Jump to content

Хевсурети

Координаты : 42 ° 29'18 "N 44 ° 52'45" E  /  42,48830 ° N 44,87915 ° E  / 42,48830; 44,87915
(Перенаправлено из Пшав-Хевсурети )
Хевсурети
Хевсурети
Карта с указанием исторического региона Хевсурети в Грузии.
Карта с указанием исторического региона Хевсурети в Грузии.
Страна  Грузия
Mkhare Мцхета-Мтианети
Муниципалитет Душ
Капитал Шатили , Барисахо
Область
• Общий 1036 км 2 (400 квадратных миль)
Население
• Общий 3,200
• Плотность 3,1/км 2 (8,0/кв. миль)

Хевсурети ( груз . Хевсурети, земля долин ) — историко-этнографическая область в восточной Грузии . Хевсуры — ветвь картвельского ( грузинского ) народа, расположенная как по северному ( Пирикита хевсурети ), так и по южному ( Пиракета хевсурети) склонам Больших Кавказских гор . Согласно общепринятому определению границы Европы и Азии как водораздела Большого Кавказа , Хевсурети географически является европейской частью Грузии. [ 1 ]

География

[ редактировать ]

Включая долины небольших рек Мигмахеви , Шатили , Архоти и Арагви , провинция граничит с Ингушетией и Чечней и входит в состав современного муниципалитета Душети , Мцхета-Мтианети региона . Хевсурети, площадь которого составляет около 405,3 квадратных миль (1050 км²), пересекает главный гребень Большого Кавказского хребта, разделяющий провинцию на две неравные части. Пирикита Хевсурети («туда») - более крупный, площадью ок. 565 км², а Пиракета Хевсурети («здесь») занимает 428 км². Крупнейшие села — Барисахо и Шатили . [ 2 ]

Кавказские горы возле Миллиона
Бисо, небольшая деревня в Хевсурети.

Этнография

[ редактировать ]
Члены клана Хевсур, ок. 1910 год

Территория Хевсурети вместе с соседней областью Пшави была известна средневековым писателям под общим обозначением Пхови или на грузинском языке : ფხოვი. Летописец Леонтий Мровели царя упоминает, что после обращения в христианство в начале IV века иверийского Мириана III и царицы Наны святая Нино продолжала проповедовать среди грузинских горцев (მთიულნი, мтиулни), в том числе и среди Пхови . [ 3 ]

Средневековая Грузия так и не смогла создать типичный феодальный строй. Гражданский кодекс общины остался основанным на древних традициях и ценностях. Детей знатных родов и панов воспитывали семьи крестьян (გლეხი, глехи ), известных своей мудростью и человеческими качествами. Эти люди знакомили молодежь со своей культурой, историей, традициями и всеми аспектами человеческого знания и опыта, основанными на христианских православных ценностях. (См. Грузинская Православная и Апостольская Церковь )

Исторически грузинские горцы пользовались определенной автономией. Хевсуры никогда не принимали местных лордов; они избирали своих вождей или хевисбери (ხევისბერი, старейшина ) и совет старейшин и подчинялись только монарху (см. Список царей Грузии ). Это были исключительные воины, обладающие традиционными грузинскими качествами мужества, открытости и честности, братства, независимости и свободолюбия. [ 4 ] которых часто продвигали как королевских телохранителей. Цари считали их надежными стражами Кавказских гор и северной границы королевства. В боях хевсуры носили флаги, украшенные крестами, и считали себя постоянными членами армии священных знамен и хранителями грузинских царей.

Хевсурская женщина. Фото Д. А. Никитина, 1881 г.

История, впервые популяризированная русским военнослужащим и этнографом Арнольдом Зиссерманом , который провел 25 лет (1842–1867) во время российской экспансии на Кавказе (см. Грузию в составе Российской империи ), предполагает, что эти грузинские горцы были потомками последних европейских крестоносцев . Он утверждал, что их народная культура – ​​материальные, социальные и религиозные практики – напоминала культуру крестоносцев. [ 5 ] Хотя Зиссерман утверждает, что сам пришел к этому предположению, и ему часто приписывают эту идею, эта теория появляется в более ранних источниках и была популярной историей среди негрузин в Тбилиси. [ 6 ] Утверждение о том, что любые исторические свидетельства указывают на то, что хевсуры могли произойти от крестоносцев, было полностью дискредитировано, а грузинские ученые повсеместно высмеивали эту историю. [ 6 ]

Зиссерман также пишет, что «относительно своего происхождения хевсуры сохранили предание: они считают своим первопредком некоего человека по имени Гуданели. Он был крестьянином-вассалом помещика в Кахетии и, чтобы избежать наказания за какое-то совершенное им преступление, нашел убежище в пшавском селе Апшо . От двух его сыновей, Арабули и Чинчара, произошла семья Арабули, состоящая из 320 домов, и семья Чинчараули, состоящая из 210 домов». [ 7 ] Американский путешественник Ричард Халлибертон (1900–1939) увидел и записал обычаи племени хевсур в 1935 году. [ 8 ]

Хевсурские мужчины, одетые в кольчуги и вооруженные палашами, носили одежды, украшенные крестами и иконами , которые служили средством защиты согласно христианству , принятому Грузией в начале IV века. Греческий историк Геродот ( ок. 484 ок. 425 до н. э.) отмечает, что кавказские горцы того времени были блестящими вязальщицами и вышивальщиками своего платья, или чохи , которое изнашивалось, но никогда не выцветало от частого использования. Молодые девушки начинали вязать в 6-7 лет, а мужчины учились и проходили военную подготовку, поскольку по их традиции женщины были лишены образования и более высокого социального статуса. У них была строгая система физической подготовки в боевых искусствах , сохранившаяся как боевое искусство Хридоли и являющаяся частью богатой грузинской военной традиции.

Хевсурские танцы также сохранились в национальных танцах как танец воинов Хевсурули .

Успенская церковь в Барисахо

Их религия представляет собой уникальную смесь грузинского православного христианства и дохристианских культов. Они поклоняются священным местам, известным как джвари («крест»), хати («икона») или салоцави («святилище»). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Помимо религиозного характера, это были места, где местные жители обсуждали и решали общие дела, такие как набеги на врагов, миротворчество, обращения различного характера и т. д. Даже в советский период с его жесткими ограничениями на любую религиозную деятельность, каждый год грузинские горцы собирались с группой старших православных священников и совершали свои традиционные обряды.

Исторические данные о населении

[ редактировать ]

По переписи 1873 года население Хевсурети составляло 4872 человека. К 1926 году население сократилось до 3885 человек. [ 2 ]

Данные Российской императорской переписи 1873 года, приведенные в книге Др. Книга Густава Радде «Чус'урен и их земля» - монографическая попытка, рассмотренная летом 1876 года (опубликованная Касселем в 1878 году), разделяет деревни Хевсурети на восемь общин: [ 12 ]

  • община Барисахо: 16 деревень, 298 дворов, состоящих из 723 мужчин и 718 женщин, всего 1441 душа.
  • Община Гули: 8 сел, 162 двора, состоящих из 335 мужчин и 356 женщин, всего 691 душа.
  • община Рошка: 7 деревень, 145 дворов, состоящих из 335 мужчин и 315 женщин, всего 648 душ.
  • Община Батсалиго: 9 деревень, 131 домохозяйство, состоящее из 296 мужчин и 288 женщин, всего 584 души.
  • община Ахиели: 5 деревень, 111 дворов, состоящих из 273 мужчин и 240 женщин, всего 513 душ.
  • община Шатили: 5 сел, 121 двор, состоящий из 252 мужчин и 272 женщин, всего 524 души.
  • община Ардоти: 3 деревни, 86 дворов, состоящих из 198 мужчин и 249 женщин, всего 447 душ.
  • община Толаант-Сопели: 8 деревень, 197 дворов, состоящих из 555 мужчин и 593 женщин, всего 1148 душ.

1873 ИТОГО : 61 деревня, 1251 двор, состоящий из 2967 мужчин и 3029 женщин, всего 5996 душ.

Серги Макалатиа Эти цифры можно сравнить с теми, которые приведены в «Хевсурети» (Комунистис Стамба, Тбилиси: 1935; на грузинском языке): [ 13 ]

  • община Барисахо: 14 деревень, 241 двор, состоящие из 467 мужчин и 539 женщин, всего 1006 душ.
  • Община Батсалиго: 19 деревень, 291 домохозяйство, состоящее из 547 мужчин и 639 женщин, всего 1186 душ.
  • община Шатили: 12 сел, 233 двора, состоящих из 528 мужчин и 572 женщин, всего 1100 душ.
  • община Архоти (Ахиели): 3 села, 78 дворов, состоящих из 123 мужчин и 133 женщин, всего 256 душ.

1935(?) ИТОГО : 43 деревни, 769 дворов, состоящих из 1492 мужчин и 1668 женщин, всего 3160 душ.

Конечно, существует множество причин, по которым сравнение этих двух переписей было бы сложным и в некоторой степени бессмысленным занятием. Однако, чего бы это ни стоило, такое сравнение действительно подтверждает процесс исхода сельских жителей в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, в результате которого хевсуры, по-видимому, покинули изолированные или высокогорные поселения и переселились вниз по долине, чтобы жить в деревнях, получающих выгоду от более мягкие климатические условия (или, возможно, даже жить в более отдаленных городах).

Хотя к этим цифрам, конечно, следует относиться с долей скептицизма (в том смысле, что они основаны на данных, надежность которых недоказанна и, мягко говоря, спорна), сравнение двух лет (1873 и 1935 гг.) показывает, что

  • снижение среднего числа мужчин в семье на 14 процентов;
  • снижение среднего числа женщин в семье на 8 процентов;
  • снижение на 8 процентов среднего числа домохозяйств (семей) на село;
  • снижение средней численности жителей на деревню на 19 процентов; и
  • сокращение общей численности населения региона на 35 процентов (при этом более изолированные регионы теряют больше жителей, например, община Шатили 42% и община Ахиели 50%, чем другие, расположенные ниже по долинам).

Миграция

[ редактировать ]

Некоторое неповиновение хевсуров советской идеологии стало причиной принудительной миграции на равнину, инициированной правительством в 1951 году. В результате многие высокогорные села опустели. Экономические трудности последних двух десятилетий [ когда? ] также усилилась тенденция к миграции. [ 2 ]

Традиции

[ редактировать ]
Средневековые укрепленные дома Шатили .
Башня Лебайскари

Как и другие горные районы Грузии, Хевсурети отличается большим разнообразием традиций и обычаев. Хевсуры говорят на местном диалекте грузинского языка , напоминающем литературный грузинский язык средневековья , и сохраняют многие свои древние традиции, включая элементы народного ритуала. Институт кровной мести был жив и в двадцатом веке.

Грузии Хевсурская музыка также напоминает музыку средневековой . Хевсурети славится своими средневековыми балладами и народной музыкой.

Традиционный костюм Хевсурети включает мужскую верхнюю одежду, называемую перанги . Хотя он имеет некоторое сходство с классической грузинской чохой , он короче, трапециевидной формы, имеет более мощный цветовой баланс и большее использование крестообразных декоративных мотивов.

Архитектура Хевсурети в основном носит сильно укрепленный и оборонительный характер, с множеством башен, примыкающих к склонам гор, что означает постоянную бдительность перед лицом нападения врага. Хевсуры были известны своими войнами с (в основном мусульманскими ) народами Северного Кавказа, включая чеченцев , кистов и многих народов Дагестана . было обычным явлением Из-за географической, этнической и религиозной сложности и отсутствия индустриализации на Большом Кавказе для племен Северного Кавказа нападать и грабить горных грузин. Известный грузинский поэт Важа Пшавела описал в своих стихах войну хевсуров. Одним из самых известных из них является Алуда Кетелаури , одноименный герой которого — хевсурский юноша, прославившийся своей храбростью и воинским мастерством. Однажды, после того как хевсурское село Шатили , где он жил, было захвачено кистами ( историческое название нахского народа ), Алуда последовал за захватчиками и убил обоих грабителей. Однако после убийства «Киста» позвонил Мусса Алуда начал плакать, оплакивая воина, в знак признания его храбрости и преданности своей мусульманской вере. Вернувшись в Шатили, Алуда признался жителям деревни в своем восхищении героем «Кист», оказавшимся таким достойным противником, но они были шокированы такой похвалой «язычника» и в конце концов осудили Алуду и изгнали его из общины.

сообщала В 1911 году Британская энциклопедия , что среди хевсуров до сих пор преобладают многие любопытные обычаи, как, например, заключение женщины во время родов в одинокую хижину, вокруг которой парадно проходит муж, время от времени стреляя из мушкета. После родов матери тайно приносили еду, которую продержали в тюрьме месяц, после чего избу сожгли. [ 14 ] Одной из наиболее ярких особенностей традиционных культур Хевсурети были добрачные отношения, известные как сцорпроба (или цацлоба , как это известно в Пшави). [ 15 ] Молодая пара могла лежать вместе ночью, поместив между ними меч. Половые сношения между парой были строго запрещены. Любой человек, нарушивший это правило, был приговорен к смерти.

Еще в недавнем прошлом место, называемое оссуарием Анатори, использовалось тяжело больными хевсурами: чтобы спасти свои семьи, они отправлялись туда и встречали свой конец в уединении, оберегая своих сородичей от бедствий свирепствующих эпидемий и смертельных болезней. Воинственный характер хевсуров повлиял на некоторых историков до того, что они были склонны относить это племя грузинских горцев к крестоносцам; но решающим моментом, конечно, было наличие изображений креста в национальном наряде хевсуров. Помимо воинственной истории и опыта, у них есть и обычай, противоположный миролюбивому характеру и этике: если молодая девушка или женщина бросает свой платок между сражающимися хевсурами, это сигнализирует о ее приказе прекратить бой, и мужчины всегда подчиняются дамское вмешательство.

По всей провинции разбросаны десятки укреплений, святилищ и церквей. Главными из них являются крепость Хахмати , крепость Ахиели , крепость Лебайскари , крепость Муцо , Шатили укрепления , Крест Гудани и Крест Анатори .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Расположен на севере водораздела Большого Кавказа, географически в Европе, а также горы на стене Безенги в верхней Сванетии, такие как Ушба и Тетнулди .
  2. ^ Jump up to: а б с Циклаури, Иване (2008). «Бывшие села Пирикита Хевсурети (долины Шатили-Мигмахеви)». В Миндорашвили, Давид (ред.). Средневековые археологические памятники Грузии [ Средневековые археологические памятники Грузии ] (PDF) . Тбилиси: Центр охраны и изучения древностей. стр. 22-30. ISBN  978-9941-0-0963-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 г.
  3. ^ Картлис Човреба (Жизнь Картли) на грузинском языке.
  4. ^ ИСТОРИЯ ГРУЗИИ, Этнографическое исследование.
  5. ^ The photos by Vakhtang Chikovani Archived 2010-04-01 at the Wayback Machine
  6. ^ Jump up to: а б Шерман, Райан Майкл (2021). «Изгнание крестоносцев с Кавказа: деконструкция 200-летнего мема о том, что хевсуры произошли от затерянного отряда средневековых рыцарей» . Национальные документы . 49 (1): 54–71. дои : 10.1017/nps.2019.102 . ISSN   0090-5992 . S2CID   219430275 .
  7. ^ (на русском языке) ЗИССЕРМАН А.Л., Двадцать пять лет на Кавказе, Санкт-Петербург: 1879. ISBN   978-5519443159 (на английском языке) ISBN   0991423224 ISBN   9780991423224 Публикации Нарикала, 2018 г.
  8. ^ Сражение мечом и баклером среди пропавших крестоносцев . Выдержки из наблюдений Halliburton.
  9. ^ Чарачидзе, Жорж (1968). Религиозная система языческой Грузии: структурный анализ цивилизации (на французском языке). Париж: Масперо. OCLC   410367044 .
  10. ^ Туите, Кевин (2011). «Призывы к храму Кевсур: иконичность, интертекстуальность и агонизм». У Тандашвили – Манана; Пурцхванидзе, Закария (ред.). Folia Caucasica: Праздничный сборник Йоста Гипперта к его 55-летию (PDF) . Франкфурт: Издательство Logos. стр. 197–221.
  11. ^ Туите, Кевин (1996). «Нагорное грузинское язычество — архаика или новация?» (PDF) . Ежегодник Общества изучения Кавказа . 7 : 79–91.
  12. ^ Подробные таблицы можно найти на этой странице на Batsav.com.
  13. ^ Подробные таблицы можно найти на этой странице на Batsav.com.
  14. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хевсуры ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 777.
  15. ^ Туите, Кевин (2000). « «Антибрак» в древнегрузинском обществе» (PDF) . Антропологическая лингвистика . 42 (1): 37–60.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • КУРЦИКИДЗЕ, Шорена и ЧИКОВАНИ, Вахтанг, Этнография и фольклор грузино-чеченской границы: образы, обычаи, мифы и народные сказки периферии , Мюнхен: Lincom Europa, Том 9 исследований LINCOM по антропологии. 2008 год ISBN   978-3895863288
  • МАКАЛАТИА, Серги, Хевсурети , Комунистис Стамба, Тбилиси: 1935 (на грузинском языке)
  • РАДДЕ, доктор. Густав , Жюсюрены и их страна — монографическая попытка, рассмотренная летом 1876 г. , Кассель 1878 г. (на немецком языке)
  • ТЕДОРАДЗЕ, доктор. Георгий, в Пшав-Хевсурети 1930 (на грузинском языке Пять лет ) , Тбилиси :
[ редактировать ]

42 ° 29'18 "N 44 ° 52'45" E  /  42,48830 ° N 44,87915 ° E  / 42,48830; 44,87915

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a438a81a9f52a63c41ac381d206f3be0__1717526220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/e0/a438a81a9f52a63c41ac381d206f3be0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khevsureti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)