Симко Шикак
Симко Шикак | |
---|---|
Самко Шакак Симко Шикак | |
Рожденный | Исмаил Ага Шикак 1887 |
Умер | |
Причина смерти | Неожиданная засада и убийство Имперскими вооруженными силами Ирана |
Национальность | курдский |
Гражданство | Каджар Иран , а позже Пехлеви Иран |
Известный | Восстание Симко Шикак (1918–1922) |
Заголовок | Вождь племени Шекак и генерал Шекак сил . |
Предшественник | Джавер Ага |
Преемник | Упразднено название |
Семья | Шекак |
Симко Шикак [ а ] родился в 1887 году, был курдским вождем племени Шекак . Он родился в известной курдской феодальной семье, проживавшей в замке Чихрик , расположенном недалеко от реки Барандуз в регионе Урмия на северо-западе Ирана . части Иранского Азербайджана, расположенные к западу от озера Урмия . К 1920 году под его контролем оказались [ 1 ] Он вел в бой курдских фермеров и несколько раз побеждал иранскую армию. [ 2 ] Иранское правительство приказало убить его в 1930 году. [ 3 ] принял участие в резне ассирийцев Хоя Симко [ 4 ] и спровоцировал резню 1000 ассирийцев в Салмасе . [ 5 ]
Семейное прошлое
[ редактировать ]Его семья происходила из клана Авдои племени Шекак. Шекак играли заметную роль в местной политике, занимая районы Сомай, Барадост , Котур и Чахрик . [ 6 ] Его брат Джафар Ага служил пограничным комиссаром и разбойником. По приказу генерал-губернатора в 1905 году он был убит в Тебризе. [ 6 ]
Политическая жизнь
[ редактировать ]После убийства Джафара-аги Симко стал главой сил Шикак. В мае 1914 года он присутствовал на встрече с Абдурреззаком Бедир-ханом , который в то время был курдским политиком, поддерживаемым русскими . [ 7 ] Иранское правительство пыталось убить его, как и других членов его семьи. В 1919 году Мукаррам уль-Мольк, губернатор Азербайджана, разработал заговор с целью убить Симко, отправив ему подарок со спрятанной в нем бомбой. [ 8 ]
Симко также был в контакте с курдскими революционерами, такими как Сейед Таха Гилани (внук шейха Убейдуллы , который восстал против Ирана в 1880-х годах). Сейед Таха был курдским националистом, который вел пропаганду среди иранских курдов за объединение Иранского Курдистана и Турецкого Курдистана в независимое государство. [ 9 ]
Совместно с османской армией он организовал резню в Хафтеване в феврале 1915 года, в ходе которой было убито 700–800 армян и ассирийцев . [ 10 ]
Симко Шикак восстал
[ редактировать ]В марте 1918 года под предлогом встречи с целью сотрудничества Симко организовал убийство Ассирийской церкви Востока патриарха Мар Шимуна XIX Беньямина , устроив засаду на него и его 150 охранников, когда Мар Шимун садился в его карету. По словам очевидца Даниэля д-Малика Исмаила, в это время было украдено патриаршее кольцо, а тело патриарха было обнаружено только несколько часов спустя. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Битва при Чаре
[ редактировать ]16 марта после убийства Мар Шимуна ассирийцы под командованием Малика Хошабы и Петроса Элиа из База атаковали крепость Симкоса в Харе, в которой Симко потерпел решительное поражение. [ 14 ]
К лету 1918 года Симко установил свою власть в регионе к западу от озера Урмия . [ 15 ]
В это время правительство Тегерана пыталось достичь соглашения с Симко на основе ограниченной курдской автономии . [ 16 ] Симко организовал сильную курдскую армию, которая была намного сильнее, чем правительственные силы Ирана. Поскольку центральное правительство не могло контролировать его деятельность, он продолжал расширять территорию, находящуюся под его контролем, и к 1922 году города Бане и Сардашт оказались под его управлением. [ 17 ]
В битве при Сари-Тадж в 1922 году силы Симко не смогли противостоять натиску иранской армии в районе Салмаса и были окончательно разбиты, а замок Чари был занят. Численность сил иранской армии, направленных против Симко, составляла 10 000 солдат. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Восстания Симко некоторые рассматривают как попытку могущественного вождя племени установить свою личную власть над центральным правительством во всем регионе . [ 19 ] элементы курдского национализма , историки сходятся во мнении, что они едва ли были достаточно выражены, чтобы оправдать утверждение о том, что признание курдской идентичности было основным вопросом в движении Симко. Хотя в этом движении присутствовали [ 19 ] В нем не было какой-либо административной организации, и Симко интересовался в первую очередь грабежом . [ 19 ] В результате нападений пострадали не только правительственные силы и некурды, но и курдское население также подвергалось грабежам и нападениям. [ 19 ] Люди Симко, похоже, не испытывали никакого чувства единства или солидарности с другими курдами. [ 19 ] По словам курдолога и иранолога Гарника Асатряна : [ 20 ]
В новейший период курдской истории решающим моментом является определение характера восстаний конца XIX и вплоть до XX века – от восстания шейха Убайдуллы до мятежа Симко (Симитко). В целом обозначение этих событий как проявлений курдской национально-освободительной борьбы против турецких или иранских угнетателей является важным элементом идеологии курдских создателей идентичности. (...) Поскольку курдский конгломерат, как я сказал выше, далеко не является однородным образованием – ни этнически, ни культурно, ни лингвистически (...) – основной компонент национальной доктрины курдских творцов идентичности всегда был оставалась идея единого образа одной нации, наделенной соответственно одним языком и одной культурой. Химерическая идея этого воображаемого единства в дальнейшем стала основой формирования курдской идентичности, что привело к созданию фантастической этнической и культурной предыстории, искажению исторических фактов, фальсификации лингвистических данных и т. д.
С другой стороны, военная победа Реза-шаха над Симко и вождями тюркских племен положила начало эпохе репрессий по отношению к неперсидским меньшинствам . [ 19 ] С националистической точки зрения восстание Симко описывается как попытка создать курдский племенной союз в поддержку независимости. [ 21 ] По мнению Камаля Сулеймани, Симко Шикак может находиться «в рамках курдского этнонационализма». [ 22 ] По словам политолога Хамида Ахмади: [ 23 ]
Хотя вооруженное противостояние Реза-шаха с вождями племен в разных частях Ирана было истолковано как пример этнического конфликта и этнического подавления со стороны иранского государства, на самом деле это было скорее конфликт между современным государством и традиционной социально-политической структурой доисторического государства. -современной эпохи и в меньшей степени касался вопросов этнической принадлежности и этнических конфликтов. Хотя некоторые марксистские политические активисты (см. Набдель 1977) и этнонационалистические интеллектуалы различных иранских групп (Ghassemlou 1965; Hosseinbor 1984; Asgharzadeh 2007) представили эту конфронтацию как результат этноцентрической политики Реза-шаха, никаких действительных документов, подтверждающих это, представлено не было. этот аргумент. Недавние документальные исследования (Борзуи 1999; Занд-Мокаддам 1992; Джалали 2001) убедительно показывают, что конфронтация Реза-шаха с белуджами Дастом Мохаммад-ханом , курдом Симко и арабским шейхом Хазалом была всего лишь проявлением государственно-племенного антагонизма и ничем иным. . (...) В то время как курдские этнонационалистические авторы и комментаторы пытались построить из него образ националистического героя, местные курдские первоисточники отражают прямо противоположное, показывая, что его широко ненавидели многие простые и крестьянские курды, которые пострадали от его жестокого подавления курдские поселения и деревни.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Дальман, «Политическая география Курдистана», Евразийская география и экономика , стр. 271-299, № 4, Том 43, 2002. стр. 283
- ^ Б. О'Лири, Дж. МакГарри, Будущее Курдистана в Ираке , University of Pennsylvania Press, 355 стр., ISBN 0-8122-1973-2 (см. стр. 7)
- ↑ М. М. Гюнтер, Курдский вопрос в перспективе , Мировые дела, стр. 197-205, № 4, Том. 166, весна 2004 г. (см. стр. 203).
- ^ Джон Джозеф, «Современные ассирийцы Ближнего Востока: встречи с западными христианскими миссиями, археологами и колониальной властью (Исследования христианской миссии) (в твердом переплете)», BRILL, 2000. стр. 147: «Симко и его люди бежали в Хой, где они приняли участие в резне ассирийцев.
- ^ Мария Т.О'Ши (2004). В ловушке между картой и реальностью: география и восприятие Курдистана . Нью-Йорк. п. 100. ИСБН 0-415-94766-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б М. Че. Хоутсма, Э. ван Донзель, Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 , 1993, ISBN 90-04-08265-4 , с. 290
- ^ Кизер, Ханс-Лукас; Андерсон, Маргарет Лавиния; Байрактар, Сейхан; Шмутц, Томас (11 июля 2019 г.). Конец османов: геноцид 1915 года и политика турецкого национализма . Академик Блумсбери. п. 71. ИСБН 978-1-78831-241-7 .
- ^ Хэндрен, Дилан (2 февраля 2009 г.). «Восстание Симко-аги» . Курдмания (на немецком языке) . Проверено 23 февраля 2009 г.
- ^ Ф. Кашани-Сабет, Frontier Fictions: Формирование иранской нации, 1804-1946 , 328 стр., IB Tauris, 1999, ISBN 1-85043-270-8 стр. 153.
- ^ Гонт, Дэвид (2006). Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны . Горгиас Пресс. стр. 81, 83–84. ISBN 978-1-59333-301-0 .
- ^ Хоутсма, М.Т.; ван Донзель, Э. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . п. 118. ИСБН 90-04-08265-4 .
- ^ О'Ши, Мария Т. (2004). В ловушке между картой и реальностью: география и восприятие Курдистана . Нью-Йорк: Рутледж. п. 100. ИСБН 0415947669 .
Позже Симко организовал убийство Мар Шамона, ассирийского патриарха, в марте 1918 года под предлогом встречи для обсуждения сотрудничества.
- ^ Нисан, Мордехай (2002). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения (2-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 187. ИСБН 0786413751 .
Симко, их лидер в Иране, пригласил Мара Шимона на конференцию в Кунехшехре, к западу от Салмаса, поцеловал его, а затем предательски убил несторианского патриарха и его людей.
- ^ Исмаэль, Яку Д'Малик (13 ноября 2020 г.). Ассирийцы и две мировые войны: ассирийцы с 1914 по 1945 год . Рамон Майкл. п. 152.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ WG Elphinston, Курдский вопрос , Международные отношения, Том 22, № 1, стр. 91-103, 1946. p. 97
- ↑ Курды в Иране. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Дэвид МакДауэлл, 1991.
- ^ Ф. Кухи-Камали, «Национализм в Иранском Курдистане» в книге «Курды: современный обзор» , изд. П.Г. Креенбрук и С. Сперл, 252 стр., Routledge, 1992, ISBN 0-415-07265-4 стр. 175, 176
- ^ С. Кронин, «Риза-шах и распад власти Бахтияри в Иране, 1921-1934», Иранские исследования , Vol. 33, № 3-4, стр. 349-376, лето-осень 2000 г. с. 353
- ^ Jump up to: а б с д и ж Видеть:
* Энтессар, Надер (2010). Курдская политика на Ближнем Востоке . Лэнхэм: Книги Лексингтона . п. 17. ISBN 9780739140390 . OCLC 430736528 .
* Креенбрук, Филип Г.; Сперл, Стефан (1992). Курды: современный обзор . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж . стр. 138–139 . ISBN 9780415072656 . OCLC 24247652 . - ^ Асатрян, Гарник (2009). «Пролегомены к изучению курдов». Иран и Кавказ . 13 (1): 65–66. дои : 10.1163/160984909X12476379007846 .
- ^ Смит, Б. (2009). «Земля и восстание: курдский сепаратизм в сравнительной перспективе» (PDF) . Рабочий документ .
- ^ Сулеймани, Камаль (июнь 2017 г.). «Курдский образ в государственной историографии: случай Симко». Ближневосточные исследования . 53 (6): 950. дои : 10.1080/00263206.2017.1341409 . S2CID 148644922 .
- ^ Ахмади, Хамид (2013). «Политические элиты и вопрос этнической принадлежности и демократии в Иране: критический взгляд». Иран и Кавказ . 17 (1): 84–85. дои : 10.1163/1573384X-20130106 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 72 лет со дня рождения Симко , 2002 г. (на курдском языке)