Хевсурети
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на грузинском языке . (Июнь 2012 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Хевсурети
Хевсурети | |
---|---|
![]() | |
![]() Карта с указанием исторического региона Хевсурети в Грузии. | |
Страна | ![]() |
Mkhare | Мцхета-Мтианети |
Муниципалитет | Душ |
Капитал | Шатили , Барисахо |
Область | |
• Общий | 1036 км 2 (400 квадратных миль) |
Население | |
• Общий | 3,200 |
• Плотность | 3,1/км 2 (8,0/кв. миль) |
Хевсурети ( груз . Хевсурети, земля долин ) — историко-этнографическая область в восточной Грузии . Хевсуры — ветвь картвельского ( грузинского ) народа, расположенная как по северному ( Пирикита хевсурети ), так и по южному ( Пиракета хевсурети) склонам Больших Кавказских гор . Согласно общепринятому определению границы Европы и Азии как водораздела Большого Кавказа , Хевсурети географически является европейской частью Грузии. [ 1 ]
География
[ редактировать ]Включая долины небольших рек Мигмахеви , Шатили , Архоти и Арагви , провинция граничит с Ингушетией и Чечней и входит в состав современного муниципалитета Душети , Мцхета-Мтианети региона . Хевсурети, площадь которого составляет около 405,3 квадратных миль (1050 км²), пересекает главный гребень Большого Кавказского хребта, разделяющий провинцию на две неравные части. Пирикита Хевсурети («туда») - более крупный, площадью ок. 565 км², а Пиракета Хевсурети («здесь») занимает 428 км². Крупнейшие села — Барисахо и Шатили . [ 2 ]


Этнография
[ редактировать ]Территория Хевсурети вместе с соседней областью Пшави была известна средневековым писателям под общим обозначением Пхови или на грузинском языке : ფხოვი. Летописец Леонтий Мровели царя упоминает, что после обращения в христианство в начале IV века иверийского Мириана III и царицы Наны святая Нино продолжала проповедовать среди грузинских горцев (მთიულნი, мтиулни), в том числе и среди Пхови . [ 3 ]
Средневековая Грузия так и не смогла создать типичный феодальный строй. Гражданский кодекс общины остался основанным на древних традициях и ценностях. Детей знатных родов и панов воспитывали семьи крестьян (გლეხი, глехи ), известных своей мудростью и человеческими качествами. Эти люди знакомили молодежь со своей культурой, историей, традициями и всеми аспектами человеческого знания и опыта, основанными на христианских православных ценностях. (См. Грузинская Православная и Апостольская Церковь )
Исторически грузинские горцы пользовались определенной автономией. Хевсуры никогда не принимали местных лордов; они избирали своих вождей или хевисбери (ხევისბერი, старейшина ) и совет старейшин и подчинялись только монарху (см. Список царей Грузии ). Это были исключительные воины, обладающие традиционными грузинскими качествами мужества, открытости и честности, братства, независимости и свободолюбия. [ 4 ] которых часто продвигали как королевских телохранителей. Цари считали их надежными стражами Кавказских гор и северной границы королевства. В боях хевсуры носили флаги, украшенные крестами, и считали себя постоянными членами армии священных знамен и хранителями грузинских царей.

История, впервые популяризированная русским военнослужащим и этнографом Арнольдом Зиссерманом , который провел 25 лет (1842–1867) во время российской экспансии на Кавказе (см. Грузию в составе Российской империи ), предполагает, что эти грузинские горцы были потомками последних европейских крестоносцев . Он утверждал, что их народная культура – материальные, социальные и религиозные практики – напоминала культуру крестоносцев. [ 5 ] Хотя Зиссерман утверждает, что сам пришел к этому предположению, и ему часто приписывают эту идею, эта теория появляется в более ранних источниках и была популярной историей среди негрузин в Тбилиси. [ 6 ] Утверждение о том, что любые исторические свидетельства указывают на то, что хевсуры могли произойти от крестоносцев, было полностью дискредитировано, а грузинские ученые повсеместно высмеивали эту историю. [ 6 ]
Зиссерман также пишет, что «относительно своего происхождения хевсуры сохранили предание: они считают своим первопредком некоего человека по имени Гуданели. Он был крестьянином-вассалом помещика в Кахетии и, чтобы избежать наказания за какое-то совершенное им преступление, нашел убежище в пшавском селе Апшо . От двух его сыновей, Арабули и Чинчара, произошла семья Арабули, состоящая из 320 домов, и семья Чинчараули, состоящая из 210 домов». [ 7 ] Американский путешественник Ричард Халлибертон (1900–1939) увидел и записал обычаи племени хевсур в 1935 году. [ 8 ]
Хевсурские мужчины, одетые в кольчуги и вооруженные палашами, носили одежды, украшенные крестами и иконами , которые служили средством защиты согласно христианству , принятому Грузией в начале IV века. Греческий историк Геродот ( ок. 484 – ок. 425 до н. э.) отмечает, что кавказские горцы того времени были блестящими вязальщицами и вышивальщиками своего платья, или чохи , которое изнашивалось, но никогда не выцветало от частого использования. Молодые девушки начинали вязать в 6-7 лет, а мужчины учились и проходили военную подготовку, поскольку по их традиции женщины были лишены образования и более высокого социального статуса. У них была строгая система физической подготовки в боевых искусствах , сохранившаяся как боевое искусство Хридоли и являющаяся частью богатой грузинской военной традиции.
Хевсурские танцы также сохранились в национальных танцах как танец воинов Хевсурули .
Религия
[ редактировать ]
Их религия представляет собой уникальную смесь грузинского православного христианства и дохристианских культов. Они поклоняются священным местам, известным как джвари («крест»), хати («икона») или салоцави («святилище»). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Помимо религиозного характера, это были места, где местные жители обсуждали и решали общие дела, такие как набеги на врагов, миротворчество, обращения различного характера и т. д. Даже в советский период с его жесткими ограничениями на любую религиозную деятельность, каждый год грузинские горцы собирались с группой старших православных священников и совершали свои традиционные обряды.
Исторические данные о населении
[ редактировать ]По переписи 1873 года население Хевсурети составляло 4872 человека. К 1926 году население сократилось до 3885 человек. [ 2 ]
Данные Российской императорской переписи 1873 года, приведенные в книге Др. Книга Густава Радде «Чус'урен и их земля» - монографическая попытка, рассмотренная летом 1876 года (опубликованная Касселем в 1878 году), разделяет деревни Хевсурети на восемь общин: [ 12 ]
- община Барисахо: 16 деревень, 298 дворов, состоящих из 723 мужчин и 718 женщин, всего 1441 душа.
- Община Гули: 8 сел, 162 двора, состоящих из 335 мужчин и 356 женщин, всего 691 душа.
- община Рошка: 7 деревень, 145 дворов, состоящих из 335 мужчин и 315 женщин, всего 648 душ.
- Община Батсалиго: 9 деревень, 131 домохозяйство, состоящее из 296 мужчин и 288 женщин, всего 584 души.
- община Ахиели: 5 деревень, 111 дворов, состоящих из 273 мужчин и 240 женщин, всего 513 душ.
- община Шатили: 5 сел, 121 двор, состоящий из 252 мужчин и 272 женщин, всего 524 души.
- община Ардоти: 3 деревни, 86 дворов, состоящих из 198 мужчин и 249 женщин, всего 447 душ.
- община Толаант-Сопели: 8 деревень, 197 дворов, состоящих из 555 мужчин и 593 женщин, всего 1148 душ.
1873 ИТОГО : 61 деревня, 1251 двор, состоящий из 2967 мужчин и 3029 женщин, всего 5996 душ.
Серги Макалатиа Эти цифры можно сравнить с теми, которые приведены в «Хевсурети» (Комунистис Стамба, Тбилиси: 1935; на грузинском языке): [ 13 ]
- община Барисахо: 14 деревень, 241 двор, состоящие из 467 мужчин и 539 женщин, всего 1006 душ.
- Община Батсалиго: 19 деревень, 291 домохозяйство, состоящее из 547 мужчин и 639 женщин, всего 1186 душ.
- община Шатили: 12 сел, 233 двора, состоящих из 528 мужчин и 572 женщин, всего 1100 душ.
- община Архоти (Ахиели): 3 села, 78 дворов, состоящих из 123 мужчин и 133 женщин, всего 256 душ.
1935(?) ИТОГО : 43 деревни, 769 дворов, состоящих из 1492 мужчин и 1668 женщин, всего 3160 душ.
Конечно, существует множество причин, по которым сравнение этих двух переписей было бы сложным и в некоторой степени бессмысленным занятием. Однако, чего бы это ни стоило, такое сравнение действительно подтверждает процесс исхода сельских жителей в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, в результате которого хевсуры, по-видимому, покинули изолированные или высокогорные поселения и переселились вниз по долине, чтобы жить в деревнях, получающих выгоду от более мягкие климатические условия (или, возможно, даже жить в более отдаленных городах).
Хотя к этим цифрам, конечно, следует относиться с долей скептицизма (в том смысле, что они основаны на данных, надежность которых недоказанна и, мягко говоря, спорна), сравнение двух лет (1873 и 1935 гг.) показывает, что
- снижение среднего числа мужчин в семье на 14 процентов;
- снижение среднего числа женщин в семье на 8 процентов;
- снижение на 8 процентов среднего числа домохозяйств (семей) на село;
- снижение средней численности жителей на деревню на 19 процентов; и
- сокращение общей численности населения региона на 35 процентов (при этом более изолированные регионы теряют больше жителей, например, община Шатили 42% и община Ахиели 50%, чем другие, расположенные ниже по долинам).
Миграция
[ редактировать ]Некоторое неповиновение хевсуров советской идеологии стало причиной принудительной миграции на равнину, инициированной правительством в 1951 году. В результате многие высокогорные села опустели. Экономические трудности последних двух десятилетий [ когда? ] также усилилась тенденция к миграции. [ 2 ]
Традиции
[ редактировать ]

Как и другие горные районы Грузии, Хевсурети отличается большим разнообразием традиций и обычаев. Хевсуры говорят на местном диалекте грузинского языка , напоминающем литературный грузинский язык средневековья , и сохраняют многие свои древние традиции, включая элементы народного ритуала. Институт кровной мести был жив и в двадцатом веке.
Грузии Хевсурская музыка также напоминает музыку средневековой . Хевсурети славится своими средневековыми балладами и народной музыкой.
Традиционный костюм Хевсурети включает мужскую верхнюю одежду, называемую перанги . Хотя он имеет некоторое сходство с классической грузинской чохой , он короче, трапециевидной формы, имеет более мощный цветовой баланс и большее использование крестообразных декоративных мотивов.
Архитектура Хевсурети в основном носит сильно укрепленный и оборонительный характер, с множеством башен, примыкающих к склонам гор, что означает постоянную бдительность перед лицом нападения врага. Хевсуры были известны своими войнами с (в основном мусульманскими ) народами Северного Кавказа, включая чеченцев , кистов и многих народов Дагестана . было обычным явлением Из-за географической, этнической и религиозной сложности и отсутствия индустриализации на Большом Кавказе для племен Северного Кавказа нападать и грабить горных грузин. Известный грузинский поэт Важа Пшавела описал в своих стихах войну хевсуров. Одним из самых известных из них является Алуда Кетелаури , одноименный герой которого — хевсурский юноша, прославившийся своей храбростью и воинским мастерством. Однажды, после того как хевсурское село Шатили , где он жил, было захвачено кистами ( историческое название нахского народа ), Алуда последовал за захватчиками и убил обоих грабителей. Однако после убийства «Киста» позвонил Мусса Алуда начал плакать, оплакивая воина, в знак признания его храбрости и преданности своей мусульманской вере. Вернувшись в Шатили, Алуда признался жителям деревни в своем восхищении героем «Кист», оказавшимся таким достойным противником, но они были шокированы такой похвалой «язычника» и в конце концов осудили Алуду и изгнали его из общины.
сообщала В 1911 году Британская энциклопедия , что среди хевсуров до сих пор преобладают многие любопытные обычаи, как, например, заключение женщины во время родов в одинокую хижину, вокруг которой парадно проходит муж, время от времени стреляя из мушкета. После родов матери тайно приносили еду, которую продержали в тюрьме месяц, после чего избу сожгли. [ 14 ] Одной из наиболее ярких особенностей традиционных культур Хевсурети были добрачные отношения, известные как сцорпроба (или цацлоба , как это известно в Пшави). [ 15 ] Молодая пара могла лежать вместе ночью, поместив между ними меч. Половые сношения между парой были строго запрещены. Любой человек, нарушивший это правило, был приговорен к смерти.
Еще в недавнем прошлом место, называемое оссуарием Анатори, использовалось тяжело больными хевсурами: чтобы спасти свои семьи, они отправлялись туда и встречали свой конец в уединении, оберегая своих сородичей от бедствий свирепствующих эпидемий и смертельных болезней. Воинственный характер хевсуров повлиял на некоторых историков до того, что они были склонны относить это племя грузинских горцев к крестоносцам; но решающим моментом, конечно, было наличие изображений креста в национальном наряде хевсуров. Помимо воинственной истории и опыта, у них есть и обычай, противоположный миролюбивому характеру и этике: если молодая девушка или женщина бросает свой платок между сражающимися хевсурами, это сигнализирует о ее приказе прекратить бой, и мужчины всегда подчиняются дамское вмешательство.
По всей провинции разбросаны десятки укреплений, святилищ и церквей. Главными из них являются крепость Хахмати , крепость Ахиели , крепость Лебайскари , крепость Муцо , Шатили укрепления , Крест Гудани и Крест Анатори .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Расположен на севере водораздела Большого Кавказа, географически в Европе, а также горы на стене Безенги в верхней Сванетии, такие как Ушба и Тетнулди .
- ^ Jump up to: а б с Циклаури, Иване (2008). «Бывшие села Пирикита Хевсурети (долины Шатили-Мигмахеви)». В Миндорашвили, Давид (ред.). Средневековые археологические памятники Грузии [ Средневековые археологические памятники Грузии ] (PDF) . Тбилиси: Центр охраны и изучения древностей. стр. 22-30. ISBN 978-9941-0-0963-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 г.
- ^ Картлис Човреба (Жизнь Картли) на грузинском языке.
- ^ ИСТОРИЯ ГРУЗИИ, Этнографическое исследование.
- ^ The photos by Vakhtang Chikovani Archived 2010-04-01 at the Wayback Machine
- ^ Jump up to: а б Шерман, Райан Майкл (2021). «Изгнание крестоносцев с Кавказа: деконструкция 200-летнего мема о том, что хевсуры произошли от затерянного отряда средневековых рыцарей» . Национальные документы . 49 (1): 54–71. дои : 10.1017/nps.2019.102 . ISSN 0090-5992 . S2CID 219430275 .
- ^ (на русском языке) ЗИССЕРМАН А.Л., Двадцать пять лет на Кавказе, Санкт-Петербург: 1879. ISBN 978-5519443159 (на английском языке) ISBN 0991423224 ISBN 9780991423224 Публикации Нарикала, 2018 г.
- ^ Сражение мечом и баклером среди пропавших крестоносцев . Выдержки из наблюдений Halliburton.
- ^ Чарачидзе, Жорж (1968). Религиозная система языческой Грузии: структурный анализ цивилизации (на французском языке). Париж: Масперо. OCLC 410367044 .
- ^ Туите, Кевин (2011). «Призывы к храму Кевсур: иконичность, интертекстуальность и агонизм». У Тандашвили – Манана; Пурцхванидзе, Закария (ред.). Folia Caucasica: Праздничный сборник Йоста Гипперта к его 55-летию (PDF) . Франкфурт: Издательство Logos. стр. 197–221.
- ^ Туите, Кевин (1996). «Нагорное грузинское язычество — архаика или новация?» (PDF) . Ежегодник Общества изучения Кавказа . 7 : 79–91.
- ^ Подробные таблицы можно найти на этой странице на Batsav.com.
- ^ Подробные таблицы можно найти на этой странице на Batsav.com.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хевсуры ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 777. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Туите, Кевин (2000). « «Антибрак» в древнегрузинском обществе» (PDF) . Антропологическая лингвистика . 42 (1): 37–60.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- КУРЦИКИДЗЕ, Шорена и ЧИКОВАНИ, Вахтанг, Этнография и фольклор грузино-чеченской границы: образы, обычаи, мифы и народные сказки периферии , Мюнхен: Lincom Europa, Том 9 исследований LINCOM по антропологии. 2008 год ISBN 978-3895863288
- МАКАЛАТИА, Серги, Хевсурети , Комунистис Стамба, Тбилиси: 1935 (на грузинском языке)
- РАДДЕ, доктор. Густав , Жюсюрены и их страна — монографическая попытка, рассмотренная летом 1876 г. , Кассель 1878 г. (на немецком языке)
- ТЕДОРАДЗЕ, доктор. Георгий, в Пшав-Хевсурети 1930 (на грузинском языке Пять лет ) , Тбилиси :
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Все о Хевсурети
- История горных регионов Грузии [ постоянная мертвая ссылка ]
- Легенды Хевсурети
- Туры по Кавказу
- Религиозные системы и социальная идеология Центрального Кавказа... Кевин Туите и Паата Бухрашвили
- Горные регионы Грузии
- Страна Черных Щитов.
- Экспедиция в Хевсурети (на грузинском языке)
- Туры в Хевсурети
- [1] Короткометражный документальный фильм 1947 года, содержащий кадры с изображением жителей деревни и обычаев.