Шахсеван
![]() Шахсеванские девушки из богатой семьи. Конец 19 века, Иран. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | 40,000 (1966) [ 1 ] |
Языки | |
азербайджанский , персидский | |
Религия | |
Шиитский ислам |
Шахсеван [ а ] ( Азербайджанский : شاهسِوَن ; персидский : شاهسون ) — это ряд азербайджаноязычных или шахсеванских диалектов (иногда считающихся собственным диалектом, отличным от других, таких как азербайджанский). [ 4 ] ) Тюркские группы, обитающие на северо-западе Ирана , населяющие главным образом округа Муган , Ардебиль , Харакан и Хамса. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]означает «те, кто любит шаха » «Шахсеван» по -тюркски . [ 3 ] В прошлом шахсеваны вели племенной и пасторально-кочевой образ жизни, перемещаясь летом на 100–200 км к югу по Сабаланскому и близлежащим хребтам, в районы Ардебиль , Мешгиншехр и Сараб , а зимой в Муганский район. . [ 5 ] Они составляли меньшинство в этом районе, но, как и оседлое большинство (которое шахсеваны называли «тат»), они были мусульманами-шиитами и говорили по-азербайджански. [ 3 ] [ 5 ] Шахсеваны жили в приграничном регионе, который был легко доступен и часто пересекался, в отличие от таких племен, как бахтиари и кашкаи , живущих в горах Загрос . Надер-шах (в 1736 году) и Ага Мохаммад-хан Каджар (в 1796 году) выбрали Муган местом своей коронации. Шахсеваны отличаются от других кочевых племенных групп Ирана по ряду причин, включая их историю и расположение на границе, а также их социальную и экономическую структуру. Их алачик – это то, что делает их наиболее узнаваемыми. Когда тюркские племена из Центральной Азии вошли в Западную Азию в XI веке, они оставили после себя этот тип поселений и другие культурные остатки. [ 5 ]
Несмотря на очень обширную историю с начала 18 века, до сих пор неизвестно, где произошел Шахсеван. Несмотря на то, что предки некоторых племен имели другое происхождение, например курдское , среди них преобладают тюркские идентичность и культура. Между 16 и 18 веками несколько племенных конфедераций объединились и образовали Шахсеван. [ 5 ]
К 20 веку существовало три совершенно разных описания истории Шахсевана. Самым известным было то, что это было совершенно новое племя, созданное в результате племенной и военной политики Сефевидских шахов. Это основано на отрывке из Джона Малкольма , «Истории Персии» в котором говорится, что шахсеваны были созданы шахом Аббасом I ( годы правления 1588–1629 ) для подавления хаоса, вызванного мятежными вождями кызылбашей , которые веком ранее помогали шаху. Исмаил I ( годы правления 1501–1524 ) в основании династии Сефевидов . [ 5 ] Однако ни современные европейские путешественники, ни записи Сефевидов не упоминают об этой истории. [ 3 ] [ 5 ] Российский востоковед Владимир Минорский заявил, что «известные факты несколько усложняют историю Малкольма» и что «можно сомневаться в том, было ли когда-либо шахом Аббасом основано одно регулярно составляющееся племя под именем Шах-Севан». [ 3 ] Британский антрополог Ричард Тэппер утверждает, что история Малкольма «основана на неправильном прочтении летописных источников». [ 5 ] В последующих отрывках книги Малькольма Шахсеван описывается как личное ополчение и королевская гвардия, и есть некоторые доказательства того, что военный корпус под названием Шахсеван существовал в середине 17 века. [ 5 ]
Такие высказывания, как шахи-севан кардан, часто используются в сефевидской хронике Тарих-е Алам-ара-йе Аббаси Искандар -бека Мунши и означают «обращаться к верующим». Во время восстаний 1581 и 1584 годов шах Мохаммад Ходабанде ( годы правления 1578–1588 ) уже использовал подобные выражения; «Шах Мохаммед», по словам Искандар-бека Мунши, «объявив шахи-севан (обращение), приказал всем представителям туркменского племени, которые были слугами и сторонниками этого очага, сплотиться вокруг Его Величества». Эти спонтанные призывы отвечали религиозным ценностям последователей династии Сефевидов, чьи шахи не только заявляли о своем происхождении от Двенадцати Имамов , но и о том, что они были их воплощениями. [ 3 ]
Минорский выделил различные публикации русских чиновников XIX века, документировавшие обычаи шахсевана Мугани. Эти обычаи, которые расходятся с рассказом Малькольма, но не опровергают его, различаются в некоторых аспектах, но все согласны с тем, что Анатолия была первоначальной родиной шахсевана, который покинул это место под предводительством некоего Юнсур-паши. Они изображают шахсеванские племена разделенными на бейзаде (потомки первых иммигрантов) и простолюдинами и управляемыми эльбеями/илбеги (вождями), происходящими от Юнсур-паши. Они ссылаются на нынешнее королевское назначение лидеров, а также на более раннее королевское предоставление пастбищ в Ардебиле и Мугане. Эти мифы, скорее всего, были созданы вождями для оправдания своей власти над простыми гражданами, а также владения пастбищами, которые являются самым важным достоянием для всех их кочевых приверженцев. [ 5 ]
Полностью обосновать ни первую, ни вторую версии происхождения Шахсевана не представляется возможным. В источниках XVI века имеются записи об отдельных лицах и племенных группах Мугани, носящих названия шахсеванских племен. К концу 17-го века Муган и Ардебиль ассоциировались с именем Шахсеван, которое часто использовалось в качестве военного титула наряду с племенными титулами Кызылбаш, такими как Афшар и Шамлу . Кызылбаш Текели и курдские Шакаки и Муганлу были другими известными племенами в этом районе. До 18 века не было убедительных доказательств существования шахсеванского племени или конфедерации. [ 5 ]
18 и 19 века
[ редактировать ]
В течение нескольких лет в 1720-х годах Муган и Ардебиль служили одними из главных мест противостояния в результате быстрого падения династии Сефевидов перед афганцами в Исфахане, а также вторжений Османской империи и России на северо-запад Ирана. Годы затишья оставили племенные общины этой приграничной территории неподготовленными к той политической роли, которая им внезапно была навязана. В 1732 году Шахсеван снова оказался под контролем Ирана благодаря усилиям Надир-шаха, который депортировал многие племена в свою родную провинцию Хорасан , включая Шакаки, Иналлу и Афшар. Надер-шах, по-видимому, объединил и консолидировал племена, оставшиеся в Мугане и Ардебиле, под предводительством Бадр-хана Шахсевана , одного из своих полководцев, принимавших участие в войнах в Хорасане и Туркестане . [ 5 ]
Бадр-хан, возможно, был сыном Аликоли-хана и принадлежал к роду Сари-ханбейли, который, скорее всего, происходил от афшаров Урмии . Более поздние истории связывают Бадр-хана с Юнсур-пашой. Семья Сари-ханбейли была связана с ведущими шахсеванскими племенами, такими как Коджабейли, Исали, Балабейли, Маст-Алибейли, Али-Бабали, Полатли и Дамирчили. Названия многих племен низших каст, таких как Аджирли и Бейдили, предполагают происхождение из Шамлу. Сын или брат Бадр-хана Шахсевана Назар Али Хан Шахсеван руководил Ардебилем и его районом в течение хаотичных десятилетий, последовавших после смерти Надир-шаха. [ 5 ]
Во время русско-иранских войн 1804–1813 и 1826–1828 годов территория Шахсевана постоянно служила полем боя. Завершение войн привело к потере большей части их зимних квартир, и многие из них двинулись дальше на юг. [ 5 ]
Россия разрешила шахсеванам ограничить доступ к их бывшим пастбищам в Мугане в течение ряда десятилетий после Туркменчайского договора 1828 года, но они игнорировали ограничения. [ 5 ]
20 век
[ редактировать ]В первой половине 20 века Шахсеваны достигли пика своего авторитета и престижа. На протяжении иранской конституционной революции 1905–1911 годов и в годы, предшествовавшие приходу к власти Реза-хана , они приняли участие в ряде значительных событий. Небольшое количество шахсеванцев присоединилось к силам роялистов, оккупировавшим Тебриз зимой 1908–1909 годов. Большинство вождей Шахсевана присоединились к Рахимхану Чалабианлоо и Амиру Ашайеру Шатранлу в союзе племен восточного Азербайджана в конце 1909 года, заявив о своем несогласии с Конституцией и о своем намерении отправиться маршем в Тегеран , чтобы восстановить в должности свергнутого Мохаммеда Али Шаха Каджара . Это произошло, когда новое националистическое правительство боролось за контроль над страной. Шахсеван разграбил Ардебиль, получив широкое освещение в новостях в Европе, но был быстро разбит националистическими силами из Тегерана во главе с Епрем-ханом . [ 5 ]
Шахсеваны были одними из первых крупных племенных групп, которые были покорены и разоружены армией Резы зимой и весной 1922–1923 годов. Племена были включены в новое национальное государство династией Пехлеви как равные группы, возглавляемые признанными и послушными вождями. [ 5 ]
Городские районы доминировали во время иранской революции 1978–1979 годов . Сами шахсеванские кочевники не принимали большого участия, но авторитетные члены племени принимали участие в протестах Агропромышленной компании в Мугане и мероприятиях в таких местах, как Мешкиншахр, Парсабад , Биле-Савар и Герми . В ходе этих инцидентов некоторые бывшие вожди были убиты, а другие бежали в изгнание. Шахсеваны были официально переименованы в Эльсеван («те, кто любит людей (или племя)») в рамках неодобрения новым режимом всего, что связано с королевской властью, но новый термин не получил всеобщего признания, и к 1992 году он больше не использовался. использовать. По данным социально-экономической переписи кочевников 1986 года, у шахсеванов, как и в середине 1960-х годов, насчитывалось около 6000 семей, что указывает на умеренный возврат к скотоводческому кочевничеству среди них, что имело место и среди других племен Ирана в время. [ 5 ]
Между тем, урбанизация в Мугане продолжает прогрессировать в результате продолжающегося расширения многочисленных проектов, спонсируемых правительством. По словам Тэппера; «К концу столетия шахсеванское пасторальное кочевничество, похоже, не просуществовало долго». [ 5 ]
Этнография
[ редактировать ]Родоплеменная структура шахсевенов имеет большое количество различных институтов, расположенных по убыванию. Так самой крупной единицей родоплеменной структуры будет этнос, затем племя, род, губак, убе и семья. [ 6 ] Губак в племенах шахсевенов — основная племенная единица, составляющая основу рода. Обычно губаки состоят из 20-30 семей, которые занимаются перегоном общего стада с пастбища на пастбище. Сами губаки можно назвать небольшим отдельным племенем. [ 7 ]
Убе также состоит из нескольких семей, ведущих совместное хозяйство, но это меньшая единица по сравнению с губаком. [ 8 ]
В некоторых источниках говорится, что у шахсевенов 11 племен и 90 убе. По другому разделению этот племенной союз можно рассматривать как 32 племени Месгиншахра и 13 племен Ардебиля , которые, в свою очередь, делятся на более мелкие единицы. [ 9 ]
Этнографической группой руководят ильбеки. Ильбек отвечает за поддержание порядка и сбор налогов. Кроме того, местное управление племенем осуществляет бек, назначаемый ильбеками. Аксакалы (белобородые) являются олицетворением политической, экономической, религиозной и социальной элиты. [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]Традиционным занятием шахсевенов было кочевое скотоводство (разведение овец, крупного рогатого скота как тягловой силы, верблюдов и лошадей). Летом они кочевали в Сабаланских горах , зимой в Муганской степи . С конца XIX века шахсевены начали переход к оседлому земледелию.
Традиционное жилище шахсевенов – шатры.
Мужская одежда — белая или синяя рубашка, коричневые шерстяные брюки, черкеска, шапка-барашек, пистоны. Зимой шахсевены носят шубы из ягненка с длинными рукавами. Они бреют головы, оставляя локоны на висках, отращивают бороды.
Женский костюм — синяя рубашка, гаремный сирвал , архалиг , синяя чадра , шерстяные чулки, чувяки, золотые и серебряные украшения. Голова женщины повязана платком.
Традиционная еда – плов , похлебка , баранина , молочные продукты.
У шахсевенов сохраняется родовое деление и некоторые домусульманские обычаи (в том числе погребальные).
Наличие богатых пастбищ, а также земель, пригодных для разведения крупного и мелкого рогатого скота, в сочетании с климатом, пригодным для животноводства, определило основное занятие шахсевенов. Таким образом, основой экономической составляющей племен является разведение коров, буйволов, овец, верблюдов и коз. [ 11 ]
Женщины племен Шахсевен занимаются плетением килимов, джаджимов , конских попон и хурджибов , что также играет роль экономической поддержки племени. [ 12 ]
Язык шахсеванитов
[ редактировать ]Шахсеванский диалект либо считается диалектом азербайджанского языка, либо [ 13 ] или Свой особый тюркский диалект. По данным тюркских исследований : [ 14 ]
По собранным данным определены основные фонетические и структурные особенности турецкого языка Шахсавани. Наиболее важными особенностями, отличающими турецкий язык Шахсавани от других турецких диалектов в Иране, является использование расширения -Im / -Um (суффикс единственного числа первого лица) и расширения -sIn / -sUn (суффикс второго лица единственного числа). Децентрализация шахсаванов и наличие меньшинства населения в районе их проживания приводят их язык к разрушению, с другой стороны, ясно видно влияние других диалектов на шахсаванский турецкий язык. Таким образом, принимая во внимание эти моменты, необходимо зафиксировать особенности диалекта Шахсавана.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таппер 1997 , с. 300.
- ^ Бехруз 2023 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Минорский 1936 год .
- ^ «О диалекте Шахсавана» . Турецкие исследования .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Таппер 2010 .
- ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Организационная структура племен и образ жизни кочевых племен Западного Азербайджана. Анзали, 1987. С.33.
- ^ Тапер, Ричард, с. 288
- ^ Искандари-ния, там же. С. 30-31
- ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Там же. стр. 326; Сборник сведений и статистики кочевых племен и племенных групп Ирана. Тегеран, 1982.П. 4-8
- ^ Таппер, Ричард. Пограничные кочевники Ирана, С. 14-15.
- ^ Искандари-Ния, Ибрагим. Там же, с. 114; Шейл, Мари. Воспоминания миссис Шейл. Перевод Хасана Абуторабяна. Тегеран, 1983, с. 48
- ^ Афшар-Систани, Ирадж. К знаниям о племенах, кочевых племенах и племенных союзах иранских кочевников. Тегеран, 1987 г. стр.104-105.
- ^ "Азербайджан, Юг". Этнолог . Архивировано 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
- ^ «О диалекте Шахсавана» . Турецкие исследования .
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Акбар С. (2013). Ислам в племенных обществах: от Атласа до Инда . Рутледж. ISBN 978-0415446723 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Минорский, Владимир (1936). «Суха-севан». В Хоутсме, М.Т.; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) . дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_5282 .
- Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52158-336-7 .
- Таппер, Ричард (2010). «Шахсеван» . Энциклопедия Ираника .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тегерани, Джамшид Дж.; Коллард, Марк (2009). Шеннан, Стивен (ред.). Модель и процесс культурной эволюции . Истоки человеческого поведения и культуры. Том. 2. Издательство Калифорнийского университета . стр. 99–111. ISBN 9780520255999 .
