Ассирийцы в Иране
ܐܬܘܪܝܐ ܕܐܝܼܪܵܢ ( Syriac ) | |
---|---|
![]() ![]() | |
Иранские ассирийцы из Урмии , Иран. | |
Общая численность населения | |
20,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Неоарамейский и персидский | |
Религия | |
Сирийское христианство |
Ассирийцы в Иране ( сирийский : ) ����������������������������������; персидский : آشوریان ایران , или иранские ассирийцы , являются этническим и языковым меньшинством в современном Иране . Ассирийцы принадлежащими Ирана говорят на ассирийском неоарамейском языке , неоарамейском языке, произошедшем от восточных диалектов старого арамейского языка с элементами аккадского языка , и являются христианами восточного обряда, в основном к Ассирийской церкви Востока , а также к Древней церкви. Востока , Ассирийская пятидесятническая церковь , Халдейская католическая церковь и Ассирийская евангелическая церковь . [2]
У них общая история и этническая идентичность, основанная на общих языковых, культурных и религиозных традициях, с ассирийцами в Ираке , ассирийцами в Турции и ассирийцами в Сирии , а также с ассирийской диаспорой . [2]
До Исламской революции 1979 года ассирийская община в Иране насчитывала около 200 000 человек. [3] проживало около 50 000 ассирийцев В 1987 году в Тегеране . [4] Однако после революции многие ассирийцы покинули страну, прежде всего в США; Иранская перепись 1996 года насчитала всего 32 000 ассирийцев. [5] По текущим оценкам, численность ассирийского населения в Иране включает 7000 членов Ассирийской церкви Востока и Халдейской католической церкви, а также менее 10 000 членов Ассирийской евангелической церкви. [6]
Столица Ирана Тегеран является домом для большинства иранских ассирийцев; однако около 15 000 ассирийцев проживают в северном Иране, в Урмии и различных ассирийских деревнях в окрестностях. [2] Следует отметить, что среди ассирийской диаспоры ассирийцы, проживающие в Калифорнии и России, как правило, являются выходцами из Ирана . [7]
Конституция Исламской Республики Иран , ратифицированная в 1979 году, признает ассирийцев религиозным меньшинством и этническим меньшинством и оставляет за ними одно место в Исламской консультативной ассамблее — иранском парламенте. [8] По состоянию на 2004 год [update]Это место занял Йонатан Бетколия , который был избран в 2000 году и переизбран на выборах в законодательные органы 2004 года . [ нужна ссылка ]
По оценкам, в 2010 году в историческом центре города Урмия осталось всего около 5000 ассирийцев. [9]
История
[ редактировать ]
Ассирийское присутствие в Иране насчитывает 4000 лет, в древние времена, а Ассирия была вовлечена в историю Древнего Ирана еще до прибытия современных иранских народов в этот регион примерно в 1000 году до нашей эры. Во времена Старой Ассирийской империи (ок. 2025–1750 гг. до н. э.) и Среднеассирийской империи (1365–1020 гг. до н. э.) ассирийцы правили частями доиранского северного и западного Ирана. Неоассирийская империя (911-605 до н.э.) видела, как Ассирия завоевала иранских персов , мидийцев и парфян в свою империю вместе с древними доиранскими эламитами , касситами , маннеями и гутиями , а также иранскими киммерийцами и Малой Азии скифами . Кавказа . [10] Родина ассирийцев в Иране традиционно располагалась вдоль западного берега озера Урмия от района Салмас до равнины Урмия. [11]
После падения Ассирии между 612 и 599 годами до нашей эры, после десятилетий гражданской войны, за которой последовало нападение союза бывших подвластных народов; мидяне персы , ( , вавилоняне , халдеи , скифы и киммерийцы , ее народ стал неотъемлемой частью империи Ахеменидов как и сама Ассирия ), занимая важные военные, гражданские и экономические позиции, и персы-ахемениды, проведя столетия под ассирийским господством , находились под сильным влиянием ассирийского искусства и архитектуры, строили свою империю по ассирийскому образцу и считали себя преемниками великих ассирийских царей. Согласно свидетельствам, ассирийцы все еще существовали на северо-западе региона во времена Парфянской империи (160 г. до н.э. – 223 г. н.э.) и империи Сасанидов (224–650 гг. н.э.), а также на протяжении всего средневековья , где семья врачей Бухтишу содержалась в большое уважение со стороны персидских царей.
На момент переписи 1976 года в Иране проживало около 200 000 ассирийцев. [11] Многие эмигрировали после революции 1979 года, но, по оценкам, по крайней мере 50 000 человек все еще находились в Иране в 1987 году.
В 1900 году ассирийцы насчитывали более 76 000 человек на северо-западе Ирана, составляя более четверти населения азербайджанской провинции и составляли крупнейшее немусульманское большинство в Урмии . Из 300 деревень вокруг Урмии 60 были исключительно ассирийскими, а 60 были смешанными деревнями с ассирийскими, армянскими и азербайджанскими общинами. к западу от озера Урмия было зарегистрировано более 115 ассирийских деревень. Тем не менее, до 1918 года [10]

Во время ассирийского геноцида , который имел место во время Первой мировой войны , Османская армия вместе с союзными курдскими и арабскими ополченцами вдоль персидско-турецкой и персидско-иракской границы осуществила религиозно и этнически мотивированные массовые убийства и депортации безоружных ассирийских мирных жителей (и армян ). как в горах, так и на богатых равнинах, в результате чего погибло не менее 300 000 ассирийцев. [12] Говорят, что этот геноцид, начавшийся в 1914 году, начался с объявления османами «джихада», очевидно, основанного исключительно на их этнических и религиозных различиях с ассирийцами из-за их веры в христианство, но на самом деле существовало стремление расширить свою «священную война» за пределы ассирийских территорий, чтобы распространить свое османское влияние. [13]
Османы уже устроили резню нескольких ассирийских племен с 1843 по 1845 год с целью захватить земли их предков и сделать их частью Османской империи. Этими племенами были, в частности, Тияри, Тхума, Джилу и Баз, которые отказались от османского командования. По данным британских советов, только за это время было убито 10 000 ассирийцев. Женщины и дети были взяты в плен, а ассирийские лидеры были изгнаны из османских войск. Ассирийцы чувствовали себя вынужденными принять, например, католицизм или православие, чтобы получить помощь от русских, французов или британцев. [13]
Только в 1914 году они напали на десятки деревень и прогнали всех жителей округа Гавар . Ассирийцы защищались и какое-то время успешно отражали дальнейшие атаки под предводительством Аги Петроса , захватив контроль над большей частью региона Урмия и при этом разгромив османские силы и их курдских и арабских союзников. Однако нехватка боеприпасов и припасов, главным образом из-за выхода России из войны, а также крах союзных армянских войск привели к их падению. Ассирийцы, численно превосходящие их численностью, окруженные, лишенные снабжения и отрезанные, подверглись ужасной резне. К ним относятся депортации ассирийцев вблизи османско-персидской границы в январе 1915 года, а также вторжение нескольких ассирийских племен, обитавших в горах Хаккари. В 1840-х годах этот район уже перенес многочисленные массовые убийства. [13]
К лету 1918 года почти все оставшиеся в живых ассирийцы бежали в Тегеран или в существующие ассирийские общины или лагеря беженцев в Ираке, такие как Бакуба . Местные курды и арабы воспользовались возможностью последнего этапа Первой мировой войны, чтобы грабить ассирийские дома, убивать мирных жителей и оставлять тех, кто остался без средств к существованию. Критическое убийство, посеявшее панику в ассирийской общине, произошло, когда курдские ополченцы под командованием Аги Исмаила Симко убили патриарха Шимуна XIX Биньямина 3 марта 1918 года под предлогом приглашения его на переговоры, хотя ассирийский лидер Малик Хошаба потребовал отомстить Симко, напав на его цитадель и разграбив ее, вынудив курдского лидера бежать, спасая свою жизнь. [11]
Религиозные общины
[ редактировать ]
Большинство ассирийцев в Иране являются последователями Ассирийской церкви Востока , а меньшинство в 3900 человек следует за халдейской католической церковью . [14] Некоторые также следуют протестантским конфессиям, таким как Ассирийская евангелическая церковь , Ассирийская пятидесятническая церковь и, возможно, русское православие из-за Русской духовной миссии в Урмии в 1900-х годах.
Распределение
[ редактировать ]- Урмия ( сирийский : ����������������) :
- Абаджалу , Абдулканди , Аде (������), Алиабад , Алиавач , Аликуми , Алькайе , Анхар , Ардишай , Армутагай , Бабаруд , Бадельбу , Бадики Балануш , Балу , Борашан , Чамаки , Чамашаджан , Чарагуши Чарбахш , , [ но ] ) , Дарбарут , Дигала ( Дигала [ но ] ) . араджалу , Diszgeri, Gawilan, Geogtapa, Lower Gniza, Upper Gniza, Gulpashin/Gulpashan, Gowzgavand, Hesar Babaganja, Ikiaghaj, Iryawa, Jamlawa, Khanishan, Kosi, Lulpa, Mushawa, Nazlu, Piqabaklu, Qala, Qara-Aghaj, , КАРГОЗ, КАСЕМЛУ , КЕЗЕЛЬ Ашук , Куртапа , Саатлу , САЙНАБАД , Сангар , САРАЛАН , Сардаруд , Ширабад (������������), Сир , Сопурган , Така , Тармани , Тазаканд , Урмия , Вазирабад , ЯгмираУу , Енги Джа , Зумалан (������������������).
- Маргавар :
- Таргавар ( сирийский : ��������������) :
- Добавьте Барадуста :
- Салмас ( сирийский : ������������������) ::
Церкви
[ редактировать ]

- Церковь Святой Марии (Марти Марьям) – Урмия
- Собор Святой Марии - Урмия
- Церковь Св. Кириака - Урмия
- Св. Дэниел Чёрч ( фа ) - Да
- Церковь Св. Иоанна - Аде - 1901 г.
- Св. Церковь Петра и Павла - Келисаканди
- Церковь Св. Георгия ( фа ) - Сопурган
- Св. Церковь Петра ( внизу ) – арабский
- Церковь Св. Саркиса - Сэр
- Церковь Св. Георгия ( фа ) - Гулпашан
- Церковь Святого Иоанна - Гавилан
- Церковь Святой Марии ( фа ) – Мавана
- Церковь Св. Фомы - Балоулан
- Ассирийская пятидесятническая церковь – Керманшах – 1955 г.
- Церковь Св. Иосифа (Мар Йозеп) – Тегеран (ул. Форсат) – 1950 г.
- Св. Церковь Фомы (Мар Тома) ( фа ) – Тегеран ( Амирабад ) – 1967 г.
Знаменитые ассирийцы из Ирана
[ редактировать ]- Ганнибал Алхас, поэт и художник
- Андре Агасси — ассирийско-армянский теннисист.
- Эвин Агасси , музыкальный исполнитель
- Майк Агасси , олимпийский боксер и отец Андре Агасси
- Рамона Амири , Мисс Мира Канада 2005
- Ашшурбанипал Бабилла , актёр, театральный режиссёр, драматург и художник.
- Стивен Бейташур , MLS игрок
- Патрик Бет-Дэвид, предприниматель, автор и ютубер
- Джордж Бит Атанус разработал нынешний ассирийский флаг в 1968 году.
- Семья Бухтишу , знаменитые врачи средневековья.
- Бенейл Дариуш , боец ММА
- Джек Дуглас , телеведущий
- Эпрайм Эшаг , член колледжа Уодэм, Оксфорд
- Александр Л. Джордж , почетный профессор политологии Грэма Х. Стюарта Стэнфордского университета
- Мар Юханнан Семаан Иссаи , архиепископ Ассиро-Халдейского митрополита Тегерана
- Джордж Малек-Йонан добился места в иранском парламенте для ассирийцев.
- Рози Малек-Йонан , актриса, писательница и активистка
- Юнан Нозарадан , ассирийско-американский врач и телеведущий (« Моя жизнь весом 600 фунтов »)
- Эндрю Дэвид Уршан , евангелист и писатель
См. также
[ редактировать ]- Христиане в Иране
- Этнические меньшинства в Иране
- Список ассирийских поселений
- Религиозные меньшинства в Иране
- Русская Духовная Миссия в Урмии
- Да'тид Бахрана
- Урмия Орточета
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Иран» . Отчет Госдепартамента США о международной религиозной свободе за 2018 год: Иран.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хоогланд (2008) , стр. 100–101.
- ^ «Иран: Институт ассирийской политики» . Ассирийский политический институт . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «АССИРИЙЦЫ В ИРАНЕ i. Ассирийская община (- Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Проверено 20 мая 2020 г. ).
- ^ Хоогланд (2008) , стр. 100–101, 295.
- ^ «Иран» . Государственный департамент США . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Нисан, Мордехай (2015). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения, 2-е изд . МакФарланд. п. 191. ИСБН 9780786451333 .
- ^ Хоогланд (2008) , стр. 128–129.
- ^ Николас аль-Джелоо, Свидетельства в камне и дереве: ассирийско-сирийская история и наследие региона Урмия в Иране. Parole de l'Orient 35 (2010), стр. 1–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Расселение в диаспоре: история ассирийцев Урмии в Соединенных Штатах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2018 г. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иран: страновое исследование Федерального исследовательского отдела - стр. 128
- ^ Дэвид Гонт, «Ассирийский геноцид 1915 года» , Ассирийский исследовательский центр геноцида , 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Трэвис, Ганнибал (2011). «Ассирийский геноцид, история забвения и отрицания». Забытые геноциды: забвение, отрицание и память . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 125.
- ^ По состоянию на 2014 год, если объединить население всей иранской епархии, насчитывается 3900 последователей http://www.catholic-hierarchy.org/rite/dch2.html.
- ^ Йонан, Габриэле. «Ассирийцы_сегодня_Culture_Language_Nationalbew» . Academia.edu (на немецком языке).
Ссылки
[ редактировать ]- Хуглунд, Эрик (2008). «Общество и его окружающая среда» (PDF) . У Кертиса, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик (ред.). Иран: страновое исследование . Серия региональных справочников. Библиотека Конгресса США , Отдел федеральных исследований (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия : Типография правительства США . стр. 81–142 . ISBN 978-0-8444-1187-3 . Проверено 13 октября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Иден Наби, «Ассирийцы Ирана: воссоединение «Миллата», 1906–1914», Международный журнал исследований Ближнего Востока, 8. (1977), стр. 237–249.
- Иден Наби, «Иранские пограничные национальности: курды, ассирийцы, белуджи и туркмены», «Советские азиатские этнические границы», под редакцией МакКэгга и Сильвера (Нью-Йорк, Pergamon Press, 1979).
- Иден Наби, «Христианская ассирийская архитектура Ирана», Новости – Центр изучения мировых религий Гарвардского университета (весна 1998 г.), том. 5, нет. 2, с. 7, 10.
- Иден Наби, «Иштар: документирование кризиса в ассирийской иранской общине», МЕРИЯ, 4 октября (2006 г.) https://web.archive.org/web/20090124055153/http://meria.idc.ac.il/journal /2006/issue4/Naby.pdf