Jump to content

Шахсеван

Шахсеван
Шахсеванские девушки из богатой семьи. Конец 19 века, Иран.
Регионы со значительной численностью населения
 Иран 40,000 (1966) [ 1 ]
Языки
азербайджанский , персидский
Религия
Шиитский ислам

Шахсеван [ а ] ( Азербайджанский : شاهسِوَن ; персидский : شاهسون ) — это ряд азербайджаноязычных или шахсеванских диалектов (иногда считающихся собственным диалектом, отличным от других, таких как азербайджанский). [ 4 ] ) Тюркские группы, обитающие на северо-западе Ирана , населяющие главным образом округа Муган , Ардебиль , Харакан и Хамса. [ 5 ]

означает «те, кто любит шаха » «Шахсеван» по -тюркски . [ 3 ] В прошлом шахсеваны вели племенной и пасторально-кочевой образ жизни, перемещаясь летом на 100–200 км к югу по Сабаланскому и близлежащим хребтам, в районы Ардебиль , Мешгиншехр и Сараб , а зимой в Муганский район. . [ 5 ] Они составляли меньшинство в этом районе, но, как и оседлое большинство (которое шахсеваны называли «тат»), они были мусульманами-шиитами и говорили по-азербайджански. [ 3 ] [ 5 ] Шахсеваны жили в приграничном регионе, который был легко доступен и часто пересекался, в отличие от таких племен, как бахтиари и кашкаи , живущих в горах Загрос . Надер-шах (в 1736 году) и Ага Мохаммад-хан Каджар (в 1796 году) выбрали Муган местом своей коронации. Шахсеваны отличаются от других кочевых племенных групп Ирана по ряду причин, включая их историю и расположение на границе, а также их социальную и экономическую структуру. Их алачик – это то, что делает их наиболее узнаваемыми. Когда тюркские племена из Центральной Азии вошли в Западную Азию в XI веке, они оставили после себя этот тип поселений и другие культурные остатки. [ 5 ]

Несмотря на очень обширную историю с начала 18 века, до сих пор неизвестно, где произошел Шахсеван. Несмотря на то, что предки некоторых племен имели другое происхождение, например курдское , среди них преобладают тюркские идентичность и культура. Между 16 и 18 веками несколько племенных конфедераций объединились и образовали Шахсеван. [ 5 ]

К 20 веку существовало три совершенно разных описания истории Шахсевана. Самым известным было то, что это было совершенно новое племя, созданное в результате племенной и военной политики Сефевидских шахов. Это основано на отрывке из Джона Малкольма , «Истории Персии» в котором говорится, что шахсеваны были созданы шахом Аббасом I ( годы правления 1588–1629 ) для подавления хаоса, вызванного мятежными вождями кызылбашей , которые веком ранее помогали шаху. Исмаил I ( годы правления 1501–1524 ) в основании династии Сефевидов . [ 5 ] Однако ни современные европейские путешественники, ни записи Сефевидов не упоминают об этой истории. [ 3 ] [ 5 ] Российский востоковед Владимир Минорский заявил, что «известные факты несколько усложняют историю Малкольма» и что «можно сомневаться в том, было ли когда-либо шахом Аббасом основано одно регулярно составляющееся племя под именем Шах-Севан». [ 3 ] Британский антрополог Ричард Тэппер утверждает, что история Малкольма «основана на неправильном прочтении летописных источников». [ 5 ] В последующих отрывках книги Малькольма Шахсеван описывается как личное ополчение и королевская гвардия, и есть некоторые доказательства того, что военный корпус под названием Шахсеван существовал в середине 17 века. [ 5 ]

Такие высказывания, как шахи-севан кардан, часто используются в сефевидской хронике Тарих-е Алам-ара-йе Аббаси Искандар -бека Мунши и означают «обращаться к верующим». Во время восстаний 1581 и 1584 годов шах Мохаммад Ходабанде ( годы правления 1578–1588 ) уже использовал подобные выражения; «Шах Мохаммед», по словам Искандар-бека Мунши, «объявив шахи-севан (обращение), приказал всем представителям туркменского племени, которые были слугами и сторонниками этого очага, сплотиться вокруг Его Величества». Эти спонтанные призывы отвечали религиозным ценностям последователей династии Сефевидов, чьи шахи не только заявляли о своем происхождении от Двенадцати Имамов , но и о том, что они были их воплощениями. [ 3 ]

Минорский выделил различные публикации русских чиновников XIX века, документировавшие обычаи шахсевана Мугани. Эти обычаи, которые расходятся с рассказом Малькольма, но не опровергают его, различаются в некоторых аспектах, но все согласны с тем, что Анатолия была первоначальной родиной шахсевана, который покинул это место под предводительством некоего Юнсур-паши. Они изображают шахсеванские племена разделенными на бейзаде (потомки первых иммигрантов) и простолюдинами и управляемыми эльбеями/илбеги (вождями), происходящими от Юнсур-паши. Они ссылаются на нынешнее королевское назначение лидеров, а также на более раннее королевское предоставление пастбищ в Ардебиле и Мугане. Эти мифы, скорее всего, были созданы вождями для оправдания своей власти над простыми гражданами, а также владения пастбищами, которые являются самым важным достоянием для всех их кочевых приверженцев. [ 5 ]

Полностью обосновать ни первую, ни вторую версии происхождения Шахсевана не представляется возможным. В источниках XVI века имеются записи об отдельных лицах и племенных группах Мугани, носящих названия шахсеванских племен. К концу 17-го века Муган и Ардебиль ассоциировались с именем Шахсеван, которое часто использовалось в качестве военного титула наряду с племенными титулами Кызылбаш, такими как Афшар и Шамлу . Кызылбаш Текели и курдские Шакаки и Муганлу были другими известными племенами в этом районе. До 18 века не было убедительных доказательств существования шахсеванского племени или конфедерации. [ 5 ]

18 и 19 века

[ редактировать ]
Политическая карта восточной части Южного Кавказа 1795-1801 гг.

В течение нескольких лет в 1720-х годах Муган и Ардебиль служили одними из главных мест противостояния в результате быстрого падения династии Сефевидов перед афганцами в Исфахане, а также вторжений Османской империи и России на северо-запад Ирана. Годы затишья оставили племенные общины этой приграничной территории неподготовленными к той политической роли, которая им внезапно была навязана. В 1732 году Шахсеван снова оказался под контролем Ирана благодаря усилиям Надир-шаха, который депортировал многие племена в свою родную провинцию Хорасан , включая Шакаки, ​​Иналлу и Афшар. Надер-шах, по-видимому, объединил и консолидировал племена, оставшиеся в Мугане и Ардебиле, под предводительством Бадр-хана Шахсевана , одного из своих полководцев, принимавших участие в войнах в Хорасане и Туркестане . [ 5 ]

Бадр-хан, возможно, был сыном Аликоли-хана и принадлежал к роду Сари-ханбейли, который, скорее всего, происходил от афшаров Урмии . Более поздние истории связывают Бадр-хана с Юнсур-пашой. Семья Сари-ханбейли была связана с ведущими шахсеванскими племенами, такими как Коджабейли, Исали, Балабейли, Маст-Алибейли, Али-Бабали, Полатли и Дамирчили. Названия многих племен низших каст, таких как Аджирли и Бейдили, предполагают происхождение из Шамлу. Сын или брат Бадр-хана Шахсевана Назар Али Хан Шахсеван руководил Ардебилем и его районом в течение хаотичных десятилетий, последовавших после смерти Надир-шаха. [ 5 ]

Во время русско-иранских войн 1804–1813 и 1826–1828 годов территория Шахсевана постоянно служила полем боя. Завершение войн привело к потере большей части их зимних квартир, и многие из них двинулись дальше на юг. [ 5 ]

Россия разрешила шахсеванам ограничить доступ к их бывшим пастбищам в Мугане в течение ряда десятилетий после Туркменчайского договора 1828 года, но они игнорировали ограничения. [ 5 ]

В первой половине 20 века Шахсеваны достигли пика своего авторитета и престижа. На протяжении иранской конституционной революции 1905–1911 годов и в годы, предшествовавшие приходу к власти Реза-хана , они приняли участие в ряде значительных событий. Небольшое количество шахсеванцев присоединилось к силам роялистов, оккупировавшим Тебриз зимой 1908–1909 годов. Большинство вождей Шахсевана присоединились к Рахимхану Чалабианлоо и Амиру Ашайеру Шатранлу в союзе племен восточного Азербайджана в конце 1909 года, заявив о своем несогласии с Конституцией и о своем намерении отправиться маршем в Тегеран , чтобы восстановить в должности свергнутого Мохаммеда Али Шаха Каджара . Это произошло, когда новое националистическое правительство боролось за контроль над страной. Шахсеван разграбил Ардебиль, получив широкое освещение в новостях в Европе, но был быстро разбит националистическими силами из Тегерана во главе с Епрем-ханом . [ 5 ]

Шахсеваны были одними из первых крупных племенных групп, которые были покорены и разоружены армией Резы зимой и весной 1922–1923 годов. Племена были включены в новое национальное государство династией Пехлеви как равные группы, возглавляемые признанными и послушными вождями. [ 5 ]

Городские районы доминировали во время иранской революции 1978–1979 годов . Сами шахсеванские кочевники не принимали большого участия, но авторитетные члены племени принимали участие в протестах Агропромышленной компании в Мугане и мероприятиях в таких местах, как Мешкиншахр, Парсабад , Биле-Савар и Герми . В ходе этих инцидентов некоторые бывшие вожди были убиты, а другие бежали в изгнание. Шахсеваны были официально переименованы в Эльсеван («те, кто любит людей (или племя)») в рамках неодобрения новым режимом всего, что связано с королевской властью, но новый термин не получил всеобщего признания, и к 1992 году он больше не использовался. использовать. По данным социально-экономической переписи кочевников 1986 года, у шахсеванов, как и в середине 1960-х годов, насчитывалось около 6000 семей, что указывает на умеренный возврат к скотоводческому кочевничеству среди них, что имело место и среди других племен Ирана в время. [ 5 ]

Между тем, урбанизация в Мугане продолжает прогрессировать в результате продолжающегося расширения многочисленных проектов, спонсируемых правительством. По словам Тэппера; «К концу столетия шахсеванское пасторальное кочевничество, похоже, не просуществовало долго». [ 5 ]

Этнография

[ редактировать ]

Родоплеменная структура шахсевенов имеет большое количество различных институтов, расположенных по убыванию. Так самой крупной единицей родоплеменной структуры будет этнос, затем племя, род, губак, убе и семья. [ 6 ] Губак в племенах шахсевенов — основная племенная единица, составляющая основу рода. Обычно губаки состоят из 20-30 семей, которые занимаются перегоном общего стада с пастбища на пастбище. Сами губаки можно назвать небольшим отдельным племенем. [ 7 ]

Убе также состоит из нескольких семей, ведущих совместное хозяйство, но это меньшая единица по сравнению с губаком. [ 8 ]

В некоторых источниках говорится, что у шахсевенов 11 племен и 90 убе. По другому разделению этот племенной союз можно рассматривать как 32 племени Месгиншахра и 13 племен Ардебиля , которые, в свою очередь, делятся на более мелкие единицы. [ 9 ]

Этнографической группой руководят ильбеки. Ильбек отвечает за поддержание порядка и сбор налогов. Кроме того, местное управление племенем осуществляет бек, назначаемый ильбеками. Аксакалы (белобородые) являются олицетворением политической, экономической, религиозной и социальной элиты. [ 10 ]

Культура

[ редактировать ]

Традиционным занятием шахсевенов было кочевое скотоводство (разведение овец, крупного рогатого скота как тягловой силы, верблюдов и лошадей). Летом они кочевали в Сабаланских горах , зимой в Муганской степи . С конца XIX века шахсевены начали переход к оседлому земледелию.

Традиционное жилище шахсевенов – шатры.

Мужская одежда — белая или синяя рубашка, коричневые шерстяные брюки, черкеска, шапка-барашек, пистоны. Зимой шахсевены носят шубы из ягненка с длинными рукавами. Они бреют головы, оставляя локоны на висках, отращивают бороды.

Женский костюм — синяя рубашка, гаремный сирвал , архалиг , синяя чадра , шерстяные чулки, чувяки, золотые и серебряные украшения. Голова женщины повязана платком.

Традиционная еда – плов , похлебка , баранина , молочные продукты.

У шахсевенов сохраняется родовое деление и некоторые домусульманские обычаи (в том числе погребальные).

Наличие богатых пастбищ, а также земель, пригодных для разведения крупного и мелкого рогатого скота, в сочетании с климатом, пригодным для животноводства, определило основное занятие шахсевенов. Таким образом, основой экономической составляющей племен является разведение коров, буйволов, овец, верблюдов и коз. [ 11 ]

Женщины племен Шахсевен занимаются плетением килимов, джаджимов , конских попон и хурджибов , что также играет роль экономической поддержки племени. [ 12 ]

Язык шахсеванитов

[ редактировать ]

Шахсеванский диалект либо считается диалектом азербайджанского языка, либо [ 13 ] или Свой особый тюркский диалект. По данным тюркских исследований : [ 14 ]

По собранным данным определены основные фонетические и структурные особенности турецкого языка Шахсавани. Наиболее важными особенностями, отличающими турецкий язык Шахсавани от других турецких диалектов в Иране, является использование расширения -Im / -Um (суффикс единственного числа первого лица) и расширения -sIn / -sUn (суффикс второго лица единственного числа). Децентрализация шахсаванов и наличие меньшинства населения в районе их проживания приводят их язык к разрушению, с другой стороны, ясно видно влияние других диалектов на шахсаванский турецкий язык. Таким образом, принимая во внимание эти моменты, необходимо зафиксировать особенности диалекта Шахсавана.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Шахсаван. [ 2 ] и Шах-Севан . [ 3 ]
  1. ^ Таппер 1997 , с. 300.
  2. ^ Бехруз 2023 , с. 63.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Минорский 1936 год .
  4. ^ «О диалекте Шахсавана» . Турецкие исследования .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Таппер 2010 .
  6. ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Организационная структура племен и образ жизни кочевых племен Западного Азербайджана. Анзали, 1987. С.33.
  7. ^ Тапер, Ричард, с. 288
  8. ^ Искандари-ния, там же. С. 30-31
  9. ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Там же. стр. 326; Сборник сведений и статистики кочевых племен и племенных групп Ирана. Тегеран, 1982.П. 4-8
  10. ^ Таппер, Ричард. Пограничные кочевники Ирана, С. 14-15.
  11. ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Там же, с. 114; Шейл, Мари. Воспоминания миссис Шейл. Перевод Хасана Абуторабяна. Тегеран, 1983, с. 48
  12. ^ Афшар-Систани, Ирадж. К знаниям о племенах, кочевых племенах и племенных союзах иранских кочевников. Тегеран, 1987 г. стр.104-105.
  13. ^ "Азербайджан, Юг". Этнолог . Архивировано 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
  14. ^ «О диалекте Шахсавана» . Турецкие исследования .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a2dc89a70cf1c5d5eaeb687b131927c__1718788440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/7c/1a2dc89a70cf1c5d5eaeb687b131927c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shahsevan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)