирения была повторена на Первом Двинском соборе в 506 году, и статус-кво был сохранен в течение VI века.
Однако около 600 г. между Армянской Апостольской церковью и церковью в Иверии вспыхнула напряженность, поскольку Армянская церковь пыталась утвердить выдающееся положение на Кавказе как в иерархических, так и в доктринальных вопросах, тогда как католикос Мцхеты Кирион I склонялся к византийскому, Халкидонская сторона дебатов, поскольку Иберия снова искала имперской поддержки против Империи Сасанидов , которая упразднила Королевство в 580 году. Третий Двинский собор в 607 году санкционировал разрыв с Армянской церковью. [32] [33]
Последующие столетия подтвердили византийскую ориентацию Грузинской церкви и ее отчуждение от Армянской церкви. Конфессиональные споры оставались непреодолимыми и составляли основу богословской литературы в обеих областях. Интеграция западных и восточных грузинских церквей IX века также закрепила православную природу Грузинской церкви, поскольку византийская литургия и культурные формы распространились в ущерб традиционной восточной практике. [34]
Грузии век церковь в золотой Грузинская
Между 11 и началом 13 веков Грузия пережила политический, экономический и культурный золотой век , поскольку династии Багратиони удалось объединить западную и восточную половины страны в единое царство . Для достижения этой цели короли во многом полагались на престиж церкви и заручились ее политической поддержкой, предоставив ей множество экономических преимуществ, иммунитет от налогов и большие уделы. [35] В то же время цари, в первую очередь Давид Строитель (1089–1125), использовали государственную власть для вмешательства в церковные дела. В 1103 году он созвал собор Руиси-Урбниси , который осудил армянское миафизитство в более жестких выражениях, чем когда-либо прежде, и дал беспрецедентную власть, уступающую только Патриарху, его другу и советнику Георгию Чкондидскому . В течение следующих столетий церковь оставалась важнейшим феодальным институтом, экономическая и политическая власть которого всегда была по крайней мере равна силе основных дворянских семей.
Культурное влияние христианства средневековой в Грузии
В средние века христианство было центральным элементом грузинской культуры. Развитие письменной грузинской культуры стало возможным благодаря созданию грузинского алфавита в целях евангелизации. Монашество сыграло важную роль в последующей культурной трансформации. Это началось в Грузии в VI веке, когда ассирийские монахи-аскеты, известные как Тринадцать ассирийских отцов , поселились в Иберии и основали ряд монастырей, в первую очередь Давида Гареджи . [36] Вскоре к ним присоединились местные монахи, что привело к созданию значительных произведений агиографической литературы на грузинском языке, таких как «Житие святой Нино» и « Мученичество святой царицы Шушаник ». Золотой век грузинского монашества длился с 9 по 11 век. В этот период грузинские монастыри были основаны за пределами страны, в первую очередь на горе Синай , Афоне ( Ивиронский монастырь , где Богородицы Иверской до сих пор находится икона ) и в Палестине . [37] Самой выдающейся фигурой в истории грузинского монашества принято считать Григория Хандзтинского (759–861), основавшего многочисленные общины в Тао-Кларджети .
В Грузии были развиты особые формы искусства для религиозных целей. Среди них каллиграфия , полифоническое церковное пение, иконы с перегородчатой эмалью, такие как триптих Хахули , и «грузинский крестово-купольный стиль» архитектуры, который характеризует большинство средневековых грузинских церквей. Наиболее знаменитые примеры грузинской религиозной архитектуры того времени включают монастырь Гелати и собор Баграти в Кутаиси , Икалто монастырский комплекс и академию , а также собор Светицховели в Мцхете .
Среди выдающихся грузинских представителей христианской культуры — Петр Иверский (Петре Ибериели, V век), Евфимий Афонский (Эквтиме Атонели, 955–1028), Георгий Афонский (Гиорги Атонели, 1009–1065), Арсен Икалтоэли (11 век) и Ефрем Мцире , (11 век). Философия процветала между 11 и 13 веками, особенно в Академии монастыря Гелати, где Иоанн Петрици предпринял попытку синтеза христианской, аристотелекской и неоплатонической мысли. [38]
церкви (13–18 вв Разделение . )
Монгольские нашествия в 13 веке и Тамерлан в 14–15 веках сильно разрушили грузинское христианство. Политическое единство страны несколько раз нарушалось, особенно в 1460-х годах. Целями захватчиков стали церкви и монастыри, поскольку в них хранилось множество сокровищ. В результате этих разрушений многие из них пришли в упадок или были заброшены. [39] В западной половине Грузии католикат Абхазии после монгольского правления был основан . Он отделился от Мцхетской кафедры после распада Королевства, и после этого западный Католикос принял титул Патриарха. Эта конкурирующая резиденция, располагавшаяся сначала в Пицунде , затем в монастыре Гелати близ Кутаиси , просуществовала до 1795 года. [40] В те времена контакты с католической церковью увеличились, сначала как способ освободиться от вмешательства Византийской церкви, а затем найти более сильных союзников против захватчиков. Между 1328 годом и началом XVI века в Тбилиси находилась кафедра католического епископа, который способствовал развитию этих контактов. Однако формального воссоединения с Римом так и не произошло, и церковь осталась верна восточному православию. [39]
В последующие столетия Грузия, ослабленная и раздробленная , попала под господство Османской и последующих Персидских ( Сефевидской , Афшаридской и Каджарской ) империй: в основном османы правили западом страны, персы — востоком, при этом в целом позволяя автономные грузинские царства существовали под их контролем. С падением Константинополя в 1453 году грузинские христиане утратили традиционное средство защиты от мусульман и оказались предоставлены сами себе.
Новомученики канонизировались церковью после каждого вторжения, в первую очередь царица Кетеван Кахети, которая была замучена до смерти в 1624 году за отказ отречься от христианства по приказу Аббаса I Персидского (шаха-Аббаса). Однако не все члены царских семей Картли и Кахети были столь верны церкви. Многие из них, чтобы завоевать расположение персов и завоевать трон у своих братьев, обратились в ислам или притворились, как, например, Давид XI Картлийский (Дауд-хан). Другие дворяне, такие как Сулхан-Саба Орбелиани , покинули ослабленную местную церковь и перешли в католицизм, поскольку миссионеры привозили в Грузию печатный станок и западную культуру около 1700 года . В 18 веке статус и престиж Церкви среди элиты, а также общее православие были мощным фактором в призывах к российскому вмешательству на Кавказе с целью освобождения Грузии от мусульманского господства. [41]
Под властью России и СССР [ править ]
В 1801 году Картл-Кахети (Восточная Грузия) было оккупировано и присоединено к Российской империи . 18 июля 1811 года автокефальный статус Грузинской Церкви был отменен российскими властями, несмотря на сильное сопротивление в Грузии, и Грузинская Церковь была передана синодальному правлению Русской Православной Церкви. С 1817 года митрополит, или экзарх , возглавлявший церковь, был этническим русским, не знавшим грузинского языка и культуры. [41] Грузинская литургия была подавлена и заменена церковнославянской , древние фрески были побелены со стен многих церквей, а публикация религиозной литературы на грузинском языке подвергалась жесткой цензуре. XIX век был временем упадка и недовольства, поскольку церковные здания часто приходили в упадок, а доверие людей к учреждению было подорвано его русификацией и коррупцией. [ нужна ссылка ] Призывы к автокефалии снова раздались только после интеллектуального национального возрождения, начавшегося в 1870-х годах; Местное духовенство делало такие призывы во время революции 1905 года , прежде чем было снова репрессировано. [42]
После свержения царя Николая II в марте 1917 года епископы Грузии 25 марта 1917 года в одностороннем порядке восстановили автокефалию Грузинской Православной Церкви. Эти изменения не были приняты Русской Православной Церковью. После вторжения Красной Армии в Грузию в 1921 году Грузинская Православная Церковь подверглась жестоким преследованиям. [43] Сотни церквей были закрыты атеистическим правительством, а сотни монахов были убиты во время сталинских чисток. во время войны Независимость Грузинской православной церкви была окончательно признана Русской православной церковью 31 октября 1943 года: этот шаг был заказан Сталиным как часть более толерантной политики по отношению к христианству в Советском Союзе . Новые антирелигиозные кампании имели место после войны, особенно при Никите Хрущеве . Коррупция и проникновение органов безопасности также преследовали церковь. Первые признаки возрождения можно увидеть с 1970-х годов, когда Эдуард Шеварднадзе , тогдашний секретарь Коммунистической партии Грузинской ССР , занял более толерантную позицию, а новый Патриарх Илия II мог с 1977 года ремонтировать заброшенные церкви и даже строить новые. В то же время диссиденты-националисты, такие как Звиад Гамсахурдиа, подчеркивали христианский характер своей борьбы против коммунистической власти и развивали отношения с церковными чиновниками, которые стали плодотворными после 1989 года. [44]
Текущий статус [ править ]
25 января 1990 года Константинопольский Патриарх признал и утвердил автокефалию Грузинской Православной Церкви (которая на практике осуществлялась или, по крайней мере, требовалась с V века), а также Патриаршую честь Католикоса . [45] [46] Последующая независимость Грузии в 1991 году ознаменовала серьезное возрождение в судьбе Грузинской Православной Церкви.
Особая роль церкви в истории страны признана в статье 9 Конституции Грузии ; [47] его статус и отношения с государством были дополнительно определены в Конституционном соглашении , или Конкордате , подписанном президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и Патриархом Илией II 14 октября 2002 года. Конкордат, в частности, признает церковную собственность на все церкви и монастыри и предоставляет ей право особую консультативную роль в правительстве, особенно в вопросах образования. [48] [49]
Многие церкви и монастыри были перестроены или отремонтированы после обретения независимости, часто с помощью государства или богатых людей. Церковь поддерживает хорошие отношения со всеми тремя президентами Грузии с момента восстановления независимости. Однако внутри самой Церкви сохраняется напряженность по поводу ее участия в экуменическом движении, которое поддержал Патриарх Илия II (он занимал пост главы Всемирного Совета Церквей в период с 1977 по 1983 год). Оппозиция экуменизму подогревалась опасениями массового прозелитизма со стороны протестантских конфессий в Грузии. В 1997 году, столкнувшись с открытым разногласием со стороны ведущих монахов, Илия II отказался от участия церкви в международных экуменических организациях, хотя и не стал осуждать экуменизм как «ересь». Оппозиция протестантской миссионерской деятельности остается сильной в современной Грузии и даже приводит к эпизодам насилия. [50] Сепаратизм в Абхазии затронул и церковь: Сухумская епархия, перегруппировав абхазское духовенство, провозгласила в 2009 году свое отделение от Грузинской православной церкви с целью образования новой Абхазской православной церкви ; Однако этот шаг остался непризнанным никакими другими православными властями, включая Русскую Православную Церковь . [51] Отношения с соседней Армянской Апостольской церковью также были непростыми с момента обретения независимости, в частности, из-за различных конфликтов по поводу церковной собственности в обеих странах. [52] По переписи 2002 года 83,9% населения Грузии назвали себя православными. [53] В 2002 году сообщалось, что насчитывается 35 епархий в составе Грузинской Православной Церкви (епархий) и около 600 церквей, в которых обслуживают 730 священников. Грузинская православная церковь насчитывает около 3 600 000 членов в Грузии. [3] [54] (никакие источники не пытаются причислить членов к грузинской диаспоре).
Структура [ править ]
Священный Синод [ править ]
Грузинской Православной Церковью управляет Священный Синод , возглавляемый Католикосом-Патриархом всея Грузии . Священный Синод является коллегиальным органом архиереев Церкви. Помимо Патриарха, в состав Синода входят 38 членов, в том числе 25 митрополитов , 5 архиепископов и 7 простых архиереев . По состоянию на 2012 год членами Священного Синода являются следующие архиереи в таком иерархическом порядке: [55]
- Митрополит Кутаисский и Гелатский : Калистрат (Маргалиташвили).
- Митрополит Чиатурский и Сачхерский : Даниил (Датушвили).
- Митрополит Западноевропейский : Авраам (Гармелия).
- Митрополит Тианетский и Пшав-Хевсуретский : Тадеос (Иорамашвили).
- Митрополит английского и рисования : Анания (Джапаридзе).
- Митрополит Маргветский и Убисийский : Вахтанг (Ахвледани).
- Митрополит Цилканский и Душетский : Зосима (Шиошвили).
- Митрополит Ткибульский и Терджольский : Георгий (Шаламберидзе).
- Митрополит Урбнисский и Руисский: Иов (Акиашвили).
- Митрополит Алавердский : Давид (Махарадзе).
- Митрополит Некресский : Сергий (Чекуришвили).
- Митрополит Шемокмеди : Иосиф (Киквадзе).
- Митрополит Никозский и Цхинвальский : Исайя (Чантурия).
- Митрополит Боржомский и Бакурианский : Серафим (Джоджуа).
- Митрополит Никорцминдский : Элиза (Джохадзе).
- Митрополит Потийский и Хобийский : Григорий (Бербичашвили).
- Митрополит Ахалкалаки и Кумурдо : Николоз (Пачуашвили).
- Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский : Феодор (Чуадзе).
- Митрополит Хони и Самтредии : Саба (Гагиберия)
- Митрополит Батумский , Лазетский , Северо-Американский и Канадский : Димитрий (Шиолашвили).
- Митрополит Ванийский и Багдатский : Антон (Булухия).
- Митрополит Зугдидский и Цаишский: Герасим (Шарашенидзе)
- Митрополит Самтависский и Горийский : Андрия (Гвазава).
- Митрополит Чкондидский и Мартвильский : Петре (Цаава).
- Митрополит Сенакский , Чхороцкий и Австралийский : Шио (Муджири)
- Архиепископ Цагерский и Лентехский : Степан (Калаиджишвили)
- Архиепископ Бодбийский : Давид (Тикарадзе)
- Archbishop of Stepantsminda and Khevi : Iegudiel (Tabatadze)
- Архиепископ Руставский и Марнеульский : Иоанн (Гамрекели)
- Архиепископ Дманиси , Агарак - Ташири , Великобритании и Ирландии : Зенон (Иараджули)
- Епископ Местии и Верхней Сванетии : Иларион (Китиашвили)
- Bishop of Gurjaani and Velistsikhe: Euthymos (Lezhava)
- Епископ Ниноцминда и Сагареджо : Лука (Ломидзе)
- Епископ Схалтинский : Спиридон (Абуладзе).
- Епископ Болнисский : Ефрем (Гамрекелидзе).
- Епископ Дедоплисцкаро и Ерети : Мелхиседек (Хачидзе)
- Епископ Гардабанский и Марткопский : Иаков (Якобишвили).
- Епископ Сурамиский и Хашурский : Свимеон (Цакашвили).
Католикос-Патриарх всея Грузии [ править ]
Первым главным епископом Грузинской церкви, носившим титул Патриарха, был Мелкиседек I (1010–1033). С 1977 года Илия II (род. в 1933 году) занимает пост Католикоса-Патриарха всея Грузии и архиепископа Мцхетского и Тбилисского . Вот список Католикосов-Патриархов с момента восстановления церковью автокефалии в 1917 году: [56]
- Кирион II (1917–1918)
- Леонид (1918–1921)
- Амвросий (1921–1927)
- Кристофер III (1927–1932)
- Каллистрат (1932–1952)
- Мелхиседек III (1952–1960)
- Ефрем II (1960–1972)
- David V (1972–1977)
- Илия II (1977 – настоящее время)
См. также [ править ]
- Секуляризм и безверие в Грузии
- Христианство в Грузии
- Культура Грузии
- Грузинские католики византийского обряда
- Грузинская католическая церковь
- Грузинские церкви в Армении
- Религия в Грузии
- Епархии Грузинской Православной Церкви
Ссылки [ править ]
- ^ «Турция остается в «Списке наблюдения» за свободой вероисповедания » . Архонты Вселенского Патриархата. 29 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Мейендорф, Джон (1996). Православная церковь: ее прошлое и роль в современном мире . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 159. ИСБН 978-0-913836-81-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грдзелидзе 2011 , с. 275
- ^ «Ретроспектива Конституции Демократической Республики Грузия 1921 года» . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Могущая Православная Церковь Грузии» . Новости Би-би-си . 2 июля 2013 г.
- ^ Функе, Кэролин (14 августа 2014 г.). «Грузинская Православная Церковь и ее участие в национальной политике» . Аналитик Института Центральной Азии и Кавказа .
После распада Советского Союза Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала самым уважаемым и влиятельным институтом Грузии.
- ^ Римпл, Пол (21 ноября 2014 г.). «Россия: Сочи делает ставку на то, чтобы стать черноморским Монте-Карло» . ЕвразияНет .
Грузинская Православная Церковь, самое влиятельное учреждение страны...
- ^ «Патриархия Грузии – Официальный сайт» . Архивировано из оригинала 11 января 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Рэпп 2007 , стр. 137–138.
- ^ Туманов 1963 , стр. 374–377.
- ^ «ГРУЗИЯ iii. Иранские элементы в грузинском искусстве и археологии» . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . ISBN 0-253-20915-3 . Проверено 2 января 2015 г.
- ^ Грдзелидзе 2011 , с. 272
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэпп 2007 , с. 141
- ^ Грдзелидзе 2011 , стр. 272–3.
- ^ «Православная Церковь Грузии» . Восточно-христианские церкви: краткий обзор (7-е изд.) . Проверено 16 апреля 2021 г. - через CNEWA .
- ^ «Грузинская Православная Церковь | Христианство» . Британская энциклопедия . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Патриарх Грузии направляет к Владимиру Путину эмиссара своей страны» . Крест (на французском языке). 24 января 2013 г. ISSN 0242-6056 . Архивировано из оригинала 20 июня 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Грузия: Церковь и государство на пути к неизбежному конфликту? – Религиоскоп» . www.religion.info . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Грдзелидзе 2011 , стр. 264–265.
- ^ Рэпп 2007 , стр. 139–140.
- ^ Рэпп 2007 , с. 140
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэпп 2007 , с. 144
- ^ Мгалоблишвили 1998 , стр. 6–7.
- ^ Грдзелидзе 2011 , с. 265
- ^ Рэпп 2007 , с. 145
- ^ Мгалоблишвили 1998 , с. 7
- ^ Рэпп 2007 , с. 138
- ^ Туманов 1963 , стр. 33-
- ^ Рэпп 2007 , с. 139
- ^ Рэпп 2007 , с. 142
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грдзелидзе 2011 , с. 267
- ^ Рэпп 2007 , стр. 142–143.
- ^ Рэпп 2007 , стр. 144–145.
- ^ Рэпп 2007 , с. 146
- ^ Грдзелидзе 2011 , с. 268
- ^ Грдзелидзе 2011 , с. 269
- ^ Грдзелидзе 2011 , стр. 271–272.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэпп 2007 , с. 148
- ^ Рэпп 2007 , стр. 148–150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэпп 2007 , с. 150
- ^ Рэпп 2007 , с. 151
- ^ Грдзелидзе 2011 , с. 274
- ^ Рэпп 2007 , стр. 152–153.
- ^ Катителадзе, Зураб (1 октября 2019 г.). «Ключевые аспекты автокефалии Грузинской Православной Церкви» . Волынский Благовестник . 7 : 139–162. дои : 10.33209/2519-4348-2019-7-54 .
- ^ Антиохен, Петр (31 декабря 2018 г.). «Дело грузинской автокефалии» . Православный собор . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ «Конституция Грузии - Официальный английский перевод» (PDF) .
- ^ «Официальный сайт Патриархии Грузии» . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Документ без названия» . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 29 марта 2015 г.
- ^ Рэпп 2007 , с. 154
- ^ Гражданская Грузия. «Русская Православная Церковь «уважает» власть Грузинской Церкви в Абхазии и Южной Осетии» . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Армения: имущественные споры подогревают церковную напряженность между Ереваном и Тбилиси» . ЕвразияНет . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Результаты переписи 2002 г. – стр. 132» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2015 года . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ «CNEWA США – Грузинская Православная Церковь» . Cnewa.us. 19 июня 2007 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Официальный сайт Патриархии Грузии» . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «Лидеры Грузинской Церкви» . Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 24 июля 2012 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Рэпп, Стивен Х. младший (2007). «Грузинское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 137–155. ISBN 978-1-4443-3361-9 . Проверено 11 мая 2012 г.
- Грдзелидзе, Тамара (2011). «Грузия, Патриаршая Православная Церковь» . В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 264–275. ISBN 978-1-4051-8539-4 . Проверено 13 мая 2012 г.
- Мгалоблишвили, Тамила (1998). Древнее христианство на Кавказе . Психология Пресс. ISBN 978-0-7007-0633-4 . Проверено 20 мая 2012 г.
- Туманов, Кирилл (1963). «Иберия между Хосроидом и правлением Багратидов». Исследования по христианской истории Кавказа . Джорджтаун, ЮП . Проверено 30 июня 2012 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный веб-сайт Патриархата Грузинской Православной Церкви
- Грузиноязычный веб-сайт, посвященный грузинскому православию
- Грузинская Православная Церковь - Британская энциклопедия
- Грузинские православные церкви в США. Архивировано 19 декабря 2019 года в Wayback Machine.
- Статья Рональда Роберсона о Грузинской Православной Церкви на сайте CNEWA.
- Грузинская Православная Церковь и Экуменическое движение, статья из рецензируемого журнала: http://eprints.iliauni.edu.ge/9925/1/Tinikash-Ecumenism-Georgia-%5BOffprint%5D.pdf
- Открытая база данных - Территориальность Грузинской Православной Церкви