Черкесы в Иране
Персым ис Адыгэхэр Черкесы Ирана | |
---|---|
Общая численность населения | |
Примерно 50 000 Точная численность населения неизвестна из-за сильной ассимиляции и отсутствия переписей по этническому признаку. [1] [2] [3] Вторая по величине группа выходцев с Кавказа в стране. [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тегеран , провинция Гилян , провинция Мазандаран , Решт , провинция Восточный Азербайджан , провинция Фарс , [4] Исфахан , Аспас | |
Языки | |
В основном персидский , а также черкесский. в небольших количествах | |
Религия | |
ислам |
Часть серии о |
черкесы Кстати |
---|
![]() Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
Черкесы в Иране [а] являются этническим меньшинством в Иране . Черкесы в Иране несколько отличаются от других черкесских диаспор тем, что большинство из них происходят из эпохи Сефевидов и Каджаров , хотя некоторые из них мигрировали в конце 19 века как мухаджиры и . Черкесы в Иране пользовались большим влиянием в течение последних нескольких столетий. Подавляющее большинство из них ассимилировались и стали говорить на персидском языке, и незначительное число из них больше не говорит на своем родном черкесском языке . [1] Когда-то это было очень большое меньшинство в Иране, а в настоящее время из-за сильной ассимиляции с течением времени и отсутствия переписей населения по этническому признаку, оценки численности населения значительно различаются. Однако они следуют за грузинами , которые, как известно, являются крупнейшей группой кавказского происхождения в стране.
В персидском языке слово черкес ( چرکس /tʃeɾˈkes/ ) иногда применяется вообще к кавказским народам, живущим за Дербентом в Дагестане , [4] который был самым северным главным городом Ирана до его перехода к России в первой половине XIX века после Гюлистанского договора .
История
[ редактировать ]Черкесы в Иране имеют давнюю историю. В определенной степени они выполняли ту же роль, что и их братья, жившие в соседней Османской Турции ; многие из них были импортерами, депортированными, рабами, но также составляли многие известные дворянские семьи в империи, в то время как многие другие были создателями королей, военачальниками, солдатами, ремесленниками, крестьянами, в то время как они также составляли множество жен и женщин королей в гарем . При различных королях династии Сефевидов и Каджаров многие черкесы в конечном итоге стали жить в Иране. [5]
Сефевиды
[ редактировать ]Первое присутствие черкесов в Иране относится к ранней эпохе Сефевидов , когда шейх Джунайд совершал набеги на различные регионы Черкесии и вывозил пленных. [6] Со времен короля ( шаха ) Тахмаспа I (годы правления 1524-1576) черкесы начали играть важную роль в иранском обществе. [6] и начал появляться как большая этническая группа в последующих империях, базирующихся в Иране.
Чтобы создать противовес племенным, этническим и привилегированным интересам кызылбашей , которые делают систему несбалансированной, Тахмасп I уже делал первые шаги по созданию нового слоя в иранском обществе. [7] Цари до Тахмаспа и он сам часто оказывались неспособными эффективно управлять из-за чрезвычайно сильного влияния кызылбашей, оказываемого во всех сферах империи. Кызылбаши составляли костяк Сефевидий с самых первых дней, и они также всегда предоставляли значительную армию, на которую Сефевиды полагались в течение длительного периода времени. Чтобы сломать эту систему, нужен был противовес, и новый слой общества был средством, посредством которого этого можно было достичь. [7] Этот новый слой общества был назван «третьей силой», поскольку они представляли собой новый этнический класс или «силу» наряду с туркменами и персами. Этот новый слой, созданный Тахмаспом I, будет состоять из многих сотен тысяч христиан и язычников европеоидной расы, в основном этнических черкесов и грузин, депортированных, импортированных, рабов и мигрантов. Этот новый слой общества должен был в конечном итоге быть полностью завершен и реализован королем Аббасом I (годы правления 1588-1629). [8] Из этого нового слоя также была создана новая военная сила; силу, которая напрямую бросит вызов гегемонии кызылбашей повсюду в империи, сместит их со всех их позиций, тем самым прочно закрепив власть королей над королевством. Эти голамы , или «военные рабы», были частью этого вновь созданного слоя общества. Рабовладельческая система голамов , хотя и была инициирована Тахмаспом I, была усовершенствована и полностью реализована королем Аббасом I, а ее рядовые члены были составлены из огромного количества этнических черкесов, грузин, армян и других народов Кавказа , таких как лезгины . В конце концов, это большое количество черкесов и других кавказцев, лояльных только шаху, заменило кызылбашей и соперничало с ними через систему за политическую гегемонию и превосходство и должно было одержать победу. [4] хотя иногда они тоже соперничали друг с другом. [9]
Черкесы составляли значительную часть этих элитных армий (так называемых голамов ) и, следовательно, играли решающую роль. Эта элитная армия [рабовладельческой системы] по своему построению и формированию была похожа на янычар соседней Османской Турции . [10] Те, кто находился в армиях, после высшего образования, принятия ислама и воспитания в мусульманских семьях получили лучшую военную подготовку и снаряжение и были самой сильной силой и классом империи. Другие большие количества черкесов, как и грузины, были заняты и задействованы во всех других возможных аспектах и должностях, которые предлагались империями, таких как гарем , гражданское управление, военное управление, крестьянство и ремесла, среди прочего, в то время как другие большие количества были первоначально поселились в различных регионах материкового Ирана, включая Гилян , Мазандаран и Фарс .
По словам Томаса Герберта , который находился в Сефевидском Иране в первой половине 17 века, Аспас населяли около 40 000 переселенцев -христиан -черкесов и грузин . [11] Ко времени правления короля Сулеймана I около 20 000 черкесов, дагестанцев и грузин. (годы правления 1666–1694) только в сефевидской столице Исфахане проживало [12]
Многие шахи, принцы и принцессы происходили из знатных черкесских родов. Многие представители придворной знати Сефевидов были черкесами. [13] Фактически, Сефевиды, их сильно смешанная родословная, включают несколько черкесских линий. [14] [15] Король Аббас II (годы правления 1642-1666) и Шах Сулейман I (годы правления 1666-1694) — лишь некоторые из примеров представителей высшей знати, рожденных от черкесских матерей.
Каджары
[ редактировать ]После массового изгнания коренных черкесов Северо-Западного Кавказа в 1864 году, в основном в сторону Османской империи, некоторые из них также бежали в соседний Каджарский Иран , который граничил с Османской империей и императорской Россией. В Иране правительство проводило политику ассимиляции, начав постепенное поглощение кавказских беженцев населением. Некоторые из этих депортированных после 1864 года дослужились до различных высоких чинов, например, в Персидской казачьей бригаде , где каждый член армии был либо черкесом, либо представителем любого другого этноса с Кавказа . [16]
Современный день
[ редактировать ]Несмотря на тяжелую ассимиляцию на протяжении веков, черкесские поселения сохранились и в 20 веке. [4] Однако черкесские языки , когда-то широко используемые большим черкесским меньшинством, больше не имеют значительного числа носителей в Иране. [2] [17] [18] [19] После грузин черкесы являются второй по величине группой кавказского происхождения в Иране, насчитывающей значительную численность. [2]
Знаменитости
[ редактировать ]Известные иранцы частичного или полного черкесского происхождения включают:
- Фавзия Фуад , супруга императрицы Ирана (1941–1948). [20]
- Принцесса Шахназ Ирана
- Принцесса Захра Махназ Захеди
- Принц Кейхосров Джаханбани
- Принцесса Фавзия Джаханбани
- Сулейман I Персидский
- Терезия Сэмпсон
- Юсуф Ага
- Пари Хан Ханум
- Султан-Ага Ханум
- Аббас II Персии
- Шамхал Султан
- Накит Ханум
- Кайхосров Хан Черкес
- Казак-хан Черкес , губернатор Ширвана , командующий Кызылбашами ( дивизии Караманлу и Кенеслу) [4]
- Фархад Бег Черкес
- Хвадже Мохаммад Сафави
- Мохаммад-Бакер Сафи Мирза
- Озун Бехбуд Бег
- Сулейман Мирза (сын Тахмаспа I)
- Сафи Персии
- Анна Ханум
- Наджафколи Хан Черкес
- Ферейдун Хан Черкес
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Черкесский : Персым ис Адыгехер, Персым адыгехер ; Персидский : چرکس های ایران , латинизированный : Cerkeshâye Иран.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Международная Черкесская Ассоциация» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока в архиве, Incorporated ISBN 978-1438126760 стр. 141.
- ^ Фредрик Тордарсон, «Кавказ II. Языковой контакт. Кавказские языки в Иране», Э.Ир. В, 1990, стр. 94-95.
- ^ Jump up to: а б с д и «ЧАРКАС» . Архивировано из оригинала 17 мая 2015 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Хамед Каземзаде (9 февраля 2018 г.). «Черкесы в Иране» . Кавказ Таймс . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эскандар Бег, I, стр. 17–18
- ^ Jump up to: а б «Тахмасп I» . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ «БАРДА и БАРДА-ДАРИ против военного рабства в исламском Иране» . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Бабайе, Сьюзен (2004). «Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана». стр. 17, ИБТаурис, ISBN 1860647219
- ^ «БАРДА и БАРДА-ДАРИ против военного рабства в исламском Иране» . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Томас Герберт. Путешествие по Персии: 1627-1629 гг. Рутледж, 10 окт. 2005 г. ISBN 1134285841 стр. 117
- ^ Мэтью 2012 , с. 67.
- ^ Аптин Ханбаги. Огонь, звезда и крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране IBTauris, 22 февраля 2006 г. ISBN 0857712667, стр. 130–131.
- ^ [1] Сефевидский Иран: Возрождение Персидской империи , Л. Б. Таврида. 2006, с. 41.
- ^ Рудольф (Руди) Матти Энциклопедия Ираника , Колумбийский университет, Нью-Йорк, 2001, стр. 493
- ^ «Иранские вооруженные силы в политике, революции и войне: Часть первая» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ Оберлинг, Пьер (7 февраля 2012 г.). «Грузия viii: Грузинские общины в Персии» . Энциклопедия Ираника . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ «Черкесский» . Официальная Черкесская Ассоциация. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Шарден, сэр Джон (июнь 1997 г.). «Персы: Добрые, гостеприимные, терпимые льстивые читы?» . Иранец . Архивировано из оригинала 20 июня 1997 года . Проверено 9 июня 2014 г. Выдержки из:
- Шарден, сэр Джон (1988). «Книга 2, глава XI: О характере, манерах и обычаях персов: точка зрения XVII века» . Путешествие по Персии, 1673–1677 . Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 183–197. ISBN 9780486256368 . OCLC 798310290 . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Монтгомери-Массингберд, Хью , изд. (1980). «Французское происхождение короля Египта Фарука». Королевские семьи мира Берка . Том. II: Африка и Ближний Восток. Лондон: Пэрство Берка. п. 287. ИСБН 978-0-85011-029-6 . OCLC 18496936 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манц, Беатрис; Ханэда, Масаси (1990). «ЧАРКАС». ЧАРКАС . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 7 . стр. 816–819. Архивировано из оригинала 17 мая 2015 г. Проверено 26 апреля 2015 г.
- Мэтти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. ISBN 978-1845117450 .
- Савори, Роджер , Иран при Сефевидах ; Издательство Кембриджского университета, 2007 г. ISBN 0521042518 .
- П. Оберлинг, «Грузины и черкесы в Иране», Studia Caucasica (Гаага), 1, 1963 г.
- Дж. Р. Перри, «Принудительные миграции в Иране в семнадцатом и восемнадцатом веках», «Иранские исследования», 8, 1975, стр. 199–215.
- Н. Философия, Зендагани-э Шах Аббас-э авваль, 4 тома, Тегеран, 1334-46 ш./1955-67
- Бабайе, Суссан, Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана IBTauris, 15 октября 2004 г. ISBN 1860647219
- Каземзаде, Хамед, Черкесы в Персии . КавказВремя.
