Jump to content

Кистцы

Кисты
кисты
Пангазийцы
Общая численность населения
в. 9000
Регионы со значительной численностью населения
Панкисское ущелье , Кахетия и Тушетия ( Грузия )
 Грузия 5,697 (2014) [1]
 Россия 707 (2010) [2]
Языки
чеченский ( кистский диалект [ ru ] ), грузинский
Религия
Преимущественно суннитский ислам ; меньшинство православное христианство [3]
Родственные этнические группы
Другие нахские народы

Кисты . ( груз : ქისტები , kist'ebi ; чеченский субэтническая P'ängazxuoj ; ингушский : P'engisxuoj ) — Грузии группа в чеченская . В основном они проживают в Панкисском ущелье , в восточно-грузинском регионе Кахетия , где проживает около 5700 кистцев. Не следует путать современных кистинцев с историческим термином « кисты» — этнонимом грузинского происхождения, который использовался для обозначения нахских народов в средние века .

Карта Киста в Грузии
Этнонимы, данные кистам соседями:
Источники 19–20 веков.
Этнонимы: Значение термина Год Автор Работа
фэн-шуй Ингушское имя Кистинса 1930 Анатолий Генко [ ru ] "Iz kylturnogo proshlogo ingushey" [4]
пӀенгисхой Вайнахское название панкисян 1975 Нуреддин Ахриев "Iskonnye imena chechentsev i ingushey" [5]
гангстеры Чеченское название для Кистинского диалекта [ ru ] носителей 1978 Ibragim Aliroev  [ ru ] "Russko-chechenskiy slovar" [6]

Географическое распространение

[ редактировать ]

В настоящее время в Панкиси шесть кистских сел: Дуиси, Дзибахеви, Джоколо, Шуа Халацани, Омало (отличается от села Омало в Тушети) и Биркиани. Кистская община остается довольно малочисленной и разбросана по северо-востоку Грузии, но за последнее десятилетие число жителей Панкисского района увеличилось как минимум вдвое из-за притока беженцев из соседней Чечни .

В 1989 году было подсчитано, что в Панкиси проживало около 43% кистцев, 29% грузин и 28% осетин, но многие осетины позже бежали из-за более враждебной ситуации из-за поддерживаемого Россией конфликта осетин против этнических грузин в Регион Самачабло в Грузии. [7]

Происхождение кистов можно проследить на их исконной земле в нижней Чечне . В 1830-1870-х годах они мигрировали в восточногрузинское Панкисское ущелье губерний и некоторые прилегающие земли Тушетской и Кахетийской . «кисты» (ქისტები) Названные по -грузински , они тесно связаны культурно, лингвистически и этнически с другими нахскоязычными народами, такими как ингуши и чеченцы, но их обычаи и традиции также имеют много общего с горцами восточной Грузии.

Примерно в том же регионе Грузии также существует родственная, но все же другая община нахского происхождения, называемая летучими мышами .Ранняя история кистов малоизвестна, и существует мало источников, упоминающих их традиции, культуру и историю. Единственные исторические источники об этнических кистах в районе Панкиси встречаются в грузинской прессе, датированной 1880-ми годами Э. Гугушвили, Закарией Гулисашвили, Иване Букураули и Мате Албуташвили (этнический кист).

Во время Второй мировой войны кистинцы были единственными чеченцами в Советском Союзе, которые не подверглись этнической чистке, проведенной Сталиным в 1944 году . [8]

Во время Второй чеченской войны кистинцы приютили около 7 тысяч беженцев из Чечни . [9]

Демография

[ редактировать ]

По переписи 1886 года в Тифлисской губернии Российской империи насчитывалось 2314 кистинцев. В переписи 1897 года кистинцы были отнесены вместе с чеченцами к единой этнической группе (чеченцам), «говорившей по-чеченски или кистски», и в Тифлисской губернии проживало 2502 человека. [10] По данным Российской имперской переписи года 1897 , проживало 413 носителей кистинского диалекта [ ру ] в Российской империи , из них 259 мужчин и 154 женщины. [11] По советской переписи 1926 года их было 1891.Кисты в Грузинской ССР классифицировались вместе с собственно ингушами как единый этнос (ингуши), родной язык которого относился к чеченскому. [12] [13] [14] По переписи 1939 года кистины были отнесены к чеченцам, их в Грузинской ССР было 2433 человека. [15]

Большинство кистов исповедуют религию, состоящую из синкретизированных суннитов мусульман- с анимистической народной религией . [ нужна ссылка ] Небольшие очаги христианских кистинцев все еще остаются в Панкиси, Тушетии и Кахетии. Кисты по сей день поклоняются хевсурским священным местам ( джвари ) и приносят жертвы Анатори Джвари возле хевсуретского села Шатили , которое находится на грузино-чеченской границе. Анатори-джвари также считался священным у чеченцев Майсти и Мелхисти . Горцы как с Северного Кавказа, так и из Грузии вместе участвовали в религиозных праздниках, пока границы не были закрыты. Хотя сегодня кисты молятся в мечети села Дуиси , они молятся и на местах старых, ныне разрушенных христианских святилищ. Христиане среди них и некоторые последователи фолка молятся в церкви Святого Георгия в селе Джоколо и посещают религиозный праздник Алавердоба в монастыре Алаверди в Кахетии. Кроме того, кисты празднуют Тетри Гиоргоба , местный вариант Юрьева дня .

Когда кисты впервые прибыли в долину в начале 19 века из Чечни и Ингушетии, их религиозные обряды включали как ислам, так и их первоначальную религию нахов , с некоторым совпадением с коренными верованиями их горных грузинских соседей. Было также христианское влияние. Во второй половине XIX века российское правительство оказывало давление на кистинцев, чтобы они приняли православие, были различные эпизоды массовых крещений и строительства церквей. В 1902 году оставшиеся мусульманами кистинцы построили в Дуиси мечеть, но российское правительство отказалось ее признать. Мечеть Дуиси была принудительно закрыта вместе с другими религиозными сооружениями после большевистской революции и вновь открыта только в 1960 году. Саникидзе отмечает, что многие кисты, независимо от их назначения, исповедуют смесь мусульманских, христианских и местных религиозных обрядов. [16]

Позиции ислама у кистов укрепились в советский период, отчасти благодаря «кочевничеству».муллы продолжали заниматься прозелитизмом и сумели убедить многих принять ислам, и этот процесс продолжался до 1970-х годов. В целом, с течением времени значительная часть кистинцев стала христианами, но большинство из тех, кто это сделал, позже снова обратились в ислам. Несмотря на это, примерно до 1970 года значительная часть жителей деревень Джоколо, Омало и Биркиани были христианами, а в 1960-х годах в Омало была построена христианская часовня. Однако в 1970-е годы многие христиане в Джоколо и Омало вернулись к исламской вере. Сегодня только в Биркиани большинство христианского населения. По состоянию на 2022 год у Биркиани две мечети. В Кахетии (район Грузии, граничащий с ущельем), в основном в городе Телави, есть небольшая община кистинцев, считающих себя православными христианами. [17]

Традиции

[ редактировать ]
Кистский фольклорный ансамбль «Панкиси» на фестивале «Арт-Гене» в Тбилиси

Кисты остались верны своим семейным традициям и обычаям. По сей день они идентифицируют себя как чеченцы и в официальных целях заявляют о своей грузинской национальности. Они, как правило, двуязычны: чеченский и грузинский .

Кисты составляют большинство населения всех кистских сел Панкисского ущелья, за исключением нескольких грузинских семей. На Северном Кавказе чеченцы и в определенной степени ингуши официально регистрировали имена отца как фамилии. Кисты не следовали этой практике. Вместо этого, переселившись в Грузию, кисты стали добавлять к своим родовым именам грузинские окончания, в частности суффикс - швили (что по-грузински означает "дитя"), а иногда и суффикс - дзэ (что по-грузински означает "сын") или еще другие раз грузинский суффикс - ули (обозначающий «принадлежность» или «происходивший от»). Таким образом были установлены фамилии Кистов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Этнический состав Грузии 2014» . Статистика населения Восточной Европы и бывшего СССР . Проверено 13 июня 2024 г.
  2. Российская перепись 2010 г.: Население по этнической принадлежности. Архивировано 24 апреля 2012 г., в Wayback Machine (на русском языке).
  3. ^ «Кист» . nomadictribe.com .
  4. ^ Генко 1930 , с. 700 (примечание 2).
  5. ^ Ариев 1975 , с. 199.
  6. ^ Алироев 1978 , p. 7.
  7. ^ Георгий Саникидзе. «Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье» (PDF) . Src-h.slav.hokudai.ac.jp. п. 264 . Проверено 24 ноября 2013 г.
  8. ^ Узел, Кавказский. "В Грузии прошел вечер памяти жертв депортации вайнахов" . Кавказский Узел .
  9. ^ Нигрен, Бертил (2007). Восстановление большой России: внешняя политика Путина в отношении стран СНГ . Рутледж. п. 125. ИСБН  978-1-134-07683-3 .
  10. ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rngeorgia.html
  11. ^ Демоскоп Еженедельник .
  12. ^ Волкова & Лавров 1968 , p. 343: "По переписи 1926 г., численность кистин (были записаны ингушами) составляла около 2 тыс. человек (...)"
  13. ^ Цуциев 2014 , с. 88: "9. Ингуши (Кистины)", примечание: "Здесь использованы те же этнические обозначения, что и в переписи 1926 года".
  14. ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/telavi26.html
  15. ^ http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/telavi39.html
  16. ^ Саникидзе. Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье. Стр. 266-270.
  17. ^ Георгий Саникидзе. «Исламское возрождение в современном Кавказском регионе: «глобальный» и «локальный» ислам в Панкисском ущелье» (PDF) . Src-h.slav.hokudai.ac.jp . Проверено 24 ноября 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]

Английские источники

[ редактировать ]

Российские источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54aa15bcf740953fbbdfae2de051ed39__1721428920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/39/54aa15bcf740953fbbdfae2de051ed39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kist people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)