Талышский народ
Толышон • Талшан | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Иран | 700,000–1,000,000 [1] |
Азербайджан | 500,000 [2] –1,000,000 [3] [4] |
Языки | |
Талыш | |
Религия | |
Ислам (преимущественно шииты в Азербайджане, преимущественно сунниты в Иране) [5] [6] [7] ) | |
Родственные этнические группы | |
другие иранские народы особенно гилаки , мазандаранцы и курды |
Талышцы в ( талыш : Толишон , تالشان ) или талыши , талыши , талыши , талишы , талишы , талишы , талишы — иранская этническая группа , большинство из которых проживает в Азербайджане , а меньшинство — Иране . [8] Это коренные жители Талыша , , региона на западном берегу Каспийского моря разделенного между Азербайджаном и Ираном. [9] Главный город талышей и их родина — Ленкорань . [8] [10] [11] большинство населения которого составляют этнические талыши. [12] [13] [14] [15] Они говорят на талышском языке , одном из северо-западных иранских языков . [8] Большинство талышей — шииты мусульмане- . [8]
У талышей высокая рождаемость. [16] и в настоящее время они являются этнической группой, переживающей самые высокие темпы роста в современном Азербайджане. [17] Кроме того, талыши славятся своим долголетием и долголетием . [18] [19]
Происхождение
Талыши традиционно населяли Талыш. [а] Район в юго-западной части Каспийского моря , протяженность которого обычно считается более 150 км. Сегодня северная часть Талыша расположена на территории Азербайджанской Республики районы , охватывая Лянкяранский , Астаринский , Лерикский , Масаллинский и Ярдымлинский . [20] В пределах этих пяти районов расположено более 350 талышских сел и поселков. [13] Южная часть Талиша охватывает западную часть Гилян провинции иранской . [20] простирающийся до села Капурчал . [21] Важнейшим центром талышей и их этнической родиной является город Ленкорань . [8] [22] [23] большинство населения которого составляют этнические талыши. [24] [13] [25] [26]
Определить происхождение талышей сложно, поскольку до современной эпохи о них известно очень мало. Как и другие этнонимы, имя Талиш не может быть установлено с уверенностью. В ранних арабских источниках оно встречается как аль-Цайласан . [20] По словам ат-Табари (умер в 923 г.); «В горах, окружающих Азербайджан, жили такие народы, как гелы и ат-тайласаны, которые не подчинялись арабам и овладели своей свободой и независимостью». [27] На персидском языке их называют Салишан и Савалиш , оба варианта множественного числа Талиша . [20] Родная транслитерация Талиша впервые появляется в 16 веке в армянской версии Александровского романа ; «И он рассказал, что он беженец из Каспийских ворот, близ страны Талиш, в провинции Гилян». [6]
Местные талышские эксперты обычно утверждают, что талыши происходят от кадусов , древнего племени, населявшего этот район. По словам Гарника Асатряна и Хабиба Борджяна ; «Это один из редких случаев, когда народная самоидентификация с древним народом может быть, хотя бы ориентировочно, обоснована историческими и языковыми предпосылками». [28] Иранолог . Ричард Н. Фрай полагал, что талыши, возможно, произошли от кадусов [29]
История
Ранний современный период
В Сефевидском Иране
Талиш традиционно ассоциировался либо с Гиланом, либо с Муганом , особенно с Ардебилем , центром последнего, который, по-видимому, имел схожие лингвистические и этнические связи с Талышем до тюркизации иранского Азербайджана . Эта связь была еще очевидна во времена ранних Сефевидов , которые происходили от Сафи-ад-Дина Ардабили (умер в 1334 г.), ученика Захеда Гилани (умер в 1301 г.), который, вероятно, был талышского происхождения. Двое из четырех суфийских учителей первого сефевидского монарха Шаха Исмаила I ( годы правления 1501–1524 ) носили эпитет «Талиши». [6] Другие деятели с таким же эпитетом служили государственными чиновниками при Сефевидах и их преемниках. [6] Несколько талышских вождей были одними из первых сторонников Сефевидов, передавших им наместничество в Астаре . [30] которая входила в состав провинции Азербайджана . [31] Губернатор Астары был также известен как хакем (правитель) Талиша, что указывает на то, что Астара была столицей округа. С 1539 года и далее наместничество Астары принадлежало по наследству семье Баяндор-хана Талеша. [31]
Талиш состоял из различных феодальных владений, которые иногда предоставлялись другим эмирам, кроме губернатора Талиша. Например, Мохаммад-хан Торкман в 1586 году получил контроль над рядом феодальных владений в Талыше и Мугане. [31] Позже, в 1684 году, Сафиколи-хан был одним из офицеров, контролировавших Ленкорань , а Хосейн - другим. Тем временем в Ардебиле проживал неназванный губернатор Талиша. [32] Сефевидские шахи (цари) Ирана пытались контролировать местных талышских вождей, подчиняя их послушным чиновникам. Тем не менее, несмотря на свою стратегию централизации, администрация Сефевидов не смогла прекратить местную автономию на Южном Кавказе . [33] Официально местные вожди были не потомственными лордами, а чиновниками, чей ранг признавался королевским фарманом (эдиктом), что на самом деле было признанием их местной автономии. Семейная преемственность вождей привела к появлению династий, которые доминировали в местных делах и стремились укрепить свое влияние всякий раз, когда национальное правительство ослабевало. [33]
Во время упадка правления Сефевидов в начале 18 века лидеры Талышей попытались создать автономные княжества. [33] Во время российского вторжения в Иран жители Талиша вызвались сражаться на стороне сефевидского монарха Тахмаспа II ( годы правления 1722–1732 ). Последний не смог оказать им военную или материальную поддержку; все, что он мог сделать, это дать им неэффективное разрешение, которое позволяло им собирать налоги в Раште . [34] В 1723 году русские и османы договорились разделить между собой северный и западный Иран. [35] Пока прикаспийские провинции находились под контролем России, один из местных лидеров Мир-Аббас-бек, утверждавший себя сейедом ( потомком исламского пророка Мухаммеда ), сотрудничал с русским полководцем Михаилом Матюшкиным . [33] К концу 1735 года было завершено завоевание северного и западного Ирана под руководством иранского военачальника Надера . [36] Именно в этот период он нацелился на трон, поскольку считал, что его кампании стабилизировали страну и принесли ему достаточную известность. 8 марта 1736 года он был коронован новым шахом Ирана, что ознаменовало начало династии Афшаридов . [37]
В Афшариде и Занде Ирана
Мир-Аббас-бек поддерживал отношения с русскими даже после того, как они ушли из Ирана. Чтобы продемонстрировать свою преданность Надир-шаху, он отправил своего сына Джамал ад-Дина в качестве заложника к его двору. Из-за смуглой кожи Джамал ад-Дин получил прозвище Кара («Черный») Бег. Он поднялся на важные посты в армии Надер-шаха, и ему было поручено подавить восстание Калб-Хосейн-бека на юге Талиша в 1744 году. [33] Убийство Надир-шаха в 1747 году привело к расколу его империи; так же, как и другие правители Южного Кавказа, Джамал ад-Дин (сменивший своего отца) зарекомендовал себя как полунезависимый правитель, положив начало Талышскому ханству , которое использовало Лянкяран в качестве своей столицы. [38] Ханство . было типом административной единицы, управляемой наследственным или назначенным правителем, подчинявшимся иранскому правлению Титул правителя был либо бегларбеги , либо хан , что было идентично османскому званию паши . [39] Ханства по-прежнему считались зависимыми от Ирана, даже когда шахам материкового Ирана не хватало власти для обеспечения соблюдения своего правления в этом районе. [40] [41]
Джамал ад-Дин сохранил переписку своего отца с Россией, отправив письмо ее императрице Екатерине II ( годы правления 1762–1796 ), в котором присягал ей на верность и предлагал русским войскам доступ к его владениям. Зандскому . правителю Ирана Карим-хану Занду ( годы правления 1751–1779 ) сообщил об этом Зохраб-бек, один из вельмож Талиша В результате Джамал ад-Дин был отправлен в тюрьму в Ширазе , столице Занда. Карим-хан вскоре изменил свое решение после того, как обнаружил, что Зохраб-бек заключил соглашение со своим соперником Хедаят-Аллах-ханом , правившим Гиляном. [38] Таким образом, Джамал ад-Дин был восстановлен в должности губернатора Талиша и получил титул хана. [30] Уничтожив армию Зохраба и захватив контроль над Улуфом и Даштвандом, Джамал ад-Дин теперь сосредоточил свое внимание на Астаре. Он захватил и убил ее правителя Шоджа ад-Дина, но не смог установить свою власть в Астаре, поскольку город был передан сыну Шоджа ад-Дина Карим-ханом в попытке ограничить власть Джамал ад-Дина. Последний, однако, смог завоевать ряд городов Талиша и получить контроль над большей частью региона. [38]
Заключив мир с Хедаят-Аллах-ханом в 1767 году, Карим-хан утвердил последнего правителем Гилана. В следующем году Хедаят-Аллах Хан начал нападение на Талиш, где победил и захватил Джамал ад-Дина, заключив его в тюрьму в Раште. [38] Затем он назначил сына Джамал ад-Дина Мир-Аскара Бека губернатором Талиша. [30] В 1772 году Джамаль ад-Дин сбежал из тюрьмы и вернулся в Талиш. [38] В 1784 году Талышское ханство подверглось нападению Фатх Али-хана , Кубинского самого могущественного хана на Кавказе. Он сделал Джамал ад-Дина своим вассалом, а также заключил его в тюрьму в Баку . Однако под давлением России Джамал ад-Дин вскоре был освобожден. [42] В 1786 году Джамаль ад-Дин умер, и ему наследовал его сын Мир-Мостафа-хан . [43]
В Каджаре, Иран.
После смерти Фатх-Али-хана в 1789 году Мир-Мостафа получил возможность править более автономно. Однако вскоре возникла новая угроза. После смерти Карим-хана в 1779 году Ага Мохаммад-хан Каджар из династии Каджаров пытался восстановить иранскую империю под своим собственным правлением. [43] Он направил письма с угрозами ханам, установившим связи с Россией, стремясь восстановить иранское господство над приграничными округами. [44] В 1791 году Ага-Мохаммад-хан разграбил Талиш, но подчинить его не сумел. [45]
Ага Мохаммад-хан был готов восстановить иранское правление на юго-восточном Кавказе к лету 1795 года. Его 60 000 солдат, в основном состоящих из кавалерии , двинулись в этот район летом того же года. Первые несколько месяцев Ага Мохаммад-хан потратил на то, чтобы добиться подчинения мусульманских правителей. Мир-Мостафа и два других хана ( Ибрагим Халил-хан и Карабахский Мохаммад -хан Каджар Эриваньский . ) вступили в переписку с русскими, которые дали им надежду, что они смогут победить иранские войска Ираклий также связался с русскими, попросив их о помощи против надвигающегося вторжения. Ага Мохаммад-хан сначала обратил свое внимание на Талиш; 10 000 солдат во главе с Мостафой-ханом Каджаром были отправлены в Талиш, который быстро сдался. [46]
Современный период
В Российской Империи
Россия более или менее открыто проводила политику по освобождению своих недавно завоеванных земель от влияния Ирана. Тем самым российское правительство помогло создать и распространить новую тюркскую идентичность, которая, в отличие от предыдущей, была основана на светских принципах, в частности на общем языке. В результате многие ираноязычные жители будущей Азербайджанской Республики в то время либо начали скрывать свое иранское происхождение, либо подверглись прогрессивной ассимиляции. [5]
В 19 веке произошла миграция талышей на север современной Азербайджанской Республики в поисках работы в нефтяной промышленности и рыболовстве. , продолжают существовать несколько талышских поселений В результате с этого времени на Апшеронском полуострове , в частности в Баку , а также значительная талышская община в Сумгаите . [47]
В Советском Союзе
Талиш был экономически важным регионом для Советского Союза, поскольку поставлял широкий спектр продуктов, включая фрукты, овощи, чай, зерно и мясо. Военная база в Ленкорани, расположенная недалеко от границы с Ираном, была одной из крупнейших на Кавказе. [48]
В ранний советский период существовали талышские средние школы, издавалась газета «Красный талыш» и несколько книг на талышском языке, но к концу 1930-х годов эти школы были закрыты, а талышская идентичность не признавалась в официальной статистике. Талыш классифицируется как «азербайджанец». [49]
Талыши со своей самобытностью и языком испытывали сильное притеснение в Советском Азербайджане . [47] [50] [51] Как и многие другие народы республики, такие как таты и курды , талыши подверглись насильственной ассимиляции со стороны властей Азербайджана. [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Перепись 1939 года показала, что талыши составляют пятую по величине национальную общину в Азербайджанской ССР после азербайджанцев, русских, армян и лезгин, насчитывая 87 510 человек. Однако талышское население республики, по переписи 1959 года, составляло всего 85 особей. Официальное объяснение властей почти полного исчезновения тысяч талышей в этой переписи заключалось в том, что «талыши добровольно и массово идентифицировали себя перед переписчиками как азербайджанцы». [65] В своей книге Криста Гофф документально показывает, что Центральное статистическое управление в Москве планировало включить категорию талышской национальности в перепись 1959 года, но эта категория была исключена в процессе сбора и отчетности по переписи в самом Азербайджане. [66]
Руководство Азербайджанской ССР использовало подтасованные данные переписи населения в советской этнографии, создав нарратив о «добровольной и полной ассимиляции» талышей и о том, что она произошла «естественным образом с течением времени, а не в результате искусственных манипуляций с сообществами меньшинств и их идентификацией». . [67] В дальнейшем последовало производство большого количества энциклопедического, этнографического, лингвистического, историко-географического и другого материала, развивавшего и воспроизводившего нарративы, призванные оправдать национальное «стирание» талышей и укрепить официальный миф об их «добровольной ассимиляции». » Советские этнографы подчеркивали их общие черты в культуре и быту с азербайджанцами и представляли «ассимиляцию» ираноязычных талышей тюркоязычными азербайджанцами как «впечатляющее достижение» советского государства, «этноисторический прогресс». [68] Так, например, в Большой Советской Энциклопедии стало говориться, что «в СССР талыши почти слились с азербайджанцами, которые очень близки по материальной и духовной культуре и поэтому не были выявлены в переписи 1970 года». [69] [70] По мнению исследователей, «вычеркивание» талышей из переписи населения, как и некоторых других народов, было одним из основных способов увеличения «титульного» азербайджанского большинства в республике и его гомогенизации. [71] [72]
Эта политика ассимиляции оказывала большое социальное, политическое и экономическое давление на талышей и на их повседневную жизнь, побуждая их «слиться» с титульной азербайджанской нацией. Например, талыши не могли быть зарегистрированы как представители талышской национальности в официальных документах, а родители не могли записать своих детей в школы с обучением на талышском языке. Некоторые талыши обращались к властям с ходатайствами о своем праве называться талышами в правительственных документах, но все эти просьбы отклонялись властями до 1989 года. Другие, не находя другого выхода, принимали азербайджанское удостоверение личности, чтобы избежать дискриминации в повседневной жизни, поскольку Например, при приеме на работу. Криста Гофф также приводит истории талышей, которые признались, что из-за стигматизации своей национальности, отсутствия у талышей Азербайджана школ, книг и других ресурсов, а также отсутствия каких-либо предпочтений быть талышами, они предпочитали азербайджанское самосознание. -идентификация и азербайджанский язык, даже опасаясь, что их дети могут столкнуться с дискриминацией, если они будут говорить по-азербайджански с талышским акцентом. Представители талышского народа часто усваивали эти ассимиляционные нарративы о себе, которые им рассказывали и которые они находили в энциклопедиях, статьях и других печатных материалах. [73]
С 1960 по 1989 годы талыши не включались в переписи населения как отдельный этнос, поскольку считались частью азербайджанцев (азербайджанских тюрков).
В своей книге Криста Гофф приводит интервью с некоторыми талышами: «Во время этих переписей [с 1959 по 1979 годы] нас никто не спрашивал о нашей национальности или самоидентификации. Переписчики сидели в районной или сельской канцелярии и заполняли национальный состав. населения заранее по указанию сверху. Затем нас попросили заполнить остальные строки». Респонденты также поделились с Гоффом историями о том, как переписчики записывали их как «азербайджанцев», когда они представлялись талышами, и отрицали само существование талышской национальности; Кроме того, при сборе информации для переписи рабочие избегали категорий родного языка и национальности. [74] Во время подготовки материалов к переписи населения 1970 года некоторые этнографы и картографы в Москве выражали сомнение в данных переписи, утверждая, что азербайджанские переписные органы искусственно ассимилировали талышей, чтобы «изобразить свой регион как более этнически более этнически растущий».однородными», а азербайджанцы – «более консолидированными», чем на самом деле. [66]
По мнению Гоффа, чтобы оправдать политику ассимиляции в отношении нетитульных меньшинств, азербайджанские чиновники и ученые с 1950-х годов все чаще стали говорить о «якобы древнем, местном происхождении азербайджанской нации», записывая меньшинства, в том числе талышей, в его история. Таким образом, подчеркивая, что талыши и другие народы Азербайджанской ССР «происходят от того же древнего населения», что и азербайджанцы (азербайджанские тюрки), они пытались выдать «формирование определяемого азербайджанцами советского азербайджанского народа» за «естественный , многовековой процесс, а не результат насильственной ассимиляции, как утверждают некоторые меньшинства». [75]
Лишь в 1989 году талышская этническая принадлежность была возвращена в перепись, насчитывая сразу 21 169 талышей. [76]
В Азербайджанской Республике
Историческое подавление идентичности и неспособность практиковать свою культуру и язык привели талышей к внутреннему самоподавлению. [49] Это затрудняет оценку поддержки любого типа талышского движения. [49] По словам Хемы Котеча, многие талыши опасаются быть связанными с сепаратистской Талыш-Муганской Автономной Республикой , Россией или Арменией , если они признают или пытаются говорить о своих убеждениях в публичной сфере. Страх перед полицией является еще одним фактором этого молчания, хотя поддержка светской демократии и общие азербайджанско-талышские чувства по отношению к Нагорному Карабаху также способствуют этому. [49]
Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» выразило обеспокоенность по поводу ареста Новрузали Мамедова , председателя Талышского культурного центра и главного редактора газеты «Толыши садо» . [77] Согласно интервью правительства США с Хилалом Мамедовым, талышским правозащитником, г-н Мамедов: «Обвинил руководство Азербайджана в тюркском национализме и в стремлении подавить нетюркские меньшинства…. По его словам, руководство Азербайджана стремится свести к минимуму контакты между талышскими общинами Азербайджана и Ирана и превратить Азербайджан в моноэтническое государство». [78]
Национальное талышское движение (НТД) было официально создано в 2007 году талышскими лидерами, находящимися в изгнании в Нидерландах . В состав организации входят те, кто поддерживал Талыш-Муганьскую автономную республику, такие как Аликрам Гумматов , самопровозглашенный президент Талыш-Муганской автономной республики. Движение выступает за создание автономного региона в составе Азербайджана. Он также требует продвижения демократических, культурных и языковых прав всех меньшинств в Азербайджане. [79]
По некоторым данным, правительство Азербайджана также проводит политику насильственной интеграции всех меньшинств, включая талышей, татов и лезгин . [80]
В настоящее время талышская община в Азербайджане страдает от бедности, безработицы и отсутствия базовой инфраструктуры, такой как электричество. [81]
Талыши расселились и в других частях Азербайджанской Республики. Очаги талышей можно найти южнее реки Куры в Билясуварском , Нефтчалинском и Джалилабадском районах. Большое количество талышей также переехало в городские окрестности столицы Баку . В частности, в города Бина и Сумгайыт наблюдается приток талышей. [13]
Язык
Талышский язык — северо-западный иранский язык , входящий в состав татической языковой семьи. Несмотря на отсутствие более старых талышских текстов, считается, что он произошел от древнеазербайджанского , коренного иранского языка иранского Азербайджана. [82] [83]
Талыш имеет три основных диалекта: южные талыши (масали, масулей, шандермани и другие), центральные талыши (асалеми, хаштпари и другие) и северные талыши (на которых говорят в четырех тесно связанных диалектных частях Лерика, Масаллы, Ленкорани, Астары в Азербайджанской Республике и на диалектах Астары, Сайядлара , Визане, а также Анбарана и соседних деревень Ирана). Также существует переходная стадия этих диалектов, например, в Джоу Кандан-э Бозорг , где говорят на переходе от северного к центральному талышам. [84] Лингвист Дональд Стило утверждает, что северный и южный талыши следует рассматривать как отдельные языки так же, как и курдские языки , из-за низкой разборчивости между ними. [85]
Литература
древнеазербайджанские четверостишия Сафи-ад-дина Ардабили. Разновидностью Талыша считаются [86] Есть еще два сборника стихов Средневековья , которые обычно считаются Гилаки , хотя иногда и как Талыш; катрены писателя XIII века Сайеда Шарифа ад-Дина, также известного как Шарафшах Дулы или Дулаба (т.е. Талишдула[b]); и стихи Касим-и Анвара , [87] живший в 14-15 веках. [88]
Культура и религия
Кампания Сефевидов по шиитскому прозелитизму в Талише осталась незавершенной из-за гористого и отдаленного расположения этого района. По этой причине значительная часть талышей в Иране и Азербайджанской Республике являются приверженцами суннитского ислама . Большинство талышей иранской части Талиша — сунниты и приверженцы ордена Накшбанди . С другой стороны, большинство талышей в азербайджанской части Талиша являются шиитами, за исключением примерно двадцати четырех горных сел. [6]
Несмотря на то, что талыши как в Иране, так и в Азербайджане имеют ярко выраженную иранскую идентичность, ее значение в Азербайджане значительно выше. Их идентичность в Азербайджане построена на конфликте между иранцами и турками. [89] У них развилось сильное чувство самоидентификации в результате постоянного несправедливого обращения со стороны Азербайджана. [28] Одной из основных движущих сил растущей иранской идентичности талышей в Азербайджане стал рост пантюркистской идеологии в стране после советской эпохи. [4] Идентичность талышей в Азербайджане значительно выросла за последние несколько десятилетий. Даже после упразднения Талыш-Муганской Автономной Республики талыши в Азербайджане и российская диаспора твердо верят в возможность независимого Талышского государства. [90]
Между тем, среди талышей Ирана поиск иранских предков среди коренных народов Южного Каспия является существенным признаком их иранскости. [89]
Демография
Тема численности талышей относится к числу наиболее сложных направлений исследований. По разным причинам точная статистика по популяции талышей в Иране и Азербайджанской Республике недоступна. Об этом свидетельствуют официальные данные о талышах и других этнических меньшинствах в Азербайджанской Республике. [91] По переписи населения, проведенной Российской Империей в 1894 году, на территории, соответствующей юго-западной части позднейшей Азербайджанской Республики, проживало 88 499 талышей. Однако в советское время численность талышей стала преуменьшаться из-за плана «расширения титульных наций». [4]
проживало 77 300 талышей По данным советской переписи населения, проведенной в 1926 году, в Азербайджанской ССР в то время . По данным советской переписи 1937 года, население Талышей увеличилось до 99 200 человек. Однако советская перепись 1939 года утверждает, что население Талышей сократилось до 87 500 человек. По данным советской переписи 1959 года, численность талышей сократилась еще больше и теперь насчитывает восемьдесят пять человек. Талыши не включены ни в одну советскую перепись населения 1970 и 1979 годов. [91] Однако в эпоху гласности советского лидера Михаила Горбачева талыши снова внезапно появляются в количестве 21 200 человек в переписи населения Азербайджанской Советской Республики 1989 года, последней переписи советской эпохи. [92]
По данным официальной переписи населения Азербайджанской Республики 1999 года, численность талышей в Азербайджанской Республике составляла 76 тысяч человек. [93]
Талышские националисты всегда утверждали, что численность талышей в Азербайджане существенно превышает официальную статистику. [94] [95] По неофициальной статистике, в Азербайджане проживает от 200 000 до 300 000 талышей. [94] [95] Некоторые утверждают, что численность талышей, населяющих южные районы Азербайджана, составляет 600 тысяч человек. [49] Число говорящих на талышском языке в Азербайджанской Республике в 2003 году оценивалось как минимум в 400 000 человек. [96]
По мнению шведского евразийца Сванте Э. Корнелла, правительство Азербайджана отрицает утверждение лезгин о том, что численность лезгин во много раз превышает официальные цифры, но в частном порядке многие азербайджанцы признают тот факт, что лезгины – в данном случае талыши или курдское население Азербайджана – значительно превышает официальную цифру. [97]
Получить точную статистику сложно из-за отсутствия надежных источников, смешанных браков и упадка талышского языка. [98] [99]
Талыши – этническая группа, переживающая самые высокие темпы роста в современном Азербайджане. [100]
Генетика
Что касается их NRY - Y-ДНК гаплогрупп , талыши демонстрируют заметное сходство с Ближним Востоком, при этом гаплогруппа J2 , связанная с появлением и распространением сельского хозяйства на неолитическом Ближнем Востоке , обнаружена более чем у 25% выборки. [101] Другая отцовская линия, гаплогруппа R1 , также варьируется от 1/4 до 1/2, в то время как R1a1 , маркер, связанный с восточными , включающий индоиранские народы Центральной Южной / индоевропейцами Евразии , достигает лишь менее 5% вместе с гаплогруппой G. [101]
См. также
Примечания
Ссылки
- ^ Arakelova 2022 , p. 411.
- ^ Стиль 2015 , стр. 414–415.
- ^ Arakelova 2022 , p. 410.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тер-Абраамян 2005 , с. 122.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тер-Абраамян 2005 , с. 121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Асатрян и Борджиан 2005 , с. 44.
- ^ Arakelova 2022 , pp. 413–414.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Стоукс 2009 , с. 682.
- ^ Уильямс 2020 , с. 1016.
- ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: СЗ . Издательская группа Гринвуд . п. 1837. ISBN 978-0-313-32384-3 .
- ^ «ОНПО: Талыш» . unpo.org . Организация непредставленных наций и народов . Проверено 8 февраля 2024 г.
В основном сосредоточены на юге Азербайджана и северо-западе Ирана, с крупным населенным пунктом в городе Ленкорань.
- ^ «Ленкорань» . Электронная энциклопедия Колумбии . Издательство Колумбийского университета . 2000 . Проверено 8 февраля 2024 г.
Его жители в основном талыши, ираноязычные люди, являющиеся мусульманами-шиитами.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Клифтон и др. 2005 , с. 3.
- ^ Уильямс 2020 , с. 1018: «Этот переход к урбанизации можно увидеть в данных о численности населения Ленкорани, куда с начала 1980-х годов мигрировало большое количество талышей. Действительно, по данным 2000 года, талышское население Ленкорани составляло сорок восемь тысяч человек».
- ^ Оллнатт, Люк (1 октября 2007 г.). «Азербайджан: борьба за формирование ислама» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 8 февраля 2024 г.
Расположенный всего в нескольких километрах от иранской границы юго-восточный город Ланкоран имеет тесные связи с Ираном. Население Ланкорани в основном талыши, лингвистически и этнически схожие с персами.
- ^ Асатрян и Борджиан 2005 , с. 45.
- ^ Kotecha 2006 , Краткое содержание: «… (но население с самыми большими темпами роста в стране)».
- ^ Уильямс 2020 , стр. 1015–1018.
- ^ Легендарные сказания о продолжительности жизни в Азербайджане // Географ . — 2022.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Асатрян и Борджиан 2005 , с. 43.
- ^ Arakelova 2022 , pp. 408.
- ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: СЗ . Издательская группа Гринвуд . п. 1837. ISBN 978-0-313-32384-3 .
- ^ «ОНПО: Талыш» . unpo.org . Организация непредставленных наций и народов . Проверено 9 марта 2024 г.
В основном сосредоточены на юге Азербайджана и северо-западе Ирана, с крупным населенным пунктом в городе Ленкорань.
- ^ «Ленкорань» . Электронная энциклопедия Колумбии . Издательство Колумбийского университета . 2000 . Проверено 8 февраля 2024 г.
Его жители в основном талыши, ираноязычные люди, являющиеся мусульманами-шиитами.
- ^ Уильямс 2020 , с. 1018: «Этот переход к урбанизации можно увидеть в данных о численности населения Ленкорани, куда с начала 1980-х годов мигрировало большое количество талышей. Действительно, по данным 2000 года, талышское население Ленкорани составляло сорок восемь тысяч человек».
- ^ Оллнатт, Люк (1 октября 2007 г.). «Азербайджан: борьба за формирование ислама» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 8 февраля 2024 г.
Расположенный всего в нескольких километрах от иранской границы юго-восточный город Ланкоран имеет тесные связи с Ираном. Население Ланкорани в основном талыши, лингвистически и этнически схожие с персами.
- ^ Асатрян и Борджиан 2005 , стр. 43–44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асатрян и Борджиан 2005 , с. 46.
- ^ Фрай 1984 , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бурнутиан 2021 , стр. 255.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Этаж 2008 , с. 149.
- ^ Этаж 2008 , стр. 149–150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шахвар и Абрамов 2018 , с. 27.
- ^ Арёманд 2022 , с. 44.
- ^ Арджоманд 2022 , с. 152.
- ^ Эксворси 2006 , с. 155.
- ^ Такер 2006 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шахвар и Абрамов 2018 , с. 28.
- ^ Бурнутиан 1976 , стр. 23.
- ^ Борноутиан 2016a , стр. xvii.
- ^ Хэмбли 1991 , стр. 145–146.
- ^ Шахвар и Абрамов 2018 , стр. 28–29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахвар и Абрамов 2018 , с. 29.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 262.
- ^ Шахвар и Абрамов 2018 , с. 30.
- ^ Бехруз 2023 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Котеча 2006 , с. 33.
- ^ Клифтон и др. 2005 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Котеча, Хема. «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность». Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine , отчет ОБСЕ, Баку, июль 2006 г.
- ^ Фард, Басири и Яздани 2019 , с. 190.
- ^ Клифтон и др. 2005 , с. 32: «Они также испытали радикальные изменения в языковой политике при Сталине, во время которых на меньшинства и использование ими языка оказывалось крайнее давление».
- ^ Шлапентох Владимир ; Сендич, Мунир; Пайин, Эмиль [на русском языке] (2016). Новая русская диаспора: русские меньшинства в бывших советских республиках . Рутледж . дои : 10.4324/9781315484136 . ISBN 9781315484136 .
Примечательно, что политику дискриминации меньшинств в республиках местные национальные лидеры проводили еще до распада СССР. Так, например, в Узбекистане на протяжении всего послевоенного периода проводилась политика «узбекизации» таджиков (особенно в Самарканде и прилегающих районах, где таджики были вынуждены регистрироваться в официальных документах как узбеки). В Азербайджане талыши пострадали от насильственной ассимиляции , и такая же политика проводилась в толерантной Латвии по отношению к ливонцам.
- ^ Колга и др. 2001 г. , ТАЛЫШИ (ИЛИ ТАЛИШИ): «В течение последних десятилетий талыши подвергались значительному давлению со стороны администрации Азербайджанской ССР , целью которой было объединение всех меньшинств в республике в один единый азербайджанский народ. Эта политика была относительно легко действовать с народами исламской веры, поскольку они были просто провозглашены этнической группой азербайджанского народа. Это подтверждается политикой переписи населения, которая просто оставила незарегистрированными несколько меньшинств, говорящих на разных языках. переписи не упоминают талышей».
- ^ Колга и др. 2001 , ТАТС: «Процесс ускорился в последние годы, однако, когда скрытая, но целенаправленная ассимиляция всех меньшинств, проживающих на территории республики, стала целью и политикой Азербайджанской ССР . Это иллюстрирует, например, Постоянное подчеркивание общности истории и близости культуры (даже в научных публикациях) Предупреждением служит ситуация, сложившаяся вокруг армян в Нагорно-Карабахском регионе. Следует, однако, отметить, что таты проживают в Иране. Иранцы также приняли официальную политику формирования унитарной нации».
- ^ Колга и др. 2001 , КУРДЫ: «Курдская идентичность находится под наибольшей угрозой в Азербайджане. В последние десятилетия власти Азербайджана пытаются ассимилировать все этнические меньшинства . При отсутствии религиозных различий им это удалось. Курдский язык официально не используется, и во время переписи населения курды были записаны как азербайджанцы».
- ^ Креенбрук, Филип Г .; Сперл, Стефан, ред. (2005). Курды: современный обзор . Тейлор и Фрэнсис . стр. 160–161. ISBN 9781134907663 .
Турция и Азербайджан не только проводили идентичную политику, но и использовали одинаковые методы, например, принудительную ассимиляцию, манипулирование численностью населения, расселение некурдов в районах с преимущественно курдским населением, подавление публикаций и отмену курдского языка как средства обучения в школах . Использовалась и знакомая советская методика…
- ^ Сигельбаум, Льюис Х .; Мок, Лесли Пейдж (2023). Создание национальных диаспор: миграции советской эпохи и постсоветские последствия . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781009371858 .
В то время как таты, персоязычный народ, подверглись насильственной ассимиляции в азербайджанскую национальность, курды подверглись как принудительной ассимиляции , так и депортации в 1937 году в Казахстан.
- ^ Минахан, Джеймс (2004). Разнообразные народы бывшего Советского Союза: Справочник . Академик Блумсбери . п. 303. ИСБН 9781576078235 .
Как и другие кавказские народы , талыши азербайджанские должны были ассимилироваться не с русской культурой, а с более широкой азербайджанской культурой .
- ^ Гаджиев К. С. [in Russian] (2010). Кавказский узел в геополитических приоритетах России . М.: Логос. p. 260. ISBN 978-5-98704-460-5 .
Более того, власти проводили откровенную политику принудительной ассимиляции нетюркских национальных меньшинств: лезгин, курдов, аварцев, цахуров, лакцев, талышей .
- ^ Шнирельман В. А. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье ( 2000 экз ed.). М.: Академкнига . p. 118. ISBN 5-94628-118-6 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите )В годы советской власти талыши подвергались усиленной азербайджанизации , что создавало у них сепаратистские настроения.
- ^ Альтштадт, Одри Л. (2017). Разочарованная демократия в постсоветском Азербайджане . Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231801416 .
В советский период талыши в частном порядке говорили о своей отдельной идентичности и языке, но официально они были почти ассимилированы с азербайджанским большинством. Негодование действительно сохранялось под поверхностью - со стороны талышей из-за ассимиляции, являвшейся частью советской политики 1930-х годов, и с азербайджанской стороны из-за того, что в 1970-х годах в бакинских полицейских органах считалось, что талыши размножились.
- ^ Петерсен, Александрос (2016). Интеграция в энергетике и транспорте: Азербайджан, Грузия и Турция . Лексингтонские книги . п. 96. ИСБН 9781498525541 .
В Азербайджане талыши , персоязычный народ на юге, возмущались погружением в азербайджано-тюркскую культуру языкового образования , особенно учитывая советскую политику , которая вынуждала выбирать между азербайджанским (языком автономной республики) и русским языком. без учета языков меньшинств. Лезгины , дагестанская группа на севере Азербайджана, были похожими , но их опасения выражались менее открыто.
- ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН 9781350136793 .
В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по советской переписи 1939 года, по переписи 1959 года сократилось до всего лишь восьмидесяти пяти человек
. - ^ Гофф 2021 , стр. 136, 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гофф 2021 , с. 136.
- ^ Гофф 2021 , стр. 144–145.
- ^ Гофф 2021 , стр. 166–170.
- ^ Гофф 2021 , стр. 169–170.
- ^ "Талыши" ( Большая советская энциклопедия ed.). М.: Советская энциклопедия. Archived from the original on 21 October 2011.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )«В СССР Т. почти слились с азербайджанцами, которым очень близки по материальной и духовной культуре, поэтому не выделены в переписи 1970».
- ^ Гофф 2021 , стр. 109, 133–136.
- ^ О'Киф, Бриджит (2022). Многонациональный Советский Союз и его распад . Издательство Блумсбери . п. 88. ИСБН 9781350136793 .
В послевоенном Азербайджане республиканские лидеры агрессивно двигались к полной национализации своей республики – чтобы создать Азербайджан для азербайджанцев и в первую очередь из азербайджанцев . В школах азербайджанский язык имел преимущество перед всеми другими нерусскими языками, на которых говорили народы Азербайджана. Ожидалось, что все, кто жил в Азербайджане, ассимилируются с языком и культурой титульных азербайджанцев. Тем временем азербайджанские переписчики статистически «ассимилировали» группы меньшинств с азербайджанским большинством, лишая их возможности идентифицировать себя как принадлежащие к какой-либо другой этнической группе . В результате такого манипулирования результатами переписи населения с целью статистической гомогенизации Азербайджана талышское население Азербайджана, насчитывавшее 87 510 человек по советской переписи 1939 года, по переписи 1959 года сократилось до всего лишь восьмидесяти пяти человек
. - ^ Гофф 2021 , стр. 140–141, 145.
- ^ Гофф 2021 , с. 136—137.
- ^ Гофф 2021 , с. 115.
- ^ Гофф 2021 , с. 176.
- ^ «Власти Азербайджана обвинены в дискриминации этнических меньшинств» . ХРИ . Греческая сеть ресурсов. 7 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2018 г. . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Власти Азербайджана обвиняются в дискриминации этнических меньшинств», Лента новостей , РСЕ/РС, 20 февраля 2007 г.
- ^ «Талыш» . Организация непредставленных наций и народов (ОНН). 18 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Полстон, Кристина Брэтт. Пекхэм, Дональд. «Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе», Вопросы многоязычия . ISBN 1-85359-416-4 , стр.106.
- ^ Котеча 2006 , с. 34.
- ^ Асатрян и Борджиан 2005 , с. 51.
- ^ Стиль 2015 , с. 411.
- ^ Стиль 2015 , с. 419.
- ^ Стиль 2015 , с. 412.
- ^ Асатрян и Борджиан 2005 , стр. 51, 55.
- ^ Асатрян и Борджиан 2005 , с. 55.
- ^ Пикантный 1978 , с. 721.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Arakelova 2022 , p. 412.
- ^ Arakelova 2022 , p. 416.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Arakelova 2022 , p. 409.
- ^ Arakelova 2022 , p. 409–410.
- ^ Умудлу, И. «Азербайджан сохранил имидж своей «уникальной страны» из-за этнического состава населения» , Айна (азербайджанская газета), 16 марта 2001 г. Переведено и размещено в Интернете Джастином Берком в «Азербайджанском ежедневном дайджесте» , Eurasianet.org, 23. Март 2001 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б КРИА. «CRIA «Вдохновленные из-за границы: внешние источники сепаратизма в Азербайджане» . cria-online.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 17 октября 2015 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Минахан, Джеймс. Религия большинства талышей : Одна Европа, множество наций: Исторический словарь европейских национальных групп , Гринвуд, 2000, ISBN 0-313-30984-1 , ISBN 978-0-313-30984-7 , стр.674.
- ^ Тиссен, Кэлвин Ф. «Позитивная ориентация на народный язык среди талышей Сумгайыта». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Archive-It , дипломная работа, Университет Северной Дакоты, Гранд-Форкс, Северная Дакота, 2003 г.
- ^ Корнелл, Сванте Э. Малые нации и великие державы . Рутледж (Великобритания), 2001 г. ISBN 0-7007-1162-7 , стр.269.
- ^ «Обвинение в нарушении прав меньшинств в Азербайджане» . Мойка профиля . Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Талыш: редактор арестован» . Организация непредставленных наций и народов . 8 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г. Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ Kotecha 2006 , Краткое содержание: «… (но население с самыми большими темпами роста в стране)».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Насидзе И., Куинке Д. и др. (2009). «Вариации мтДНК и Y-хромосомы у талышей Ирана и Азербайджана». Американский журнал физической антропологии 138 (1): 82–9.
Источники
- Эксуорси, Майкл (2006). Меч Персии: Надир-шах: от воина племени до тирана-победителя . ИБТаурис. ISBN 978-1850437062 .
- Аракелова, Виктория (2022). «Талиши на противоположных берегах реки Аракс: проблемы идентичности». Иран и Кавказ . 26 (4). Брилл : 407–417. дои : 10.1163/1573384X-20220406 . S2CID 254393164 .
- Арджоманд, Саид Амир Арджоманд (2022). Революции конца времени: апокалипсис, революция и реакция в персидском мире . Брилл. ISBN 978-90-04-51715-8 .
- Асатрян, Гарник ; Борджиан, Хабиб (2005). «Талиш и талиши (Состояние исследований)». Иран и Кавказ . 9 (1). Брилл: 43–72. дои : 10.1163/1573384054068169 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Бурнутиан, Джордж (1976). Ереванское ханство под властью Каджара: 1795–1828 гг . Калифорнийский университет. ISBN 978-0-939214-18-1 .
- Бурнутян, Джордж (2016a). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. ISBN 978-1-909724-80-8 .
- Бурнутян, Джордж (2021). От Кура до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и первая русско-иранская война, 1801–1813 гг . Брилл. ISBN 978-9004445154 .
- Клифтон, Джон; Тиссен, Кальвин; Декинга, Габриэла; Лухт, Лаура (2005), Социолингвистическая ситуация талышей в Азербайджане
- Фард, Фахиме Хансари; Басири, Мохаммед Али; Яздани, Энаятолла (2019). «Этнический торг и сепаратизм на Южном Кавказе». Регион . 8 (2): 173–196. дои : 10.1353/reg.2019.0011 . JSTOR 26899264 . S2CID 214442905 . ( требуется регистрация )
- Флор, Виллем (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-1933823232 .
- Фрай, Р.Н. (1984). История Древнего Ирана . Ч. Бек. ISBN 9783406093975 .
- Хэмбли, Гэвин Р.Г. (1991). «Иран во время правления Фатх Али-шаха и Мухаммад-шаха». В Эйвери, Питер ; Хэмбли, Гэвин Р.Г.; Мелвилл, Чарльз Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 7: От Надир-шаха до Исламской Республики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 144–173. ISBN 0-521-20095-4 .
- Гофф, Криста А. (2021). Вложенный национализм: создание и разрушение наций на советском Кавказе . Итака, штат Нью-Йорк: факты в архиве . ISBN 9781501753275 .
- Колга, Маргус ; Тынурист, Игорь ; Бесплатно, Лембит [на эстонском языке] ; Вийкберг, Юри [на эстонском языке] (2001). Красная книга народов Российской империи . Институт эстонского языка .
- Котеча, Хема (2006). «Исламская и этническая идентичность в Азербайджане: новые тенденции и напряженность» . сайт ОБСЕ . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе .
- Савори, РМ (1978). «Хасим-и Анвар» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 721–722. OCLC 758278456 .
- Шахвар, Соли [на персидском языке] ; Абрамов, Эмиль (2018). «Хан, шах и царь: Талешское ханство между Ираном и Россией». В Матти, Руди; Андреева, Елена (ред.). Русские в Иране: дипломатия и власть в эпоху Каджара и за ее пределами . Лондон: IB Tauris . стр. 24–48. ISBN 978-1-78673-336-8 .
- Стило, Дональд (2015). «Полигенетические истоки северного талышского языка». В Асатряне, Гарник (ред.). Исследования по Ирану и Кавказу . Брилл. стр. 411–453. ISBN 978-90-04-30206-8 .
- Стоукс, Джейми, изд. (2009). «Талыш (Талиши)». Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . исторические консультанты: Горман, Энтони; Ньюман, Эндрю . Нью-Йорк: факты в архиве . п. 682. ИСБН 9781438126760 .
- Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52158-336-7 .
- Тер-Абрахамян, Грант (2005). «О формировании национальной идентичности талишов в Азербайджанской Республике». Иран и Кавказ . 9 (1). Брилл: 121–144. дои : 10.1163/1573384054068132 .
- Такер, Эрнест (2006). «Надер Шах» . Энциклопедия Ираника .
- Уильямс, Виктория Р. (2020). «Талыш». Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 9781440861185 .