Кистцы
Общая численность населения | |
---|---|
в. 9000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Панкисское ущелье , Кахетия и Тушетия ( Грузия ) | |
Грузия | 5,697 (2014) [1] |
Россия | 707 (2010) [2] |
Языки | |
чеченский ( кистский диалект ), грузинский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам ; меньшинство православное христианство [3] | |
Родственные этнические группы | |
Другие нахские народы |
Кисты . ( груз : ქისტები , kist'ebi ; чеченский субэтническая P'ängazxuoj ; ингушский : P'engisxuoj ) — Грузии группа в чеченская . В основном они проживают в Панкисском ущелье , в восточно-грузинском регионе Кахетия , где проживает около 5700 кистцев. Не следует путать современных кистинцев с историческим термином « кисты» — этнонимом грузинского происхождения, который использовался для обозначения нахских народов в средние века .
Имя
[ редактировать ]Этнонимы, данные кистам соседями: | |||||
Источники 19–20 веков. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Этнонимы: | Значение термина | Год | Автор | Работа | |
фэн-шуй | Ингушское имя Кистинса | 1930 | Анатолий Генко | "Iz kylturnogo proshlogo ingushey" [4] | |
пӀенгисхой | Вайнахское название панкисян | 1975 | Нуреддин Ахриев | "Iskonnye imena chechentsev i ingushey" [5] | |
гангстеры | Чеченское название для Кистинского диалекта носителей | 1978 | Ibragim Aliroev | "Russko-chechenskiy slovar" [6] |
Географическое распространение
[ редактировать ]В настоящее время в Панкиси шесть кистских сел: Дуиси, Дзибахеви, Джоколо, Шуа Халацани, Омало (отличается от села Омало в Тушети) и Биркиани. Кистская община остается довольно малочисленной и разбросана по северо-востоку Грузии, но за последнее десятилетие число жителей Панкисского района увеличилось как минимум вдвое из-за притока беженцев из соседней Чечни .
В 1989 году было подсчитано, что в Панкиси проживало около 43% кистцев, 29% грузин и 28% осетин, но многие осетины позже бежали из-за более враждебной ситуации из-за поддерживаемого Россией конфликта осетин против этнических грузин в Регион Самачабло в Грузии. [7]
История
[ редактировать ]Происхождение кистов можно проследить на их исконной земле в нижней Чечне . В 1830-1870-х годах они мигрировали в восточногрузинское Панкисское ущелье губерний и некоторые прилегающие земли Тушетской и Кахетийской . «кисты» (ქისტები) Названные по -грузински , они тесно связаны культурно, лингвистически и этнически с другими нахскоязычными народами, такими как ингуши и чеченцы, но их обычаи и традиции также имеют много общего с горцами восточной Грузии.
Примерно в том же регионе Грузии также существует родственная, но все же другая община нахского происхождения, называемая летучими мышами .Ранняя история кистов малоизвестна, и существует мало источников, упоминающих их традиции, культуру и историю. Единственные исторические источники об этнических кистах в районе Панкиси встречаются в грузинской прессе, датированной 1880-ми годами Э. Гугушвили, Закарией Гулисашвили, Иване Букураули и Мате Албуташвили (этнический кист).
Во время Второй мировой войны кистинцы были единственными чеченцами в Советском Союзе, которые не подверглись этнической чистке, проведенной Сталиным в 1944 году . [8]
Во время Второй чеченской войны кистинцы приютили около 7 тысяч беженцев из Чечни . [9]
Демография
[ редактировать ]По переписи 1886 года в Тифлисской губернии Российской империи насчитывалось 2314 кистинцев. В переписи 1897 года кистинцы были отнесены вместе с чеченцами к единой этнической группе (чеченцам), «говорившей по-чеченски или кистски», и в Тифлисской губернии проживало 2502 человека. [10] По данным Российской имперской переписи года 1897 , проживало 413 носителей кистинского диалекта в Российской империи , из них 259 мужчин и 154 женщины. [11] По советской переписи 1926 года их было 1891.Кисты в Грузинской ССР классифицировались вместе с собственно ингушами как единый этнос (ингуши), родной язык которого относился к чеченскому. [12] [13] [14] По переписи 1939 года кистины были отнесены к чеченцам, их в Грузинской ССР было 2433 человека. [15]
Религия
[ редактировать ]Большинство кистов исповедуют религию, состоящую из синкретизированных суннитов мусульман- с анимистической народной религией . [ нужна ссылка ] Небольшие очаги христианских кистинцев все еще остаются в Панкиси, Тушетии и Кахетии. Кисты по сей день поклоняются хевсурским священным местам ( джвари ) и приносят жертвы Анатори Джвари возле хевсуретского села Шатили , которое находится на грузино-чеченской границе. Анатори-джвари также считался священным у чеченцев Майсти и Мелхисти . Горцы как с Северного Кавказа, так и из Грузии вместе участвовали в религиозных праздниках, пока границы не были закрыты. Хотя сегодня кисты молятся в мечети села Дуиси , они молятся и на местах старых, ныне разрушенных христианских святилищ. Христиане среди них и некоторые последователи фолка молятся в церкви Святого Георгия в селе Джоколо и посещают религиозный праздник Алавердоба в монастыре Алаверди в Кахетии. Кроме того, кисты празднуют Тетри Гиоргоба , местный вариант Юрьева дня .
Когда кисты впервые прибыли в долину в начале 19 века из Чечни и Ингушетии, их религиозные обряды включали как ислам, так и их первоначальную религию нахов , с некоторым совпадением с коренными верованиями их горных грузинских соседей. Было также христианское влияние. Во второй половине XIX века российское правительство оказывало давление на кистинцев, чтобы они приняли православие, были различные эпизоды массовых крещений и строительства церквей. В 1902 году оставшиеся мусульманами кистинцы построили в Дуиси мечеть, но российское правительство отказалось ее признать. Мечеть Дуиси была принудительно закрыта вместе с другими религиозными сооружениями после большевистской революции и вновь открыта только в 1960 году. Саникидзе отмечает, что многие кисты, независимо от их назначения, исповедуют смесь мусульманских, христианских и местных религиозных обрядов. [16]
Позиции ислама у кистов укрепились в советский период, отчасти благодаря «кочевничеству».муллы продолжали заниматься прозелитизмом и сумели убедить многих принять ислам, и этот процесс продолжался до 1970-х годов. В целом, с течением времени значительная часть кистинцев стала христианами, но большинство из тех, кто это сделал, позже снова обратились в ислам. Несмотря на это, примерно до 1970 года значительная часть жителей деревень Джоколо, Омало и Биркиани были христианами, а в 1960-х годах в Омало была построена христианская часовня. Однако в 1970-е годы многие христиане в Джоколо и Омало вернулись к исламской вере. Сегодня только в Биркиани большинство христианского населения. По состоянию на 2022 год у Биркиани две мечети. В Кахетии (район Грузии, граничащий с ущельем), в основном в городе Телави, есть небольшая община кистинцев, считающих себя православными христианами. [17]
Традиции
[ редактировать ]Кисты остались верны своим семейным традициям и обычаям. По сей день они идентифицируют себя как чеченцы и в официальных целях заявляют о своей грузинской национальности. Они, как правило, двуязычны: чеченский и грузинский .
Кисты составляют большинство населения всех кистских сел Панкисского ущелья, за исключением нескольких грузинских семей. На Северном Кавказе чеченцы и в определенной степени ингуши официально регистрировали имена отца как фамилии. Кисты не следовали этой практике. Вместо этого, переселившись в Грузию, кисты стали добавлять к своим родовым именам грузинские окончания, в частности суффикс - швили (что по-грузински означает "дитя"), а иногда и суффикс - дзэ (что по-грузински означает "сын") или еще другие раз грузинский суффикс - ули (обозначающий «принадлежность» или «происходивший от»). Таким образом были установлены фамилии Кистов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этнический состав Грузии 2014» . Статистика населения Восточной Европы и бывшего СССР . Проверено 13 июня 2024 г.
- ↑ Российская перепись 2010 г.: Население по этнической принадлежности. Архивировано 24 апреля 2012 г., в Wayback Machine (на русском языке).
- ^ «Кист» . nomadictribe.com .
- ^ Генко 1930 , с. 700 (примечание 2).
- ^ Ариев 1975 , с. 199.
- ^ Алироев 1978 , p. 7.
- ^ Георгий Саникидзе. «Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье» (PDF) . Src-h.slav.hokudai.ac.jp. п. 264 . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Узел, Кавказский. "В Грузии прошел вечер памяти жертв депортации вайнахов" . Кавказский Узел .
- ^ Нигрен, Бертил (2007). Восстановление большой России: внешняя политика Путина в отношении стран СНГ . Рутледж. п. 125. ИСБН 978-1-134-07683-3 .
- ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rngeorgia.html
- ^ Демоскоп Еженедельник .
- ^ Волкова & Лавров 1968 , p. 343: "По переписи 1926 г., численность кистин (были записаны ингушами) составляла около 2 тыс. человек (...)"
- ^ Цуциев 2014 , с. 88: "9. Ингуши (Кистины)", примечание: "Здесь использованы те же этнические обозначения, что и в переписи 1926 года".
- ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/telavi26.html
- ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/telavi39.html
- ^ Саникидзе. Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье. Стр. 266-270.
- ^ Георгий Саникидзе. «Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье» (PDF) . Src-h.slav.hokudai.ac.jp . Проверено 24 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]Английские источники
[ редактировать ]- Национальное статистическое управление Грузии (Сестат) (28 апреля 2016 г.). «Всеобщая перепись населения 2014 года» (PDF) . стр. 1–17. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 г. Проверено 25 июля 2017 г.
- Цуциев, А.А. (2014). Атлас этнополитической истории Кавказа (PDF) . Перевод Норы Селигман Фаворовой. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . стр. 100-1 1–221. ISBN 9780300153088 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2023 года.
Российские источники
[ редактировать ]- Алироев, И. Ю. (1978). «Предисловие» [Предисловие]. У Алироева И. Ю.; Карасаев, А. Т.; Тимаев, А. Д.; Эсхаджиев, Я. В.; Эд. языки народов СССР (ред.). Русско-чеченский словарь: 40 тыс. слова [ Русско-чеченский словарь: 40 тысяч слов ] (на чеченском языке). Москва : Русский язык. стр. 7–9.
- Ахриев, Н. Г. (1975). "Исконные имена чеченцев и ингушей" [Original names of Chechens and Ingush]. Сборник статей и материалов по вопросам нахского языкознания. Известия ЧИНИИИЯЛ [ Collection of articles and materials on questions of Nakh linguistics. Izvestia CHIIIIYAL ] (in Russian). Vol. 10. Грозный : Чеч.-Инг. кн. изд-во. pp. 199–212.
- Волкова, Н. Г.; Лавров, Л. И. (1968). "Современные этнические процессы" [Modern ethnic processes]. In Гарданов, В. К. (ed.). Культура и быт народов Северного Кавказа (1917—1967 гг.) [ Culture and life of the peoples of the North Caucasus (1917-1967) ] (in Russian). Москва: Наука. pp. 329–346.
- Генко, А. Н. (1930). "Из культурного прошлого ингушей" [From the cultural past of the Ingush] (PDF) . Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее [ Notes of the College of Orientalists at the Asian Museum ] (PDF) (in Russian). Vol. 5. Ленинград: Изд-во Академии наук СССР. pp. 681–761.
- "Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям" [The first general census of the population of the Russian Empire in 1897 Distribution of the population by native language, provinces and regions]. Демоскоп Weekly (in Russian). Archived from the original on 2020-10-14.
- Закавк. центр. стат. упр. (1928a). Население Закавказья: народность-родной язык-возраст-грамотность [ The population of Transcaucasia: nationality-mother tongue-age-literacy ]. Всесоюзная перепись населения 1926 г.: краткие итоги (in Russian). Тифлис: Б. и. pp. I–XXI, 1–39.
- Центр. стат. упр. СССР (1928б). Выпуск IV. Национальность и родной язык населения СССР [ Выпуск IV. Национальность и родной язык населения СССР . Всесоюзная перепись 17 декабря 1926 г.: краткие сводки в 10 выпусках. (1927—1929) (на русском языке). Москва: Изд. ЦСС Союза ССР. стр. Я – XXIX, 1–138.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с кистцами, на Викискладе?
- Гулд, Ребекка (2011). «Секуляризм и вера в Панкисском ущелье Грузии». Журнал исламских исследований . 22 (3): 339–373. дои : 10.1093/jis/etr061 .
- Панкисское ущелье Грузии: этнографический обзор
- Этнические группы в Грузии №5 – Кисты . Джорджиан Таймс . 11 апреля 2008 г.